Частица пояса пресвятой богородицы чем помогает. Святыни Афона: секреты Пояса Пресвятой Богородицы


Пояс Богородицы будет находиться в Санкт-Петербурге 20-24 октября, Екатеринбурге - 24-27 октября, Норильске - 27-29 октября, Владивостоке - 29 октября-1 ноября, Красноярске - 1-4 ноября, Нижнем Новгороде - 4-6 ноября, Дивееве - 6-7 ноября, Саранске - 7-10 ноября, Самаре - 10-13 ноября, Ростове-на-Дону - 13-16 ноября, Калининграде - 16-19 ноября и Москве - 19-23 ноября.

Святой Пояс Богородицы и Ватопедский монастырь

Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его .

В первые века христианской эры он находился в . Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привез его в Иерусалим. Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь.

Поначалу святыню поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь. В царствование Льва VI Мудрого (886-912) Пояс принесли в императорский дворец, и с его помощью исцелилась супруга василевса Зоя.

Она была обуреваема нечистым духом, и император молился Богу об исцелении. Было ей видение, что она излечится от своей слабости, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда император попросил патриарха открыть раку.

Патриарх снял печать и открыл раку, в которой хранилась реликвия. Пояс Божией Матери оказался целым и невредимым от времени. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от своего недуга.

В знак благодарности Божией Матери императрица вышила весь Пояс золотой нитью. Так он приобрел тот вид, который имеет сегодня. С благодарственными гимнами он вновь был помещен в раку, а рака запечатана.

В XII веке, в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), официально был учрежден праздник святого Пояса, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.

Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было и то, что Пояс оказался выкраден и доставлен в Болгарию. Позже он попал к сербам.

Князь Лазарь I отдал Пояс вместе с частицей истинного Креста в дар Ватопедскому монастырю. С тех пор он хранится в святилище, расположенном в кафоликоне, главном монастырском соборе.

В правление турок братия монастыря брала с собой Пояс при своих отъездах на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию. Они делали это с целью распространить благодать святыни, поднять дух порабощенных греков и избавить их от случавшихся эпидемий.

Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы. Вот лишь несколько примеров.

Однажды жители Эноса попросили, чтобы для них доставили святой Пояс, и монахов, сопровождавших реликвию, приютил у себя дома священник. Его жена тайком отрезала лоскут от Пояса. Когда отцы собрались обратно и сели на корабль, он не тронулся с места, хотя на море стояла тишь. Жена священника, завидев это странное происшествие, поняла, что поступила неправедно, и вернула монахам часть Пояса. Корабль тотчас же отплыл.

Лоскут так и остался отделенным. Впоследствии произошел похожий случай.

Во время войны за независимость Греции святой Пояс был доставлен на Крит по просьбам его жителей, страдавших от чумового поветрия. Но когда монахи собирались вернуться в свою обитель, турки их арестовали и увели на казнь. Тем временем британский консул Доменикос Санантонио выкупил святой Пояс, и его отвезли в Санторин, где была новая резиденция дипломата.

Сразу же эта новость разнеслась по острову. Местный епископ известил Ватопедский монастырь, и его настоятель Дионисий отправился в Санторин. Консул запросил 15000 пиастров выкупа за Пояс. Островитяне проявили единодушие и смогли собрать эту сумму. Так святой Пояс был возвращен, и игумен Дионисий отвез его в Ватопед.

Жена консула поступила так же, как супруга священника в Эносе. Она втайне от мужа отрезала небольшой лоскут от святого Пояса, прежде чем его вернули игумену Дионисию. Через недолгое время ее муж скоропостижно преставился, а ее мать и сестра тяжко заболели. В 1839 г. она послала в монастырь письмо с просьбой, чтобы из монастыря прислали нарочных, которые получили бы от нее отрезанный лоскут.

В 1864 г. святой Пояс привезли в Константинополь, когда в нем свирепствовала холера. Едва только судно, на котором был Пояс, приблизилось к гавани, пагуба прекратилась, и никто из пораженных ею не умер.

Это странное чудесное событие возбудило любопытство султана. Он повелел, чтобы Пояс доставили в его дворец, и он смог бы его почтить.

Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек из квартала Галата обратился с просьбой, чтобы его принесли к нему домой. Сын его тяжело болел, но когда святой Пояс доставили, тот уже скончался. Однако монахи не теряли надежды. Они попросили, чтобы им показали останки, и как только на них положили Пояс, юноша восстал из мертвых.

