40 й день после. Можно ли сорок дней поминать раньше? Какое поминовение усопших является самым важным


Когда близкий человек еще не переступил порог вечности, его родственники всячески пытаются оказывать знаки внимания, предлагать свою посильную помощь. В этом проявляется долг исполнения любви к ближнему, вменяющийся в обязательную ответственность христианским вероучением. Но человек не вечен. Для каждого наступает момент . Однако, этот переход из одного состояния личности в другое не должен быть ознаменован оставлением памяти об . Человек жив, пока его помнят. Религиозной обязанностью является организация поминальных обедов в память об для всех, кто знал последнего при жизни.

Смысловое значение 9 дня после смерти человека

Согласно православному вероучению, душа человека бессмертна. Этот подтверждается практикой в христианской традиции. Церковное Предание учит, что первые три дня после смерти душа пребывает на земле в тех местах, которые были ей особо любимы. Затем она возносится к Богу. Господь показывает душе райские обители, в которых блаженствуют праведники.

Личностное самосознание души умиляется, она дивится увиденному, а горечь от покидания земли уже не является настолько сильной. Это происходит в течение шести дней. Затем ангелами душа вновь возносится на поклонение Богу. Получается, что это девятый день, в который душа во второй раз видится со своим Творцом. В память об этом Церковь устанавливает поминки, на которых принято собираться в узком семейном кругу. Заказывается поминовение в храмах, возносятся молитвы Богу о помиловании умершего. Существует утверждение, что нет ни одного, кто прожил и не согрешил. Также смысловым значением числа девять является память Церкви о соответствующем числе ангельских чинов. Именно ангелы сопутствуют душе, показывая ей все красоты рая.

Сороковой день - время частного суда души

По истечении девяти дней душе показываются адские обители. Она наблюдает весь ужас неисправимых грешников, ощущает страх и трепет перед увиденным. Затем на сороковой день вновь возносится к Богу на поклонение, только в этот раз еще и происходит частный суд над душой. Эта дата всегда почитается самой важной в загробной участи умершего. Нет традиции переноса поминок, на какой бы день они ни пришлись.

Душа подвергается суду за все дела, совершенные человеком при жизни. И после этого определяется место ее пребывания до момента второго пришествия Христова. Особо важно в эти дни совершать молитвы и творить милостыню в память о покинувшем этот мир родственнике или знакомом. Человек просит Бога о помиловании, возможности дарования блаженной участи умершему человеку.

Число 40 имеет и свое значение. Еще в Ветхом Завете предписывалось хранить память об умершем 40 дней. В новозаветные времена можно провести смысловые аналогии с Вознесением Христовым. Так, именно на 40 день после Своего воскресения Господь вознесся на небо. Эта поминальная дата является также и памятью о том, что человеческая душа после смерти вновь отправляется к своему Отцу Небесному.

В целом проведение поминок является актом милосердия к живым людям. Предлагается обед, как милостыня в память об усопшем, совершаются иные обряды, свидетельствующие о вере человека в бессмертие души. Это является и надеждой на спасение каждой отдельно взятой личности.

Почему именно 40 день после смерти так важен для христиан? Чем 40 день отличается от 39 или 41, если человек после смерти переходит в вечность? Что происходит с душой после смерти и откуда Церковь это знает? Бывает трудно разобраться во всех обрядах, правилах и традициях, связанных с 40 днем. А между тем, для усопшего это один из самых важных дней в его жизни – определяется участь души до Страшного суда.

Для Бога один день как тысяча лет, и наше время относительно: мы знаем, что в вечности, для умершего, времени не существует. 40 дней важны для нас, живых, в первую очередь как некий ориентир, чтобы мы находясь здесь, на земле, молились за новопреставленного. Поскольку и от нас, его близких, от нашей любви и милосердия зависит, какой будет для усопшего наступающая вечность.

В течение 40 дней все, кому дорог новопреставленный, призваны с особым вниманием относится к своей собственной жизни: стараться воздерживаться не только от греховных поступков, но и от недобрых намерений, праздных впечатлений. Но у каждого из нас своя мера, в том числе и молитвы. Безусловно, православные христиане ежедневно стараются идти за Христом, но в течение 40 дней после смерти мы отвечаем уже не только за себя. Неужели возможно уйти от необходимых хлопот, связанных с 40 днем, чтобы спокойно молиться об усопшем, служить Богу и ближним?

Исходя из своих обстоятельств, способностей и возможностей мы стараемся помочь умершему и его родным, которых, случается, накрывает скорбь до такой степени, что сложно разобраться, как правильно подготовиться к 40 дню. Различные жизненные ситуации и самые актуальные вопросы священникам о 40 днях после смерти – в подборке «Фомы».

Что происходит с душой на 40 день после смерти?

На 40 день после смерти определяется место пребывания души в вечности вплоть до Страшного суда. Это называется «частный суд», когда Бог определяет место, где душа будет находиться. Особенно нужны молитвы живых об ушедшем человеке, если нераскаянные грехи таковы, что в душе нет места для светлой вечности. Тогда мы можем помочь новопреставленному деятельно: молитвой, милостыней в память о нем, добрыми делами, участием в таинствах.

Частный суд предполагает встречу человека с самим собой – таким, каким он призван был быть в замысле Божием о нем. Когда человеку открываются эти горизонты святости и благодати, ему становится стыдно за то, каким он пришел на это суд. За все свои падения и страсти, низости и самооправдания, за убитое время и вычеркнутых из его сердца людей, которых он призван был не отвергнуть, но отогреть своей любовью и вниманием. Бесы предъявляют свои права на его душу. Ангелы защищают ее.

Господь же по великому Своему милосердию ищет в этой душе хотя малую крупинку подлинной жизни, хотя бы искорку настоящей веры, хотя бы намерение выйти из своего внутреннего ада навстречу ближним и Богу – ищет, чтобы восполнить эту крупинку жизнью вечной, раздуть эту искорку в пламя духа, умножить это покаянное намерение на Свою готовность прощать и утешать раскаявшегося грешника. И если человек жил по правде Божией, Ему открываются тайны Царствия Божия, он восходит от славы в славу в общении со Христом и удивляется из вечности нашей скорби о нем. А если нет, то тем более он надеется там на наши молитвы. Ибо обновить свою душу покаянием за чертой смерти человеку уже не дано.

