Ракетный комплекс «Точка У» — первое советское высокоточное оружие. Ракетный комплекс «Точка-У» - видео боевых стрельб Ракетная система точка у


Воткинский машиностроительный завод
СПУ: ПО «Баррикады»

Годы производства 1973-? Годы эксплуатации 1975 - н. в. Основные эксплуатанты армия СССР
армия РФ Другие эксплуатанты Модификации Точка-Р
Точка-У ↓Все технические характеристики Изображения на Викискладе

История

Разработка была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года .

Государственные испытания дивизионного ракетного комплекса 9К79 «Точка» проведены с 1970 по 1975 годы. Официально принят на вооружение Советской Армии в 1975 году , хотя серийное производство ракет началось в 1973 году .

«Точка-Р» с пассивной радиолокационной головкой самонаведения принята на вооружение в 1983 году.

РК 9К79-1 «Точка-У» (обозначение НАТО - Scarab B ) с увеличенной до 120 км дальностью стрельбы проходила государственные испытания с 1986 по 1988 год В войска стал поступать в 1989 году .

Производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе (по другим данным - на Петропавловском заводе тяжёлого машиностроения, г. Петропавловск , Казахстан) , производство специальных шасси для пусковых установок БАЗ-5921 и транспортно-заряжающих машин (БАЗ-5922) - на Брянском заводе специального автомобилестроения, сборка ПУ осуществлялась на ПО «Баррикады» . В производственном цикле составляющих ракетного комплекса были задействованы предприятия всего Советского Союза .

Организационно комплекс может быть представлен в составе бригады, в которую входит 2-3 дивизиона. Каждый ракетный дивизион имеет 2-3 стартовые батареи по 2-3 пусковых установки в каждой батарее. Таким образом, в составе одной бригады может быть от 12 до 18 ПУ.

Ракета

Ракета комплекса «Точка» («Точка-У») представляет собой управляемую на всём протяжении полёта одноступенчатую твердотопливную баллистическую ракету, состоящую из ракетной части 9М79 (9М79М, 9М79-1) с Х-образным расположением рулей и крыльев и из неотделяемой в полёте головной части (ГЧ). Ракетная и головная часть состыковываются 6-ю откидными болтами, а электрическая связь между ГЧ и РЧ организована через кабель. Широкая номенклатура взаимозаменяемых ГЧ расширяет диапазон решаемых комплексом задач и увеличивает его эффективность в конкретных условиях применения. Окончательно собранные ракеты в обычном (неядерном) снаряжении могут храниться в течение 10 лет. Ракеты поступают в войска в собранном виде, при проведении их обслуживания извлекать приборы из ракеты не требуется.

Ракетная часть

Ракетная часть (РЧ) выполняет функцию доставки головной части к цели и состоит из корпуса РЧ включающего приборный, двигательный, хвостовой отсеки, аэродинамические поверхности и два кабельных ствола, а также двигательной установки (ДУ) и приборов бортовой системы управления (БСУ). Корпус приборного отсека (ПО) расположен в передней части РЧ, герметично закрыт крышкой и представляет собой цилиндрическую обечайку с рёбрами жёсткости изготовленную из алюминиевого сплава. На переднем шпангоуте ПО расположены элементы для крепления ГЧ, а в нижней части ПО - транспортировочный бугель и отрывной электроразъём, через который приборы бортовой СУ связаны с наземной аппаратурой пусковой установки (ПУ). Оптическая связь между системой прицеливания СПУ (или приборами АКИМ 9В819) и БСУ ракеты обеспечивается иллюминатором на правой стороне ПО.

Корпус ДУ расположен в средней части РЧ и представляет собой цилиндрическую конструкцию из высокопрочной стали имеющую 3 шпангоута - передний, средний, задний. На верхней части переднего и заднего шпангоутов крепятся транспортировочные бугеля, а в нижней их части приварены пусковых бугели . На среднем шпангоуте закреплены 4 узла установки крыльев.

Хвостовой отсек (ХО) конической формы, имеет продольные ребра жесткости, изготовлен из алюминиевого сплава и является обтекателем соплового блока ДУ. Также в корпусе ХО расположены турбогенераторный источник питания и исполнительные органы системы управления, а на задней части корпуса ХО расположены 4 узла крепления решётчатых аэродинамических и газоструйных рулей. В нижней части ХО установлен датчик схода . На верхней части корпуса находятся два люка для проведения с ракетой регламентных работ, а в нижней части ХО имеются два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП).

Х-образное оперение ракеты включает в себя 4 неподвижных крыла (складывающихся в транспортном положении попарно), 4 аэродинамических и 4 газоструйных руля.

Двигательная установка

Однорежимный твердотопливный ракетный двигатель представляет собой камеру сгорания с сопловым блоком и размещёнными в ней топливным зарядом и системой воспламенения. Камера сгорания состоит из эллипсоидного переднего днища, заднего днища с сопловым блоком и цилиндрического корпуса, изготовленных из высоколегированной стали. Внутренняя сторона корпуса ДУ покрыта слоем теплозащитного покрытия. Сопловый блок состоит из корпуса и составного сопла . Материалы использованные в сопловом блоке: титановый сплав (корпус), прессованные материалы типа графит -кремний (вход и выход из сопла), силицированный графит и вольфрам (вкладыши в критическом сечении сопла и внутренняя поверхность вкладыша, соответственно).

Система воспламенения топливного заряда установленная на переднем днище камеры сгорания, включает в себя два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249. Воспламенитель представляет собой корпус, внутри которого помещены таблетки пиротехнического состава и дымный ракетный порох . Срабатывая, пиропатроны зажигают воспламенитель, а тот в свою очередь топливный заряд 9Х151.

Топливный заряд 9Х151 изготовленный из смесевого твёрдого топлива типа ДАП-15В (окислитель - перхлорат аммония , связующее - каучук , горючее - алюминиевый порошок), представляет собой цилиндрический моноблок, основная часть внешней поверхности которого покрыта бронировкой . Во время работы двигателя заряд горит как по поверхности внутреннего канала, так и по переднему и заднему торцам, имеющим кольцевые проточки и по небронированной внешней поверхности, что позволяет обеспечить почти постоянную площадь горения в течение всего времени работы ДУ. В камере сгорания заряд закреплён при помощи узла крепления (из покрытого резиной текстолита и металлического кольца), зажатого с одной стороны между шпангоутом заднего днища и корпуса ДУ, а с другой стороны прикреплённого к кольцевой выточке заряда. Такая конструкция узла крепления предотвращает протекание газов в область хвостового отсека, одновременно позволяя сформировать в кольцевом зазоре (между зарядом и корпусом) относительно холодную застойную зону, препятствующую прогоранию стенок камеры сгорания и одновременно компенсирующую внутреннее давление на топливный заряд.

Бортовая система управления

  • Пусковые установки РСЗО - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея ракет типа Ланс - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея САУ или буксируемых орудий - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Вертолеты на посадочных площадках - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Склады боеприпасов - 1 9М79К , или 3 9М79Ф
  • Поражение живой силы, небронированная техника, самолеты на стоянке, и т. д.
    • На площади 40 Га - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
    • На площади 60 Га - 3 9М79К , или 6 9М79Ф
    • На площади 100 Га - 4 9М79К , или 8 9М79Ф

Боевое применение

Чеченские войны

Комплекс «Точка-У» использовался 58-й общевойсковой армией для уничтожения военных объектов в Чечне в первую и вторую чеченские кампании . Цели предварительно выявлялись средствами космической разведки. В частности, комплекс применялся для нанесения ударов по крупному складу вооружения и укреплённому лагерю террористов в районе Бамута , в битве за село Комсомольское в марте 2000 года:

Ещё одна попытка уйти из села - на стыке позиций 503-го полка и подразделения МВД - была сорвана благодаря применению оперативно-тактической ракеты «Точка-У». Зона сплошного поражения заняла площадь порядка 300 на 150 метров. Ракетчики сработали филигранно - удар пришёлся точно по бандитам, не затронув своих.

