Василий стасов. Именной указатель В п стасов


А рхитектор Василий Стасов начинал свою карьеру как рядовой чертежник в Экспедиции архитектурных дел. Однако сегодня невозможно представить облик Москвы или Санкт-Петербурга без построенных или реконструированных им зданий. Предлагаем прогуляться по двум столицам и познакомиться поближе с творениями известного русского архитектора .

Ансамбль провиантских складов

Проект Провиантских складов Василий Стасов создал, работая в Инженерном департаменте Петербурга. Воплощением его идеи в Москве занимался архитектор Федор Шестаков.

Архитектурный ансамбль прост, но величествен. Все здания ансамбля - двухэтажные, высота потолков у них одинаковая - шесть метров. Полукруглые окна размещаются в нишах, декор фасадов лаконичен: их центральные части украшены рустовкой. Оштукатуренную поверхность разрезали пилой особым образом, чтобы стены выглядели сложенными из крупных камней правильной формы. Также на фасадах можно увидеть лепные украшения. Декоративные карнизы и венки с гирляндами были характерными элементами отделки зданий в стиле ампир.

Нарвские ворота

Триумфальную арку построили в честь русских войск после победы в Отечественной войне 1812 года. Арка была возведена из дерева и гипса всего за один месяц и вскоре обветшала. Разработать новый проект ворот поручили Василию Стасову. Строительство началось в 1827 году и продолжалось семь лет.

Арку построили из кирпича, который потом обшили медными листами. Ее высота составила около 30 метров, а ширина - 28 метров. Ворота опоясывали 12 десятиметровых колонн. На декоративных карнизах установили крылатые женские фигуры (по задумке скульптора Ивана Леппе они олицетворяли Славу), а внизу - медные скульптуры русских витязей. Арка украшена барельефами и золотыми памятными надписями. Венчает ворота фигура Победы на колеснице, запряженной шестеркой коней.

Во внутренних помещениях арки по задумке архитектора должен был открыться мемориальный музей. Но по решению военного ведомства там разместили солдат, охранявших Нарвскую заставу.

Казармы Павловского лейб-гвардии полка

На месте казарм Павловского лейб-гвардии полка в разное время находились дворец Елизаветы - дочери Петра I, ломбард, Петербургский воспитательный дом. В 1797 году в здании расположились казармы Кексгольмского полка. Спустя 20 лет Василий Стасов по поручению Александра I занялся реконструкцией здания. Он сохранил его первый ярус, незначительно изменил внутреннюю планировку и создал единый фасад с правильными пропорциями, присущими классическому стилю в архитектуре. На фасаде появился десятиколонный портик, первый этаж украсили арки, а верх здания - лепные барельефы. Монументальное сооружение завершило архитектурный ансамбль площади, где проходили военные марши, учения, парады и смотры войск.

Перепланировка корпусов позволила разместить в казармах до 3000 человек. Василий Стасов предусмотрел различные хозяйственные помещения: кухни и прачечные, кузницы и оружейные склады. Внутри здания появилась церковь.

Троице-Измайловский собор

Первая церковь лейб-гвардии Измайловского полка была деревянной. Летом ее возводили недалеко от устья реки Фонтанки, а на зиму разбирали. В 1754 году на ее месте заложили пятиглавый храм, но он сильно пострадал от наводнения 1824 года. Василию Стасову поручили по образцу старой церкви создать проект каменного собора, строительство которого закончилось в 1835 году.

Планировка и декор собора сдержанны. 24 колонны его портиков стоят близко к белым гладким стенам, вверху расположены барельефы, изображающие ангелов и цветочные гирлянды. Основной акцент в храмовой композиции Василий Стасов сделал на пяти ярко-голубых куполах. Близко расположенные друг к другу, они формируют торжественный силуэт храма.

Собор Измайловского полка должен был стать не просто молельным домом, но и музеем, который будет рассказывать о завоеваниях Российской империи. Внутри церкви хранились военные трофеи Крымской и Русско-турецкой войн - знамена, ключи от городов, орудия и флаги с захваченных кораблей.