Где находится душа 40 дней после смерти?

Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, ответственный за храм иконы Божией Матери “Милующая” при Морозовской детской больнице г. Москвы

Этот вопрос до конца неизвестный, но по церковному преданию, согласно традиции мы знаем, что в течение 40 дней душа проходит некоторые испытания, мытарства, бесы могут приступать к этой душе с какими-то обвинениями. На 40 день после смерти происходит частный суд над душой новопреставленного, определяется то место, где она будет пребывать до всеобщего воскресения из мертвых: в раю или в аду.

40 дней мы особенно усиленно молимся за человека, потому что душа еще находится в некотором странствии, и наши молитвы, конечно, помогают ей достичь Царствия Божия. Безусловно, очень хорошо делать добрые дела в память об усопшем. Можно подавать милостыню от имени новопреставленного. Кто-то помогает церкви, кто-то помогает конкретному человеку и просит его молитв. Уместно любое доброе дело, которое вы сами чувствуете, что можете совершить.

Куда уходит душа после 40-го дня?

Душа после 40-го дня уходит в то место, которое уготовал ей Господь в зависимости от того, что успела эта душа приобрести здесь, на земле. Какую она приобрела любовь, какие совершила добрые дела, как соблюдала заповеди Божии? Какова эта душа была как христианка, насколько она приблизилась к Богу? Все это учитывается и в зависимости от наличия добродетелей определяется место для души новопреставленного после 40-го дня, хотя оно и считается временным. Это место для души до Страшного суда, когда вновь будет судиться Господом каждый человек и коогда уже будет окончаательно определено место для пребывание души в вечности.

Человек двусоставен, состоит он из тела и души. В нашем материальном мире тело пребывает нераздельно с душой. Здесь, в четырехмерном пространстве (это трехмерная система координат плюс вектор времени, в котором происходят те или иные изменения) душа нераздельна с телом. Но одновременно человек своей душой находится в ином мире, вне нашей материальной системы координат. Поэтому бесполезно искать место души во вселенной – к иному миру не применимы наши понятия.

Из церковного Предания мы знаем, что Промыслом Божиим некоторым людям были открыты те или иные сведения об ином мире: райских обителях или аде. В священном Писании апостол Павел говорит о том, что некий человек был восхищен до третьего неба. По традиции считается, что он так говорил о самом себе. Но даже то, что он там видел, он не мог потом рассказать другим людям, потому что человеческий речевой аппарат и те понятия, которыми мы оперируем здесь, на земле, не применимы к тому, что есть в Царствии Божием.

Почему Господь дает возможность тем или иным людям посетить иной мир и потом вернуться, мы не знаем. Скорее всего, это нужно для покаяния и для утверждения других людей в вере. Но все это происходит по Промыслу Божию. Если то или иное нужно именно вам для спасения, то это произойдет. Искусственно, самостоятельно устанавливать связь с иным миром ни в коем случае нельзя. Об этом говорит и Писание, и Предание, и поучения Святых отцов Церкви. Пытаясь установить связь с потусторонним миром мы проявляем свою гордныню, своеволие, желая не по воле Божией, а своим хотением установить “контакт”. Может получиться так, что через проявление своей гордыни, человек попадет в лапы дьявола и потом может совсем повредиться, потому что с силами зла шутки плохи. Опасны и контакты с различного рода магами, которые утверждают, что могут установить контакт с потусторонними силами. Из церковного Предания мы точно знаем, что все эти связи могут быть только с миром падших духов, что очень опасно и греховно, этого делать ни в коем случае нельзя.

Библия о 40 днях после смерти

иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании “Сретение”, клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы

Библия говорит о Вознесении Спасителя на 40-й день после Пасхи. Исходя из этого факта Церковь полагает, что и душа христианина в эти сроки обретает место вечного упокоения до всеобщего восстания из мертвых. Именно тогда совершится Страшный суд, дающий надежду на то, что благодаря молитвам Церкви об усопших они смогут возрасти в большей радости богообщения по бесконечной милости Божией.

Для библейской традиции телесность человека не проклятие, как у язычников, а благословение. И если душа живет вечно, то тело человека – это дом, который призван стать храмом. “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?”, - говорит христианам апостол Павел (1 Кор 6:19). Несколько секунд после зачатия или за мгновения до смерти - человек всегда не только что , но именно кто . Поэтому для верующих людей любая личность, вне зависимости от ограниченности своих способностей (неизлечимо больной ребенок или пожилой), все равно человек, душа которого будет жить вечно. Отсюда понятно, почему Церковь выступает против абортов и эвтаназии, которые прерывают существование не неразумного животного (конгломерата клеток), но человека, пусть в самом начале или конце его жизни.

Как считать 40 дней после смерти?

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Я знаю, как благословляли люди духовные, которые молились и имели авторитет. Они говорили, что если человек умер в первой половине дня, тогда этот день считать за первый. Если человек умер ближе к вечеру, во второй половине дня, тогда отсчет можно начинать со следующего дня. И так до 40-го дня – простой механический подсчет.

Все равно у Господа один день как тысячи, поэтому время это условное. В 40 день, даже накануне, на 39-й, принято молиться Богу за этого человека, поскольку решается его судьба, предварительная участь. Обычно накануне 40-го дня близкие люди стараются усиленно помолиться. Поэтому на 39-й день читают Псалтирь, заказывают в храме панихиду. На следующий день, 40-й после смерти,приходят в храм на литургию, подают записку об упокоении, участвуют в таинствах. И только затем планируют посещение кладбища, подготовку к поминальной трапезе и так далее.

Почему именно 40 дней после смерти?

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва

40 – это знак полноты в Священном Писании. Мы знаем, что 40 дней Моисей ждал перед тем, как получить скрижали Завета, и 40 лет водил народ по пустыне. 40 дней Господь Иисус Христос постился в пустыне прежде чем выйти на свое служение.То есть число 40 всегда считалось знаком полноты, исполнения чего-либо. Поэтому именно 40й день является сроком определения участи человека, дитя Божия, которое предстоит перед своим Отцом, обнаженное во всех своих делах, добрых и злых. Поэтому именно в 40й день Господь выносит свой нелицеприятный, справедливый и одновременно любящий суд над душой новопреставленного.

