Военное обозрение и политика. Тяжелые танки ссср в послевоенный период Прокачка и оборудование


Танк ИС-3М являлся усовершенствованным танком ИС-3, на котором были проведены мероприятия по устранению конструктивных недостатков, выявленных в период эксплуатации. В соответствии с Постановлением СМ СССР от 10 июня 1949 г. на ЧКЗ были разработаны мероприятия по улучшению конструкции танка, проверенные на заводских испытаниях двух танков, и подготовлены для войсковых испытаний 10 танков. Начало работ, сроки и исполнители проведения мероприятий по устранению конструктивных недостатков на всех ранее выпущенных танках ИС-3 были определены Постановлением СМ СССР от 12 декабря 1950 г. Этим же постановлением к разработке мероприятий привлекалось конструкторское бюро ЛКЗ. Устранение конструктивных недостатков было проведено в 1952-1953 гг. на ЛКЗ и ЧКЗ. Всего было усовершенствовано 1068 танков, из них 751 танка на ЛКЗ и 314 - на ЧКЗ. Танк был снят с вооружения МО РФ Указом Президента РФ от 26 сентября 1997 г.

Основными мероприятиями по улучшению конструкции танка являлись: увеличение жесткости корпуса, установка дизеля В-54К-ПС мощностью 382 кВт (520 л.с.) вместо дизеля В-11-ИС3, более совершенного воздухоочистителя, радиостанции Р-113 и зенитной установки с пулеметом ДШКМ. На танке дополнительно были установлены ночной ИК-прибор механика-водителя ТВН-2, подогреватель НИКС-1 для обеспечения пуска двигателя при низких температурах, смотровой прибор командира ТПК-1 и система командирского целеуказания.

Танк был вооружен 122-мм нарезной пушкой Д-25Т, спаренным с пушкой 7,б2-мм пулеметом ДТМ и 12,7-мм пулеметом ДШКМ для зенитной установки. При стрельбе из пушки и спаренного с ней пулемета использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-17, при стрельбе из пулемета ДШКМ -коллиматорный прицел К10-Т Углы вертикальной наводки пушки находились в пределах от -3 до +20°. Максимальная скорость вращения башни при работе электромоторного привода составляла 9 град./с. Стрельба из пушки велась выстрелами с бронебойно-трассируюшими остроголовыми и тупоголовыми снарядами и осколочно-фугасными снарядами раздельно-гильзового заряжания. Дальность прямого выстрела бронебойно-трассирующим снарядом при высоте цели 2 м составляла 1000 м. Максимальная дальность стрельбы с помощью прицела ТШ-17 составляла 5000 м, с помощью бокового уровня -15 000 м. Боевая скорострельность из пушки не превышала 3 выстр./мин. В боекомплект танка входили 28 выстрелов к пушке, 945 патронов к пулемету ДТМ и 200 патронов к пулемету ДШКМ. Кроме того, в танке укладывались два 7,б2-мм автомата АК-47 с 600 патронами, 20 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 20 сигнальными патронами.

Броневой корпус танка - сварной, башня - литая с вварной крышей. Двухскатная конструкция верхней носовой части корпуса была изготовлена из катаных броневых листов толщиной 120 мм, наклоненных под углом 55° от вертикали и имевших угол полворота 43°. Максимальная толщина брони лобовой части башни - 220 мм. Для тушения пожара в танке использовался ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2, находившийся в боевом отделении. Для постановки аэрозольных (дымовых) завес на верхнем кормовом листе корпуса крепились две дымовые шашки БДШ-5 с дистанционным управлением.

Основу силовой установки танка составлял дизель В-54К-ИС мощностью 382 кВт (520 л.с.). Для подготовки двигателя к пуску в зимнее время использовался подогреватель с низконапорной испарительной камерой сгорания (НИКС-1). Основным способом пуска двигателя являлся пуск с помощью электростартера СТ-700, дополнительным - пуск сжатым воздухом из двух пятилитровых воздушных баллонов. В состав топливной системы двигателя входили четыре внутренних и четыре наружных топливных бака общей емкостью 770 л. Запас хода по шоссе составлял 300 км. Для увеличения запаса хода до 450 км была предусмотрена установка на верхнем кормовом листе корпуса двух бочек с топливом емкостью по 200 л. В системе воздухоочистки использовались два комбинированных воздухоочистителя ВТИ-2 с эжекционным удалением пыли из бункера первой ступени. Трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование танка по сравнению с применяемыми на танке ИС-3 значительных изменений не претерпели, за исключением установки стартера СТ-700. Танк оснащался радиостанцией Р-113 и ТПУ Р-120.

Для использования танка ИС-3М в качестве командирской машины на ней устанавливались дополнительно радиостанция Р-112 и автономный энергоагрегат АБ-1-П/30 мощностью 1 кВт. Радиостанции Р-112 размещалась на правой стороне башни за счет изъятия укладки на семь снарядов к пушке. Десятиметровая полутелескопическая антенна для радиостанции Р-112 укладывалась в специальный кожух, изготовленный из трубы и кренившийся снаружи на правом борту. Энергоагрегат устанавливался справа от сиденья механика-водителя вместо боеукладки на 7 снарядных гильз.

Технические характеристики танка ИС-3М
Боевая масса - 49 т;
экипаж - 4 чел.;
оружие: пушка - 122 мм, пулемет - 12,7 мм, пулемет - 7, 62 мм;
броня - противоснарядная;
мощность дизеля - 382 кВт (520 л.е.);
максимальная скорость - 40 км/ч.


ИС-3 - советский тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» - официальное название серий советских тяжёлых танков выпуска 1943-1953 гг. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».

Танк Ис-3 — видео

Создание проекта нового тяжёлого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2-3 выстр/мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемёт ДШК. Запас хода - 340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской Армии.


При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведён до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трёхскатная, конусообразная, вытянутая вперёд носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем - её заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. Новая, приплюснутая, конструкция башни впоследствии использовалась и в ИС-7, и в Т-10, и также обеспечивала значительно лучшую снарядостойкость по сравнению с предыдущими вариантами башен, устанавливаемых на советских танках.


Модификации

ИС-3М - модернизированная версия ИС-3.

ИС-3К - командирская версия танка ИС-3, оборудованная дополнительной радиостанцией Р-112 и зарядным устройством АБ-1-П/30.

ИС-3МК - командирская версия танка ИС-3М с таким же, как на ИС-3К, оборудованием.

Конструкция

ИС-3 имел классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, отделения управления - в лобовой, а боевого - в средней. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира.


Броневой корпус и башня

ИС-3 имел мощную и сильно дифференцированную броневую защиту (для своего времени на 1945 год), расположенную под оптимальными углами наклона и рассчитанную, в первую очередь, на защиту от огня наиболее мощных современных танковых и противотанковых орудий в лобовой плоскости и от огня большинства танковых и противотанковых орудий - в первую очередь от немецких 88-мм нарезных танковых пушек 8.8 cm KwK 43 и 7,5 cm KwK 42, и при этом обеспечивала фактически полную защищённость от наиболее распространённых буксируемых 75-мм противотанковых пушек 7.5 cm Pak 40.

Броневой корпус танка собирался при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 20, 30, 60, 90 и 110 мм. Лобовое бронирование танка выполнялось из бронеплит толщиной 110 мм по схеме, известной как «щучий нос», и состояло из двух сходившихся клином левой и правой верхних плит, расположенных под наклоном 56° к вертикали и с подворотом 43°, нижней плиты, расположенной под углом 63°, и крыши отделения управления, расположенной под наклоном 73°. Каждый из бортов корпуса состоял из двух бронеплит толщиной 90 мм: верхней, расположенной под углом 60° и образовывавшей бортовую нишу, и вертикальной нижней. Помимо этого, верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами, расположенными под углом 30°, вместе с небронированными надгусеничными полками, образовывавшими дополнительные бортовые ниши, доступ к которым осуществлялся снаружи танка. Кормовая часть собиралась из 60-мм бронеплит: нижней, расположенной под углом 41°, и нескольких верхних, имевших наклон 48°. Крыша корпуса выполнялась из нескольких 20-мм бронелистов. Днище корпуса, плоское в районе трансмиссионного отделения и «корытообразное» в остальной части корпуса, было штампованным и также изготавливалось из 20-мм бронелиста.

