Междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов. Формы межведомственного взаимодействия по профилактикенаркомании и наркотизма


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Пензенской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 и статьей 22 (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:

(преамбула в ред. )

1. Утвердить прилагаемый Регламент межведомственного взаимодействия органов государственной власти Пензенской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан

(п. 1 в ред. )

3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы социальной политики.

Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ

Регламент межведомственного взаимодействия органов государственной власти Пензенской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан

Утвержден
постановлением
Правительства Пензенской области
от 22 декабря 2014 г. N 898-пП

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент разработан в целях реализации положений Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с последующими изменениями) и регулирует отношения между органами государственной власти Пензенской области, возникающие при осуществлении межведомственного взаимодействия в связи с реализацией полномочий Пензенской области в сфере социального обслуживания.

(п. 1.1 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 23.03.2018 N 171-пП)

2. Органы государственной власти Пензенской области, осуществляющие межведомственное взаимодействие

2.1. Межведомственное взаимодействие осуществляют следующие исполнительные органы государственной власти Пензенской области (далее - органы государственной власти):

2.1.1. Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.

2.1.2. Министерство здравоохранения Пензенской области.

2.1.3. Министерство образования Пензенской области.

2.1.4. Министерство физической культуры и спорта Пензенской области.

2.1.5. Министерство культуры и туризма Пензенской области.

(п. 2.1 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 23.03.2018 N 171-пП)

2.2. Органы государственной власти участвуют в межведомственном взаимодействии самостоятельно, а также через свои подведомственные организации.

3. Виды деятельности, осуществляемые органами государственной власти в рамках межведомственного взаимодействия

3.1. Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в рамках межведомственного взаимодействия осуществляет следующие виды деятельности:

а) выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и определение необходимых им форм социального обслуживания исходя из потребностей граждан, состояния их здоровья, возможности самообслуживания и конкретной жизненной ситуации;

б) организация обследования социально-бытовых условий проживания граждан, оказание помощи в получении документов, необходимых для зачисления на социальное обслуживание на дому;

в) выдача бланков заключений и справок гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, для дальнейшего заполнения в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Пензенской области (далее - медицинские организации Пензенской области);

г) осуществление совместно с медицинскими организациями Пензенской области закрепления заведующих отделениями социального обслуживания на дому за участковыми врачами-терапевтами в целях оказания содействия в предоставлении медицинской помощи гражданам;

д) оказание гражданам социальных услуг, в том числе содействие в обеспечении граждан (по заключению врачей) лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

е) организация совместно с работниками медицинских организаций Пензенской области занятий по санитарно-гигиеническому образованию работников организаций социального обслуживания Пензенской области;

ж) обеспечение методическими материалами (буклетами) медицинские организации Пензенской области, информирующие граждан об услугах, оказываемых организациями социального обслуживания Пензенской области.

3.1.1. Выявление инвалидов, нуждающихся в реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, оказание содействия в реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в том числе разъяснение инвалидам по вопросам обращения в центры занятости населения в целях поиска работы, трудоустройства, обучения (переобучения).

3.1.2. Осуществление мероприятия социальной реабилитации инвалидов, в том числе:

а) информирование инвалидов о порядке обеспечения техническими средствами реабилитации, содействие инвалидам в получении заключения врачебной комиссии медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Пензенской области, подтверждающего нуждаемость инвалида в техническом средстве реабилитации и малообеспеченных граждан в протезно-ортопедических изделиях;

б) разработка предложений по получению инвалидами (детьми-инвалидами) курса реабилитационных услуг в государственных реабилитационных организациях, подведомственных Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области;

в) организация проведения круглых столов, дней открытых дверей, работы школы (школы-лектория) для детей-инвалидов и их родителей, информационно-методических семинаров с участием специалистов Министерства здравоохранения Пензенской области.

3.1.3. Информирование населения о ситуации на рынке труда.

3.1.4. Трудоустройство на постоянные и временные места работы пенсионеров и инвалидов.

3.1.5. Содействие в занятости активных граждан пожилого возраста и инвалидов.

3.1.6. Осуществление мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве.

3.2. Министерство здравоохранения Пензенской области в рамках межведомственного взаимодействия осуществляет следующие виды деятельности:

а) оказание организационно-методической помощи руководителям организаций социального обслуживания Пензенской области по взаимодействию заведующих отделениями социального обслуживания на дому с участковыми врачами-терапевтами в целях оказания содействия в предоставлении медицинской помощи гражданам;

б) проведение обследования граждан, направляемых из организаций социального обслуживания граждан Пензенской области в медицинские организации Пензенской области с целью определения наличия или отсутствия медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию, в соответствии со Стандартами медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, а в случаях их отсутствия - в соответствии с иными нормативными документами федерального уровня, регламентирующими оказание медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях;

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 14.04.2017 N 184-пП)

в) обеспечение стационарного медицинского обследования выявленных детей в возрасте от 3 лет (включительно) до 18 лет, направляемых в специализированные организации для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в случае отсутствия родителей, законных представителей, лиц, их заменяющих, невозможности установления их местонахождения или иных обстоятельств, препятствующих извещению этих лиц, или незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам;

г) участие в санитарно-гигиеническом просвещении работников организаций социального обслуживания Пензенской области;

д) обеспечение получения несовершеннолетними, проходящими социальную реабилитацию в специализированных организациях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, медицинской помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

е) подготовка заключений врачебных комиссий с участием врачей-психиатров в отношении лиц, признанных недееспособными, помещаемых в организации социального обслуживания Пензенской области;

ж) проведение диспансеризации граждан, проживающих в организациях социального обслуживания Пензенской области;

з) предоставление инвалиду направления на медико-социальную экспертизу при выявлении необходимости изменения группы инвалидности;

и) предоставление выписки из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного (форма N 027/у, утвержденная приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030) и заключения врачебной комиссии об отсутствии (наличии) медицинских противопоказаний для получения реабилитационных услуг;

к) участие в проведении круглых столов, дней открытых дверей, в работе школ (школ-лекториев) для детей-инвалидов и их родителей, клубов для инвалидов, организованных Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.

3.3. Министерство образования Пензенской области в рамках межведомственного взаимодействия осуществляет следующие виды деятельности:

а) предоставляет информацию, необходимую для оказания социальных услуг, а также запрашивает и предоставляет информацию, необходимую для осуществления социального сопровождения;

б) информирует получателей социальных услуг, в том числе родителей, опекунов, попечителей, иных законных представителей несовершеннолетних детей, о видах помощи, оказываемой Министерством образования Пензенской области, его структурными подразделениями, а также подведомственными организациями;

в) организует деятельность по информированию Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о гражданах, нуждающихся в социальном обслуживании, при выявлении таких граждан;

г) организует и участвует в семинарах, совещаниях, иных совместных мероприятиях по вопросам осуществления межведомственного взаимодействия;

д) реализует в пределах своей компетенции государственные программы Пензенской области в сфере социального обслуживания;

е) участвует в формировании и развитии волонтерского движения в Пензенской области.

