Традиции сербской славы, день святого савы. Сербская Слава — отличительная черта сербского православия


Семейные традиции помогли сербам сохранить веру предков. Веками находясь под игом завоевателей, принуждаемые отречься от православия, они страдали и умирали как христиане. Подчас только Церковь оставалась их единственной поддержкой и защитой. Последующие поколения наследовали стойкость отцов и давние традиции предков.

Свадьба

Рассказ о семейных традициях Сербии уместно начать с того момента, когда двое молодых людей становятся женихом и невестой. Первые робкие свидания; осознание того, что рядом вдруг появился любимый человек; признание и согласие; радостные хлопоты - все остается позади. И вот уже на пороге дома заручницы (серб.– невесты), прячущейся в своей комнате, появляются сваты. Невесты всего мира одинаковы и не спешат предстать перед восхищенными взглядами суженых: сначала жених, поддерживаемый друзьями, должен выкупить свою избранницу. Подружки неумолимы, и только после того как карманы присутствующих пустеют, жениху позволяют увидеть будущую жену во всем блеске свадебного убранства.

Наряды вереников (серб. – жениха и невесты) подчас соответствуют европейскому образцу, но порой молодые решают идти под венец в народных костюмах: из пыльных сундуков достаются шаровары и кафтаны, бережно передаваемые в сербских семьях из поколения в поколение. Каждый край Сербии имеет свой народный костюм, например, в Косово и Метохии женский наряд весьма объемен и состоит из двух кофт – верхней и нижней, короткого жилета, шаровар, фартука, расшитой косынки, вышитых гольфов и восточных тапочек. Причем представительницы старшего поколения носят его части и в обыденной жизни, молодые же сербки надевают только на большие праздники или собственную свадьбу.

Пока жених по достоинству оценивает красоту своей суженой, одна из другариц (серб.– подружек) или родственниц невесты «украшает сватов» – прикрепляет к их одежде веточки и искусственные цветы, за что ее вновь символически одаривают.

Интересно, что еще до недавнего времени строго соблюдался обычай ставить на крышу дома невесты яблоко. Жених, явившийся со сватами во двор, первым делом должен был выстрелить из ружья и сбить яблоко, если это не удавалось, невесту нельзя было забрать из дома. Это отголосок совсем недавних времен, когда любой мужчина должен был быть готов к войне. Тот, кто не владел оружием, не считался способным завести семью.

В настоящее время даже умелый воин вряд ли сумеет попасть в столь малую цель, находящуюся на крыше многоэтажки, поэтому часто яблоко с веточками зелени прикрепляют на флагштоке сербского флага, который сопровождает брачный кортеж, а потом устанавливают над входом в помещение, где отмечается свадьба. Если говорить о праздничном убранстве, то стоит отметить неизменные венки и ленты, которыми украшаются ворота дома жениха, их не спешат убирать после окончания свадьбы, и подчас засохшие цветы даже по прошествии года напоминают о том, что в этом доме появилась новая хозяйка.

Невеста выкуплена, сваты украшены, яблоко «сбито», игра уступает место главному – молодые направляются в церковь, чтобы пред Богом и людьми подтвердить свое намерение жить вместе до конца своих дней. В последнее время в Сербии все больше молодых людей венчаются в храме. Гражданская церемония, как правило, проходит уже после того, как семейный союз благословляется Церковью.

Жалобы кума поднимаются до Бога

Многие народные обычаи, связанные со свадьбой, утеряны, но есть один, сохранившийся неизменным, – это кумовство. Кумовья (свидетели) присутствуют рядом с молодоженами во время обряда венчания. В России в определенный момент церемонии они держат над головами вступающих в брак венцы; в Сербии венцы надеваются на головы, а свидетелям передают венчальные свечи.

Обычно кумовьями становятся лучшие друзья жениха и невесты, и с этого момента между ними образуется особое духовное родство. Они ни в коем случае не должны быть фактическими родственниками, даже их дети не могут венчаться между собой. Кумовство – это связь навеки, которая трепетно поддерживается и стоит выше, чем кровное родство. Существует поговорка «Жалобы кума поднимаются до Бога». Считается, что обида, нанесенная кумовьям, наказывается особо, ведь это родственники, выбранные человеком самостоятельно, поэтому и ответственность в данном случае выше, чем перед кровными родственниками, которых, как известно, не выбирают.

Институт кумовства очень силен в сербском народе и сохранялся даже в тот период, когда православие было гонимо и люди начали отходить от веры. Во второй половине ХХ века большинство пар не венчались, а только расписывались, но и тогда в этом новом «обряде» нашлось место для кумовьев: ими стали свидетели, оставляющие подпись в регистрационной книге. Они считаются точно такими же духовными родственниками, как и при совершении обряда венчания.

А свадьба пела и плясала…

После венчания теперь уже муж и жена направляются вместе с гостями в загс или в ресторан, куда приглашается и нотариус, регистрирующий молодых прямо в банкетном зале. Несмотря на то, что эта услуга оплачивается особо, большинство пар предпочитает расписываться именно таким образом.

Свадьбы обычно празднуются шумно, бурно и весело. В городах арендуется ресторан, в деревнях нередко берут напрокат огромные палатки на 300–500 человек и прямо в них накрывают праздничные столы. Приглашается вся родня: ближняя и та, с которой встречаются только на свадьбах и похоронах. Если попытаться охарактеризовать особенности свадебного гулянья, то в первую очередь можно сказать об обилии разнообразных блюд: в меню входит непременное жаркое, голубцы, целая дивизия тортов (часто чуть ли не каждая приглашенная семья приносит по одному). После еды следующий определяющий фактор – музыка, о которой хочется сказать особо.

