Обвиняют в оставлении места дтп что делать. Обвиняют в ДТП, которого не совершал! Что делать? Обвинение в ДТП заведомо ложное


Иногда случаются довольно неприятные ситуации, связанные с ошибками или даже прямой клеветой некоторых недоброжелателей.Рассмотрим ситуацию с дорожно-транспортным происшествием, когда гражданин в нем не участвовал, не имеет никаких повреждений на автомобиле и алиби, подтвержденное семьей, но есть свидетельские показания против него, на основе которых ГИБДД вызывает его на допрос. Какие действия необходимо предпринять гражданину для юридической самозащиты и стоит ли предъявлять встречные обвинения лжесвидетелям?

Порядок действий при ложном обвинении в участии в ДТП

Скрыться с места происшествия — значит нарушить ст.12.27 ч.2 КоАП РФ, по которой виновному грозит два типа наказания:

  • Лишение водительских прав на срок до полутора лет;
  • Заключение под стражу на 15 суток.

Правда, это в том случае, если гражданин действительно оказался безответственным злостным нарушителем, который решил уйти от ответственности. В противном случае ничего ему не грозит. После поступления звонка от сотрудников полиции нужно действовать спокойно. Ни в коем случае нельзя отказываться от встречи с инспектором. Лучше всего проявить желание к сотрудничеству, выбрать наиболее подходящее время для визита в местное отделение ГИБДД, подготовить транспорт к осмотру.

Нет никакой необходимости спорить с инспектором или свидетелями. В качестве доказательства невиновности предоставляется автомобиль без свежих повреждений того характера, который соответствует составленной картине ДТП. Если подобные повреждения будут найдены и инспектор назначит экспертизу, то следует дождаться ее результатов. Экспертиза далеко не всегда дает точные результаты и также может выдать ошибку.

Решение эксперта оспорить не получится без участия другого профессионала с авторитетным мнением. Если вы абсолютно уверены в своей правоте, то нужно обратиться в независимую экспертную организацию и заказать исследование. В большинстве случаев тщательная проверка позволит доказать, что те или иные повреждения не имеют отношения к аварии. При отсутствии фактических доказательств показания свидетелей будут идти вразрез с показаниями вашей семьи или других очевидцев, что позволить легко отстоять свою позицию в суде.

К сожалению, далеко не во всех авариях можно однозначно установить, чьи действия стали причиной столкновения. А правильное определение виновника очень важно, причём не только ради справедливости. Ведь за последствия аварии он несёт материальную, административную, а иногда и уголовную ответственность!

Согласитесь, страшно, когда обвиняют в совершении смертельного ДТП невиновного. Но добиться справедливости можно! Сегодня я расскажу, как доказать невиновность в ДТП. С вами Кулик Илья. Поехали!

Виновность в дорожно-транспортном происшествии может установить только суд. То есть пока решение о том, кто является виновником не вынесено судом или пока вы себя не признаете виновным, вы им не являетесь.

Инспектор ДПС только составляет протокол об административном правонарушении, если таковое было выявлено при аварии. Но так как в большинстве случаев, хотя и не всегда, столкновения происходят из-за нарушения ПДД, то обычно нарушивший правила и считается виновным. При этом не всякое правонарушение может быть причиной аварии. Поэтому, когда выявлены правонарушения у обеих сторон, важно будет установить, что именно послужило причиной ДТП.

Например, вождение без удостоверения водителя или страховки запрещено ПДД и наказывается штрафом. Но если в стоящее авто водителя, забывшего дома права врежется, сдавая задним ходом, другой водитель, виновным будет признан второй, потому что он не убедился в безопасности совершаемого манёвра. И хотя при этом штраф никакой ему не полагается, но возместить ущерб должен он.

Как доказать невиновность в ДТП – пошаговая инструкция

А в этой статье я кратко напомню те моменты при оформлении ДТП, на которые при спорной вине надо обратить особое внимание, и расскажу, как надо действовать, чтобы доказать отсутствие своей вины в ДТП сначала в ГИБДД, а потом и в суде.

Шаг первый: что делать сразу после ДТП

Если вы сомневаетесь, что ваши действия привели к аварии, не признавайте себя виновником. Главное, не подписывайте документы, с которыми вы не согласны, иначе доказать ваше несогласие потом будет очень трудно.

Важно! Не уезжайте с места происшествия. Иначе доказать невиновность будет очень трудно, если, вообще, возможно, даже если вы ничего не нарушали до аварии.

Если оппоненты не могут решить самостоятельно, кто из них виновен, оформление невозможно, вызов ГИБДД обязателен.

Если вы понимаете, что определить виновника невозможно по объективным причинам, возможно, правильным решением будет проведение трасологической экспертизы сразу после ДТП. Да, это стоит денег, зато не придётся оспаривать неправильно вынесенную вину.

А также, если вы явно видите, что ситуация складывается не в вашу пользу, возможен вызов автоюриста к месту оформления происшествия.

Первые действия при ДТП

Сделайте качественные фотографии, которые однозначно буду указывать на расположение транспортных средств на дорожном полотне в момент столкновения (если ТС передвигались, то осколки стекла и т. п.), следы торможения, наличие дорожной инфраструктуры (знаки, разметка) и дорожное полотно, повреждения на авто.

Если есть видеорегистратор, проследите чтобы запись момента аварии сохранилась, если регистратора нет, постарайтесь найти видео, записанные на видеорегистраторы других автомобилистов или камеры наружного наблюдения.

Зарисуйте схему ДТП. Старайтесь составить максимально повторяющую ситуацию схему, с соблюдением масштаба и т. п.