Г. Н. Трошев, «Чеченский излом: Дневники и воспоминания»

20 апреля 2000 года с полигона «Гончаровский», расположенного в 130 км к северу от Киева, была запущена ракета, которая после пуска отклонилась от курса и в 15:07 попала в жилой дом в г. Бровары , пробив здание с девятого по второй этаж. Погибли 3 и были ранены 5 человек (по другим данным раненых было тоже трое). К счастью, ракета была оснащена инертной головной частью, иначе жертв было бы значительно больше. Причиной трагического инцидента Министерством обороны Украины назван отказ системы управления ракеты .

Комплексы применялись Российской Армией во время боевых действий в Южной Осетии 8-12 августа 2008 года. .

Операторы

  • - 10 ракетных бригад по 18 ПУ в бригаде, всего - 200 единиц (ПУ) по состоянию на 2010 год. . РК были модернизированы с 2004 года (замена БАСУ), на 2011 год насчитывалось 40 небоеспособных РК, в 2012 число небоеспособных РК может увеличиться до 80, от дальнейшей модернизации РК Точка, МО отказалось.
  • Украина - 90 единиц по состоянию на 2010 год
  • Сирия - 18 единиц по состоянию на 2010 год (на 1997 год, то же количество )
  • Йемен - 10 единиц по состоянию на 2010 год
  • Казахстан - 12 единиц по состоянию на 2010 год
  • Армения - от 6 единиц по состоянию на 2011 год
  • Азербайджан - 4 единицы по состоянию на 2010 год
  • Белоруссия - до 36 единиц по состоянию на 2010 год

Снято с вооружения

Примечания

Источники

  1. Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. - Волгоград: Станица-2, 2000. - С. 53-56. - 1000 экз. - ISBN 5-93567-014-3
  2. http://zato-znamensk.narod.ru/History.htm
  3. В. Шестериков Розы и ракеты // Нива . - Астана: Нива, 2007. - В. 4. - С. 155-161. Объём 1,5 МБ.
  4. DIMMI 9К79 Точка - SS-21 SCARAB . Отечественная военная техника (после 1945 г.) (11.05.2010 00:38:00). Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 14 июня 2010.
  5. Высокоточный тактический ракетный комплекс «Точка-У» КБМ
  6. 011 Ударная сила - Комплекс Непобедимого (Искандер) - на Яндекс. Видео
  7. Двигательная установка ракеты 9М79 | Ракетная техника
  8. "Точка-У" (9К79, SS-21 "Scarab"), тактический ракетный комплекс - ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство
  9. Отечественная военная техника (после 1945 г.) | Статьи | 9К79 Точка - SS-21 SCARAB
  10. Оперативно-тактический ракетный комплекс «Точка», Точка-У 9К79 SS-21 «Scarab». Сайт kapyar.ru
  11. Трошев Г. Н. Чеченский излом: Дневники и воспоминания. - 2-е изд. - М .: Время, 2009. - С. 357. - (Диалог). - ISBN 978-5-9691-0471-6

«Точка-У» - тактический ракетный комплекс (ТРК) для точечного уничтожения малоразмерных военных и стратегически значимых объектов на дальних эшелонах обороны противника.

История создания ракетного комплекса Точка У

Вместе с увеличением военного потенциала армий условного противника на предполагаемых театрах боевых действий, изменился подход к тактике ведения общевойскового боя. Уничтожение центров управления, штабов, складских помещений, аэродромов в глубоком тылу могло обескровить переднюю линию противника, нарушить командные коммуникативные связи.

Результат этих действий может дезорганизовать подразделения и, в итоге, принести победу над противником с меньшими затратами времени и сил с нашей стороны. Эти задачи стали основными при формировании ТТХ Точки У.

Именно для таких целей понадобились высокоточные средства поражения дальнего радиуса действия. Изыскательские работы проводились в советский период истории страны. Основные даты и сопутствующие им события представлены следующим:

Дата Событие
1968 Руководство Советского Союза поставил задачу разработать новейший тактический ракетный комплекс Точка У тактического назначения для поражения вражеских целей. Кроме основного исполнителя (Коломенское КБ, Генеральный конструктор – Непобедимый С.П.), были привлечены: Брянский АЗ – разработка транспортной части, ЦНИИ АГ – оборудование управления и прицеливания, ПО «Баррикады» — система пуска
1971 Проведены заводские испытания начального варианта. Подтверждены заявленные характеристики ракетного комплекса Точка У
1973 Организовано масштабное промышленное производство
1976 «Точка-У» встала на вооружение ВС СССР. Она обладала способностью поражать цели условного противника на дистанциях до 70.0 км. Отклонение от точки прицеливания не превышало 250.0 метров
1983 Начаты изыскательские работы по созданию «Точка-Р». Техническое задание предусматривало создание пассивной БЧ радиолокационного самонаведения
1989 Закончена модернизация «Точки-У». Технические новшества внесены в систему управления пусками, а также приняты армией ракеты 9М79М и 9М79-1. Боевые возможности поражения целей возросли до 120.0 км, с максимальным отклонением от объекта прицеливания не более 100.0 метров
1993 ТРК представлен на международном форуме «IDEX-93». Произведены пять учебных пусков. Отклонение от точки прицеливания составила максимум – 50.0, минимальное – 7.0 метров, что явилось безусловным лидерством в этой области

До настоящего времени «Точки У» состоят на вооружении армий России, стран бывшего Советского Союза и партнёров Российской Федерации на международной арене. Исключительность подтверждается результатами применения в существующих военных конфликтах во многих странах мира.

Тактико-технические характеристики Точки У (ТТХ)

ТТХ Значение
Дальность полёта ракеты, км 15.0/70.0-120.0
Полёт боевой части, м/с 1100.0
Масса при старте, кг 2010.0
Силовой агрегат, мощность, к.г.с. 9788.0
Время функционирования силового агрегата, с 18.0-28.0
Достижение цели на предельных дистанциях, с 136.0
БЧ, кг 482.0
БЧ — заряд стандарт, ядерный, иной
Готовность развернутый/с марша, мин 1.0-2.0/16.0
Полная масса установки (платформа, ракета, экипаж), кг 18145.0
Доставка к месту пуска (шоссе/грунт/бездорожье/вода), км/ч 60.0/40.0/15.0/8.0
Ход без дозаправки, км 650.0
Моторесурс, км 15000.0
Расчёт, чел 4.0

Что входит в состав тактической системы

Тактическая система «Точка-У» состоит из следующих технических средств, специального оборудования и учебных принадлежностей:

Фото Средства
Ракеты:

  • 9М-79-Б (ядерная БЧ АА-60);
  • 9М-79-Б-1 (ядерная БЧ АА-86);
  • 9М-79-Б-2 (ядерная БЧ АА-92);
  • 9М-79-Ф (ОФЗ БЧ 9Н123Ф);
  • 9М-79-К (кассетная БЧ 9Н123К);
  • 9М-79-ФР (ОФ БЧ радиолокации ГСН 9Н123Ф-Р)
Пусковые установки:

