Международное природоохранное право. Международное экологическое законодательство


ЛЕКЦИЯ 12.

1. Понятие, принципы международного права окружающей среды и формы сотрудничества государств.

2. Международно-правовое обеспечение охраны окружающей среды.

1. Понятие и принципы международного права окружающей среды.

1.1. Международное экологическое право - это совокупность международ­но-правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны природной среды, ее рационального использования и воспроизводства, рег­ламентирующих сотрудничество государств и других субъектов международ­ного права в целях обеспечения благоприятной для жизни человечества эко­системы.

Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды началось еще 1913 г. на природоохранной конференции в Берне и было продолжено в 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды. Большое значение имела также конференция ООН по проблемам окружающей среды и развития в Рио-де- Жанейро (Саммит «Планета Земля» 1992 г.), Всемирный Саммит 2002 г. в Йоханнесбурге и т.д.

Основные источники международного экологического права :

1. Международные договоры:

· Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.;

· Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.;

· Конвенция о водно-болотных угодиях, имеющих международное значе­ние главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц 1971 г.;

· Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.;

· Конвенция о об изменении климата 1992 г.

2. Основные принципы международного права .

3. Двусторонние соглашения государств.

4. Внутригосударственное законодательство :

Закон Украины "Об охране окружаю­щей природной среды";

Закон Украины "О животном мире"

Закон Украины “ Об экологической экспертизе"

Закон Украины "Об охране атмосферно­го воздуха" и др.

Специальные принципы международного экологического права :

1) защита окружающей среды на благо нынешнего и будущего поколений;

2) недоступность нанесения трансграничного ущерба;



3) экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов;

4)рациональное планирование и управление возобновляемыми ресур­сами Земли в интересах нынешнего и будущего поколений;

5)долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспече­нием экологической перспективы;

6) оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории и др.

1.2. Формы сотрудничества государств по охране окру­жающей среды

Выделяются 2 формы сотрудничества государств по охране окру­жающей среды - нормативная (договорная) и организационная.

Договорная заключается в разработке и принятии договоров по различ­ным проблемам охраны окружающей среды (использование природных ресурсов, охрана природный среды, охрана планетарной среды и космического пространства, охрана морской среды, охрана животного и растительного мира).

Организационная форма реализуется в проведении международных кон­ференций на межгосударственном уровне, а также в создании и деятельнос­ти международных организаций.

В 1972 г. в Стокгольме состоялась созванная по решению Генеральной Ассамблеи ООН Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды . Основным решением конференции стала Декларация принципов - сво­еобразный свод правил, которыми должны руководствоваться государства и организации при осуществлении своих действий, так или иначе влияющих на природу. Еще одно важное ее решение - рекомендация Генеральной Ассамблеи учредить Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая была создана и фактически стала международной организацией.

Проблемой охраны окружающей среды повседневно занимается боль­шое количество постоянных структур - международных организацией общей и с специальной компетенции, универсальных и рациональных, межправительственных и неправительственных.

Ведущая роль принадлежит ООН и ее главным органам, прежде всего Генеральной Ассамблее и Экономическому и Социальному Совету (ЭКОСОС ). В эту сферу вовлечены и некоторые специализированные учреждения ООН:

· ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения;

· ИМО - Международная морская организация;

· ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН;

· ИКАО - Международная организация гражданской авиации;

· ЮНЕСКО - Организация ООН по вопросам образования, науки и куль­туры;

· МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии и др.

Среди неправительственных организаций особую роль выполняет Меж­дународный

союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

На региональном уровне заметную роль играют:

· ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;

· ЕС - Европейский союз;

· Северный совет и др.

В рамках СНГ созданы: Межгосударственный Экологический Совет (МЭС) и Межгосударственный Экологический Фонд.

Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды Украина осуществляет на трех уровнях :мировом (глобальном); европейском (ЕС и Восточной Европе), региональном (СНГ, ВЕКЦА (Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азиии). Украина подписала двусторонние межправительственные соглашения (меморандумы) по вопросам сотрудничества сфере охраны окружающей среды с рядом государств (Беларусь, РФ, Грузия, США, ФРГ), сохраняют свое действие и соглашения, зключенные в рамках СССР (Япония, Франция).

Объектами международно-правовой защиты являются :

· атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство;

· Мировой океан;

· животный и растительный мир;

· охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отхо­дами.