Зимний дворец

В 1837–1839 годах Василий Стасов руководил восстановительными работами в Зимнем дворце . Внутренние помещения Зимнего дворца, кроме сводов первого этажа, уничтожил сильнейший пожар 1837 года. Его не могли потушить три дня, в огне погибли 13 человек.

В реконструкции здания также участвовали архитекторы Александр Штауберт и Александр Брюллов. Восстановление внутренних помещений было выполнено в рекордно короткий срок - всего за два года. При строительстве новых перекрытий Стасов использовал специальные несгораемые материалы для крыши дворца и новые конструкции, которые должны были облегчить своды. По распоряжению Николая I Стасов практически без изменений восстановил интерьеры Парадной (Иорданской) лестницы, Большой и Малой церквей. Парадные залы дворца подверглись небольшой перепланировке, но в целом и они были оформлены в прежнем виде.

Малый Эрмитаж

Проект Висячего сада, по желанию Екатерины II, разработал Жан Батист Мишель Деламот. Сооружение расположилось между Северным и Южным павильонами Малого Эрмитажа . Уже в 1766 году здесь высадили первые деревья и кустарники.

К 1841 году Висячий сад находился в плачевном состоянии. Его реконструкцию поручили Василию Стасову. В помещениях под садом находился Манеж, конюшни и каретный сарай. Архитектор заменил опорные столбы в Манеже, а по периметру антресольного этажа построил галерею. Для укрепления сводов конюшен Стасов установил гранитные колонны, в перестроенных подвалах появилась новая система отопления - аммосовские печи. В них попадал уличный воздух, нагревался и по специальным жаровым каналам, проложенным в стенах, поднимался в помещения дворца. Во время реконструкции была усовершенствована система канализации. Спустя два года Василий Стасов надстроил четвертый этаж Южного павильона.

Исаакиевский Собор

Василий Стасов входил в комитет Исаакиевского собора . Группа российских архитекторов, инженеров, художников и скульпторов была задействована в строительстве, которым руководил Огюст Монферран. Конкурс на реконструкцию Исаакиевского собора был объявлен в начале XIX века: предыдущий приземистый храм совершенно не вписывался в архитектурный облик Петербурга. Про его кирпичные стены на мраморном основании жители города сочиняли ехидные эпиграммы, за что некоторых из них даже сослали в Сибирь. Новый храм возводили 40 лет - с 1818 по 1858 год.

При строительстве здания было применено много новых для того времени технологий: купол построили с применением металлических конструкций, мраморные колонны привозили с пристани (куда их доставляли с каменоломни) по первому в России рельсовому пути, для подъема колонн использовали специальные леса и механизмы. После реконструкции Исаакиевский собор стал четвертым в мире по величине. Его высота составляет 101,5 метра, а внутреннее пространство храма позволяет одновременно вместить 10 тысяч посетителей.

Василий Петрович Стасов принадлежит к той группе видных русских архитекторов, творческое развитие которых проходило под воздействием Захарова. Стасов родился в Москве 24 июля 1769 года в небогатой дворянской семье. До 1783 года он учился в Московском университетском пансионе. Четырнадцати лет Стасов поступил чертежником в московскую Управу благочиния «помощником по делам строительным». Здесь он приобрел неплохие практические навыки. В 1794 году Стасов поступил на военную службу, через год вышел в отставку и вернулся в Москву, где числился сначала в разных ведомствах на должностях, мало связанных с архитектурой. Именно в это время он приступил к самостоятельной архитектурной деятельности.

В 1801 году выполненное Стасовым оформление коронационных торжеств в Москве привлекло к нему внимание Александра I. Вскоре он был отправлен за границу для пополнения своего архитектурного образования. В Риме Стасов получил звание профессора Академии св. Луки. В 1808 году он возвратился в Россию. В Петербурге большое влияние на творчество Стасова оказал А.Д. Захаров, заставив его мыслить не фасадно, но объемами зданий, определявшими порой облик значительной части города. Перелом в его деятельности произошел в 1813 году под непосредственным влиянием великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Стасов ратовал за обращение к величественной простоте строгих архитектурных форм, более всего отвечавших, по его мнению, мужественному усилию народа.