  • 9П-129;
  • 9П-129-М;
  • 9П-129М-1

Транспортно-заряжающая самоходка 9Т-218

Транспортный автомобиль 9Т-238

  • 9Я-234 (носитель);
  • 9Я-236 (БЧ)
Передвижные комплексы обслуживания:

АКИМ 9В-819 (контрольно-испытательная)

МТО 9В-844 (обслуживания пультового оборудования)

МТО–4ОС (обслуживание автотранспорта)

Р-145-БМ (командно-штабная машина)
Учебные комплексы:

  • 9М-79Ф-УТ (учебная баллистическая ракета Точка У);
  • 9Н-39-УТ (учебная БЧ);
  • 9М-79-ГВМ (полногабаритный макет)
Тренировочные приспособления:

Гирокомпас

  • 9Ф-625 (тренажёр комплексный);
  • 2У-43 (тренировочный пусковой пульт водителя);
  • 2У-420 (тренировочный пусковой пульт оператора);
  • 2У-41 (тренировочное приспособление снятия отсчета с гирокомпаса);
  • 2У-413 стенд, показывающий взаимодействие частей ракеты

Радиус поражения баллистической ракетой

Ракетный тактический комплекс осуществляет пуски ракет с нераздельной БЧ, которая может нести различные заряды - ядерный, фугасный, в кассетном исполнении. Её особенности представлены следующим:

  • силовой агрегат твердотопливный;
  • управление автономное;
  • корректировка полёта рассчитывается бортовой вычислительной системой;
  • исполнительный механизм представлен двигателями хвостовой части, приводящими в движение решетчатые аэродинамические рули;
  • на первых фазах полёта изменение траектории производится газодинамическими рулями;
  • электропитание систем управления и исполнительного механизма осуществляет блок газогенераторов.

Точное наведение на цель ракетчиком - оператором обеспечивается надежным функционированием всех узлов и агрегатов ракеты. При введении координат объектов поражения применяют современные варианты карт, составленных по результатам космического мониторинга мест расположения объектов противника.

Модификации тактического ракетного комплекса

Ускоренное развитие технологий позволило значительно усовершенствовать первую модель «Точки». Изменения базовой конструкции повысили боевые возможности комплекса.

Фото Особенности

Установка «Точка» - первый вариант тактического ракетного комплекса для уничтожения малоразмерных объектов противника.
  • на вооружении с 1975;
  • радиус поражения целей на дальности мак./мин. – 15.0/70.0 км;
  • погрешность – 50.0 м;
  • ПУ 9П-129.

ТРК «Точка Р» - модификация с пассивной самонаводящейся боевой частью, работа которой основана на радиолокационных технологиях.
  • на вооружении с 1983;
  • поражение целей на дальности мак./мин. – 15.0/70.0 км;
  • погрешность – 45.0 м;
  • ПУ 9П-129.

Комплекс «Точка-У» - модернизированный вариант ТРК, с увеличенной дальностью ведения прицельного огня и поражения малых целей:
  • на вооружении с 1989;
  • Дальность стрельбы Точки У:
  • мак./мин. – 20.0/120.0 км;
  • погрешность – 15.0 м;
  • ПУ 9П-129-М1.

Следует отметить, что разработчиками предусмотрена возможность использования для запусков с ТРК «Точка У» ракеты предыдущих вариантов исполнения комплекса.

Боевое применение

Боевое применение Точки У при проведении локальных операций в Чечне и во время осетино-грузинского конфликта показало неоспоримые достоинства и превосходящие характеристики в сравнении с иностранными аналогами. Отдельные из них представлены следующим:

  • дальность Точки У. Максимальный радиус поражения объекта противника составляет сто двадцать километров;
  • управляемый полёт ракеты . На протяжении всего полёта, носитель БЧ находится в режиме автономного управления;
  • точность. Боевые пуски ракет ТРК показали, что погрешность от точки прицеливания представлена пятнадцатью метрами. При особых условиях - не превышает тридцати метров;
  • уникальные характеристики ракеты Точка У. Вертикальная траектория поражения цели. На подлёте к уничтожаемому объекту, ракета осуществляет поворот в вертикальной плоскости. При атаке сверху эффективность удара усиливается в разы;
  • обслуживание и сопровождение. Разработан ряд специальных автомобилей высокой проходимости, способных провести диагностику и ремонт ТРК в любых боевых условиях;
  • мобильность. Пусковая установка может преодолевать тактические расстояния по дороге и пересечённой местности, а также без труда преодолеть водные преграды;
  • скорость развёртывания. Перевод из походного в боевое положение готовности к пуску, не превышает шестнадцать минут;
  • скрытность подготовки к пуску. Поднятие ракеты в боевое положение происходит перед самым пуском, а уже через полторы минуты после пуска комплекс может сменить место нахождения, что соответствует максимальному уровню сокрытия боевой позиции;
  • модификации боевых зарядов. В зависимости от поставленных задач, могут применяться боеприпасы, боевая часть которых снаряжается как ядерными зарядами, так и наполнением для точечного уничтожения объектов;
  • подготовка персонала. Разработаны учебные места для подготовки экипажа ракетного комплекса. Муляжи позволяют изучить работу частей и механизмов в кратчайшие сроки.

До настоящего времени тактический ракетный комплекс «Точка-У» является одним из самых эффективных средств решения оперативных боевых задач. Невзирая на серьезный возраст комплекса, МО РФ в ближайшее время, снимать его с вооружения не планирует. Но, разработка и внедрение в армейские подразделения оперативно-тактических комплексов «Искандер» может изменить ситуацию кардинально.

Разработка дивизионного ракетного комплекса "Точка" была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Комплекс «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет "Точка" были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.

В апреле 1971 года началась разработка модификации "Точка-Р", с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.

В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.

На западе комплекс получил обозначение SS-21 " Scarab" .

Состав

Состав ракетного комплекса 9К79 (9К79-1) (см. галерею изображений машин комплекса):

  • Боевые средства
    • Ракеты:
      • 9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт
      • 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86
      • 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92
      • 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф)
      • 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К)
      • 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)
    • Пусковые установки:(см. фото1 , фото2 , фото3 , фото4 , фото5 , фото6 )
      • 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
      • 9П129М (9П129-1М)
      • 9П129М-1 (см. схему )
    • Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1) (см. фото )
  • Специальные транспортные средства:
    • Транспортные машины 9Т238, 9Т222
    • Машины хранилища - специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)
    • Контейнеры
      • 9Я234 для ракетной части и ракет
      • 9Я236 для боевой части
    • Аэродромно-складские тележки
      • 9Т127, 9Т133 для ракетной части
      • 9Т114 для боевой части
  • Средства технического обслуживания и регламентных работ:
    • автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
    • машина технического обслуживания МТО 9В844 - для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
    • машина технического обслуживания МТО-4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
    • комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.
  • Средства управления связи - командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123)
  • Учебно-тренировочные средства:
    • учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
    • учебно-тренировочная боевая часть - 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
    • габаритно-весовой макет - 9М79-ГВМ.
    • разрезной макет ракетной части 9М79.
    • разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия - 9Н123Ф-РМ.
    • разрезной макет кассетной боевой части - 9Н123К-РМ .
  • Тренажеры:
    • 9Ф625 - комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
    • 2У43 - тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
    • 2У420 - тренажер оператора.
    • 2У41 - тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
    • 2У413 - тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.

Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.

Ракета 9М79 (9М79-1)

Ракета 9М79 (9М79-1) - одноступенчатая, управляемая состоит из ракетной и боевой части (см. схему ).

Ракетная часть (РЧ) предназначена для доставки боевой части (БЧ) к цели и включает:

    Корпус ракетной части. Корпус РЧ предназначен для размещения всех элементов РЧ. Корпус РЧ является силовым элементом, воспринимающим нагрузки, действующие на ракету в полете и при наземной эксплуатации, он состоит из:

    • Корпуса приборного отсека (КПО). КПО предназначен для размещения отдельных приборов СУ и выполнен из алюминиевого сплава в виде цилиндрической обечайки с ребрами жесткости. В передней части имеет шпангоут с 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками и 3-мя направляющими шпильками. В передней части корпус закрывается крышкой герметично. В нижней части КПО находится отрывной разъем на 205 (214) контактов, через который осуществляется электрическая связь приборов СУ с наземной пультовой аппаратурой ПУ, а также имеется транспортировочный бугель (для крепления ракеты по походному на направляющей ПУ). С правой стороны на КПО имеется иллюминатор (см. фото ), через который осуществляется оптическая связь ГСП с приборами управления пусковой установки 9П129 или АКИМ 9В819. Вверху слева имеется люк №2 (в люке №2 в УТР установлен ключ и пакетный переключатель для ввода неисправностей в учебных целях); рядом с люком №2 находится люк №3, в котором расположен штепсельный разъем ШР37, к которому стыкуется кабель №27 для замера температуры внутри специальной БЧ на ТЗМ.
      Внутри КПО находится:

      • гиростабилизированная платформа (или командно-гироскопический прибор) ГСП 9Б64 (9Б64-1)
      • дискретно-аналоговое вычислительное устройство ДАВУ 9Б65 (9Б638)
      • блок бортовой автоматики 9Б66 (9Б66-1)
      • блок управления 9Б150 (9Б150-1)
      • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ-1-30В.
    • Корпуса двигательной установки. Корпус ДУ предназначен для размещения и крепления топливного заряда и узла воспламенения (воспламенитель и два пиропатрона). Представляет собой конструкцию из высокопрочной стали, имеет 3 шпангоута - передний, средний, задний. К переднему шпангоуту крепится два транспортировочных бугеля, а в нижней части переднего шпангоута приварены 3 пусковых бугеля. На среднем шпангоуте имеется 4 узла крепления и фиксации воздушных крыльев. На заднем шпангоуте вверху крепится транспортировочный бугель, в нижней части - 2 пусковых бугеля и один фиксатор для крепления ракеты на ПУ и ТЗМ, а также для удержания ракеты при подъеме направляющей. С внутренней стороны корпус покрыт слоем теплозащитного покрытия.

      Корпуса хвостового отсека (КХО). КХО предназначен для размещения приборов СУ и одновременно является обтекателем соплового блока РДТТ. Корпус выполнен в форме конуса из алюминиевого сплава с продольными ребрами жесткости. Для крепления и установки аэродинамических и газоструйных рулей на задней части корпуса имеется 4 узла крепления. На КХО в нижней части крепится датчик схода (закрывается красным съемным кожухом, снимается перед погрузкой). Датчик схода предназначен для включения рулевого привода (начала отсчета программы полета). На верхней части корпуса имеется два люка №11 и №13 для подключения шлангов с целью подвода масла к масляному баку питающей гидравлические установки, состоящей из насоса, бака и распределительного устройства, при проведении регламентных работ с помощью АКИМ. В нижней части КХО находятся два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП). На наружной конической поверхности и в заднем торце корпуса нанесен слой теплозащитного покрытия. Внутри КХО находится:

      • питающая гидравлическая установка 9Б67 (относится к рулевому приводу) (9Б639)
      • газотурбинный блок 9Б152 (относится к ТГИП) (9Б186)
      • блок сопротивлений 9Б151 (относится к ТГИП) (9Б189)
      • блок регуляторов 9Б242 (относится к ТГИП) (9Б242-1)
      • 4 рулевые машины: 9Б69 - верхние - 2шт, 9Б68 - нижние- 2шт (9Б89 - 4 шт.)
    • Аэродинамических поверхностей. Аэродинамические поверхности - 4 аэродинамических руля, 4 газоструйных руля и 4 крыла. Аэродинамические рули управляют ракетой в полете на всей траектории. На одном валу с ними находятся газоструйные рули из вольфрамового сплава, которые также выполняют функцию управления ракетой при работающей двигательной установке (см. фото ).

      Кабельных стволов. Два кабельных ствола предназначены для размещения кабелей с целью соединения приборов СУ, находящихся в ПО и ХО.

    Двигательную установку (см. описание ).

    Систему управления.Система управления - автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. При подлёте к цели для более эффективного использования энергии взрыва БЧ ракета совершает манёвр (доворот по углу тангажа), что обеспечивает угол встречи заряда с целью близкий к 90°. С этой же целью ось заряда осколочно-фугасной БЧ 9Н123Ф развёрнута вниз относительно оси корпуса головной части на определенный угол. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв БЧ 9Н123Ф на высоте 20 метров.

    Бортовая аппаратура системы управления 9Б63 ракеты 9М79:

    • командно-гироскопический прибор 9Б64
    • дискретно-аналоговое вычислительное устройство 9Б65
    • гидропривод 9Б616:
      • блок автоматики 9Б66
      • питающая гидравлическая установка 6Б67
      • рулевая машина верхняя 9Б68 - 2 шт., рулевая машина нижняя 9Б69 - 2 шт.,
    • турбогенераторный источник питания 9Б149:
      • блок управления 9Б150
      • блок сопротивлений 9Б151
      • газотурбинный блок 9Б152
      • блок регуляторов 9Б242
    • комплект кабелей

    Бортовая аппаратура системы управления 9Б84-1 ракеты 9М79-1:

    • командно-гироскопический прибор 9Б64-1
    • дискретно-аналоговое вычислительное устройство 9Б638
    • гидропривод 9Б640:
      • блок автоматики 9Б66-1
      • питающая гидравлическая установка 6Б639
      • рулевая машина 9Б89 - 4 шт.
    • турбогенераторный источник питания 9Б185:
      • блок управления 9Б150-1
      • блок сопротивлений 9Б189
      • газотурбинный блок 9Б186
      • блок регуляторов 9Б242-1
    • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ1-30В
    • комплект кабелей

    Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:

    • АА-60 - ядерная мощностью от 10 до 100кт,
    • АА-86 - ядерная особой важности,
    • АА-92 - ядерная
    • 9Н123Ф - осколочно-фугасная сосредоточенного действия (см. описание ),
    • 9Н123К - кассетная (см. описание ),
    • 9Н123Ф-Р - осколочно-фугасная с пассивной радиолокационной ГСН.

    Боевая часть ракеты в полете не отделяется. Стыковка ракетной и боевой частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь БЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты.

    В расчетах полётного задания при наведении "Точки" на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника.

    Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина

    Основные боевые машины комплекса 9К79-1 "Точка-У"- пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218-1

    • Аппаратура пусковой установки 9П129М-1 сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16-20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под углом возвышения 78°. Сектор стрельбы составляет ±15° от продольной оси ПУ.

      Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.

    Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесных шасси 5921 и 5922 Брянского автозавода. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.

    Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом - т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа - в одном случае передача гидравлическая, а в другом - механическая

    Организационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады (по 2-3 РДН), в дивизионе - 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.

    Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.

Тактико-технические характеристики

Ракетный комплекс 9К79-1 "Точка-У"
Год принятия на вооружение 1989
Разработчик КБ машиностроения г.Коломна
Дальность стрельбы минимальная, км 15 - 20
Дальность стрельбы максимальная, км 120
Высота траектории полета ракеты, км 6-26
Полетное время на максимальную дальность, с 163
Отклонение ракеты от цели с учетом ошибки в определении координат целей не более 100м и точки пуска не более 80м, м:
- на дальность 35км с БЧ 9Н123Ф
- на дальность 35км с БЧ 9Н123К
- на дальность 70км с БЧ 9Н123Ф
- на дальность 70км с БЧ 9Н123К

165
210
200
235
Время подготовки к пуску из готовности №1, мин 2
Время подготовки к пуску с марша, мин 16
Старт наклонный по углом 78 градусов
Ракета 9М79-1
Количество ступеней, шт 1
Диаметр миделевого сечения, мм 650
Длина ракеты, мм 6410
Длина ракетной части, мм 4085
Размах рулей, мм 1440
Стартовая масса ракеты, кг 2010
Масса снаряженной ракетной части, кг 1528
Пусковая установка 9П129М-1
Масса пусковой установки (с ракетой и расчетом),кг 18145
Технический ресурс, км 15000
Экипаж, чел. 3
Температурный диапазон эксплуатации, град.С от -40 до +50
Срок эксплуатации, лет не менее 10, из них 3 года в полевых условиях
Колесная формула 6x6
Масса ПУ,кг 17800
Грузоподъемность,кг 7200
Скорость на суше, км/ч 70
Скорость на плаву, км/ч 8
Запас хода, км 650
Двигатель дизельный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с 300 при 2600 об/мин

Испытания и эксплуатация

Во время демонстрации комплекса «Точка-У» на международной выставке IDEX-93 было выполнено 5 пусков, в ходе которых минимальное отклонение составило несколько метров, а максимальное менее 50 м.

Комплекс "Точка-У" активно использовался федеральными силами для уничтожения военных объектов в Чечне. В частности, комплекс применялся 58-й общевойсковой армией для нанесения ударов по позициям боевиков в районе Бамута. В качестве целей были выбраны крупный склад вооружения и укрепленный лагерь террористов. Их точное местоположение было выявлено средствами космической разведки.

.

В вооруженных силах Украины комплекс состоит на вооружении единственного подразделения: 19 РБр (ракетная бригада), в/ч А4239, г.Хмельницкий. На вооружении до 12 ПУ (пусковых установок), разделенных ни то на три, ни то на четыре ракетных дивизиона. Точное количество "живых", боеготовых ракет неизвестно, хотя бы потому, что все они уже просрочены минимум на 10 лет, а заводское продление ресурса недоступно для Украины. Полагаю, что даже сами украинские генералы не знают точного количества и предпочитают использовать изделия с наименьшим возрастом. По некоторым данным, на 2014 год, общее количество было около 300 ед.

Достоверно известно о двух районах стартовых огневых позиций (ОП) комплекса: Краматорский аэродром, Логвиново-Калиновка (туда они выдвигались в конце августа - начале сентября 2014г. для того чтобы "доставать" до Иловайска и окрестностей).

Список пусков

Позволю себе проявить некоторый методологический волюнтаризм и не стану следовать строгой хронологии запусков (тем более, что по большей части это и невозможно сделать), а для начала сфокусируюсь на важных для анализа пусках.

Части ракеты, породившей одну из самых меметичных картинок, связанных с войной на Донбассе

Благодаря сознательным гражданам определить место падения не составит проблемы (подпись на картинке: "Белояровка").

Попобуем привязать используя ориентиры на местности. Подробно "привязывать" привязку (т.е. показывать в какой части области/региона это находится, где север-юг, какие ближайшие города/поселки) я не буду - ниже в каждом случае будут даны координаты мест падения, все желающие могут убедиться в корректности привязок, или напротив, покритиковать их.

Изи. Рассмотрим двигательный отсек [на самом деле тут двигательный плюс рулевой отсеки, иногда сохраняется еще и приборный, но для краткости буду называть все эти остатки в дальнейшем "двигательный отсек"] поближе на более контрастном фоне:

Ничего особенного. Палочка, мимо которой пролетишь и не заметишь, сочтя за шум (да, непросто будет их искать в Google Earth...).

Но самая пикантная деталь состоит вот в чем. Как известно, кассетная ГЧ ракеты комплекса несет в себе ровно 50 суббоеприпасов 9Н24.

И всех их можно наблюдать:

Какая красота! Чистое поле, идеально для подсчета и оценки. На нем обнаруживается 45+ воронок от этих самых боевых элементов (некоторый процент несработавших суббоеприпасов - обычное дело для любого кассетного оружия, тем более для овер 20-летнего, как в данном случае). Они распределены в окружности диаметром примерно 300 м.

Заметим, что двигательный отсек, отделившись на высоте 2.2 км упал в 400 метрах западнее центра области поражения. Притом что ракета летела с севера на юг. Т.е. отсек ушел вправо по направлению стрельбы. Произошло ли это под действием случайных факторов или это характерное для всех ракет отклонение? Вопрос повис в воздухе.

Тут может возникнуть справедливый вопрос, "а с чего ты взял, что это "точка" оставила? да это просто воронки от Града!". Справедливо. Взглянем на следы поближе.

Характерной их особенностью является форма - правильный круг. В отличии от снаряда ствольной (и большинства реактивной тоже) артиллерии, суббоеприпасы 9Н24, за счет матерчатого стабилизирующего устройства, приземляются вертикально. И область поражения осколками равнонаправлена во все стороны, в результате чего можно наблюдать след в виде правильной окружности. Тогда как летящие под углом осколочные снаряды артиллерийских систем оставляют характерный веер.

Эти особенности пригодится для верификации остальных пусков комплекса.

Да, кстати, на пруфе выше воронки взяты с соседнего поля. Ибо вглядевшись в него, можно видеть ту же самую картину - кружкИ, вписанные в окружность диаметром ~300 метров. Тут, правда, точно подсчитать количество боевых элементов не получится (мешают кусты и река Крынка), но плотность распределения аналогичная.

Точно также в ~400 м на запад находится некий объект длиной пару метров, на контрастном фоне выглядящий как палочка (хотя тут можно и поспорить).

Короче говоря, я думаю, что это следы еще одной "Точки". Оно и логично, на видео пусков комплекса обычно можно наблюдать работу именно пары ПУ:

Учитывая это допущение, картина складывается вот такая:

Ну и что тут можно сказать о боевой эффективности примененных средств?

Думаю, не слукавлю, если скажу, что она даже не стремиться, а просто-напросто РАВНА нулю. В молоко запустили, как говорятся. Никакого ущерба не нанесено, даже по домам гражданских не попали (что ВСУ умеет делать лучше всего), а с точки зрения пропаганды, польза явно отрицательная.

Результаты пуска

Тип ракет: 9М79М, н.д.

б/н: Ш89466, н.д.