Для Бога один день как тысяча лет. Душа ушедшего от нас уже существует в вечности, и это наши цифры и сроки – 9 дней, 40 дней – важны для нас в первую очередь как некий ориентир. Мы знаем, что после смерти есть некий период, примерно соответствующий нашим земным 40 дням, когда происходит промышление Божие о душе человека. И если многие близкие молятся о душе усопшего в этот период, Господь может смягчить свой суд о нем, даже если человек не заслужил своими делами милосердного отношения. Но Господь как милостивый Отец склоняется и слышит наши просьбы к Нему, наши молитвы.

Математические вычисления не влияют на “правильность” поминовения: вот если в этот день собрались и помянули, то “все будет у него хорошо”, а если пропустили или не успели, то “ужас-ужас”. Конечно же, это ограничение милосердия Божия. Даже отпевание, совершенное не перед погребением, а после, будет действенно в очах Божиих.

Как поминать на 40 день после смерти?

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Для умершего человека 40 день после смерти – очень важный, один из самых главных в его жизни. Понятно, что наше время и вечность, в которой времени не существует, это все большая условность, но тем не менее, для нас Господь определил именно таким образом, чтобы мы исходя из своего времени, находясь здесь, на земле, молились особенно за новопреставленного. Это важно, потому что решается предварительная участь усопшего, наступает предварительный суд над душой. Поэтому обязательно нужно в течение 40 дней усиленно молиться за эту душу, поминать ее на 9-й день, когда душа из райских обителей переходит и ей показывается ад. И особенно молиться перед 40-м днем: обязательно нужно заказать обедню (когда частица за этого человека погружается в кровь Христову с молитвой, омыть грехи этого человека) и панихиду в храме – это самое главное.

Нужно и самим потрудиться, родственникам, почитать Псалтирь за новопреставленного перед 40-м днем. И если есть возможность, можно раздать милостыню о упокоении души этого человека, накормить нуждающихся, устроить поминальную трапезу, на которую собираются люди знавшие или не знавшие умершего. Сейчас по традиции собираются знакомые новопреставленного, где они вкушают пищу с благоговением и возносят молитвы об упокоении души человека.

Конечно, можно было бы накупить еды и раздать ее бездомным, но даже они сейчас далеко не христианского вида, это не нищие и странники прежних времен в большинстве случаев. Понятное дело, что мы приносим это дело любви Богу в первую очередь, но будут ли эти бездомные с благоговением молиться о новопреставленном, никто не знает. И нам разбирать это смысла нет.

Что значат 40 дней после смерти?

40 дней – это священное число дней из Ветхого завета. 40 – это всегда прохождение каких-то испытаний: 40 лет в пустыне моисей водил народ, 40 дней постился Спаситель перед выходом на служение, 40 дней очищения после рождения человека. Поэтому, возможно, и 40 дней “перенеслось” как некоторый испытательный срок и на период после смерти.

Считается, что на 40-й день после смерти определяется участь человека: он попадает в преддверие рая или ада до Страшного суда. Но эта участь еще может быть изменена по молитвам Церкви. В течение 40 дней проходит испытание его жизни, о чем нам известно из Предания, из разных явлений. В Писании никаких указаний на это нет. У Святых отцов мы можем прочитать о том, что души праведников восходят на небо мгновенно, видимо, для них этих 40 дней испытаний не существует.

На 40-й день о человеке последний раз молятся именно как о новопреставленном, совершают заупокойное поминовение, поминки.

Что нельзя делать 40 дней после смерти?

Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании “Сретение”, клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы

40 дней после смерти – особое время, когда определяется участь души усопшего до Страшного Суда. И какой будет для нее эта наступающая вечность, отчасти зависит от нас, от нашей молитвы, любви и милосердия. Поэтому в эти дни после смерти, до 40-го дня, надлежит с особым вниманием относится ко всем движениям своей души. Стараться воздерживаться не только от греховных поступков, но и от самих намерений, злых и грязных мыслей, не должных впечатлений и эмоций. Конечно, это общая задача всей нашей жизни. Но во дни сорокоуста, то есть в течение 40 дней после смерти, мы отвечаем уже не только за себя и тем самым тем более призваны не оставлять молитвенное правило, никого не обижать, даже не злиться и раздражаться втайне, не впадать в плотские грехи, изменяя супругу или супруге даже в мыслях, не завидовать, не превозноситься, не отдавать свое время кумирам и идолам, будь то гаджеты, шопинги или иные соблазны, в общем, всему находить свою меру, во главу угла ставя служение Богу и ближнему. А уж если это не удалось, не откладывая просить прощения у Господа и людей, пострадавших от нас, чтобы в мире молиться об усопшем.

40 дней после смерти: обряды

На 40 день мы в первую очередь должны думать об усопшем. Ему нужны наши молитвы, как в храме, так и дома. Наши дела милосердия, совершаемые в память о нем, согласно Преданию Церкви, приносят пользу его душе. Поэтому главное, что мы должны сделать на 40 день после смерти близкого человека – это собраться вместе в храме или на кладбище на панихиду и помолиться об упокоении души новопреставленного.

Традиционно на 40 день устраиваются поминки. Поминки в христианском понимании – это доброе дело ради памяти человека, перешедшего в вечность. Но часто они обрастают множеством дополнительных обычаев, основанных на суевериях. К сожалению, случается, что требования к трапезе становятся камнем преткновения среди разных поколений родственников. Обряды и правила не должны мешать проявлению любви, исполнению заповедей, тем более, когда мы совершаем их ради усопшего. С одной стороны, не стоит зацикливаться на всевозможных бытовых ритуалах, с другой, если это важно для ваших родственников, можно, ради мира, не огорчать их спорами на эту тему.

Однажды я видел такую ситуацию, когда очень умный и известный священник говорил со своим отцом. Много лет они поминали родных и близких, оставляя эту самую “рюмочку с хлебушком”. Мы знаем, что в послевоенное время убитых поминали рюмкой водки в 200 грамм, эти самые “фронтовые”, которые давали перед боем, и кусочком черного хлеба. То, что было у практически свято у ветеранов. Это превратилось в незыблемый обычай, освященный смертью тех, кто пожертвовал своей жизнью за других.