Позаботьтесь о наличии свидетелей, в спорных авариях. Узнать, что для этого нужно, вы можете из статьи:

Общение с сотрудниками автоинспекции

К приезду инспекторов ДПС в идеале уже надо быть готовым доказывать свою невиновность. Внимательно следите за заполнением всех документов инспектором, особенно за правильностью схемы ДТП. Что-то непонятно – не стесняйтесь, спрашивайте, но не будьте навязчивы.

Если с чем-то несогласны, обязательно укажите на это инспектору. Если автоинспектор не учёл ваше замечание – не стоит вступать в спор, но в объяснении обязательно укажите, что выражали своё несогласие, которое не было принято во внимание инспектором.

Если вы считаете обвинение неправильным, не подписывайтесь под постановлением о правонарушении. Требуйте, чтобы составили протокол об АП. В таком случае рассмотрение обстоятельств аварии будет проходить в отделении ГИБДД, о чём вам выдадут извещение.

Шаг второй – группа разбора или суд

По каждому ДТП проходит группа разбора, по результатам работы которой выносится постановление об административном правонарушении. Когда обстоятельства аварии не вызывают вопросов, она, бывает, проходит сразу после аварии. Но я рассматриваю ситуацию, когда кто-то из участников не соглашается со своей виной.

По некоторым правонарушениям дело будет рассматривать суд в административном процессе, а не работники автоинспекции. Результатом также будет постановление об АП, правила поведения такие же, как и в группе разбора.

Как действовать до вынесения постановления об административном правонарушении

Если против невиновного составлен протокол об АП, необходимо подготовить письменное возражение на протокол.

Внимательно прочитайте протокол, схему ДТП и другие материалы. Необходимо понять, с каким конкретно положением его вы не согласны. Возможно, обнаружатся какие-нибудь нарушения, допущенные при его составлении, уже на основании которых его нельзя будет признать действительным.

Активно участвуйте в разборе (суде), нужно спокойно, но убедительно доказывать свою правоту. Уже на этой стадии необходимо использовать видеозаписи происшествия, свидетельские показания, услуги адвоката, ходатайствовать о проведении экспертиз. Более подробно обо всём этом читайте в подзаголовке: «Шаг четвёртый – оспаривание постановления об административном правонарушении в суде».

Если же в группе разбора вы не смогли доказать невиновность в нарушении правил движения, в отношении вас вынесут постановление об административном правонарушении.

Шаг третий – обжалование постановления в ГИБДД или в суде

Пока суд не вынес решение, о признании вас виновным в аварии (а это делается только в гражданском процессе), виновником вы не являетесь. Постановление о правонарушении – это не признание вины в ДТП, а фиксация правонарушения, которое не всегда является причиной аварии.

Следовательно, обжаловать вам надо не вину в аварии, а вину в нарушении ПДД, а, точнее, постановление об административном правонарушении.

На подачу заявления об обжаловании постановления об АП положено 10 дней, причём начинает отсчитываться этот срок со дня, который следует после даты вынесения постановления. При предъявлении уважительной причины, например, по состоянию здоровья, пропущенный десятидневный срок восстанавливается.

Если дело было рассмотрено в суде в административном процессе, следовательно, постановление об АП вынесено судом, жалоба пишется сразу в суд.

Куда и как подаётся жалоба

Жалобу можно подавать:

  • Должностному лицу (начальнику отдела ГИБДД, где рассматривалось правонарушение).
  • В районный суд.
  • В высшую инстанцию.

Жалоба в суд по большому счёту не отличается от жалобы в ГИБДД. Её можно передать как непосредственно лицу (суду) к которому она направляется, так и через сотрудника ГИБДД, вынесшего постановление, который обязан перенаправить её в течение 3 дней.

Возможна отправка по почте, в таком случае сохраните документ, подтверждающий дату отправки, а лучше отправляйте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Как писать жалобу

В жалобе указывается:

  • Наименование суда (должность и ФИО лица ), в который направляется жалоба.
  • ФИО, адрес, телефон заявителя.
  • Информация о суде, или органе и лице , вынесшем постановление.
  • Наказание , уже назначенное.
  • Номер постановления и дата его вынесения.
  • Положения , с которыми вы не соглашаетесь.
  • Обстоятельства и нормы закона , подтверждающие вашу правоту.
  • Сущность просьбы.
  • Список приложений , то есть копий документов, подтверждающих вашу правоту.
  • Дата и подпись подающего жалобу.

В приложении должны находиться копии постановления и других документов, относящихся к делу, в том числе показания свидетелей, фотографии, видеозаписи и т. д. Госпошлину оплачивать не нужно. Делаются также копии жалобы для органа, вынесшего постановление, а иногда и для второго участника происшествия. Образец можно скачать .

Результат обжалования

После рассмотрения постановление будет вынесено одно из возможных решений:

  • Жалоба не удовлетворяется , постановление остаётся в силе.
  • Изменение постановления в положительную для подателя жалобы сторону.
  • Отмена постановления и прекращение дела.
  • Отмена постановления и назначение нового рассмотрения дела.

Если в ГИБДД добиться отмены постановления об АП не удалось, понадобится обращение в суд, по всё тому же административному делу.

Обжаловать вы будете всё то же постановление, а заодно и решение, вынесенное должностным лицом, подать жалобу надо также в течение 10 дней.

Шаг четвёртый – оспаривание постановления о правонарушении в суде

Подача жалобы на постановление об АП в суд не отличается от подачи жалобы в ГИБДД, даже текст может быть таким же. И итог будет аналогичный указанному выше, то есть постановление отменят, изменят, или оставят в силе.