3.4. Министерство физической культуры и спорта Пензенской области, Министерство культуры и туризма Пензенской области оказывают содействие организациям социального обслуживания Пензенской области в организации отдыха, досуга и занятости граждан.

(п. 3.4 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 23.03.2018 N 171-пП)

4. Порядок и формы межведомственного взаимодействия

4.1. Межведомственное взаимодействие осуществляется в следующих формах:

4.1.1. обмен информацией, используемой при предоставлении социальных услуг и осуществлении социального сопровождения, в том числе в электронной форме;

4.1.2. осуществление совместных действий (мероприятий) в рамках реализации индивидуальной программы получателя социальных услуг.

4.2. В целях осуществления согласованных действий, оказания помощи по вопросам, возникающим в процессе межведомственного взаимодействия, планирования совместной деятельности и обмена опытом создаются межведомственные рабочие группы, комиссии, координационные советы, межведомственные совещательные органы. Органы государственной власти определяют и направляют для участия в работе координационных и совещательных органов своих представителей.

4.3. Соглашениями о взаимодействии, заключенными между органами государственной власти, указанными в разделе 2 настоящего Регламента, определяются порядок и организационно-технические условия межведомственного взаимодействия органов государственной власти.

5. Требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме

6. Механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в том числе порядок привлечения организаций к его осуществлению

6.1. Механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению определяется на основании соглашений о взаимодействии, указанных в разделе 4 настоящего Регламента.

6.2. Порядок привлечения организаций к осуществлению социального сопровождения:

6.2.1. Организации, подведомственные органам государственной власти, предоставляющие помощь, не относящуюся к социальным услугам, привлекаются к осуществлению социального сопровождения на основании соглашений о взаимодействии, заключенных между Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области и органами государственной власти.

6.2.2. Иные организации, предоставляющие помощь, не относящуюся к социальным услугам, привлекаются к осуществлению социального сопровождения на основании соглашений (договоров) о взаимодействии (сотрудничестве), гражданско-правовых договоров, заключенных указанными организациями с организациями социального обслуживания граждан.

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 14.04.2017 N 184-пП)

7. Порядок осуществления государственного контроля (надзора) и оценки результатов межведомственного взаимодействия

7.1. Государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с порядком организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области.

7.2. Оценка результатов межведомственного взаимодействия осуществляется по следующим критериям:

Соблюдение срока и порядка подготовки межведомственного запроса;

Соблюдение сроков подготовки и направления ответа на межведомственный запрос органов государственной власти;

Наличие необходимой информации для предоставления социального сопровождения в ответе на межведомственный запрос.

7.3. Порядок проведения оценки результатов межведомственного взаимодействия между органами государственной власти, указанными в разделе 2 настоящего Регламента, определяется Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.

Межведомственное
взаимодействие – основа
социального сопровождения
в организациях социального
обслуживания
ИДПО ДТСЗН
Волжина
Ольга Ивановна,
профессор, доктор
социологических наук

Вопросы
1. Межведомственное взаимодействие: понятие, сущность
и задачи в социальной сфере
2. Межведомственное взаимодействие при организации
социального сопровождения: виды и формы осуществления
3. Нормативные основания для межведомственного

4. Регламенты межведомственного взаимодействия
5. Эффективные технологии социальной работы на
межведомственном уровне при организации социального
сопровождения
2.

1. Межведомственное взаимодействие: понятие, сущность и задачи в социальной сфере

Межведомственное взаимодействие в социальной сфере –
это процесс объединения ресурсов
органов государственной власти
органов местного самоуправления
организаций различной ведомственной принадлежности
СО НКО
бизнес-структур
для осуществления мероприятий по реализации прав
граждан
Сущность межведомственного взаимодействия в
социальной сфере – это комплекс взаимосвязанных
ресурсов социальной сферы, привлекаемых для решения
проблем человека
3.

Основные задачи межведомственного взаимодействия

Максимальная мобилизация (включение) отраслевых ресурсов
Разработка и реализация программ, планов, мер, включающих
межведомственные ресурсы
Координация и контроль деятельности участников
взаимодействия
Согласование ресурсов и решений
Участие в мониторинге деятельности и оценке результатов
межведомственного взаимодействия
4.

2. Межведомственное взаимодействие при организации
социального сопровождения:
виды и формы осуществления
Социальное
сопровождение
ст. 22
Содействие в предоставлении
– медицинской;
– психологической;
– педагогической;
– юридической;
– социальной помощи
не относящейся к
социальным услугам
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах

5.

Социальное сопровождение
Социальное
сопровождение
предоставляется
Социальное
сопровождение
осуществляется
при необходимости гражданам,
в том числе родителям, законным
представителям несовершеннолетних
детей
путем привлечения организаций
предоставляющих медицинскую,
психологическую, педагогическую,
юридическую, социальную помощь
(не относящуюся к социальным
услугам)
6.

Организация социального сопровождения
Социальное
сопровождение
Осуществляется на
основе
межведомственного
взаимодействия
Мероприятия по социальному сопровождению
отражаются в индивидуальной программе
(ИППСУ или ИПСС)
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах
социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
7.

Виды межведомственного взаимодействия при
осуществлении социального сопровождения
Незамедлительное реагирование
(кризисное реагирование, срочная помощь)
Совместное участие (выполнение мероприятий по
социальному сопровождению)
Привлечение специалистов
(междисциплинарные команды)
Информационный обмен
(межведомственное электронное взаимодействие)
8.

Формы осуществления межведомственного взаимодействия
при социальном сопровождении
МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ
Органы управления
Документы
базы (банки) данных
ГОРОДСКИЕ (ОКРУЖНЫЕ) КОНСИЛИУМЫ
9.

10.

3. Нормативные основания межведомственного
взаимодействия при социальном сопровождении
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка»
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»
Федеральный закон от 28 декабря 2014 г. № 495-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации»
Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и
психотропных веществах»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»
Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 N 1839-р «Об утверждении
Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020
года»
10.

11.

Нормативные основания межведомственного
взаимодействия при социальном сопровождении:
документы города Москвы
Закон города Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 «О профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в городе Москве»
Закон города Москвы от 13 апреля 2005 г. № 12 «Об организации деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»
Закон города Москвы от 28 сентября 2005 г. № 47 «О наделении органов местного
самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве
полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности
районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»
Закон г. Москвы от 26 октября 2005 г. № 55 «О дополнительных мерах социальной
поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе
Москве» (ред. от 16.12.2015)
Закон города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки,
попечительства и патронажа в городе Москве»
Закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании
населения города Москвы»
Постановление Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. № 195-ПП «О Стратегии
Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей
"Московские дети" на 2008-2017 гг.»
Постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 829-ПП

11.