Башня ИС-3 представляла собой цельную фасонную отливку из гомогенной броневой стали и имела близкую к приплюснутой полусферической форму, каплевидную в плане. Толщина стенок башни в бортах и корме колебалась от 220 мм в нижней части до 110 мм в верхней, в лобовой же части она доходила до 255 мм. В целом углы наклона, составлявшие от −8° до 35°, были подобраны таким образом, чтобы в любой точке стенок башни их горизонтальная толщина составляла не менее 160 мм. В лобовой части башни имелись амбразуры для орудия и спаренного пулемёта, прикрывавшиеся закреплённой на стволе пушки литой бронемаской, толщина которой достигала 250 мм.


Вооружение

Основным вооружением ИС-3 являлась 122-мм нарезная танковая пушка Д-25Т образца 1943 года, имевшая длину ствола 48 калибров / 5852 мм и начальную скорость бронебойного снаряда 800 м/с. Пушка Д-25Т имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа, электромагнитный и механический спуски. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, располагавшихся над стволом орудия слева и справа, соответственно. Орудие устанавливалось в лобовой части башни на цапфах в спаренной с пулемётом установке, позволявшей её наведение в вертикальной плоскости при помощи механизма секторного типа в пределах от −3 до +20°.

Наведение спаренной установки на цель осуществлялось при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ-17, имевшего увеличение 4× и поле зрения 15°. Помимо этого, для стрельбы с закрытых позиций пушка была оборудована боковым уровнем и указателем азимута.

Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойными и осколочно-фугасными пушечными стальными длинными гранатами. Из снарядов 25 размещались в лотковых укладках по бортам башни, ещё 3 находились на подставках в боевом отделении. Из гильз по 6 размещались в укладках по обеим сторонам от водителя, по 4 размещались на верхних листах подкрылков корпуса, 5 находились в укладке на полу боевого отделения, остальные размещались в хомутковых укладках: две - на перегородке моторного отделения и ещё одна - на правом борту корпуса. Поскольку осколочно-фугасные снаряды отличались бо́льшими размерами, в 11 из мест боеукладки могли размещаться только бронебойные снаряды.


В спаренной с пушкой установке размещался 7,62-мм пулемёт ДТМ. Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов: 1200 - с лёгкой пулей, 200 - с бронебойно-зажигательной и 600 - с трассирующей. Из них 756 патронов в 12 дисковых магазинах по 63 патрона, остальные 1244 хранились в штатной укупорке не снаряжёнными в магазины.

На крыше башни, на кольцевой турельной установке, размещался 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК или ДШКМ, имевший круговой обстрел при углах вертикальной наводки от −4 до +84°. Пулемёт снабжался коллиматорным прицелом К-8Т, рассчитанным на огонь по воздушным целям, двигавшимся со скоростью до 400 км/ч на высоте до 400 м. Также пулемёт мог использоваться и для стрельбы по наземным целям, однако его использование было сопряжено со значительным риском для стрелка, который должен был для этого по пояс подняться из люка из-под защиты брони. В походном положении пулемёт демонтировался с турели и закреплялся на правом борту башни. Боекомплект пулемёта составлял 300 патронов в 6 лентах по 50 штук. Из этого числа 225 патронов были снаряжены бронебойно-зажигательными пулями Б-32, а 75 - бронебойно-зажигательными трассирующими БЗТ. Так же в боевом отделении для экипажа размещались 25 оборонительных гранат Ф-1 или наступательных РГ-42 и два 7,62-мм пистолета-пулемёта ППС-43 и 1000 патронов к ним.


Средства наблюдения и связи

Механик-водитель в небоевых условиях осуществлял наблюдение за местностью из своего люка, в бою же он пользовался перископическим смотровым прибором МК-4 - копией британского Mk.IV, дававшим круговой обзор. Прибор был выполнен легкосъёмным и перед открытием крышки люка механика-водителя его необходимо было снять. На танках, модернизированных до стандарта ИС-3М, имелся также пассивный прибор ночного видения ТВН-1, который мог устанавливаться на место МК-4 или на отдельной стойке при вождении с открытым люком. Конструкция смотрового прибора механика-водителя была также изменена, устраняя ненужный с места водителя круговой обзор. Командир танка, наводчик и заряжающий также имели по одному прибору МК-4, которые размещались на крыше башни. При модернизации до стандарта ИС-3М, командирский МК-4 заменялся на более приспособленный для этой цели бинокулярный прибор ТПК-1, обеспечивавший 1× или 5× увеличение.

Для внешней связи на ИС-3 имелась симплексная телефонно-телеграфная радиостанция 10РК-26, размещавшаяся в башне танка слева от пушки и оборудовавшаяся штыревой антенной длиной от 1 до 4 м. 10РК-26 обеспечивала связь в телефонном режиме на дальность до 35-40 км с места и 20-25 км на ходу. Для внутренней связи на танке устанавливалось телефонное танковое переговорное устройство ТПУ-4-бис-Ф на всех членов экипажа, соединённое с радиостанцией.


Танк ИС-3 вид сзади на острове Шикотан. Курилы, мыс «Край света»

Двигатель и трансмиссия

На ИС-3 устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели В-11, развивавший мощность 520 л. с. Система питания двигателя включала четыре топливных бака общей ёмкостью 425 л, расположенных в моторном отделении по бокам от двигателя и во внутренних надгусеничных нишах, а также четыре внешних цилиндрических топливных бака, размещённых на крыше моторного отделения, ёмкостью по 90 л топлива. Система охлаждения двигателя состояла из двух пластинчато-трубчатых радиаторов, расположенных полукругом над главным фрикционом, на валу которого крепились и вентиляторы. Для облегчения пуска в холодное время года двигатель оснащался устройством подогрева.

В состав трансмиссии ИС-3 входили:

— многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо) с сервоприводом;
— механическая четырёхходовая четырёхступенчатая коробка передач с понижающей передачей;
— два бортовых механизма поворота, состоявшие из планетарного ряда, остановочных барабанов, многодискового фрикциона сухого трения (сталь по стали) и ленточного тормоза;
— две планетарные бортовые передачи.


Танк ИС-3 вид спереди на острове Шикотан. Курилы, мыс «Край света»

Ходовая часть

Ходовая часть ИС-3 с каждого борта состояла из ведущего колеса, ленивца, шести сдвоенных литых необрезиненных опорных катков диаметром 550 мм и трёх сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков диаметром 385 мм. Подвеска опорных катков - индивидуальная, торсионная, без амортизаторов.

Гусеница ИС-3 - шириной 650 мм, стальная, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым металлическим шарниром. Гусеница каждого борта состояла из 86 траков, поначалу - из 43 гребневых и 43 плоских, но с 1947 года гусеницы танка стали собираться только из гребневых траков.

Машины на базе ИС-3

— ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704; не следует путать с ИСУ-152 образца 1944 года, созданной на базе ИС-2) - опытная САУ, со 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20СМ в качестве основного вооружения. Выпущен 1 опытный образец.


Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне в составе частей Красной Армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Существует также мнение, что ИС-3 могли использоваться во время боевых действий против Японии в августе 1945 года в рамках боевых испытаний. ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года. Потери машин были единичные. Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР.

Другие страны

ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.

— Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962-1967 годах. В составе египетской армии ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманёвренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок куда более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3, всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа, больше половины из которых было брошено в исправном состоянии. К Войне Судного дня 1973 года в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет.

Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией обороны Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969-1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.

Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской народной армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.