Международное экологическое право - совокупность принципов и норм международного права , составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Специальные принципы международного экологического права . Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного экологического права . Его суть сводится к обязанности государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

Недопустимость нанесения трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля , которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования.

Экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории , зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами и т. д.

Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики.

Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой и т. д.

Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.

Обеспечение экологической безопасности: обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды.

Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды.

Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.

Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя. Конвенции

Воздушная среда является общим достоянием человека . В 1979 г. была подписана Конвенция ОБСЕ о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии. Трансграничным считается загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории другого государства . В целях уменьшения такого загрязнения источниками выбросов вредных веществ, расположенными на территории РФ, РФ обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению таких выбросов, а также осуществляет иные меры в соответствии с ее международными обязательствами в области охраны атмосферного воздуха.

В 1992 г. была подписана Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Ее целью является стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Под климатической системой понимается совокупность гидросферы, атмосферы, геосферы, биосферы и их взаимодействие. Под неблагоприятными изменениями в климате понимаются изменения в физической среде или биоте, вызываемые изменениями климата, которые оказывают значительное негативное влияние на состав, восстановительную способность или репродуктивность естественных или регулируемых экосистем или на функционирование социально-экономических систем, или на благополучие человека.

Согласно Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г. участвующие в ней государства (стороны) принимают надлежащие меры в соответствии с положениями настоящей Конвенции и тех действующих протоколов, участниками которых они являются, для защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, которые являются или могут являться результатом антропогенной деятельности, изменяющей или способной изменить состояние озонового слоя. «Неблагоприятное воздействие» означает изменения в физической среде или биоте, включая изменения климата, которые имеют значительные вредные последствия для здоровья человека или для состава, восстановительной способности или продуктивности природных и регулируемых экосистем или для материалов, используемых человеком. В этой связи стороны:

  • сотрудничают путем проведения систематических наблюдений, исследований и на основе обмена информацией, для того чтобы глубже познать и оценить воздействие деятельности человека на озоновый слой и последствия изменения состояния озонового слоя для здоров
  • принимают надлежащие законодательные или административные меры и сотрудничают в согласовании соответствующих программных мероприятий для контролирования, ограничения, сокращения или предотвращения деятельности человека, подпадающей под их юрисдикцию или
  • сотрудничают в разработке согласованных мер, процедур и стандартов для выполнения Конвенции в целях принятия протоколов и приложений;
  • сотрудничают с компетентными международными органами в целях эффективного выполнения Конвенции и протоколов, участниками которых они являются.

В 1987 г. к ней был подписан Монреальский протокол относительно веществ, приводящих к истощению озонового слоя.

Международно-правовая защита животного и растительного мира

Международные договоры по охране животного и растительного мира можно объединить в две группы: договоры , направленные на охрану флоры и фауны в целом, и договоры, охраняющие одну популяцию.

Охрана флоры и фауны. Здесь следует назвать: Конвенцию о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 г., Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Соглашение о тропических лесах 1983 г., Конвенцию о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенцию об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Ко второй группе договоров относятся Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Соглашение о сохранении белых медведей и многие другие.

Сохранение природной фауны и флоры в некоторых частях мира осуществляется путем создания национальных парков и заповедников, регулирования охоты и коллекционирования отдельных видов.

Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания 1979 г. Ее цель заключается в сохранении дикой флоры и фауны и их природных районов обитания, особенно тех видов и районов обитания, сохранение которых требует сотрудничества нескольких государств , и содействии такому сотрудничеству. Особое внимание уделяется исчезающим и уязвимым видам, включая исчезающие и уязвимые мигрирующие виды. Участники Конвенции обязуются принимать необходимые меры для сохранения популяций дикой флоры и фауны или ее адаптации на уровне, который отвечает, в частности, экологическим, научным и культурным требованиям, учитывая при этом экономические и рекреационные требования, а также потребности подвидов, разновидностей или форм, находящихся под угрозой на местном уровне.

Эффективной мерой охраны диких животных является международно-правовая регламентация их транспортировки и продажи. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. содержит три приложения. В первое включены все животные, находящиеся под угрозой исчезновения, во второе - виды, которые могут оказаться под такой угрозой, в третье включены те виды, которые по определению любого участника Конвенции подлежат регулированию в пределах ее юрисдикции.

