Горькая судьба весёлого О’Генри. Человек, который любил О


Независимо от дорог, которые мы выбираем, наша суть приведет нас к одному концу.

Сегодня 11 сентября исполняется 150 лет со дня рождения американского писателя,
блестящего мастера короткого рассказа О.Генри. настоящее имя Уильям Сидни Портер.

Не пожалейте 7 минут, посмотрите ролик, в нем много интересного о судьбе О’Генри...

Рассказы его люблю с детства...А "Последний лист "считаю несравненным шедевром...
http://www.serann.ru/text/poslednii-list-9749
Не зря его иногда называют "американским Чеховым"...
Но вот о нем самом почти ничего не знал...Восполняю пробел...))

Вот уже больше ста лет миллионы людей по всему миру с удовольствием читают его рассказы
в которых юмор и веселое балагурство неразрывно связаны с увлекательными приключениями.
В них обязательно есть загадочная интрига или тайна, сразу же захватывающая читателя,
не подозревающего, что жизнь самого писателя во многом похожа на его остросюжетные новеллы...

Все началось с того, что в 1901 году некий О’Генри стал присылать свои рассказы в редакции нью-йоркских газет. Их охотно печатали, а редакторы ломали голову: откуда он взялся? Однако загадочный автор не спешил удовлетворить их любопытство.

В конце 1903 года О’Генри подписал контракт с самой многотиражной нью-йоркской газетой «Уорлд» на 52 воскресных рассказа в год по цене 100 долларов за каждый. Одновременно он сотрудничал и в других изданиях. Как вспоминал один из друзей, бывало, что, сидя за столом, О’Генри дописывал сразу два рассказа, потому что в разных редакциях их с нетерпением ждали художники, чтобы успеть нарисовать иллюстрации.

Это был поистине каторжный труд без выходных дней и отпусков. За время своей литературной деятельности он опу-бликовал свыше 250 новелл, которые выходили отдельными сборниками. Первыми были «Короли и капуста», «Четыре миллиона». Затем - «Благородный жулик», «Дороги судьбы», «Деловые люди»...

Критики единодушно признавали, что благодаря своим маленьким шедеврам О’Генри стал любимчиком публики.
Тем не менее он по-прежнему не давал интервью, не разрешал печатать свои портреты и вообще не бывал на людях. Газетчики утверждали, что за странным поведением знаменитого литератора кроется какая-то тайна, и тщетно гадали, в чем она.

Ответ прозвучал только после его смерти, когда Эл Дженнингс опубликовал свои воспоминания «О’Генри на дне». Лишь тогда стала известна его биография и настоящее имя - Уильям Сидней Портер.

Родился он в 1862 году в семье сельского доктора. Мальчик рано остался без матери, а отец, похоронив жену, спился, бросил врачебную практику и тоже вскоре ушел в мир иной. Сиротство заставило Уильяма бросить школу и поступить учеником в аптеку. В 15 лет, получив профессию фармацевта, он встал за аптечный прилавок и провел за ним пять лет. Но потом дала о себе знать наследственность - молодой человек заболел туберкулезом, от которого умерла его мать.

Друзья помогли ему перебраться в Техас. Там Уильям прожил два года на скотоводческом ранчо, общаясь с прототипами своих будущих литературных героев - с ковбоями и пестрым бродячим людом, населявшим в ту пору эту малообжитую окраину США. Простая жизнь в залитых солнцем прериях оказалась прекрасным лекарством: здоровье поправилось. Молодой Портер переехал в небольшой городок Остин, столицу Техаса, где перепробовал много профессий: был аптекарем, продавцом в табачной лавке, страховым агентом, чертежником, счетоводом, кассиром в местном банке. Он пользовался популярностью в обществе как занимательный рассказчик и остроумный карикатурист. И при этом всегда был безукоризненно одет, а его красивая шевелюра и лихо закрученные усы способствовали успеху в роли первого любовника в спекта-клях на самодеятельной сцене.

Тогда же Портер опубликовал свои первые литературные опыты, в которых обнаружился бесспорный талант юмориста. В 1894-1895 годах он издавал в Остине еженедельник «Роллинг Стоун», писал фельетоны для еженедельной газеты «Пост», выходившей в соседнем техасском городе Хьюстоне.

Еще раньше, когда Уильяму было 23 года, он отправился на праздник закладки местного Капитолия, где встретил прелестную 17-летнюю девушку Этол Роч и сразу же влюбился. Темноглазая, тоненькая, с нежным цветом лица и копной чудных каштановых волос, она стала прототипом красавицы Деллы, героини его трогательной новеллы «Дары волхвов».