Люди, побывавшие на Балканах, могут подтвердить, что духовые оркестры, известные по фильмам Кустурицы, не выдуманный гротеск, а традиционная реальность, присущая современной Сербии. Любое мало-мальски значимое событие сопровождается живой музыкой. По рассказам одного из наших соотечественников, побывавшего на празднике в Сербии, музыканты буквально ходили за ними по пятам, стояли за спинами во время праздничного обеда и при этом не уставали дудеть в трубы на протяжении нескольких часов два дня кряду. Мне и самой приходилось наблюдать сербский оркестр около городского собора. Нам, сдержанным жителям северной страны, непривычно видеть разгар веселья с музыкой и песнями перед храмом в момент совершения церемонии, но у наших южных братьев-славян сложились иные традиции. Когда молодые появляются в дверях, на них буквально обрушиваются оглушительные звуки труб, гармони и барабана. В «свадебный сезон» (весной вне постов и осенью) возле больших храмов Белграда дежурят цыганские духовые оркестры, сопровождающие праздничные кортежи до церкви и на выходе из нее.

На свадьбе много поют и непременно танцуют национальный танец коло – хоровод, очень похожий на греческий танец сиртаки. Все держатся за руки и одновременно делают два шага вправо, потом шаг перестановки, опять два шага вправо и так до упада, выбившихся из сил меняют новые танцоры. Таким образом коло может длиться бесконечно.

И только третье место на свадебном гулянье занимает алкоголь. Есть, конечно, и пьяные, но гораздо больше объевшихся, охрипших от пения и дам, поломавших каблуки.

Отгуляет веселая свадьба, довольные гости разъедутся по домам, удавшаяся (серб. – вышедшая замуж) девушка станет молодой женой и начнет привыкать к семейным обязанностям, новой фамилии и новой Крестной Славе.

Крестная Слава

Крестная Слава – одна из главных православных традиций сербского народа, незнакомая остальному христианскому миру. Чтобы лучше понять национальный характер сербов, стоит с кем-нибудь заговорить о его Славе. В голосе собеседника сразу же появятся особые теплые нотки. И он расскажет, как много веков назад его предки приняли христианство в день памяти святого, ставшего с того момента покровителем и защитником всего рода. Крестная Слава – единственная традиция, которая неизменно соблюдается сербами с момента принятия христианства до настоящего времени.

В течение столетий порядок празднования Крестной Славы превратился в красивый ритуал, проникнутый глубоким христианским символизмом. Славский калач, каравай, украшенный узорами из теста, символизирует Хлеб Жизни – Иисуса Христа. Славское жито – вареная пшеница с сахаром и орехами – является символом Воскресения. Вино, которым поливается калач, напоминает кровь, пролитую Спасителем на Кресте.

История возникновения Крестной Славы уходит своими корнями в те далекие времена, когда сербы еще исповедовали язычество. Помимо почитания главного бога – Перуна, в каждой семье было свое домашнее божество. После принятия христианства люди, привязанные к своим обычаям, с большим трудом отвергали богов-покровителей. Святой Савва, зная сентиментальный характер соотечественников, проявил большую мудрость и дальновидность: языческие кумиры-идолы были заменены великими святыми Христовой Церкви. Они настолько полюбились народу, что стали защитниками и помощниками сербских домов, церквей, монастырей, городов и даже целых областей.

Слава городов, монастырей и профессий

«Спасовдан» – Вознесение Господне – является Славой города Белграда: в этот день после литургии в Вознесенском храме по улицам города идет большой крестный ход. В нем кроме архиереев и священников принимают участие представители органов власти, милиции, армии и тысячи и тысячи людей. Движение машин останавливается, и крестный ход шествует по центру города, а вечером в городском парламенте организуется торжественный прием: власти, как хозяева дома, встречают гостей калачом, кутьей и богатым столом. Похоже проходит Слава и в городе Нише – в день святых равноапостольных царей Константина и Елены. Ведь именно в сербском Нише, бывшем некогда крупным городом Римской империи, родился будущий византийский император, сыгравший столь важную роль в истории Вселенской Церкви.

Славу, или престольный праздник, отмечают храмы и монастыри. Начинается он с Божественной литургии, возглавляемой архиереем, затем следует чин освящения калача и торжественный обед, на котором за одним столом собираются владыки, духовенство и миряне. В отдельных, особо значимых случаях прямо в стенах монастыря может состояться концерт народной музыки.

Славу отмечают даже учреждения и профессии. Например, врачи и больницы славят святых врачей Косьму и Дамиана, а школы и университеты – святого Савву, просветителя Сербии.

Семейная Слава

В семьях подготовка к Крестной Славе начинается за несколько дней до торжества. В дом приглашается священник: он совершает чин освящения воды, на которой потом замешивают тесто для калача. Утром в день праздника вся семья приходит в церковь. После окончания литургии священник благословляет калач, жито, вино и молится Богу о принятии принесенной жертвы в память прославляемого святого. Затем с молитвой начинает раскручивать калач вместе с главой семьи. К символу Славы тянутся десятки рук – все присутствующие хотят прикоснуться к освященному калачу, он преломляется: одна половина остается у священника, вторая отдается главе семьи. Половину калача приносят домой, где все домочадцы еще раз молятся и зажигают славскую свечу, которая будет гореть целый день. После этого начинается вторая часть Славы, представляющая собой настоящий домашний пир. Двери дома в этот день не закрываются: с утра до вечера будут приходить гости, а хозяин по старому обычаю даже не присядет за стол из уважения к главному гостю – прославляемому святому.

Каждая вновь образовавшаяся семья только на второй год самостоятельно отмечает Славу, а до этого молодой хозяин получает от отца четвертинку калача и приносит ее в свой дом. А вот девушка, выходя замуж, приобретет нового небесного заступника, так как при рождении детей именно сын наследует семейную Крестную Славу.

Крестины

Сербы так же, как и другие народы, очень любят детей: у городских жителей их один-два, у сельских – двое или трое. В различных областях Сербии рождаемость неодинакова, самый высокий коэффициент наблюдается в Косово: в семьях там от трех до пяти детей, и это несмотря ни на межнациональный конфликт, продолжающийся в регионе, ни на невысокий уровень жизни.

Интересен тот факт, что, еще будучи трудницами (серб. – беременными), женщины соблюдают церковные посты – эта практика распространена по всей стране, и сербские архиереи поясняют, что кажущаяся строгость основывается на незыблемости Церковного устава.