Отец того священника верил в Бога по-своему. И спустя много лет он сказал сыну: “давай, знаешь что, не будем поминать в этот раз водкой, потому что неправильно это как-то”. И я видел радость того священника. Он много лет ждал, пока отец сам это скажет. Он боялся сделать замечание отцу.

Как часто мы знаем, как поступать правильно, но это правило может убивать человека. В конце-концов можно вспомнить, как Христос пришел в Кану Галилейскую и сидел вместе со всеми, праздновал, хотя и давал обет не пить спиртного. Но когда даже вина не хватило у молодых и очевидно, не очень богатых, он претворил воду в вино. То есть человечность на первом месте для Бога. А мы очень часто забываем об этой человечности. Поэтому если эта рюмка водки и черный хлебушек помогут нам (знающим, что не гоже поминать спиртными напитками усопших) быть человечнее и показать это тем, кто еще не обрел Христа, то пусть останется эта рюмка с хлебом. Важно, чтобы человек пришел в Церковь, не оттолкнуть его нашими “правилами”, чтобы у него не вырвалось: “Ах, вы забрали поминальную рюмку с хлебом?? Не пойду я к вам, бесчеловечные!”

Обряды, правила, традиции не должны заслонять главный смысл того, что мы делаем. И, если они носят совсем языческий, суеверный характер, конечно, для христиан они не приемлемы. Если у вас есть сомнения, соответствует тот или иной обычай нашей вере, лучше всего уточнить это в личной беседе со священником.

40 дней после смерти: правила

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва

Суеверий, связанных с темой 40 дней, существует масса и я не особенно искушен в них. Наверное, бессмысленно занавешивать зеркала или не резать круглое. Этот день хорошо начать с посещения храма, прийти пораньше, чтобы исповедоваться и принять участие в литургии. За литургией попросить священника помянуть вашего усопшего. после литургии можно попросит послужить панихиду или короткую литию. Затем можно поехать на кладбище, привести в порядок могилку, совершать там краткую молитву.

Можно собрать родственников, гостей, устроить застолье. Не будем здесь говорить о том, что напиваться не нужно: напиваться не нужно не только в этот 40-й день, а в любом случае.

Если 40-й день выпадает на будни, то можно все эти мероприятия перенести на ближайший выходной или тот день, когда будет такая возможность.

40-й день мы почитаем потому что Христос, Который был совершенным Человеком (Он был Богочеловеком, но совершенным Человеком он был в полной мере), на 40-й день вознесся. Поэтому мы верим, что душа человека после смерти каким-то образом 40 дней пребывает здесь, вместе с нами.

Что можно делать через 40 дней после смерти?

Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании “Сретение”, клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы

Через 40 дней смерти мы можем продолжать поминать усопшего во время службы в храме, жить церковной жизнью, причащаться, а дома келейно читать Псалтирь об усопшем.

Поминки на 40 день после смерти

Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва

Хорошо, когда родные и близкие могут накануне 40-го дня прийти в храм, чтобы подать записки и исповедаться, а в самый 40й день причаститься, помолиться об усопшем в храме и на кладбище. Это гораздо важнее собственно застолья и поминок, зачастую суетой своей заполняющих все время, которое стоило бы посвятить молитве о новопреставленном.

Важно, чтобы поминки молитвенно объединяли тех, кому дорог усопший, чтобы мирный, благоговейный настрой сохранялся не только в храме и на кладбище, но и передавался в том числе и тем, кто смог прийти только на поминки.

Что делают на 40 день после смерти?

Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва

Во-первых важно, чтобы родные и близкие люди, друзья усопшего, пришли в храм и помолились о нем. Самое лучшее, что мы можем сделать в 40й день после смерти – это молитва на литургии тех, кто готовится причаститься, понимая, насколько этот день важен для умершего.

И только во-вторых мы думаем о том, что молящимся хорошо получить угощение от его имени. Новопреставленному важно, чтобы в этой нашей жизни была радость. И своей смертью он хочет доставить не только печаль своим близким и родным, но и утешение. Поэтому на 40 дней родственники и все, кто желает им помочь, готовят трапезу. Особого меню для поминок не существует: приготовить можно все продукты, которые уместно поставить на стол. От постных до непостных, что зависит от конкретной даты и церковного календаря. Главное, чтобы те, кому дорог усопший, смогли собраться и помянуть.

Я противник поминания усопших спиртным. Потому что очень часто был свидетелем того, как спиртное обезображивает человеческий облик поминающих, и заканчиваются поминки головой в салате. Люди упиваются, позволяют себе вольности, непристойное поведение и слова, и поминки превращаются из молитв и добрых слов об усопшем в перебранку и чуть ли не драку. безусловно, это недопустимо.

Если представить себе идеальный 40й день, то это такой, когда все родственники, близкие и друзья начинают его в храме, исповедуются и причащаются, молятся об усопшем на панихиде, затем едут на кладбище и собираются дома на поминки.

Молитва на 40 дней

Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва

Не существует специальных молитв для 40-го дня. Хорошо, если близкие усопшего найдут возможность подготовиться к причастию на 40й день после смерти близкого. Тогда они еще накануне придут в храм для исповеди, а в 40-й день смогут молиться на литургии о новопреставленном, затем закажут краткую литию или панихиду. Текст литургии (в котором есть и молитва об усопших) и текст заупокойной службы (литии или панихиды) доступны на сайте журнала “Фома”. Можно ознакомиться с ними накануне и уточнить все, что не понятно, у священника того храма, в который вы обычно ходите.

Какие молитвы читают после 40-го дня?


Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва

Верующий человек, христианин, читает утренние и вечерние молитвы ежедневно. И в конце утреннего правила есть поминовение родных и близких, живых и усопших. Читать утреннее правило и поминать в конце его своих усопших – это минимум, который может быть в жизни христианина. В воскресный день, приходя на литургию, мы можем подавать записки, чтобы поминать тех, кого мы хотим. Если у человека особое переживание горя, то как раз на литургии в воскресные дни можно молиться о своем усопшем близком человеке.