Тип ГЧ: обе кассетные

н.п.: Белояровка

Координаты: 47.7989949, 38.571732; 47.8027531, 38.5639268

Эффективность: днище


По таблице можно видеть, что если в начале использовались в основном ракеты 9М79М, то с какого-то момента большинство пусков - это более "свежие" 9М79-1. Связано ли это со взрывом при пуске 24.08 ракеты 9М79М? Очень может быть.

Гм. "Точка"? На календаре, напомню, 26 августа, т.е. два дня как дуют ветра. Это что же получается, север давил украинскую артиллерию "Точкой-У"? Кремлевский карлик поднял свою ядерную дубину на мирноДемонстрантов-онижедетей из 26 отдельной артбригады? #ДляГааги ?

Дело в том, что при внимательном изучении можно видеть, что топливный отсек находится в земле задом наперед (направление стабилизаторов). К тому же, отсеки в землю не втыкаются (как они выглядят на земле, мы-то с вами знаем хорошо - читай простыню выше). Да и с самим отсеком явно что-то "не то":

А ларчик просто открывается, достаточно отмотать спутниковый снимок на один день назад:

Это есть не что иное, как пусковая установка 9П129. Приунывшая, с известного видео

Въедливый читатель может сам сравнить характерные ориентиры.

Обратите внимание на частицы неестественно-кислотного цвета на поле - следы алюминия, окисленного перхлоратом аммония (сгоревшее ракетное топливо).

Да, хлеб теперь с этих полей лучше не употреблять. Хотя, какой уж там хлеб, как раз тут в данный момент проходит линия соприкосновения.

И вовсе это не воронка оказалась, а перекопанная лопатами земля.

В общем, это те самые стартовые позиции комплекса, упомянутые в начале статьи.

Военнослужащий 19 РБр, непосредственно наблюдавший взрыв, подтвердил как эти догадки, так и то, что пусковая была потеряна (не была починена и ушла на запчасти):

Итого:


  • Подавляющее большинство ракет найдено на карте.

  • Найдены (аналитически вычислены) следы неизвестных ранее ударов.

  • Выявлены топографические закономерности оставляемых комплексом ударов (в варианте кассетной ГЧ ракетный блок падает в 400-х метрах от центра области поражения, область поражения имеет диаметр 300-350 метров, имеет характерные воронки).

Факты показывают, что боевая эффективность комплекса в руках ВСУ низкая. Отдельный случай успешного применения на общую картину не влияет.

Неумелая хуторянская пропаганда раздула это оружие в глазах кастрюль до масштабов вундерваффе, способного, в случае чего, "дать по зубам агрессору" и прочий бред. Однако это тот самый вид оружия, эффективность которого прямо пропорциональна уровню боевой подготовке экипажа (конечно, это присуще любому виду вооружения, но здесь это проявляется особенно остро). Но, поскольку у Украины нет возможности ни производить, ни капиталить ракеты комплекса (и в ближайшем будущем не предвидится), то и возможности повышения качества боевой подготовки при помощи учебных стрельб будут крайне ограничены (если не сведены к нулю, для экономии дефицитных ракет). А это значит, что при очередном серьезном обострении, ракетчики из 19 РБр опять возьмутся за старое и ничего иного, кроме запуска ракет по жилым секторам городов, скорее всего, выдать не смогут.

Если, конечно, к тому времени эта проблема не отпадет сама собой из-за появления у вооруженных сил ДНР/ЛНР способных справляться с этими ракетами зенитно-ракетных комплексов. Шахтного базирования;)

Ну а пока СК РФ процессуально закрепляет улики по применению комплекса (надеюсь, материалы, или их часть, будут выложены в публичный доступ, т.к. там упомянуты интересные детали), можно сказать о том, что не получилось сделать:


  • Не удалось найти четких классифицирующих признаков, позволяющих распознавать применение ракет с фугасной головной частью. На данный момент нельзя даже точно сказать, использовались ли вообще фугасные ГЧ. Т.е. попытка определения типа ГЧ по обломкам ракет и спутниковым снимкам оказалась неудачной. Надежно определяется лишь кассетная ГЧ, когда на снимках явно наблюдается 45-50 воронок.

  • Не найдено четкой логики направления отклонения блока и субов в процессе падения (неявно доминирует отклонение блока направо от области относительно направления полета ракеты). Наверное, это все же случайный процесс и ее не должно быть.

  • Ну и задача-максимум не выполнена. "Темные пятна" в применении комплекса пока остаются (хоть их и стало на порядок меньше).

Поэтому я призываю всех честных и порядочных людей, демократических журналистов, геев и подписчиков паблика "Тиск" скидывать в комментарии на сайте LostArmour.info фото-видео инфу, которая могла бы помочь в систематизации применения комплекса "Точка"/"Точка-У" на Донбассе. В особенности это касается плохо освещенных случаев применения (не найденных на карте в данном обзоре, с малым количеством фото, etc.) и фото номеров ракет.

В середине шестидесятых годов министерство обороны Советского Союза инициировало работы по созданию нового тактического ракетного комплекса с высокоточной баллистической ракетой. Подразумевалось, что боевой потенциал нового комплекса будет увеличен не за счет более мощной боевой части, а при помощи большей точности наведения. Испытания и эксплуатация предыдущих тактических ракетных комплексов подтвердили правильность такого подхода: более точная ракета могла бы уничтожать цели с большой эффективностью, даже не имея особо мощной боевой части.

Пуск ракеты 9М79 "Точка" комплекса 9К79-1 "Точка-У", полигон Капустин Яр, 22.09.2011 г. (автор фото - Вадим Савицкий, http://twower.livejournal.com, http://militaryrussia.ru)

Разработка сразу двух новых ракетных комплексов началась в МКБ «Факел». За основу для ракеты «земля-земля» была взята зенитная ракета В-611 комплекса М-11 «Шторм» корабельного базирования. Первым появился проект «Ястреб». В нем предполагалось использовать радиоэлектронную систему наведения ракеты. В таком случае баллистический боеприпас совершал бы полет на активном участке траектории в соответствии с командами, посылаемыми с земли. Немного позже, в 1965 году, на базе «Ястреба» создали проект «Точка». От предыдущего ракетного комплекса «Точку» отличала система наведения. Вместо сравнительно сложной в производстве и эксплуатации радиокомандной предложили использовать инерциальную, как на нескольких предыдущих отечественных тактических ракетных комплексах.

Оба проекта МКБ «Факел» так и остались на стадии разработки и испытаний отдельных агрегатов. Ориентировочно в 1966 году вся документация по проектам была передана в коломенское Конструкторское бюро машиностроения, где работы продолжились под руководством С.П. Непобедимого. Уже на ранних стадиях проработки стало ясно, что наиболее удобным и перспективным вариантом тактического ракетного комплекса будет «Точка» с ракетой, оснащенной инерциальной системой наведения. Именно этот проект и получил дальнейшее развитие, хотя в дальнейшем был почти полностью переработан.

Активные работы по проекту начались в 1968 году, в соответствии с постановлением Совмина СССР от 4 марта. В новом проекте было задействовано около 120 предприятий и организаций, поскольку требовалось создать не только ракету, но и колесное шасси, пусковую установку, комплекс электронного оборудования и т.д. Основными разработчиками и производителями агрегатов комплекса «Точка» были ЦНИИ автоматики и гидравлики, создавший систему управления ракеты, волгоградский завод «Баррикады», сделавший пусковую установку, а также Брянский автомобильный завод, на колесном шасси которого в итоге были смонтированы все элементы комплекса.