Тактико-технические характеристики ИС-3

Экипаж, чел.: 4
Разработчик: КБ ЧТЗ
Годы производства: 1945-1946
Годы эксплуатации: 1945-1969
Количество выпущенных, шт.: 1555
Компоновочная схема: классическая
Основные операторы: СССР, КНДР, Египет

Вес ИС-3

Размеры ИС-3

— Длина корпуса, мм: 6900
— Длина с пушкой вперёд, мм: 9850
— Ширина корпуса, мм: 3150
— Высота, мм: 2450
— Клиренс, мм: 450

Броня ИС-3

— Тип брони: Стальная литая и катаная
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 110 / 72°
— Лоб корпуса (середина), мм/град.: 110 / 55°+43° (Двойной наклон)
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 110 / 63°
— Борт корпуса (верх), мм/град.: 90 / 60° +30 / 30°
— Борт корпуса (низ), мм/град.: 90 / 0..60°
— Корма корпуса (верх), мм/град.: 60 / 48°
— Корма корпуса (низ), мм/град.: 60 / 41°
— Днище, мм: 20
— Крыша корпуса, мм: 20
— Лоб башни, мм/град.: 250
— Маска орудия, мм/град.: 250
— Борт башни, мм/град.: 110…220 / 0…60°
— Корма башни, мм/град.: 110…220 / 0…60°
— Крыша башни, мм: 20 / 82…90°

Вооружение ИС-3

— Калибр и марка пушки: 122-мм Д-25Т обр. 1943 г.
— Тип пушки: нарезная танковая пушка
— Длина ствола, калибров: 48
— Боекомплект пушки: 28
— Углы ВН, град.: -3…+20°
— Углы ГН, град.: 360°
— Дальность стрельбы, км: около 15
— Прицелы: телескопический шарнирный ТШ-17, панорама Герца, боковой уровень
— Пулемёты: 1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм ДТМ

Двигатель ИС-3

— Тип двигателя: В-11-ИС3
— Мощность двигателя, л. с.: 520

Скорость ИС-3

— Скорость по шоссе, км/ч: 40
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 16 по целине

— Запас хода по шоссе, км: 315
— Запас хода по пересечённой местности, км: 150 по целине
— Удельная мощность, л. с./т: 11,2
— Тип подвески: индивидуальная торсионная
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,85…0,87
— Преодолеваемый подъём, град.: 32
— Преодолеваемая стенка, м: 1,0
— Преодолеваемый ров, м: 2,5
— Преодолеваемый брод, м: 1,4

Фото ИС-3



После принятия танка ИС-3 на вооружение в марте 1945 года и постановки машины на серийное производство в мае того же года на Челябинском Кировском заводе, она стала поступать на вооружение танковых войск Красной Армии (Советской – с 1946 года). В первую очередь танки ИС-3 передали на вооружение танковых полков в Группу оккупационных войск в Германии, а затем и в другие части. 7 сентября 1945 года тяжелые танки ИС-3 прошли по улицам поверженного Берлина в составе 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии, приняв участие в параде союзных войск в честь окончания Второй мировой войны. Впервые на параде в Москве новые танки ИС-3 показали 1 мая 1946 года.

Поступление танка ИС-3 в армию совпало с новой организационной перестройкой частей. Оргштатная реорганизация танковых войск после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов была начата с приведения наименования их организационных форм в соответствие с боевыми возможностями, а также названием соответствующих форм стрелковых войск.

В июле 1945 года были утверждены перечни штатов танковых и механизированных дивизий, в которые переименовывались танковые и механизированные корпуса Красной Армии. Одновременно бригадное звено заменялось полковым, а бывшее полковое – батальонным. Из других особенностей этих штатов необходимо отметить замену самоходно-артиллерийских полков трех типов, имевших по 21 самоходной установке, гвардейским тяжелым танковым полком (65 танков ИС-2 ) и включение в состав таких дивизий гаубичного артиллерийского полка (24 гаубицы калибра 122 мм). Результатом перевода танковых и механизированных корпусов на штаты соответствующих дивизий стало то, что основными соединениями танковых войск стали механизированные и танковые дивизии.

В соответствии с указаниями Генерального штаба с 1 октября 1945 года был начат перевод танковых дивизий на новые штаты. По новым штатам в состав танковой дивизии входили: три танковых полка, тяжелый танкосамоходный полк, мотострелковый полк, гаубичный дивизион, зенитно-артиллерийский полк, дивизион гвардейских минометов, мотоциклетный батальон, саперный батальон и подразделения тылового и технического обеспечения.

Танковые полки по этим штатам сохраняли структуру прежних танковых бригад и были однотипными но боевому составу. Всего в танковом полку дивизии насчитывалось 1324 человека, 65 средних танков, 5 бронемашин и 138 автомобилей.

Мотострелковый полк танковой дивизии никаких изменений по сравнению с мотострелковой бригадой периода войны не претерпел – он по-прежнему не имел танков.

Реально новой боевой единицей танковой дивизии стал тяжелый танкосамоходный полк, имевший два батальона тяжелых танков, батальон самоходных установок СУ-100, батальон автоматчиков, зенитную батарею, и роты: разведывательную, управления, транспортную, а также ремонтную; взводы: хозяйственный и медико-санитарный. Всего в полку насчитывалось: личного состава 1252 человека, 46 тяжелых танков ИС-3 , 21 самоходная установка СУ-100, 16 бронетранспортеров, шесть зенитных орудий калибра 37 мм, 3 пулемета ДШК и 131 автомобиль.

Организационно-штатная структура механизированных дивизий, независимо от их организационной принадлежности, была единой и соответствовала структуре и боевому составу механизированной дивизии стрелкового корпуса.

В механизированной дивизии 1946 года было: три механизированных полка, танковый полк, а также тяжелый танкосамоходный полк, дивизион гвардейских минометов, гаубичный полк, зенитно-артиллерийский полк, минометный полк, мотоциклетный батальон, саперный батальон, отдельный батальон связи, медсанбат и рота управления.

Как известно, в годы войны высшей организационной формой танковых войск, их оперативным объединением являлись танковые армии.

Учитывая повышение в послевоенные годы боевых возможностей войск вероятных противников, советское руководство пришло к выводу о необходимости резкого повышения боевых возможностей объединений танковых войск и увеличения их количества. В связи с этим в ходе организации сухопутных войск в их составе было сформировано девять механизированных армий вместо шести танковых.

Новое объединение танковых войск отличалось от танковой армии периода Великой Отечественной войны включением в его состав двух танковых и двух механизированных дивизий, что повысило (его) боевую мощь и оперативную самостоятельность. В механизированной армии в число различного вооружения находились 800 средних и 140 тяжелых танков (ИС-2 и ИС-3 ).

Учитывая возрастание роли и удельного веса танковых войск и изменение их организационной структуры, уже в первые послевоенные годы были предприняты попытки уточнить прежние положения о применении бронетанковых войск в наступлении с учетом изменения условий ведения боевых действий. Для этой цели в 1946-1953 годах был проведен ряд войсковых и командно-штабных учений, военных игр, полевых поездок и военно-научных конференций. Эти мероприятия оказали большое влияние на выработку официальных взглядов советского военного руководства на применение танковых войск в наступлении, которые были закреплены в Полевом уставе Вооруженных Сил СССР (корпус, дивизия) 1948 года, Боевом уставе БТ и MB Советской Армии (дивизия, корпус, батальон) 1950 года, проекте наставления по ведению операций (фронт, армия) 1952 года и Полевом уставе Советской Армии (полк, батальон) 1953 года.