Одним из наиболее ярких произведений Стасова этого времени следует считать казармы Павловского полка на Марсовом поле (1816-1819). По заданию это была всего лишь перестройка старого трехэтажного здания ломбарда, но на деле она превратилась в возведение нового огромного сооружения. Местоположение здания, выходившего на самую большую площадь столицы, предназначенную для военных парадов, не только определило его градообразующую роль, но и выдвинуло его на первое место в архитектурном ансамбле площади.

Перед Стасовым возникла задача осуществления такой композиции фасада, которая могла бы создать необходимое впечатление широко развернувшегося вдоль всей площади здания. Для достижения поставленной цели мастер обратил главный фасад к Марсову полю, поместил в его центре двенадцатиколонный портик, увенчанный сложным, нарочито протяженным ступенчатым аттиком, выгодно подчеркнувшим широкий фронт сооружения. Но так как на концах здания размещались шестиколонные портики, увенчанные фронтонами, зрительно сокращавшие общий разворот фасада, Стасов применил в цокольном этаже всех трех ризалитов аркаду, поддержанную в остальных частях здания вытянутыми вверх окнами с полуциркульными завершениями. Тем самым в архитектуру казарм был введен мерный, длительный ритм, ясно ощущаемый при движении вдоль здания. В постройке ощущается влияние захаровского Адмиралтейства.

Одновременно с казармами Стасов строит в 1816-1823годах придворные конюшни на Конюшенной площади и набережной Мойки (Конюшенная площадь, № 1).При значительной протяженности сооружения, Стасов исходил здесь из иных принципов, чем на Марсовом поле. Он не столько «растянул» сравнительно незначительное по высоте, близкое к двухэтажному здание, сколько создал в определенных местах архитектурные «акценты» в виде павильонов, способные нейтрализовать чрезмерную протяженность однообразных по своим формам корпусов. Осуществляя постройку придворных конюшен, Стасов совершенствовал многие композиционные приемы, неоднократно затем применявшиеся в его зданиях и проектах. Среди них выделяется мотив угловых павильонов с глубокими нишами – арками, а также дорическая колоннада, завершающаяся по краям павильонами. Аналогичная колоннада была задумана Стасовым и в проекте оранжереи Царского села (1820-1821), затем он применил ее в здании петербургского Ямского рынка (1819-1820; улица Марата, № 53) и в овощных рядах Костромы. Этот удачный мотив оказал влияние на творчество архитекторов, работавших в провинции (П.Я. Паньков в Ярославле и другие).

В этот период творчества Стасов становится убежденным классиком, обращающимся к наследию греческой античной архитектуры. Он стремится в своих произведениях к красоте и выразительности художественного образа, подчиняя этой задаче компоновку архитектурных форм и деталей. Идя по этому пути, он достиг особого совершенства в созданном им проекте провиантских складов в Москве (на Крымской площади, 1821).

Стасовский проект «образцовых» провиантских складов является одной из вершин русской архитектуры первой трети XIX века. Чистота и ясность архитектурного объема при минимальном количестве деталей достигли здесь своей предельной выразительности. Здание складов строил по проекту Стасова архитектор Ф.М. Шестаков с 1829 года. Отличительной особенностью московских провиантских складов является четкое построение фронта фасадов трех зданий, с выявлением при этом их массивных объемов. Здания складов оформляли одну сторону небольшой площади и одновременно начинали собой внутренний проезд Крымского бульвара. Поэтому Стасов применил в их построении определенный ритм четырежды повторенных крупных и законченных мотивов, варьируя лишь детали в связи с их местоположением. Согласованность и взаимная связь деталей, их неоднократная повторяемость составляют характерные особенности архитектуры складов, лишенных однообразия, несмотря на то, что здесь все окрашено в один белый цвет. Наличники порталов, венчающих дорический фриз из триглифов и прекрасные по рисунку скульптурные венки с лентами ‑ единственные пластические детали, украшающие эти совершенные по силе и красоте объемы. В общем облике складов далеко не последнюю роль играют относительно высоко поднятые крыши. Ансамбль провиантских складов дополняет строгого рисунка решетка из вертикальных копий-стержней, осуществленная Шестаковым по собственному проекту.

