Требования к умк по английскому языку с учетом фгос. Презентация на тему "современные умк по английскому языку" Критерии анализа умк по иностранному языку


Слайд 2

Руководитель авторского коллектива

Светлана Григорьевна Тер-Минасова - доктор филологическихнаук,заслуженный профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, декан факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова,президентНационального объединения преподавателей английского языка России, президент Национального общества прикладной лингвистики, лауреат Ломоносовской и Фулбрайтовской премий, почётный доктор филологии (honoris causa) Бирмингемского университета (Великобритания).

Слайд 3

Учебно-методические комплектыпо английскому языкудля 2-4 классовобщеобразовательных учреждений

Слайд 4

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

1. Создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру, отличному от мира родногоязыка и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологическогострахав использовании иностранного языка как средства общения всовременноммире. 2. Формирование элементарных умений общаться на иностранном языке:коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме. 3. Знакомство с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским песенным,стихотворным и сказочным фольклором и доступными образцамихудожественной литературы. 4. Развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления,памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению иностраннымязыком. 5. Освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменнойречью на английском языке.

Слайд 5

1. Принцип коммуникативной направленности. 2. Принцип создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка. 3. Принцип межкультурной ориентированности процесса изучения английского языка. 4. Принцип образовательной и воспитательной ценностисодержания обучения английскому языку. 5. Принцип активности. 6. Принцип доступности и посильности. 7. Принцип индивидуализации. 8. Принцип ориентации на развитие умений школьников работать в коллективе. 9. Принцип учета языкового опыта изучения родного языка и опытаобщения на нем. 10. Принцип взаимосвязанности иностранного языкас другими предметами. 11. Принцип устного опережения. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 6

1.Я, моя семья и мои друзья. Мое любимое домашнее животное. Мой дом. Праздники. 2. Моя школа. 3. Времена года, погода.Одежда. Мои увлечения, игры,игрушки. Каникулы. 4. Страна/страны изучаемого языка. ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Слайд 7

Основные характеристики УМК для 2-4 классов

УМК имеют грифы Министерства образования и науки Российской Федерации; соответствуют Стандарту начального общегообразованияпо иностранномуязыку и Программе начального общего образования по английскомуязыкуВ.В. Сафоновой, Е.Н. Солововой; · построены на традициях отечественной школы обученияиностранным языкам и соответствуют требованиямОбщеевропейских компетенций владения иностранными языками; · обеспечивают максимальное развитие коммуникативныхспособностей учащихся; · содержат доступный для школьников учебный материал по англоязычной ироднойкультуре, развивающие упражнения, проектные задания и задания с использованием Интернета; · включают естественные ситуации общения, объединенные в увлекательную сказкуреальными и фантастическими персонажами; ·создают мотивацию, интерес к изучению английского языка с помощью смешных ивеселых героев и занимательного сюжета; ·имеют большой воспитательный потенциал.

Слайд 8

Состав УМК

· Учебник ·Рабочая тетрадь · Книга для чтения · Книга для учителя · Звуковоепособие · Перчаточныекуклы,изображающие основных персонажей учебников

Слайд 9

Структура учебников

В соответствии с учебным планом материал рассчитан на 68 уроков (по 2 урока в неделю). · Основой организации учебного материала являются тематические ситуации. · Каждая тематическая ситуация включает 9-10 уроков,из них 1-2 – резервные. · Тематические ситуации завершаются тестами и проектными заданиями. · В учебники включены справочник «Не забудь эти правила» и англо-русский словарь.

Слайд 10

Основные персонажи

Слайд 11

Тематические ситуации общения

·Будем друзьями! · Поиграем вместе! · Какого цвета слон? · Где спрятан клад? · Веселая семейка ·Внеобычной школе · Игры, путешествия, спорт 2 класс · Who Is That? · There Is No Place Like Home · Happy School · Happy Birthday · Let’s Help the Planet · Time and Seasons · Let’s Have Fun · Who Are the British? · Let’s Dress Up! · Help the Animals · Let’s Go to theUSA · Traditions and Festivals · It’s Time to See the World · Our Hobbies 4 класс 3 класс

Слайд 12

Рабочие тетради

Они предназначены, в основном, для работы домас целью закрепления материала учебника и дляовладения орфографическими навыками. В конце каждой Рабочей тетради помещён раздел«Проверь себя» с тестами для контроля уменийучащихся в четырёх видах речевой деятельности.

Слайд 13

Книги для чтения

Книги для чтения знакомят учащихся спопулярной детской литературой на английском языке и служат для развития как умения чтения, так и говорения. В них включены адаптированные сказки народованглоязычных стран, описание персонажей европейского и российскогофольклора иотрывкииз произведений известных англоязычныхдетских писателей. Книги для чтения дают детям представление об общих чертах и различиях в зарубежном и русском детском сказочномфольклоре.

Слайд 14

Структура книг для учителя

Описание УМК ·Методические рекомендации по обучению различным видам речевой деятельности ·Поурочные методические рекомендации по работе с тематическими ситуациямиучебника ·Тематическое планирование учебного материала ·Текст звукового пособия ·Дополнительный материал – стихи, песни, считалочки ·Коммуникативно-речевой репертуар дидактическихинструкций учителя

Слайд 15

ПРОЕКТЫ

· A City (Village) Where You Live · My Fashion Show · My Circus · My Favorite Place of Interest in Russia · A Holiday in My Family · Russia Is a Great Place · A Game “Guess My Hobby 4 класс · My Friend · There is No Place Like Home · An Ideal School · My Birthday Party · Let’s Help the Earth · My Day · My Hobbies and My Fun Park 3 класс Необычное животное Лучшая рождествен- ская открытка Лучшая новогодняя открытка Твоё семейное древо Анкета о тебе и твоей семье Письмо в английский детский журнал Домашний питомец Что я умею Мой супергерой Путешествие моей мечты 2 класс

Посмотреть все слайды

Главная страница

УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 2–11 классов общеобразовательных учреждений

УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) – совместная продукция российского издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing” , в которой нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку.

УМК по английскому языку Spotlight отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference), a также соответствует стандартам Совета Европы.

Авторы УМК «Английский в фокусе» (Spotlight):
Английский язык для начальной школы (2-4 классы) – Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.
Английский язык для основной школы (5-9 классы) – Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.
Английский язык для старшей школы (10-11 классы) – О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс

Является основным компонентом УМК и имеет четкую структуру. Учебники курса включают до 10 тематических модулей.

Новый лексико-грамматический материал содержится в первых уроках модуля, его освоение организовано через интеграцию всех видов речевой деятельности. Эти уроки вместе с уроком речевого этикета English in Use составляют ядро модуля. Уроки страноведения как стран изучаемого языка (Culture Corner, Spotlight on Britain) , так и России (Spotlight on Russia) обеспечивают учащихся материалами для развития социокультурной компетенции, способствуют формированию умения вести полилог культур. Раздел Spotlight on Russia в основной школе имеет формат журнала для подростков, который содержит текстовые материалы о разных аспектах жизни родной страны и вопросы для обсуждения и задания.