Соглашение о тропических лесах 1983 г. преследует следующие цели: обеспечение эффективной основы для сотрудничества и консультаций между участниками-производителями и участниками-потребителями тропической древесины по всем соответствующим аспектам сектора тропической древесины; содействие развитию и диверсификаций международной торговли тропической древесиной и улучшению структуры рынка тропической древесины с учетом , с одной стороны, долгосрочного роста потребления и непрерывности поставок, а с другой - цен, выгодных для производителей и справедливых для потребителей, и улучшению доступа на рынки; содействие и помощь исследованиям и разработкам в целях улучшения лесоустройства и улучшения использования древесины и т. д.

Международно-правовая охрана Мирового океана. Конвенции

Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности - это огромный резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 . 1021 кг. Вода океана составляет 97% всей воды на планете. Мировой океан дает 1/6 часть всех белков животного происхождения, потребляемых населением планеты в пищу. Океану, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль в поддержании жизни на Земле, ведь около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктона. Таким образом, Мировой океан играет огромную роль в поддержании устойчивого равновесия биосферы, и его охрана является одной из актуальных международных экологических задач.

Особое опасение вызывает загрязнение Мирового океана вредными и токсичными веществами, в том числе нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными веществами.

Наиболее распространенными веществами, загрязняющими океан, являются нефть и нефтепродукты. В Мировой океан ежегодно поступает в среднем 13-14 млн. т нефтепродуктов. Нефтяное загрязнение опасно по двум причинам: во-первых, на поверхности воды образуется пленка, которая лишает доступа кислорода к морской флоре и фауне; во-вторых, нефть сама по себе является токсичным соединением, при содержании нефти в воде 10-15 мг/кг гибнут планктон и мальки рыб. Настоящими экологическими катастрофами можно назвать крупные разливы нефти при крушении супертанкеров.

Особенно опасным является радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов (РАО).

Первоначально основным способом избавления от радиоактивного мусора было захоронение радиоактивных отходов в морях и океанах. Это были, как правило, низкоактивные отходы, которые упаковывали в 200-литровые металлические барабаны, заливали бетоном и сбрасывали в море. До 1983 г. 12 стран практиковали сброс радиоактивных отходов в открытое море. В воды Тихого океана за период с 1949 по 1970 г. было сброшено 560 261 контейнеров с радиоактивными отходами.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией или под контролем не причиняла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения. Государства обязаны не переносить ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой или не превращать один вид загрязнения в другой:

В последнее время был принят ряд международных документов, основной целью которых является охрана Мирового океана. В 1972 г. в Лондоне была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов с высоким и средним уровнем радиации, захоронение радиоактивных отходов с низким и средним уровнем радиации допускается по специальным разрешениям. С начала 1970-х годов осуществляется экологическая программа ООН «Региональные моря», которая объединяет усилия более чем 120 стран мира, совместно использующих 10 морей. Были приняты региональные многосторонние соглашения: Конвенция по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (Париж, 1992 г.); Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарест, 1992 г.) и ряд других.

Международное экологическое право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны ОС от вредных воздействий, рационального использования ее отдельных элементов с целью обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности отдельных индивидов, а также существования всего человечества в целом.

Становление международного права ОС:

1. конец 19-начало 20 века. В этот период отсутствовала система международно-правовых договоров, комплексно регулирующих охрану ОС, но уже осуществлялись отдельные мероприятия, заключались договоры по охране отдельных природных объектов. (1890 - Соглашение об охране морских котиков)

2. 1913-1948. В Берне была проведена первая международная конференция, посвященная защите природы.

3. 1948-1972. Создание первой международной природоохранительной организации - Международного союза охраны природы.

4. 1972-1992. Конференция в Стокгольме. Стокгольмская декларация. Закреплены первые экологические права человека.

5. 1992-наши дни. Декларация Рио (=Бразильская декларация), СБСЕ, ОБСЕ.

Международно-правовая охрана

Объекты МПО: природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права.

Виды:

Воздействие на которые происходит с территории государств (воздушная среда, внутренние воды, флора и фауна)

Воздействие на которые происходит с международной территории ли с территории со смешанным режимом (космос, околоземное космическое пространство, мировой океан, объекты общего достояния человечества (территории, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства и обладающие экологическим иммунитетом (Антарктида, Луна)), использование природы в военных целях)

Субъекты международного права:

Международные правительственные и межправительственные организации

Государства

ООН, UNET (программа ООН по окружающей среде), UNESCO (Организация объединенный наций по культуре, науке и образованию) МагАтЭ (Международное Агентство по Атомной энергии) ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), FAO (Сельско-хозяйственная и продовольственная организация), ВМО (Всемирная метеорологическая организация ООН)