Когда в семье рождается ребенок, поздравить малыша и его маму приходят родственники и друзья: они дарят подарки и деньги, которые иногда кладут прямо на младенца. Крещение совершается в разном возрасте, и здесь, как и при венчании, существует обычай кумовства. Крестными могут быть свадебные кумовья, но более традиционно наследственное кумовство: целые семьи состоят в духовном родстве друг с другом на протяжении нескольких поколений. Например, вся семья Станкович является кумовьями породицы (серб. – семьи) Эчимович. В этом случае крестить ребенка вместо отца может сын. Восприемник у ребенка, как правило, один: мальчиков крестит мужчина, девочек – женщина. Интересно, что у сербов даже взрослые люди обязательно должны иметь крестного. В исключительных случаях, если никого нельзя найти, им становится сам священник.

По совершении таинства присутствующие поздравляют новокрещенного и дарят подарки, после чего их приглашают на обед, меню которого традиционно и для других торжеств. Сначала подают закуску: сыр, колбасу, ветчину, яйца, запеченный болгарский перец, без которого не обходится ни одно застолье. Потом хозяйка может предложить гостям суп.

Раз уж речь зашла о гастрономических особенностях, стоит отметить, что в Сербии не принято есть каши, черный хлеб и пить чай (черный чай называется русским). В меню отсутствуют любимые у нас борщи и пельмени. Одна русская бабушка рассказывала, как варила пельмени и передавала их дочери, возвращавшейся в Белград самолетом, для своих сербских внучат. Интересно наблюдать и то, с каким недоверием вначале сербы отваживаются попробовать русскую селедку (сырую рыбу!) и с каким удовольствием уплетают ее за обе щеки потом. У каждого народа свои вкусы – в Сербии очень любят фасоль и питу (слоеный пирог), едят много овощей и фруктов, постоянно пьют кафу (кофе) и замечательно готовят мясо. Так что кульминацией обеда станет свинско печенье (серб. – запеченная или жареная свинина), а завершит торжество неизменный торт.

В каждой местности существуют свои традиции. Но есть еще одна общая черта: при совершении таинства не принято называть человека в честь определенного святого. Взрослых и детей нарекают их собственными именами, отсутствующими в Святцах: Ружицы, Милицы, Богомиры, Боголюбы и Срболюбы уже имеют прославляемых небесных защитников.

Просветитель Сербии

Новокрещенное дете (серб.– ребенок) возрастает духовно и телесно, у него появляются братишки и сестренки, и вот приходит пора, когда малыш делает еще один шаг на пути взрослой жизни и идет в школу. Школы в Сербии делятся на основные – 8 лет, и средние – 4 года. Дальше обучение можно продолжить в высшей школе или университете.

Все учебные заведения особо чтят и славят святого Савву, основателя и устроителя первых школ. К 27 января начинают готовиться загодя, ведь это самый большой праздник учеников и их наставников. Было так не всегда, школы начали отмечать этот день лишь несколько лет назад. Уже на пороге чувствуется особая, торжественная обстановка. Дети деловито заканчивают последние приготовления, нарядные преподаватели во главе с директором ожидают прихода священника в учительской, где уже приготовлены калач, жито, вино и свеча.

Надо отметить, что в пору социализма в Югославии не было таких репрессий, как в России, поэтому отношение к Церкви и духовенству у сербов очень уважительное. Этим, как правило, дело и ограничивается, большинство людей не стремятся вникнуть в суть православия и приходят в храм на Рождество, Пасху и Крестную Славу.

После совершенного молебна и преломления калача программу продолжает праздничный концерт, посвященный сербскому архиепископу. На нем звучат стихи и духовные песни, разыгрываются исторические сценки и исполняется гимн, посвященный любимому святому:
Воскликнем с любовью святителю
Савве,
Сербской Церкви и школы
святительской главе,
Там венцы, там и слава, где наш
сербский пастырь Савва.

Этот день можно назвать Славой всего народа – наряду с Видовданом это крупнейший национальный праздник Сербии.

Праздники

«Ни один народ не может так обдуманно и тонко украсить христианские праздники, как сербский народ. Все в них проникнуто трогательными и красивыми обычаями, как прекрасно сотканный ковер», – писал владыка Николай (Велимирович).

Пасха
Рождество

Подготовка к Рождеству начинается в Крещенский сочельник, или, как его называют в Сербии, Бадньи дан. Еще до восхода солнца необходимо пробудиться, взять в руки топор и идти в лес, чтобы срубить бадняк, предварительно помолившись и испросив у него прощение. Бадняк – это дерево дуба, на котором еще не успевают осыпаться высохшие листья, по-сербски оно называется «храст». Дуб символизирует Иисуса Христа, Господь был распят в молодом возрасте, дерево также выбирается молодое, кроме того, слово «храст» созвучно имени Христос. Этот обычай, как и в случае с Крестной Славой, восходит ко временам язычества, когда дуб был культовым деревом. Еще до святого Саввы традиция была христианизирована и дошла до нас в преображенном виде. Бадняк приносят домой, обрубают нижние ветви и ставят перед входом – там он будет находиться до старого Нового года. Обрубленные ветви относят на вечернюю службу, и после ее окончания сжигают прямо перед храмом или дома в печи.

Обычно на Рождество дети приезжают к своим родителям и утром, после праздничной литургии (в Сербии ночью служат только на Пасху), вся семья собирается за праздничным столом. Обед начинается с преломления праздничного каравая с запеченной в него монеткой. Считается, что тому, кому попадется монетка, будет сопутствовать удача на протяжении всего года. Непременным атрибутом праздничного стола является прася (серб. – поросенок). Его запекают целиком на вертеле прямо на костре или готовят в специальных больших печах. Первый день Рождества семья проводит вместе, а во второй и третий все обычно ходят в гости и едят, едят, едят…

Новый год

Собираясь на Балканы к Новому году, я запаслась нарядным костюмом, который так и не довелось надеть. Оказалось, что в той части Сербии, где я находилась, не принято праздновать 31 декабря. И когда я рассказывала, что мы в России, хоть и очень скромно (время поста все-таки), отмечаем начало нового года, сербы очень удивлялись. Настоящий Новый год приходит к ним 14 января (хотя многие празднуют и 1-го и 14-го). Здесь уже присутствуют все необходимые атрибуты – петарды, обилие еды, алкоголя и играющих оркестров. Почти как на свадьбе, только спиртного больше, а тортов меньше.

