Суббота акафиста - похвала богородице. Суббота акафиста пресвятой богородице


Похвала Пресвятой Богородицы считается тёплым, радостным и невероятно добрым событием, которое приходится на субботу пятой недели Великого поста. Этот день целиком и полностью посвящён восхвалению Владычицы, которая трижды избавила Константинополь от разрушительной атаки многочисленных врагов (в 626 году – авары, в 677 году – персы, а в 717 году – арабы).

Поводом установить торжество в субботу Акафиста послужило неожиданное нападение на Константинополь вражеского флота. Точная дата происшествия нигде не была указана, но известно точно, что это период, примерно, от начала 6-го по середину 9-го века. В те времена положение верующих греков было катастрофичное. Собравшись вместе, они помолились Богу и Пресвятой Богородице, чтобы она помогла им в трудную минуту. Молясь, они обошли крестным шествием весь город, а приблизившись к морю, случилось невероятное событие. Священник, который руководил процессией, погрузил в солёные волны одеяния Божией Матери. Море, которое до этого было совершенно тихое и спокойное, вдруг превратилось в тёмную и страшную пучину, сотрясаемую громовыми перекатами. Все вражеские корабли, пребывавшие возле Константинополя, стремительно пошли ко дну.
Ставшие свидетелями чудесного спасения, все жители в знак благодарности пошли в Влахернский собор и возгласили Богоматери триумфальную и неседальную песню. С тех пор, в субботу 5-й седмицы Великого поста (которая в 2015 году припадает на 28 марта), решили проводить торжественную службу в честь Пресвятой Девы. Стоит отметить, что в стенах Влахернского собора была найдена чудотворная местная икона Божьей Матери, которую создал святейший евангелист Лука. Также здесь были найдены предметы, которые неразрывно связаны с её земным бытием – риза и кожаный пояс.

Сначала торжество акафиста проводили в Константинополе (Влахернский храм), но через несколько лет его внесли в уставы монастырей преподобного Саввы Студийского, а далее и в церковные учебники для богослужения. После этого Похвала Пресвятой Богородицы стало всеобщим праздником всей Восточной Церкви.

Что такое Акафист? Это всеобщая священная похвала Божьей Матери, воспеваемая ежегодно во всех православных церквях. Интересно то, что на всех других обрядах, которые посвящены ей, мы можем сидеть, а в Субботу Акафиста обязаны слушать похвалу стоя. Сам акафист насчитывает 24 гимна и песен, среди которых двенадцать кондаков и столько же икосов, которые располагаются аналогично алфавиту греческой азбуки.
Каждый гимн начинается из той буквы, которая идёт по порядку в алфавите, а каждый кондак завершают восклицанием «Аллилуия!». Соответственно, все икосы завершают архангельским приветствием «Радуйся!». Главной темой акафиста является Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Божьего Сына. Многие считают данную службу предшественником грандиозного торжества под названием «Благовещение Пресвятой Богородицы».
Проходит Похвала Пресвятой Богородицы следующим образом – во время обряда акафист прочитывают целиком, но разделяют воспевание на четыре сегмента, каждый раз по три икоса и три кондака. Все песни начинаются и завершаются кондаком Взбранной Воеводе. Во время службы все священнослужители облачены в одеяния голубой расцветки, что придаёт ей особый статус и торжественность.

Божия Матерь – это помощница и заступница всего человечества. Восхваляя Богородицу в Субботу Акафиста, мы выражаем свое смирение, благодарность и послушание. Каждая Ваша молитва к Божией Матери, которая провозглашается от всей души, будет услышана.

Сегодня Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Это необычный день, и богослужение в этот день бывает особенное. Ниже мы предлагаем вам узнать в чем отличие сегодняшнего богослужения а так же узнать об истории и значении празднования Субботы Акафиста.

Суббота 5-й седмицы называется субботой Акафиста (т.к. это единственный день, когда по Уставу на службе положено чтение акафиста), а сама служба получила название Похвалы Пресвятой Богородицы.

В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году.

Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака: после кафизм (16-й и 17-й) и после 3-й и 6-й песен канона. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма.

На утрене положено петь Великое славословие.

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста) в Валаамском монастыре.

Об истории и значении празднования Субботы Акафиста

Когда священник выходит на амвон и произносит эти слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», это означает, что мы прославляем Святую Троицу. И весь храм говорит, что это истинно – говорит «Аминь».

Сегодня, братья и сестры, суббота пятой седмицы Великого поста. И по уставу Православной Церкви в этот день всегда совершается особое богослужение. Мы с вами привыкли, что во время поста мы слышим покаянные молитвы, Церковь облекается в траур (облачение священников в течении недели черное, в субботу и воскресенье фиолетовое). Но сегодня Церковь облеклась в праздничные одежды и прославляет Пресвятую Богородицу. Сегодня суббота акафиста. Так в уставе называется сегодняшний день. Так называется он потому что накануне в храмах совершается вечернее богослужение и особым чином читается акафист Пресвятой Богородице. Тот самый акафист, который вы все наверняка знаете и который начинается кондаком «Збранная воеводе победительная».

Во время Великого поста, как вы знаете, акафисты не читаются, читаются каноны. А вот сегодняшний день Церковь особо выделяет и особым чином благословляет читать акафист Пресвятой Богородице. Если мы с вами посмотрим историю, то увидим, что не так просто узнать, что послужило причиной установления такого дня.