Веселая, увлекавшаяся не только танцами и пением, но и книгами, девушка ответила Уильяму взаимностью. Но парочка опасалась, что супруги Роч (мать и строгий отчим) не согласятся на их брак. И тогда Портер решил похитить подругу. Однажды мать послала Этол с каким-то поручением, Уильям встретил ее, и через минуту они уже катили в наемном экипаже к знакомому священнику, который после долгих уговоров все же обвенчал влюбленных.

К счастью, через полгода супруги Роч смирились, и молодые переехали в родитель-ский дом. Но Портера омрачало безденежье. Он зарабатывал всего сто долларов в месяц, а ему так хотелось, чтобы его Этол ни в чем не нуждалась! И Уильям берется за перо. Появляются первые, хотя и небольшие, гонорары. Затем одна из детройтских газет предлагает писать специально для нее. А вскоре Портера ждала еще одна радость - рождение дочери Маргарет, занявшей огромное место в его жизни.

Но почти одновременно пришла и беда. В банке, куда Уильяма Сиднея по протекции друзей взяли кассиром, ревизия обнаружила недостачу в 5000 долларов. Члены правления банка, не раз заимствовавшие из кассы наличные, поспешили внести почти всю сумму. Так что Портеру было предъявлено обвинение в растрате лишь 850 долларов. Вполне возможно, что время от времени он действительно брал деньги на издание еженедельника «Роллинг Стоун» и не смог вернуть их. Во всяком случае было начато расследование.

Между тем Портер уже успел зарекомендовать себя как талантливый журналист. Солидная газета «Пост», где он сотрудничал к тому времени несколько лет, пригласила его заведовать отделом юмора, и супруги переезжают в Хьюстон. Однако через несколько месяцев остинский суд вызвал Портера в качестве обвиняемого. На семейном совете было решено: ему надо исчезнуть на три года, поскольку этим сроком ограничивается уголовная ответственность за растрату.

Перед расставанием Этол отдала мужу свою единственную ценность - золотые часы, чтобы, продав их, он мог продержаться какое-то время. Портер уезжает в Новый Орлеан, там под чужим именем он работает репортером в одной из газет. Но опасение, что полиция разыщет его, заставляет Уильяма бежать в Гондурас: многие американцы, преступившие закон, находили приют в этой стране.

В Гондурасе случай свел Портера с Элом Дженнингсом, знаменитым взломщиком и поездным грабителем, ставшим впоследствии видным адвокатом и писателем. Двое беглецов, скрывающихся от американского правосудия, быстро подружились. Они вместе кочевали по Южной Америке в поисках работы и приключений. Однако, когда Дженнингс задумал ограбить банк, их дороги разошлись.

Чтобы не умереть с голоду, Уильям брался за любую работу и тосковал о своей любимой Этол, считая дни, когда сможет вернуться к ней. Впрочем, ей было труднее: от недоедания у нее началась чахотка.

В начале 1897 года Уильям нашел в посылке от жены записку, вложенную тайком ее матерью: у Этол хлынула горлом кровь! Он тут же помчался в Остин и отдал себя в руки правосудия. Оно оказалось великодушным: в связи с тяжелой болезнью жены до суда Портера оставили на свободе.

Возвращение мужа было для Этол таким счастьем, что, казалось, болезнь отступила. Вместе они совершают длительные загородные прогулки в старой двухместной коляске, которую брал напрокат Уильям. Но дни Этол сочтены. Вскоре она так ослабела, что уже не могла ходить, и муж на руках вносил ее в коляску. Через два месяца Этол умерла.

После смерти жены Портера арестовали. Все три дня, пока шел суд, он просидел с отсутствующим видом, ни разу не попытавшись опровергнуть или хотя бы взять под сомнение показания свидетелей. Поскольку ранее Уильям совершил побег, приговор оказался суров: пять лет каторжной тюрьмы.

Каторжная тюрьма в Колумбусе, где он отбывал срок, была настоящим адом. Заключенные вкалывали по тринадцать часов, при невыполнении нормы их морили голодом и подвергали пыткам, а в случае неповиновения забивали насмерть. Уильяма Сиднея спасло то, что тюремному госпиталю потребовался ночной аптекарь. Он был избавлен от физических мук, а ночные дежурства позволяли заняться сочинительством. Изредка ему удавалось переправлять на волю свои рассказы, которые он подписывал различными псевдонимами. Их печатали, а гонорары Портер переправлял своей дочери Маргарет в Питсбург, куда переехали дед и бабушка Рочи, чтобы девочка не узнала постыдную историю отца.