12.

4. Регламенты межведомственного взаимодействия
Регламент - документ, содержащий обязательные правовые нормы
1. Регламент
межведомственного
взаимодействия
органов
исполнительной власти города Москвы при организации социального
обслуживания и социального сопровождения граждан в городе Москве
2. Регламент межведомственного взаимодействия в сфере выявления
семейного неблагополучия и организации работы с семьями,
находящимися в социально опасном положении или трудной
жизненной ситуации
3. Регламент
взаимодействия
районных
комиссий
по
делам
несовершеннолетних и защите их прав и Государственного
бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для
обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
города Москвы профессиональной образовательной школы «Шанс»
Департамента социальной защиты населения города Москвы
4. Регламент межведомственного взаимодействия в сфере выявления и
организации работы с несовершеннолетними, употребляющими
наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры
12.

13. Регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации социального обслуживания и соци

Регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной
власти города Москвы при организации социального обслуживания и
социального сопровождения граждан в городе Москве, утвержден
постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 829-ПП
«О социальном обслуживании граждан в городе Москве»
осуществляется в целях своевременного и
качественного предоставления гражданам
социальных услуг, а также содействия в
предоставлении гражданам медицинской,
психологической, педагогической,
юридической, социальной помощи, не
относящейся к социальным услугам
13.

14. Участники межведомственного взаимодействия

Департамент социальной защиты
населения города Москвы
Главным
управлением
Министерства
внутренних дел Российской Федерации по
городу Москве
Департамент здравоохранения города
Москвы
Управлением
Федеральной
службы по городу Москве
Департамент образования города
Москвы.
Управлением
Федеральной
службы
исполнения наказаний по городу Москве
Департамент труда и занятости
населения города Москвы
Управлением Федеральной
службы по городу Москве
налоговой
миграционной
Департамент культуры города Москвы. Государственным учреждением- Отделением
Пенсионного фонда Российской Федерации
Департамент физической культуры и
по городу Москве и Московской области
спорта города Москвы
Департамент транспорта и развития
дорожно-транспортной
инфраструктуры города Москвы
Государственным учреждением- Московским
отделением Фонда социального страхования
Российской Федерации.
Федеральным
казенным
учреждением
«Главное
бюро
медико-социальной
экспертизы по
г. Москве»


граждан в городе Москве»
14.

15. Формы межведомственного взаимодействия

Обмена документами и (или) информацией, используемой для признания


Оказания содействия по вопросам, возникающим в процессе признания
гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, предоставлении
социальных услуг, социального сопровождения
Создания координационных и совещательных органов, рабочих групп
в целях осуществления согласованных действий, связанных с
признанием гражданина нуждающимся в социальном обслуживании,
предоставлении социальных услуг, социального сопровождения
Регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации
социального обслуживания и социального сопровождения граждан в городе Москве, утвержден постановлением
Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве»
15.

16. Мероприятия по социальному сопровождению осуществляются

участниками межведомственного взаимодействия (органы
власти)
их подведомственными организациями
организациями, предоставляющими услуги, не относящиеся к
социальным услугам,
поставщики услуг
На основании
соглашений о межведомственном взаимодействии, иных договоров
(соглашений),
заключаемых
между
участниками
межведомственного взаимодействия, их подведомственными
организациями и иными организациями
Регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации социального обслуживания и социального
сопровождения граждан в городе Москве, утвержден постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 829-ПП «О социальном обслуживании
граждан в городе Москве»
16.

17.

5. Эффективные технологии социальной работы на межведомственном
уровне при организации социального сопровождения

18.

Специфика межведомственного взаимодействия при
решении различных проблем
Организация ранней помощи
Организация
раннего
выявления
предотвращение социального сиротства
семейного
неблагополучия
и
Организация профилактики отказов от детей при рождении и (или)
помещении в медицинские учреждения
Оказание своевременной помощи семьям с детьми, пострадавших от
жестокого обращения
Содействие семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
Организация сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт
с законом, и их семей
Поддержка семей, воспитывающих "особого ребенка»
Сопровождаемое проживание
Сопровождаемая занятость
18.

19.

Карта межведомственных социальных
ресурсов социального сопровождения
Портрет семьи (категорий граждан-получателей услуг) на
уровне округа (района)
Структура потребностей (общая характеристика, наиболее
вероятностные запросы, ожидания)
Межведомственная инфраструктура (органы
государственного управления и местного самоуправления,
организации разной ведомственной принадлежности, СО
НКО, бизнес-структуры, социально активные граждане)
Кадровый потенциал организации-координатора
межведомственного взаимодействия при социальном
сопровождении
19.

20.

Межведомственное взаимодействие на различных
этапах социального сопровождения
Диагностико-поисковый этап выявление проблемы, сбор полной информации
Договорный этап
проектирование действий специалистов, определение зоны ответственности по
решению проблемы, в том числе, составление индивидуальной программы и ее
утверждение на межведомственной рабочей группе, заключение договора о
социальном сопровождении
Деятельностный этап - этап «профессионального сопровождения»
осуществление действий по решению проблеми в соответствии с утвержденной
индивидуальной программой и договором о социальном сопровождении, проведение
промежуточной диагностики и мониторинга с целью корректировки дальнейших
действий в отношении гражданина (семьи)
Рефлексивный этап
проведение итоговой диагностики и мониторинга эффективности социального
сопровождения с целью определения необходимости дальнейшего социального
сопровождения либо его прекращения с выработкой дальнейших рекомендаций е
«Поддерживающий этап» – этап постсопровождения
отслеживание ситуации после оказания необходимой государственной помощи
20.

21.

Регламент межведомственного взаимодействия органов
исполнительной власти города Москвы при организации
социального обслуживания и социального сопровождения
Перечень участников межведомственного взаимодействия
Виды деятельности, осуществляемой исполнительными органами
государственной власти в рамках межведомственного взаимодействия
Порядок и формы межведомственного взаимодействия
Требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том
числе в электронной форме
Механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в том
числе порядок привлечения организаций к его осуществлению
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) и оценки
результатов межведомственного взаимодействия

Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в рамках предоставления муниципальных и государственных услуг населению. Оно предполагает обмен данными и документацией, в электронном виде в том числе.

Субъекты

Обмен сведениями и документацией осуществляется между муниципальными и государственными органами, которые предоставляют соответствующие услуги гражданам и юрлицам. В системе межведомственного взаимодействия участвуют также уполномоченные подразделения, подведомственные федеральным или территориальным структурам, многофункциональные центры, специализированные отделы внебюджетных фондов.

Значение

Организация межведомственного взаимодействия выступает в качестве одного из направлений реформы административной системы. Оно ориентировано на повышение доступности муниципальных/государственных услуг. Данная задача реализуется посредством уменьшения количества документации, предоставляемой заявителем. Недостающие материалы и сведения уполномоченные структуры должны получать самостоятельно.