Некоторые церковные историки говорят, что Византия в VI-VII вв. претерпевала очень частые нападения варваров. Иногда это были персы, иногда – сарацины, иногда – даже наши с вами предки древние славяне. Православная Византия всегда, конечно, молилась Богородице. И от Нее были явлены различные чудеса. Так, по молитвам византийцев и их императора, Патриарха, всего клира когда выносили икону «Одигитрия» вдруг поднималась буря, которая потопляла вражеские корабли. Такое заступничество византийцы видели неоднократно. И это послужило тому, что был установлен день особого почитания Богородицы. Но если мы с вами будем внимательно читать акафист и будем слушать молитвословие сегодняшнего дня, то мы там не услышим воспоминания о вооруженных конфликтах, благодарение о победе. Нет, наоборот в субботу Акафиста вспоминается праздник Благовещения Пресвятой Богородице.

Другие историки говорят о том, что суббота Акафиста некогда была предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы. Не всегда праздник был установлен в один определенный день (как это есть в наше время – 7-го апреля по новому стилю), был он и переходящим и переносился на воскресенье. И тогда суббота Акафиста становилась предпразднством.

Но какова бы не была настоящая история установления этого праздника, мы с радостью и благодарением совершаем это богослужение. Особенно Великим постом, когда не так много такой радости, которая выражается именно в богослужениях. И конечно всегда, когда мы совершаем богослужение Богородице, мы помним, что Она наша самая главная Предстательница, Заступница. Именно Ей мы возносим самые горячие молитвы, испрашиваем помощи в самых важных наших нуждах. Некогда мы были усыновлены самим Господом Иисусом Христом в лице апостола Иоанна Богослова, который стоял при Кресте Господнем, когда Господь сказал: «Се Мати твоя», — обращаясь к апостолу Иоанну, а, обращаясь к Богородице, сказал: «Се сын Твой». И теперь мы все дети Небесной Царицы Пресвятой Богородицы.

Когда лень духовная, уныние находит на вас, призовите Пресвятую Богородицу: «Пресвятая Богородица, помоги мне! Пресвятая Богородица, спаси меня!» и напрягайте свои духовные силы, идите в храм, молитесь Богу, кайтесь в своих грехах, причащайтесь Святых Христовых Тайн.

Спаси всех Господи! Аминь.

Использованы материалы: проповедь протоиерея Петра Борновалова.

Вопрос о происхождении и предмете праздника субботы акафиста пятой седмицы Великого поста породил немало разноречивых точек зрения.

Правда, в «Повести о неседальном» (то есть об акафисте Пресвятой Богородице), помещенной в конце Триоди постной, равно как и в синаксаре на этот день, есть четкое указание: данное празднование установлено в память избавления Константинополя от осады персов и аваров в 626 году при императоре Ираклии. Кроме того, впоследствии сюда были присоединены воспоминания еще о двух чудесных спасениях византийской столицы - от арабов в 672-678 годах (по другим источникам, в 669-675 годах) и в 716 году. Между тем все перечисленные осады не совпадают по времени года с праздником акафиста, и память о них положена в константинопольских месяцесловах в иные месяцы. Была сделана также попытка доказать, что данный праздник установлен в память избавления Константинополя от русских при патриархе Фотии в 860 году, однако ее аргументация не отличается необходимой убедительностью.

Надо признать, что сам акафист Пресвятой Богородице дает весьма скудную и крайне противоречивую информацию о хронологии и смысле рассматриваемого праздника. Так, его текст не содержит даже намека на избавление Византии от захватчиков.

Вместе с тем, если внимательно перечитать акафист, то нельзя не заметить, что его тематическое наполнение, сюжетное решение и субъектная референция отличаются наглядной двойственностью. Протоиерей Максим Козлов пишет: «Историко-догматическое содержание гимна распадается на две части: повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (икосы 1-12), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (икосы 13-24)» .

По воззваниям, начинающимся словом «Радуйся», произведение, несомненно, обращено к Богородице. Но многие его строфы адресованы ко Христу, например 11-я («Проповедницы богоноснии»), 12-я («Возсиявый во Египте»), 13-я («Хотящу Симеону»). Более того, в строфе 20 настойчиво подчеркивается мысль, что акафист составлен для прославления Самого Христа: «Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже содеваем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: Аллилуия».

По своей форме акафист принадлежит к особому роду древних песнопений - так называемых кондаков. В современных богослужебных книгах от этих песнопений сохраняется обыкновенно лишь по две строфы, известных под названием кондака и икоса. Строфы кондаков, или икосы, связываются каким-либо акростихом. Так, в акафисте акростихом служит алфавит, причем буква «альфа» стоит в строфе «Ангел предстатель». Таким образом, первая вступительная строфа (проимий) - «Взбранной Воеводе» - оказывается вне азбучной структуры, а значит, могла быть составлена не автором акафиста, а кем-либо другим. Как считают некоторые исследователи, данный проимий нужно соотносить с уже упомянутой «осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами, когда патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены и опасность была отвращена» .