Еще один факт, вызвавший у сербов недоумение – то, что в России, оплоте православия, принято украшать елки. «Как? – говорили мои собеседники. – Ведь это же католическая традиция!» Они все никак не могли поверить, что елки в России наряжают уже более 300 лет, еще со времен Петра I.

Богоявление

В день Крещения, после чина освящения воды, в некоторых городах на реках и озерах устраивают заплыв-состязание. В воду опускается крест из замороженной прошлогодней крещенской воды, и участники проплывают короткую дистанцию 33 м, каждый старается первым доплыть до креста. Значение этого соревнования, конечно же, символическое. Перед заплывом участников окропляют святой водой, а победителю вручают приз – металлический крест с Распятием.

Видовдан

Видовдан – день великой скорби и великой победы, национальный праздник, символизирующий несгибаемость сербского духа. 28 июня 1389 года турки нанесли удар в самое сердце Сербии: на Косовом поле состоялась знаменитая Косовская битва. По преданию, князю Лазарю накануне боя было видение – он должен был сделать выбор: погибнуть и попасть в Царство небесное или остаться в живых и получить царство земное. Войско во главе с князем Лазарем предпочло умереть, отстаивая свою Родину, Свободу и Веру.

Газиместан – Косово поле – свято для каждого серба, и сейчас – более чем когда-либо. Ведь именно в настоящий момент у сербов хотят отнять Косово, политое кровью их предков, землю, на которой находится около 2000 православных святынь.
В Видовдан обязательно проходит литургия во всех храмах Сербии. В Грачанице, православном монастыре Косово, собираются народ, священство, архиереи – все вместе они едут на Косово поле служить панихиду по погибшим воинам. В этом году полицейские силы НАТО и ООН сделали такой сложный и тщательный досмотр машин и автобусов, подозревая сербов в воинственных намерениях, что попали туда очень и очень немногие. Архиереи служили несколько панихид подряд для того, чтобы могли помолиться те, кому удалось прорваться…

Уход из жизни

Каждому из нас однажды придется покинуть этот мир. В Сербии очень большое значение придается культуре похорон: это важная часть семейной и общественной жизни. Прийти на похороны и поминки – значит не только помолиться за усопшего и отдать ему последний долг, но и проявить уважение к его семье. На похороны приходят даже к тому, с кем по той или иной причине редко встречались в жизни.

В Сербии принято вывешивать объявления с портретом усопшего, датами смерти и похорон на дверях дома, подъезда, квартиры. Эту информацию публикуют и в ежедневной газете, а позже так же сообщают о поминках – сорокадневных, шестимесячных, ежегодных.

В деревнях и небольших городах на похороны приходят «всем миром». Те, кто даже отдаленно знал покойного, считают это последнее прощание своим долгом любви. Если семья православная, умершего отпевают, а после раздают кутью и ракию. Близкие родственники часто носят траур или черную ленточку на кармане. В некоторых местностях неистребимы пережитки язычества: в гроб кладут личные вещи (очки, кофе), на могиле оставляют еду, льют ракию, зажигают сигарету.

В Черногории перед похоронами мужчины часто произносят речь. Она посвящена жизни, личности умершего, говорит ее старший представитель семьи, товарищ или сотрудник. Иногда бывает и несколько ораторов. В то время пока гроб опускают в могилу и засыпают землей, причитают родственницы-плакальщицы или пожилые женщины. Когда они смолкают, люди молча зажигают свечи на могиле и расходятся.

Мне рассказали случай, происшедший в Белграде посреди современного микрорайона. Поздним вечером на улицу перед подъездом вышла пожилая женщина в трауре и начала голосить по умершему. Это была не дань обычаю – просто там, в ночной тишине, ей было легче дать выход безысходному горю привычным с древности способом…

Семейные традиции помогли сербам сохранить веру предков. Веками находясь под игом завоевателей, принуждаемые отречься от православия, они страдали и умирали как христиане. Последующие поколения наследовали стойкость отцов и давние традиции предков. С раннего детства у ребенка воспитывалось уважительное отношение к храму и духовенству, ведь подчас только Церковь оставалась единственной поддержкой и защитой. В период социализма в каждом доме висела икона святого-покровителя и Крестная Слава; Видовдан и другие традиции помогли миновать мрак безверия. И даст Бог до скончания века никакие бури и потрясения не смогут отнять у сербов самое ценное – их Веру, их Родину, их Свободу.

Я не сразу понял вопрос: "Какая у тебя Слава?"
Сербы очень удивляются, что русские ее не празднуют. Кто и когда установил эту замечательную традицию - неведомо. Говорят, что Слава идет от Святого Саввы, который при крещении мужчин нарекал им крестное имя и именно оно и передается по мужской линии до нашего времени. Становится ясно, почему для серба так важно иметь сына. Нет ничего страшнее для мужчины, чем потерять нить Славы. К Славе готовятся заранее, выпекают хлеб, который освящается в этот день в храме. Приглашаются только родные и близкие, глава семьи - именинник, он принимает гостей и служит им с большим почтением. Празднование Славы может идти до трех дней и оно, безусловно, является главным праздником сербской семьи.

Аэропорт Сараево принял меня неприветливо. Пограничник, мусульманка, увидев русский паспорт, скривилась и спросила визу, хотя Босния и Герцеговина отменила визу для российских граждан. Мои уговоры не действовали. Она явно не знала, что делать с русским, прилетевшим обычным рейсом из Белграда. На счастье, Джоко, мой сербский друг, нашел знакомого в дежурной смене и проблему нехотя замяли. Через десять минут мы выехали из аэропорта Сараево. Еще через две минуты Джоко показал вывеску "добро пожаловать в республику Сербску", радостно добавив: "Вот и дома". Я не постеснялся спросить: "А где мы только что были?" Джоко охотно ответил, что аэропорт Сараево до войны располагался в сербской части города, но американские друзья "мягким нажимом" передали его мусульманским властям.