Так же, как и учебник включает до 10 основных модулей, каждый из которых соотносится с соответствующим разделом учебника. Упражнения направлены на закрепление лексико-грамматического материала.

Задания отличаются разнообразием форматов. Рабочая тетрадь сопровождается звуковым пособием для отработки навыков чтения вслух и аудирования. Рубрика Translator’s Corner в конце каждого модуля предлагает ученикам упражнения на перевод основных словосочетаний. Рабочая тетрадь ярко и красочно оформлена.

Необходимы учителю для использования на уроке. Они содержат все упражнения учебника, предназначенные для прослушивания в ходе урока.

Данные диски могут быть использованы учащимися дома для тренировки умений в аудировании самостоятельно.

Предназначен непосредственно для учащихся. Он содержит упражнения из учебника, которые необходимо выполнить дома (выучить наизусть стихотворение, отработать чтение текста и т. д.). Диск также содержит треки к Рабочей тетради, нужные для выполнения домашней работы дома.

Содержит материалы и методические рекомендации по организации и проведению занятий на данном этапе обучения, тематическое планирование, ключи к рабочей тетради, контрольным заданиям и книге для чтения, сценарий для постановки пьесы по этой книге.

В книге для учителя также представлено календарно-тематическое планирование учебного материала, подробные поурочные методические рекомендации и культуроведческие комментарии с целями и задачами каждого урока. Отличительной особенностью книги для учителя является то, что она выпущена на русском языке в методической терминологии, общепринятой в образовательном пространстве России.

Включает до десяти контрольных заданий в двух вариантах, которые выполняются по завершении работы над каждым модулем.

Сборник контрольных заданий обеспечивает процесс контроля на регулярной и объективной основе. В сборнике также дается материал для промежуточного контроля и итоговая годовая контрольная работа. Здесь же помещены ключи к контрольным работам и тексты заданий по аудированию. В учебниках для 10–11 классов представлены тесты для подготовки к ЕГЭ (Spotlight on Exams) .

Для начальной школы обеспечивает наглядную визуализацию изучаемого лексического материала. Яркие и красочные картинки обеспечивают дополнительный стимул и мотивацию к изучению английского языка.

Являются компонентом учебно-методического комплекта по английскому языку серии «Английский в фокусе» авторов Н. И. Быковой, Д. Дули, М. Д. Поспеловой и др. для 2-4 классов общеобразовательных учреждений. На двухсторонних плакатах размещены картинки, иллюстрирующие активную лексику каждого модуля по тематическому принципу.

2 класс: 1) English Alphabet; 2) Module 1; 3) Module 2; 4) Module 3; 5) Module 4; 6) Module 5.

3 класс: 1) School Days! 2) My Favourites!; 3) In My Room!; 4) Animals Big and Small; 5) Things to Do!; 6) Spotlight on English-speaking Countries.

4 класс: 1) My Things!; 2) Things I Do!; 3) My Town!; 4) Sports Centre!; 5) Let’s Shop!; 6) At the Zoo!; 7) My Feelings!; 8) Countries!; 9) Let’s Go on Holiday!; 10) Spotlight on English-speaking Countries.

Одно из первых пособий, способствующих формированию навыков самостоятельной работы и самооценки.

Выполненное на русском языке введение (A Letter for You) позволяет ребенку самостоятельно осмыслить, что такое языковой портфель, как его вести и что он дает. Работа с разделом Language Passport – запись о своих достижениях (сертификаты, работы, включаемые в Языковой портфель) – новинка для российской школы. Внимания требует самостоятельная работа учащихся над разделом Language Biography . Обсуждение подборки вопросов под рубрикой All about Me! позволяет учащимся задуматься над важностью языкового окружения. Рубрика Now I Can поможет ребенку осмыслить проделанную работу и сделать соответствующие выводы. Раздел My Dossier содержит 20 заданий для индивидуальной творческой работы учащихся в рамках всех изучаемых тем. Перенос изучаемого материала в ситуацию собственного опыта определяет высокую мотивацию и стимул учащихся к выполнению заданий.

С аудиосопровождением является обязательным компонентом при работе над каждым модулем.

В линейке учебников для основной школы книга для чтения выпускается отдельно от учебника. Она может использоваться факультативно для организации дифференцированного подхода к учащимся. Книга разбита на эпизоды. Объем эпизода посилен для работы в течение урока с учетом выполнения полного комплекта заданий к текстам (before-reading, while-reading, after-reading tasks). Красочные иллюстрации развивают навыки прогнозирования, способствуют эффективной организации речевой деятельности на основе прочитанного. Все книги служат основой для постановки школьной пьесы в конце учебного года. Все книги для чтения представляют известные произведения английской литературы разных жанров и авторов.

Диск содержит яркие красочные анимационные видеоролики, соответствующие материалу учебника, профессионально озвученные носителями языка. Книга для чтения, включенная в учебник, представлена на диске в виде мультфильма.

Диск может использоваться учащимися дома или учителем в классе на компьютере или на интерактивной доске.

(Программное обеспечение для интерактивной доски; авторы: В. Эванс, Дж. Дули) содержит учебник в мультимедийной форме , разработанный специально для интерактивной доски. Яркое и наглядное представление грамматического материала, анимационное видео, аудио-упражнения, веселые игры и многое другое позволят сделать уроки английского языка живыми и увлекательными.

Рекомендуется учащимся в качестве дополнительного компонента для самостоятельной работы дома. Диск можно использовать на персональном компьютере или на интерактивной доске. Программное обеспечение подходит для всех типов интерактивных досок и компьютеров. Подробное руководство пользователя находится на диске.

Этот веб-сайт также является компонентом УМК «Английский в фокусе» (Spotlight). Здесь Вы можете найти методические рекомендации, электронные версии компонентов УМК, дополнительные задания к изучаемым модулям, а также письма Министерства образования и науки РФ, проекты издательства, информацию о конференциях, семинарах, встречах, конкурсах.

Желаем удачи с «Английским в фокусе»!!!

Соответствие содержания современных УМК по иностранным языкам требованиям ФГОС: достижение предметных, метапредметных и личностных результатов

В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших, наряду с владением информационными технологиями, определено владение иностранными языками. В связи с этим происходит переосмысление и переоценка того места, которое в учебном процессе отведено учебному предмету «Английский язык», возрастает его значимость. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты второго поколения) изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях).

Согласно современным воззрениям на обучение иностранным языкам в средней школе, все большее значение приобретает интегративный подход, который предполагает решение задач воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера наряду с развитием умений иноязычного речевого общения.

Цели обучения английскому языку в УМК

В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений, в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.