Нормативная база

Впервые требования к созданию системы межведомственного взаимодействия были сформулированы в ФЗ №210. Впоследствии они были включены в Концепцию устранения административных барьеров, существовавших долгое время в стране, и повышение уровня доступности муниципальных/государственных услуг на 2011-2013 годы. В программе были зафиксированы основы межведомственного взаимодействия, общие правила и сроки его осуществления. Концепция была утверждена правительственным распоряжением №1021-р от 10.06.2011 г. Минэкономрзавития разработало Методические рекомендации по переходу местных и федеральных органов к предоставлению услуг по системе межведомственного взаимодействия.

СМЭВ

В качестве приоритетного направления межведомственного взаимодействия в настоящее время выступает обмен данными и документацией в электронной форме. Для этого была сформирована СМЭВ. Система электронного взаимодействия состоит из региональных сегментов. Благодаря СМЭВ уполномоченные органы имеют возможность быстро обмениваться необходимыми материалами, что существенно сокращает время рассмотрения заявлений.

Специфика

Подготовка предложений, касающихся вопросов организации взаимодействие между уполномоченными органами, возлагается на Межведомственную группу. Для реализации положений ФЗ №210 и указанной выше Концепции был сформирован перечень государственных услуг, оказание которых осуществляется в рамках обмена данными и документацией между компетентными структурами. Аналогичная работа выполняется местными институтами власти.

Функции СМЭВ

В рамках межведомственного взаимодействия:


Проблемы межведомственного взаимодействия: регистрация

В качестве одной из задач системы выступает обеспечение достоверности передаваемых данных. В настоящее время исходящий документ регистрирует орган-отправитель, а затем повторно – структура-получатель. При этом встает вопрос о гарантии целостности информационных баз ведомственных систем. Например, злоумышленник, узнав пароли администраторов, может изменить либо удалить ту или иную запись.

Уникальный идентификатор

Он присваивается каждому документу, вне зависимости от того, исходящий он или входящий. Уникальный идентификатор выступает как порядковый номер. Он однозначно определяет и сам документ, и регистрационную карточку. Между тем номер является уникальным для конкретной ведомственной системы. Это означает, что в центральную базу данных могут попасть сообщения с одинаковым идентификатором.

Совершенствование межведомственного взаимодействия

Решить вопрос, касающийся гарантии целостности баз данных, по мнению экспертов, можно, введя третью сторону. Ею будет являться административный центр системы. В его базе не было бы прикрепленных файлов, то есть, непосредственно самих документов. При этом она содержала бы ключевые сведения о них. К такой системе, с одной стороны, должны предъявляться достаточно высокие требования по производительности и бесперебойной работе. Вместе с этим, она должна обеспечивать целостность, аутентичность, достоверность пересылаемых материалов.

Эта задача реализовывается благодаря тому, что, кроме обязательных реквизитов, которые предусматриваются в Положении к Правилам по делопроизводству, в карточке присутствует и контрольную сумму, рассчитанную по передаваемому документу. В результате формируется тройная регистрация документации. Что касается уникального идентификатора, то, предполагается, что будет создана единая централизованная система, охватывающая все региональные сегменты. В этом случае каждому документу будет присваиваться собственный номер, вне зависимости от расположения регистрирующего органа.

Ограниченность доступа

Согласно Плану, требования, предъявляемые к СМЭВ, должны предусматривать возможность работы с документацией служебного пользования. Это означает, что ведомственные системы должны соответствовать нормам, установленным для программно-аппаратных комплексов, обрабатывающих материалы, доступ к которым ограничен. Реализация данной задачи представляет сложность для большинства исполнительных структур власти. Эксперты считают, что у этой проблемы есть 3 решения:


Цифровая подпись

Еще один фактор, влияющий на эффективность межведомственного взаимодействия, - Федеральный закон, регламентирующий визирование документации в электронной форме. Правительство устанавливает дополнительные требования, направленные на обеспечение совместимости средств цифровой подписи при регистрации и обработке поступающих сообщений. Данный момент крайне важен для организации взаимодействия. Следует отметить, что в начале 21 века при федеральных структурах возникло несколько удостоверяющих центров, использовавших несовместимые друг с другом форматы и стандарты. В результате для каждой системы необходим был собственный закрытый ключ: один – для сдачи отчетности в ФНС, другой – при работе с казначейством, третий – для отправки ведомственной документации. Кроме того, несовместимые средства использовались банковскими и прочими коммерческими структурами.

Заключение

Несмотря на ряд существующих проблем, система межведомственного взаимодействия имеет ряд положительных сторон. В первую очередь гражданам нет необходимости самостоятельно собирать сведения в разных муниципальных и государственных структурах. Для обращения ему следует предоставить только личные документы (св-во о рождении, паспорт и пр.). Всю остальную документацию, которая требуется для предоставления субъекту услуги, ведомство соберет самостоятельно. При этом в законодательстве установлено, что уполномоченный орган не вправе запрашивать у гражданина сведения, которые находятся в распоряжении другой госструктуры.

Разделы: Администрирование школы

Детство - сложный многомерный феномен, который имеет важнейшее стратегическое значение для устойчивого развития любого общества. Данный феномен опосредован многими культурными, социально-экономическими, экологическими и прочими факторами. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Многополярность и многоплановость процесса взросления и вхождения ребенка во взрослую жизнь сопряжено с различного рода трудностями. Сегодняшняя социально-экономическая действительность такова, что существует обширный пласт проблем, с которыми приходится сталкиваться ребенку на пути вхождения в общество, а подчас и оставаться один на один с ними.

В современном обществе многие государственные, коммерческие и общественные организации и учреждения различных министерств и ведомств вводят в круг своей деятельности задачи по воспитанию подрастающего поколения. Однако, эффективность решения таких задач отдельной группой специалистов значительно ниже возможных результатов командной работы.

Создание системы взаимодействия субъектов образования с социальными партнерами других ведомств должно быть обращено к личности ребенка, направлено на ее развитие, раскрытие потенциала, своеобразия и духовных сил, нивелирование негативных последствий влияния часто, враждебной социальной среды. Словом, проблем предостаточно, и над их разрешением нужно активно работать, используя открывающиеся возможности межведомственного взаимодействия органов здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, социальной защиты населения, экологических служб, различных общественных организаций.

В рамках организации межведомственного взаимодействия ОУ следует учесть многообразие функциональных связей и их взаимную целесообразность. Наиболее актуальные варианты развития социальных контактов представлены в нижеследующей схеме, где в подтексте представлены некоторые варианты задач, решаемых при взаимодействии тех или иных структур и ведомств.

Таким образом, основополагающим в построении межведомственных взаимодействий становится определение конкретной задачи, для решения которой выявляется необходимость построения контактов с тем или иным ведомством или учреждением. Дальнейшая работа выстраивается поэтапно в соответствии с поставленной задачей.