Организация европейского экономического сотрудничества (Экологический директорат)

Неправительственные организации (Международный союз охраны природы, Гринпис, WWF)

Принципы международного экологического права:

Общие (закрепляются в уставе ООН)

1. принцип суверенного равенства государств

2. принцип сотрудничества

3. принцип добросовестного выполнения обязательств международного права

4. принцип мирного урегулирования спора и неприменения силы

Специальные

a. Принцип суверенного права государства на природные ресурсы и обязанности не причинять экологический вред за пределами национальной юрисдикции

b. принцип …

c. принцип «загрязнитель платит»

d. принцип общей, но различной ответственности

e. принцип равного права граждан на благоприятную ОС

Источники:

1. международные нормы

2. правовые обычаи

3. общие принципы права

4. судебные решения и доктрины

6. заявления

7. международные договоры, ожидающие вступления в силу

8. обязательные решения международных организаций, международных судов и трибуналов

Международные договоры:

Охрана атмосферного воздуха (Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года, Венская Конвенция об охране озонового слоя 1985 года, Рамочная конвенция ООН по изменению климата 1992 года, Киотский протокол)

Охрана живой природы (Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года, Картохенский протокол, Корсарская конвенция о водном болоте?!)

Международно-правовая охрана прав граждан.

Орпусская Конвенция о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по экологическим вопросам 1998 года. (Россия не участвует)

Экологическое право Европейского союза

правовые нормы, регулирующие общественные отношения между государствами-участниками ЕС и гражданами этих государств образуют систему Экологического права ЕС.

Предмет регулирования.

Общественные отношения по охране ОС ЕС

Отношения, связанные с использованием различных экологически-опасных веществ

Субъекты: государства, граждане, ЮЛ государств-участников.

Цели и направления экологической политики впервые закреплены в программе действий в 1972 году.

Источники:

1. источники первичного права:

1. договор о европейском сообществе 1992 года

2. договор о европейском союзе 1992 года

3. конституция ЕС

2. источники вторичного права (НПА, нормативные договоры, декларации, и прочий бред)

1. НПА (регламенты, директивы (определяют цель или результат, которые необходимо достичь, за государствами сохраняется право выбора мер, способов и процедур), решения (принимаются Советом или Комиссией ЕС и адресованы конкретным лицам))

2. нормативные договоры

4. судебный прецедент

Особенностью системы законодательства ЕС является отсутствие подзаконных актов.

Экологические вопросы входят в компетенцию комиссии Европарламента по вопросам окружающей среды, здравоохранения и …

Разработка и внесение законопроектов в Совет Европарламента возложена на Европейскую Комиссию.

Судебная система представлена двумя судебными органами: Суд европейских сообществ и Трибунал первой инстанции.

Это совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности и защите прав человека на благоприятную среду обитания.

Международное экологическое право имеет два аспекта. Во-первых, оно является составной частью международного публичного права, которое на основе признанных международных принципов и специфических методов регулирует все формы международного сотрудничества государств. Во-вторых, оно является продолжением национального (внутригосударственного) экологического права.

Во второй половине XX века международное экологическое право выделилось в качестве самостоятельной и комплексной со всеми присущими ей чертами, что свидетельствует о признании человечеством глобальности экологических процессов и уязвимости планетарных экосистем.

История международного экологического права.

В зависимости от преобладающих тенденций в решении экологических проблем история международного экологического права может быть условно разделена на четыре основных этапа:

Первый этап 1839-1948 гг. берет начало с двусторонней Конвенции о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839 г. В этот период предпринимались разрозненные усилия на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях по защите и сохранению отдельных объектов живой природы. Усилия проводимых конференций не координировались и не пользовались эффективной поддержкой правительств. Хотя в этот период и было проявлено государствами определенное внимание к экологическим вопросам, выразившееся в заключении более 10 региональных соглашений, тем не менее удалось в какой-то мере решить лишь частные, локальные проблемы.

Второй этап 1948-1972 гг. характеризуется появлением многочисленных межправительственных и неправительственных организаций, прежде всего ООН и Международного союза охраны природы, прямо или косвенно связанных с международным природоохранением. Экологическая проблема приобретает глобальный характер, а к ее решению пытаются адаптироваться ООН и ряд ее специализированных учреждений. Заключаются первые универсальные международные договоры и соглашения, направленные на защиту и использование конкретных природных объектов и комплексов.