Особый акцент ставится на развитии личности школьника, его воспитании, желании заниматься самообразованием, развивать универсальные учебные действия на основе владения ключевыми компетенциями. В конечном итоге это ведет к появлению у учащихся потребности пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, что оказывает существенное влияние на дальнейшее развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию и толерантности между представителями различных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения иностранным языкам

Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить на тему о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом.

В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:

Формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

Осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;

Стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;

Готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные результаты

С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности.

В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:

Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;

Формирование проектных умений: например, генерировать идеи, выбирать наиболее рациональное решение, готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, работать с различными источниками информации, сделать электронную презентацию.

Предметные результаты

Ожидается, что выпускники основной школы должны демонстрировать следующие результаты освоения иностранного языка. В коммуникативной сфере (владение иностранным языком как средством общения). Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

в области говорения

Начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка;

Делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

Использовать перифраз, синонимические средства в процессе устного общения;

в области аудирования

Воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

Понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле-, радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;

Понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;

Использовать переспрос, просьбу повторить;

в области чтения

Ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;

Читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

Читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочных материалов; оценивать полученную информацию, выражать свое сомнение;

в области письма и письменной речи

Заполнять анкеты и формуляры;

Писать поздравления, личные письма с опорой на образец; расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;

Составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной работы.

В плане языковой компетенции от выпускников основной школы ожидают, что в результате изучения английского языка в 5-9 классах в соответствии с государственным стандартом основного общего образования ученик должен знать/понимать:

Основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;

Особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;

Признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов).

Кроме того, школьники должны уметь:

Применять правила написания слов, изученных в основной школе;

Адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;

Соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.

В отношении социокультурной компетенции от выпускников требуется:

Иметь представление об особенностях образа жизни, быта, реалиях, культуре стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру), сходстве и различиях в традициях России и стран изучаемого языка;

Владеть основными нормами речевого этикета (реплики-клише и наиболее распространенная оценочная лексика), распространенного в странах изучаемого языка, применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального общения;

Иметь представление о распространённых образцах фольклора (пословицах, поговорках, скороговорках, сказках, стихах), образцах художественной, публицистической и научно-популярной литературы;

Понимать, какую роль владение иностранным языком играет в современном мире.

Учебно-познавательная компетенция включает в себя дальнейшее развитие учебных и специальных учебных умений.

1) сферы общения (темы, ситуации, тексты);

2) навыки и умения коммуникативной компетенции:

Речевая компетенция (умения аудирования, чтения, говорения, письменной речи);

Языковая компетенция (лексические, грамматические, лингвострановедческие знания и навыки оперирования ими);

Социокультурная компетенция (социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения);

Учебно-познавательная компетенция (общие и специальные учебные навыки, приемы учебной работы);

Компенсаторная компетенция (знание приемов компенсации и компенсаторные умения).

В настоящее время требования, предъявляемые к планируемым результатам обучения, заставляют современного педагога-учителя особо тщательно подходить к вопросу выбора учебно-методического комплекса. Качество образования и качество урока напрямую зависят от качества используемого учебного пособия. Данная проблема еще более актуальна при обучении иностранному языку, т.к. специфика предмета определяет возможность искусственного создания языковой среды не только во время аудиторных занятий, но и во время самостоятельной работы. Таким образом, тот самый пресловутый учебник должен быть предельно приближен и соответствовать нормативам того языка, на котором говорят носители языка в реальной жизни. С другой стороны учебник должен быть настолько логично и прозрачно сконструирован, чтобы обучающийся мог воспользоваться им для самообучения и самообразования.

Поскольку задача современной образовательной системы, по определению ФГОС, – не «напичкать» обучающегося фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию, т.е. сформировать у него универсальные учебные действия, учебник выступает в функции навигатора получения знаний. Содержание современного учебника определяется следующими принципами:

− гуманитариации;

− научности;

− целостности картины мира;

− культуросообразности;

− непрерывного общего развития каждого ребенка;

− наглядности;

− инструментальности;

− интерактивности.

Современный учебник также характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор и игры стилей.

При выборе базового курса учитель может руководствоваться различными критериями, но ведущими, на наш взгляд, должны быть следующие:

− соответствует ли данный курс требованиям ФГОС;

− является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;

− соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;

− развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;

− обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;

− доступен ли данный курс учителю и ученикам.

К тому же, выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект, учитель исходит из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих обучающихся.

Выбранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны.


Требования к УМК по английскому языку с учетом ФГОС

В настоящее время требования, предъявляемые к планируемым результатам обучения, заставляют современного педагога-учителя особо тщательно подходить к вопросу выбора учебно-методического комплекса. Качество образования и качество урока напрямую зависят от качества используемого учебного пособия. Данная проблема еще более актуальна при обучении иностранному языку, т.к. специфика предмета определяет возможность искусственного создания языковой среды не только во время аудиторных занятий, но и во время самостоятельной работы. Таким образом, тот самый пресловутый учебник должен быть предельно приближен и соответствовать нормативам того языка, на котором говорят носители языка в реальной жизни. С другой стороны учебник должен быть настолько логично и прозрачно сконструирован, чтобы обучающийся мог воспользоваться им для самообучения и самообразования.

Поскольку задача современной образовательной системы, по определению ФГОС, – не «напичкать» обучающегося фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию, т.е. сформировать у него универсальные учебные действия, учебник выступает в функции навигатора получения знаний

− гуманитариации;

− научности;

целостности картины мира;

культуросообразности;

непрерывного общего развития каждого ребенка;

− наглядности;

инструментальности;

интерактивности.

Современный учебник также характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор и игры стилей.

При выборе базового курса учитель может руководствоваться различными критериями, но ведущими, на наш взгляд, должны быть следующие:

является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;

соответствует ли данный курс требованиям ФГОС;

соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;

развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;

обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;

доступен ли данный курс учителю и ученикам.

К тому же, выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект, учитель исходит из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих обучающихся.

Выбранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны . Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к учебнику ИЯ. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанных с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:

1. Соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);

2. Целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);

3. Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);

4. Мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника).

На сегодняшний день создано много новых альтернативных учебников по английскому, немецкому, французскому языкам, построенных на принципиально новых теоретических основах с учетом современных достижений в методике и смежных науках: лингвистике, психологии, психолингвистике, дидактике, и учитель-профессионал должен хорошо ориентироваться в этом море учебников и учебных пособий по иностранному языку. Как сделать правильный выбор?

Существует более 300 схем и моделей анализа учебника ИЯ, но наиболее значимыми являются 15 отобранных параметров оценки учебника ИЯ, составляющих педагогическую норму и систему ориентиров при анализе учебника иностранного языка:

2. Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучающихся, в том числе на навыки и умения в родном языке.

3. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы.

4. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.

5. Оригинальные, аутентичные учебные материалы.

6. Разнообразие видов текстов.

7. Вопросы и задания проблемного творческого характера.