Лучше всего, если вы сможете подойти к священнику в храме и рассказать о том, что беспокоит именно вас. У каждого из нас своя мера, в том числе и молитвы. И сложно дать универсальный совет, особенно если человек испытывает потребность в дополнительной, сугубой молитве об усопшем. В беседе со священником легче понять меру и что-то более конкретное посоветовать.

Чаще всего мы читаем по усопшему Псалтирь, где внутри каждой кафизмы вставляем после каждой “Славы” определенную молитву об усопшем. Это самая распространенная форма дополнительного поминовения усопших. Но здесь важно понимать, что в духовной жизни первостепенны принципы постоянства и постепенности. если понять, сколько человек может молиться, то нужно стараться этому следовать. Иначе человек может набрать сверх своих сил, неподготовленный, то потом, к сожалению, он может все бросить. Сначала будет много, а потом – совсем ничего не останется от молитвы. Это, конечно же, плохо. Поэтому так важен духовный совет и следование собственной мере. Лучше всего это определяется в беседе со священником, а в идеале – с духовником.

40 дней после смерти: традиции

Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва

40 дней – это некоторая десятина года. У аввы Дорофея об этом написано. 40 дней – наша жертва Богу, та сугубая молитва, которая совершается церковью за усопшего.

Меня иногда спрашивают, нужно ли завешивать зеркала на в течение 40 дней после смерти. Вопрос интересный, совершенно не мистический, хотя и многие пытаются говорить о какой-то магии. Это делается для того, чтобы не развлекаться эти 40 дней. Еще 100 лет назад зеркало было развлечением. Тогда не было телевизора и радио. Сейчас я бы сказал: на 40 дней отключи интернет, а время, оставшееся от посещения соцсетей, посвяти молитве о твоем близком и родном человеке. Вот это будет все равно, что “зановесить зеркала”.

Есть еще языческий обычай “кормления души усопшего”, который не принимаем в православии. Древние римляне (и многие до сих пор!) считали, что душа находится на могиле и ее надо покормить. Поэтому оставляли еду на могиле и лили спиртной напиток на могилу, чтобы душа могла попитаться. Мы говорим о том, что душа усопшего отходит ко Христу и самое для нее важное и лучшее “питание” – это просьбы к Богу, о том, чтобы Господь оказал милосердие и невзирая на вольные или невольные согрешения усопшего, принял его к себе. Здесь уже не нужны никакие физические вещи: пища, тряпки какие-то, чтобы одеться. Усопшему это не нужно. В другой мир он с собой не возьмет это. А вот еду хорошо было бы отдать нищим.

Правда ли, что нельзя бриться 40 дней после смерти?

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново, г. Москва

Впервые слышу, что нельзя бриться 40 дней после смерти. Глупость какая-то! Следуя этой глупости давайте тогда не мыться, не причесываться, не менять одежду, не стирать, не убираться, не мыть полы и прочее.

Первое, что должны сделать родственники умершего, – это подумать о себе. О том, что смерть ожидает и каждого из нас. Задуматься о смысле жизни, о вечности, и о том, чем я сейчас могу помочь умершему. А помочь я могу молитвой, которая будет полезна и мне в том числе. Есть замечательная книга Псалтырь. Вот с нее-то и стоит начать, особенно первые 40 дней после смерти родственника.

Правда ли, что нельзя убирать фото умершего до 40 дня после смерти?

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы г. Москва

Конечно, это все суеверия, можно убирать фотографию умершего до 40 дня. Простые люди считают, что душа 40 дней пребывает на земле, рядом с родственниками и в месте, в котором он жил. Поэтому оставляют не только фотографию, но и еду, не трогают вещи и еще что-то. Но никаких указаний на это нет ни в Священном Писании, ни даже в Предании Церкви. Все эти суеверия не имеют никакого значения: фотографию можно вешать сразу или вообще не убирать никуда, вещи можно раздавать или же хранить как память, использовать помещение по назначению и без ограничений. Предполагается, что в течение 40 дней душа человека проходит особое испытание и ей требуется особая молитвенная помощь, которая никак не связана с материальными вещами умершего.

Можно ли делать ремонт до 40 дней после смерти?

В православной церкви нет запрета на домашние дела до 40го дня после смерти. Но уместнее будет в этот период молиться за душу усопшего в храме и дома, заказывать панихиды, сорокоусты, читать Псалтирь, просить Творца о милости к усопшему, об очищении его души от грехов.

В Церкви не существует жестких инструкций и предписаний для таких бытовых ситуаций, как ремонт. Многое проясняется в результате простого разговора со священником, не стоит об этом забывать. В наше время мы слишком часто ищем ответы священников в интернете, тогда как гораздо эффективнее будет зайти в ближайший храм и поговорить.

Свадьбу можно проводить не раньше, чем через 40 дней после смерти?

Протоиерей Александр Чикиров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Мордовский Пимбур Зубово-Полянского района, Республика Мордовия

На такой вопрос сложно ответить на расстоянии, не зная всех ваших обстоятельств. Поэтому лучше всего вам обратиться к священнику лично, чтобы описав ситуацию, вы могли уточнить все, что вас беспокоит или смущает.

Скорее всего речь идет о смерти дальних родственников. Потому что после смерти родителей, близких и дорогих жениху и невесте людей, вопрос такой задавать не будут… Традиционно мы в течение 40 дней после смерти близкого стараемся причащаться, молиться об усопшем в храме, совершаем добрые дела в его память. А свадьба обычно требует подготовки, времени и сил, поэтому лучше ее отложить на некоторое время.

Как проводят 40-й день после смерти?

Иерей Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г. Москва

Если мы думаем в первую очередь об усопшем, то к 40му дню после смерти лучше подготовиться заранее: исповедаться и причаститься. На 40й день можно пригласить священника, чтобы он послужил панихиду об усопшем, по возможности литию на кладбище. Обычно после этого накрывают поминальный стол, выбор продуктов зависит от того, есть ли пост или нет.