Проекты жилых домов зодчего, особенно типовых, как и значительное большинство проектов его сотоварищей по искусству, необычайно скромны. Главный акцент был поставлен на хорошо найденных пропорциях. На скромном «фоне» жилых домов должны были выделяться провиантские магазины, казармы, дворцы, триумфальные арки, соборы, знаменовавшие, по словам Стасова, могущество и славу государства. Триумфальным воротам и храмам зодчий также отдал известную дань. Если в Нарвских воротах (1827-1834; проект 1825 г.) он с небольшими изменениями повторил в более стойких материалах ‑ камне и металле ‑ деревянное сооружение Кваренги, то в воротах Московской заставы (так называемых Московских воротах; 1834-1838) в Петербурге он создал вполне оригинальное произведение.

В 1821 году Стасов, выступив с критикой предложений Монферрана, представил на конкурс свой проект Исаакиевского собора, которому, как и построенным Стасовым пятиглавым соборам Измайловского (Измайловский проспект; 1827-1835) и Преображенского полков (на Пантелеймоновской ул., ныне на площади Радищева; 1827-1829), при всем мастерстве отдельных деталей свойственны нарочитая монументальность и холодная торжественность. Стасов не остался чужд и русско-византийскому стилю, получившему свое воплощение в возведенных им храмах в Потсдаме (1826-1830) и на месте Десятинной церкви в Киеве (1837-1842).

Характеристика Стасова была бы неполной, если не упомянуть его многочисленных работ по переделке внутренних дворцовых помещений. Эти работы производились в 1817-1819 и в 1820-х годах в связи с реставрацией Екатерининского дворца в Царском селе и восстановлением его интерьеров после пожаров 1817 и 1820 годов. Здесь он осуществил отделку личных покоев Александра I,императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны. Стасов входил во все детали обстановки, отделки стен, росписи потолков, всех предметов убранства. Столь ответственное отношение к своим обязанностям позволило Стасову закончить интерьер Смольного собора, созданного Растрелли, не вступая в противоречие с архитектурой барокко. Однако в выполненном под его руководством убранстве ряда зал в Зимнем дворце (после пожара 1837 года), при всем даровании зодчего ощущается уже перенасыщенность декоративными элементами и архитектурными деталями, которая знаменует начало кризиса архитектуры классицизма.

Говоря о Стасове, как о выдающемся зодчем, следует отметить и его талант смелого инженера-строителя. Он применял металлические балки, близкие современным тавровым, перекрывая ими значительные пролеты (до 20 метров), металлические стропильные фермы и другие конструкции, получившие позднее широкое распространение.

Произведения Стасова петербургского периода дают основание рассматривать его как одного из одареннейших архитекторов своего времени, создавшего ряд выдающихся по художественным качествам зданий.

Один из самых знаменитых зодчих в истории Северной столицы Василий Стасов родился 4 августа (24 июля) 1769 года в Москве. Юноша обучался в гимназии при Московском Университете, после окончания которой в 1783 году поступил учеником архитектора в Управу благочиния, где изучал школы ведущих мастеров. В начале XIX века Стасов стажировался во Франции, Италии и Англии, а по возвращению поступил в ведение «Кабинета Его Императорского Величества». Там он получил возможность принимать участие в крупнейших проектах, проводимых государством.

Постройки зодчего известны во многих российских городах, но градостроительный талант архитектора по-настоящему раскрылся в Санкт-Петербурге..

Императорский Царскосельский лицей

Царскосельский лицей, где учился поэт Александр Пушкин. Фото: www.russianlook.com

Школа, которая известна, прежде всего, тем, что воспитала поэта Александра Пушкина, находилась в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Над созданием флигеля по разным данным в 1790-х годах потрудились Илья Неелов или Джакомо Кваренги.

Василий Стасов значительно перестроил его в 1811 году. Именно после этого четырехэтажный флигель и приспособили под нужды привилегированного высшего учебного заведения для детей дворян.

В настоящее время там находится музей, где посетителям рассказывают, как жили и учились великие выпускники престижной школы Российской империи.

Здание Российской Академии

Здание Российской Академии на Васильевском острове. Фото: Commons.wikimedia.org / Peterburg23

Согласно указу императрицы Екатерины II от 30 сентября 1783 года была основана Российская Академия - научное учреждение, которое занималось вопросами отечественного языкознания и литературы. Первоначально академия размещалась на левой стороне Фонтанки за Обуховым мостом, в бывшем доме почтмейстера Аша.