Помощь адвоката

Если у вас отсутствует опыт ведения тяжб и, вообще, мало юридических знаний, лучше обратиться к юристу. Причём не обязательно нанимать адвоката для представительства в суде, во многих случаях достаточно консультаций и помощи в составлении документов. При должном желании добиться результата и наличии времени этого будет достаточно.

Но если дело действительно серьёзное и вы сомневаетесь в своих силах, адвокат будет хорошим подспорьем. К выбору его подойдите ответственно, так как наряду с профессионалами свои услуги предлагают и люди, часто даже не имеющие диплома юриста.

Хороший юрист всегда будет рад предоставить решения по аналогичным делам, которые он выиграл. Известно большое количество случаев, когда по достаточно простым делам люди, впервые столкнувшиеся с судом, и, вообще, ДТП, не добивались никаких результатов, и наоборот, опытные адвокаты находили способ доказать невиновность клиента, когда многое было против. Но хороший юрист всегда честно скажет, на какой результат стоит рассчитывать.

Проведение экспертизы

Хорошим доказательством невиновности могут стать , в первую очередь трасологическая. Для этого надо устно или письменно (второе, конечно, предпочтительнее) подать ходатайство о её назначении.

Примечание. Если лицо противится проведению экспертизы, не предоставляет объекты для исследования и т. п., то судья имеет право сделать вывод не в пользу мешающего экспертизе лица и без её проведения.

Видеозаписи и свидетели

В суде также большую роль играют показания очевидцев и видеозаписи с видеорегистраторов и различных камер. В последнее время видеоматериалы широко используются для приведения доказательств в суде.

Если постановление об АП оставлено в силе

Если вынесенное решение не в вашу пользу, ещё не значит, что больше нельзя ничего доказать. У вас есть возможность обжаловать решение суда во второй инстанции. И нередко, скажем, именно областной суд оправдывает невиновного и отменяет решение районного суда.

Но даже если после всех инстанций постановление об АП оставалось в силе, опускать руки не стоит. Помните, что ещё никто не признал вас виновником ДТП. Сделать это может только суд при гражданском или уголовном процессе.

Шаг пятый – доказывание невиновности в гражданском судебном процессе

Зачастую именно суд становится местом восстановления справедливости. Причём нередко, чтобы добиться правды, суда первой инстанции недостаточно. Во многих резонансных случаях невиновность была установлена судами высших инстанций, в то в время как районные суды признавали вину за водителем.

Главное в суде – юридическая грамотность. Судья не может идти против законов. Поэтому при доказательстве вины необходимо:

  • Правильно истолковать норму закона.
  • Доказать отсутствие правонарушения в ваших действиях.

Обычно, если дело доходит до суда, значит, ситуация сложная, поэтому чаще всего не обойтись без опытного юриста. Потому что, как я уже сказал, в судебном разбирательстве очень важна грамотно выстроенная, подкреплённая законами защита.

Способы доказательства невиновности те же, что и при жалобе на постановление, но разбирательство будет идти более обширное.

Как оспаривается вина в гражданском процессе

Подача иска для признания невиновным, или, наоборот, для признания виновным не предусмотрена. Необходимо подать иск о взыскании ущерба с виновника ДТП. И уже в этом гражданском процессе будет установлено, кто именно виновен в ДТП, так как учитываться будут все обстоятельства аварии, включая действия другой стороны.

Если дело дошло до этой стадии, необходимо понимать, что дело серьёзно, и надо приложить максимально усилий для приведения убедительных для судьи доказательств отсутствия вины. Но известны случаи, когда именно в гражданском процессе невиновный «виновник» был оправдан, а вначале признававшийся правым, оказывался виновником.

Можно ли доказать невиновность, если не обжаловал постановление об АП

Иногда случается так, что водитель, не являющийся на самом деле виновником, признаётся им или по собственному небрежению к процессу доказывания невиновности, или по халатности судьи, по другим причинам.

Но когда оппонент предъявляет требования по возмещению вреда невиновным, водитель задумывается о том, как восстановить справедливость.

Дело, конечно, сложное, но решаемое, так как вина в аварии ещё не установлена, и определяться виновник будет именно в этом суде. Конечно, лицу, которому вынесено постановление об АП сложнее доказать невиновность в аварии, чем тому, в отношение которого оно не выносилась, но при правильном подходе возможно и это.

Если виновнику аварии грозит уголовная ответственность

Общие правила доказательства невиновности схожи с обычными авариями. Только обжаловать в этом случае понадобится не только постановление об административном правонарушении, но и постановление о возбуждении уголовного дела, жалоба на которое подаётся в следственные органы.

Если обжаловать постановления не удалось, доказывать невиновность нужно будет в суде, в процессе уголовного разбирательства. А доказывание то же самое:

  • Грамотная юридическая поддержка.
  • Свидетельские показания.
  • Видеозаписи происшествия.
  • Экспертизы различных видов.

В дополнение можно лишь сказать, что, когда речь идёт об уголовном , целесообразность услуг адвоката, как правило, не вызывает ни у кого сомнений.

Нет свидетелей – как доказывать?

Иногда вместо свидетелей выступают видеозаписи аварии. Но даже если нет свидетелей и видео, отчаиваться не надо. Если вы действительно невиновны, доказать это практически всегда можно.

Понадобится схема аварии, правильное объяснение своих действий, твёрдое знание законов, и ПДД. При разборе и в суде необходимо будет подготовить вопросы к оппоненту, которые поставят его в неловкое положение и выявят неправду с его стороны: так как при ответе на них он или будет вынужден признать свою неправоту, или пытаться выдумывать что-то, что сразу заметит сотрудники ГИБДД (судья).