Третий этап 1972-1992 гг. связан с проведенной в 1972 году в Стокгольме первой универсальной Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды и учреждением по ее рекомендации Программы ООН по окружающей среде, призванной координировать усилия международных организаций и государств в сфере международного природоохранения. В этот период расширяется и углубляется международное природоохранное сотрудничество, заключаются конвенции по вопросам, в глобальном урегулировании которых заинтересовано все человечество, обновляются ранее принятые международные договоры и соглашения, активизируется работа по официальной и неофициальной кодификации отраслевых принципов международного экологического права.

Четвертый этап после 1992 г. Современный период истории международного экологического права берет начало с Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. Эта Конференция направила процесс кодификации международного экологического права в русло принципов социоприродного развития. Параметры и сроки исполнения положений принятой на Конференции «Повестки дня на XXI век» были уточнены на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге в 2002 г. Главный акцент делается на обеспечении экологической безопасности, рациональном природопользовании, достижении устойчивого развития и сохранении окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Источники международного экологического права.

Основные источники международного экологического права - это и . Их значение и характер взаимодействия различны для разных этапов развития данной отрасли международного права.

В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Это многосторонние универсальные и региональные и двусторонние международные соглашения, регулирующие как общие вопросы защиты окружающей среды, так и отдельные объекты Мирового океана, атмосферы земли, околоземного космического пространства и т. д.

Межгосударственные отношения в сфере охраны окружающей природной среды регулируют также документы «мягкого» права. К ним можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Стокгольмскую декларацию по окружающей человека среде 1972 г., Всемирную хартию охраны природы 1982 г., Декларацию РИО-92, ряд документов Всемирной встречи на высшем уровне и в Йоханнесбурге 2002 г.

Источником международно-правовой регламентации охраны природной среды является также международный обычай. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя нормы международного обычного права. Так, Генеральная Ассамблея в 1959 году приняла резолюцию, которая объявила мораторий на разработку минеральных ресурсов международного Района морского дна. Эта резолюция признается всеми государствами и должна ими неукоснительно соблюдаться.

Проанализировав большое число международных соглашений и других международно-правовых актов в сфере охраны и рационального использования окружающей среды, можно выделить следующие специфические принципы международного экологического права :

Принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба окружающей среде - государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность в пределах действия их юрисдикции и контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Принцип превентивного подхода к охране окружающей среды - государствам следует принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму рисков возникновения серьезного или необратимого вреда окружающей среде. В широком смысле, он запрещает любую деятельность, которая наносит или может нанести ущерб окружающей среде и ставит под угрозу здоровье человека.

Принцип международного правоохранного сотрудничества - международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе доброй воли, партнерства и сотрудничества всех стран.

Принцип единства защиты среды и устойчивого развития - защита среды должна быть неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Данный принцип включает четыре элемента:

  1. «разумная» или «рациональная» эксплуатации природных ресурсов;
  2. «справедливое» распределение природных ресурсов – при использование природных ресурсов государства должны учитывать потребности других стран;
  3. учет экологических соображений в экономических планах, программах и проектах развития; и
  4. сохранение природных ресурсов на благо будущих поколений.

Принцип предосторожности в сфере охраны окружающей среды - государства должны с осторожностью и предусмотрительностью подходить к подготовке и принятию решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Данный принцип требует, чтобы любые виды деятельности и использование веществ, которые могут причинить ущерб окружающей среде, строго регламентировались либо полностью запрещались, даже если отсутствуют убедительные или неопровержимые доказательства их опасности для экологии.

Принцип «загрязнитель платит» - непосредственный виновник загрязнения должен покрывать издержки, связанные с устранением последствий этого загрязнения или уменьшением их до состояния, соответствующего экологическим стандартам.

Принцип общей, но дифференцированной ответственности - государства несут общую ответственность в контексте международных усилий по охране окружающей среды и признают необходимость учета роли каждого государства в возникновении конкретных экологических проблем, а также их возможности обеспечить меры по предотвращению, уменьшению и устранению угроз окружающей среде.

Охрана различных видов окружающей среды.

Со времени Стокгольмской конференции 1972 года было принято значительное количество международных документов, посвященных различным экологическим вопросам. Они включают: загрязнение морской среды, загрязнение воздуха, истощение озонового слоя, глобальное потепление и изменение климата, угроза исчезновения диких видов животных и растений.

Морская среда одной из первых стала объектом регулирования международного экологического права. Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях (Женевских конвенциях 1958 г., ), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г., Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).