В первый день визита в Сараево, неожиданно для себя, я попал на годовщину расстрела сербской военной колонны на улице Доброволячка, где она попала в засаду. Несмотря на обещания Изетбеговича, что они должны благополучно дойти до Гырбовицы в районе моста Вырбаня. На улице Доброволячка колонну хладнокровно расстреляли боевики "Патриотской лиги", отряды "зеленых беретов", "Юки", "Челы" и спецназ МВД. Колонна была разгромлена, 42 человека убито, 215 бойцов было ранено, остальные сдались в плен вместе со всем оружием и снаряжением. В последствии над ними издевались и пытали.

На панихиду в церкви Святого Георгия в этот день собралось до 500 человек, приветствуя друг друга очень по-русски троекратным поцелуем, стояли молча, многие плакали. Незабываемо лицо священника в шрамах и скорбная тишина в храме...
После литургии также молча, с венками и цветами, люди направились на кладбище почтить всех погибших. Джоко трогал меня за рукав, указывая на русские и украинские фамилии на надгробьях - русских добровольцев, погибших в 92-м. Не сразу я понял, что на митинге среди нас были и первые лица республики Сербской, без мигалок и охраны. В той же уважительной и скорбной тишине они выступали с простыми и яркими речами, которые поразили меня своей откровенностью.

Вечером мы пили чай с питой, которую сделала Лильана. Она рассказывала, как выезжала ночью с детьми из-под обстрела из мусульманской части Сараево, как начинали новую жизнь без документов, без дома и денег. Рассказывала про смерть своего отца во дворе дома от взрыва гранаты, о друзьях, пропавших и погибших детях, о реке, красной от крови и недавно найденной яме с сотнями захороненных сербов, в которой ее подруга через 14 лет нашла останки своих детей. Лильана плакала и улыбалась, Джоко молча и угрюмо смотрел телерепортаж о Гаагском трибунале, осудившем в тот день очередного сербского офицера. Я молчал, потрясенный простыми и трагичными историями, которые придумать нельзя. Один вопрос, один вопрос без ответа задала Лильана.

Почему мы? Чем Православная Сербия провинилась перед всем миром и неужели наш народ страшнее для Европы, чем террористы, не скрывающие своих целей?

А я поймал себя на мысли: почему здесь на улице все здороваются? И почему они после всего, что было, дружат с мусульманами? Почему они так пронзительно любят Россию? А я так ее люблю?

Сербская Слава. Застолье. Хозяин достал ружье и выстрелил в воздух.

Сегодня моя Слава, гуляем!

Брат русский, спой для нас, - услышал я на ухо шепот Джоко.

Что же спеть? А, вот, казацкую. "Полно вам снежочки на талой земле лежать, полно вам, казаченьки, горе горевать", - я запел и стол притих. Как будто слеза мелькнула в глазах совершенно небритого, без переднего зуба, страшного вида "четника". Как они слушали! Потом молчали, выпили по рюмке ракии. Опять заиграл гусляр. Затянулась сербская песня. Да и песня ли это? Баллада с началом и без конца, идущая от Косова поля, от Святого Неманья и Саввы, от короля Лазаря, от самого начала сербской Славы. Именно в этой песне неграмотный народ передавал всю историю своей семьи (породицы). Какая занудность, подумал я, послушав три куплета на один мотив, то ли дело наша широта. Гусляр пел и пел, я выпил еще ракии, и вдруг понял, что мне эта непонятная мелодия определенно нравится. Она шла изнутри вверх, понемногу набирая силу, и заканчиваясь одной мощной нотой, которую подхватывали все мужчины, и которая просто разрывала воздух.

Хозяин, именинник Славы, крестился на иконы и благодарил гостей. Мы быстро прощались. Джоко сказал мне: "Я бы мечтал, чтобы и у меня на Славе спели русскую песню"!

Возвращаясь из Сараево в Белград, я пытался понять, что изменилось в моей жизни? И не мог. Совершенно понятно, что все изменилось. Я узнал что-то важное, я обязательно это пойму, но позже, а пока - Белград встречал русского, как родного. Пограничник улыбнулся, и, не глядя, поставил штамп в паспорт.

Дома, - подумал я, и удивился. Первое, что я увидел - был портрет Младича с обещанием вознаграждения 1 млн. евро. "Какая у Младича Слава?.." - подумал я.

Тадич-иуда, - гласила надпись под листовкой, выражая общенародное мнение о президенте, евроинтеграции и Гаагском трибунале.


Мы шли по деревне в пригороде Белграда. Шумадия - райское место. Четко, мой друг, радостно приветствовал проходящих с гордостью показывая на меня:

Это мой русский приятель!

Мы выпили домашнего вина у его товарища.

Маленькая деревня удостоилась большой чести, - сказал мне приятель. - На нее упал первый томагавк от американских друзей.

Мы гордимся, что наша деревня представляет стратегическую угрозу для такой большой страны, - шутит Четко.

Шутки в сторону, сегодня умер Жарко от опухоли мозга, он был в армии, когда бомбили "этим". Драган, мой товарищ, тоже умер от глиобластомы. Мы боролись за его жизнь с дочерью Еленой, но шансов не было. Врач Бакулевского, увидев томограмму, даже застонал: такого не бывает! Но жизнь идет, и мы должны жить дальше. Мы с Еленой помянули Драгана в церкви и пьем кофе у настоятеля в трапезной. Матушка заносит кулич, я удивляюсь:

Не Пасха сегодня, вы что, кулич круглый год печете?

Батюшка улыбается:

Это она мне на день моего воскресения. Когда я служил в Сараевском соборе, пришли, избили меня и бросили в затвор, умирать. Ха-ха, через двадцать дней я сбежал, с того дня матушка и отмечает мне личную Пасху, да ты кушай, кушай, дорогой мой... Христос Воскресе! Благодать-то какая! Тебе понравилось в Боснии? А в Белграде? Приезжай еще, мой дорогой, будем рады, обязательно и детишек привози. Нас ведь с русскими 200 миллионов, а без русских - десять.

А какая у тебя Слава?..

Когда Вы бываете в Сербии или Черногории, где проживает много сербов, часто слышите слово Слава.

Речь идет о сербском празднике Крестная Слава.

Этого обычая нет у других народов. И в то же время, в этом сербском празднике есть элементы верований и религиозности, присущих другим православным славянским народам. Несомненно, всех нас объединяет духовное родство.

Что такое Крестная Слава?