Рассматриваемый текст содержит два припева: «Радуйся» и «Аллилуия». Такая амбивалентность весьма необычна и побуждает выдвинуть следующее предположение: один припев, начинающийся словом «Радуйся», может стоять лишь после тех строф, в которых содержатся ублажения Богородицы, а «Аллилуия» можно возглашать после всех 24 строф акафиста, даже если изъять из него ублажения. А значит, не исключено, что «Аллилуия» было некогда единственным припевом всего акафиста, а «Радуйся» является позднейшим элементом, внесенным в ходе оригинальной редакции. Именно поэтому он не всегда органично связан с общим содержанием акафиста и довольно сильно затемняет его основную идею и предмет. Они сосредоточены, скорее, не на личности Богородицы, а на прославлении Боговоплощения. Это с наибольшей отчетливостью высказано в строфах 12-18, тогда как первые части являются историческим введением к ним, а последние по большей части повторяют и заключают их.

Но, конечно, акафист прославляет и «одушевленный храм», послуживший таинству Боговоплощения, - Богородицу. Именно поэтому с течением времени нашли нужным усилить в нем прославление Богоматери, внеся в него ублажения Ей. Дополнительным аргументом служит здесь следующее известное обстоятельство: акафист издавна служил кондаком на Благовещение, и нужно полагать, что он предназначался для этого празднества.

Таким образом, анализ акафиста заставляет искать происхождение памяти субботы пятой седмицы Великого поста в празднике Благовещения. Сюда же направляют и некоторые древние уставные предписания, которые касаются данной памяти. Раньше она не была привязана непременно к субботе пятой седмицы. Память субботы являлась как бы предпразднством Благовещения. Связь ее с Благовещением видна и из того, что многие ее песнопения берутся из службы на данный праздник. То есть в рассматриваемой памяти приходится иметь дело с перенесенным праздником Благовещения.

Возобновляя разговор об историко-событийной подоплеке празднования акафиста, надо констатировать: оно, в соответствии с разнообразной аргументацией И.А. Карабинова, находится в связи не с осадой Константинополя, а со всей Персидской войной императора Ираклия, точнее, с ее финалом, благополучным для византийцев . Неслучайно данное событие по числам почти совпадает с праздником акафиста и Благовещением. Свидетельствуют об этом паримии (из пророка Исаии), читаемые как раз на четвертой и пятой неделях Великого поста, к которым, в свою очередь, содержательно примыкают чтения среды и пятка Сырной седмицы.

Следовательно, исторически память окончания Персидской войны праздновалась вместе с Благовещением: с одной стороны, поскольку война кончилась почти в этот день, а с другой - поскольку Богородица считалась покровительницей Константинополя, где данный праздник был первоначально положен. Когда Трулльский Собор разрешил установить Благовещение в его собственное число, за субботой акафиста закрепилась память войны. Причем со временем произошло смещение и сужение событийно-хронологических пластов, в результате чего актуальной стала осада Константинополя 626 года, поскольку была наиболее памятным эпизодом большой войны, которая по преимуществу велась вдали от столицы. Закрепление праздника акафиста за субботой пятой недели Великого поста окончательно произошло достаточно поздно - лишь после XI века.

24 марта Православная Церковь отмечает событие, которое очень популярно среди верующих людей, и носит название Суббота Акафиста. Стоит отметить, что в народе праздник именуется еще Похвалой Пресвятой Богородицы, и несёт людям благодать, доброту и любовь. Событие отмечают незадолго до наступления Великой пасхи, и по окончанию Великого поста.

Ежегодное празднование Субботы Акафиста

Прихожане часто задают вопрос священнослужителям – в чем же смысл данного праздника? Дело в том, что с наступлением Субботы Акафиста люди празднуют Воскрешение Иисуса Христа, который прежде отдал Свою жизнь за то, чтобы искупить грехи всего человечества. Люди всего мира радуются сегодня, ведь тогда, когда Спаситель был Воскрешен из мёртвых, христиане осознали истинную силу веры в Бога, и торжество её над злыми деяниями язычников. Суббота Акафиста также примечательна тем, что во время празднования вспоминают не только Воскрешение Иисуса Христа, но и заслуги Пресвятой Богородицы, которая защищает по сегодняшний день всех верующих людей.

Установление праздника Похвалы Божией Матери

История установления торжества очень интересная, так как насыщенная большим количеством благодатных событий, а потому о ней должен знать каждый верующий человек. Много лет назад, на богатый и плодородный Константинополь нападало большое количество грабителей, которые всеми силами пытались отобрать территорию для корыстных целей. В церковных летописях есть информация о том, что примерный промежуток установления Похвалы Пресвятой Богородицы приходится на 6-9 века нашей эры. В тот период, христиане были под большим давлением со стороны властей, которые пытались всяческими силами унизить верующих людей. Преследовать христиан не могли только по той причине, что шла война, и человеческие жертвы и так были достаточно велики. Но каковым же было удивление язычников, когда во время нападения вражеской флотилии, христиане вышли на берег моря, и стали молиться Богу. Через несколько минут, в спокойном море началась буря, и практически все корабли грабителей ушли в бездну. После этого, практически все язычники, которые были свидетелями данного чуда, уверовали в Господа, и преследование христиан завершилось.

