Особенности отношений китая и японии на современном этапе. Курсовая работа японо-китайские отношения на современном этапе


Китай и Япония, обладающие мощными экономиками и располагающие значительным политическим весом, превратились в начале ХХI века во влиятельных игроков мировой политики. Внешнеполитические устремления обеих стран, характер их взаимосвязей оказывают существенное влияние на международную обстановку в Северо-Восточной Азии и формирование военно-политического и экономического климата региона. Современные отношения Китая и Японии отмечены многими противоречиями. Существует ряд исторических, политических, международных и региональных проблем, которые разделяют их. Вместе с тем обе страны довольны мирным сосуществованием, сложившимся после Второй мировой войны, проявляют интерес к развитию экономических связей и совместно участвуют в работе международных организаций.

Послевоенные китайско-японские отношения хотя и не были тёплыми, но и не превращались во враждебные. При сохранении недоверия и отчуждённости в политических вопросах торгово-экономические связи успешно развивались и дополнялись ростом японских частных инвестиций в экономику Китая. Такая модель двусторонних отношений, названная в Японии "сэйкэй бунри" ("отделение политики от экономики"), а в Китае - "чжэн лэн, цзинь жэ" ("холод- но в политике, жарко в экономике"), просуществовала до 1972 г., когда произошла нормализация двусторонних отношений. При этом Японии пришлось пожертвовать своими разносторонними связями с Тайванем, в частности разорвать с островом официальные контакты и снизить объём товарооборота. Перспективы расширения контактов с Китаем на тот момент казались более важными для японских деловых кругов.

В октябре 1978 г. китайский лидер Дэн Сяопин посетил Японию во главе правительственной делегации. В ходе поездки члены делегации ознакомились с работой современных японских предприятий, где широко применялись передовые технологии. В дальнейшем Китай использовал опыт Японии в модернизации собственной экономики.

В 1978 г. был подписан китайско-японский Договор о мире и дружбе, который позволил в последующее десятилетие расширить и углубить двусторонние контакты в политике, экономике и культуре. Обеим сторонам было выгодно продвижение японских товаров и капиталов на обширный китайский рынок. В 1979 г. в ходе визита в Пекин японского премьер-министра М. Охиры Китаю был предоставлен заём в объёме 350 млрд. иен для проведения экономических реформ. С того времени Япония превратилась в долговременного финансового донора Китая. Результатом этого явились расширение потока японских частных инвестиций и активизация японских корпораций на китайском рынке.

Введение

Глава 1. Основные исторические аспекты развития японо-китайских отношений.

Глава 2. Китайско-японские отношения: возможный альянс или неизбежная конфронтация.

2.1 Проблема исторического прошлого.

2.2 Территориальный спор.

2.3 Проблемы взаимовосприятия.

2.4 Военное соперничество

Глава 3. Перспективы развития китайско-японских отношений.

Заключение

Список используемой литературы

Введение.

Еще в конце XIX в. Дж.Хей - государственный секретарь США утверждал: "Средиземное море - океан прошлого, Атлантический океан - океан настоящего, Тихий океан - океан будущего" . И действительно, как бы подтверждая предсказание Дж.Хея, ныне Азия превратилась в мощную мировую силу. Можно сказать, что этот регион стал самым динамичным в современном мире. Одними из ведущих экономически развитых стран в этой части света является Япония и Китай.

Китай и Япония оказывали сильнейшее влияние друг на друга на протяжении более двух тысячелетий. Отношения между этими странами не всегда были безоблачными и представляют собой клубок сложных вопросов в межгосударственных отношениях. По уровню сложности их можно сравнить только с англо-французскими отношениями.

Эти страны, как говорится, - «нации одной расы и одной культуры». Географическая близость двух стран; огромное воздействие, которое было оказано на японское общество в прошлом китайской культурно-исторической традицией; их культурно-расовая общность; «а наряду с этим значительное различие исторических путей их развития за сто лет (стремительное возвышение Японии на фоне отсталого, полуколониального Китая) и, наконец, особая агрессивность японского империализма, жертвой которого в первую очередь стал Китай»; стремление Японии к западной цивилизации и концепция «отрыв от Азии и вход в Европу», возникшая в Японии - все это определило необычную судьбу взаимоотношений Китая и Японии.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в XXI в. Япония и Китай являются самыми мощными экономическими державами Азии, влиятельными игроками мировой и региональной политики. В текущем году по объему валового внутреннего продукта (ВВП) Китай перегнал Японию. От состояния отношений между двумя странами во многом зависит экономическая и политическая стабильность в Восточной Азии, влияют они и на мировую политику.