В 1800 году каменное одноэтажное здание, в котором проходили заседания Российской Академии, передается Военно-сиротскому дому. Академии отводится участок на Первой линии Васильевского острова.

В начале мая 1802 года Российская Академия приступила здесь к постройке каменного дома по проекту опытного зодчего Андрея Михайлова. Архитектор задумал возвести на Первой линии центральный корпус и два симметричных флигеля по сторонам. Через два года построили двухэтажное академическое здание с повышенной средней частью, акцентированной ионическими пилястрами и фронтоном. Его кровлю и фронтон венчали пять статуй Аполлона и муз. Четыре барельефа над окнами боковых двухэтажных крыльев изображали Гения, Рассуждение, Достоинство и Славу. Львиные маски на замковых камнях первого этажа дополняли художественное убранство.

Симметричные двухэтажные флигели за неимением средств возвели лишь в 1812 году по проекту архитектора Стасова. Следуя его замыслу, соорудили ограду с воротами между главным домом и флигелями, во дворе построили связанный с ними полуциркульный одноэтажный служебный корпус. Для Стасова этот проект и вовсе стал первым общественным зданием, построенным в Петербурге.

Триумфальные ворота «Любезным моим сослуживцам»

Так выглядели триумфальные ворота в начале XX века. Фото: Архивное фото

На юго-восточной окраине Екатерининского парка в Петербурге, напротив главных ворот Запасного дворца, стоят монументальные чугунные ворота, сооруженные по проекту архитектора Стасова в 1817 году в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

Идея памятника и помещенные на воротах слова — «Любезным моим сослуживцам» — принадлежат императору Александру I. Это простой, но бессмертный памятник признательности монарха к военным-сподвижникам, прославившимся на поле битвы.

Высота ворот составляет 9,2 метра, общий вес сооружения равен 100,5 тоннам. Ограда Екатерининского парка, выполненная как и створки ворот по проекту Адама Менеласа, дополняет величие Триумфальных ворот.

Накладки на ограде в виде полукруглых щитов с головами медуз, копьевидные прутья в створках ворот и шестигранные щиты с львиными головами усиливают ощущение мощи и незыблемости.

Предполагалось украсить ворота статуями и военными трофеями, но замысел архитектора Стасова так и не был воплощён.

Ямской рынок

Ямской рынок строили, чтобы поднять качество торговли. Фото: Commons.wikimedia.org / Пересмешникъ

На территории Ямской слободы в 1790-х годах был открыт рынок, получивший название в честь свое расположения - Ямской. Здесь работало около 40 лавок, торгующих мясом, солью, мукой и другими продуктами. Неудобное размещение торговых мест, антисанитария и грязь вынудили городские власти задуматься над строительством нового здания для рынка.

Автором проекта стал Василий Стасов. Здание было построено в 1817-1819 годах. В новых помещениях были размещены 28 лавок, в основном торгующих мясом. Продовольственная же торговля ушла с Ямского в открытый неподалёку Кузнечный рынок.

Это место встречается в фильме «Собачье сердце», снятом по книге Михаила Булгакова. Именно со ступеней Ямского рынка сходил профессор Преображенский, когда впервые увидел Шарика.

В настоящее время здания Ямского рынка являются памятниками архитектуры и состоят под охраной государства.

Казармы Павловского лейб-гвардии полка

Казармы Павловского лейб-гвардии полка на Марсовом поле. Фото: Commons.wikimedia.org / Amitola

Строительство здания казарм Павловского лейб-гвардии полка длилось с 1817 по 1821 год. Ранее на этом месте находились ломбард и Воспитательный дом архитектора Юрия Фельтена.

Казармы стали одной из первых в Петербурге значительных работ Василия Стасова. Работая над проектом, архитектор несколько перепланировал и объединил существовавшие тогда постройки единым фасадом, сохраняя пропорции и частично первый ярус фельтеновского здания. Вместо четырёхколонного портика, объединяющего верхние этажи у Фельтена, возник десятиколонный портик.