8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения.

9. Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда.

10. Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению.

11. Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующих повышению мотивации учащихся).

12. Функциональный подход к организации материала: формулировка целей урока в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.

13. Циклическая/концентрическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость.

14. Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения.

15. Индуктивный подход к обучению грамматике, её педагогическое, а не лингвистическое изложение .

Особое внимание привлекают к себе три учебно-методических комплекса по английскому языку:

УМК «Английский с удовольствием» (авторы М.З. Биболетова и др.);

УМК «Английский язык» (под редакцией В.П. Кузовлева);

Анализ данных УМК проводился по тем требованиям, которые мы обозначили выше.

Наиболее удачным среди сравниваемых комплексов, на наш взгляд, является УМК “Английский в фокусе” Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Подоляко и В.Эванс, среди создателей которого присутствуют методисты, авторы серий УМК британского издательства «Express Publishing » Д.Дули и В.Эванс. Он создан на основе Примерных программ поИЯс учетом требований ФГОС, а также в соответствии с Европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является отличительной особенностью УМК.

«Английский в фокусе» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений является продолжением серии «Английский в фокусе» (“Spotlight ”) для начальной школы. УМК рассчитан на 3 часа в неделю (90 часов аудиторной работы и 12 резервных уроков), но легко поддается перепланированию на 6 часов аудиторных занятий в неделю.

Основные характеристики УМК для 5–9 классов :

аутентичность значительной части языковых материалов;

системность, цикличность изучения материала;

высокая степень технологичности работы;

адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;

интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;

личностная ориентация содержания учебных материалов;

включенность родного языка и культуры;

наличие аппарата для контроля и самоконтроля («Портфолио ученика»)

воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.

УМК «Английский в фокусе» для 5–9 классов состоит из следующих компонентов:

Учебник;

Рабочая тетрадь;

Языковой портфель;

Книга для учителя;

Книга для чтения (с CD );

Контрольные задания;

CD для работы в классе;

CD для самостоятельной работы дома;

Интернет-страница курса (www .spotlightinrussia .ru )

Учебник состоит из тематических модулей, каждый из которых включает 9 уроков (по 40-45 минут):

Уроки a , b , c – введение нового лексико-грамматического материала.

Урок речевого этикета (English in Use).

Уроки культуроведения стран изучаемого языка (Culture Corner ), России (Spotlight on Russia ) для развития социокультурной компетенции.

Раздел Study Skills посвящен освоению общеучебных умений, а также знакомит учащихся с рациональными приемами изучения иностранного языка как под руководством учителя в классе, так и самостоятельно.

Урок дополнительного чтения построен на межпредметной основе (Extensive Reading . Across the Curriculum ).

Материл для самопроверки и рефлексии объединен в один урок с вводной страницей следующего модуля.

Справочные материалы учебника построены с учетом самостоятельности их использования учащимися. Грамматический справочник выполнен на русском языке.

Поурочный англо-русский словарь.

Рабочая тетрадь (Workbook ) включает рубрику Translator ’s Corner . В конце Рабочей тетради помещены задания и визуальные опоры (карточки) для парной работы. Раздел повторения (Revision Section ) посвящен типичными затруднениями учащихся. Рабочая тетрадь выполнена в цвете.

Языковой портфель (My Language Portfolio ) предназначен для развития умений самоанализа и самооценки учащихся и включает рекомендации по выполнению

письменных творческих работ и записей на аудиокассету самостоятельно выполненных заданий.

Книга для чтения (Reader ) – это адаптированные варианты образцов классической (в том числе детской) литературы.

УМК для 5 класса – «Джек и бобовое зернышко»

УМК для 6 класса – «Алиса в стране чудес»

УМК для 7 класса – «Питер Пэн»

УМК для 8 класса – «Кентервильское привидение»

УМК для 9 класса – «Пигмалион»

Книга для учителя (Teacher ’s Book ) является составной частью учебно-методического комплекта «Английский в фокусе». Она содержит материалы и методические рекомендации по организации и проведению занятий на определенном этапе обучения, тематическое и поурочное планирование, ключи к Рабочей тетради, Контрольным заданиям и Книге для чтения, сценарий для постановки пьесы по Книге для чтения и необходимые для этого рекомендации. В Книге для учителя также представлены материалы для оценки знаний и умений учащихся.

Контрольные задания (Test Booklet ) включают десять контрольных заданий в двух вариантах, которые выполняются по завершении работы над каждым модулем. В сборнике также дается материал для промежуточного контроля и итоговая годовая контрольная работа. Здесь же помещены ключи к контрольным работам и тексты заданий для аудирования. Все контрольные задания можно ксерокопировать. Сборник контрольных заданий обеспечивает процесс контроля на регулярной и объективной основе.

Одной из отличительных особенностей серии «Английский в фокусе» является последовательное обращение к знаниям, получаемым школьниками из других предметов (Across the Curriculum ) и наличие материалов о России, ее достижениях в различных сферах, обычаях, географии, культуре (Spotlight on Russia ).

Главным достоинством УМК «Английский в фокусе» авторов Ю. Ваулиной, Д. Дули, О. Подоляко, В. Эванс на наш взгляд является обеспечение личностной и социальной успешности обучающихся, более полный учет их индивидуальных потребностей; согласование образовательных запросов семьи, общества и государств; повышение эффективности, качества и доступности школьного обучения. Все вышеперечисленные положительные характеристики УМК «Английский в фокусе» ведут к повышению качества урока и качества образования в целом.

Учебно-методический комплекс «English» («Английский язык»)

Предметная линия учебников «Английский язык 2-11» (авторы Кузовлев В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э.Ш. и др.) в соответствии с регламентом, принятым Министерством образования и науки РФ, включена в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Научным руководителем авторского коллектива является академик Пассов Е.И, автор программы-концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур».

Завершенная линия учебников для 2-11 классов общеобразовательных учреждений разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) и Примерной программы начального общего образования по иностранному языку, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Примерной программы основного общего образования по иностранному языку. Содержание учебников соотнесено также с Фундаментальным ядром содержания общего образования, Программой формирования универсальных учебных действий и другими основными документами, обеспечивающими реализацию ФГОС. Содержание всех учебников позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС: личностных, метапредметных и предметных.