Объект исследования: внешняя политика Китая.

Предмет исследования: китайско-японские отношения.

Цель данного исследования - обобщить опыт и перспективы оптимизации китайско-японских отношений, выявить факторы, способствующие этому процессу или тормозящие его.

Задачи исследования:

Проанализировать основные аспекты истории китайско-японских отношений.

Проследить тенденции развития отношений «соперничества - сотрудничества» Китая и Японии.

Проанализировать отдельные достижения и трудности в китайско-японских отношениях по их основным направлениям: политическим, экономическим, научно-культурным, военно-техническим.

Наметить перспективы развития китайско-японских отношений.

Глава 1. Основные исторические периоды развития японо-китайских отношений.

При анализе современных отношений между Китаем и Японией интересно обратиться к прошлому и рассмотреть, какие представления друг о друге складывались у них в процессе длительного взаимодействия. Очевидно, что на формирование этих представлений оказывали влияние многие факторы, прежде всего характер общественных отношений в каждой из стран, характер отношений между странами, наконец, традиции.

Как известно, китайская культурно-историческая традиция в прошлом оказала огромное воздействие на японское общество. В свою очередь Японии принадлежит особое место в исторических судьбах, прежде всего в новое и новейшее время. Географическая близость двух стран, их культурно-расовая общность, а наряду с этим значительное различие исторических путей их развития за последние сто лет (стремительное возвышение Японии на фоне отсталого, полуколониального Китая), наконец, особая агрессивность японского империализма, жертвой которого в первую очередь стал Китай, предопределили и особое место Японии в китайском общественном сознании.

В эволюции китайско-японских отношений можно наметить три крупных периода:

1) период «традиционного общества» (условно от установления межгосударственных контактов до второй половины XIX в.);

2) период «переходного общества» в Китае, одновременно становления и развития Японии как империалистической державы (вторая половина XIX – первая половина XX вв.). Здесь можно выделить два этапа: от японо-китайской войны 1894-1895 гг. до предъявления Китаю «21 требования» в 1915 г. и от «21 требования» до разгрома Японии во второй мировой войне;

3) период послевоенного развития Китая и Японии (точнее от образования КНР до настоящего времени). В свою очередь здесь можно было бы наметить несколько этапов: пятидесятые годы; конец пятидесятых – начало семидесятых годов; со второй половины семидесятых до сегодняшнего времени.

В представленной курсовой работе не будет заостряться внимание на первом периоде, а представится более объемно второй и третий периоды в предложенной периодизации. Рассмотрение китайско-японских отношений в рамках этого временного отрезка позволяет выделить противоречивый образ Японии, выявившийся на стыке XIX-XX веков, который в значительной мере сохраняет свои основные параметры вплоть до сегодняшнего дня, что дает возможность наметить перспективы китайско-японского диалога.

В истории китайско-японских отношений период «традиционного общества» в Китае и Японии в целом характеризуется преобладающим влиянием Китая, находившегося на более высоком уровне общественного развития к моменту начавшихся на рубеже нашей эры контактов между двумя народами. Это влияние со стороны более высокой (китайской) цивилизации ограничивалось преимущественно сферой культуры.

Япония с самого начала оказалась частью ареала, в котором, прежде всего распространялось сильное культурное влияние Китая, являвшегося одним из наиболее крупных очагов древней цивилизации. Благодаря китайскому влиянию японское общество имело возможность заимствовать отдельные элементы культуры других стран и народов. Ханьские императоры, например, претендовали на принятие даров от «народа во» (японцев), усматривая в этом выражение зависимости от Китая, но не стоили каких-нибудь планов военной экспансии на Японские острова. В этот период Япония не представляла большого интереса для китайских правителей, поддерживавших (вплоть до установления официальных государственных отношений в VII в.) лишь эпизодические связи с вождями японских племенных союзов. Временем наибольшего культурно-политического воздействия Китая на японский социум за всю историю китайско-японских отношений можно без преувеличения считать эпоху династии Тан.

В процессе исторической эволюции в этом периоде наметились две противоречивые тенденции, действующие, условно говоря, в направлениях взаимного притягивания и одновременного отталкивания. С одной стороны, мощное влияние китайской цивилизации на Японию создали стереотип общности двух народов, который наряду с факторами и географической близости и принадлежности к одной расе имел достаточно прочную основу благодаря формированию представления об особых отношениях и общей судьбе двух стран. Параллельно со стереотипом общности существовали иные представления. Так, в восприятии китайской феодальной элиты эта общность была иерархической, при которой доминирующая, главенствующая роль принадлежала Китаю. Не трудно понять, что такое отношение было одним из источников зарождения чувства превосходства и высокомерия в отношениях Китая.