«За хорошее поведение» срок заключения Портера был сокращен, и летом 1901 года он вышел на свободу, пробыв за решеткой немногим более трех лет. По свидетельству Дженнингса, оказавшегося в той же тюрьме, его друг не раз говорил: «Я глубоко похороню Билла Портера. Никто никогда не узнает, что я столовался на каторге в штате Огайо».

Уильям Сидней Портер действительно исчез, а вместо него появился писатель О’Генри. И все же страх быть разоблаченным до конца дней преследовал его. Он боялся, что, если каторжное прошлое станет известно, его перестанут печатать. Поэтому отгораживался от всех.

Даже когда к нему пришла слава, страшный груз одиночества постоянно мучил Уильяма. Оттого он бродил по барам и злачным местам Нью-Йорка, отводя душу со случайными знакомыми. У О’Генри был удивительный дар располагать к себе людей. Плуты, бродяги и неудачники рассказывали ему свои истории, которые потом, переосмысленные и перенесенные на бумагу рукой мастера, превращались в занимательные новеллы.

Постепенно писатель уже не мог обходиться без виски и дня. В одном из писем того времени он в шутливой форме рассказал близкому другу, как пишет свои рассказы:

«Прежде всего, нужен кухонный стол, табуретка, карандаш, лист бумаги и подходящий по размерам стакан. Это орудия труда. Далее вы достаете из шкафа бутылку виски и апельсины - продукты, необходимые для поддержания писательских сил. Начинается разработка сюжета (можете выдать ее за вдохновение). Подливаете в виски апельсиновый сок, выпиваете за здоровье журнальных редакторов, точите карандаш и принимаетесь за работу. К тому моменту, когда все апельсины выжаты, а бутылка пуста, рассказ завершен и пригоден к продаже».

При его темпе работы виски требовалось все больше и больше. Здоровье убывало, а вместе с ним и желание писать. В это время он вторично женился на некой Саре Коулман. Случайно повстречав ее, сразу же сделал предложение. Но тут же послал Саре письмо, в котором впервые в жизни признался, что отбывал срок в тюрьме. Он был уверен, что получит отказ. Но свадьба состоялась.

Уильям забрал дочь у деда с бабкой и переехал с ней к жене в Эшвилл. Сара была сердобольной женщиной, к Маргарет относилась как мать. Однако О’Генри трудно было избавиться от холостяцких привычек, и в итоге он, хотя и не развелся с Сарой, вернулся в Нью-Йорк.

Его одолевал целый букет болезней: цирроз печени, диабет, слабые легкие... Последние месяцы он не выходил из дома, почти ничего не ел, исхудал до неузнаваемости. 6 июня 1910 го-да О’Генри умер в возрасте всего 48 лет.

Жена похоронила его у себя в Эшвилле, а на могилу поставила серую гранитную глыбу с надписью: «Уильям Сидней Портер», вернув знаменитому писателю его настоящее имя.

О. Генри (1862–1910) – американский писатель конца 19-начала 20 веков. Получил признание читателей благодаря своим новеллам – чувственным, глубоким, пронзительным, удивляющим неожиданными развязками. Писателя еще называют мастером «короткого рассказа». Все книги О. Генри написаны в жанре классической прозы.

Настоящее имя писателя - Уильям Сидни Портер. Уроженец Гринсборо Северной Каролины (штат). Двадцатилетним парнем приехал в Техас, где и остался жить. В заботе о хлебе насущном перепробовал разные профессии – аптекаря, ковбоя, продавца. Впоследствии этот опыт сыграет позитивную роль в его творчестве. Автор напишет свои незабываемые новеллы о них, простых людях разных профессий.

В это же время Портер увлекается журналистикой. В бытность работы кассиром Национального банка, подозревается в растратах и бежит в Гондурас. Там он ждет свою жену и маленькую дочь, но жена умирает. Отцу приходится вернуться домой к дочери. Суд признает его виновным, Портер отправляется отбывать пять лет заключения.

Тюремное заключение стало поворотным моментом в творчестве автора. У него появляется много свободного времени. Помимо исполнения вмененных ему обязанностей фармацевта, он много пишет. Начинает печататься в различных изданиях под псевдонимом О.Генри.

Первая книга вышла в 1904 году под названием «Короли и капуста». Это был первый и единственный роман автора. Роман экранизирован советским режиссером Николаем Рашеевым в 1978 году в виде музыкальной комедии.