Krsna slava Это сербский обычай, в котором отражены верования и духовные традиции народа.

У каждой семьи есть свой Святой Покровитель и Заступник. Христианские святые – это не вымышленные боги, а реальные личности, которые жили на земле богоугодной жизнью и прославились после своей земной кончины, вошедши в Рай. Они молятся о нас, земных людях. перед Богом, и Бог из любви к ним, прославивших имя Его, слышит и исполняет их святые молитвы о людях.

Православные сербы почитают своих Святых Покровителей.

В день Славы сербский дом весь светится радостью. На столе горит восковая свеча, приготовлен каравай белого хлеба, освященное зерно и вино. Свеча – это свет истины, которой Христос просиял миру. Хлеб, зерно и вино – духовная пища и радость, все от Христа и через Христа. Все домочадцы в этот день нарядно одеты и готовятся к встрече гостей. Можно сказать, что благодаря этому обычаю в Сербии никогда никто не голодал. Угощение и милостыня – это составная часть Славы. Есть своя Слава у каждой семьи. Славу празднуют села и города, церкви и школы, армия, больницы, благотворительные общества.

С давних времен сербы почитают того святого, в день памяти которого они принимают крещение. Эта традиция не прерывалась ни во времена турецкого ига, ни во время многочисленных войн и бедствий, и лишь при коммунистической власти во многих сербских домах праздновать Славу перестали. Слава Богу, сейчас многие стремятся вернуться к своим корням, вновь прославляют своих святых покровителей, молятся о благословении дома. Святой, которого мы чтим, является нашим заступником и молитвенником перед Богом. Он хранит нас и своим невидимым присутствием помогает нам в жизненных тяготах. Он является нашим учителем, который призывает нас идти по пути духовности, по пути, которым он прошел по земле, угождая своими трудами Богу.

Сербы хранят эту традицию, как предписывает святая Церковь и как делали их предки.

Когда сын женится и начинает жить своим домом, в первый год он продолжает традицию Славы отцовского дома. Сын приходит в дом отца для празднования дня Славы. Отец делит праздничный хлеб, Славский колач, и отдает четвертину сыну. Сын приносит четвертину праздничного хлеба своей семье. На другой год в доме сына празднуется свой день, своя Крестная Слава.

Накануне Славы приглашают священника, чтобы он освятил воду и благословил дом.

К его приходу готовят сосуд для воды, букет базилика, свечу, ладан, раскаляют уголь в кадильнице, ставят праздничную Славскую икону. При освящении воды священник читает молитвы о здравии всех членов семьи и о упокоении родственников, которых уже нет в живых. После освящения все пьют святую воду, а затем на святой воде замешивают тесто для праздничного хлеба и варят пшеничное зерно. В день Славы в гости приглашают друзей и родных. Если день Славы совпадает с днями Поста, то к столу подают только постные блюда.

Этот праздник посвящается Святому Покровителю семьи .

Слава – это, прежде всего, духовное событие. Важнейшим элементом обряда является молитва священника и разрезание праздничного хлеба. Накануне дня Славы пекут праздничный хлеб. Тесто замешивают из хорошо просеянной пшеничной муки, добавляют воду, соль и немного дрожжей. Хлеб выпекается с украшением - Крест и буквы: ИСХС НИКА, что означает Иисус Христос Победитель. Славский хлеб символизирует хлеб насущный от Господа данный. Славский хлеб – символ прославления Господа Ииуса Христа, ибо он есть Хлеб нашей жизни. К дню Славы готовится красное вино, две славские свечи, и славская кутья из пшеницы с добавлением орехов и сушеного винограда. Кутью подают к столу во Славу Святых.

В день Славы утром вся семья идет в церковь на литургию. Славский хлеб, кутью, вино и свечу берут с собой на службу. В этот день все члены семьи причащаются святых Христовых Таин, подготовившись заранее к Причастию. По окончании Литургии священник разрезает Хлеб и окропляет его вином. Затем все вместе берут Хлеб и поют церковные песнопения. В завершении священник преломляет Хлеб вместе с хозяином дома со словами: Христос с нами! Хозяин отвечает, повторяя трижды: И ныне и вовеки! В доме, перекрестив и приложив к устам свечу, зажигают ее, и она горит весь день, символизируя Свет Учения Христа. Когда в дом приходят гости на праздничный обед или ужин, они поздравляют хозяев с их праздником и принимают участие в праздничной трапезе.

Подробнее:

Праздник имеет долгие традиции: день почитания – это всегда особая дата, которая свидетельствует о произошедшем когда-то радостном событии, или об избавлении от несчастья. Святому, который значился на этот день в Святцах, и посвящается „слава" в знак благодарности. Празднование „славы" в ее первоначальном облике было в обычае и у других православных народов. Но у этих народов с течением времени прославление крестного имени было заменено празднованием дня рождения отдельных членов семьи, или дня тех святых, чьи имена они носят. От „славы" происходит празднование дня рождения и именин. Из поколения в поколение дата праздника не меняется: это большая редкость, если кто-то меняет день своей „Крестной славы". Когда-то праздновали три дня, теперь – только один. Почти в каждом доме есть икона своего святого, как и светильник, который всегда горит перед иконой. С утра того дня, когда начинается „слава" и до самого вечера горит свеча, как обязательный символ праздника. На „славу" приглашают только один раз. Для каждой следующей вам не нужно приглашение, так как вас уже ждут. Есть семьи, у которых „слава" выпадает на один и тот же день, поэтому они не могут прийти друг к другу на праздник; тогда, по обычаю, она переносится на следующий день. Существуют скоромные и постные „славы". Постные происходят по пятницам и средам, а в остальные дни – скоромные, кроме Николина дня, или дня Святого Николая, который всегда бывает постным, так как приходится на великий рождественский пост. Разница между постными и скоромными „славами" – в приготовлении блюд. Конечно, и на той и на другой „славе" к трапезе подают разные блюда, и в том числе деликатесы.