Петрунина Жанна Валерьяновна,доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «История и архивоведение» ФГБОУ ВПО «КомсомольскийнаАмуре государственный технический университет», г. КомсомольскнаАмуре[email protected]

Китайскояпонские отношения в конце ХХ –началеXXIвв.: от конфронтации к взаимодействию

Аннотация.В статье рассмотрены основные направления политического и экономического сотрудничества между Японией и КНР на рубеже XX–XXIвв. Выявлены приоритетные направления сотрудничества и проблемы взаимодействия между странами на современном этапе. Ключевые слова: КНР, Япония, политическое сотрудничество, экономическое взаимодействие, Ясукуни, тайваньский вопрос,территориальные споры.

Современные международные отношения невозможно представить без сложных, многосторонних интеграционных процессов между странами и регионами. Взаимодействие идет во многих сферах общественной жизни –экономической, политической, культурной и других. При этом интересы государств достигают высокого уровня взаимозависимости.Несмотря на существующие противоречия между странами АзиатскоТихоокеанского региона (АТР) и наличия здесь очагов напряженности, в последние десятилетия АТР стал одним из мировых центров экономической, политической и культурной интеграции. Уровень региональной интеграции во многом зависит от стремления ведущих государств АТР взаимодействовать друг с другом, от тех целей, которые они ставят перед собой, включаясь в интеграционные процессы. На рубеже XX–XXIвв. Китай вышел на передовые позиции в международных отношениях. Особое положение Китай занимает в АТР, в котором сосредоточены крупные динамично развивающиеся субъекты международной и экономической политики. Благодаря интеграции во многие азиатскотихоокеанские структуры Китай постепенно превратился в регионального лидера и вносит большой вклад в развитие гармоничного мира. По справедливому замечанию академика РАН М.Л. Титаренко, рост геополитического влияния КНР делает китайский фактор одним из ключевых компонентов долгосрочного политического глобального и регионального прогнозирования. Рост влияния КНР на международной арене проходит параллельнос процессом сосредоточения «центра силы» вАТР, переместившегося из Европы.На рубеже ХХ –XXIвв. власть в Китае последовательно сменили лидеры второго (Дэн Сяопин), третьего (Цзян Цзэминь), четвертого (Ху Цзиньтао)и пятого (Си Цзиньпин) поколений политиков. Каждый из лидеров проводил курс, направленный на обретение Китаем статуса мировой державы. На современном этапе региональных международных отношений важными для КНР остаются ее взаимоотношения с Японией. В 1990е гг. в японокитайских отношениях произошли значительные изменения. Страны подписали ряд межправительственных соглашений, регулирующих различные области сотрудничества. В августе 1997 г. на заседании Общества экономических единомышленников в Токио премьерминистромЯпонии Р.Хасимотобыла предложена новая внешнеполитическая концепциястраны,получившая название «Евразийскаядипломатия». Целью предложенной концепции является расширениеи укреплениесвязейЯпониисКитаем,Россиейи странами СНГ.В отношении КНР японская внешняя политика должна была основываться на «четырехновых принципах»: взаимопонимание, активизация диалога, расширение сотрудничества и совместная деятельность по строительству нового мирового порядка.Стремясь обеспечить мир в Азии,установленный после окончания холодной войны, Япония в тот период стремилась установитьдиалогсо своим соседомпо вопросам безопасности и обороны. Во время государственного визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Японию (1998 г.) стороны выразили единодушное мнение о необходимости установления отношений дружеского сотрудничества и партнерства, направленных на укрепление мира и экономического развития. Руководителями обеих странбылапринятаСовместнаядекларацияи Совместное заявление для печати об усилении «японокитайского сотрудничества, устремленного в XXI век». Конец ХХ в. ознаменовался установлением политического диалога между Китаем и Японией. В 1997 –1998 гг. между странами были проведены три саммита. Однако реальных результатов политические переговоры не принесли и в начале XXIв. постепенно свелись на нет. К 2005 г. напряжение в японокитайских отношениях достигло высшей точки. Острые противоречия между странами вызывала проблема токийского храма Ясукуни, которыйдля Китая остается символом японского милитаризма и реваншизма. К сожалению, этот вопрос до настоящего времени не решен. Пекин осуждает и безуспешно добивается от главы японского правительстваи японской политической элиты отказа отежегодныхритуальных посещений храма. Яркой иллюстрацией сохраняющейся конфронтации по этому вопросу является заявление нынешнего лидера КНР Си Цзиньпина о невозможности контактов с лидером Японии Синдзо Абэ во время Олимпийских игр 2014 г., проводившихся в российском Сочи.