Значение термина «Акафист» и особенности праздника

Каждый верующий человек просто обязан знать, что значит понятие «Акафист». Это слово широко употреблялось уже давно, и известно среди верующих людей, как Похвала Божией Матери. Иными словами, это похвальная песня, которую поют священнослужители и верующие люди в каждом православном храме ежегодно. Примечательно то, что в Субботу Акафиста люди должны только стоять во время похвалы. Когда проходят другие праздники, посвященные Пресвятой Богородице, то можно сидеть, сегодняшний день считается исключением. В Акафисте насчитывается 24 гимна с песнями (12 кондаков, 12 икосов, расположенных согласно греческому алфавиту). Священники, во время проведения службы, облачаются в одежду голубого цвета, демонстрируя особый статус праздника, и его особое значение для каждого верующего человека.

Похвала Пресвятой Богородицы

(Суббота пятой седмицы Великого Поста)

Акафист Пресвятой Богородице – хвалебный гимн в честь Пресвятой Девы Марии, сочиненный в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII вв., или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.), Георгий Писидийский (VII в.), патриарх Сергий (VII в.) и др. Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т. е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра (подобно тропарю, стихире, канону и т. п.). Произошло это после того, как по образцу и в подражание первого и долгое время единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру гимны, которые также стали называть акафистами – Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, а также святым, – весьма различные по своей богословской и поэтической ценности. Особенно акафистное творчество развилось во II-м христианском тысячелетии, в том числе в православной России, сохраняя свое значение и доныне.

В современной богослужебной жизни Православной Церкви византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать пер­венствующее и исключительное положение, о чем свидетельствует тот факт, что он, единственный из всех акафистов, вписан в богослужебный устав. Его твердое место – в Постной Триоди, на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в связи с чем эта суббота называется «Субботой Акафиста» или «Похвалой Пресвятой Богородицы».

В композиционном отношении Акафист представляет собой большое по объему и сложное, но в то же время весьма стройное произведение. Он состоит из тринадцати кондаков (более кратких, в определенной степени законченных строф) и двенадцати икосов (более развернутых строф, начало которых аналогично кондакам). Кондаки и икосы чередуются друг с другом. Главная особенность и основное содержание икосов заключается в двенадцати каждый раз различных обращений к Богородице, начинающихся со слова «Радуйся» – греческого приветствия «хайре» (или «хере»). Эти обращения представляют собой молитвенно-поэтические вариации на тему приветствия, с которым обратился Архангел Гавриил к Пресвятой Деве Марии в день Благовещения: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лk. 1, 28). Поэт вкладывает их в уста кого-либо из участников евангельской или церковной истории: Ангела Гавриила, младенца Иоанна Крестителя, находящегося еще в утробе Елизаветы, пастухов, волхвов, верующих, Церкви и т. п. Каждый икос заканчивается одним и тем же рефреном «Радуйся, Невесто неневестная». Кондаки заканчиваются «Аллилуиа» (евр. «Слава Тебе, Боже»), за исключением первого кондака, имеющего окончание икоса: «Радуйся, Невесто Неневестная». Именно подобная схема и была взята последующими поэтами как предмет подражания, отчего она стала формой жанра, наполняемой различным содержанием.

Внутреннее же богатство и красоту Акафиста – и в богословско-догматическом, и в молитвенно-богослужебном, и в художественно-поэтическом отношениях – оценивают только в превосходной степени. Можно сказать, он представляет собой удивительное сочетание, кажется, трудно сочетаемых вещей: догматическую точность и глубину, сравнимую с точностью и глубиной вероопределений Вселенских соборов, и изумительное поэтическое изящество, делающее Акафист литературно-художественным шедевром. Вообще, такое сочетание характерно для лучших произведений христианской гимнографии византийской эпохи, которые употребляются в богослужении Церкви вплоть до наших дней.

Вместе с тем, все это одновременно составляет и некоторую трудность восприятия смысла Акафиста – в особенности для того, кто плохо знаком с вероучением Церкви, да еще если учесть, что Акафист, как и все молитвословия в Русской Православной Церкви, читается или поется на церковнославянском языке. Плюс к этому, церковнославянский текст Акафиста, будучи дословным переводом греческого подлинника, точно воспроизводит и его сложную, витиеватую синтаксическую структуру, свойственную ранневизантийской поэзии.

Правда, при переводе не могли не быть утрачены ряд неотъемлемых особенностей оригинального, т. е. греческого текста Акафиста, – особенностей, связанных с его ритмикой и фонетическими соответствиями (аллитерациями) внутри каждой пары хайретизмов (т. е. приветствий, начинающихся с «Радуйся»), а они действительно сгруппированы попарно, так что образуется по шесть пар в каждом икосе, не считая повторяющегося финального «Радуйся, Невесто Неневестная». По количеству слогов первая и последняя пара – всегда самая короткая, а к середине они удлиняются. Кстати, указанная парная структура хайретизмов в русской богослужебной традиции выражена, по крайней мере, музыкально: все кондаки, кроме первого и иногда тринадцатого, а также все начала икосов обычно читаются священником, а сами хайретизмы поет хор, причем на две (или четыре) все время повторяющиеся мелодические строки.

