Сообщение на тему пищевые повадки животных. Животные и их еда - самые необычные способы пропитания


Откуда что берется?

Что мы себе представляем, когда речь заходит о добыче пропитания нашими меньшими братьями? Кто-то бесшумно крадется по пампасам, жадно высматривая беззащитное парнокопытное, которое, в свою очередь хлопотливо, но разборчиво пощипывая травку, тщательно изучает местность на предмет нападения хищников.

Кто-то сидит на камушке, провожая грустными глазами пролетающую мимо козявку, а когда та, решив, что благополучно проскочила опасную зону, сбавляет ход, жадно «стреляет» в нее своим длиннющим языком и, не жуя, проглатывает несчастную. Кто-то стремительно несется по морским глубинам с раскрытой пастью, куда попадает и съедобное, и несъедобное, а у кого-то просто стоит себе миска в углу, и откуда в ней берется еда – неважно.

Но в нашей природе встречаются звери, чьи способы добычи пищи настолько оригинальны, что достойны отдельного разговора. Этим животным и их забавному умению снискать себе хлеб насущный и посвящена данная статья.

Выдыхай, выхухоль!

Выхухоль знают все. Правда, для большинства вся информация об этом зверьке сводится лишь к названию – как только не склоняли злые языки бедную выхухоль, сколько анекдотов про нее насочиняли! Родителям на заметку: вот что значит дать отпрыску неудачное имечко. Но мы не будем издеваться над бедной выхухолью, а просто расскажем, как она питается.

Этот зверь предпочитает малоподвижных обитателей пресных водоемов: моллюсков, личинок насекомых, пиявок и прочую гадость, которую вы точно есть не станете. При этом выхухоль не носится суетливо по дну озера, выискивая добычу, та сама приходит в нужное место. Как же это происходит?

Всю свою сознательную жизнь выхухоль занимается тем, что, выкопав в донном иле десяток траншей, просто путешествует по ним, попутно собирая добычу. Летом пищи много и эта пища буквально табунами ломится в «окопы», привлеченная острым запахом мускуса, который зверек оставляет на стенках. Только вот, зимой объекты охоты становятся вялыми, ищут, где проще и легче переждать морозы. Но и тут выхухоль снова на высоте!

Зимой, прежде чем нырнуть на дно, выхухоль набирает внутрь побольше воздуха, а когда она передвигается по своим траншеям, то выпускает пузырьки равномерной цепочкой, и к ним еще добавляется воздух, «застрявший» в шерсти животного. Пузырьки собираются над траншеей под нижней поверхностью льда и образуют пустоты. В результате подо льдом, над донными траншеями выхухоли, создаются условия лучшей аэрации, что, в свою очередь, и привлекает сюда моллюсков, пиявок и даже мелкую рыбу, обещая им якобы комфортную зимовку. Ну, а выхухоли остается лишь регулярно путешествовать по своим траншеям, и собирать себе очередной завтрак или обед.

Бомба для страуса

Африканского стервятника природа наделила любовью к «живой» пище, но, как бы посмеявшись, наградила сравнительно маленьким и слабым клювом. Только и оставалось стервятнику, как уныло следовать за более сильными птицами-падальщиками, выковыривая своим хрупким инструментом жалкие остатки еды из тех мест, куда более солидные грифы просто не в состоянии просунуть свой могучий клюв.

Но хитрая птица нашла выход! Страусиные яйца, которые так хорошо видно сверху – вот подходящая пища для настоящего хищника, не желающего питаться объедками с чужих столов.

Мысль хорошая, но как же разбить толстую скорлупу? Яйцо страуса тяжелое, в обхвате неудобное, в воздух его не поднять. Продолбить клювом? – нереально! И тогда стервятник решил обучиться… искусству бомбометания.

Обнаружив яйцо, птица начинает кружить над ним в поисках подходящего камня. Прихватив булыжник поувестистей, но такой, чтобы не выпал раньше времени, стервятник вновь летит к яйцу, подбирается к нему поближе, прицеливается как может, и метает снаряд в цель.