Осложняет отношения между странами и Тайваньский вопрос. В начале 2005 г. Япония и США выпустили совместную декларацию, названную «мирным решением» тайваньской проблемы. Эта декларация вызвала негативную реакцию руководства КНР, которое опротестовало вмешательство в свои внутренние дела. Китай был охвачен массовыми антияпонскими демонстрациями, сопровождавшимися актами вандализма. Такое положение создавало угрозу и сложившимся двусторонним экономическим связям. Ко второй половине 1990х гг. наметилась тенденция к потере Японией своих лидирующих экономических позиций в Восточной Азии. В условиях экономического роста Китая постепенно усиливалась не только взаимозависимость обеих стран друг от друга, но и увеличивалось соперничество между ними за влияние в странах АТР. В 2000 –2004 гг. японокитайский товарооборот увеличился. Это привело к тому, что Китай стал основным торговым партнером Японии, обогнав США. Однако с 2001 г. экономическая помощь Китаю со стороны Японии начала значительно сокращаться. Япония больше не желаласодействоватьросту военного и экономического могущества своего конкурента. По мнению японских экспертов, предоставление экономической помощи Китаю фактически финансирует его военную мощь, кроме того, Китай сам оказывает поддержку многим развивающимся странам, и поэтому нет необходимости содействовать стране, которая может позволить себе оказывать помощь другим. Обострилось соперничество в энергетической сфере, в вопросах получения доступа к богатым сырьевым ресурсам, от которых зависит как Китай, так и Япония. Возобновление диалога между Японией и Китаем стало возможно в 2006 г., когда в Японии произошла смена руководства. Приход к власти Синдзо Абэ в сентябре 2006 г. ознаменовал улучшение двусторонних отношений. Перваязарубежнаяпоездкапремьерминистра Синдзо Абэбыла совершенаименно в КНР. Катализатором восстановления японокитайских отношений стали финансовые потери ведущих японских компаний, инвестировавших в китайскую экономику. В ходе двух саммитов 2006 –2007 гг. Токио и Пекину удалось достигнутьдоговоренностиоб углублении сотрудничества и намерениивыстраивания стратегическихвзаимовыгодныхотношений. В 2007 г. объемы двусторонней торговли увеличились на 12%, достигнув $ 236,6 млрд. В свою очередь Япония заняла третье место среди государств, ведущих торговые отношения с Китаем. В 2008 г., спустя десять лет, состоялся визит председателя КНР Ху Цзиньтао в Японию. Целью визита стало стремление обеих сторон укрепить взаимодоверие, усилить дружбу, углубить сотрудничество, открыть перспективу на будущее, всесторонне продвинуть китайскояпонские отношения стратегической взаимовыгоды.С начала XXIв. стали отчетливо проявляться тенденции к стремлению ведущих экономик СевероВосточной Азии (СВА) создать единое трехстороннее энергетическое кольцо, образовать трехстороннюю зону свободной торговли, сформировать валютный союз и ввести единую валюту в этом регионе. Несмотря на существующие межгосударственные противоречия и торговоэкономические споры, лидеры КНР, Японии и Республики Кореяпонимают, чтов современных экономических условиях важно способствовать развитию интеграционных процессов, что актуализирует многие вопросы, связанные с совместной экономической деятельностью на региональном уровне. Двигаясь в соответствии с избранным курсом, Китай активно расширяет экономические связи не только с Японией, но и Южной Кореей. В 2013 г. Япония и Южная Корея заняли втрое и третье место после США по объемам экспортируемых китайских товаров ($122,79 млрд. и $ 76,06 млрд. соответственно). За тот же период Республика Корея стала первой среди стран по поставкам товаров в Китай (сумма составила $149,96 млрд.), японский импорт на китайский рынок составил $133,2млрд. Лидеры стран СВА обосновывают подобную политику стремлением добиться стабильности в валютной сфере, попыткой оградить экономики региона от негативных последствий мировых экономических кризисов, уйти от долларовой зависимости, а значит, и составить конкуренцию США на мировых рынках. Китай, Япония и Южная Корея имеют достаточно высокий уровень экономического развития и региональных торговых связей. Специалисты КНР, Японии и Южной Кореи проводят научные исследования по вопросам развития трехсторонней торговли, инвестиционного взаимодействия, развития трехсторонних информационных и коммуникационных технологий. Сотрудничество между странами СВА было оформлено к концу 2008 г., когда начал работу саммит Китай –Япония –Южная Корея. Экономическое сотрудничество государств СВА позволяет повысить конкурентоспособность региона и будет способствовать решению многих политических вопросов между этими государствами. Однако в СВА нет ярко выраженной лидирующей валюты, которая смогла бы заменить доллар, что тормозит решение этого вопроса.При всем томувеличение конкуренции между Пекином и Токио на региональном и глобальном уровне способствует появлению новыхпроблем и обострению старыхпротиворечийв их отношениях, ключевыми из которых являются попытки Японии не допустить усиления военного и экономического влияния КНР в АТР. Не менее сложным для разрешения является спор о принадлежности островов Дяоюйдао (Сэнкаку) и материкового шельфа в ВосточноКитайском море. Японокитайский территориальный спор создает угрозу возникновения полномасштабной торговой войны между сторонами. В противостояние между Китаем и Японией оказались втянуты и США, выступающие на стороне Токио в соответствии с двусторонним договором о безопасности. Конфликт между КНР и Японией сказался и на настроениях инвесторов. Акции крупнейших японских автомобильных компаний (нр., Nissan и Honda) на китайском рынке в ходе торгов стали падать. Достижению компромисса препятствуют выдвигаемые сторонами разные версии прохождения разграничительной линии между эксклюзивными экономическими зонами двухстран. Китай активно занимается разработкой газа в этих водах и отказывается признавать наличие этой линии. По мнению китайкой стороны,сфера контроляКНР простирается до границы континентального шельфа, которая находится неподалеку от южной японской префектурыОкинава. Переплетение многих факторов (политические разногласия, тесное экономическое сотрудничество, рост торговой конкуренции и соперничество за влияние в Восточной Азии) способствует укреплению отношений между Пекиноми Токио. Кроме того, в Китае осознают опасность от сближения Японии с США, вероятность которого усиливается при обострении противоречий между восточноазиатскими соседями.