В соответствии с этим и принятыми документами наступление рассматривалось как основной вид боевых действий войск, в результата которою могли быть достигнуты основные цели по полному разгрому противостоящего противника. С точки зрения последовательности решения боевых задач наступление делилось на два основных этапа: прорыв обороны противника и развитие наступления. При этом прорыв обороны считался важнейшим из этапов наступления, поскольку лишь в результате его осуществления создавались условия для успешного развития наступления в глубине. Согласно взглядам советского военного руководства, наступление начиналось с прорыва подготовленной или поспешно занятой противником обороны. Прорыв подготовленной обороны считался наиболее сложным видом наступления, вследствие чего ему уделялось особое внимание в руководящих документах и практике боевой подготовки войск.

При наступлении на подготовленную оборону и на укрепленный район тяжелый танкосамоходный полк предназначался для усиления средних танков и пехоты. Обычно он придавался стрелковым соединениям. Его тяжелые танки и самоходно-артиллерийские установки использовались для непосредственной поддержки пехоты, борьбы с танками, самоходными орудиями, артиллерией и огневыми точками противника, располагавшимися в фортификационных сооружениях. После прорыва тактической обороны противника на всю ее глубину армейский тяжелый танкосамоходный полк выводился в резерв командира корпуса или командующего армией и мог в дальнейшем использоваться по обстановке для борьбы с танками и самоходно-артиллерийскими частями и соединениями противника.

Переход войск в первые послевоенные годы на новую организационную основу намного повысил их возможности и по созданию устойчивой и активной обороны.

Танковые и механизированные части, соединения и объединения в обороне предполагалось использовать преимущественно во вторых эшелонах и резервах для нанесения мощных контрударов и контратак из глубины. Наряду с этим отечественной военной теорией допускалось применение танковых и механизированных дивизий, а также механизированной армии для ведения самостоятельной обороны на главных направлениях.

В обороне стрелковой дивизии часть подразделений танкосамоходного полка придавалась стрелковому полку первого эшелона. Большая же часть, а иногда и весь полк предполагалось использовать в качестве танкового резерва командира стрелковой дивизии для проведения контратак в случае прорыва противником первой позиции главной полосы обороны.

Отдельный тяжелый танкосамоходный полк (ИС-2 , ИС-3 и СУ-100) в обороне общевойсковой армии предусматривалось использовать в качестве танкового резерва командующего армией или стрелкового корпуса для проведения контратак по вклинившемуся в оборону противнику, особенно на направлениях действий его танковых группировок.

В случае прорыва противника на глубину обороны полков первого эшелона проведение контратак силами танковых резервов признавалось нецелесообразным. В этих условиях разгром вклинившегося противника и восстановление обороны возлагалось на вторые эшелоны стрелковых корпусов, основу которых по опыту учений составляли механизированные дивизии.

В отличие от контратак в годы Великой Отечественной войны, которые обычно проводились только после предварительного занятия исходного положения, механизированная дивизия, как правило, проводила контратаку с ходу, используя из своего состава части танковых полков, имевшие на вооружении средние танки Т-34-85 при поддержке тяжелых танков ИС-2 , ИС-3 и самоходных установок СУ-100 тяжелого танкосамоходного полка. Такой способ в большей степени обеспечивал сильный первоначальный удар.

Во фронтовой оборонительной операции механизированная армия обычно составляла второй эшелон фронта или резерв фронта и предназначалась для нанесения мощного контрудара но противнику и перехода войск в наступление.

Учитывая, что наступающий противник имел возможность создавать значительные по силе и удару группировки, насыщенные танками и огневыми средствами, оборону предусматривалось строить уже глубокоэшелонированную и полностью противотанковую. С этой целью подразделения тяжелого танкосамоходного полка придавались стрелковому батальону и стрелковому полку первого эшелона для усиления противотанковой обороны пехоты на первой позиции или глубине обороны.

Для усиления противотанковой обороны стрелкового корпуса и стрелковой дивизии, обороняющихся на важных направлениях, предусматривалось использовать часть подразделений отдельных тяжелых танкосамоходных полков общевойсковых армии и РВГК.

Для повышения устойчивости обороны в отечественной военной теории стало предусматриваться применение соединений, а также объединений танковых войск для обороны и в первом эшелоне, притом не только в ходе наступательных операции, но и при проведении оборонительных операций.

Появление ракетно-ядерного оружия, ставшего определяющим средством ведения вооруженной борьбы, оказало влияние и на особенности развития организационных форм танковых войск па протяжении 50-х и начала 60-х годов, поскольку первые испытания ядерного оружия показали, что наиболее устойчивой к его воздействию является бронетанковое вооружение и техника.

В начале 50-х годов в связи с разработкой способов ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия и поступлением в войска новой техники активно велась деятельность по совершенствованию штатной организации.

Для повышения живучести войск в условиях применения ядерного оружия новыми штатами, принятыми в 1953-1954 годах, предусматривалось резкое увеличение количества танков, бронетранспортеров, артиллерии и зенитных средств в их составе.

По новым штатам танковой и механизированной дивизий, принятым в 1954 году, в состав танковой дивизии был введен механизированный полк, а в состав танковых взводов танкового полка включили по 5 танков. Количество танков в танковом полку возросло до 105 машин.

В середине 1954 года были введены новые штаты для механизированных дивизий стрелковых корпусов. В механизированной дивизии стало: три механизированных полка, танковый полк, тяжелый танкосамоходный полк, отдельный минометный батальон, артиллерийский полк, зенитно-артиллерийский полк, отдельный разведывательный батальон, отдельный саперный батальон, отдельный батальон связи, рота радиохимической защиты и вертолетное звено.

В новой организации появилась тенденция снижения удельного веса стрелковых подразделений в составе соединений и частей, подтверждаемая заменой в составе тяжелых танкосамоходных полков танковой и механизированной дивизий батальонов мотострелковыми ротами. Подобное объяснялось стремлением уменьшить количество личного состава, не прикрытого броней, и тем самым повысить противоядерную устойчивость частей и соединений.

Как показал опыт боев Великой Отечественной войны и послевоенных учений, армии, прорывавшие оборону противника, остро нуждались в повышении их ударной силы, носителями которой в то время были тяжелые танки ИС-2 и ИС-3 .

В 1954 году было принято решение о формировании тяжелых танковых дивизий. В состав тяжелой танковой дивизии входили три тяжелых танковых полка, на вооружении которых состояли 195 тяжелых танков типа ИС-2 и ИС-3 . Характерным в организационно-штатной структуре тяжелой танковой дивизии было: низкий удельный вес пехоты (всего по одной мотострелковой роте в каждой из трех полков), отсутствие полевой артиллерии, сокращенный состав подразделений боевого обеспечения и обслуживания.

В том же году количество танковых (или самоходно-артиллерийских) батальонов в механизированной армии было увеличено с 42 до 44 (в том числе тяжелых – с 6 до 12), количество мотострелковых батальонов сокращено с 34 до 30. Соответственно количество средних танков увеличилось до 1233, тяжелых – до 184.

Количество тяжелых танков в танковой дивизии СА осталось неизменным – 46 танков ИС-2 и ИС-3 . Количество тяжелых танков в механизированной дивизии возросло с 24 до 46, то есть по количеству тяжелых танков ИС-2 и ИС-3 она стала равной танковой дивизии.

Танки ИС-3 одной из бронетанковых частей Московского военного округа. Наро-Фоминск, август 1956 г.

Такие структуры и состав дивизий были обусловлены их предназначением и способами боевого применения и обеспечивали им высокую ударную силу, подвижность и управляемость.

Основными направлениями совершенствования организационно-штатной структуры танковых и механизированных дивизий было повышение их боевой самостоятельности, а также живучести, достигавшиеся повышением их огневой мощи, ударной силы и возможностей по всестороннему обеспечению боевых действий. Одновременно наметились тенденции повышения однородности боевого состава танковых соединений и частей и снижения в их составе удельного веса пехоты.

Необходимость защиты личного состава механизированных частей и соединений от поражения их огневыми средствами противника подтвердили венгерские события, произошедшие осенью 1956 года.