Но все же лучшими книгами признаны сборники новелл. Фильмы по этим произведениям начали снимать еще в 1933 году.

На нашем сайте вы можете читать онлайн книги О.Генри в форматах fb2 (фб2), txt (тхт), epub и rtf. Следуя хронологии новелл и рассказов, входящих в сборники «Дары волхвов» и «Последний лист», можно проследить, как совершенствовался авторский стиль писателя.

Бывали дни, когда О.Генри сочинял и записывал по одному рассказу в день для журнала, заключившего с ним контракт. Судя по последовательности книг, написанных в то время, автор тогда уделял большее внимание развлечению читателей, чем художественной правде. Сказывалось желание писателя заработать побольше денег.

Предлагаем скачать электронные книги на русском языке. Так, например, «Последний лист» — это трогательная история, повествующая о тяжелобольной девушке, лишенной всякой надежды на выздоровление. И только последний лист на старом плюще внушает веру. Когда он упадет, все будет закончено. Но упадет ли он?

О.Генри ушел из жизни довольно рано. По свидетельствам очевидцев в последние годы он злоупотреблял спиртным. По этой причине от него ушла вторая жена. Умер в Нью-Йорке в 1910 году оставив миру прекрасное наследие в виде коротких рассказов, несущих веру, надежду и любовь.

>>О. Генри

Тех, кто уже успел узнать и полюбить О. Генри , и тех, кто впервые откроет его для себя, ждут волнующие и радостные минуты соприкосновении с настоящим, большим искусством.
Ф. Золотаревская

Судьба американского писателя О. Генри была настолько необычайной, что сама могла бы стать предметом увлекательного повествования. Уильям Сидни Портер, известный всему миру под псевдонимом О. Генри, родился в семье врача, в нескольких десятках миль от небольшого городка Гринзборо на юге Америки. Детские годы были омрачены ранним сиротством: в трёхлетнем возрасте он лишился матери, умершей от туберкулёза и попал под опеку своей тётки по отцу Эвелины Портер. Она содержала небольшую частную школу , и здесь Уильям проучился девять лет, получив достаточно хорошее по тем временам образование. Эвелина Портер прививала своим ученикам любовь к чтению, и Уильям в школьные годы.

Читал много и охотно. Именно в этот период он познакомился с романами Чарльза Диккенса, Уилки Коллинза, Вальтера Скотта , Александра Дюма. Портеру рано пришлось думать о собственном заработке, поскольку его отец после смерти жены забросил врачебную практику, пристрастился к спиртному и стал ненадёжным кормильцем. В пятнадцать лет Уильям становится дипломированным фармацевтом, затем по причине нездоровья (проявляются грозные признаки наследственного недуга) отправляется в далёкий Техас. Очень скоро он стал среди скотоводов своим и даже удостоился почётного обряда «посвящения в ковбои», который был впоследствии не раз описан им в новеллах техасского цикла.

Два года, проведённые в прериях Техаса, не только исцелили и закалили Уильяма Портера. За это время ему удалось основательно пополнить своё образование. Он самостоятельно изучил языки (испанский, французский, немецкий), перечитал все книги из богатой библиотеки, имевшейся на ранчо. Переселившись в Остин (штат Техас), он перепробовал много профессий - аптекаря, агента по продаже недвижимости, чертёжника, а затем занял должность счетовода и кассира в Остинском национальном банке, и событие это сыграло роковую роль в его судьбе. Портера обвинили в растрате денег и приговорили к тюремному заключению. В тюрьме Портер в свободные часы начал писать новеллы, которые под псевдонимом рассылал в разные журналы. Несколько новелл было опубликовано, и этот успех окрылил его и вселил надежду на будущее.

Тюремный опыт не прошёл для Уильяма Портера бесследно. Он встретился здесь с людьми, выброшенными за борт жизни, и понял, что они достойны интереса и сострадания. Он убедился, что на дне самой потерянной души брезжит свет человечности, и стоит только коснуться в ней каких-то скрытых струн, как она раскроется навстречу добру.

Из тюрьмы О. Генри вышел писателем, чьё имя было уже хорошо известно и популярно. Произведения его привлекали занимательным сюжетом и большой любовью автора к простым людям Америки - фермерам, ковбоям, клеркам1, продавцам, к тем, кого называют «маленькими людьми» в мире, где правит «большой бизнес».