Ссылки на источники1.Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. –М.: Памятники исторической мысли,2008.–624 с. 2.КНР и Япония: от Абэ до Фукуды–URL: http://www.easttime.ru/analitic/3/8/521.html

[Дата обращения 03.02.2011]. 3.Внешнеэкономическая деятельность Китая в январеоктябре 2013 года –URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/about_cn/ved_cn/[Дата обращения23.03.2014].

Ms. Zanna V. PetruninaDoctor of History, Professor, TheHead of the Department "History and archival", KomsomolskonAmur State Technical University, KomsomolskonAmur) [email protected] relations in the end of XX –beginning of XXI centuries.: from confrontation to interactionSummary:This article describes the main areas of political and economic cooperation between Japan and China at the turn of XX XXI centuries. Priority areas of cooperation and problems of interaction are revealed between countries at present. Keywords: China, Japan, political cooperation, economic cooperation, Yasukuni, the Taiwan issue, territorial disputes.

Приход к власти в Японии в 2006 году кабинета Абэ был использован Пекином для возобновления китайско-японских контактов на высшем уровне и улучшения политической атмосферы отношений. Китай сыграл на встречном интересе Японии к проведению многовекторной дипломатии в целях повышения глобальной роли Токио. Отставка Абэ и избрание в 2007 году новым японским премьером Фукуда не притормозило китайской активности на японском направлении, свидетельством чего стал визит Ху Дзиньтао в Токио в мае 2008 года Солнцев В. Ясуо Фукуда о «возвышенных устремлениях» японской дипломатии // Компас. - 2008. - № 5. - С. 23..

Несмотря на рост экономического сотрудничества между Китаем и Японией, в краткосрочной перспективе не стоит ожидать реального политического сближения Пекина и Токио. Тормозящий эффект на динамику двусторонних отношений продолжают оказывать нерешенные исторические и территориальные споры, негативное восприятие китайцами и японцами друг друга, соревнование Пекина и Токио за лидерские позиции в Восточной Азии, а также отрицательное отношение Пекина к повышению статуса Токио в СБ ООН.

Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао 18 ноября 2006 г. в Ханое провел встречу с премьер-министром Японии Синдзо Абэ Приоритеты внешней политики Японии на 2007 год // Посольство Японии в России. - Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PolicyPriorities.html, свободный..