В годы Великой Отечественной войны Венгрия воевала на стороне Германии. На Восточном фронте против Красной Армии на территории СССР сражались 200 тыс. венгерских военнослужащих. В отличие от других союзников нацистской Германии – Италии, Румынии, Финляндии, которые после поражения вермахта в 1943-1944 годах вовремя повернули оружие на 180 градусов, венгерские войска в своем подавляющем большинстве сражались до конца. Красная Армия в боях за Венгрию потеряла 200 тыс. человек.

Согласно мирному договору 1947 года Венгрия потеряла все свои территории, приобретенные накануне и во время Второй мировой войны, и была вынуждена выплатить репарации: 200 млн. долларов – Советскому Союзу и 100 млн. долларов Чехословакии и Югославии. Советский Союз в соответствии с договором имел право держать в Венгрии свои войска, необходимые для поддержания коммуникаций со своей группой войск в Австрии.

В 1955 году советские войска покинули Австрию, но в мае того же года Венгрия вступила в Организацию Варшавского договора, а войска СА были оставлены в стране уже в новом качестве и получили наименование Особый корпус. В состав Особого корпуса входили 2-я и 17-я гвардейские механизированные дивизии, от ВВС – 195-я истребительная и 172-я бомбардировочная авиадивизии, а также вспомогательные части.

Большинство венгров не считали свою страну виноватой в развязывании Второй мировой войны и полагали, что Москва поступила с Венгрией крайне несправедливо, несмотря на то, что бывшие западные союзники СССР по Антигитлеровской коалиции поддержали все пункты мирного договора 1947 года. Кроме того, западные радиостанции «Голос Америки», Би-би-си и другие активно воздействовали на венгерское население, призывая его к борьбе за свободу и обещая немедленную помощь в случае восстания, включая вторжение войск НАТО на территорию Венгрии.

23 октября 1956 года в атмосфере назревающего общественного взрыва и под влиянием польских событий в Будапеште состоялась 200-тысячная демонстрация, в которой участвовали представители почти всех слоев населения. Она началась под лозунгами национальной независимости страны, демократизации, полного исправления ошибок «ракошистского руководства», привлечения к ответственности виновных за репрессии 1949-1953 годов. Среди требований фигурировали: немедленный созыв съезда партии, назначение Имре Надя премьер-министром, вывод советских войск из Венгрии, разрушение памятника И.В. Сталину. В ходе первых столкновений с силами охраны порядка характер манифестации изменился: появились антиправительственные лозунги.

Первый секретарь ЦК ВПТ Гере обратился к советскому правительству с просьбой ввести в Будапешт советские войска, находившиеся в Венгрии. В радиообращении к народу он квалифицировал произошедшее как контрреволюцию.

Вечером 23 октября 1956 года началось восстание. Вооруженные демонстранты захватили радиоцентр, ряд военных и промышленных объектов. В стране было введено чрезвычайное положение. На данный момент времени в г. Будапеште были дислоцированы около 7 тыс. венгерских военнослужащих и 50 танков. Ночью пленум ЦК ВПТ образовал новое правительство во главе с Имре Надем, который, присутствуя на заседании ЦК, не возражал против приглашения Советских войск. Однако на следующий день, когда войска вошли в столицу, Надь отклонил просьбу посла СССР в Венгрии Ю.В. Андропова подписать соответствующее письмо.

23 октября 1956 года в 23 часа начальник Генерального штаба Вооруженных Сил СССР маршал Советского Союза В.Соколовский по телефону ВЧ отдал приказ командиру Особого корпуса генералу П.Лащенко о выдвижении войск в г. Будапешт (план «Компас»). В соответствии с решением правительства СССР «об оказании помощи правительству ВНР в связи с возникшими в стране политическими беспорядками» Министерство обороны СССР задействовало в операции лишь пять дивизий сухопутных войск. В их составе насчитывалось 31550 человек личного состава, 1130 танков (Т-34-85 , Т-44, Т-54 и ИС-3 ) и самоходно-артиллерийских орудий (СУ-100 и ИСУ-152), 615 орудий и минометов, 185 зенитных орудий, 380 бронетранспортеров, 3830 автомобилей. Одновременно были приведены в полную боевую готовность авиационные дивизии, насчитывавшие 159 истребителей и 122 бомбардировщика. Эти самолеты, в частности, истребители, прикрывавшие советские войска, были нужны не против восставших, а на случай появления в воздушном пространстве Венгрии самолетов НАТО. Также в состояние повышенной боевой готовности были приведены некоторые дивизии на территории Румынии и Прикарпатского военного округа.

В соответствии с планом «Компас» в ночь на 24 октября 1956 года в Будапешт были введены части 2-й гвардейской дивизии. 37-й танковый и 40-й механизированный полки этой дивизии сумели очистить центр города от повстанцев и взять под охрану наиболее важные пункты (вокзалы, банки, аэродром, государственные учреждения). Вечером к ним присоединились части 3-го стрелкового корпуса Венгерской народной армии. В первые же часы они уничтожили около 340 вооруженных повстанцев. Численный и боевой состав советских частей, находившихся в городе, составлял около 6 тыс. солдат и офицеров, 290 танков, 120 бронетранспортеров и 156 орудий. Однако для боевых действий в большом городе с населением 2 млн. человек этого было явно не достаточно.

Утром 25 октября к Будапешту подошла 33-я гвардейская механизированная дивизия, а к вечеру 128-я гвардейская стрелковая дивизия. К этому времени сопротивление повстанцев в центре Будапешта усилилось. Это произошло в результате убийства советского офицера и сожжения одного танка во время мирного митинга. В связи с этим 33-й дивизии была поставлена боевая задача: очистить от вооруженных отрядов центральную часть города, где уже были созданы опорные пункты повстанцев. Для борьбы с советскими танками они применяли противотанковые и зенитные орудия, гранатометы, противотанковые гранаты и бутылки с зажигательной смесью. В результате боя повстанцы потеряли только убитыми 60 человек.

На утро 28 октября был запланирован штурм центра Будапешта совместно с подразделениями 5-го и 6-го венгерских механизированных полков. Однако перед началом операции венгерские части получили приказ не участвовать в боевых действиях.

29 октября приказ о прекращении огня получили и советские войска. На следующий день правительство Имре Надя потребовало немедленного вывода советских войск из Будапешта. 31 октября все советские соединения и части были выведены из города и заняли позиции в 15-20 км от города. Штаб Особого корпуса разместился на аэродроме в Текеле. Одновременно Министр обороны СССР Г.К.Жуков получил указание от ЦК КПСС «разработать соответствующий план мероприятий, связанных с событиями в Венгрии».

1 ноября 1956 года венгерское правительство во главе с Имре Надем заявило о выходе страны из Варшавского договора и потребовало немедленного вывода советских войск. Одновременно с этим вокруг Будапешта создавался оборонительный рубеж, усиленный десятками зенитных и противотанковых орудий. В населенных пунктах, прилегавших к городу, появились заставы с танками и артиллерией. Численность венгерских войск в городе достигла 50 тыс. человек. Кроме того, более 10 тыс. человек входили в состав «национальной гвардии». Число танков увеличилось до ста.

Советское командование тщательно проработало операцию под кодовым наименованием «Вихрь» по захвату Будапешта, используя опыт Великой Отечественной войны. Основную задачу выполнял Особый корпус под командованием генерала П.Лащенко, которому были приданы два танковых, два элитных парашютно-десантных, механизированный и артиллерийский полки, а также два дивизиона тяжелых минометов и реактивных установок.

Дивизии Особого корпуса были нацелены на действия в тех же районах города, в которых они удерживали объекты до выхода из него в октябре, что несколько облегчало выполнение поставленных им боевых задач.

В 6 часов утра 4 ноября 1956 года по сигналу «Гром» началась операция «Вихрь». Передовые отряды и главные силы 2-й и 33-й гвардейских механизированных дивизий, 128-й гвардейской стрелковой дивизии в колоннах по своим маршрутам с различных направлений устремились к Будапешту и, преодолев вооруженное сопротивление на его окраинах, к 7 часам утра ворвались в город.