На трапезе по случаю постной „славы" можно попробовать разные блюда из рыбы и морские деликатесы, как и традиционные оладьи. На скоромных „славах" обычно едят жаркое, то есть мясо поросенка или ягненка. Конечно, трапезу на скоромных „славах" невозможно себе представить без популярного пршута и различных сыров, как и без сладостей. Хозяйки готовят все это заранее, за три или четыре дня. К „славе" нужно освятить воду в своем доме и приготовить „славский пирог" из пшеничной муки, „славскую" свечу, жито (колево) и красное вино. „Славский пирог" симвлизирует жертву Иисуса Христа. Вино, которым поливают пирог, символически представляет Его кровь. Колево готовится, как жертва в знак благодарности Богу за данные плоды земные, в память святого, которого мы славим, и в память о предках, которые отдали свои жизни за веру. В праздник, пирог с молитвой разрезают снизу накрест и поливают вином. Если в доме священник, то он делает это вместе с хозяином, а если нет священника, то хозяин обычно делает это вместе с кумом. Принято ходить в церковь, чтобы освятить пирог и колево, и обычно за пару дней до „славы" священник приходит в дом хозяина, чтобы его освятить. Сначала гости угощаются пшеницей: этот ритуал неизменен. Хозяина и хозяйку поздравляют словами Cчастливой „славы", или „Пусть вам „слава" принесет здоровье". Гости приносят хозяину напитки, а хозяйке – кофе и кекс. Обед в честь"славы" начинается в полдень, и хозяин произносит тост.

„Крестная слава" для верующих величайшая святыня, и клятва „Крестной славой" считается нерушимой. Кроме „Крестной славы" какого-то дома или семьи отмечают еще и „послужбицы" или „приславицы". Это еще один день в году, связанный с именем какого-то святого. Между тем, этот день не празднуется так, как „Крестная слава", но отмечается торжественным обедом в кругу семьи."

Сербская Слава: история и обычаи праздника

Крестная Слава представляет собой праздник Святого, покровителя семьи. Сербы не празднуют именины, вместо этого ими отмечается память Небесного Покровителя семьи, рода, учреждения и целого города - сербы празднуют Крестную Славу.

Славский колач

Славский колач (Славски колач) - традиционный сербский праздничный хлеб. Славский хлеб символически представляет собой хлеб насущный, а красное вино, которое тоже обязательно присутствует на столе, - Кровь Иисуса Христа, пролитую за людей. Он передается от отца к сыну и соединяется с церковью. Сербы хранят эту традицию, как предписывает святая Церковь и как делали их предки. Когда сын женится и начинает жить своим домом, в первый год он продолжает традицию Славы отцовского дома. Это только сербский обычай, в котором отражены верования и духовные традиции народа.


Сербская Слава — славский хлеб, жито и вино

Такое празднование в полной мере существует только в Сербии. В древности, во времена зарождения христианства на территории Сербской земли, мужчины крестились в дни особо почитаемых святых – Михаила, Георгия, Николая. Поэтому и празднование Славы чаще приходится на эти дни — по всей Сербии множество семей отмечают Славу, или, как здесь говорят, «славят». Это почти общенародный праздник. На Славу принято жарить ягненка, вешать цветочные венки на ворота дома или на дверь квартиры. Слава празднуется повсеместно, в том числе, и не особо верующими людьми. Хотя религиозная традиция сохраняется полностью. Это значит, что освящается Славское коливо, Славский хлеб (Славски колач), читаются определенные молитвы – так повелось с тех времен, когда канон Славы был установлен Саввой Сербским (XIII в.).


Согласно этому канону, перед празднованием прежде всего следует получить Божие благословение — семья за несколько дней до Крестной Славы приглашает в дом священника, чтобы он освятил Славскую воду. На этой воде потом замешивается священный Славский колач из чистой пшеничной муки, дрожжей и соли, безо всяких добавок. Смысл трапезы — колач будет для нас тем самым хлебом насущным, который мы испрашиваем и получаем от Бога и который мы приносим в жертву и во славу нашего Святого покровителя. Кроме калача, для празднования Славы готовится коливо — Славское жито. Оно представляет собой вареную пшеницу, смешанную с орехами, сахаром, изюмом и освященную в день Славы особой молитвой священника во время разрезания Славского Калача. По традиции, рядом с калачом и житом должна стоять чаша красного вина и гореть Славская свеча, освященная в церкви.

Славски обичаи

Если вы посетите сербский дом, вы обнаружите там икону какого-либо православного Святого. Это будет икона святого хранителя семьи и хозяина дома.

Наши предки были политеисты. Каждое племя и каждый дом имели свое собственное божество, которое пользовалось большим уважением — как защитник. Когда сербы получили христианство под влиянием Византии, им очень трудно было отказаться от старых традиций и обычаев. В обмен на эти обычаи они приняли Славу одного христианского Святого, того, в день которого они получили Святое Крещение.

Значимость крестной Славы стоит рядом с Пасхой и Рождеством. В этот день сербы полностью посвящены своей семье и самым дорогим людям.
Способ празднования варьируется от места к месту, частично изменен из-за иностранных влияний, а отчасти из-за уменьшения числа членов семьи.
Элементы, которые всегда присутствуют на праздничном столе:
Славский колач - специальный хлеб, который выпекается на ночь перед Славой;
Славское жито - пшеница, которая символизирует Воскресение Христа и предков;
Славская свеча, которая горит весь день празднования Славы.
Все организуется так, чтобы наилучшим образом отпраздновать день своего Святого хранителя.


Сербская Слава — история и обычаи праздника

Празднование начинается в каждом доме рано утром. Когда в семейном кругу готовится праздничный стол, окропляется вином и преломляется Славский колач. Хлеб выпекается с украшением — Крест и буквы.
В последнее время для многих сербов Крестная Слава из христианского обычая в почитание традиции, повод для семейного торжества, застолья и встречи родных и друзей. Есть и правило, если вас однажды пригласили на Славу в сербскую семью, на каждую следующую вам не нужно будет ждать приглашения - вы будете желанным гостем в этом доме. Когда в дом приходят гости на праздничный обед или ужин, они поздравляют хозяев с их праздником и принимают участие в праздничной трапезе.