В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования. Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (и два Протокола 1978 г. и 1997 г.) предусматривают комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судов нефтью; жидкими веществами, перевозимыми наливом; вредными веществами, перевозимыми в упаковке; сточными водами; мусором; а также загрязнения воздушной среды с судов.

Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г. устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.

В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложениями - Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д. В Перечне I перечислены материалы, сброс которых в море полностью запрещен. Для сброса веществ, указанных в Перечне II, требуется специальное разрешение. Перечень III определяет обстоятельства, которые необходимо учитывать при выдаче разрешений на сброс.

Охрана воздушной среды.

Центральное место среди норм международного экологического права в области охраны воздушной среды занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами - циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.

В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха. Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответствующих специалистов. В 1985 г. к Конвенции был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, согласно которому выбросы серы должны быть сокращены на 30 процентов не позднее 1993 г.

Охрана озонового слоя.

С охраной атмосферного воздуха в международном экологическом праве связана еще одна проблема - охрана озонового слоя. Озоновая оболочка предохраняет Землю от пагубного влияния ультрафиолетового излучения Солнца. Под влиянием деятельности человека она существенно истощилась, над некоторыми районами появились озоновые дыры.

Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Запрещается также ввоз указанных веществ и продукции из стран, не являющихся участниками Конвенции и протокола, и вывоз их в эти страны. Протокол 1987 г. ограничил производство фреонов и других подобных веществ; к 1997 г. их производство должно было прекратиться.

Охрана космического пространства.

Нормы международного экологического права, касающиеся загрязнения и засорения космического пространства, содержатся в основополагающих документах – Договоре о космосе 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. Государства-участники при изучении и использовании космического пространства и небесных тел обязаны избегать их загрязнения, принимать меры для предотвращения нарушения сформировавшегося на них равновесия. Небесные тела и их природные ресурсы объявлены .

Охрана климата.

Охрана климата и проблемы, связанные с его изменениями и колебаниями, занимают важное место в системе международного экологического права. В конце 80-х годов прошлого века проблема изменений климата начала быстро набирать вес в мировой повестке дня и стала часто упоминаться в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Именно в это время была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., конечной целью которой является «стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему». Участники Конвенции обязались принимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.

Охрана флоры и фауны.

Отношения в области охраны и использования животного и растительного мира, регулируется рядом универсальных и множеством двусторонних международных соглашений.

Среди конвенций международного экологического права, посвященных защите и сохранению флоры и фауны, следует выделить Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., призванную обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплексов, мест обитания исчезающих видов животных и растений. Защите растительного мира посвящено Соглашение о тропических лесах 1983 г. Общее значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., определившая основы контроля за такой торговлей.

Основная масса конвенций посвящена охране различных представителей животного мира - китов, тюленей, белых медведей. Важное положение занимает Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., целью которой являются «сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов». Особое значение также имеет Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Литература.

  1. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  2. Международное право: учебник / отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.
  3. Международное публичное право в вопросах и ответах: учеб. пособие / отв. ред. К. А. Бекяшев. – М.: Проспект, 2015.
  4. Международное экологическое право: Учебник / Отв. ред. Р. М. Валеев. – М.: Статут, 2012.
  5. Экологическое право России. Том 2. Особенная и специальная части: учебник для академического бакалавриата / Б. В. Ерофеев; Л. Б. Братковская. – М.: Издательство Юрайт, 2018.
  6. Guide to International Environmental Law / A. Kiss; D. Shelton. – Leiden/Boston: Martinus Nijhoff Publishers, 2007.
  7. Principles of International Environmental Law / P. Sands. – Cambridge: Cambridge University Press, 2018

Это совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности и защите прав человека на благоприятную среду обитания.

Международное экологическое право имеет два аспекта. Во-первых, оно является составной частью международного публичного права, которое на основе признанных международных принципов и специфических методов регулирует все формы международного сотрудничества государств. Во-вторых, оно является продолжением национального (внутригосударственного) экологического права.

Во второй половине XX века международное экологическое право выделилось в качестве самостоятельной и комплексной со всеми присущими ей чертами, что свидетельствует о признании человечеством глобальности экологических процессов и уязвимости планетарных экосистем.

История международного экологического права.