Постройка казарм, предназначенных для Павловского полка, оформила гигантскую городскую площадь, служившую для военных учений, парадов и смотров.

Спасо-Преображенский собор

Знаменитый зодчий восстановил собор после пожара. Фото: Commons.wikimedia.org / George Shuklin

Один из самых красивых храмов в Петербурге был воздвигнут в период с 1825 по 1829 год. Василию Стасову пришлось восстановить Спасо-Преображенский собор, от которого после крупного пожара остались только стены.

Изначально храм был возведен к 1754 году на бывшей площади Радищева по повелению императрицы Елизаветы Петровны. При Павле I Спасо-Преображенский собор получил почетное название «собор всей гвардии», а спустя несколько лет - в августе 1825 года - постройка полностью сгорела. К счастью, петербуржцам удалось вынести все святыни. Работу по восстановлению доверили Стасову, который возродил храм в стиле ампир. В этом виде Спасо-Преображенский собор дошел до наших дней.

Площадь храма составляет 1180 квадратных метров, высота - 41,5 метра. Фасады оформлены 12-метровыми четырехколонными портиками ионического ордера. Здание завершает световой барабан, увенчанный главным куполом.

Нарвские триумфальные ворота

Нарвские триумфальные ворота. Фото: Commons.wikimedia.org / Florstein

На площади Стачек в Петербурге находится памятник архитектуры стиля ампир - Нарвские триумфальные ворота. В 1834 году они были возведены в память о героях Отечественной войны 1812 года.

Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Они были выполнены по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра. Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, скульптуры римских воинов. Кваренги представил два проекта ворот: с архитравным перекрытием и с аркой. По обеим сторонам от арки располагались трибуны для зрителей и оркестров.

Однако возведенные в 1814 году по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность.

Архитектор Стасов сохранил в целом замысел Кваренги, и 26 августа 1827 в годовщину Бородинского сражения был заложен первый камень будущего памятника. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней и фигура Славы. Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями.

Троице-Измайловский собор

Троице-Измайловский собор, над созданием которого Стасов работал после наводнения старой церкви. Фото: Commons.wikimedia.org

Недалеко от места, где сейчас стоит здание с синими куполами, в июле 1733 года располагался походный храм-шатер лейб-гвардии Измайловского полка. Спустя 21 год здесь заложили деревянную пятиглавую церковь. В 1824 году её сильно повредило наводнение, поэтому Василию Стасову было предложено разработать проект каменного храма.

Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Храм освятили в 1835 году.

При советской власти собор закрыли - это произошло в 1938 году. Его хотели снести или перестроить под крематорий. В годы Великой Отечественной войны храм серьезно пострадал, но город сумел спасти здание и отреставрировать его. Сегодня собор относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Смольный собор

Смольный собор - одно из самых красивых зданий Петербурга. Фото: АиФ/ Екатерина Стекольщикова

Идея построить в Петербурге Смольный собор пришла наследнице царского престола Елизавете Петровне. В 1740-х годах она решила, что хочет провести в тишине и покое последние годы своей жизни. Для этого ей было нужно окружение 120 благородных девиц.

Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектором собора стал Бартоломео Растрелли.

Семилетняя война с Пруссией сильно расстроила планы по возведению собора - стране не хватало денег. Смольный институт открыли только в 1764 году, а над достройкой храма в 1835 году пришлось трудиться Василию Стасову.

Весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93.7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко.

Московские триумфальные ворота

Московские триумфальные ворота в Московском районе Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org / Selemir Grig

На пересечении Московского и Лиговского проспекта расположены Московские триумфальные ворота, которые воздвигнуты в 1838 году по проекту Василия Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны.

По традиции на воротах была помещена надпись, составленная императором Николаем I: «Победоносным Российским войскам, в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах».

В 1936 году Московские ворота были разобраны в ходе планируемого переноса центра города к Дому Советов на Московской площади. В рамках этого проекта воротами собирались украсить планируемый парк.

В 1960 годах ворота были восстановлены на прежнем месте в варианте 1936 года.

Василий Петрович Стасов - великий архитектор, отпрыск древнего рода, «певец» русских военных побед, любимец Александра I, отец знаменитых детей — и все это об одном человеке! Великий творец и .