В зависимости о того, на какой день попадает Слава (постный или не постный), существует постная и непостная Слава, то есть трапеза. В постную Славу готовится много рыбных блюд и морские деликатесы, а в мясную готовится множество блюд из мяса, сыров. И обязательно на столе должно быть много сладостей. Хозяйки готовят все это заранее, за три или четыре дня.
Когда приходят гости, хозяина и хозяйку поздравляют словами счастливой славы, желают счастья, и чтобы хозяин праздновал Славу еще долгие годы! Сначала гости угощаются пшеницей: этот ритуал неизменен. Гости приносят хозяину напитки, а хозяйке – кофе и цветы.
Интересно то, что, как и каждая семья в Сербии, свою собственную славу имеет и каждое село, город.
Сербская Слава - это тот день, когда собирается семья и ближайшее окружение. Именно поэтому Слава считается одним из самых веселых праздников в году!

Понравился пост ? Не забудь поставить лайк и подписаться на нашу страничку!

Несмотря на то, что Черногория отмечает наименьшее количество праздников из всех стран бывшей Югославии, мало кто из гостей этой страны знает о традиции празднования Славы. Этого красочного национального праздника, уникального для каждой отдельной семьи. Праздника, в котором сплелись христианские и языческие обычаи, верования.

Каждая семья сама определяет дату празднования Славы, как правило праздник приурочен к отмечанию дня святого, который является покровителем этой семьи.

Многие гости Черногории мечтают попасть на это праздник, чтобы поближе познакомиться с местной культурой и домашней черногорской кухней. И не зря - это настоящее открытие для гурманов: на Славу готовятся лучшие национальные блюда из мяса и рыбы, закуски, салаты, десерты, из погребов выносится вкусное домашнее вино , а главным украшением стола становится жареный поросенок или «пэчэнье» (печеное мясо).


Здесь главное, чтобы Слава не попадала на время поста - тогда хозяйкам приходится сильно потрудиться, чтобы удивить гостей.

Праздник Слава отдаленно напоминает праздник именин, который когда-то в России был важнее дня рождения. Слава также связана с христианским календарем и самой историей Балкан - когда-то каждый род определил своего святого, в день поминания которого устраивался праздник.

Считалось, что выбранный святой оберегает род и семью, помогает им в работе, приводит их к благополучию и счастью. До сих пор нет единого мнения о том, по какому принципу каждый род получил свой день Славы. Но на время собственной Славы каждый православный черногорец может получить на работе свободный день.


Как известно, черногорцы всегда чтили патриархат - поэтому традиция празднования Славы передавалась по мужской линии. Самый старший член рода приглашал всю семью к себе в дом для того, чтобы в течение трех дней «славить» своего ангела-хранителя.

Для женщин день Славы менялся после свадьбы - жена отмечала уже Славу своего мужа, а не своего рода - для них она уже становилась гостьей на празднике, принадлежала «чужому роду». Благодаря такому праву наследования можно уверенно утверждать, что даже совершенно незнакомые друг с другом семьи, отмечающие сегодня этот праздник в один день, имеют общего предка.

Празднование Славы длится 1-3 дня. Приготовления к этому событию начинаются заранее - во многих домах существует традиция за день до Славы приглашать священника, который освятит воду, необходимую для славского пирога.


На ней замешивают тесто - перед тем как испечь славский пирог, по бокам с четырех сторон ставится печать с буквами «ИС», «ХС», «НИ» и «КА», которые являются сокращением от выражения «Иисус Христос побеждает». Еще одним важным приготовлением является варка пшена - в итоге получается так называемое «жито», напоминающее сочиво, которым на Руси угощали гостей во время Рождества.

В первый день Славы кто-то из семьи отправляется рано утром в ближайшую церковь и покупает большую, длинную свечу, которая будет стоять в центре стола все три дня рядом с иконой святого, которому посвящен праздник. В церковь также приносят славский пирог, «жито» и красное вино, которым будут «приветствовать» гостей - всё это необходимо будет освятить.


Уже дома, на столе рядом со свечей ставится славский пирог, пропитанный вином: пирог больше напоминает хлеб и олицетворяет собой тело Христа; вино, которым пропитан пирог - его кровь. Здесь же стоит и «жито», которым будут угощать всех гостей стола: человек должен перекреститься, затем съесть одну чайную ложку «жита» и запить ее глотком вина. После этого он садится за стол к остальным.

По традиции, в первый день Славы праздник отмечает вся семья - близкие родственники. Во второй день к празднованию присоединяются друзья и знакомые семьи - кстати, быть приглашенным на Славу считается весьма почетным.


Ну, а уже на третий день собираются все желающие - даже обычный прохожий на улице мог зайти в дом на Славу к совершенно незнакомой семье и быть принятым как самый дорогой гость. Таковы традиции. С другой стороны, сегодня все гости приходят в дом с подарками для хозяев праздника: многие дарят вино.

Чем же угощают гостей? Главным украшением стола становится жареный поросенок - его обжаривают на вертеле до хрустящей корочки. Многие хозяйки готовят сарму - блюдо, напоминающее русские голубцы, правда, для сармы начинку заматывают в лист кислой капусты.

На столе всегда найдется место для русского салата, знакомого нам под названием «оливье». Рядом с ним печеная паприка в рассоле с чесноком, шопский салат со свежим домашним сыром, луком, огурцами и сочными помидорами, салат из вареной картошки со свежими кольцами лука в уксусе и многое другое.


В качестве первого блюда на стол выносят обычно чорбы - густые супы, чаще всего из рыбы или говядины. На второе гостей угощают жареной на углях рыбой и морепродуктами, мясными лепешками - плескавицами, рулетиками из говяжьего фарша - чевапчичами, а также различными видами гарнира.


Пока взрослые в этот праздник имеют возможность насладиться за одним столом самыми разными настойками, ракиями, винами и другими алкогольными напитками, дети любят этот праздник за славские пирожные: они небольшого размера, как раз, чтобы за один раз проглотить целый кусочек сладости. Чем больше Слава, тем больший выбор - обычно хозяйки готовят по 5-7 разных видов пирожных.


Чаще всего Славу отмечают в честь Св. Николы (19 декабря), Архангела Михаила (21 ноября), Св. Георгия (6 мая), Св. Иоанна Крестителя (20 января), Св. Дмитрия Солунского (8 ноября) и Св. Саввы (27 января).


Если вам интересна Черногория, можете прочитать еще и какие есть .