Конечно, яйцо разбивается не сразу, да и попадания не всегда меткие. Но терпение и труд все перетрут. Рано или поздно «бомбардировка» делает свое дело, и на обед меленькому стервятнику достается огромное, свежее и вкусное яйцо страуса. Теперь главное – употребить его в пищу как можно быстрее, а то ведь дармоедов и в воздухе и на земле ох как много.

Клювастый копьеносец

Эту птицу недаром называют королем-рыбаком. Терпению и сноровке зимородка позавидуют самые прожженные рыболовы. Часами способен он сидеть на нависающей над водой ветке или на камышинке, или даже на кончике удилища одинокого рыбака, высматривая в воде свою добычу, и как будто зная, что где есть удочка, там ходит и прикормленная рыба. А как только птица обнаружит зазевавшуюся рыбешку, как тут же стрелой бросается в воду и мощным ударом клюва буквально пронзает свою жертву насквозь.

Кстати, как не ловок зимородок, а не всегда ему удается с первого раза насадить рыбешку на клюв. Иногда приходится делать несколько заходов. Но и на поимке рыбы проблемы, связанные с добычей корма, не заканчиваются. Теперь добычу надо как-то удержать налету. Ведь, во-первых, рыба может оказаться слишком большой и будет сильно перевешивать птицу, тянуть ее к земле. Во-вторых, кругом много конкурентов, тех же зимородков, никогда не брезгующих перехватить и отобрать добычу у своего собрата.

Такие столкновения не редки и всегда заканчиваются грандиозной дракой. Чтобы избежать конфликта и сохранить пойманную рыбу, зимородок обычно пытается быстро исчезнуть с места рыбалки. Несясь как метеор над водой, с насаженной на клюв рыбой, и крутя головой во все стороны (чтобы раньше заметить врагов), птица устремляется в глухую чащу, а оттуда, так сказать, предварительно «заметя след», – к своему гнезду. А вот как зимородок умудряется пролетать сквозь густые ветви деревьев, не сбавляя своей бешеной скорости – остается загадкой.

Медвежьи гнезда

Когда-то исследователи Дальнего Востока были буквально заинтригованы огромными, нелепыми гнездами, которые встречались в самых неожиданных местах, иногда по несколько штук на одном дереве. Причем в этих «гнездах» явно никто никогда не жил и жить не собирался, и для чего и кем они были построены – долгое время оставалось загадкой.

Впоследствии выяснилось, что сооружения эти – работа лап гималайских медведей. Когда мишка по нужде залезает на верхушку дерева, чтобы полакомиться его плодами, то тремя лапами он держится за ствол, а четвертой старается дотянуться до ветки с плодами. Поймав ветку, медведь просто отламывает ее, укладывает рядом с собой и аккуратно обирает плоды губами. Так ветка за веткой, на вершине дерева и собирается «гнездо».

МОУ «Майская гимназия Белгородского района

Белгородской области»

Урок по курсу «Окружающий мир» в 3 классе по теме:

«Как животные питаются»

Провела учитель начальных классов

Дубровина Наталья Валерьевна

2015 г.

Тема урока: Как животные питаются.

Цели:

Воспитательные: Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Образовательные: Создать условия для формирования умения классифицировать животных по способу питания, выявить приспособления, характерные для каждого вида питания, составлять цепи питания и объяснять их взаимосвязь.

Развивающие: Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления, способствовать умению работать в группе, паре.

Формирование УУД:

Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – умение определять и формировать цель урока; проговаривать, формулировать выводы; высказывать и аргументировать своё мнение.

Коммуникативны е – умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать чужую точку зрения, совместно договариваться.

Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать растительноядных, всеядных животных и хищников

Уметь работать с текстом, самостоятельно добывать информацию

Уметь группировать животных по существенным признакам

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки; высказывать своё мнение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать мнения других.

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Место урока в учебном плане:

20 урок по разделу «Царства природы», 4 урок по теме «Животные»

Методы: деятельностный, частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор;

Схемы классификации;

Карточки с заданием;

Учебник, рабочая тетрадь;

Опорные схемы;

Справочная литература (словари, энциклопедии, справочники).

1. Организационный момент

Урок необычный. На уроке будут присутствовать гости. Поприветствуйте их.

Готовы к уроку? Настроены работать в полную силу? Тогда начнём урок.