Этапы по межведомственному взаимодействию в ОУ:

  1. Разработка программы расширения социальных связей учреждения с учетом образовательной политики региона.
  2. Создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителей программы.
  3. Разработка нормативно-правовой и совершенствование организационно-управленческой базы для осуществления механизмов межведомственного взаимодействия.
  4. Создание и реализация межведомственных проектов, направленных на решение определенных задач (интеграция детей с проблемами в развитии общеобразовательную школу и общество; формирование здорового образа жизни и оздоровление население; вовлечение населения в занятия физической культурой, спортом и туризмом; профилактика девиантных и аддиктивных форм поведения у детей и подростков и т.д.)

Важно отметить, что если задачу определяет национальная образовательная политика и/или социально-экономические факторы развития общества, то ответственность за формирование нормативно-правовой базы и механизмов взаимодействия ложится на административный блок ОУ. В то же время над расширением социальных контактов, установлением партнерских взаимоотношений, созданием и реализацией межведомственных проектов должны в той или иной мере активно работать также сотрудники и воспитанники образовательного учреждения.

Межведомственное взаимодействие при формировании безопасного образовательного пространства

Современная школа, по сути, являясь важнейшим звеном формирования личности XXI века, обеспечивает защиту ребенка от агрессивного воздействия негативных проявлений социальной среды, поскольку дети сегодня - это самая уязвимая часть общества, открытая для всех опасностей и угроз. Подростковая преступность, наркомания, бродяжничество, расстройства психического и физического здоровья, ослабление влияния родителей на воспитание детей, социально-экономическая поляризация, рост негативного влияния средств массовой информации на детей и подростков создают немалые трудности в работе с ними.

Сегодня трудно и самой школе. У неё огромное количество проблем. Поэтому даже при сильном педагогическом коллективе, хорошем материальном оснащении, благоприятном территориальном размещении, школа не может в одиночку решать задачи по воспитанию, обучению, сохранению здоровья, а порой и жизни молодого поколения. Объективной жизненной потребностью стало формирование относительно нового направления общественной деятельности - формирование безопасного образовательного пространства. Важнейшим компонентом этой деятельности является накопление опыта межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с целью формирования массовой культуры безопасности всех участников образовательного пространства.

Для обеспечения более эффективной и целенаправленной работы в рамках поставленной задачи при расширении социальных контактов образовательного учреждения целесообразно разработать схему и план деятельности в этом направлении.

По каждому направлению предполагается деятельность с различными структурами и в различных формах:

Взаимодействие в системе образования предполагает повышение профессиональной компетенции работников образования в учреждениях повышения их квалификации; организацию непрерывного основного и дополнительного образования через взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей и подростков, в том числе специализирующимися на физкультурно-оздоровительной, туристско-краеведческой работе, художественно-эстетическом, героико-патриотическом воспитании; защиту прав обучающихся с помощью инспекции по охране прав детства в органах управления образованием.

Взаимодействие образовательного учреждения в системе здравоохранения предполагает организацию медицинского сопровождения образовательного процесса при взаимодействии с детскими территориальными поликлиниками, учреждениями по охране репродуктивного здоровья (женскими консультациями, медико-диагностическими центрами по вопросам брака и семьи и др.); оценку здоровья юношей допризывного возраста медицинскими комиссиями при военкоматах; обеспечение санитарно-гигиенического благополучия под контролем органов госсанэпиднадзора.

Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий организует и осуществляет курсовую подготовку командно-начальствующего состава объектов ГО (образовательного учреждения), преподавателей-организаторов ОБЖ, учителей ОБЖ, классных руководителей по вопросам защиты от ЧС, содействует организации профильных классов "Юный спасатель", деятельности детско-юношеского движения "Школа безопасности".

Управление внутренних дел взаимодействует с образовательными учреждениями через отделы профилактики правонарушений, преступлений несовершеннолетних, территориальные отделы милиции, охранные предприятия.

Управление государственной противопожарной службы осуществляет курсовую подготовку работников образования по программе пожарно-технического минимума, участвует в обучении детей правилам противопожарной безопасности, используя при этом возможности пожарно-технической выставки, организуя учения и тренировки с учащимися, содействует организации профильных классов "Юный пожарный”.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения содействует обучению детей правилам дорожного движения через организацию детских юношеских центров, городков, организацию соревнований "Безопасная дорога", постов юных инспекторов дорожного движения в ОУ и др.

Военные комиссариаты организуют работу призывных комиссий, содействуют организации и проведению допризывной подготовки юношей старших классов, в том числе пятидневных сборов юношей 10-х классов, участвуют в профессиональной ориентации учащихся.

Управление социальной защиты содействует организации социальной помощи детям через работу служб социальной защиты органов местного самоуправления, через организацию социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, организацию профильной работы с малоимущими семьями. Связь образовательного учреждения с органами социальной защиты осуществляют социальные педагоги.

Одним из примеров общественных организаций , активно взаимодействующих со школами, следует отметить Всероссийское общество спасения на водах. ОСВОД осуществляет курсовую подготовку специалистов спасательного дела по темам "Инструктор по плаванию и спасению на воде", "Дружинник по спасению на воде". Продуктивными и интересными могут быть совместные мероприятия с общественными организациями, занимающимися проблемами детей-инвалидов и пр.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением основных законодательных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в области защиты прав детства.

Таким образом, можно сказать, что образовательное учреждение взяло на себя миссию сплочения общества в воспитании подрастающего поколения, нашего будущего.

В качестве вывода хотелось бы отметить две основные особенности межведомственных взаимоотношений:

  1. Они объективно необходимы для полноценной реализации задач общего образования в современных условиях.
  2. Эти взаимоотношения взаимовыгодны для обеих сторон. С одной стороны, государственные организации видят в школе наиболее приспособленную структуру, объединяющую многочисленную организованную часть населения, через которую возможно эффективное решение их ведомственных задач. С другой стороны, школа получает возможность привлекать для решения своих задач материальные, организационные и другие ресурсы ведомственных организаций.

Реализация всех направлений деятельности системы ранней помощи возможна только при развитии механизмов межведомственного взаимодействия и социального партнерства .

Межведомственное взаимодействие обеспечивает необходимые общие условия для устойчивого функционирования системы ранней помощи как социальной системы: комплексность, качество, своевременность и вариативность услуг .