В 1894 г. жители города Мадита в Малой Азии пожелали, чтобы туда привезли святой Пояс, поскольку саранча опустошала их посевы и портила плодовые деревья. Когда судно, на котором находился Пояс, подошло к гавани, небо затмили тучи саранчи, которая вслед за тем ринулась в море, и корабль не мог отдать якорь. Мадитяне на берегу, увидев чудо, стали непрерывно петь гимн «Кирие елейсон» (Греческое Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!»).

Вплоть до нашего времени посредством святого Пояса совершается множество чудес. Так, женщины, страдающие бесплодием, получают тесьму от ковчежца, где хранится Пояс. Если у них есть вера, то обретают во чреве.

Чудеса, происходившие при посредстве святого Пояса Пресвятой Богородицы

Прекращение мора

«В Эносе моровое поветрие чумы прекратилось благодатным действием святого Пояса Богородицы».

Из Эноса святой Пояс перевезли в Дидимотихон. В другом письме, от 12 сентября, этот же отец сообщает:

«Здесь, как и в Эносе, мор прекратился благодатью святого Пояса».

Избавление от нашествия саранчи

Отец Косма Хрисулас в отчете для монастыря пишет:

«В 1915 г. мы попросили, чтобы в наше село Неохори, а также в Каллиполеос принесли святой Пояс из Ватопедской обители. Причиной тому было нашествие саранчи. Когда Пояс доставили, в небе появились стаи птиц, которые принялись саранчу поедать. Так мы были спасены от этого бедствия».

Святой Пояс на Итаке

На острове Итака реликвию – светло-коричневый пояс, вышитый золотой нитью, хранила г-жа Евфимия Софиану из Вафу. Эту святую реликвию св. Иоаким дал ее бабушке по матери Марии Молфеси-Софиану.

Пояс помещался возле домашнего иконостаса, и его давали девушкам, которые повязывали его вокруг головы или живота во время таинства венчания в качестве своего рода знака девственности. Это считалось великим благословением. Затем его возвращали семье Софиану.

В последний раз его отдали семье беженцев в 1935 г. В этой семье был обычай перекрещивать этим поясом больных детей. К несчастью, реликвия была утрачена при разрушительном землетрясении в 1953 г.

Cпасение от засухи

В 1957 г. несколько жителей Фасоса прибыли в монастырь. Они просили о том, чтобы святой Пояс доставили на их остров. Дело в том, что несколько лет там не выпадал дождь, и засуха грозила обезлюдением. Отцы согласились и решили отправиться на Фасос несколько дней спустя.

По монастырской традиции, когда святой Пояс покидает стены обители, отцы сопровождают святой Пояс в торжественном ходе к небольшому порту. Они держат хоругви и кадило, разносится звон церковных колоколов. По пути к морю поют молебный канон Божией Матери.

Так было и в тот день, и отцы взошли на борт небольшого судна, отходившего на Фасос, который был на расстоянии 2-3 часов плавания. Погода стояла ясная, и не было никаких знаков, что надвигается дождь.

Когда они добрались до порта Фасоса, там уже шел ливень, столь сильный, что они не могли покинуть судно. И они вернулись в монастырь, воздавая хвалу Пресвятой Богородице, которая вмешалась и спасла благочестивых островитян, видя благость их намерений и внемля их призывам.

Перевод Сергея Акишина специально для .

Молитвы к поясу Пресвятой Богородицы

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Благодарим монастырь Ватопед на Святой горе Афон за предоставленные фотографии.

История Пояса Пресвятой Богородицы

Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы, своим девством и материнством послужившей делу человеческого спасения. Значение Божией Матери для дела нашего спасения Церковь явным образом утвердила в своем календаре, установив в году пять великих богородичных праздников (Рождество, Покров, Введение, Благовещение, Успение), а также праздники в честь чудотворных икон Пречистой Девы и событий, связанных с Её особым заступничеством за род христианский.

Церковный год начинается и заканчивается праздниками, посвящёнными Деве Марии: Её Рождество Церковь празднует в начале года (8/21 сентября), а Успение – в конце (15/28 августа). Но немногие, наверное, знают, что и самый последний день церковного года – 31 августа (13 сентября) – тоже посвящен Богородице. В этот день Церковь празднует Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

Древний Константинополь обладал тремя святынями, которые позволяли считать его городом Божией Матери: в монастыре Одигион хранилась икона Божией Матери Одигитрии, написанная евангелистом Лукой; Риза Девы Марии – во Влахернах и Пояс Богородицы – в Халкопратии.