Но самой удивительной особенностью греческого текста Акафиста является, наверное, фонетическая игра слов. Конечно, сохранить ее при переводе оказывается совершенно невозможным, так что удерживается лишь идейное соответствие хайретизмов внутри пар. Например, уже первая пара хайретизмов первого икоса, которая пославянски переведена как «Радуйся, Еюже радость возсияет;

Радуйся, Еюже клятва исчезнет», по-гречески (в русской транскрипции) будет звучать так: «Хайре, ди хэс хэ хара эклампсей; Хайре, ди хэс хэ ара эклейпсей» (ударные слоги подчеркнуты), где «хара» (радость) ара» (клятва) и «эклампсей» (возсияет) «эклейпсей» (исчезнет) образуют аллитерации, а хайретизмы в целом ритмически соответствуют друг другу. Подобные соответствия во множестве встречаются в греческом тексте акафиста (на некоторые из них будет указано).

Кроме того, Акафист в греческом подлиннике имеет алфавитный акростих, согласно которому чередующиеся кондаки и икосы начинаются каждый раз с новой буквы греческого алфавита в их строгой очередности – от альфы («Ангел предстатель...») до омеги («О всепетая Мати...» – по-славянски это видно как раз только на примере первого икоса и последнего, тринадцатого кондака).

Главным, повторяющимся хайретизмом является приветствие «Радуйся, Невесто Неневестная» – выразительный пример того, как бывает трудно перевести на современный язык церковнославянскую фразу, смысл которой в общем понятен, но передать который, при этом сохранив высоту стиля и благоговейную почтительность, почти невозможно. И все-таки, речь идет о приснодевстве Богородицы – одной из самых дорогих для Церкви тайн, связанных с Боговоплощением, о которой в символе веры говорится: «и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы...» Дева Мария – Невеста, у Которой нет жениха, или мужа, в плотском смысле (именно такое значение имеет слово «Неневестная»), но Которая безмужно, бессеменно стала Матерью Господа нашего Иисуса Христа.

Акафист имеет большое апологетическое значение для Церкви – как для Православной, так, кстати, и для Католической. Дело в том, что то почитание, которым окружена личность Пресвятой Богородицы в Православной Церкви, прямо проистекает из главного, исходного и уникального христианского догмата – догмата о Боговоплощении, о том, что Слово (Сын Божий) стало плотью, человеком (Ин.1:14). Боговоплощение происходит при свободном участии Девы Марии, точнее, при ее смиренном, но осознанном согласии содействовать «совету превечному», т. е. осуществлению предвечного замысла Божия: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). Одним из первых на эту важную сторону пришествия Христова обратил внимание апостол и евангелист Лука – именно поэтому только в Евангелии от Луки мы читаем рассказ о Благовещении Деве из Назарета, «обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк.1:27). Вслед за св. Лукой свою радость по поводу снисхождения Бога к человеку Церковь выражает в почитании Пресвятой Богородицы, с личностью и служением Которой так логично связать все без исключения стороны христологической тайны Боговоплощения. Акафист Пресвятой Богородице являет собой яркий и, пожалуй, непревзойденный пример того, как при всей развернутости хвалы, адресованной, кажется, исключительно к Деве Марии, все в нем подчинено тайне человеческого спасения во Христе и ни в ком другом.

АКАФИСТ

Кондак 1

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Икос 1

Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая:

Радуйся, Еюже рaдocть возсияет;
Радуйся, Еюже клятва изчезнет.



Радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима.


Радуйся, Звездо, являющая Солнце;



Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 2

Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является: безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши, зовый: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи, возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми? К Нейже он рече со страхом, обаче зовый сице:

Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице;
Радуйся, молчания просящих веро.
Радуйся, чудес Христовых начало;
Радуйся, велений Его главизно.
Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог;
Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо.
Радуйся, Ангелов многословущее чудо;
Радуйся, бесов многоплачевное поражение.
Радуйся, Свет неизреченно родившая;
Радуйся, еже како, ни единаго же научившая.
Радуйся, премудрых превосходящая разум;
Радуйся, верных озаряющая смыслы.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную, и благоплодная Тоя ложесна, яко село показа сладкое, всем хотящим жати спасение, всегда пети сице: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми яко песньми вопияше к Богородице:

Радуйся, отрасли неувядаемыя розго;
Радуйся, Плода безсмертнаго стяжание.
Радуйся, Делателя делающая Человеколюбца;
Радуйся, Садителя жизни нашея рождшая.
Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот;
Радуйся, трапезо, носящая обилие очищения.
Радуйся, яко рай пищный процветаеши;
Радуйся, яко пристанище душам готовиши.
Радуйся, приятное молитвы кадило;
Радуйся, всего мира очищение.
Радуйся, Божие к смертным благоволение;
Радуйся, смертных к Богу дерзновение.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя, Непорочная; уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша пастырие Ангелов поющих плотское Христово пришествие, и текше яко к Пастырю видят Сего яко агнца непорочна, во чреве Мариине упасшася, Юже поюще реша:

Радуйся, Агнца и Пастыря Мати;
Радуйся, дворе словесных овец.
Радуйся, невидимых врагов мучение;
Радуйся, райских дверей отверзение.
Радуйся, яко небесная срадуются земным;
Радуйся, яко земная сликовствуют небесным.
Радуйся, апостолов немолчная уста;
Радуйся, страстотерпцев непобедимая дерзосте.
Радуйся, твердое веры утверждение;
Радуйся, светлое благодати познание.
Радуйся, Еюже обнажися ад;
Радуйся, Еюже облекохомся славою.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 5

Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари, и яко светильник держаще ю, тою испытаху крепкаго Царя, и достигше Непостижимаго, возрадовашася, Ему вопиюще: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу Создавшаго руками человеки, и Владыку разумевающе Его, аще и рабий прият зрак, потщашася дарми послужити Ему, и возопити Благословенней:

Радуйся, Звезды незаходимыя Мати;
Радуйся, заре таинственнаго дне.
Радуйся, прелести пещь угасившая;
Радуйся, Троицы таинники просвещающая.
Радуйся, мучителя безчеловечнаго изметающая от начальства;
Радуйся, Господа Человеколюбца показавшая Христа.
Радуйся, варварскаго избавляющая служения;
Радуйся, тимения изымающая дел.
Радуйся, огня поклонение угасившая;
Радуйся, пламене страстей изменяющая.
Радуйся, верных наставнице целомудрия;
Радуйся, всех родов веселие.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 6

Проповедницы богоноснии, бывше волсви, возвратишася в Вавилон, скончавше Твое пророчество, и проповедавше Тя Христа всем, оставиша Ирода яко буесловна, не ведуща пети: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму: идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша, сих же избавльшиися вопияху к Богородице:

Радуйся, исправление человеков;
Радуйся, низпадение бесов.
Радуйся, прелести державу поправшая;
Радуйся, идольскую лесть обличившая.
Радуйся, море, потопившее фараона мысленнаго;
Радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни.
Радуйся, огненный столпе, наставляяй сущия во тьме;
Радуйся, покрове миру, ширший облака.
Радуйся, пище, манны приемнице;
Радуйся, сладости святыя служительнице.
Радуйся, земле обетования;
Радуйся, из неяже течет мед и млеко.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 7

Хотящу Симеону от нынешняго века преставитися прелестнаго, вдался еси яко младенец тому, но познался еси ему и Бог совершенный. Темже удивися Твоей неизреченней премудрости, зовый: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показа тварь, явлься Зиждитель нам от Него бывшим, из безсеменныя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну, да чудо видяще, воспоем Ю, вопиюще:

Радуйся, цвете нетления;
Радуйся, венче воздержания.
Радуйся, воскресения образ облистающая;
Радуйся, ангельское житие являющая.
Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии;
Радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози.
Радуйся, во чреве носящая Избавителя плененным;
Радуйся, рождшая Наставника заблудшим.
Радуйся, Судии праведнаго умоление;
Радуйся, многих согрешений прощение.
Радуйся, одеждо нагих дерзновения;
Радуйся, любы, всякое желание побеждающая.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 8

Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте Тому вопиющия: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи неописанное Слово: снизхождение бо Божественное, не прехождение же местное бысть, и рождество от Девы Богоприятныя, слышащия сия:

Радуйся, Бога невместимаго вместилище;
Радуйся, честнаго таинства двери.
Радуйся, неверных сумнительное слышание;
Радуйся, верных известная похвало.
Радуйся, колеснице пресвятая Сущаго на Херувимех;
Радуйся, селение преславное Сущаго на Серафимех.
Радуйся, противная в тожде собравшая;
Радуйся, девство и рождество сочетавшая.
Радуйся, Еюже разрешися преступление;
Радуйся, Еюже отверзеся рай.
Радуйся, ключу Царствия Христова;
Радуйся, надеждо благ вечных.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу; неприступнаго бо яко Бога, зряще всем приступнаго Человека, нам убо спребывающа, слышаща же от всех: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим о Тебе, Богородице, недоумевают бо глаголати, еже како и Дева пребываеши, и родити возмогла еси. Мы же, таинству дивящеся, верно вопием:

Радуйся, премудрости Божия приятелище,
Радуйся, промышления Его сокровище.
Радуйся, любомудрыя немудрыя являющая;
Радуйся, хитрословесныя безсловесныя обличающая.
Радуйся, яко обуяша лютии взыскателе;
Радуйся, яко увядоша баснотворцы.
Радуйся, афинейская плетения растерзающая;
Радуйся, рыбарския мрежи исполняющая.
Радуйся, из глубины неведения извлачающая;
Радуйся, многи в разуме просвещающая.
Радуйся, кораблю хотящих спастися;
Радуйся, пристанище житейских плаваний.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Иже всех Украситель, к сему самообетован прииде, и Пастырь сый, яко Бог, нас ради явися по нам человек: подобным бо подобное призвав, яко Бог слышит: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим: ибо небесе и земли Творец устрои Тя, Пречистая, вселься во утробе Твоей, и вся приглашати Тебе научи:

Радуйся, столпе девства;
Радуйся, дверь спасения.
Радуйся, начальнице мысленнаго наздания;
Радуйся, подательнице Божественныя благости.
Радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно;
Радуйся, Ты бо наказала еси окраденныя умом.
Радуйся, тлителя смыслов упраждняющая;
Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая.
Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения;
Радуйся, верных Господеви сочетавшая.
Радуйся, добрая младопитательнице девам;
Радуйся, невестокрасительнице душ святых.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже совершаем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим Святую Деву, невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая, званием же почитаемая, сими:

Радуйся, луче умнаго Солнца;
Радуйся, светило незаходимаго Света.
Радуйся, молние, души просвещающая;
Радуйся, яко гром враги устрашающая.
Радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение;
Радуйся, яко многотекущую источаеши реку.
Радуйся, купели живописующая образ;
Радуйся, греховную отъемлющая скверну.
Радуйся, бане, омывающая совесть;
Радуйся, чаше, черплющая рaдocть.
Радуйся, обоняние Христова благоухания;
Радуйся, животе тайнаго веселия.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 12

Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм, Богородице: во Твоей бо вселився утробе содержай вся рукою Господь, освяти, прослави и научи вопити Тебе всех:

Радуйся, селение Бога и Слова;
Радуйся, святая святых большая.
Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом;
Радуйся, сокровище живота неистощимое.
Радуйся, честный венче людей благочестивых;
Радуйся, честная похвало иереев благоговейных.
Радуйся, церкве непоколебимый столпе;
Радуйся, Царствия нерушимая стено.
Радуйся, Еюже воздвижутся победы;
Радуйся, Еюже низпадают врази.
Радуйся, тела моего врачевание;
Радуйся, души моея спасение.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак)

МОЛИТВА ПЕРВАЯ

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум, и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ВТОРАЯ

О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

КАНОН

(Похвале Пресвятой Богородицы)

Тропарь, глас 8-й

Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: приклонивый схождением Небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: Радуйся Невесто Неневестная.

Канон, глас 4-й

Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя чудеса.

Припев:

Христову книгу одушевленную, запечатленную Тя Духом, великий Архангел, Чистая, зря возглашаше Ти: радуйся, радости приятелище, Еюже праматерняя клятва разрешится.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Адамово исправление, радуйся, Дево Богоневесто, адово умерщвление; радуйся, Всенепорочная, Палато всех Царя; радуйся, Престоле огненный Вседержителя.

Слава: Цвете неувядаемый, радуйся, Едина прозябшая Яблоко Благовонное; радуйся, рождшая благоухание Единаго Царя; радуйся Неискусобрачная, мирови спасение.

И ныне: Чистоты сокровище, радуйся, Еюже от падения нашего востахом; радуйся, сладкоуханный крине, Владычице, верных благоухаяй, кадило благовонное и миро многоценное.

Песнь 3

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди: в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, радуйся, одушевленная Трапезо, Хлеб животный вмещшая; радуйся, животныя воды Источниче неистощаемый, Владычице.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Юнице Юнца рождшая непорочнаго, радуйся верным; радуйся. Агнице, рождшая Божияго Агнца, вземлющаго мира всего прегрешения; радуйся теплое очистилище.

Слава: Утро светлейшее, радуйся, Едина солнца носящая Христа света жилище; радуйся, тьму разрушившая, и мрачныя бесы отнюд отгнавшая.

И ныне: Радуйся, двере Едина, Еюже Слово пройде Едино, вереи и врата адова, Владычице, Рождеством Твоим сокрушившая; радуйся Божественный входе спасаемых, Богоневесто.

Господи, помилуй. (Трижды )

Седален, глас 1-й

Великий воин невещественных Ангелов, во град Назарет представ, Царя возвещает Твоего, Чистая, и веков Господа: радуйся, глаголя Тебе, благословенная Марие, непостижимая и несказанная Глубино, человеков воззвание.

Слава, И ныне: Тойже.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в славе, на престоле Божества, во облаце легце прииде Иисус Пребожественный, нетленною дланию, и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Во гласех пений, Дево, Тебе вопием, Всепетая: радуйся, тучная Горо и усыренная Духом; радуйся Свещниче, и Стамно манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Очистилище миру, радуйся, Пречистая Владычице; радуйся Лествице, от земли всех возвысившая благодатию; радуйся Мосте, воистинну преводяй всех от смерти к животу поющих Тя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Небес превышшая, радуйся, земли основание в Твоих ложеснах, Пречистая, нетрудно носившая; радуйся Червленице, багряницу Божественную омочившая от кровей Твоих Цареви силам.

Слава: Законодавца рождшая истиннаго, радуйся Владычице, беззакония всех туне очищающаго; недоведомая Глубино, Высото неизреченная, браконеискусная, Еюже мы обожихомся.

И ныне: Тя, исплетшую мирови нерукоплетенный венец, песнословим, радуйся, Тебе Дево зовуще: хранилище всех и ограждение, и утверждение, и священное прибежище.

Песнь 5

Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Путь рождшая жизни, радуйся, Пренепорочная, от потопа греховнаго мир спасшая; радуйся, Богоневесто, слышание и глаголание страшное; радуйся пребывание Владыки твари.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Крепость и утверждение человеков, радуйся, Пречистая, место освящения славы, умерщвление адово, Чертоже всесветлый; радуйся Ангелов Радосте; радуйся помоще верно молящихся Тебе.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Огнеобразная Колеснице Слова, радуйся, Владычице, одушевленный Раю, древо посреде имущи жизни Господа, Егоже сладость оживотворяет верою причащающихся, и тли подклонившихся.