Дело это не простое, нужно действовать по ситуации, необходим опыт и глубокое знание нормативных актов, поэтому, на мой взгляд, полезным будет нанять адвоката, или, по крайней мере, получить консультацию.

Если обвиняемый по состоянию здоровья не может участвовать в расследовании

Дорожные происшествия часто связаны с тяжёлыми травмами, которые делают невозможным личное участие водителя в разборе аварии. Но это не значит, что он никак не может повлиять на ход дела.

Административное расследование

В административном производстве и у лица, в отношении которого ведётся дела, и у потерпевшего может быть юридический помощник: защитник или представитель соответственно. Причём это лицо не обязательно должно иметь образование адвоката, единственное условие – наличие письменной доверенности, желательно заверенной нотариально. Адвокату же для допуска к делу достаточно предъявить ордер.

Защитник и представитель могут участвовать в делопроизводстве с самого начала и выполнять все действия за доверителя, в том числе:

  • Получать всю информацию по делу.
  • Подавать ходатайства.
  • Непосредственно участвовать в рассмотрении дела.
  • Обжаловать процесс расследования и его результаты.

Производство по уголовному делу

В уголовном производстве также предусмотрена роль защитника, наделённого теми же полномочиями. Если дело рассматривает мировой судья, то им может быть любое лицо, в том числе родственники.

В остальных случаях защитник обязательно должен быть адвокатом, но можно попросить суд назначить и дополнительного представителя, выбранного по своему усмотрению. Но подозреваемый/обвиняемый только ходатайствует о назначении того или иного человека, а окончательно решение принимает суд.

Как выбрать представителя

Таким образом, если участник аварии по своему состоянию здоровья не может сам участвовать в расследования, ему следует найти защитника. Если дело серьёзное и нужна профессиональная юридическая поддержка, то нужно нанять адвоката (когда заведено уголовное дело, это обязательно).

Если вы считаете, что сможете своими силами разрулить ситуацию, до достаточно написать доверенность на имя друга или родственника, которому вы доверяете.

Внимание. В тексте доверенности обязательно должен быть указан номер административного дела.

Естественно, представитель должен знать хотя бы основы юридической грамотности. Желательно заверить бумагу у нотариуса, для чего можно вызвать его в больницу или на дом. доступен для скачивания.

Наиболее типичные случаи, когда требуется доказывать невиновность

Ситуации на дорогах, приводящие к столкновениям очень разнообразны, поэтому дать универсальные рекомендации практически невозможно. Далее я рассмотрю, как надо доказывать невиновность в наиболее распространённых случаях, при которых возникает спор о вине.

Когда ДТП произошло на перекрёстке

На перекрёстках случаются самые разнообразные аварии, поэтому доказательства будут, что и при любом спорном ДТП: видеозапись, показания свидетелей, экспертиза повреждений и грамотное юридическое обоснование невиновности.

Обычно основным аспектом, определяющим виновность в подобных ситуациях, является ответ на вопрос, кто имел преимущество. Очень часто именно на перекрёстках происходят аварии, в которых устанавливается обоюдная вина.

Если при совершении ДТП был пьян

Состояние опьянение при вождении транспортного средства – серьёзное правонарушение опасное для окружающих, за которое водитель будет наказан независимо от виновности в ДТП. Сделать вывод о нахождении в нетрезвом состоянии за рулём должностное лицо может только по результатам медосвидетельствования . Показания свидетелей и прочее по постановлению Верховного Суда не может приниматься в качестве доказательств нахождения в нетрезвом виде.

Но если при освидетельствовании будет обнаружен алкоголь, будет однозначно решено, что водитель в таком состоянии находился и в момент аварии. Поэтому не употребляйте алкоголь и спиртосодержащие продукты и лекарства после попадания в ДТП до прохождения освидетельствования.

Примечание. Нахождение в авто на стоянке в пьяном виде согласно решению Верховного Суда не является правонарушением, следовательно, не наказывается.

Когда пьяный за рулём – не виновник

Но не всегда алкогольное опьянение приводит к аварии, например, лихач врезается в стоящую на светофоре авто, водитель которой нетрезв. Явно видно, что находящийся за рулём невиновен в аварии.

Но часто бывает так, что на нетрезвого пытаются повесить всю вину в аварии, или сделать вину . Ведь он был пьяным за рулём! В этом случае, впрочем, как и при любом другом понадобится обращение в суд, в котором будут установлено, что именно привело к ДТП и кто является виновником.

Если ты уходил от столкновения и попал в аварию

К сожалению, согласно действующим правилам, всё, что можно делать при возникновении опасности столкновения – это тормозить в своей полосе. И очень часто уходящих от столкновения, но всё-таки попавших в ДТП объявляют виновником, в то время как спровоцировавший аварию остаётся безнаказанным. И даже в суде доказать невиновность было практически невозможно.

Но стоит отметить, что в последнее время практика в судах меняется. Хорошую службу в такой ситуации, как и всегда, сослужат видеозаписи и показания очевидцев.

А при судебном разбирательстве понадобится трасологическая экспертиза. Если в ходе её проведения будет установлено, что действия уходящего от столкновения водителя были единственно правильными в сложившейся ситуации и способствовали смягчению последствий возможной аварии, он, скорее всего, будет оправдан, или будет установлена какая-то степень вины.

Но всё-таки стоит помнить, что при возникновении аварийной ситуации правильнее бить авто создавшего помеху, конечно, когда это не опасно для жизни, чем пытаться объехать его с риском задеть другие автомашины. Иначе придётся доказывать свою невиновность, что, зачастую, непросто.