Детство и юность Стасова

Василий Петрович Стасов родился 24 июля (4 августа) 1769 года в Москве в небогатой, хотя и принадлежавшей к одному из древнейших родов, дворянской семье. Согласно преданию, его предок охранял Дмитрия Донского во время Куликовской битвы 1380 года.

С детства у мальчика проявился художественный талант. Он увлеченно занимался рисованием и черчением, знакомился с азами архитектуры. Эти знания пригодились в 1783 году, когда один за другим умерли его отец и старший брат. Подросток вынужден был сам зарабатывать себе на жизнь, и тут его выручили художественные способности.

В 14-летнем возрасте он поступил в Экспедицию архитектурных дел, где за 11 лет прошел путь от «архитектуры капрала» (самого нижнего чина) до помощника архитектора. Огромную роль в его становлении сыграло знакомство с семьей Хлебниковых — обладателей одной из самых роскошных библиотек России. Через них он обзавелся полезными связями, познакомившись с Г. Р. Державиным и Н. М. Карамзиным, а также с ректором Академии художеств А.Н. Олениным.

Наследие Василия Петровича Стасова

По проектам архитектора в 1810— 1820-е годы возвели множество самых разных сооружений. Так, именно Стасов был автором здания Царскосельского лицея. Среди построенных им в Петербурге зданий выделяется корпус Академии наук на Васильевском острове, казармы Павловского гвардейского полка...

Летом 1831 года, во время холерной эпидемии, Василий Петрович овдовел. Чтобы заглушить боль утраты, он с еще большим рвением взялся за работу. Спустя три года по его проекту воздвигли триумфальную арку у Нарвской заставы, а в 1838 году торжественно открыли триумфальные ворота за Московской заставой. Кроме того, в 1835 году распахнул свои двери «стасовский» , который, как и Спасо-Преображенский храм, тоже стал памятником русскому воинству.

Не забывал Стасов и о родной Москве. Ему поручили составить проект восстановления сгоревшего в 1812 году царского дворца в . Построил он также известные Провиантские склады. Знаменитый архитектор первой половины XX века А. В. Щусев с восторгом писал об этом создании стасовского гения:

«Простота архитектурного решения здесь не знает себе равных... Можно смело сказать, что эта группа сооружений — одна из лучших в архитектуре Москвы... Она стоит рядом с лучшими произведениями русской архитектуры».

Творения Стасова украсили и другие города Российской империи. В Саратове по его проекту возвели собор Александра Невского, в Костроме — одно из зданий Гостиного двора. Современный дворец президента Литвы в Вильнюсе — это не что иное, как бывший дом генерал-губернатора в Вильне работы Стасова. Оставил он творческий след и за границей — зодчим был создан, например, храм Александра Невского в Потсдаме.

Дети Василия Петровича Стасова

Василий Петрович Стасов умер 24 августа (5 сентября) 1848 года в Петербурге, его похоронили в . Дети архитектора не посрамили памяти отца, во многом унаследовав его таланты. Так, Владимир Васильевич Стасов стал знаменитым искусствоведом и критиком, он стоял у истоков «Могучей кучки», к нему как к непререкаемому авторитету на протяжении десятилетий обращались в литературных спорах. Дочь архитектора Надежда Васильевна Стасова внесла огромный вклад в развитие женского образования. Еще один сын, Дмитрий, был известнейшим адвокатом.

Василий Петрович Стасов родился 24 июля 1769 года в Москве в небогатой дворянской семье. Будущий архитектор начинал своё образование в гимназии при Московском университете.

Из-за смерти отца и старшего брата Василию Стасову в 14 лет пришлось оставить гимназию при Московском университете и поступить на службу в Экспедицию архитектурных дел на должность "архитектора капрала", то есть чертёжника, под руководством архитектора С. А. Карина, который, в свою очередь, работал вместе с известным архитектором М. Ф. Казаковым. Работая здесь до 1794 года молодой человек получил необходимые навыки в рисовании, знания в области архитектуры, начал самостоятельную проектную и строительную практику.