Ковчег с поясом Пресвятой Богородицы

Частицы Ризы Богородицы приносились на Русь дважды – в XIV и XVII веках – и по сию пору сохраняются в Русской Церкви как великие святыни. С течением времени на Руси появились и свои чудотворные иконы Одигитрии (например, Смоленская). Поэтому неудивительно, что в России более известны праздники и храмы в честь Положения честно?й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (или Ризоположения, отмечается 2/15 июля) и чудотворных икон Богородицы.

Третья великая святыня Константинополя и всей Православной Церкви - Пояс Богородицы – в России впервые.

Согласно преданию, отражённому в Минологии византийского императора Василия II (958–1025), Пояс и Риза (мафорий) Божией Матери незадолго до Её Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение сохранялись в Палестине. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395–408) Пояс Пресвятой Богородицы в драгоценном ковчеге был перенесён в Константинополь и торжественно установлен в церкви, расположенной в Халкопратии («Медный торг»), ремесленном городском районе. Пояс в ковчеге был запечатан золотым хрисовулом (печатью) императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Константинополе и точная дата этого события – 31 августа (по юлианскому календарю).

Риза Богородицы с V века хранилась в другом очень почитаемом храме, расположенном во Влахернах – северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог. Оба храма были построены для этих святынь дочерью императора Аркадия святой благоверной царицей Пульхерией (399–453).

Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что св. Пульхерия в Халкопратии в честь Богородицы «установила ночные молитвы и процессию каждую среду, её она возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую сама заправляла». В следующем веке Патриарх Тимофей I (511–518) постановил совершать в похвалу Богоматери процессию каждую пятницу из Влахернской церкви в Халкопратийский храм. Эти особые богослужения были учреждены в подобие процессии от Св. Сиона в Гефсиманию на праздник Успения в Иерусалиме.

Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии

Вероятно, в связи с богослужебными процессиями из одного храма в другой или по причине разделения Пояса на части некоторые исторические источники сообщают, что Пояс Богородицы хранился также и во Влахернском храме вместе с Её Ризой. Об этом упоминает св. Андрей Критский (VIII в.), Патриарх Евфимий (907–912), Никифор Каллист (XIV в.). Все русские паломники, посещавшие церковь Богородицы во Влахернах в поздневизантийский период, сообщают, что поклонялись там «Ризе и Поясу» Богоматери.

Это обстоятельство запечатлено в православной иконографии праздника, иногда объединяющей два события: положение во Влахерне и Пояса, и Ризы Богоматери. Известна икона мастерской Дионисия «Положение Пояса и Ризы Богоматери» (ок. 1485). Однако существуют и иконы, изображающие положение Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии. На некоторых иконах явственно видно, что полагается именно Пояс, а не Риза.

Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX веке известный византийский гимнограф св. Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», ковчег с Поясом Богоматери не открывали на протяжении столетий.

Однако случилось так, что тяжело заболела жена императора Льва VI Мудрого (886–912) Зоя Карбонопсина («Угольноокая»). Долгое время она страдала от болезни, врачебные средства от которой не помогали. Как рассказывает Минологий, императрицу мучил нечистый дух.

Эммануил Тзанес. Чудо святого Пояса

«По сей причине, – повествует свт. Дмитрий Ростовский в Четьи-Минеях за 31 августа, – царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. О сём видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил Патриарха открыть Пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный Пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все облобызали его с благоговением. И как только Патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.

Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили Честный Пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царскою печатью…»

Это событие нашло своё отражение в иконографии.

Свт. Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский (907–912), составил Слово «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего», а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность. После смерти мужа, императора Льва (912), и его брата-соправителя Александра (913) Зоя Карбонопсина некоторое время была регентом при своём малолетнем сыне Константине VII Багрянородном (905–959). Но в 919 году власть в империи захватил Роман I Лакапин, который женил Константина на своей дочери Елене, а Зою удалил в Петрий, где она постриглась в монастыре св. Евфимии. История сохранила для нас её образ на византийских монетах того времени.

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). В 1028 году византийский император Роман III Арги?р (Аргиро?пуло) (1028–1034) после войны и заключения мира с Грузией скрепил политический союз с ней, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (1027–1072). Елена, в свое время получившая исцеление от Пояса Богородицы, с разрешения императора привезла с собой в дальнюю страну его часть. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения реликвии. И доныне эта святыня хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

Часть пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь св. великомученик Лазарь I Хлебельянович (1372–1389), погибший в битве с турками на Косовом поле, благотворитель многих церквей и монастырей в Сербии и на Афоне (сербского Хиландарского, русского Пантелеимонова, Лавры св. Афанасия) подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса афонскому Ватопедскому монастырю.