Усопшего не поминают спиртными напитками, хотя и нет строгого запрета на алкоголь, но человеку свойственно злоупотреблять, особенно когда эмоции и чувства на пределе и ищут “разрядки”. Поминки предполагают не только воспоминания о новопреставленном, но и поминание, чтобы все, пришедшие на трапезу, помолились о нем. Об этом часто люди забывают и получается, что поминки превращаются в некое приношение самим себе, больше похоже на саможаление “мы так его любили, а он от нас ушел”. А поминовение должно быть направлено на помощь ушедшему: мы собрали всех, накормили всех, помяните его в своих молитвах! Такова должна быть главная идея поминального стола – молитва. Поэтому все поминальные трапезы должны преследовать именно эту цель. А когда появляется на столе спиртное, к сожалению, часто люди не могут остановиться. Поэтому лучше обойтись без этого искушения, чтобы поминки не превратились в еще худшее для усопшего.

Акафист 40 дней после смерти

Общепринятая зафиксированная Церковью практика поминовения усопшего на частной молитве состоит в поминовении на утреннем и вечернем правиле, а также в чтении Псалтири с заупокойными молитвами после каждой «Славы» на протяжении 40 дней со дня смерти. Такой порядок чтения Псалтири мы находим в издании этой книги Московской патриархией в 1973 году. По словам преподобного Амвросия Оптинского: «На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень».

Таким образом лучше держаться молитвенной практики Церкви, основанной на Священном писании нежели молитвенно экспериментировать с Акафистами, многие из которых зачастую ближе к хоть и благочестивому но все же народному творчеству.

Как молиться до 40 дня после смерти

Протоиерей Геннадий Урсов, настоятель храма Архангела Михаила с. Ширингуши Краснослободской епархии Мордовской митрополии

До 40 дней мы стараемся усиленно молиться на умершего. Желательно делать это ежедневно хотя бы кратко “Помяни, Господи, душу усопшего раба твоего”. По возможности читать псалтирь, акафист за единоумершего. Родные и близкие могут заказывать обедни, сорокоусты, панихиды в монастырях и храмах. Когда уходит любимый человек, горе парализует нас, но именно молитва и просьба о ней поддерживает в первое время. Многим помогает заполнение этой “пустоты” посещение святых мест и личная молитва в церкви, потому что чем ближе мы сами к Богу, тем “громче и сильнее” наша молитва о близких. К сожалению, часто люди слишком глубоко уходят в свое горе или в бытовую суету вокруг похорон, забывая о необходимости участия в таинствах, откладывают или “не находят возможности” для исповеди и причастия.

Продолжением, частью нашей молитвы о новопреставленном являются наши добрые дела, которые могут выражаться в форме подаяния и милостыни за этого человека. Если нет финансовой возможности, мы можем пожертвовать своим временем или умениями: например, помочь многодетной семье или тем, кто нуждается в ваших умениях и силах. Конечно, верующие люди, которым вы поможете, откликнутся на вашу просьбу и будут молиться за дорогого вам усопшего.

Меню 40 дней после смерти

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы г. Москва

Смысл поминальной трапезы – будь то на 40 дней, в годовщину смерти, в день ангела усопшего – в том, что мы в память об этом человеке собираемся помолиться о его душе. Трапеза помогает сплотить людей. В наше время почему-то уделяют особое значение меню на 40 дней после смерти. Но на самом деле участь усопшего не зависит от обилия приготовленного угощения на его поминки после похорон, на 9 дней или 40 дней. На 40 день родные и друзья собираются, чтобы вспомнить новопреставленного, помолиться о нем, порадовать друг друга угощением по мере возможности. Если семья ограничена в средствах, то и самая простая еда будет уместна. В первую очередь стоит руководствоваться традициями вашей семьи, выбирая меню: если родственники не поймут отсутствие блинов, то лучше их приготовить, чтобы не обижать людей. Но само по себе меню не ничего не значит, никак не влияет на участь усопшего в вечности.

Часто в поминальной трапезой связывают кутью, коливо или сочиво – сладкое угощение, по составу практически одинаковое, которое готовят для прихожан храма, причем не обязательно в память об усопшем. Это может быть день именин живого человека или любой другой праздник. Именно отсюда пошла традиция угощать конфетками пришедших в важный для тебя день прихожан храма, прося их молитв.

Что касается еды и отношения к ней, то важно отметить, что угостить пришедших на поминки можно дома или в любом другом месте. Нет такой строгой традиции поминать усопших именно на кладбище. На могиле не стоит оставлять еду, поскольку усопший есть не будет. Лучше в этом случае накормить нищих, которых часто можно встретить рядом с кладбищем или с храмом.

Что приготовить на 40 дней после смерти

Иерей Андрей Миссюра, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Ново-Синайского мужского монастыря, г. Сунжа, Республика Ингушетия, Махачкалинская и Грозненская епархия

Готовится по обычаю коливо или кутия, которая перед поставлением на стол приносится в храм на панихиду и освящается священником. Указание на это мы находим в «Настольной книге священно-церковнослужителя» С.В. Булгакова. В остальном поминальная трапеза, устраиваемая для родных и близких умершего или в целях милосердия для нуждающихся, остается на усмотрения организаторов с учетом наличия поста в этот день и соблюдения правил христианского благочестия (большое количество алкоголя на поминках совершенно неуместно).

Лесенка на 40 дней после смерти

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы г. Москва

Действительно, существует традиция готовить, печь из теста “лесенку”, но связана она с Великим постом, с неделей, посвященной святому Иоанну Лествичнику. Подобные благочестивые обычаи готовить то или иное угощение из теста к празднику связаны, например, с памятью сорока мучеников Севастийских (пекут жаворонков) или с приготовлением кутьи как угощения.

Каким образом лесенка может быть связана с 40 днями после смерти? Богословского объяснения этого обычая точно нет. Единственное, от чего хотелось бы предостеречь, так это от магического отношения к тем или иным традициям. К сожалению, даже церковные обычаи многие воспринимают магически: например, якобы если не посыпать песочком тело покойного, то душа его “не успокоится”.

Главное, что может помочь усопшим, – это наша о них молитва. Только обращение к Богу с верой способно реально облегчить участь наших умерших близких. Потому что самое важное, что мы призваны сделать для новопреставленного – это проявить свою любовь. Если печь лесенку из теста на 40 дней было принято в вашей семье или местности, то ничего страшного в этом нет, это может быть проявлением любви к тем родственникам, для которых эта традиция важна.