Соединения армий генералов А.Бабаджаняна и X.Мамсурова приступили к активным действиям по наведению порядка и восстановлению органов власти в Дебрецене, Мишкольце, Дьере и других городах.

Воздушно-десантные части СА разоружили венгерские зенитные батареи, блокировавшие аэродромы советских авиационных частей в Веспреме и Текеле.

Части 2-й гвардейской дивизии к 7 ч. 30 мин. захватили мосты через Дунай, парламент, здания ЦК партии, министерств внутренних и иностранных дел, госсовета и вокзала Нюгати. В районе парламента был разоружен батальон охраны и захвачены три танка.

37-й танковый полк полковника Липинского при захвате здания министерства обороны разоружил около 250 офицеров и «национальных гвардейцев».

87-й тяжелый танкосамоходный полк захватил арсенал в районе Фот, а также разоружил венгерский танковый полк.

За день боя частями дивизии было разоружено до 600 человек, захвачено около 100 танков, два склада артвооружения, 15 зенитных орудий и большое количество стрелкового вооружения.

Части из 33-й гвардейской механизированной дивизии, не встречая вначале сопротивления, овладели складом артвооружения в Пештсентлеринце, тремя мостами через Дунай, а также разоружили подразделения венгерского полка, перешедшего на сторону восставших.

108-й парашютно-десантный полк 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии внезапными действиями разоружил пять венгерских зенитных батарей, которые блокировали аэродром в Текле.

128-я гвардейская стрелковая дивизия полковника Н.Горбунова действиями передовых отрядов в западной части города к 7 часам овладела аэродромом Будаерш, захватив при этом 22 самолета, а также казармы школы связи, разоружила механизированный полк 7-й механизированной дивизии, пытавшейся оказать сопротивление.

Попытки частей дивизии овладеть площадью Москвы, Королевской крепостью, а также кварталами, прилегавшими с юга к горе Геллерт, из-за сильного сопротивления успеха не имели.

По мере продвижения советских дивизий к центру города вооруженные отряды оказывали более организованное и упорное сопротивление, особенно с выходом подразделений к Центральной телефонной станции, району Корвин, вокзалу Келети, Королевской крепости и площади Москвы. Опорные пункты венгров стали более мощными, в них увеличилось количество противотанковых средств. Часть общественных зданий также была подготовлена к обороне.

Требовалось усилить войска, действовавшие в городе, и организовать подготовку и поддержку их действий.

Для быстрейшего разгрома вооруженных отрядов в Будапеште по указанию маршала Советского Союза И.Конева Особому корпусу СА дополнительно были приданы два танковых полка (100-й танковый полк 31-й танковой дивизии и 128-й танкосамоходный полк 66-й гвардейской стрелковой дивизии), 80-й и 381-й парашютно-десантные полки из 7-й и 31-й гвардейских воздушно-десантных дивизии, стрелковый полк, механизированный полк, артиллерийский полк, а также два дивизиона тяжелой минометной и реактивной бригад.

Большинство этих частей было придано на усиление 33-й механизированной и 128-й стрелковой гвардейских дивизий.

Для овладения сильными очагами сопротивления – районом Корвин, Университетским городком, площадью Москвы, Королевской площадью, где находились вооруженные отряды численностью до 300-500 человек, командиры дивизий были вынуждены привлечь значительные силы пехоты, артиллерии и танков, создать штурмовые группы и применить зажигательные снаряды, огнеметы, дымовые гранаты и шашки. Без этого попытки овладения указанными очагами сопротивления приводили к большим потерям в личном составе.

5 ноября 1956 года части 33-й гвардейской механизированной дивизии генерала Обатурова после мощного артиллерийского налета, в котором принимали участие 11 артиллерийских дивизионов, имевших в составе около 170 орудий и минометов, взяли последний сильно укрепленный опорный пункт повстанцев в переулке Корвин. В течение 5 и 6 ноября части Особого корпуса продолжали ликвидацию отдельных групп повстанцев в Будапеште. 7 ноября в Будапешт прибыл Янош Кадар и вновь сформированное правительство ВНР.

В ходе боевых действий потери советских войск составили 720 человек убитыми, 1540 ранеными, 51 человек пропал без вести. Больше половины этих потерь понесли части Особого корпуса, преимущественно в октябре. Части 7-й и 31-й гвардейских воздушно-десантных дивизий потеряли 85 человек убитыми, 265 ранеными и 12 человек пропавшими без вести. В уличных боях было подбито и повреждено большое количество танков, бронетранспортеров и другой боевой техники. Так, части из 33-й гвардейской механизированной дивизии потеряли в Будапеште 14 танков и самоходных установок, 9 бронетранспортеров, 13 орудий, 4 боевые машины БМ-13, 6 зенитных орудий, 45 пулеметов, 31 автомобиль и 5 мотоциклов.

Участие тяжелых танков ИС-3 в боевых действиях в Будапеште было единственным за время их эксплуатации в советских танковых частях. После мероприятий по модернизации машины, проводившихся в 1947-1953 годах и вплоть до 1960 года при проведении капитального ремонта сначала на заводах промышленности (ЧКЗ и ЛКЗ), а затем на заводах капитального ремонта министерства обороны, танки ИС-3 , получившие обозначение ИС-3М , эксплуатировались в войсках до конца 70-х годов.

Впоследствии часть машин была поставлена на хранение, часть – по истечении срока эксплуатации, а также замены новыми тяжелыми танками Т-10 – на списание или в качестве мишеней на танковых полигонах, а часть использовалась в укрепрайонах на советско-китайской границе в качестве неподвижных огневых точек. Как уже отмечалось выше, танки ИС-3 (ИС-3М ) вместе с тяжелыми танками ИС-2 и Т-10 с его последующими модификациями были сняты с вооружения Российской (Советской) Армии в 1993 году.

Хотя танк ИС-3 (ИС-3М ) и не принимал участия в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, во многих городах России он был установлен в качестве памятника в честь победы в этой войне. Большое количество этих машин имеется в музеях многих стран мира. Танки ИС-3М в Москве представлены в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе, в Музее Вооруженных Сил Российской Федерации, в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Во время серийного производства танк ИС-3 на экспорт не поставлялся. В 1946 году два танка были переданы советским правительством в Польшу для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. В 50-х годах обе машины несколько раз участвовали в военных парадах в Варшаве. Впоследствии до начала 70-х годов одна машина находилась в Военно-технической академии в Варшаве, а затем использовалась в качестве мишени на одном из учебных полигонов. Второй танк ИС-3 был передан в Высшую офицерскую школу танковых войск имени С.Чарнецкого, в мгузее которой он хранится по настоящее время.

В 1950 году один танк ИС-3 был передан Чехословакии. Кроме того, значительное количество танков ИС-3 было передано КНДР. В 60-х годах в двух северокорейских танковых дивизиях имелось по одному полку этих тяжелых машин.

В конце 50-х годов танки типа ИС-3 и ИС-3М были поставлены Египту. 23 июля 1956 года танки ИС-3 приняли участие в параде в честь «Дня независимости» в Каире. Большинство лее танков ИС-3 и ИС-3М из 100 машин, поставленных Египту, прибыли в эту страну в 1962-1967 годах.

Эти танки приняли участия в боевых действиях во время так называемой «шестидневной» войны, начавшейся 5 июня 1967 года на Синайском полуострове между Египтом и Израилем. Решающую роль в боевых операциях в этой войне играли танковые и механизированные соединения, основу которых с израильской стороны составляли американские танки М48A2 , английские «Центурион» Мк.5 и Мк.7, вооружение которых было модернизировано в Израиле путем установки более мощной 105-мм танковой пушки, а также модернизированные танки М4 «Шерман» с французскими 105-мм пушками. С египетской стороны им противостояли танки советского производства: средние Т-34-85 , Т-54 , Т-55 и тяжелые ИС-3 . Тяжелые танки ИС-3 , в частности, имелись на вооружении 7-й пехотной дивизии, занимавшей оборону на рубеже Хан-Юнис-Рафах. 60 танков ИС-3 состояли на вооружении и 125-й танковой бригады, которая занимала боевые позиции близ Эль-Кунтиллы.