Стоит отметить, существовало два варианта пусковой установки. Первый был спроектирован самим КБ машиностроения вместе с ракетой и применялся только на полигонных испытаниях. Именно с таким агрегатом производились первые два испытательных пуска в 1971 году на полигоне Капустин Яр. Чуть позже начались испытания комплекса с применением боевых машин, оснащенных пусковой системой разработки конструкторов завода «Баррикады». Уже в 1973 году на Воткинском машиностроительном заводе началась сборка ракет. В том же году состоялись первые этапы государственных испытаний, по результатам которых в 1975 году ракетный комплекс «Точка» был принят на вооружение. Индекс ГРАУ комплекса – 9К79.

Основой комплекса «Точка» стала твердотопливная одноступенчатая ракета 9М79. Боеприпас длиной 6400 миллиметров и диаметром 650 имел решечатые рули размахом около 1350-1400 мм. Стартовая масса ракеты – две тонны, около полутора из которых приходилось на ракетный блок. Остальной вес боеприпаса был обусловлен 482-килограмовой боевой частью и системой управления. Разгон ракеты 9М79 на активном участке траектории осуществлялся однорежимным твердотопливным двигателем с топливом на основе каучука, алюминиевого порошка и перхлората аммония. Около 790 килограмм топлива выгорали за 18-28 секунд. Удельный импульс – около 235 секунд.

Инерциальная система наведения ракеты 9М79 имела в своем составе набор различной аппаратуры, как то командно-гироскопический прибор, дискретно-аналоговый вычислитель, датчик угловых скоростей и ускорения и т.п. Основа системы наведения – командно-гироскопический прибор 9Б64. На гиростабилизированной платформе этого прибора имелись средства ее выставления, а также два акселерометра. Данные со всех датчиков системы наведения передавались на вычислитель 9Б65, который автоматически просчитывал траекторию полета ракеты, сравнивал ее с заданной и при необходимости выдавал соответствующие команды. Корректирование траектории производилось при помощи четырех решечатых рулей в хвостовой части ракеты. При работающем двигателе также использовались газодинамические рули, находившиеся в потоке реактивных газов.

Поскольку боевая часть ракеты 9М79 не отделялась в полете, конструкторы предусмотрели управление на конечном участке траектории, что значительно увеличило точность попадания в цель. На этом этапе полета автоматика удерживала ракету в пикировании с углом в 80° к горизонту.

Ракетные комплексы 9К79-1 "Точка-У" с ракетами 9М79М "Точка" на учениях ракетно-артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии Восточного военного округа, Сергеевский общевойсковой полигон, март 2013 г. Пуск ракет 9М79М "Точка" был условным. (http://pressa-tof.livejournal.com, http://militaryrussia.ru)

Данные о цели вводились в систему наведения ракеты непосредственно перед пуском, до подъема ракеты в вертикальное положение. Контрольно-пусковая аппаратура 9В390 с электронной вычислительной машиной 1В57 «Аргон» рассчитывала полетное задание, после чего данные передавались на вычислитель ракеты. Интересен способ поверки гиростабилизированной платформы системы наведения. В ее нижней части имелась многогранная призма, которую использовала специальная оптическая система, размещенная на боевой машине. Через специальный иллюминатор в борту ракеты аппаратура определяла положение платформы и выдавала команды на его исправление.

На ранних стадиях проекта «Точка» предлагалось сделать самоходную пусковую установку на базе одной из машин Харьковского тракторного завода. Однако по результатам сравнения было выбрано плавающее шасси БАЗ-5921, созданное на Брянском автозаводе. На его основе создали боевую машину 9П129. Примечательно, что за установку всего целевого оборудования на колесное шасси отвечал не Брянский автозавод, а волгоградское предприятие «Баррикады». В серийном производстве пусковых установок и транспортно-заряжающих машин заняли Петропавловский завод тяжелого машиностроения.

Шестиколеская полноприводная самоходная пусковая установка 9П129 оснащалась 300-сильным дизельным двигателем. Такая силовая установка позволяла боевой машине с ракетой разгоняться до 60 километров в час по шоссе. На бездорожье скорость снижалась до 10-15 км/ч. При необходимости машина 9П129 могла пересекать водные преграды со скоростью до 10 км/ч, для чего использовались два водомета. При боевой массе с ракетой около 18 тонн самоходная пусковая установка была пригодна для перевозки военно-транспортными самолетами. Интересно оснащение отсека для ракеты. В передней его части самоходная пусковая установка имела специальный теплозащитный кожух, который предохранял боевую часть ракеты от перегрева или переохлаждения.

На подготовку к пуску с марша по нормативам отводилось не более 20 минут. Большая часть этого времени уходила на обеспечение устойчивости пусковой установки при пуске. Прочие процедуры были куда быстрее. Так, на передачу команд в систему управления ракеты требовалось менее секунды, а последующий подъем ракеты в вертикальное положение занимал всего 15 секунд, после чего ракета сразу могла стартовать. Вне зависимости от дальности до цели возвышение направляющей пусковой установки составляло 78°. При этом механизмы машины 9П129 позволяли доворачивать направляющую и ракету в горизонтальной плоскости на 15° вправо или влево от оси машины. Полет ракеты 9М79 на максимальную дальность в 70 километров занимал чуть более двух минут. За это время расчет из трех или четырех человек должен был перевести боевую машину в походное положение и уйти с позиции. На процедуру перезарядки отводилось 19-20 минут.

Примерные проекции ракет В-611 (ЗРК "Волна"), В-614 "Точка", 9М79 "Точка", 9М79-1 "Точка-У" и разрез ракеты 9М79 (последние три с фугасными БЧ). 17.01.2010 г. рисунок основан на проекциях неизвестного автора с существенными правками размеров, пропорций и модификациями, http://military.tomsk.ru

Помимо ракеты и самоходной пусковой установки в состав комплекса «Точка» включили транспортно-заряжающую машину 9Т128 на базе брянского шасси БАЗ-5922. В грузовом отсеке этой машины имеется два ложемента для ракет с теплозащитными кожухами боевых частей. Погрузка ракет в транспортно-заряжающую машину и установка на пусковой направляющей осуществляются при помощи крана, которым оборудована 9Т128. При необходимости ракеты могут храниться в грузовом отсеке транспортно-заряжающей машины, но для длительного хранения рекомендуется использовать специальные металлические транспортные контейнеры. Для перевозки ракет или боевых частей в контейнерах используются транспортные машины 9Т222 или 9Т238, представляющие собой седельный тягач с полуприцепом. На одном полуприцепе можно разместить две ракеты или четыре боевые части.

В 1983 году на вооружение приняли комплекс «Точка-Р». От базового комплекса он отличался лишь ракетой с новой системой наведения. С ракетным блоком 9М79 совместили систему наведения 9Н915 с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Она способна захватывать излучающую цель на дальности около 15 километров, после чего ракета наводится на нее при помощи стандартных систем управления. Комплекс «Точка-Р» сохранил возможность применения ракет со стандартной инерциальной системой наведения.