Кто виноват в ДТП с пешеходом

Если человек пересекал дорогу в положенном месте, да ещё и на зелёный для себя сигнал светофора, вина, конечно, всецело ложится на водителя. Но как известно, далеко не всегда пешеходы переходят проезжую часть как положено.

Что предпринять сразу после аварии

При попадании в такую ситуацию очень важно зафиксировать на фото место происшествия, что докажет непригодность места для перехода дороги. Если с места ДТП виден переход или перекрёсток, обязательно сделайте фотографии, чтобы их было видно, так как пешеходу запрещено переходить дорогу, если в пределах видимости находится переход или перекрёсток.

Также, как и запрещено переходить дорогу, если обзор водителю загорожен и т. п. Так что можно привести много примеров, когда именно пешеход нарушает ПДД, следовательно, является виновником. Важно также правильно изобразить схему ДТП.

Как доказывать невиновность

Как и всегда, сильно помогают записи с видеорегистраторов и показания свидетелей, подтверждающие внезапность появления человека на дороге и обстоятельств (например, человека толкнули).

Если подозревается, что пешеход пьян, требуйте его освидетельствования, это также послужит аргументом доказывания вашей невиновности.

Ну и самым веским доказательством будет проведение трасологической экспертизы, которая установит, не превышал ли скорость водитель и была ли у него физическая возможность остановить авто.

Когда занесло и произошло столкновение

При заносе очень важно зафиксировать состояние дорожного полотна, окружающей среды. В подобных авариях нужна автотехническая и дорожнотехническая экспертиза происшествия. Причём не всегда из них следует правильный вывод. Толкуя пункт 10.1 ПДД можно прийти к выводу, что с какой бы скоростью ни ехал водитель, он всегда будет виновен, так как скорость была слишком высокой для рассматриваемой дорожной ситуации.

Но из нормативно-правовых документов, касающихся дорожного движения, следует, что водитель нарушает правила только тогда, когда со стороны государства (соответственно, дорожных служб), созданы необходимые для безопасного движения условия, прописанные в нормативных документах.

Следовательно, доказательство невиновности водителя сводится к обоснованию невыполнения дорожными службами своих обязанностей по созданию безопасных условий для движения, из-за чего водитель не мог выбрать правильную скорость, и, вообще, осуществлять безопасное передвижение.

Оставление места ДТП

Конечно, оставление места аварии является грубым правонарушением и может иметь довольно серьёзные последствия. Но бывают и такие ситуации, когда водителю вменяется покидание места аварии, когда он и не думал этого делать. Мне кажется, все подобные случаи можно поделить на две группы.

Отсутствует факт покидания места происшествия

К первой я отношу те, когда не важно, происходило столкновение или нет, но водителя объявляли скрывшимся, хотя на самом деле он не нарушал закон. Например, уехал, но вернулся до приезда автоинспекторов, передвигал авто, водители разъехались, придя по обоюдному согласию к решению не вызывать полицию, а потом один из них всё-таки вызвал ДПС.

В этом случае подтвердить невиновность относительно легко. Необходимо доказать, что в действиях водителя нет нарушения ПДД. Главными аргументами могут быть:

  • Наличие подписей обвиняемого водителя на документах о ДТП, свидетельствующие, что он находился при оформлении происшествия.
  • Наличие расписки об отсутствии претензий, аудио- видеозаписи, подтверждающей согласие другого водителя разъехаться без вызова ГИБДД.

Неумышленное сокрытие с места происшествия

Ко второй группе я отношу случаи, когда водитель не намеренно уехал после аварии, не зная о касании авто или наличии ущерба, вред отсутствует или ничтожно мал. В таком случае доказывается опять же, что водитель совершил правонарушение, классифицируемое как покидание места аварии, так как:

  • Он не мог знать об аварии.
  • Не происходило ДТП.
  • Нет убедительных доказательств в совершении правонарушения.

Аварии при перестроениях

Чаще всего такие аварии случаются в плотном транспортном потоке, в населённых пунктах. Основное правило – водитель не должен мешать при перестроении другим ТС. Следовательно, виноват тот, кто перестраивался.

Уступает всегда тот, кто слева

А при одновременном перестроении уступить должен находящийся слева. И, конечно, необходимо включать «поворотники». Поэтому если перестраивались оба столкнувшихся автомобилей, то неправ будет находящийся слева и/или не включивший «поворотники». О факте перестроения свидетельствует нахождение частей автомобиля в нескольких полосах, то есть когда автомашина стоит над линией разметки.

Как доказывать невиновность при перестроениях

В таких авариях нужно сразу же зафиксировать положение ТС относительно разметки в момент столкновения. По тому, как располагались автомашины в момент ДТП и будет установлено кто, куда перестраивался, соответственно, кто виноват.

Но иногда возникает ситуация, что водитель резко перестроился и столкновение произошло уже после того, как автомобиль перестраивавшегося оказался полностью в вашей полосе. В таком случае для доказательства, что ваш оппонент перестраивался, а вы двигались прям, следовательно, невиновны, понадобится видеозапись с регистратора и показания свидетелей, а иногда и трасологическая экспертиза (когда есть следы на дороге или факт перестроения можно установить по повреждениям).

Судебная практика по признанию невиновным в дорожном происшествии

На дорогах происходит множество аварий, каждая из которых имеет свои особенности. О наиболее типичных случаях я рассказал выше. В принципе, рекомендации как доказывать, невиновность в той или другой ситуации основаны на положительных примерах судебных решений.