В зависимости от преобладающих тенденций в решении экологических проблем история международного экологического права может быть условно разделена на четыре основных этапа:

Первый этап 1839-1948 гг. берет начало с двусторонней Конвенции о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839 г. В этот период предпринимались разрозненные усилия на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях по защите и сохранению отдельных объектов живой природы. Усилия проводимых конференций не координировались и не пользовались эффективной поддержкой правительств. Хотя в этот период и было проявлено государствами определенное внимание к экологическим вопросам, выразившееся в заключении более 10 региональных соглашений, тем не менее удалось в какой-то мере решить лишь частные, локальные проблемы.

Второй этап 1948-1972 гг. характеризуется появлением многочисленных межправительственных и неправительственных организаций, прежде всего ООН и Международного союза охраны природы, прямо или косвенно связанных с международным природоохранением. Экологическая проблема приобретает глобальный характер, а к ее решению пытаются адаптироваться ООН и ряд ее специализированных учреждений. Заключаются первые универсальные международные договоры и соглашения, направленные на защиту и использование конкретных природных объектов и комплексов.

Третий этап 1972-1992 гг. связан с проведенной в 1972 году в Стокгольме первой универсальной Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды и учреждением по ее рекомендации Программы ООН по окружающей среде, призванной координировать усилия международных организаций и государств в сфере международного природоохранения. В этот период расширяется и углубляется международное природоохранное сотрудничество, заключаются конвенции по вопросам, в глобальном урегулировании которых заинтересовано все человечество, обновляются ранее принятые международные договоры и соглашения, активизируется работа по официальной и неофициальной кодификации отраслевых принципов международного экологического права.

Четвертый этап после 1992 г. Современный период истории международного экологического права берет начало с Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. Эта Конференция направила процесс кодификации международного экологического права в русло принципов социоприродного развития. Параметры и сроки исполнения положений принятой на Конференции «Повестки дня на XXI век» были уточнены на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге в 2002 г. Главный акцент делается на обеспечении экологической безопасности, рациональном природопользовании, достижении устойчивого развития и сохранении окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Источники международного экологического права.

Основные источники международного экологического права - это и . Их значение и характер взаимодействия различны для разных этапов развития данной отрасли международного права.

В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Это многосторонние универсальные и региональные и двусторонние международные соглашения, регулирующие как общие вопросы защиты окружающей среды, так и отдельные объекты Мирового океана, атмосферы земли, околоземного космического пространства и т. д.

Межгосударственные отношения в сфере охраны окружающей природной среды регулируют также документы «мягкого» права. К ним можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Стокгольмскую декларацию по окружающей человека среде 1972 г., Всемирную хартию охраны природы 1982 г., Декларацию РИО-92, ряд документов Всемирной встречи на высшем уровне и в Йоханнесбурге 2002 г.

Источником международно-правовой регламентации охраны природной среды является также международный обычай. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя нормы международного обычного права. Так, Генеральная Ассамблея в 1959 году приняла резолюцию, которая объявила мораторий на разработку минеральных ресурсов международного Района морского дна. Эта резолюция признается всеми государствами и должна ими неукоснительно соблюдаться.

Проанализировав большое число международных соглашений и других международно-правовых актов в сфере охраны и рационального использования окружающей среды, можно выделить следующие специфические принципы международного экологического права :

Принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба окружающей среде - государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность в пределах действия их юрисдикции и контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Принцип превентивного подхода к охране окружающей среды - государствам следует принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму рисков возникновения серьезного или необратимого вреда окружающей среде. В широком смысле, он запрещает любую деятельность, которая наносит или может нанести ущерб окружающей среде и ставит под угрозу здоровье человека.

Принцип международного правоохранного сотрудничества - международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе доброй воли, партнерства и сотрудничества всех стран.

Принцип единства защиты среды и устойчивого развития - защита среды должна быть неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Данный принцип включает четыре элемента:

  1. «разумная» или «рациональная» эксплуатации природных ресурсов;
  2. «справедливое» распределение природных ресурсов – при использование природных ресурсов государства должны учитывать потребности других стран;
  3. учет экологических соображений в экономических планах, программах и проектах развития; и
  4. сохранение природных ресурсов на благо будущих поколений.

Принцип предосторожности в сфере охраны окружающей среды - государства должны с осторожностью и предусмотрительностью подходить к подготовке и принятию решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Данный принцип требует, чтобы любые виды деятельности и использование веществ, которые могут причинить ущерб окружающей среде, строго регламентировались либо полностью запрещались, даже если отсутствуют убедительные или неопровержимые доказательства их опасности для экологии.

Принцип «загрязнитель платит» - непосредственный виновник загрязнения должен покрывать издержки, связанные с устранением последствий этого загрязнения или уменьшением их до состояния, соответствующего экологическим стандартам.