Название учебника: «English» («Английский язык»)

Предмет: иностранный язык (английский)

Класс: 2 - 4

Издательство: «Просвещение»

Тип образовательного учреждения: общеобразовательное

Завершенность предметной линии: завершена

Состав УМК:

Книга для учащихся (Student"s Book) с 2011г. выходит в двух частях с диском ABBYY

Рабочая тетрадь (Activity Book)

Книга для чтения

Книга для учителя (Teacher"s Book)

Аудиоприложение (CD MP3)

- грамматический справочник с упражнениями (Grammar Book with Exercises)

- прописи (Handwriting Book)

- электронное приложение

Контрольные задания для 2 - 4 классов (Assessment Tasks. 2-4)

Аудиокурс к контрольным заданиям для 2 - 4 классов (Assessment Tasks. 2 - 4. MP3)

Наглядно-дидактический материал

Демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями

Учебные фильмы для учителей (с фрагментами уроков)

Положительным моментом для выбора этого УМК является наличие полного методического портфеля, который, с одной стороны, обеспечивает преемственность между начальной, средней и старшей школой, а с другой стороны - избавляет учителя от рутинной работы и освобождает время для создания действительно продуманных творческий уроков. Авторами УМК созданы рабочие программы, календарно-тематическое поурочное планирование. Кроме того, сняты фильмы по технологии коммуникативного иноязычного образования, создан сайт УМК, на котором регулярно появляются все новинки УМК, можно найти исчерпывающие ответы на все вопросы по работе с составными частями предметной линии, получить консультацию по интересующим вопросам. Таким образом, интернет-поддержка предоставляет не только учителям, но и учащимся возможность получать дополнительные материалы и дополнительные упражнения, рассчитанные на разные уровни обученности, дополнительные материалы для подготовки к итоговой аттестации, знакомит с лучшими ученическими проектами, дает возможность размещать свои собственные проекты, скачивать необходимые аудиокурсы в формате MP3.

Учебник построен в соответствии с базисным учебным планом: 2 часа в неделю для 2-4 классов и 3 часа в неделю для 5-11 классов. Материал в учебниках организован в циклы. Исключение составляет Учебник для 2 класса, где материал поделен на 2 полугодия и объединен в единую сюжетную линию. Каждый цикл в Учебниках имеет свое название и знакомит российских школьников с определенной сферой жизни их сверстников из англоязычных стран. В основу овладения речевым материалом во всех учебниках положен принцип комплексности, предполагающий взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.

Циклы имеют единую структуру, которая включает в себя

уроки формирования произносительных навыков (2 кл.)

уроки формирования лексических навыков

уроки формирования грамматических навыков

уроки совершенствования речевых навыков в монологической и диалогической формах речи

уроки развития умения самоконтроля и самооценки

В Учебник включено несколько приложений:

Грамматический справочник;

Лингвострановедческий справочник, дающий краткие пояснения некоторых фактов культуры стран изучаемого языка и России;

Англо-русский словарь;

Список имен собственных и географических названий;

Таблица форм неправильных глаголов;

Приложение «Учись учиться», содержащее памятки для формирования СУУ и универсальных учебных действий.

Учебники тесно связаны с другими компонентами УМК. В них содержатся ссылки на Рабочую тетрадь и книгу для чтения.

Рабочая тетрадь предназначена для активизации и систематизации представленного в Учебнике материала. Каждый урок в Рабочей тетради соотносится с соответствующим уроком в Учебнике и имеет одинаковое с ним название. Рабочие тетради используется как на уроке, так и дома. Если в Учебнике большинство упражнений построено на материале детской культуры англоязычных стран, то в Рабочей тетради многие упражнения основаны на родной культуре, что позволяет детям глубже осознать ее особенности. Рабочие тетради содержат раздел “All about me”, в котором учащиеся пишут о себе, своей семье, друзьях, школе, городе и т. д.

Книга для чтения составлена таким образом, чтобы домашнее чтение органически включалось в содержание всего цикла уроков, развивая и углубляя его содержание. Обучение чтению строится на отрывках из художественных произведений, предназначенных для учащихся данной возрастной группы и популярных среди английских и американских сверстников. В книгу для чтения наряду с произведениями классиков детской литературы включены отрывки из произведений наиболее популярных современных авторов. В неё также вошли разнообразные типы аутентичных текстов: короткие рассказы, отрывки из литературных произведений, комиксы, стихи, и т.д. Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития умения читать. Книга для чтения снабжена англо-русским словарём, лингвострановедческим справочником, списком личных имён и географических названий.

Прописи для 2 класса содержат занимательные развивающие задания, выполняя которые учащиеся не только учатся правильно писать буквы английского алфавита, но и становятся участниками забавных историй, знакомятся со сказочными героями. Овладение написанием букв английского алфавита происходит в той последовательности, в которой они изучаются в учебнике.

Контрольные задания содержит четвертные и годовые контрольные работы и задания к ним в тестовых форматах по всем видам речевой деятельности. Каждая из контрольных работ соотносится с материалом циклов уроков в УМК “English 2-11”, разработана с учетом изучаемого в них лексико-грамматического материала и построена в соответствии с форматами и требованиями итоговой аттестации для начальной школы. Этот компонент УМК помогает учащимся как можно лучше подготовиться к новым объективным формам и средствам итогового контроля, которые предполагается применять при проведении итоговой аттестации по окончании начальной школы, а учителю грамотно организовать оценку учебных достижений учащихся в основных видах речевой деятельности. В компонент также входит компакт-диск (СD) в формате MP3, который содержит тексты контрольных заданий для проверки умения понимать речь на слух.

Грамматический справочник с упражнениями содержит грамматические правила с иллюстрациями и примерами, обеспечивающими пошаговое овладение материалом, упражнения для более прочного усвоения грамматических явлений, раздел «Проверь себя», состоящий из вопросов и упражнений на проверку пройденного материала, а также ключи ко всем упражнениям для самопроверки. Грамматический справочник может использоваться как самостоятельное пособие родителями, желающими помочь ребенку в более глубоком усвоении основ грамматики английского языка.

Аудиоприложение (CD, MP3) призвано помочь ученикам лучше овладеть произносительной стороной речи и умением понимать речь на слух. В аудиоприложении все упражнения записаны носителями языка.

Учебный диск представляет собой компонент УМК, включающий: аудиокурс (в формате MP3), содержащий аутентичные аудиозаписи текстов и упражнений для совершенствования произносительной стороны речи, а также для дальнейшего развития умения понимать речь на слух; электронный словарь ABBYY Lingvo, позволяющий не только получить перевод незнакомых слов, но и прослушать их правильное произношение; интерактивную программу ABBYY Lingvo Tutor, содержащую дополнительные комплексы упражнений для более прочного овладения новыми лексическими единицами уроков.

УМК разработан на основе концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». Эта концепция полностью соответствует требованиям нового образовательного стандарта. В учебниках данного УМК эти требования реализованы через четыре глобальных аспекта иноязычного образования - познавательный (социокультурный), развивающий, воспитательный и учебный. УМК не только обеспечивает обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. Используется деятельностный подход, ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции, которая, в свою очередь, включает лингвистический, социолингвистический и прагматический компоненты. Последний компонент означает практическое овладение изучаемым языком с учетом личностных характеристик ученика, особенностей его предыдущего языкового опыта, культуры, приобретенных ранее умений и навыков (в том числе общеучебного характера). Под практической целью обучения иностранному языку в методике принято понимать необходимость обеспечить допрофессиональный уровень владения языком, позволяющий последующее доучивание в соответствии с потребностями специальности или личными интересами учащихся.