2. Определение общей темы цикла уроков «Животные – живые существа»

Закройте глаза и послушайте. (звучит запись «Звуки природы (зоопарк)») (Слайд 2)

Вы, наверное, догадались, о чем и о ком пойдет речь на уроке?

Да, мы с вами продолжим изучать мир животных.

3. Проверка домашнего задания

Прежде чем мы узнаем тему нашего урока, давайте проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков. На экране вопросы. Перед вами листочки, на которых вы отметите + или -

    Все животные дышат кислородом.

    У слона есть шерсть.

    Пауки – насекомые.

    Человек - млекопитающее.

    Насекомые дышат с помощью лёгких.

    Все животные размножаются.

    Все рыбы не заботятся о своём потомстве.

    Кит – большая рыба.

    Кальмар помог людям придумать реактивный двигатель.

    Жаба может дышать кожей.

(Слайд 3)

Проверьте. Поднимите руку те, у кого все ответы правильные.

4. Определение темы урока

Посмотрите на доску. Нам необходимо дополнить эту схему.

ПИТАЮТСЯ!

Так вот питание животных мы с вами сегодня будем изучать.

Откройте учебники на странице 102, прочитайте тему урока.

5.Определите цели урока:

Узнать что-то новое о питании животных,

Познакомиться с приспособлениями для питания животных;

Узнать, на какие группы можно разделить животных по способу питания.

6. Определите способы достижения цели:

Работа по учебнику, по тетради, в парах, группах, самостоятельно.

7. Самостоятельная работа по учебнику: чтение статьи на с.102 – 103.

На какие группы можно разделить животных по типу питания?

Кроме тех групп, которые перечислены в учебнике, есть ещё группа, которая называется падальщики.

Для того, чтобы подробнее узнать о каждой группе животных, предлагаю разделиться на группы.

8. Работа в группах: (Слайд 7)

Выбрать представителя;

Забрать у учителя опорные листы с заданием;

Поработать по учебнику, энциклопедии, по тетради;

Защитить работу своей группы.

9. Защита работ групп, обсуждение: (Слайды 8 – 12)

10. Физкультминутка (Слайд 13)

11. Закрепление знаний о группах организмов с помощью игрового приема: (Слайды 14 – 18)

А) К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм.

1. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы никогда не станем есть других животных!

2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения, особенно когда мы голодны. Аж зубы и когти чешутся.

3. Многие нас презирают, но мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!

4.Всё, что пригодно для питания, все съедим, даже не задумаемся.

5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!

Б) Распределить животных по типам питания (работа в парах).

(Учащиеся на заранее выданных карточках заполняют таблицу, распределяя животных по группам питания, список животных прилагается.)

Правильные ответы проецируются на экране.

12. Включение новых знаний в систему:

Где мы можем использовать полученные сегодня знания?

На контрольных;

В жизни (например, в лесу при встрече с незнакомым животным);

При составлении пищевых цепей.

13. Составление пищевых цепей:

Так как осталось время, предлагаю поиграть. Попробуйте составить пищевые цепи, используя знания, которые вы получили сегодня.

14. Общий вывод по уроку:

Учащиеся делают вывод по уроку:

Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.

У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.

15. Домашнее задание: составление пищевых цепей с использованием наибольшего количества звеньев.

16. Элемент экологического воспитания:

Ребята, подумайте, что случится, если одно из звеньев пищевой цепи исчезнет? (Полностью разрушится вся цепь).

Как вы думаете, имеет ли человек право разрушать звенья пищевой цепи?

А мир животных нуждается в защите человека или нет?

На доске плакат «Мир животных», а у вас на столах ладошки из цветной бумаги.

Те ребята, которые считают, что мир животных нуждается в защите человека, прикрепите свои ладошки к плакату, а те, кто считает, что природа не нуждается в вашей защите, можете оставить эти ладошки на своих столах.

Посмотрите, все ребята нашего класса решили, что мир животных нуждается в защите человека. Это здорово!

17. Рефлексия:

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке и самостоятельно, и в парах, и в группах. Молодцы! А вам понравилось?

Тогда я попрошу вас продолжить предложения, которые вы видите на экране:

(Слайд 25)

    Мне понравилось…..

    Мне показалось интересным….

    Я узнал (узнала), что….