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души

Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу. Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых

Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца. Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.40 дней после смерти: последний рубеж

В православной традиции третий, девятый и сороковой дни после смерти человека имеют определенное значение для его души. Но именно сороковой день имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения дата даже более трагическая, чем сам факт физической кончины.

Борьба за душу между адом и раем

Согласно православным представлениям, которые происходят из описанных в Житиях святых случаев, из богословских трудов Отцов Церкви и из канонических богослужений, душа человека с девятого по сороковой дней проходит через ряд препятствий, называемых воздушными мытарствами. С момента смерти до третьего дня душа человека пребывает на земле и может быть рядом со своими близкими или путешествовать куда угодно. С третьего же по девятый дни она пребывает в раю, где ей предоставляется возможность оценить те блага, которые Господь в награду за праведную или святую жизнь воздаёт душам в Царствии Небесном.

Мытарства же начинаются с девятого дня и представляют собой такие препятствия, в которых от самой человеческой души уже ничего не зависит. Человек изменяет соотношение своих добрых и злых мыслей, слов и поступков лишь в земной жизни, после смерти он уже не в состоянии ничего добавить или убавить. Мытарства это, по сути, «судебные состязания» между представителями ада (бесами) и рая (ангелами), имеющими аналогию в прениях между прокурором и адвокатом. Всего мытарств насчитывается двадцать, и они представляют собой те или иные греховные страсти, которым подвержены все люди. Во время каждого из мытарств бесы представляют список грехов человека, связанные с данной страстью, а ангелы оглашают список его добрых дел. Принято считать, что, если список грехов по каждому мытарству окажется солиднее списка добрых дел, то душа человека отправляется в ад, если по Божьему милосердию добрые дела не умножаются. Если добрых дел больше, душа переходит к следующему мытарству, как и в том случае, если грехов и добрых дел оказывается поровну.

Окончательное решение участи

Учение о воздушных мытарствах не является каноническим, то есть оно не входит в основной вероучительный свод Православия. Однако авторитет святоотеческой литературы привёл к тому, что вот уже на протяжении многих столетий подобные представления о посмертном пути души являются фактически единственными в рамках этой религиозной конфессии. Период с девятого по сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже по сравнению с самой смертью. Дело в том, что, по православным представлениям, на сороковой день, после прохождения мытарств и лицезрения всех ужасов и мучений, которые ждут грешников в аду, душа человека в третий раз предстаёт непосредственно перед Богом (в первый раз - на третий день, второй раз - на девятый день). И именно в этот момент решается судьба души - где её пребывать до момента Страшного Суда, в аду или в Царствии Небесном.

Считается, что к тому моменту душа уже прошла все возможные испытания, которые и должны были определить, смог ли человек своей земной жизнью заслужить спасение. Душа уже видела рай и могла почувствовать, насколько она достойна или недостойна разделить участь праведников и святых. Она уже прошла через мытарства и представляет, насколько многочисленны и тяжки её грехи. К этому моменту она должна полностью раскаяться и уповать лишь на Божью милость. Именно поэтому сороковой день после смерти воспринимается Церковью и близкими покойного как ключевой рубеж, после которого душа отправляется либо в рай, либо в ад. Необходимо усердно молиться о душе умершего, исходя как минимум из трёх мотивов. Во-первых, молитва способна повлиять на решение Господа относительно участи души: обращается внимание как на сам факт неравнодушия близких к человеку, так и на возможное заступничество перед Богом святых, которым молятся. Во-вторых, если душа всё-таки отправлена в ад, это ещё не означает для неё конечную гибель: окончательно судьба всех людей решится во время Страшного Суда, а значит, ещё есть возможность молитвами изменить решение. В-третьих, если душа человека обрела Царствие Небесное, необходимо достойно возблагодарить Бога за оказанную Им милость.

Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени поверить и придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон.

Для того, чтобы помочь душе усопшего легко покинуть материальный мир, нужно не просто знать рекомендации, но и понимать их глубинный смысл. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. Поэтому мы составили подробную статью с описанием правил, что можно и нельзя делать.

В православии поминки после смерти проводят 3 раза. На третий день после смерти, на девятый, сороковой. Суть ритуала заключается в поминальной трапезе. Родственники, знакомые собираются за общим столом. Вспоминают усопшего, его добрые дела, истории из жизни.

На 3 день после смерти (в этот же день проводят и похороны) собираются все желающие почтить память покойного. Христианина сначала везут на обряд отпевания в церковь или часовню кладбища. Некрещеных усопших, после прощания с домом, сразу везут на кладбище. Затем все желающие возвращаются в дом на поминки. За этот поминальный стол семья умершего не садится

— В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей.

На 9 день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол, почтить память усопшего зовут только близких родственников. Поминки напоминают семейный обед, с той разницей, что фото покойного стоит недалеко от трапезного стола. Рядом со снимком усопшего ставят стакан с водой или водкой, ломтем хлеба.

На 40 день после смерти человека устраивают третий поминальный стол, приглашают всех желающих. В этот день обычно на поминки приходят те, кто не смог присутствовать на похоронах. В церкви заказываю Сорокоуст - сорок литургий.

— Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом» , тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

— После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное» . Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь» .

— В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

— Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться.

— Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета - синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

— После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

— На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

— Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») - 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1-3 дня раньше.

В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище - проведать могилу.

Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

— Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

— После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

— Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год. Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.

— Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

— Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

— На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

Не все из нас умеют молиться, а тем более не знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

Посещение кладбища в течение года

На протяжении первого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.
Посещайте кладбище до 12 часов дня.
Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

  • Мясопустная суббота - суббота на девятой неделе перед Пасхой.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на второй неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на третьей неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на четвертой неделе Великого поста.
  • Радуница - вторник на второй неделе после Пасхи.
  • Троицкая суббота - суббота на седьмой неделе после Пасхи.
  • Дмитриевская суббота - суббота на третьей неделе после .

Как правильно одеться на годовщину смерти?

Одежда на годовщину смерти имеет немаловажное значение. Если перед поминальным обедом планируется поездка на кладбище – следует учитывать погодные условия. Для посещения церкви женщинам необходимо подготовить головной убор (платок).