А сама судебная практика различается не только по регионам, но даже может быть разной в ближайших районных судах, даже у разных судей в одном суде. Ведь судебно-правовая система у нас не прецедентная.

Поэтому каждую аварию надо рассматривать отдельно, и, по моим наблюдениям за различными делами, определяющую роль в том, какое будет вынесено в итоге решение будет:

  • Наличие доказательной базы .
  • Опыт, правильность поведения и умение доказывать лица, предполагаемого виновником, или его представителя.
  • Поведение судьи , определяемое в том числе и субъективными факторами.
  • Пользуйтесь видеорегистратором – у вас гарантированно будет видеозапись момента аварии.
  • Позаботьтесь о поиске свидетелей , и лучше сразу после аварии.
  • Проверяйте правильность оформления документов при ДТП.
  • Пользуйтесь услугами автоюристов , при неуверенности в своих силах. Но важно найти настоящего профессионала.
  • Помните, что только в судебном процессе , гражданском или уголовном происходит установление вины.

Заключение

Теперь вы знаете, что надо делать, для доказывания своей невиновности в ДТП. Зачастую это бывает непросто, но грамотное и убедительное обоснование своих доводов помогает даже в самых сложных ситуациях, тем более что доказывать невиновность можно во многих инстанциях.

А вам приходилось доказывать свою невиновность в аварии? Если да, то расскажите в комментариях, ваш опыт бесценен для попавших в похожую ситуацию.

А вы знаете скрытый смысл наколок? За ношение некоторых из них можно поплатиться жизнью! Смотрите видео-бонус 10 самых опасных татуировок:

П.С.: Фото взял тут: drive2.ru/l/9478177. На них – Mecedes-Benz CLS 55 AMG.

В кризис активизируются мошенники, и для водителей вновь становится актуальной проблема «автоподстав». АиФ рассказывает о жульнической схеме, попав в которую, можно не только потерять деньги, но и лишиться прав.

Представьте: вы подъезжаете к посту ГИБДД, инспектор взмахивает жезлом.
Рутинная проверка документов или какой-нибудь рейд против пьяных водителей, полагаете вы. Права, техпаспорт, ОСАГО - всё на месте; вы не знаете за собой никаких дорожно-транспортных грехов, поэтому останавливаетесь со спокойной душой. Однако инспектор сразу же огорошивает вас, заявляя, что автомобиль числится в розыске. Как? Почему? Из-за оставления места ДТП, статья 12.27 КоАП. Но вы не оставляли место ДТП, вы вообще не попадали в аварию! Инспектор пожимает плечами, это не его дело. В конце концов, вы пишете расписку, обязывающую явиться в группу разбора ДТП, и уезжаете в смятенных чувствах.
Что это - ошибка, которая не стоит выеденного яйца? Кто-то перепутал цифры? Возможно. Но также может быть, что вы находитесь под колпаком у мошенников. Действуют они по следующей схеме: за бесценок выкупают битые запчасти на автомобильных разборах, устанавливают на свою машину и ищут жертву с подходящими повреждениями. Например, если у жуликов разбитый задний бампер, им нужно найти автомобиль с помятым передним и так далее.

После чего они заявляют в ГИБДД, будто бы попали в ДТП, а виновник скрылся - и сообщают данные вашего регистрационного знака. В группе разбора мнимые потерпевшие вас, конечно же, «опознают»; представленные доказательства выглядят достаточно веско, так что вас вполне могут признать виноватым.
Цель автоподставщиков, впрочем, не вы лично, а ваша страховая компания: она выделит средства на «ремонт», которые жулики поделят и отправятся искать следующую жертву. Но вы тоже потеряете деньги: покупка следующего полиса ОСАГО обойдётся дороже из-за страхового регресса. И, главное, вы надолго лишитесь прав, причём совершенно безвинно.
Как этого избежать? Обратимся за советом к адвокату Вадиму Багатурии. Комментарий юриста: «Прежде всего нужно успокоиться и не паниковать: от вашего хладнокровия зависит, останетесь вы при правах или станете пешеходом. За оставление места ДТП, ч. 2 ст. 12.27 Кодекса об административных правонарушениях действительно предусмотрено лишение права управления ТС на срок от года до полутора. Из-за этого в погоне за «раскрываемостью» инспекторы будут настроены априори против водителя. Поэтому, несмотря на презумпцию невиновности - когда государственные органы должны доказывать причастность гражданина к правонарушению, лучше самому обстоятельно отвергнуть все доводы ГИБДД.
Казалось бы: самый разумный довод - заявление об отсутствии повреждений на автомобиле. Однако в ГАИ его тут же парируют: за время розыска вы отремонтировали дефекты. Тогда необходимо упомянуть ст. 26.4 КоАП и потребовать назначения автотранспортной экспертизы, поставив перед экспертом вопросы о наличии и давности повреждений. Однако, по практике, шансы на удовлетворение такого ходатайства невелики, поскольку назначение экспертизы сильно затянет сроки разбирательства и существует вероятность истечения сроков давности привлечения к ответственности. Повторюсь, что ГИБДД не заинтересована в поисках справедливости, её больше интересует собственная статистика.