Тяжелые танки ИС-3 (ИС-3М ) могли стать серьезным противником для израильтян, однако этого не произошло, несмотря на то, что несколько танков М48 было ими подбито. В условиях высокоманевренного боя танк ИС-3 проигрывал более современным танкам израильтян. Сказывались малый темп огня, ограниченный боекомплект и устаревшая система управления огнем, а также неприспособленность для работы в жарком климате двигателя В-11. Кроме того, сказалась и недостаточная боевая подготовка египетских танкистов. Невысоким был и морально-боевой дух солдат, не проявивших стойкости и упорства. Последнее обстоятельство хорошо иллюстрирует уникальный с точки зрения танкового боя, но типичный для «шестидневной» войны эпизод. Один танк ИС-3М был подбит в районе Рафаха ручной гранатой, случайно влетевшей в… открытый башенный люк, поскольку египетские танкисты шли в бой с открытыми люками, чтобы иметь возможность быстрее покинуть танк в случае его поражения.

Солдаты 125-й танковой бригады, отступая, просто бросили свои танки, в том числе и ИС-3М , которые достались израильтянам в совершенно исправном состоянии. В итоге «шестидневной» войны египетская армия потеряла 72 танка ИС-3 (ИС-3М ). К 1973 году в египетской армии имелся только один танковый полк, на вооружении которого состояли танки ИС-3 (ИС-3М ). На сегодняшний день данных об участии этого полка в боевых действиях нет.

А вот армия обороны Израиля использовала трофейные танки ИС-3М до начала 70-х годов, в том числе и в качестве танковых тягачей. При этом изношенные двигатели В-54К-ИС заменялись на В-54 с трофейных танков

Танк ИС-3М, переоборудованный израильтянами. На этом образце установлен дизель В-54 и крыша МТО от танка Т-54А. США, Абердинский полигон, 1990-е гг.

К арабо-израильской войне 1973 года израильтяне с нескольких танков ИС-3М сняли двигатели и трансмиссии, а на освободившихся местах разместили дополнительный боекомплект. Эти танки были установлены на наклонных бетонных площадках, что позволило обеспечить углы возвышения стволов танковых пушек до 45°. Два таких танка ИС-3 использовались в ходе «Войны на истощение» в 1969-1970 годах в укрепленном пункте «Темпо» («Окраль») так называемой «Линии Бар-Лева» (самый северный укрепленный пункт из расположенных вдоль Суэцкого канала, в 10 км к югу от Порт-Саида). Еще два танка типа ИС-3 , оборудованных аналогичным образом, были установлены в укрепленном пункте «Будапешт» (на берегу Средиземного моря, в 12 км к востоку от Порт-Саида). После израсходования запасов трофейных боеприпасов к пушкам Д-25Т эти машины в ходе боевых действий вновь попали в руки египтян.

Этот танк явился последней советской тяжелой машиной, принятой на вооружение и запущенной в серийное производство во время Второй мировой войны. При сохранении вооружения танка ИС-2, в ИС-3 по-новому решена конструкция брони носовой части, введен люк-лаз над местом механика-водителя, упразднены смотровые прорези в верхнем лобовом листе.

Оригинальная конструкция сварного корпуса и литой башни значительно повысили броневую защиту по сравнению с ИС-2, от которого в модификацию ИС-3 были заимствованы многие узлы и агрегаты. Устанавливались 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, радиостанция 10-РК-26, танковый прицел ТШ-17 и средства постановки дымозавес МДШ. В период с 1945 по 1946 год было выпущено более 2300 боевых машин этого типа.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса

46,0 - 46,5 т

Размеры:
длина

6900 мм

ширина

3150 мм

высота

2450 мм

Экипаж

4 человека

Вооружение

1x122- мм пушка Д-25Т 1 х 12, 7 -мм пулемет ДШК 1 х 1,62- мм пулемет ДТМ

Боекомплект

28 снарядов 250 патронов калибра 12,1 мм 156 патронов калибра 1,62 мм

Бронирование:
лоб корпуса

120 мм

лоб башни

250 мм

Тип двигателя

В-11-ИСЗ

Максимальная мощность 520 л.с.
Максимальная скорость 40 км/час
Запас хода

340 км

Из истории создания

Тяжёлый танк ИС-3 был создан в рамках программы модернизации ИС-2, принятой в апреле 1944 г. Проектирование новой машины велось конструкторами ЧКЗ под общим руководством Н.Л. Духова, руководителем проекта назначен М.Ф. Балжи.

Основные требования предъявлялись к повышению защищённости. Требовалось заменить литую конструкцию носовой части сварной, "обеспечив непробиваемость его в рабочем положении танка бронебойными и подкалиберными снарядами из пушек танков "Тигр" и "Пантера" со всех дистанций". Нуждалась в доработке и башня, как наиболее уязвимое место ИС-2.

С 18 по 24 декабря 1944 г. на НИБТ полигоне состоялись государственные испытания ИС-3 ("Кировец-1"). Испытания проводились пробегом и обстрелом из САУ "Шершень" и ИСУ-122 бронебойным снарядом с дистанции 600-800 м. На ходу танк вел себя удовлетворительно, при обстреле показал, что верхний лобовой лист корпуса не пробивается 88-мм бронебойным снарядом с 350 м (снаряд оставил вмятину глубиной 28-мм), а 122-мм бронебойным снарядом с дистанции 690 м (снаряд оставил вмятину глубиной 35-мм). Но лоб башни был пробит 88-мм бронебойным снарядом с дистанции 300 м, а борт и корма с 1000 м.

В итогах отчета по испытаниям было сказано:
"Танк ИС-3 полигонные испытания на 500 км выдержал, испытании на гарантийные 1000 км - не выдержал по причине выхода из строя вентилятора на 810 км. По эксплуатационным показателям и надежности танк ИС-3 равноценен танку ИС-2. Обстрел корпуса показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2. Модернизированный образец танка ИС-3 рекомендуется для принятия на вооружение с устранением недостатков, отмеченных в отчете" .

При разработке проекта ИС-3 были учтены выводы комиссии, исследовавшей во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Было обращено внимание на массовый характер поражения боевых машин в лобовую часть корпуса и башню. К оптимальной форме корпуса и башни пришли не сразу. Проект модернизации ИС-2 разрабатывался также и заводом №100. Именно его конструкторы предложили ставший впоследствии знаменитым двускатный "щучий" нос.

На машине, разработанной КБ ЧТЗ, нос машины был спрямленным, как у Т-34, но танк получил новую башню, представлявшую собой единую отливку в виде шарового сегмента, толщина которой в лобовой части достигала 230-мм. По ряду причин разработка затянулась. После длительного рассмотрения обоих проектов было принято решение объединить оба проекта и поручить Кировскому заводу на их основе разработать тяжёлый танк с использованием преимуществ обеих конструкций. Все эти предложения дали возможность создать машину в весе ИС-2 и в то же время повысить его бронестойкость в два с лишним раза.

Учитывая опыт войсковой эксплуатации танков ИС, конструкцию ходовой части, силовой установки и трансмиссии на ИС-3 оставили без изменений. Корпус сваривался из катаных броневых листов и не имел литых броневых деталей. Конструкция двухскатного наклонного носа позволила решить вопрос с размещением люка механика-водителя (на предыдущих моделях танков ИС люк отсутствовал), существенно улучшить обзорность с места водителя в положении "по-походному" и обеспечить высокую бронестойкость лобовой части корпуса. На испытаниях 88-мм бронебойный снаряд не пробил лобовую часть корпуса даже с дистанции 100 м. Для уменьшения пожароопасности топливные баки перенесли из боевого отделения в моторное.