В УМК «Английский язык» нашел отражение социокультурный подход в обучении (Е.И.Пассов, В.В.Сафонова, П.В.Сысоев, С.Г.Тер-Минасова). Уроки по данному УМК спланированы таким образом, что учитель стремится создать условия для формирования у учащихся межкультурной компетенции, предполагающей интерес к особенностям чужой культуры, к установлению полилога культур через использование в учебном процессе аутентичных (взятых из жизни) материалов. Центральное место в педагогическом процессе должно занять формирование способности к межкультурной коммуникации, что особенно важно сейчас, когда «смешение народов, языков, культур» достигло невиданного размаха и, как всегда, остро встала проблема воспитания терпимости к чужим нравам и обычаям, пробуждения уважения и интереса к ним. Поэтому одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка и, как следствие, формирование социокультурной компетенции учащихся.

Целью познавательного (социокультурного) аспекта является овладение знаниями о культуре другого народа, включая знания о языке как части иностранной культуры. Для этого в УМК используются различные средства:

Отображение актуальной действительности (иллюстрации, фото, слайды, компьютерные программы, анкеты, билеты, этикетки, репродукции картин художников стран изучаемого языка);

Отрывки из текстовых произведений (художественной, справочной и научно-энциклопедической литературы, материалов СМИ, путеводителей, карт и т. п.);

Аутентичные диалоговые тексты для высказываний; объяснение и показ строя языка; речевые образцы; правила-инструкции; структурные и функциональные обобщения;

Фоновые знания, содержащиеся в топонимике, пословицах, крылатых выражениях, безэквивалентной лексике; сведения о невербальных средствах общения и многое другое.

Выбор учителем УМК для обучения иностранному языку также предполагает не только знание им всех входящих в него компонентов, но и понимание их дидактического значения. Эффект использования каждого компонента возможен лишь в том случае, когда учитель знает - что, где и когда целесообразно использовать в образовательном процессе. Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, задействовать все каналы поступления информации. Исключение хотя бы одного компонента, включённого авторами в УМК, отрицательно скажется на результатах обучения, так как нарушит заложенную в него систему. В связи с этим желательно следовать рекомендациям книги для учителя. В циклах содержится избыточный материал, который обеспечивает ученикам возможность выбора материала в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности. Избранный подход дает возможность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным учащимся усваивать материал, выходящий за рамки базового курса.

УМК прошли проверку временем. При переизданиях устранены недостатки, выявленные в ходе их использования, а также учтены пожелания учеников, учителей, рекомендации методистов. Содержательная сторона учебника подверглась сокращению и обновлению в изданиях 2010-2011гг. Заменены устаревшие сведения и сведения, потерявшие актуальность для современных подростков. Сокращён объём новых лексических единиц (ЛЕ), предназначенных как для продуктивного, так и для рецептивного усвоения. Усилилась повторяемость речевого материала, а также работа над грамматической стороной речи. Достоинством данного УМК является его соответствие учебным целям, возрастным особенностям и интересам детей, современным технологиям обучения, а также его эффективность при индивидуальных занятиях с детьми. Избранная структура учебника и методика изложения опирается на современные педагогические технологии. Учебник содержит достаточно упражнений для организации различного рода учебной деятельности. Упражнения продуманы, удачно подобран иллюстративный ряд. Учебник успешно решает задачу, поставленную авторами: развитие индивидуальности в диалоге культур.

Отличительной чертой УМК является то, что основная часть груза по соблюдению закона адекватности при воплощении ее в учебниках снята с учителя и взята на себя авторами учебников: все уроки спланированы так, что их можно использовать как готовые сценарии. Это обеспечит «прожиточный минимум» грамотности и основу управления процессом, соблюдение системы планирования. В таком подходе - основа дальнейшего творчества учителя, избавленного от рутинного планирования, на которое у него почти нет времени. Творчество можно и нужно проявлять, главным образом, в процессе воплощения учебника в конкретном классе и в планировании резервных уроков (их, как правило, 20 %).

Положительным является то, что предлагаемая Концепция отказывается от контроля, используемого на основе политики «кнута и пряника», поскольку это превращает образовательную деятельность в противоборство учителя и учеников и противоречит взаимодействию как сути общения.

Контроль по самой своей природе агрессивен, поэтому дело не в его усовершенствовании. Снять отрицательные свойства контроля можно только одним путем - сделать его средством управления процессом образования. В этом случае выявляются те «инструменты», с помощью которых это управление осуществляется. Для учителя это: открытый контроль, скрытый контроль, коррекция, наблюдение, учет, оценка, отметка. Для ученика - самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка и взаимооценка. Генеральной линией следует считать при этом перевод учащихся на режим самоконтроля. Их следует учить, как контролировать и корректировать себя. В результате они избавятся от иждивенчества, ибо будут обладать собственным психофизиологическим аппаратом регуляции своей деятельности, а это воспитывает ответственность в человеке.

При всех положительных качествах УМК есть некоторые отрицательные стороны. Прежде всего, это перегруженность некоторых тем лексическими единицами и грамматическими структурами. Соответственно, эти темы требуют большего количества уроков (часов), отведенных на их отработку. Для выполнения некоторые домашних заданий необходимо большое количество времени, отдельные уроки перенасыщены лексическим материалом, недостаточно упражнений для отработки и закрепления некоторых грамматических явлений (для высказываний учащихся по речевому образцу, например, требуются дополнительные опоры). Кроме того, сама форма отдельных упражнений затрудняет работу, так как пункты заданий не имеют нумерации, а выделены маркером-списком.

В целом, данная предметная линия учебников позволяет учителю работать творчески, развивает личность учащегося и позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС: личностных, метапредметных и предметных.

Для продуктивного овладения учащимися всеми аспектами иноязычной культуры предусмотрена система средств (памятки и специальные упражнения) для развития у учащихся умения учиться, разработанных с учетом специфики всех видов заданий. Данная система призвана вооружить учащихся рациональными приемами овладения ИК и подготовить к самостоятельной работе над языком не только в классе, но и дома.

В УМК большое значение отводится играм как способу обучения иноязычной устной речи. Именно в этом виде упражнений формируются основные компоненты самостоятельной учебной деятельности (упражнения “Let"s play”, “Let"s sing”, “Role play”).

В данном УМК предоставлено много возможностей для развития способностей к самостоятельной работе над языком, а следовательно, и способностей к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие универсальных учебных действий является тем механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

В УМК «Английский язык» реализован подход от «звука к букве», от звуковой формы слова к его графической форме, то есть «путь звукового письма». Этот подход показал свою эффективность на практике. Подход от «звука к букве» работает при обучении чтению детей уже овладевших (во время устного вводного курса во 2 классе) элементарными умениями устной речи. Подход этот продуктивный. При обучении технике чтения используется особая технология, которая предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правил чтения, что облегчает овладение умением читать на английском языке. (Приложение Л)

Слова, которые читаются не по правилам;

Слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково.