Спасибо за урок!



  • Познакомиться с разными способами питания животных.
  • Разделить животных по группам, относительно способов питания.
  • Определить место животного в цепи питания.
  • Воспитывать у учащихся любовь к животным. .

  • 1.На основе знаний о животных рассказать о пище, которой питаются животные.
  • 2. Разделить животных на группы по способам питания.
  • 3. Научиться составлять цепь питания.
  • 4. Воспитывать в детях любовь к животным.

Учеными США из университета Юты были представлены останки нового вида травоядного динозавра. По словам исследователей, они были удивлены, увидев, что череп животного великолепно сохранился. У этого вида динозавров было по

800 зубов , ученые назвали его "грипозаурус", от латинского "загнутый клюв ", так как форма строения черепа животного очень необычна, она загибается кверху. Исследователи утверждают, что новое открытие позволит пролить свет на то, какой была жизнь в этом регионе Америки за миллионы лет до того, как исчезли динозавры.


Ответ: 800 зубов.

Скажите, а зачем нужны зубы?


ОТВЕТ:

1. Зубы помогают убить жертву .(хищники)

2.Зубы помогают удержать добычу.

3.Чтобы пережёвывать пищу.

4.Чтобы ввести яд (змеи).

5. Красиво улыбаться (человек)




Зубы бывают.

  • Резцы
  • Клыки
  • Коренные зубы.
  • Молочные зубы

Постоянные зубы

  • Постоянные зубы
  • Постоянные зубы
  • Постоянные зубы
  • Постоянные зубы

Это интересно…

  • Щенок рождается беззубым: первые резцы, а затем и клыки появляются в возрасте 3-4 недель, сначала в верхней, а затем в нижней челюсти. В возрасте 2-4 месяца вырастают молочные резцы. По мере того как увеличиваются межчелюстные кости и кости нижней челюсти, между молочными резцами появляется просвет. Молочные резцы меняются с двухмесячного возраста. Молочные клыки сменяются постоянными в возрасте 4,5-6 месяцев. У 6-7 месячных щенков нередко видны одновременно молочные и постоянные клыки. Таким образом, у восьмимесячного щенка уже имеются все постоянные зубы.

характерная зубная формула собаки:

42 зуба:

12 резцов, 4 клыка, 2 ложнокоренных и

24 коренных.



Начертите в тетради таблицу.


По разнообразию кормов, которые поедает медведь, его можно причислить к всеядным животным, хотя по строению зубов это типичный хищник. Животный корм в жизни медведя имеет второстепенное значение. В основном же он питается растительными продуктами, охотно ест различные лесные ягоды: чернику, бруснику, клюкву, малину.

Проверим вашу работу

Плотоядные

Хищники

Травоядные

Всеядные

1 медведь

2 китовые вши


Что получают все живые организмы с пищей?

Ответ: Питательные, органические вещества.

Человек и животные получают с пищей готовые органические вещества, которые усваиваются организмом.



Проверим ещё раз вашу работу

Плотоядные

Хищники

Травоядные

Всеядные

1 медведь

2 человек

2 китовые вши


Собери в тетради схему пищеварения

Усвоение питательных

веществ организмом

Пища

Удаление непереварившихся

остатков


Пища

Усвоение питательных

веществ организмом

Удаление непереварившихся

остатков





  • 1. Какие группы животных по способу питания вы знаете?
  • 2. Есть ли животные которым нужна ваша забота, охрана.
  • 3.Что необходимо животным для жизни?
  • 4. Чем связаны животные и растения в природе?

  • § 17.
  • Стр. 88 выполни задание в тетради.