Вооружение танка осталось прежним: 122-мм пушка Д-25 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, на крыше башни установлен 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. Курсовой и кормовой пулемёты отсутствовали.

Интересно на ИС-3 был устроен механизм поворота башни. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола орудия башня останавливалась.

Первые ИС-3 завод смог отправить на испытания лишь в феврале 1945 г. По их результатам танк был рекомендован к постановке в серийное производство после устранения выявленных недостатков.

30 декабря Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин дал "добро" на создание нового тяжелого танка в весовой категории с вооружением ИС-122 и с повышенной в два раза броневой защитой так, что корпус нового танка не пробивался бы самой мощной на тот момент 88-мм противотанковой пушкой обр. 1943 г. на курсовых углах до 60°.

20 февраля 1945 г. эталонный образец ИС-3 ("Объект 703") № 2 отправился для государственных испытаний, которые состоялись на НИБТполигоне, с 23 марта по 12 апреля 1945 г. Танк ИС-3 N9 3 поступил на полигон 26 марта, а 21 мая начальник техуправления ГБТУ Красной Армии Благонравов подписал комплект техдокументации на танк ИС-3, инициировав таким образом серийное производство указанного танка, настоящая жизнь которого началась уже после Победы.
К 1 мая 1945 г. ЧКЗ изготовил только 25 шт. ИС-3, часть которых еще проходила заводскую обкатку.

Танк ИС-3 опоздал на войну. К моменту подписания Акта о капитуляции Германии все танки еще находились на заводе, и в боевых действиях участия не принимали. Не участвовали они и в боях на Дальнем Востоке в августе - сентябре 1945 г. Лишь 7 сентября 1945 г. танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной армии в Берлине.


производство СССР
Первый серийный ИС-3
ИС-3 обр. 1945 года
Классификация тяжёлый танк прорыва
Боевая масса, т 46,5
Компоновка классическая
Экипаж, чел. 4
История
Год(ы) производства 1945-1946
Год(ы) эксплуатации 1945-1993
Количество выпущенных, шт 2311
Использовался
Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм 9850
Ширина корпуса, мм 3150
Высота, мм 2450
Клиренс, мм 465
Бронирование
Тип брони стальная литая и катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 110 / 82°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 110 / 56+30°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 110 / 63°
Борт корпуса (верх), мм/град. 90 / 60° +
30 / 30°
Борт корпуса (низ), мм/град. 90 / 0-60°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60 / 48°
Корма корпуса (низ), мм/град. 60 / 41°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Лоб башни, мм/град. 110
Маска орудия, мм/град. 250
Борт башни, мм/град. 110…220 / 0…60°
Корма башни, мм/град. 110…220 / 0…60°
Крыша башни, мм 20 / 82…90°
Вооружение
Калибр и марка пушки 122-мм нарезная Д-25T
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 28
Прицелы телескопический шарнирный ТШ-17, панорама Герца, боковой уровень
Пулемёт(ы) 1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм ДТМ
Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый
дизельный жидкостного охлаждения В-2ИС
Мощность двигателя, л.с. 520
то же, кВт. 328
Скорость по шоссе, км/ч 40
Скорость по пересеченной местности, км/ч 15
Запас хода по шоссе, км 185
Удельная мощность, л.с./т 11,2
Тип подвески индивидуальная торсионная
Ширина гусеницы, мм 650
Удельное давление на грунт, кг/см 2 0,87
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Ширина преодолеваемого рва, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,4

ИС-3 - советский тяжёлый танк . Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин » - официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943-1953 гг. в честь советского государственного, политического и военного деятеля, главы Советского правительства Иосифа Виссарионовича Сталина. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Эта боевая машина была разработана совместно конструкторскими бюро опытного завода №100 и Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) во второй половине 1944 - начале 1945 года под руководством Ж. Я. Котина, который одновременно возглавлял оба этих коллектива. В апреле 1945 года началось его серийное производство на ЧКЗ, первые танки покинули сборочные цеха в следующем месяце. Поскольку ни в Великой Отечественной, ни во Второй Мировой войне ИС-3 в боях не участвовал, он считается своеобразным «водоразделом» между военным и послевоенным периодами советского танкостроения и его часто называют первым послевоенным советским танком.

Стимулом для создания ИС-3 стало стремление обеспечить надёжную защиту тяжёлых танков ИС от наиболее мощных немецких противотанковых средств - 88-мм и 128-мм пушек с зенитной баллистикой. Конструкторские коллективы опытного завода №100 и ЧКЗ интенсивно работали над этим вопросом сразу ещё с начала 1944 года. Каждый из них имел свои наработки с оригинальными техническими решениями - литой башней куполообразной формы и корабельной («щучьей») формой лобовой оконечности танка. Решением народного комиссариата танковой промышленности было решено воплотить их все в одной машине, которая получила обозначение «Объект 703» и собственное название «Кировец-1». После успешных испытаний её запустили в серийное производство и первая партия выпущенных танков представляла СССР на Параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года. Как наиболее современный танк ИС-3 почти сразу же после войны был направлен на программу устранения конструктивных недостатков (УКН), целью которой стало доведение характеристик надёжности машины до уровня, соответствующего требованиям мирного времени, которые были гораздо строже аналогичных правил военных лет. Поэтому являются неправомерными утверждения о том, что ИС-3 был гораздо менее надёжен, чем ИС-2 . Тем более что по своей сути ИС-3 представлял собой «начинку» ИС-2, установленную в новый броневой корпус. Тем не менее серийное производство ИС-3 было недолгим и окончилось в 1946 году после выпуска 2311 машин. Причиной послужил случай на тестовых стрельбах, когда снаряд попал точно в сварной шов «щучьего носа» и от возникших механических напряжений все сварные швы танка лопнули. Усиление сварных швов верхней лобовой детали было немедленно введено в программу УКН, но сам ИС-3 сразу же был выведен из категории перспективных образцов боевой техники. Он был заменён в производстве небольшой серией тяжёлых танков ИС-4 с традиционной формой лобовой оконечности, которые тоже далеко не полностью устраивали руководство страны. В итоге к «щучьему носу» вернулись в конструкции тяжёлого танка ИС-10 (Т-10) после существенной доработки его снарядостойкости.

Единственным боевым применением советских ИС-3 стало подавление венгерского восстания 1956 года, несколько танков было потеряно. В конце 1950-ых годов ИС-3 прошли модернизацию до уровня ИС-3М с заменой двигателей, прицельного и коммуникационного оборудования. Внешне от исходного варианта ИС-3М заметно отличались установкой ящиков для вещей экипажа, части запасного инвентаря и принадлежностей на надгусеничных полках и длинного противогрязевого щитка для верхней ветви гусеницы. Обе модификации массово поставлялись в Корейскую Народно-Демократическую Республику и Арабскую Республику Египет. Египетские ИС-3 приняли участие в арабо-израильских войнах, некоторое их количество было захвачено израильскими войсками и поставлено на их службу. Они использовались и как боевые, и как вспомогательные машины, а также в качестве несамоходных бронированных огневых точек. Единичные ИС-3 имелись в вооружённых силах Польши и Чехословакии. До настоящего времени сохранилось достаточно большое количество ИС-3 и ИС-3М в качестве музейных экспонатов и танков-памятников в различных странах.

Источники информации

Литература

  • М. Б. Барятинский ИС-3. Последний танк Второй мировой . - Москва: Коллекция; Эксмо; Яуза, 2010. - 96 с. - (Война и мы. Танковая коллекция). - 2500 экз.
  • И. Желтов, И. Павлов, М. Павлов, А. Сергеев Танки ИС // Танкомастер (спецвыпуск)
  • М. Н. Свирин Танковая мощь СССР . - Москва: Эксмо и др., 2008. -