Подход от «звука к букве» близок и понятен ученику младшей школы (и учит читать). Основным условием эффективности такого подхода является устный вводный курс (1 четверть 2 класса). Так создаются условия для перехода к чтению и письму, близкие условиям чтения на родном языке. Использование транскрипции помогает детям в дальнейшем усвоить чтение гласных, чтение буквосочетаний.

Учебный аспект является средством реализации познавательного (социокультурного), развивающего и воспитательного аспектов иноязычнойкультуры. На первом году в области обучения чтению используется комплексный подход, перед учеником 2 класса ставятся следующие задачи:

Научиться пользоваться англо-русским словарем;

Изучить алфавит;

Научиться пользоваться лингвострановедческим словарем;

Научиться читать по правилам: согласные, имеющие устойчивые однозначные графемно-фонемные связи; согласные, имеющие разное звучание в зависимости от позиции в слове; некоторые сочетания согласных, образующих новый звук (sh, ch, nk, ng, th);

Научиться догадываться о значении лексических единиц по рисункам, по аналогии с родным языком, по контексту (Приложение Л);

Развить скорость чтения.

Обучение чтению гласных букв - задача второго года обучения. В 3 классе чтение выступает как средство и цель обучения иноязычной культуре. Продолжается работа над техникой чтения. Основное внимание уделяется обучению правилам чтения гласных букв и их некоторых сочетаний. Ученик учится понимать тексты.

В 4 классе чтение выступает как средство и цель обучения иноязычной культуре. Развитие умения читать остается одной из главных целей обучения в 4 классе, реализация которой происходит как в Учебнике, так и в Книге для чтения. Согласно программе, по окончании 4 класса школьники, овладевающие деятельностью чтения на английском языке, должны уметь читать вслух с правильным ударением и интонацией, понимать содержание текстов, находить в тексте интересующую информацию.

Очень важно, что на начальном этапе обучения чтению тексты и фразы напечатаны крупным шрифтом. Это позволяет избегать зрительного переутомления.

Овладение чтением на английском языке представляет достаточную трудность для учащихся, родным языком которых является русский и в силу различий, существующих между алфавитами, и в силу графических и орфографических особенностей английского языка. Некоторые дети имеют затруднения при обучении чтению. Так, например, не всем сразу удается сопоставить букву «Cc» со звуком [k], научиться чтению гласных в сочетании с другими буквами (ear, ai, all, au, ir,ur, er). Но в целом, дети усваивают навыки чтения достаточно хорошо.

Данный УМК обеспечивает осознанное овладение грамматической стороной речи. Стратегия овладения речевым материалом от рецептивных видов речевой деятельности к продуктивным распространяется и на овладение грамматической стороной речи.

Процесс овладения грамматической стороной речи включен в общий контекст общения и происходит в специально отобранных, коммуникативно-ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением чтению и лексической стороной речи; сознательно, с использованием правил-инструкций.

Комплексы упражнений в Учебнике и Рабочей тетради помогают формировать и развивать грамматические навыки; развивается способность к выявлению языковых закономерностей при выведении правил. Обеспечивается большая повторяемость грамматического материала в новых ситуациях общения и разных видах деятельности. Некоторые условно-речевые упражнения включены в качестве дополнительных упражнений в Книге для учителя. Процесс обучения грамматической стороной речи происходит не изолированно, он включен в общий контекст общения, когда используются различные ситуации. Формирование грамматических навыков проходит определенные стадии от восприятия грамматического явления до его репродукции.

Уроки по формированию грамматических навыков имеют следующие черты: в каждом грамматическом явлении выделяются функциональные и формальные особенности, которые подаются не сразу, а порциями. Работа по формированию навыков строится с учетом того, чем учащиеся уже овладели Например, Past Simple подается в сравнении с Present Simple (4 класс, упр.1, 2, стр. 9 - 10); Present Perfect - с Past Simple (4 класс, упр. 1, 2, стр.69 - 70). (Приложение М)

На уроках формирования грамматических навыков выделяются следующие основные этапы: презентация грамматического явления и автоматизация грамматического явления. Необходимо, чтобы ученики поняли, когда употребляется данное грамматическое явление и как образуется.

Показ функционирования явления происходит на примере текстов разного характера (диалогического, монологического). Учащиеся слушают (со зрительной опорой) или читают текст и отвечают на предложенные в Учебнике вопросы, находя и читая предложения с данным грамматическим явлением. Многие упражнения дают учащимся возможность подумать и проанализировать особенности грамматического явления, развивая, таким образом, их способность к выявлению языковых закономерностей и выведению правил.

Использование правил-инструкций делает процесс овладения грамматическим явлением сознательным и таким образом помогает учащимся лучше овладеть явлением. Таким образом, овладение грамматическим явлением происходит фактически на основе овладения речевым образцом.

Автоматизация употребления грамматического явления осуществляется в ходе выполнения следующих упражнений:

Имитативных, когда учащиеся считывают и повторяют за диктором грамматическую форму в готовом виде. Происходит запоминание формальной стороны модели.

Подстановочных, когда учащиеся в речевой образец подставляют лексические единицы - упражнение 2, страница 58, (4 класс, рабочая тетрадь); упражнение 1, страница 74, (4 класс, рабочая тетрадь). Тем самым увеличивается способность к репродукции на основе аналогии.

Трансформационных, когда учащиеся трансформируют грамматическую форму - упражнение 2, страница 70 (2 класс, рабочая тетрадь), упражнение 2, страница 84 (2 класс, рабочая тетрадь). (Приложение Н)

Репродуктивных, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят грамматическую форму - упражнение 2, страница 62 (4 класс, рабочая тетрадь), упражнение 2, страница 75 (4 класс, рабочая тетрадь). (Приложение Н)

На уроках по формированию грамматических навыков используется данная выше последовательность упражнений, и это помогает развивать грамматические навыки учеников.

В УМК «Английский язык» (В.П. Кузовлева) большое внимание уделяется обучению письменной речи, а именно графике, каллиграфии и орфографии. При овладении графической стороной английского языка учащиеся пишут полупечатным шрифтом, что в дальнейшем значительно облегчает процесс обучения чтению, благодаря сходству начертания букв. Для того, чтобы запомнить графические образы буквы и закрепить навык ее написания, сформировать умение писать слова, словосочетания и предложения, учащиеся выполняют специально подобранные упражнения в рабочей тетради.

Письмо также рассматривается как цель и как средство обучения. В УМК поставлены следующие задачи в области письма: овладеть правилами английской каллиграфии, овладеть правилами орфографии в соответствии с изученными правилами чтения согласных; научиться сообщать в письменном виде элементарные сведения о себе. Обучение каллиграфии в УМК-2 начинается с первого урока и проходит несколько стадий. Во 2 классе в 1 четверти в рабочей тетради ученики обводят слова по контуру, затем пишут в Прописях буквы, названия которых они могут прочитать по транскрипции. Учащиеся списывают или вписывают в речевой образец слова полупечатным шрифтом.