В Ватопедском монастыре Пояс разделили ещё на две части. Одну из них поместили в крест, другую в ковчег и во время эпидемий выносили к народу, и страждущие получали от него исцеление. Пояс Богородицы прославился множеством чудес.

В настоящее время Ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Известно, что благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы эти пояски помогают в исцелении раковых и других больных, а также бесплодия у женщин. Монахи раздают верующим своеобразную памятку о том, как надо пользоваться освященными поясками. В ней говорится, что «больной опоясывается этим пояском на какое-либо время, живя в покаянии, исповедуясь и причащаясь Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому по возможности пост и супружеское воздержание во время ношения пояска». При этом отмечается, что «духовная жизнь в покаянии и постоянном участии в Таинствах Церкви должна, конечно, продолжаться в течение всей жизни, поскольку она является единственным способом нашего общения и единения с Богом».

http://www.cnsr.ru/

Богоприемное твое чрево Богородице, объемший пояс твой честный, держава стаду твоему необоримая, и сокровище есть благих неоскудное, едина рождшая Приснодева.

Дева Мария сплела Пояс своими руками. А перед смертью отдала его двум иерусалимским вдовам

Изменить размер текста: A A

Какова история одной из главных святынь православного мира? Мы задались этим вопросом и вот что узнали.

Пояс, по преданию, Богородица сплела сама из верблюжьей шерсти. А перед успением (смертью) отдала свой Пояс и ризу двум иерусалимским вдовам. Женщины передавали святыни из поколения в поколение.

В IV веке Пояс был перенесен в Константинополь , помещен в ковчег, который скрепили печатью и установили в церкви. Более пяти веков ковчег не вскрывали. А открыли ковчег по велению византийского императора Льва VI (886-912 годы). Дело в том, что его жена Зоя была очень больна, как описывают православные историки, "мучима духом нечистым, по сей причине царь и его родственники были весьма опечалены".

Родня молилась о выздоровлении царицы - но болезнь не отступала. Однажды Зое приснилась Божья Матерь. И во сне она сказала Зое, что нужно попросить патриарха окрыть ковчег, достать ее Пояс, он и поможет царице излечиться. Царица рассказал о видении мужу. Тот попросил патриарха открыть ковчег. К удивлению присуствующих, Пояс Богоматери оказался совершенно целым - века оказались невластны над святыней. Как только патриарх поднял Пояс на царицей Зоей - она тотчас же излечилась. В благодарность она вышила Пояс злотыми нитями. Именно это, считается, помогло ему сохраниться до сегодняшнего дня.

После падения Константинополя Пояс был разделен на три части. Одна часть Пояса оказалсь на Афоне , в Ватопедском монастыре, вторая в монастыре на Кипре , третья - в грузинском Зугдиди . В начале XIX века царевна Нино подарила часть Пояса императору Александру I. Но русский император, украсил святыню драгоценными камнями и вернул ее обратно в Грузию , велев построить в Зугдиди специальную церковь для ее хранения.

Часть Пояса из Ватопедского монастыря и привезли в Россию . 200 лет реликвия не покидала стен монастыря, а в России не была никогда. И, как намекнул в аэропорту Внуково -3, где встречали реликвию, игумен Ватопедского монастыря, сопровождающий святыню, "наверное, больше никогда и не прибудет в Россию". Монахи пошли навстречу просьбам патриарха Кирилла, Фонда Андрея Первозванного и паломников из России (доступ женщинам на Афон закрыт). Пришедшим поклониться святыне ватопедские монахи раздают пояски, которые делают сами и освящают на Поясе Пресвятой Богородицы.

Недавно сопровождающий реликцию в России игумен Ватопедского монастыря архимадрит Ефрем ответил на важные вопросы , которые возникают у людей, желающим прикоснуться к Поясу.

- Помогает ли Пояс Богородицы в просьбе девушки о замужестве?

Богородица во всём помогает. Неплохо, если молодая девушка просит Богородицу, чтобы она послала хорошего молодого человека, или если юноша молится о том, чтобы Бог послал ему хорошую девушку. Здесь нет ничего плохого

. - Как правильно носить поясок? Можно ли его стирать?