На встрече Ху Цзиньтао отметил, что их вторая встреча за этот период, насчитывающий чуть больше одного месяца, демонстрирует общее желание Китая и Японии улучшать и развивать двусторонние отношения, а также знаменует собой новый этап в развитии двусторонних отношений. В настоящее время китайско-японские отношения находятся на важном этапе развития. На плечах руководителей двух стран лежит ответственность за то, чтобы двусторонние отношения развивались в правильном направлении, исходя из стратегической высоты и с учетом общей ситуации, в целях того, чтобы двусторонние отношения и в дальнейшем сохранили хорошую тенденцию развития.

По его словам, на их встрече, состоявшейся в Пекине в октябре этого года, обе стороны указали на необходимость рассмотрения китайско-японских отношений, исходя из стратегической высоты и с перспективных позиций, а также важность приложения максимума усилий по осуществлению общих целей мирного сосуществования двух стран, поддержания дружественных связей из поколения в поколение, взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития. В ходе встречи стороны достигли консенсуса по широкому кругу вопросов - углублению взаимного доверия в политической сфере, укреплению взаимовыгодного сотрудничества, активизации обменов между сотрудниками и содействию сотрудничеству в международных и региональных делах.

На встрече Ху Цзиньтао указал, что перед странами встает новая задача налаживания всестороннего, многопрофильного и многопланового взаимовыгодного сотрудничества. Для выполнения этой задачи обе стороны должны прилагать усилия в следующих направлениях: Во-первых, определить направление развития китайско-японских отношений. Стороны уже достигли единства мнений по установлению стратегических отношений на основе взаимного благоприятствования. Это будет содействовать выведению двустороннего взаимовыгодного сотрудничества на новый уровень. Министерства иностранных дел двух стран должны провести глубокие обсуждения и как можно скорее достичь консенсуса, чтобы еще лучше планировать и направлять развитие двусторонних отношений. Во-вторых, углублять дружбу между народами двух стран. Стороны должны расширять гуманитарные контакты, в особенности, контакты между молодежью, укреплять обмен в культурной и других областях, создавать благоприятную среду общественности, содействовать установлению близких отношений между народами двух стран, непрерывно упрочивать основы дружбы между двумя странами. В-третьих, практическим образом содействовать взаимовыгодному сотрудничеству. Стороны должны полностью проявить роль уже существующих механизмов сотрудничества, выработать среднесрочную и долгосрочную программу по укреплению сотрудничества в области торговли, инвестиций, информатики, энергетики, охраны окружающей среды и финансов, предпринять эффективные меры и упрочить узы общих интересов. В-четвертых, совместно содействовать миру, стабильности и развитию в Азии. В духе сотрудничества и обоюдного выигрыша проводить контакты и согласование по таким важным темам, как обеспечение безопасности в Северо-Восточной Азии, укрепление регионального сотрудничества в области энергетики, продвижение строительства интеграционного процесса Восточной Азии, и отдать силы делу содействия прочному миру и совместному процветанию в Азии. В-пятых, надлежащим образом урегулировать актуальные проблемы деликатного характера. Проблемы истории и Тайваня затрагивают политические основы двусторонних отношений, поэтому их необходимо надлежащим образом урегулировать. Стороны должны, оставив разногласия, проводить переговоры и диалоги на основе принципа взаимной выгоды и взаимного благоприятствования, стремиться к совместному развитию, ускорять процесс консультаций по проблеме вокруг Восточно-Китайского моря и добиться скорейшего урегулирования этой проблемы, с тем чтобы Восточно-Китайское море стало морем мира, дружбы и сотрудничества Приоритеты внешней политики Японии на 2007 год // Посольство Японии в России. - Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PolicyPriorities.html, свободный..