На все похоронные мероприятия следует одеваться строго. Неприлично будут смотреться шорты, глубокое декольте, банты и рюши. Яркие, пестрые цвета лучше исключить. Деловые, офисные костюмы, закрытая обувь, строгие платья приглушенных тонов – уместный выбор для траурной даты.

Можно ли делать ремонт после похорон?

По приметам, не относящимся к православию, ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней. А на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам. С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием.

После похорон неприкаянная душа находится между небом и землей; многие родственники, близкие люди усопшего задаются главным вопросом, что происходит с душой на 9 и 40 день смерти. Это важный период для умершего человека, поскольку решается, куда он дальше попадет, где проведет остаток вечности в забвении. В Святом Писании сказано, что 9 и 40 дней после смерти является началом и концом небесного пути, близкие люди должны посодействовать, чтобы душа попала в рай, обрела вечный покой.

Где пребывает душа после смерти

По мнению верующих людей, души усопших являются бессмертными, а их загробную участь определяют совершенные дела на земле при жизни – плохие или хорошие. В православии считается, что душа умершего не сразу возносится к небесам, а первое время остается в тех местах, где ранее обитало тело. Ей предстоит предстать перед Божьим Судом, а пока есть время повидать родных и близких, навсегда с ними проститься, свыкнуться с мыслью о собственной гибели.

Где находится душа умершего до 9 дней

Тело хоронят на кладбище, однако душа умершего человека является бессмертной. Христианской церковью установлено, что первый день после смерти душа пребывает в смятении, не может осознать, что происходит, напугана отделением от тела. На второй день она блуждает по родным местам, вспоминает лучшие моменты своей жизни, наблюдает процесс погребения собственного тела. Мест, где находится , множество, но все они некогда родные, близкие сердцу.

На третий день она возносится ангелами на небо, где открываются ворота рая. Душе показывают рай, возможность обрести вечный покой, состояние полного умиротворения. На четвертый день ее опускают под землю и показывают ад, где хорошо известны все грехи умершего и плата за их совершение при жизни. Душа видит, что происходит, дожидается страшного суда, который начинается девятым, а заканчивается сороковым днем.

Что происходит с душой на 9 день

Вопрос, почему отмечают 9 дней после смерти, имеет вполне аргументированный ответ. В этот день, отсчитанный с момента смерти, душа встает перед Божьим судом, где только всевышним будет решаться, где ей дальше предстоит коротать вечность – в раю или аду. Поэтому родственники и близкие люди ходят на кладбище, поминают усопшего, молятся за его проникновение в рай.

Как правильно поминать

Зная, что происходит на 9 день после смерти, родственники должны обязательно помянуть усопшего, причем вспоминать о его жизни и делах только самое хорошее, светлое. Не лишними будут церковные поминовения, например, можно заказать в храме сорокоуст за упокой, панихиду или другие христианские обряды. Это только на пользу, плюс искренняя вера православных христианах. Бог отпускает муки грешникам, а родные и близкие люди не должны сильно убиваться по усопшему. Чтобы , требуется:

  • говорить об умершем только хорошее;
  • накрыть скромный стол, исключить спиртное;
  • вспоминать только хорошее;
  • не смеяться, не веселиться, не радоваться;
  • вести себя скромно, сдержано.

Что происходит с душой после 9 дней

После 9 дня душа попадает в ад, может наглядно увидеть все муки грешников, искренне покаяться. Она должна вспомнить все свои неправильные поступки, повиниться, признать неправоту собственных действий и помышлений. Это сложный этап, поэтому все родственники должны только поддерживать умершего в молитвах, церковных обрядах, мыслях, воспоминаниях. Чтобы достоверно определить, что происходит с усопшей душой на 9 и 40 день смерти, необходимо прибегнуть к священному писанию.

Где находится душа умершего до 40 дней

Многие не понимают, почему поминают на 9 и 40 дней. Ответ прост – это начало и конец божьего пути, который совершает душа до получения своего места – в аду или раю. Получается, что до сорокового дня с момента смерти усопшего она находится между небом и землей, испытывает всю боль, тоску родных, близких людей. Поэтому не стоит сильно горевать, иначе умершему человеку будет еще тяжелее обрести вечный покой.

Почему отмечают 40 дней после смерти

Это поминальный день. Означает прощание с неприкаянной душой. В этот день она приобретает свое место в вечности, находит покой, испытывает смирение. Душа до сорока дней после смерти – хрупкая и ранимая, восприимчива к чужим мыслям, обидам, наговорам. Ее изнутри разрывает от боли, но к 40 дню приходит глубокое спокойствие – осознание своего места в вечности. Дальше ничего не происходит, только забвение, приятные воспоминания о прожитой жизни.

Как правильно поминать

Зная, что происходит с душой на девятый и сороковой день смерти, близкие люди должны с состраданием отнестись и облегчить ее мучения. Для этого не стоит сильно убиваться по умершему, бросаться на грудь покойному и прыгать в могилу на похоронах. От таких действий душе будет только хуже, и она испытывает острые душевные терзания. Лучше скорбить в мыслях, больше молиться и желать ей «Земли, которая станет пухом». Надо стараться справляться с эмоциями.­От родственников требуется только светлые мысли и полное смирение, что так распорядился Бог, ничего уже нельзя изменить.

Необходимо правильно поминать усопшего на 9, 40 день, каждый год в день его скоропостижной кончины. Это малоприятное мероприятие для всей семьи, которое должно проходить по всем правилам. Итак:

  1. Дни поминок считаются с момента смерти человека (до полуночи). 9 и 40 день смерти значат начало и конец божьего пути, когда происходит определение дальнейшей судьбы умершего.
  2. Родственники должны помянуть усопшего, а на скромном столе желательно присутствие освященной кутьи. Съесть ее требуется хотя бы по ложке.
  3. Поминать спиртным не рекомендуется (Богом не разрешено), а стол должен быть скромным, застолье больше молчаливым, вдумчивым.
  4. Запрещено вспоминать плохие качества покойника, ругаться и сквернословить, если нет хороших слов, на все что происходит, лучше помолчать.