Как пояс обычный носите, так и этот поясок носите. Стирать его можно. Но первую воду не выливайте в канализацию, а полейте, например, дерево, потому что поясок всё-таки освящён.

- Можно ли прикладываться к Поясу в нечистоте?

Если имеются в виду периоды, которые бывают у женщин, то здесь большая ошибка совершается, к сожалению, в России, что к иконам не прикладываются, некоторые в храм не ходят. Это ошибка. Только не причащаются. Всё остальное можно делать. Это что значит, раз женщина подвергается естественным явлениям женской природы, она что, нечестная и нечистая? Это не так.

- Если человек попадает к Поясу Пресвятой Богородицы вне очереди, сходит ли на него благодать?

Сходит (смеётся).

Пояс Пресвятой Богородицы просили привезти в разные страны, но им было отказано. Почему такая милость была оказана России?

Лет шесть нас просили привезти Пояс. К нам приезжали гости, известные и неизвестные, министры и епископы. Даже ваш Святейший Патриарх после того, как написал письмо в нашу обитель с просьбой привезти Пояс, чтобы быть уверенным в своём успехе, написал письмо и во Вселенскую Патриархию. И действительно, нас эти два фактора как-то обязали. Но, кроме этого, и мы тоже этого очень желали. Когда господин Путин встречал святыню в аэропорту Санкт-Петербурга , он в личной беседе поблагодарил нас за то, что мы привезли Святой Пояс в Россию, когда у всего мира и у вас, в том числе, идёт кризис. Сказал, что народ очень в этом нуждается.

КСТАТИ

К поясу Пресвятой Богородицы приложилось 2 миллиона человек

Порядок возле храма Христа Спасителя поддерживают более 14 тысяч полицейских

Для поклонения святыне, которая будет находиться в храме Христа Спасителя до 27 ноября, ожидается приход большого количества верующих из числа жителей Москвы , а также паломников из других городов ().


ДОСЛОВНО

Актер Дмитрий ДЮЖЕВ:

Я уже побывал у Пояса Богородицы. Прикоснулся к ковчегу. Отстоял в многочасовой очереди. Но какие мысли меня посетили, о чем были чаяния и мольбы, поведать не могу. Очень личное. Верю, что Пояс Богородицы как великая святыня обладает чудодейственной силой.

ЧУДО

Поясок подарил семье москвичей маленького Афоню

В семье наших друзей очень долго ждали мальчика, - рассказал читатель «КП » Александр Майский. - Папе стукнуло сорок, когда он решился на поездку. Один ребенок в семье уже был - лапочка дочка. Очень хотелось и мальчика. Но никак не получалось - после рождения девочки у матери появились серьезные проблемы со здоровьем. И вот, получив благословение в патриархии, друг поехал. Прожил на Афоне несколько недель. Вернулся с пояском. Просветленный, постройневший, помолодевший.

Через девять месяцев в семье родился мальчишка - белокурый и пухлощекий. Назвали в честь месторасположения монастыря в Афоне - Афонасием. Для домочадцев и друзей - Афонька. Имя редкое, услышав его многие удивляются: «Зачем таким странным именем назвали?» А папа в ответ лишь улыбается: «Так Господу было угодно».

ВОПРОС ДНЯ

Чем объяснить ажиотаж вокруг православной реликвии?

Отец Елисей, настоятель храма Иоанна Кронштадтского, Волгоград:

Трудно объяснить желание сразу стольких людей прикоснуться к святыне. Каждый, наверное, руководствовался чем-то своим. Однако меня очень порадовало то, что русские люди, маловерные и малоправославные, наконец-то стали тянуться к вере.

Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий:

Это великая тяга русского народа к чуду. Такова наша ментальность - скорее мы ждем чудес, чем сами меняем жизнь к лучшему. Но, с другой стороны, пусть люди уж лучше стоят в очереди к церкви, чем в очереди за водкой.

Роман СЕЛАНТЬЕВ, религиовед:

Реликвия хранится на горе Афон, куда не пускают женщин. И это единственная возможность, когда они могут к святыне приложиться. Поэтому при организации поклонения надо было, конечно, отдавать преимущество слабому полу.

Дмитрий БЫКОВ, поэт, писатель, публицист:

Из всех ценностей, которые знала Россия, ей милее всего христианские. А Богородица - олицетворение милосердия, которого нам сейчас не хватает больше всего.

Зинаида КИРИЕНКО, актриса:

У людей очень много проблем. И они надеются, что хоть это им поможет.