Синдзо Абэ в свою очередь сказал, что его успешный визит в КНР, состоявшийся в октябре этого года, был встречен с приветствием со стороны народов двух стран и всего международного сообщества. После этого, продолжал он, отношения между двумя странами получили хорошее развитие. Стороны договорились продолжать усилия по установлению японо-китайских стратегических отношений на основе взаимного благоприятствования. Он выразил надежду на то, что стороны сохранят контакты на высоком уровне и будут прилагать совместные усилия по дальнейшему развитию двусторонних отношений. Синдзо Абэ предложил сторонам как можно скорее положить начало механизму встреч министров экономики по координации торгово-экономического сотрудничества; начать диалог между энергетическими ведомствами двух стран по укреплению сотрудничества в области экономии энергии и охраны окружающей среды; совместно способствовать активизации гуманитарных контактов, укреплять сотрудничество в туристической области; претворять в жизнь достигнутые договоренности, начать совместное изучение исторических вопросов; прилагать совместные усилия и укреплять консультации с тем, чтобы Восточно-Китайское море стало морем мира, дружбы и сотрудничества; интенсифицировать взаимодействия между Японией, Китаем и Республикой Корея, активизировать обмены между тремя странами в области инвестиций, охраны окружающей среды и туризма; укреплять координацию и совместно содействовать региональному сотрудничеству в Восточной Азии Приоритеты внешней политики Японии на 2007 год // Посольство Японии в России. - Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PolicyPriorities.html, свободный..

Синдзо Абэ указал, что Япония будет, как и прежде, относиться к тайваньской проблеме в соответствии с принципами, предусмотренными в Совместном японо-китайском заявлении, и эта позиция Японии не претерпела никаких изменений.

Остановившись на ядерной проблеме Корейского полуострова, Ху Цзиньтао констатировал, что Китай и Япония должны настаивать на денуклеаризации Корейского полуострова и мирном урегулировании ядерной проблемы полуострова путем диалога во имя сохранения мира и стабильности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии. В нынешней сложной ситуации, отметил далее Ху Цзиньтао, соответствующие стороны должны проявлять сдержанность и сохранять хладнокровие во избежание дальнейшего ухудшения ситуации. Санкции не являются целью и не могут привести к урегулированию проблемы. Шестисторонние переговоры по-прежнему являются реальным и эффективным механизмом для урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова путем диалога. Китайская сторона готова приложить совместные с другими сторонами усилия по содействию скорейшему возобновлению шестисторонних переговоров для осуществления в конечном итоге денуклеаризации Корейского полуострова. КНР, как заявил Ху Цзиньтао, готова проводить контакты и согласование с японской стороной.

Синдзо Абэ сказал, что Япония выступает за денуклеаризацию Корейского полуострова и урегулирование его ядерной проблемы путем диалога. Он выразил удовлетворение по поводу согласия всех сторон на возобновление шестисторонних переговоров, дал высокую оценку усилиям, прилагаемым китайской стороной в этом направлении, и выразил надежду на достижение успеха на переговорах. Синдзо Абэ также подчеркнул, что "три неядерных принципа" /не обладать, не производить и не ввозить ядерное оружие/ являются неколебимым политическим курсом японского правительства Приоритеты внешней политики Японии на 2007 год // Посольство Японии в России. - Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PolicyPriorities.html, свободный..

Китайско-японские отношения развиваются по схожему сценарию формирования пределов ухудшения отношений и схожести позиций по проблемам безопасности, но со своей спецификой. Китаю и Японии не удастся полностью изменить негативное взаимное восприятие из-за различий в трактовке истории. Тем не менее, приход в 2012 г. к власти «пятого поколения китайских лидеров», многие представители которого получили образование на Западе, и омоложение японской политической элиты за счет политиков послевоенного поколения способны к середине 20-х гг. ослабить исторический негатив в пользу взаимодействия сторон. Интересы сотрудничества будут работать на создание трехстороннего формата «США - Япония - Китай» по вопросам региональной безопасности и развития.

История Китая и Японии являет собой разные по характеру, целям, методам периоды сотрудничества, конфликтных этапов, конкурентных обострений. Сотрудничество зачастую переходило в соперничество. Однако усиление взаимозависимости двух государств заставляет и Токио и сегодня учитывать это в политических, экономических, культурных контактах.

Знакомство стран начинает свой отчет с 57 года. В это время китайцы делают записи в своих исторических текстах о передаче императором династии Поздняя Хань народу Ва (так называли японцев) золотой печати. Прибытие послов страны На с данью в говорит о зависимости пока небольшой страны от китайских правителей.

Согласно легенде, первый китайский император Цинь Шихуанди снаряжает китайцев в Японию с целью поиска снадобья бессмертия. Посланники поведали о многих традициях родственной, как заявили японцы, нации (ими было объявлено родство с потомками У Тайбо - вана государства У во времена Сражающихся царств). Особые, тесные контакты двух стран происходили при правлении династии Тан. Япония направила для обучения в Китай немалое количество учеников. Китайцы дружелюбно встретили их. Те, в свою очередь, были поражены красотой, величием .