Если это не подействует, заявите ходатайство в соответствии со ст. 26.7 КоАП о приобщении к административному делу, например, акта приёмки ТС из автосервиса, если обращались туда после даты якобы случившейся аварии. Подтвердить ваше нахождение в другом месте может детализация телефонных соединений, соответственно, можно смело говорить об алиби. Запись с видеорегистратора тоже не станет лишней. Приведите с собой свидетелей вашего нахождения в момент ДТП в другом месте. Это предусмотрено ст. 25.6 КоАП.
А ещё вы можете воззвать к совести инспектора и попросить «пробить» заявителя по базе административных правонарушений, возможно, так получится уличить его в недобросовестности. При всё этом, чего я не рекомендую делать ни при каких обстоятельствах, так это давать взятку за благополучное разрешение ситуации - лучше потратить несколько месяцев на бюрократические процедуры, чем получить судимость и стать преступником».
Отметим, что это не единственная мошенническая схема, получившая распространение в последнее время.
Так, в Ленинском районном суде Челябинска сейчас рассматривается дело организованной преступной группы, специализировавшейся на автоподставах. «Коронным приёмом» жуликов был трюк с мнимым пострадавшим, который выбегал на пешеходный переход под колёса медленно движущемуся транспорту. Мошенник представлялся сотрудником Следственного комитета, а его подельники выступали в роли свидетелей ДТП. Запуганные автомобилисты выплачивали жуликам от 500 тысяч до 1,5 миллиона рублей. Выручка банды по всем эпизодам составила 2,8 миллиона рублей.

В кризис активизируются мошенники, и для водителей вновь становится актуальной проблема «автоподстав». АиФ рассказывает о жульнической схеме, попав в которую, можно не только потерять деньги, но и лишиться прав.

Представьте: вы подъезжаете к посту ГИБДД, инспектор взмахивает жезлом.

Рутинная проверка документов или какой-нибудь рейд против пьяных водителей, полагаете вы. Права, техпаспорт, ОСАГО - всё на месте; вы не знаете за собой никаких дорожно-транспортных грехов, поэтому останавливаетесь со спокойной душой. Однако инспектор сразу же огорошивает вас, заявляя, что автомобиль числится в розыске. Как? Почему? Из-за оставления места ДТП, статья 12.27 КоАП. Но вы не оставляли место ДТП, вы вообще не попадали в аварию! Инспектор пожимает плечами, это не его дело. В конце концов, вы пишете расписку, обязывающую явиться в группу разбора ДТП, и уезжаете в смятенных чувствах.

Что это - ошибка, которая не стоит выеденного яйца? Кто-то перепутал цифры? Возможно. Но также может быть, что вы находитесь под колпаком у мошенников. Действуют они по следующей схеме: за бесценок выкупают битые запчасти на автомобильных разборах, устанавливают на свою машину и ищут жертву с подходящими повреждениями. Например, если у жуликов разбитый задний бампер, им нужно найти автомобиль с помятым передним и так далее.

После чего они заявляют в ГИБДД, будто бы попали в ДТП, а виновник скрылся - и сообщают данные вашего регистрационного знака. В группе разбора мнимые потерпевшие вас, конечно же, «опознают»; представленные доказательства выглядят достаточно веско, так что вас вполне могут признать виноватым.

Цель автоподставщиков, впрочем, не вы лично, а ваша страховая компания: она выделит средства на «ремонт», которые жулики поделят и отправятся искать следующую жертву. Но вы тоже потеряете деньги: покупка следующего полиса ОСАГО обойдётся дороже из-за страхового регресса. И, главное, вы надолго лишитесь прав, причём совершенно безвинно.

Комментарий юриста: «Прежде всего нужно успокоиться и не паниковать: от вашего хладнокровия зависит, останетесь вы при правах или станете пешеходом. За оставление места ДТП, ч. 2 ст. 12.27 Кодекса об административных правонарушениях действительно предусмотрено лишение права управления ТС на срок от года до полутора. Из-за этого в погоне за «раскрываемостью» инспекторы будут настроены априори против водителя. Поэтому, несмотря на презумпцию невиновности - когда государственные органы должны доказывать причастность гражданина к правонарушению, лучше самому обстоятельно отвергнуть все доводы ГИБДД.

Казалось бы: самый разумный довод - заявление об отсутствии повреждений на автомобиле. Однако в ГАИ его тут же парируют: за время розыска вы отремонтировали дефекты. Тогда необходимо упомянуть ст. 26.4 КоАП и потребовать назначения автотранспортной экспертизы, поставив перед экспертом вопросы о наличии и давности повреждений. Однако, по практике, шансы на удовлетворение такого ходатайства невелики, поскольку назначение экспертизы сильно затянет сроки разбирательства и существует вероятность истечения сроков давности привлечения к ответственности. Повторюсь, что ГИБДД не заинтересована в поисках справедливости, её больше интересует собственная статистика.

Если это не подействует, заявите ходатайство в соответствии со ст. 26.7 КоАП о приобщении к административному делу, например, акта приёмки ТС из автосервиса, если обращались туда после даты якобы случившейся аварии. Подтвердить ваше нахождение в другом месте может детализация телефонных соединений, соответственно, можно смело говорить об алиби. Запись с видеорегистратора тоже не станет лишней. Приведите с собой свидетелей вашего нахождения в момент ДТП в другом месте. Это предусмотрено ст. 25.6 КоАП.

А ещё вы можете воззвать к совести инспектора и попросить «пробить» заявителя по базе административных правонарушений, возможно, так получится уличить его в недобросовестности. При всё этом, чего я не рекомендую делать ни при каких обстоятельствах, так это давать взятку за благополучное разрешение ситуации - лучше потратить несколько месяцев на бюрократические процедуры, чем получить судимость и стать преступником».

Отметим, что это не единственная мошенническая схема, получившая распространение в последнее время.