Творчество О. Генри - мощный источник добра и человечности. Его новеллы пленяют, восхищают, радуют, веселят и увлекают читателя. Они пробуждают в его душе целый мир добрых чувств, вселяют в неё оптимизм и надежду.
По Ф. Золотаревской и Н. Эйшискиной

1. Какие необычные события происходили в жизни американского писателя О. Генри?
2. Что вас привлекает в характере О. Генри?

Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. - К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. - Мова російська .

Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

О. Генри (англ. O. Henry, псевдоним, настоящее имя Уильям Сидни Портер — англ. William Sydney Porter; 1862—1910) — американский писатель, прозаик, автор популярных новелл, характеризующихся тонким юмором и неожиданными развязками.

Уильям Сидни Портер родился 11 сентября 1862 г. в городе Гринсборо, штат Северная Каролина. В трехлетнем возрасте он лишился матери, умершей от туберкулеза. Позже попал под опеку своей тетки по отцу. После школы учился на фармацевта, работал в аптеке. Затем работал кассиром-бухгалтером в банке в техасском городе Остине. Был обвинён в растрате и полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе, затем в Южной Америке. По возвращении в США был осужден и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо, где провел три года (1898—1901).

Дело не в дорогах, которые мы выбираем, а том, что внутри нас, заставляет выбирать наши дороги.

В тюрьме Портер работал в лазарете и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии O’Henry — О’Генри). Происхождение его не совсем ясно. Сам писатель утверждал в интервью, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Одной из газет он сообщил, что О. расшифровывается как Olivier (французское имя Оливье), и действительно, несколько рассказов он опубликовал там под именем Olivier Henry. По другим данным, это имя известного французского фармацевта Этьена Океана Генри (Etienne Ocean Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время. Ещё одну гипотезу выдвинул писатель и учёный Гай Дэвенпорт: «О. Генри» не что иное, как сокращение названия тюрьмы, где сидел автор — Ohio Penitentiary. Первый свой рассказ под этим псевдонимом — «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure’s Magazine), — он написал в тюрьме.

Первая книга рассказов О. Генри — «Короли и капуста» (Cabbages and Kings) — вышла в 1904. За ней последовали: «Четыре миллиона» (The four million, 1906), «Горящий светильник» (The trimmed Lamp, 1907), «Сердце Запада» (Heart of the West, 1907), «Голос города» (The Voice of the City, 1908), «Благородный жулик» (The Gentle Grafter, 1908), «Пути судьбы» (Roads of Destiny, 1909), «Избранное» (Options, 1909), «Точные дела» (Strictly Business, 1910) и «Водовороты» (Whirligigs, 1910). В конце жизни страдал от цирроза печени и диабета. Писатель скончался 5 июня 1910 г. в Нью-Йорке.

В сборник «Постскриптумы» (Postscripts), изданный уже после смерти О. Генри, вошли фельетоны, наброски и юмористические заметки, написанные им для газеты «Почта» (Хьюстон, штат Техас, 1895—1896). Всего О. Генри написано 273 рассказа, полное собрание его произведений составляет 18 томов. О. Генри занимает в американской литературе исключительное место как мастер жанра «короткого рассказа» (short-story). Перед смертью О. Генри высказал намерение перейти к более сложному жанру — к роману («всё, что я писал до сих пор, это просто баловство, проба пера, по сравнению с тем, что я напишу через год»).

В творчестве, однако, эти настроения ничем не проявились, и О. Генри остался органическим художником «малого» жанра, рассказа. Не случайно, конечно, что в этот период писатель впервые начал интересоваться социальными проблемами и выявил свое отрицательное отношение к буржуазному обществу (Дженнингс «Через тьму с О. Генри»).

Герои О. Генри разнообразны: миллионеры, ковбои, спекулянты, клерки, прачки, бандиты, финансисты, политики, писатели, артисты, художники, рабочие, инженеры, пожарные — сменяют друг друга. Умелый конструктор сюжета, О. Генри не показывает психологическую сторону происходящего, действия его персонажей не получают глубокой психологической мотивировки, что еще более усиливает неожиданность финала.

О. Генри не является первым оригинальным мастером «короткого рассказа», он лишь развил этот жанр, в своих основных чертах сложившийся уже в творчестве Т. Б. Олдрича (Thomas Bailey Aldrich, 1836—1907). Оригинальность О. Генри проявилась в блестящем применении жаргона, острых словечек и выражений и в общей колоритности диалогов. Уже при жизни писателя «короткий рассказ» в его стиле стал вырождаться в схему, а к 1920-м годам превратился в чисто коммерческое явление: «методику» его производства преподавали в колледжах и университетах, издавались многочисленные руководства и т. д.