Работа в парах 1. Как питаются грызуны? 2. Как питаются хищники? 3. Как питается змея? 4. Как питается паук? 5. Как питаются бабочки, мухи, комары? 6. Как питается речной рак? 7. Как питается большой прудовик? 8. Как питается синий кит? 9. Как питается человек? 3


Как питаются разные животные. Название животного Способ питания Приспособления Белки, мыши Перетирание грубой растительной пищи Зубы постоянно стачиваются и растут Хищники (кошка)Захватывают добычу Зубы Змея Заглатывает добычу целиком Зубы помогают ввести яд в организм жертвы Паук Умерщвляет добычу, впрыскивая яд Ловчая сеть, в которую попадает добыча Бабочки, мухи, комары Всасывание жидкой пищи Хоботок Речной рак Захватывает и измельчает пищу Клешни, ногочелюсти, челюсти Большой прудовик Соскребает мягкие части растений Язык, покрытый рядами зубчиков Синий кит Процеживает воду, питаясь мелкими водными рачками Ротовые пластинки- китовый ус 4
















Вывод: Человек и животные получают с пищей готовые органические вещества, которые усваиваются организмом. Не переварившиеся остатки из организма удаляются. Питательные вещества расходуются на построение тела и получение энергии. Чем больше двигается животное или человек, тем больше ему нужно пищи. 13



Для поддержания жизнедеятельности всем животным нужна пища. Пища обеспечивает их энергией, необходимой для роста, заживления ран и передвижения.

А передвигаются животные для того, чтобы вести поиск пищи и партнеров и спасаться от врагов.

СПОСОБЫ КОРМЕЖКИ

Почти у всех животных есть специальные приспособления, позволяющие им кормиться растениями или другими животными, а всеядным видам - и растительной и животной пищей. Рацион животного не зависит от его размеров: и шмель, и слон, например, питаются растительным кормом. Упомянутые приспособления связаны с тем, как животное ведет поиск пищи и извлекает из нее энергию. У живущих на деревьях австралийского сумчатого опоссума и мадагаскарского айе-айе в процессе эволюции сильно удлинился один из пальцев передних лап - им животные извлекают из-под коры личинок насекомых. В родстве эти животные не состоят, однако сходный способ кормежки определил возникновение у них одинаковых приспособлений. Замечательные приспособления для добывания корма есть и у муравьедов. Своих жертв - муравьев и термитов - они отыскивают с помощью острого нюха. Взломав мощными когтями твердые, как камень, стенки термитника, животные извлекают из него насекомых длинным, узким и липким языком. Особые пищевые приспособления имеются и у растительноядных организмов. Переваривание грубой растительной пищи - дело нелегкое, поэтому у многих животных желудок состоит из нескольких камер, где происходит повторное переваривание пищи до ее полного расщепления. Чтобы облегчить себе поиск пищи, интересное приспособление изобрели пчелы. Обнаружив богатый источник пищи (пыльцы и нектара), они возвращаются в улей и исполняют замысловатый танец, сообщая таким образом другим пчелам о том, где растут кормовые растения.

ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ

Пищевая цепь - это передача энергии в природном сообществе от одних организмов другим, которые ими питаются (растения - растительноядные животные - хищники). Пищевая цепь может состоять из множества звеньев, но общая схема та же. Если в пищевой цепи отсутствует любое из трех главных звеньев, животных в сообществе будет меньше: при отсутствии хищников растительноядные животные быстро съедят все растения, растения не смогут размножаться, а значит, пищи животным будет не хватать.

Летучие мыши «засекают» своих жертв, испуская высокочастотные звуки. Звук отражается от летящего насекомого и эхом возвращается в уши летучей мыши. Такой способ обнаружения жертв называется эхолокацией.

Комнатные мухи сначала разжижают твердую пищу слюной, а затем слизывают и всасывают жидкую массу с помощью нижней губы. Ноги мух покрыты волосками, на которых они могут переносить опасные микробы и заражать ими пищевые продукты.

Львицы незаметно подкрадываются к жертве, окружая ее со всех сторон. Затем они молниеносно атакуют ее и умерщвляют, вонзая в шею огромные клыки.

Длинная шея дает жирафу огромные преимущества перед другими африканскими животными - никто больше не способен ощипывать листву и побеги с верхушек деревьев.

Так выглядит пищевая цепь, типичная для африканских саванн. Плодородная почва и обилие солнечного света обеспечивают буйный рост растений. Газели и другие растительноядные животные поедают траву, листву и ветви, извлекая из них энергию. Газелями, в свою очередь, питаются львы и другие хищники. Трупы животных разлагаются насекомыми и другими организмами. Образующиеся при этом питательные вещества удобряют почву и усваиваются растениями. Так происходит круговорот веществ в природе.

Насекомые обогащают почву питательными веществами, обеспечивающими рост новых растений.