Так, в Ленинском районном суде Челябинска сейчас рассматривается дело организованной преступной группы, специализировавшейся на автоподставах. «Коронным приёмом» жуликов был трюк с мнимым пострадавшим, который выбегал на пешеходный переход под колёса медленно движущемуся транспорту. Мошенник представлялся сотрудником Следственного комитета, а его подельники выступали в роли свидетелей ДТП. Запуганные автомобилисты выплачивали жуликам от 500 тысяч до 1,5 миллиона рублей. Выручка банды по всем эпизодам составила 2,8 миллиона рублей.

Как правильно себя вести, если речь идет о мелкой аварии

Начало у этих историй одинаковое. Вам звонят пострадавшие или сразу сотрудники полиции и заявляют, что ваш автомобиль участвовал в аварии, с места которой вы скрылись. А вот финал у историй разный, и многое зависит, в том числе, от вашей грамотности.

Малозаметные ДТП

Сразу оговоримся, что подобный звонок не всегда является попыткой оговорить вас. Вы в самом деле можете не заметить легкого контакта и покинуть место аварии с чистой совестью. Или очевидцы могут неверно запомнить номер или приметы виновного автомобиля и навести на вас.

Впрочем, нередки случаи, когда обвинения совершенно абсурдны. И в самом деле смахивают на «развод» - вольный или невольный.

Полиция или мошенники?

Бывает, человек называет себя пострадавшим или его представителем. Если вы не знакомы с ним лично, а описанный им сценарий маловероятен, речь, скорее всего, о попытке мошенничества.

Часто жулики выискивают автомобиль с похожими повреждениями, поэтому все может звучать вполне убедительно. Дайте себе время обдумать ситуацию, а при выставлении абсурдных требований пригрозите обратиться в полицию.

Если же звонящий и так представляется полицейским (например, сотрудником ГИБДД), убедитесь, что вам действительно звонят из органов. Вы можете позвонить в дежурную часть или по телефону доверия и уточнить, действительно ли такой сотрудник существует и может выставлять подобные требования.

Идти или не идти?

Полиция пригласит вас на разбирательство, чтобы сравнивать повреждения автомобилей и показания сторон. Если вы уверены, что в аварии не участвовали и кто-то пытается вас оговорить, многие юристы неофициально советуют не реагировать на устные приглашения. Если вторая сторона не слишком уверена в своей правоте, вполне вероятно, от вас просто отстанут.

Другое дело, что при желании полиция может осложнить вам жизнь, и явиться на разбирательство придётся.

Презумпция виновности

Сопоставление повреждений на первом этапе разбирательств обычно проводит инспектор ГИБДД. Большинство опрошенных нами юристов сказали, что вероятность быть обвиненным в этом случае достаточно высока. Инспекторы ГИБДД зачастую не являются техническими экспертами, работы у них много, а если ДТП мелкое, вникать в детали им просто некогда.

Для обвинения порой достаточно дефекта на кузове вашего автомобиля, который хотя бы отдаленно сопоставим с повреждениями пострадавшей машины.

Доходит до абсурда: к нам обращались люди, которых обвиняли в оставлении места ДТП из-за едва заметной царапины номерного знака или потертости на бампере, хотя у второго автомобиля на крыле была отметина от острого предмета.

Формально инспекторы не выносят вердиктов - они ссылаются на то, что окончательное решение все равно за судом. Но суды, как правило, полагаются на заключения инспекторов, поэтому механизм работает в конвейерном режиме.

Требуйте автотехнической экспертизы

Направьте ходатайство о проведение автотехнической экспертизы, чтобы её назначил представитель полиции (или суд, если дойдет до него). Эта экспертиза не дает стопроцентной гарантии установления истины, но квалификация сотрудников обычно выше, и, если эксперт не ангажирован, ваши шансы растут. Правда, заключения экспертов часто грешат размытыми формулировками, которые суд далеко не всегда трактует в вашу пользу.

Главный риск

Если автомобилист скрывается с места достаточно крупного ДТП, установить его причастность по характеру повреждений обычно несложно. В описанной схеме выше чаще всего речь идет о легких контактах, когда все повреждения - это мелкие царапины, вмятины и т. п.

Когда ущерб незначительный, пострадавший обычно готов пойти вам навстречу. Но если дело попало в полицию, основной проблемой становится не компенсация ущерба, а наказание за сокрытие с места ДТП.

За это грозит лишение прав на 1−1,5 года или административный арест на срок до 15 суток. Причем наказание никак не связано с вашей готовностью возместить ущерб или примирением сторон. Неважен и размер ущерба - будь он хоть 1000 рублей, формально инцидент будет считаться дорожно-транспортным происшествием.

Этим крючком часто пользуются мошенники, предлагая решить вопрос без обращения в полицию. И в этом случае вам нужно включать «чуйку»: если чувствуете, что человек не вполне искренний, а требования явно завышены, возможно, угроза позвонить в полицию остудит его.

Но если ДТП всё же было, и требования человека справедливы, в ваших интересах урегулировать вопрос без ГИБДД, не забыв взять с человека расписку, что он не имеет претензий.

Кстати, ОСАГО хоть и компенсирует ущерб второй стороне, но, если будет зафиксирован ваш побег с места аварии, страховая впоследствии взыщет с вас сумму в порядке регресса.

Как снизить вероятность таких историй

Следите за состоянием автомобиля, а в случае тех или иных повреждений, фиксируйте их с помощью фотографий и документов.

Если при маневрировании вам кажется, что вы задели чужую машину и возникает соблазн уехать - не спешите. Возможно, для вас гораздо выгоднее решить конфликт на месте, самому или с помощью ОСАГО (например, по европротоколу), чем рисковать лишением прав.

В случае спешки оставьте человеку записку с координатами, и, с большой вероятностью, он согласится на ваши разумные предложения.