Уже тогда 20-летний зодчий разработал генеральный план усадьбы А. С. Небольсиной на Покровке у Машкова переулка в Москве. Эта удачная работа привлекла к нему внимание коллег. Стасов был представлен президенту Российской Академии княгине Е. Р. Дашковой, познакомился с архитектором Н. А. Львовым , писателем и историком Н. М. Карамзиным, поэтом Г. Р. Державиным. Из ранних построек Стасова до наших дней сохранилась только Игольная фабрика в селе Коленцы Рязанской области .

В 1794 году Василий Стасов уехал в Санкт-Петербург для отбывания воинской повинности в Преображенском полку, где находился несколько месяцев и получил звание подпоручика. 1 января 1795 года он был уволен с военной службы, после чего снова вернулся в Москву и поступил на службу в Департамент герольдии, а ещё через два года - в Главную соляную контору. Павлом I Стасову было поручено создание чертежей гостиниц, которые предполагалось возвести на бульварах, разбитых на месте стен и земляных валов Белого города. Исполненные Василием Петровичем чертежи были утверждены императором 14 мая 1798 года. За два года по ним построили гостиницы у Покровский, Сретенских, Никитских и Пречистенских ворот.

Большую роль в жизни Василия Стасова сыграло участие осенью 1801 года в оформлении коронационных торжеств на Сокольничьем поле по случаю восшествия на престол Александра I. Новый император удостоил молодого зодчего "высочайшим благоволением". Стасов подал прошение на имя императора с просьбой отправить его для окончания учёбы в Парижский национальный институт. Такое прошение было удовлетворено.

Василий Стасов выехал за границу в 1802 году, посетил Францию, Италию, Австрию и Польшу. 26 апреля 1808 года он получил диплом Римской Академии живописи, скульптуры и архитектуры святого Луки. Василий Стасов стал вторым русским профессором Римской Академии после В. И. Баженова . По этому поводу было собрано чрезвычайное собрание Петербургской Академии художеств, в результате которого 2 сентября Стасов заочно был избран кандидатом в её члены.

После возвращения Россию в октябре 1808 года Стасов поступил на службу в Кабинет Его Императорского Величества, где ему определили жалование в размере 1 200 рублей в год. С января 1810 года зодчий должен был начать вести преподавательскую деятельность. Но император распорядился прикомандировать зодчего к столичному генерал-губернатору для работ "по высочайшим повелениям". 1 сентября 1811 года Стасов был избран академиком архитектуры Императорской Академии художеств. Этому поспособствовал разработанный зодчим проект памятника на месте Полтавской битвы. Памятник не был построен из-за начавшейся Отечественной войны.

С 1812 года Василий Стасов стал жить в столице. Первым построенным Стасовым общественным зданием в Санкт-Петербурге стал комплекс зданий Российской Академии на Васильевском острове (1-я линия ВО, 52). Одновременно с этим зодчий занимался окончанием возведения Казанского собора , благоустройством территории вблизи Мытного двора на Калашниковском проспекте (ныне проспект Бакунина). Вероятно, тогда же им был создан проект дома Котомина (Невский пр. 18).

В 1817-1819 годах Василий Стасов возвёл здание казарм Павловского полка на Марсовом поле . Тогда же он работал над перестройкой соседнего Конюшенного двора . Эти постройки стали не просто отдельными объектами городской инфраструктуры. Стасов включил их в окружающий их архитектурный ансамбль, тактично ввёл здания в уже сложившуюся городскую среду. Именно в это время раскрылся градостроительный талант зодчего.

После пожара в царскосельском дворце в 1820 году восстановление интерьеров было поручено именно Стасову. Им же восстанавливался и Лицей. Здесь архитектор улучшил планировку здания, устроил воздушное отопление вместо печного. За работы в Царском Селе Стасов получил 3 000 рублей. Там же зодчим были установлены Триумфальные ворота "Любезным моим сослуживцам".

В 1827-1834 годах зодчий реконструировал Нарвские триумфальные ворота , в 1834-1838 годах создал Московские ворота .

Василий Стасов входил в Совет по строительству Исаакиевского собора . В 1829 году он продолжил строительство комплекса зданий Смольного монастыря , рядом с которым также проложил ряд новых улиц. В августе 1827 года архитектор был назначен "членом Комитета о возобновлении Преображенской всей гвардии собора по составленному им проекту". Почти одновременно с возведением