Тесное сотрудничество вылилось в распространение среди населения Японии , культуры, традиций Поднебесной (китайское исчисление по лунному календарю, и т. д.), копирование архитектурных построек, городского проектирования. Например, столицы Японии и Китая были построены по правилам Фэн-шуя. В обиход японцев входит пользование . стали основой для письменности японцев. Однако модель императорского правления Китая в Японском государстве продолжалась недолго. Уже с X века устанавливается власть кланов, фамильная конкуренция среди японской элиты.

Первый вооруженный конфликт произошел в 663 году на реке Пэккан. В ней участвовали армия китайского императора Тана и государства Силла с одной стороны и войска государства Ямато (Японии) и корейской страны Пэкче с другой стороны. Силла преследовало определенные цели: захват Пэкче. Разгром трехсот кораблей Ямато приблизило падение Пэкче. Этот исторический факт на некоторое время отделил Японию от Китая, ей пришлось отшлифовывать флотское мастерство, кораблестроение. Острова Рюкю стали перевалочным звеном в торговле между странами.

Начиная с 1633 года коммерческие сделки с Китаем ограничены сегунатом Токугава, что не особо заботило императорский двор Китая в . Торговые отношения между Японией и Китаем возобновились только в 20 веке.

В 13 веке Японию разрывало от гражданских войн. В это время начинают свое победное шествие японские пираты. Они стали серьезной проблемой для Кореи и Китая. Хубилай, китайский император из монгольской династии Юань, отправляет послов в Японию с целью остановить набеги пиратов. Но один из посыльных обезглавлен японским правительством. Император не мог стерпеть такого унижения, он вторгается в Японию морским путем. Многовековой опыт мореплавания не принес победу Хубилаю. Нашествие на Японию было неудачным.

Тоётоми Хидэёси, один из тех, кто объединил Японию, мечтал о завоевании Китая. Но препятствием стала Корея, не разрешившая японским войскам пересечь ее границы. Начался еще один военный конфликт между Японией и Китаем. В 1592 году в Пхеньяне армия китайцев была побеждена. Через год в великом китайском сражении под руководством Ли Жусуна сорокапятитысячная армия вытеснила японцев, захватив Пхеньян. Контрнаступление Японии было безуспешным, они отступили. Четыре года перемирия, титул "Короля Японии" не успокоили Хидэеси, он проводит еще одну кампанию. Итогом ее стали разрушения корейских городов, культуры, истребление населения, опустошение казны Китая. Политика замкнутости до середины 19 века была доминантной в Японии. События последующих веков увеличивали трещину в отношениях двух держав.

1894 год - первая японо-китайская война. Китай оставляет Маньчжурию, теряя большое количество простого населения, выплачивая огромные компенсации.

1915 год - знаменитое 21 требование, в котором Япония фактически требовала подчинения от Китая. Китай отдает Японии территорию в Шаньдуне.

1931 год - Япония, оккупировав Маньчжурию, создает новую страну Мантюкоку. Сопротивление японскому нашествию, дипломатические диалоги, гражданская война внесли свою лепту в бурную эпоху националистического руководства.

Постыдным фактом в истории Японии стала Нанкинская резня в 1937 году: японские солдаты истребили 500 000 тысяч китайцев. Опыты при создании бактериологического оружия (Отряд 731) над мирными жителями и военнослужащими отличились бесчеловечностью. Знаменитая не уберегла китайцев от японской оккупации.

Только после полной капитуляции Японии 9 сентября 1945 года войска покидают Китай, который еще несколько лет будоражила гражданская война.

Смело можно заявить, что события с 1894 по 1945 год во многом оказали влияние на современные и грядущие японо-китайские отношения. Краеугольным камнем стали следующие вопросы:

1) Япония переписывает учебники по истории, в которых отрицается ее агрессия в Китай.

2) Вопрос о Тайване. Китай выдвигает протест против действий Японии, которые направлены на создание двух Китаев.

3) Претензии на острова Дяоюйдао, относящиеся к провинции Тайвань, которая издревле принадлежит Китаю.

4) Химическое оружие, оставленное японцами после оккупации, является и в наше время угрозой для населения (экологическое бедствие от разложения химического оружия беспокоит население не одно десятилетие).

С 1979 года отношения Японии и Китая переходят на более качественный, продуктивный уровень. Япония предоставляет КНР низкопроцентные кредиты, передает полуторамиллиардную помощь. Главной инвестицией стали японские технологии, культура производства, техническое содействие в развитии автомобилестроения, коммуникативной сферы.