Разработанная модель межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих услуги в области ранней помощи, с организациями здравоохранения, социальной защиты населения, образования, негосударственными (немуниципальными) организациями является частью базовой регионально-муниципальной модели ранней помощи и опирается на следующие принципы:

  • Принцип государственно-общественного подхода в модели взаимодействия и социального партнерства службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм оказания ранней помощи) с различными организациями и ведомствами, предполагающий кооперацию усилий всех участников процесса взаимодействия и партнерства, включая родителей, специалистов различного профиля, государственные и общественные организации на основе сочетания как централизованного управления, так и поддержки творческой инициативы на местах.
  • Принцип самоорганизации, определяющий нелинейный характер становления и развития модели партнерства и взаимодействия службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм) с различными организациями и ведомствами, отсутствие запретов на возможные пути ее становления и функционирования, сочетающиеся с собственными тенденциями развития модели в регионе.
  • Принцип опережающей инновационной стратегии управления моделью, построенный на нелинейных взаимодействиях.
  • Принцип непрерывности и преемственности, обеспечивающий необходимую степень участия организаций и их специалистов на различных этапах социальной поддержки семьи ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Позволяет реализовать преемственные связи между организациями образования, здравоохранения и социальной защиты населения как на этапе выявления и направления нуждающихся детей и их семей в систему ранней помощи, так и на этапе оказания ранней помощи и перехода в систему дошкольного образования.
  • Принцип иерархичности означает, что система партнерства и взаимодействия должна функционировать на различных уровнях, соподчиненных, как минимум, в организационном и методическом отношениях: на региональном, муниципальном, на уровне отдельной организации. Соблюдение данного принципа обеспечивает эффективное управление системой.
  • Принцип открытости партнерства и взаимодействия службы/отдела ранней помощи (консультационного центра) с различными учреждениями и ведомствами, предполагающий обмен опытом между субъектами взаимодействия как внутри, так и вне модели.
  • Принцип мобильности, позволяющий организовать и обеспечить необходимыми ресурсами социальную поддержку семей в кратчайшие сроки и максимально приближенно к месту жительства семьи.

Регионально-муниципальная система взаимодействия и партнерства организаций, оказывающих услуги в области ранней помощи, с организациями здравоохранения, социальной защиты населения, негосударственными и неправительственными организациями является значимой частью модели ранней помощи в регионе и ее территориях.

Характеристики вертикальной структуры системы взаимодействия и социального партнерства организаций, оказывающих услуги в области ранней помощи, с другими ведомствами и организациями

Характеристиками вертикальной структуры системы являются три уровня разграничения полномочий (Рисунок 1).

Рисунок 1. Вертикальная структура модели взаимодействия и социального партнерства

Первый уровень – уровень региона – представлен межведомственным координационным советом, включающим представителей заинтересованных ведомств, а также представителей неправительственных негосударственных организаций. Такой совет может осуществлять свою деятельность под началом губернатора региона или заместителя губернатора. Это управляющая и координирующая структура, реализующая принцип общественно-государственного управления. Первый уровень включает региональные органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, экономическим развитием региона и иные заинтересованные ведомства (министерства образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, экономического развития региона и иные заинтересованные ведомства).

Ресурсное и методическое обеспечение деятельности по социальному партнерству может быть возложено на один из региональных центров ведущего ведомства (например, Министерства образования и науки региона), осуществляющих медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, в структуре которого имеется отдел ранней помощи. Сопровождение негосударственных немуниципальных служб/отделов ранней помощи (консультационных центров, лекотек, центров игровой поддержки, центров семейной поддержки и иных структур) может осуществлять региональный бизнес-инкубатор (или общественная организация, работающая с семьями детей-инвалидов, в регионе).

Функции: управление и координация деятельности субъектов партнерства на уровне региона; организационное, информационное, кадровое, программно-методическое и иное ресурсное обеспечение функционирования системы социального партнерства, включая нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов социального партнерства; мониторинг эффективности взаимодействия и социального партнерства.

Кадровое обеспечение (уровень переподготовки и/или повышения квалификации специалистов психолого-педагогического профиля) может быть возложено на региональные институты развития образования и/или иные центры дополнительного профессионального образования региона.

Второй уровень – уровень муниципалитета. Этот уровень представлен муниципальным органом управления образованием, различными практическими учреждениями образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения, а также неправительственными негосударственными организациями, расположенными на территории данного муниципалитета. На этом уровне при муниципалитете может быть организован «Совет партнеров», осуществляющий управление и координацию деятельности входящих в систему организаций.

Функции: осуществление и поддержка партнерства и межведомственного взаимодействия по различным направлениям сотрудничества на основе созданной муниципальной программы или проекта.

Третий уровень – уровень конкретной организации (службы/отдела ранней помощи, лекотеки, консультационного центра и др.), участвующей в процессе взаимодействия и партнерства. У всех работников службы/отдела ранней помощи имеется много иных, связанных с выполнением своих профессиональных обязанностей, функций. Однако выбор развития службы/отдела ранней помощи за счет системы партнерства и взаимодействия диктует необходимость привлечения сотрудников к проектированию, реализации и управлению социальным партнерством. Для этого создается рабочая группа «социального партнерства», назначается руководитель группы, ее координатор, определяются их функциональные обязанности, связанные с изучением потребностей социальных заказчиков, формулированием социального заказа, проектированием программы или инновационного проекта службы/отдела ранней помощи, прогнозированием результатов социального партнерства и взаимодействия, контроля и мониторинга; обеспечения качества партнерства и взаимодействия, обеспечения информационно-просветительского сопровождения и т.п.

Функции: организация, координация и поддержка социального партнерства по различным направлениям на основе проекта, созданного, совместно с организациями - партнерами, проекта.

Характеристика горизонтальной структуры системы взаимодействия и социального партнерства

Характеристики горизонтальной структуры системы социального партнерства ориентированы на выявление важных, критических областей и этапов деятельности, на конкретизацию этих видов или этапов деятельности и выделение в системе частей, отвечающих за их реализацию.

В горизонтальной структуре развитой системы социального партнерства службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм оказания ранней помощи) с организациями здравоохранения, социальной защиты населения и образования, а также с неправительственными негосударственными учреждениями выделено пять подсистем с их связями и функциями.

Это служба/отдел (консультационный центр) ранней помощи, организации региональной и муниципальной системы образования, системы здравоохранения и социальной защиты населения, неправительственные негосударственные организации региона и муниципалитета.

Центральное положение в системе занимает служба/отдел ранней помощи (консультационный центр).

Специфической задачей службы/отдела ранней помощи (консультационного центра) является инициирование взаимодействия, выстраивание связей кооперации и координации с организациями здравоохранения, социальной защиты, учреждениями образования и неправительственными негосударственными организациями для обеспечения своевременного выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, для организации дополнительного медицинского обследования и/или обеспечения квалифицированной профильной медицинской помощью, для обеспечения своевременного входа семьи с ребенком в систему ранней помощи; для удовлетворения реальных потребностей особой семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ первых трех лет жизни, а также для определения оптимальных путей дальнейшего дошкольного и школьного образования или получения услуг в сфере дополнительного образования.

Вторая подсистема представлена организациями системы образования, комплексом их образовательных ресурсов и услуг.