Принцип общей, но дифференцированной ответственности - государства несут общую ответственность в контексте международных усилий по охране окружающей среды и признают необходимость учета роли каждого государства в возникновении конкретных экологических проблем, а также их возможности обеспечить меры по предотвращению, уменьшению и устранению угроз окружающей среде.

Охрана различных видов окружающей среды.

Со времени Стокгольмской конференции 1972 года было принято значительное количество международных документов, посвященных различным экологическим вопросам. Они включают: загрязнение морской среды, загрязнение воздуха, истощение озонового слоя, глобальное потепление и изменение климата, угроза исчезновения диких видов животных и растений.

Морская среда одной из первых стала объектом регулирования международного экологического права. Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях (Женевских конвенциях 1958 г., ), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г., Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).

В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования. Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (и два Протокола 1978 г. и 1997 г.) предусматривают комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судов нефтью; жидкими веществами, перевозимыми наливом; вредными веществами, перевозимыми в упаковке; сточными водами; мусором; а также загрязнения воздушной среды с судов.

Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г. устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.

В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложениями - Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д. В Перечне I перечислены материалы, сброс которых в море полностью запрещен. Для сброса веществ, указанных в Перечне II, требуется специальное разрешение. Перечень III определяет обстоятельства, которые необходимо учитывать при выдаче разрешений на сброс.

Охрана воздушной среды.

Центральное место среди норм международного экологического права в области охраны воздушной среды занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами - циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.

В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха. Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответствующих специалистов. В 1985 г. к Конвенции был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, согласно которому выбросы серы должны быть сокращены на 30 процентов не позднее 1993 г.

Охрана озонового слоя.

С охраной атмосферного воздуха в международном экологическом праве связана еще одна проблема - охрана озонового слоя. Озоновая оболочка предохраняет Землю от пагубного влияния ультрафиолетового излучения Солнца. Под влиянием деятельности человека она существенно истощилась, над некоторыми районами появились озоновые дыры.

Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Запрещается также ввоз указанных веществ и продукции из стран, не являющихся участниками Конвенции и протокола, и вывоз их в эти страны. Протокол 1987 г. ограничил производство фреонов и других подобных веществ; к 1997 г. их производство должно было прекратиться.

Охрана космического пространства.

Нормы международного экологического права, касающиеся загрязнения и засорения космического пространства, содержатся в основополагающих документах – Договоре о космосе 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. Государства-участники при изучении и использовании космического пространства и небесных тел обязаны избегать их загрязнения, принимать меры для предотвращения нарушения сформировавшегося на них равновесия. Небесные тела и их природные ресурсы объявлены .

Охрана климата.

Охрана климата и проблемы, связанные с его изменениями и колебаниями, занимают важное место в системе международного экологического права. В конце 80-х годов прошлого века проблема изменений климата начала быстро набирать вес в мировой повестке дня и стала часто упоминаться в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Именно в это время была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., конечной целью которой является «стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему». Участники Конвенции обязались принимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.

Охрана флоры и фауны.

Отношения в области охраны и использования животного и растительного мира, регулируется рядом универсальных и множеством двусторонних международных соглашений.

Среди конвенций международного экологического права, посвященных защите и сохранению флоры и фауны, следует выделить Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., призванную обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплексов, мест обитания исчезающих видов животных и растений. Защите растительного мира посвящено Соглашение о тропических лесах 1983 г. Общее значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., определившая основы контроля за такой торговлей.

Основная масса конвенций посвящена охране различных представителей животного мира - китов, тюленей, белых медведей. Важное положение занимает Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., целью которой являются «сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов». Особое значение также имеет Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Литература.

  1. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  2. Международное право: учебник / отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.
  3. Международное публичное право в вопросах и ответах: учеб. пособие / отв. ред. К. А. Бекяшев. – М.: Проспект, 2015.
  4. Международное экологическое право: Учебник / Отв. ред. Р. М. Валеев. – М.: Статут, 2012.
  5. Экологическое право России. Том 2. Особенная и специальная части: учебник для академического бакалавриата / Б. В. Ерофеев; Л. Б. Братковская. – М.: Издательство Юрайт, 2018.
  6. Guide to International Environmental Law / A. Kiss; D. Shelton. – Leiden/Boston: Martinus Nijhoff Publishers, 2007.
  7. Principles of International Environmental Law / P. Sands. – Cambridge: Cambridge University Press, 2018