Слава: Укрепляеми силою Твоею, верно вопием Ти: радуйся, Граде всех Царя, преславная и достослышанная о Нейже глаголана быша яве, Горо несекомая: радуйся, Глубино неизмеримая.

И ныне: Пространное селение слова, радуйся, Пречистая, сосуде, Божественный бисер произведшая; радуйся всечудное всех к Богу примирение, блажащих Тя Богородице всегда.

Песнь 6

Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Чертоже Слова Нескверный, вина всех обожения, радуйся, Пречистая, пророков оглашение; радуйся, апостолов удобрение.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

От Тебе роса укану, пламень многобожия угасившая; тем вопием Ти: радуйся, Руно одушевленное, еже Гедеон, Дево, предвиде.

Слава: Се Тебе, Дево, радуйся, зовем: пристанище нам буди влающимся, и отишие в пучине скорбей и соблазнов всех борителя.

И ныне: Радости вина, облагодати наш помысл, еже звати Тебе: радуйся, неопалимая Купино, Облаче всесветлый, верныя непрестанно осеняющий.

Господи, помилуй. (Трижды ) Слава, И ныне:

Кондак, глас 8-й

Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Икос

Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся! И со безплотным гласом, воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся, и стояше, зовый к Ней таковая:

Радуйся, Еюже радость возсияет;
Радуйся, Еюже клятва исчезнет.
Радуйся, падшаго Адама воззвание;
Радуйся, слез Евиных избавление.
Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы;
Радуйся, глубино неудобозримая и Ангельскима очима.
Радуйся, яко еси Царево седалище;
Радуйся, яко носиши Носящаго вся.
Радуйся, звездо, являющая солнце;
Радуйся, утробо Божественнаго воплощения.
Радуйся, Еюже обновляется тварь;
Радуйся, Еюже покланяемся Творцу.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 7

Ирмос: Не послужиша твари богомудрии паче Создавшаго, но огненное прещение мужески поправше, радовахуся поюще: препетый отцев Господь и Бог благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Воспеваем Тя вопиюще: радуйся, Колеснице Солнца умнаго, Лозо истинная, Грозд зрелый возделавшая, вино источающий, души веселящее верою Тя славящих.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Врача всех человек рождшая, радуйся Богоневесто, Жезле тайный, Цвет неувядаемый процветший, радуйся Владычице, Еюже радости наполняемся, и жизнь наследствуем.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Витийствующий не может язык, Владычице, песнословити Тя, паче бо Серафимов возвысилася еси, рождши Царя Христа; Егоже моли граду сему избавитися от многих искушений.

Слава: Хвалят Тя блажаще концы, и любовию зовут Тебе: радуйся Свитче, в немже перстом написася Отчее Слово, Чистая; Егоже моли, в книги животныя, рабом Твоим написатися Богородице.

И ныне: Молим раби Твои, и приклоняем колено сердца нашего: приклони ухо Твое, Чистая, и спаси скорбьми погружаемыя присно, и соблюди от всякаго вражия пленения Твой град Богородице.

Песнь 8

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородино спасло есть; тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте дела и превозносите Его во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ложесны Слово прияла еси, вся носящаго носила еси, млеком питала еси, манием питающаго вселенную всю, Чистая, Емуже поем: Господа пойте дела и превозносите во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Моисей уразуме в купине великое таинство рождества Твоего, отроцы же прообразиша сие явственнее посреде огня стояще, и не опаляеми, нетленная святая Дево; тем Тя почитаем во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Прежде прелестию обнажившийся, в ризу нетления облекохомся Рождеством Твоим, и седящии во тьме прегрешений, Свет видехом, Света жилище, Отроковице; тем Тя поем во вся веки.

Слава: Мертвии Тобою оживляются, Жизнь бо Ипостасную родила еси, немии прежде, благоглаголиви бывают, прокаженнии очищаются, недузи отгоняются, духов воздушных множества побеждаются, Дево, человеков спасение.

И ныне: Миру рождшая Спасение, Имже от земли на высоту взята быхом, радуйся, Всеблагословенная, Покрове и Державо, Стено и Утверждение поющим, Чистая: Господа пойте дела и превозносите во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Да Тебе вернии, радуйся зовем, Тобою радости причастницы бывше присносущныя, избави нас напастей, варварскаго пленения, и всякия иныя раны, за множество, Отроковице, прегрешений, находящия человеком согрешающим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Явилася еси просвещение наше и утверждение; темже вопием Ти: радуйся Звездо незаходимая, вводящая в мир великое Солнце; радуйся, Едем отверзшая заключенный, Чистая; радуйся, Сосуде, миро неистощимое на Тя излиянное приемший.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Станем благоговейно в дому Бога нашего, и возопиим: радуйся, миру Владычице; радуйся Марие, Госпоже всех нас; радуйся, Едина Непорочная в женах и добрая; радуйся, Столпе огненный, вводящий в вышнюю жизнь человечество.

Слава: Голубице, Милостиваго рождшая, радуйся Приснодево; преподобных всех, радуйся Похвало, страдальцев венчание; радуйся всех праведных Божественное удобрение, и нам верным спасение.

И ныне: Пощади, Боже, наследие Твое, грехи наша вся презрев ныне, на сие имея молящую Тя, на земли безсеменно Тебе рождшую, великия ради милости восхотевшаго вообразитися, Христе, в человечество.