В качестве компонентов системы образования, важных для социального партнерства, выделим следующие организации: региональный орган управления образованием; региональный институт развития образования, психолого-педагогические и медико-социальные центры образования, ресурсные центры, методические кабинеты, относящиеся к окружной (межмуниципальной) системе образования, и образовательные организации муниципальной принадлежности, включая психолого-педагогические и медико-социальные центры и дошкольные образовательные организации, в составе которых функционируют лекотеки, службы/отделы ранней помощи, консультационные центры, консультативные кабинеты и др., а также досуговые центры образования.

Общая цель системы образования по отношению к детям с ОВЗ: создание адекватных условий для реализации прав ребенка с ОВЗ в сфере образования. Основные ресурсы системы – это комплекс образовательных ресурсов и услуг.

Специфическая цель специалистов и учреждений образования, составляющих подсистему социального партнерства, кооперация деятельности образовательных организаций и службы/отдела ранней помощи (консультационного центра) для обеспечения своевременного входа семьи ребенка с ОВЗ в систему ранней помощи; для обеспечения процессов, реализуемых в службе/отделе ранней помощи (консультационном центре) – диагностического, профилактического, коррекционного, общеобразовательного и др.; для организации выхода семьи ребенка с ОВЗ из службы ранней помощи и перехода в систему дошкольного образования.

Третья подсистема – это организации системы здравоохранения.

Система здравоохранения представлена региональным органом управления здравоохранением, региональными медицинскими организациями и медицинскими организациями муниципальной подчиненности, включая роддома, перинатальные центры, детские больницы, специализированные медицинские центры, медико-генетические консультации, сурдологопедические центры и/или кабинеты, поликлиники, фельдшерские пункты, молочные кухни и др., а также организации МСЭК (медико-социальной экспертизы).

Основные ресурсы системы – это комплекс лечебно-профилактических, реабилитационных ресурсов и медицинских услуг.

Основные функции и задачи окружной системы здравоохранения, важные для системы социального партнерства со службой/отделом ранней помощи:

  • медико-генетическое консультирование;
  • раннее выявление различных нарушений в развитии новорожденных детей, младенцев, детей раннего, дошкольного и школьного возрастов;
  • массовые скрининговые обследования детей для выявления факторов риска и заболеваний, которые могут обусловить различные отклонения в развитии детей;
  • динамическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья детей;
  • углубленная комплексная диагностика развития и здоровья детей с применением клинических и параклинических методов;
  • проведение профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
  • проведение медико-социальной экспертизы;
  • разъяснительная и санитарно-просветительская работа с родителями и т.д.

Специфической (инновационной) целью организаций здравоохранения, входящих в систему социального партнерства, является кооперация их деятельности со службой/отделом ранней помощи для обеспечения своевременного входа семей с детьми с ОВЗ в систему ранней помощи региона, муниципалитета за счет раннего выявления нуждающихся; доступности системы ранней помощи для родителей и специалистов благодаря информированию и созданию условий в учреждениях здравоохранения; осуществления всех действий в течение ограниченного промежутка времени для обеспечения быстрого доступа семей с детьми с ОВЗ к имеющимся ресурсам в системе ранней помощи; информированности потребителей – повышения способности семьи ориентироваться в системе служб и получать доступ к ресурсам и услугам региона и муниципалитета на уровне учреждений здравоохранения. Другой специфической целью является кооперация деятельности организаций здравоохранения и службы/отдела ранней помощи для обеспечения диагностического процесса, реализуемого службой/отделом.

Четвертая подсистема – это организации системы социальной защиты населения.

Система социальной защиты населения представлена региональным органом управления, социальными организациями межмуниципальной и/или муниципальной подчиненности, включая социальные центры и центры занятости населения.

Основные ресурсы системы – это комплекс социальных ресурсов и услуг.

Основные функции и задачи системы социальной защиты населения, важные для системы социального партнерства со службой ранней помощи:

  • предоставление в установленном законодательством порядке социальной помощи детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание консультативной помощи семьям детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание консультативной помощи организациям, оказывающим специальные медицинские, образовательные и социальные услуги.

Специфическая цель специалистов и организаций социальной защиты населения, составляющих подсистему социального партнерства, кооперация деятельности со службой/отделом ранней помощи для обеспечения своевременного входа семьи ребенка с ОВЗ в систему ранней помощи; для обеспечения процессов, реализуемых службой/отделом ранней помощи – профилактического, коррекционного, общеобразовательного и др.; осуществление перехода детей, получающих услуги в области ранней помощи в организации образования, для получения дошкольного и школьного образования.

Пятая подсистема – это система неправительственных негосударственных организаций.

Система неправительственных негосударственных организаций может быть представлена различными организациями инвалидов, родительскими ассоциациями, фондами поддержки семей с особым ребенком, социально-ориентированными НКО, индивидуальными предпринимателями и др. На уровне региона и/или города их интересы могут представлять региональные и/или территориальные бизнес-инкубаторы; родительские неправительственные организации, общественные организации и др. Основные ресурсы – это комплекс социальных, юридических, материальных, финансовых и иных ресурсов.

Специфическая цель специалистов и неправительственных организаций, составляющих подсистему социального партнерства, обеспечение вариативных и/или дополнительных услуг в области ранней помощи семье ребенка с ОВЗ; обеспечение перехода семьи ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью в систему дошкольного и общего образования.

Содержательные характеристики системы взаимодействия и социального партнерства

  1. Создание, обеспечение и развитие комплекса условий для осуществления взаимодействия службы/отдела ранней помощи (консультационного центра) с различными организациями и ведомствами:
  • правовая обоснованность партнерства, правила взаимодействия и взаимного контроля; разделение функций, ролей, действий и операций с организациями-партнерами;
  • создание, поддержка функционирования и дальнейшее развитие единого информационного поля, освещающего процесс взаимодействия и социального партнерства;
  • социально-психологические условия, способствующие превращению отдельных индивидов или группы индивидов в успешного субъекта (взаимодействия и партнера) совместной деятельности;
  • наличие совместного проекта или общего плана как способа организации совместной деятельности;
  • деятельность по поддержке и развитию социального партнерства.
  • Совместная информационно-просветительская деятельность, включающая обмен информацией и данными, размещение информации об организации-партнере, в том числе на сайте учреждения; распространение информационных материалов; проведение совместных просветительских мероприятий и акций; совместная деятельность по информированию и просвещению родителей, как на базе службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм), так и на базе учреждений-партнеров и т.д.
  • Совместная деятельность по различным проблемам психологического, психолого-педагогического, социального и медицинского консультирования семей детей с ОВЗ.
  • Совместная деятельность по выявлению нуждающихся детей и их семей в услугах службы/отдела ранней помощи (консультационного центра), направление детей и их семей в службу/отдел ранней помощи (консультационный центр и иные формы ранней помощи).
  • Совместная деятельность по поддержке семьи и ребенка раннего и дошкольного возраста с ОВЗ при переходе из службы/отдела ранней помощи (консультационного центра) в дошкольное учреждение.
  • Совместная деятельность по сопровождению семьи и ребенка с ОВЗ в дошкольной организации.
  • Совместные проекты по поддержке определенных групп детей-инвалидов, детей групп биологического и /или социального риска, а также их родителей или лиц их замещающих.
  • Совместные проекты по реализации индивидуального плана реабилитации ребенка-инвалида.
  • Совместные проекты по предоставлению юридической помощи и поддержке семей детей-инвалидов раннего возраста.
  • Совместные проекты по организации групп социальной поддержки семей детей-инвалидов.
  • Совместная научно-методическая работа.
  • Профессиональная поддержка специалистов различных учреждений и ведомств, участвующих во взаимодействии и социальном партнерстве.
  • Совместная деятельность по изменению отношения социума к семье ребенка с ОВЗ.
  • Рисунок 2. Внутренние процессы в системе взаимодействия и социального партнерства