В 1984 году стартовали работы по модернизации комплекса «Точка» с целью повышения его характеристик. Испытания обновленного комплекса 9К79-1 «Точка-У» начались летом 1986 года. В 1989 году он был принят на вооружение и поставлен в серийное производство. В ходе модернизации боевая машина комплекса претерпела некоторые изменения, прежде всего связанные с обновлением ракеты. В итоге полная масса самоходной пусковой установки 9П129-1, а затем и 9П129-1М увеличилась на 200-250 килограмм. Ракета 9М79-1 при модернизации получила новый двигатель с зарядом топлива в 1000 килограмм. Применение более эффективной топливной смеси позволило увеличить дальность полета до 120 километров.

Незадолго до модернизации комплекс «Точка» получил ракеты и боевые части новых типов. Таким образом, в настоящее время «Точка-У» может эксплуатировать следующие управляемые баллистические боеприпасы:
- 9М79. Базовая модель ракеты, появившаяся вместе с самим комплексом;
- 9М79М. Первая модернизация ракеты. Изменения затронули в основном технологическую часть производства. Кроме того, обеспечена совместимость с новой пассивной радиолокационной головкой самонаведения. В таком случае ракета носит название 9М79Р;
- 9М79-1. Ракета комплекса «Точка-У» с увеличенной дальностью полета;
-9М79-ГВМ, 9М79М-ГВМ, 9М79-УТ и т.п. Массогабаритные и учебно-тренировочные макеты боевых ракет. Производились с широким использованием их деталей, но часть агрегатов, такие как блок топлива, пиропатроны и т.п. заменялись имитаторами.

Номенклатура боевых частей для ракет «Точка» выглядит следующим образом:
- 9Н123. Осколочно-фугасная боевая часть сосредоточенного действия. Разрабатывалась вместе с ракетой 9М79 в конце шестидесятых годов. Несет 162,5 килограмма тротило-гексогеновой смеси и 14,5 тыс. полуготовых осколков. Боевая часть 9Н123 при взрыве разбрасывает осколки трех видов: шесть тысяч осколков весом около 20 грамм, четыре тысячи десятиграммовых и 4,5 тысячи поражающих элементов весом около пяти с половиной грамм. Осколки поражают цели на площади до трех гектаров. Также стоит отметить компоновку этой боевой части. Для равномерного поражения площади, из-за наклона последнего участка траектории полета ракеты, блок заряда взрывчатого вещества расположен под углом к оси боевой части;
- 9Н123К. Осколочная боевая часть с 50 суббоеприпасами. Каждый из них представляет собой осколочный элемент весом в 7,45 килограмм, около полутора из которых приходится на взрывчатое вещество. Каждый суббоеприпас разбрасывает на сравнительно малой площади по 316 осколков, но благодаря раскрытию кассеты на высоте около 2200-2250 метров одна боевая часть 9Н123К способна «засеять» осколками до семи гектаров. Суббоеприпасы стабилизируются в падении ленточными парашютами;
- Ядерные боевые части моделей 9Н39 мощностью 10 килотонн и 9Н64 мощностью не менее 100 кт (по другим данным, до 200 кт). К индексу ракет, оснащенных ядерными боевыми частями, добавлялась литера «Б» и соответствующая цифра. Так, боеголовка 9Н39 применялась на ракете 9М79Б, а 9Н64 – на 9М79Б1;
- Химические боевые части 9Н123Г и 9Н123Г2-1. Обе боевые части несут по 65 суббоеприпасов, снаряженных отравляющими веществами, V-газом и зоманом соответственно. Общая масса веществ составляла 60 килограмм для боевой части 9Н123Г и 50 для 9Н123Г2-1. Согласно разным источникам, общее количество произведенных химических боеголовок не превышает несколько десятков. К настоящему времени большая часть химических боевых частей утилизирована или готовится к уничтожению;
- Учебно-тренировочные головные части, предназначены для обучения личного состава работе с боевыми частями, оснащенными реальным боезарядом. Учебно-тренировочные блоки имеют такие же обозначения, как и боевые, но с литерами «УТ».

Самоходная пусковая установка 9П129М ОТР "Точка"

Транспортно-заряжающая машина 9Т218 ОТР "Точка"

Транспортная машина 9Т238

Компоновка ракеты "Точка" / "Точка-У" (схема с сайта http://rbase.new-factoria.ru)

Ракетные комплексы «Точка» начали поступать в войска уже в 1976 году. Всего через несколько лет первые такие системы отправились служить на базы, размещенные на территории ГДР. После вывода советских войск из Германии все комплексы «Точка» и «Точка-У», ввиду военно-политической обстановки, оказались сосредоточенными в европейской части страны. К моменту распада Советского Союза общее количество «Точек» всех модификаций приблизилось к трем сотням. В 1993 году эти тактические ракетные комплексы были показаны зарубежной публике, причем эта демонстрация имела вид настоящей боевой работы. Во время самой первой выставки вооружений и военной техники IDEX (Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты) российские ракетчики провели пять пусков ракет комплекса «Точка-У» и поразили условные цели с максимальным отклонением не более 45-50 метров.

Позже, во время первой войны в Чечне некоторое количество «Точек» активно использовалось при обстреле позиций боевиков. Ракетные комплексы этого типа работали и во время второй чеченской войны, в 1999 и 2000 году. По разным данным, в ходе двух кавказских конфликтов было израсходовано не менее полутора сотен ракет с осколочно-фугасными боевыми частями. Подтвержденные сведения о применении кассетных боеголовок и боевых блоков других типов отсутствуют. Последнее на данный момент боевое применение комплексов семейства «Точка» относится к «Войне трех восьмерок» в августе 2008-го года. Зарубежные источники говорят о 10-15 запусках ракет по грузинским позициям и объектам.

Дислокация дивизиона комплексов ОТР 9К79 "Точка-У" в Южной Осетии, 10 августа 2008 г. (http://www.militaryphotos.net)

Помимо России ракетными комплексами «Точка» располагают другие страны, прежде всего бывшие советские республики. Некоторое количество самоходных пусковых установок, вспомогательной техники и ракет осталось в Белоруссии, Украине, Казахстане, Армении и Азербайджане. Кроме того, некоторые из этих стран покупали или продавали оставшиеся «Точки», в том числе и друг другу. За пределами бывшего СССР ракетными комплексами «Точка» владеют Болгария (от нескольких единиц до нескольких десятков), Венгрия, Ирак, Северная Корея и некоторые другие страны. Существует мнение, что конструкторы КНДР тщательно изучили поставленные комплексы «Точка» и на их основе создали свою ракетную систему KN-2 Toska («Гадюка»).

В настоящее время в вооруженных силах России имеется не более 150 боевых машин 9П129 и ее модификаций, а также прочей техники комплексов «Точка», «Точка-Р» и «Точка-У». Несколько лет назад с завидной регулярностью появлялись слухи о возможном начале работ по модернизации ракетных комплексов, в результате которой они могли бы значительно увеличить свои боевые возможности. Фигурировало даже название такой модернизации – «Точка-М». Однако к концу прошлого десятилетия руководители министерства обороны решили отказаться от развития комплекса «Точка» в пользу более нового и перспективного 9К720 «Искандер». Таким образом, имеющиеся комплексы семейства «Точка» будут служить до истечения срока эксплуатации и израсходования имеющегося запаса ракет. Со временем они закончат свою службу и уступят место более новым тактическим ракетным комплексам.

Пуски ракет "Точка" осуществляет 308-й отдельный дивизион 465 ракетной бригады ВС Белоруссии, февраль 2012 г. (фото - Рамиль Насибулин, http://vsr.mil.by)

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://kap-yar.ru/
http://arms-expo.ru/
http://русская-сила.рф/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-191.html