Во второй, третьей и четвертой четвертях ученики самостоятельно пишут полупечатным шрифтом. Для развития навыков орфографии и письма в Учебнике и Рабочей тетради даются упражнения под рубрикой «Учитесь писать правильно», “Words for Frederick”, “All about me”, “In your culture”.

В 3, 4 классах ученики учатся письменно фиксировать ключевые слова, для устного высказывания; выписывают из текста нужную информацию; пишут письмо или рассказ по аналогии с образцом (упражнения в разделе “Writing”).

Формирование творческой письменной речи также есть в данном УМК. Дети учатся отвечать на письмо друга, пишут письмо Санта Клаусу, пишут книгу о придуманном друге, о себе и своей семье, опираясь на ключевые слова.

Данный российский УМК позволяет успешно развивать речевые способности учащихся, учитывает опыт учащихся на родном языке, соответствует их возрастным возможностям и интересам и поэтому обеспечивает высокую мотивацию в процессе обучения английскому языку.

В каждом учебнике в качестве собеседников выступают знакомые сказочные герои - драконы, монстры, животные.

В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности, поэтому все ситуации и темы для общения носят игровой характер.

В связи с тем, что в УМК используется правило избыточности речевого материала, в речи усваивается только тот речевой материал, который соответствует индивидуальности каждого учащегося. Из лексических групп дети выбирают и используют в речи только те слова, которые лично им необходимы. Это способствует более прочному усвоению материала. В этом УМК используется стратегия «выбирая и используя, овладевай».

В среднем ученик запоминает три, четыре слова за урок. При этом некоторые слова схожи по звучанию с родным языком учащихся и не представляют трудностей для овладения.

В УМК дети изучают следующие темы: «Семья», «Помощь по дому», «Игры и игрушки», «Праздники», «Свободное время», «Занятия спортом», «Путешествия», «Друзья», «Любимые питомцы» и «Любимые персонажи». У детей развивается догадка по аналогии с родным языком, по рисунку и по контексту.

В УМК тщательно отобран и дозирован для данного возраста речевой материал. Предусмотрен невысокий темп продвижения, чтобы у учащихся не сложилось убеждение, что они не способны усвоить материал, организована большая повторяемость материала в новых ситуациях общения.

Данный УМК соответствует возрастным интересам учащихся за счет организации обучения на основе диалога культур. Овладение речевым материалом сопровождается познанием интересных фактов родной культуры и страны изучаемого языка.

Семантизация новых лексических единиц осуществляется в процессе восприятия текстов разного характера: высказываний британских и американских детей, диалогов, подписей к картинкам.

Речевой образец сопровождают, как правило, упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических навыков говорения. Иногда содержательное заполнение образца вызывают у учащихся трудности. Нужно показать учащимся возможные пути превращения любого высказывания в «свое»: взять в готовом виде из текста то, что согласуется с их мыслями и чувствами.

Все темы и ситуации для общения соответствуют возрастным способностям младших школьников. Детям интересно слушать, читать, беседовать и писать об этом.

В данном УМК разумно используются и сочетаются все известные технологии раннего обучения, что сближает его с лучшими современными учебниками, а по оформлению не уступает этим учебникам, превосходя их по информационной насыщенности. В полной мере реализуется принцип наглядности, который способен сделать уроки английского языка более разнообразными, доступными и развивающими. Представленный в учебниках и рабочих тетрадях зрительный ряд выполняет различные дидактические функции. Вот наиболее очевидные из них:

красочные рисунки служат для семантизации лексики (учащиеся очень легко справляются с заданиями этого типа);

речевые образцы построены таким образом, что они обеспечивают адекватное использование новых лексических единиц или грамматических явлений. Наличие таких схем помогает детям свободно включаться в беседу или строить монологическое высказывание;

сюжетные картинки способствуют формированию умений в устной речи в разных ее формах: монологической (учащиеся описывают сказочных героев, сюжеты, изображенные на картинках) и диалогической;

иллюстрации к печатным и аудитивным текстам служат опорой для понимания прочитанного и услышанного.

Использование в данном УМК яркой наглядности, интересных сюжетных линий, аудиокассет оказывает огромную помощь в освоении новых лексических единиц, развитии навыков чтения и речи, создании возможностей объективного контроля, снятии психологических трудностей и барьеров, возникающих так или иначе у детей младшего школьного возраста (стеснительность, нежелание говорить). Все вышеперечисленное служит привитию интереса к изучению английского языка, а также предоставляет дополнительные возможности к выполнению каких-либо заданий сверх нормы на тренировку, закрепление изученного материала.

Таким образом, основными отличительными характеристиками УМК «English» являются следующие.

Серия УМК очень удобно разделена по классам (в младшей школе по четвертям). Структуры уроков в каждой четверти несколько отличаются друг от друга, это объясняется спецификой целей обучения на каждом конкретном этапе. Все уроки являются комплексными.

Главной целью познавательного (социокультурного) аспекта ИК в УМК является духовное совершенствование учащихся на базе знакомства и понимания детской культуры англоязычных стран в ее диалоге с родной культурой.

Интерес представляет и концепция диалога культур, в которой образовательная цель понимается как овладение учеником иноязычной культурой. Развитие индивидуальности происходит за счет того, что ученик овладевает не только знаниями, умениями и навыками, а иноязычной культурой.

Одной из главных отличительных черт данного УМК является то, что перед каждым уроком (в книге для учителя) четко определяются цели не только в учебном, но также в познавательном, развивающем и воспитательном аспектах.

Каждое упражнение в УМК познавательно, так как строится на интересном для младшего школьника факте культуры (англоязычных стран или родной), и не только чему-то обучает, но также развивает и воспитывает учащихся.

Особенность данного УМК заключается в том, что технология обучения основывается на комплексном подходе к овладению основными видами речевой деятельности. Новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности, когда участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно-графический, что не только способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых.

Каждый урок представлен, как сценарий в полном объеме, включая материал для аудирования и чтения.

Широко представлены творческие виды деятельности (проекты)

Предусмотрены учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. УМК разработан в соответствии с психологическими особенностями младших школьников, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

В полной мере реализуется подход к развитию личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Познавательная и коммуникативная деятельность организованы на основе зрительного восприятия реалий детской культуры (сказочные герои, герои мультфильмов, литературные герои).

Большое количество заданий побуждают детей создавать собственную книжку, придуманного друга, волшебный остров.

В УМК широко использованы самые разнообразные игры.

В данном УМК акцент сделан и на коммуникативную, и на познавательную функцию языка.

УМК (В.П. Кузовлева) помогает формировать положительное отношение к предмету и способствует развивать разные виды мотивации.

УМК способствует формированию мотивации успеха учащихся.