    Основное «ядро» системы взаимодействия и социального партнерства

    Основное «ядро» системы взаимодействия и социального партнерства складывается на уровне службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм оказания ранней помощи).

    Рисунок 3. Ядро модели взаимодействия и социального партнерства


    Главный, узловой момент, вокруг которого формируется взаимодействие и социальное партнерство – это сама социальная проблема: сопровождение семьи ребенка с ОВЗ в системе ранней помощи. Социальная проблема задает основные ценности, смыслы и цели взаимодействия и социального партнерства для всех его субъектов. Однако выявление, осмысление и осознание социальной проблемы недостаточно для возникновения совместно-распределенной деятельности, необходимо пересечение интересов субъектов предполагаемого взаимодействия и социального партнерства, а именно:

    • значимость сопровождения семьи ребенка с ОВЗ в системе ранней помощи для каждого из потенциальных партнеров;
    • установление интересов каждого из потенциальных партнеров;
    • совместное формулирование целей и задач совместно-распределенной деятельности;
    • осознание своей роли, возможностей и ресурсов по решению социальной проблемы;
    • осознание потенциальными партнерами, что объединение их сил и средств дает значительный эффект при решении социальной проблемы;
    • осознание необходимости выработки правил взаимодействия и взаимного контроля.

    Осознание важности социальной проблемы, а также актуализация потребности во взаимодействии и социальном партнерстве в сочетании с явным пересечением интересов потенциальных партнеров может привести к формулированию стратегии развития взаимодействия и партнерства на уровне службы/отдела ранней помощи (консультативного центра), созданию плана или проекта его развития.

    Таким образом, осознание важности социальной проблемы диктует необходимость привлечения сотрудников к проектированию, реализации и управлению процессом взаимодействия и партнерства. Для этого создается группа «социального партнерства», назначается руководитель группы, ее координатор, определяются их функциональные обязанности, связанные с изучением потребностей социальных заказчиков, формулированием социального заказа, проектированием программы или инновационного проекта службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм), прогнозированием результатов взаимодействия и партнерства, контроля и мониторинга; обеспечения качества взаимодействия и партнерства, обеспечения информационно-просветительского сопровождения и т.п.

    В рамках внедрения проекта по взаимодействию и партнерству на уровне службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм) у специалистов формируется готовность к проявлению компетентности в этой области; они овладевают знанием содержания компетентности; у них появляется опыт проявления компетентности в разнообразных ситуациях, что формирует отношение к ее содержанию и объекту приложения, эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетентности.

    Совместная деятельность в ходе реализации задач проекта развивает общность специалистов разного профиля внутри службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм) и способствует развитию коллективного субъекта взаимодействия и партнерства «семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ и специалистов различных профессиональных групп».

    Таким образом, «ядро» системы социального партнерства складывается на уровне службы/отдела ранней помощи (консультационного центра иных форм).

    Минимальная по качественным и количественным характеристикам, но при этом полноценная структура, названная исходной базовой структурой системы взаимодействия и партнерства, формируется в ходе выстраивания отношений службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм) и ее специалистов с другими организациями и другими профессионалами. Организации-партнеры, участвующие в совместной деятельности, могут быть представлены отдельными организациями систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения и неправительственными негосударственными организациями. Например, минимальная по характеристикам структура может быть представлена службой/отделом ранней помощи (консультационным центром и иными формами), ее взаимодействием с детской поликлиникой, расположенной в данном муниципалитете; взаимодействием с дошкольной образовательной организацией; муниципальным социальным центром, а также процессом управления этой минимальной структурой.

    В роли посредника между службой/отделом ранней помощи (консультационным центром и иными формами) и любой другой организацией и группами их специалистов выступает общность профессионалов службы/отдела ранней помощи (консультационного центра иных форм), которая выполняет две функции: инициацию и вовлечение специалистов других организаций в совместно распределенную деятельность по взаимодействию и партнерству, а также передачу средств, технологий, методик, необходимых для осуществления этой деятельности. В такой посреднической деятельности сложившаяся общность профессионалов службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм), берет на себя задачу по раскрытию значимости социальной проблемы для группы потенциальных партнеров из других организаций; стимулирует и поддерживает их внимание к проблеме; проясняет взаимные интересы партнеров; участвует в совместном формулировании целей и задач деятельности; помогает осознать свои роли, возможности и ресурсы; помогает осмыслить опыт формирования первых междисциплинарных профессиональных компетенций и т.п. Таким образом, формирующаяся минимальная исходная система взаимодействия и партнерства, так же как и развитая система, обладает комплексом философских характеристик - ценностями и смыслами социального партнерства; целями; задачами; принципами; стратегией и моделями развития; структурными характеристиками и их связями; содержательными и динамическими характеристиками; в ней так же представлен результат жизнедеятельности системы.

    Ожидаемыми результатами функционирования модели партнерства и межведомственного взаимодействия являются:

    • создание и обеспечение комплекса условий, важных для осуществления взаимодействия службы/отдела ранней помощи и других учреждений;
    • повышение качества взаимодействия службы/отдела ранней помощи и других учреждений - партнеров в создании необходимых социальных ресурсов для поддержки семьи проблемного ребенка;
    • обеспечение доступности социальных ресурсов региона, муниципалитета и организации для осуществления поддержки семьи ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ;
    • внедрение системы информационного сопровождения системы социального партнерства;
    • повышение способности органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественности, семьи ребенка с ОВЗ и профессионалов к достижению общественно значимых результатов.
  • Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2003. – № 4. – С. 7 – 11.
  • Разенкова, Ю.А. Об идеологических противоречиях в отечественной практике ранней помощи / Ю.А.Разенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 4. – С.3-8.
  • Разенкова Ю.А., Славин С.С. Базовые модели ранней помощи в региональном образовательном пространстве / Ю.А. Разенкова, С.С. Славин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 2. – С. 3-12.
  • Управление качеством образования: практико–ориентированная монография и методическое пособие. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России. – 2006. – 448 с.