Михаил БУЯНОВ, президент Московской психотерапевтической академии, профессор, врач-психиатр:

Во-первых, ажиотаж связан с невежеством людей: думают, что кто-то за них чудесным образом решит мгновенно все их проблемы. Во-вторых, причина - в отчуждении людей друг от друга, когда ты не знаешь, кто тебе поможет, а кто подножку поставит. Но главная причина - разрушение здравоохранения. Однако никакие Богородицы и никакие инопланетяне людям реально не помогут.

Мария МОЛЧАНОВА, слушательница радио «Комсомольская правда» (97,2 FM):

В детстве мы все верим в чудеса: в волшебные палочки, ковер-самолет, золотую рыбку... Вырастая, мы становимся реалистами и циниками. Но чем старше мы становимся, тем больше возвращаемся в детство, и опять хочется поверить в чудеса и вернуться в сказку.

Вера, читательница сайта KP.RU, Москва:

Народ давно никому не верит, а святая реликвия очищает, вселяет веру и надежду, укрепляет дух. Вот это пример истинного воссоединения народа, его чаяний, надежд и стремлений.

А вы какого-то чуда ждете?

Протоиерей Игорь ФОМИН, клирик Казанского собора на Красной площади:

Чудное воскресение души человеческой и служение ближнему. Те, кто стоит в этой очереди, примут особую благодать, если смогут помочь тем, кто сейчас находится рядом с ними. Я планирую собрать свою семью и стать в очередь в одну из ближайших ночей.

Михаил ВИНОГРАДОВ, психиатр-криминалист:

Чудес от Пояса никаких не жду. У меня ко всем реликвиям церковным настороженное отношение, потому как не верю в посредников и самим посредникам. А чуда жду только одного - чтобы в этом столпотворении никого не задавили, чтобы не было инфарктов и дети уцелели.

Алексей МИТРОФАНОВ, политик:

Я хочу полететь в космос. Это было бы чудом. Впрочем, первому космическому туристу был 61 год, у меня еще целых 12 лет (смеется). Если серьезно, то чудом для нас всех была бы цена нефти в 200 долларов за баррель.

Агван МИКАЕЛЯН, директор компании «ФинЭкспертиза»:

Чудом будет, если появится модель развития экономики страны. Мы отовсюду слышим, что старикам нужны высокие пенсии, а молодым - хорошие зарплаты, но никто четко не скажет вам, откуда все это брать. Экономика превращается в шоу.

Дмитрий ДЮЖЕВ, актер:

Обязательно отстою в этой многочасовой очереди, чтобы прикоснуться к Поясу. А молюсь я всегда только об одном чуде - чтобы перед смертью Бог дал мне возможность исповедаться.

Георгий ДАНЕЛИЯ, режиссер:

Чудом будет, если я умру в отличном настроении, зная, что с семьей, друзьями и страной все хорошо. Представляете, как обрадуются те, кто уже там, когда я им об этом расскажу?

Сергей СМИРНОВ, руководитель Института социальной политики Высшей школы экономики:

Я бы хотел увидеть чудо добра. Чтобы люди стали добрее друг к другу, снисходительнее к проступкам ближнего. Чтобы сиюминутные заботы не заслоняли вечных истин - истин религиозных, если человек верующий, или норм простой порядочности для всех остальных.

Максим АВЕРИН, актер, звезда сериала «Глухарь»:

Конечно. Хочется, чтобы божья благодать снизошла на нашу страну, чтобы Россия воспрянула. Но только просить нужно не нефти и золота, а спокойствия души.

Лариса ИЛЬЧЕНКО, олимпийская чемпионка по плаванию на открытой воде, Волгоград:

Я не привыкла ждать чудес. Считаю, чтобы чудо случилось, надо для этого что-то сделать, постараться. Надеюсь всегда на свои силы. Не видела, чтобы кому-то счастье просто так на голову свалилось.

Мурзик, читатель сайта KP.RU, Москва:

Я чудес стараюсь не ждать, а делаю их сам.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ФОРУМ НА KP.RU

Татьяна:

Я - верующий человек, но не вижу в этом фанатизме ничего правильного. Не слышала, чтобы в Греции , например, откуда привезли Пояс, толпы людей сутками выстаивали в очереди, желая приложиться к святыне.

Сергей:

Совсем забили людям голову. Когда же, наконец, народ станет верить в себя?

Гостья:

У меня была опухоль, злокачественная. Врачи сказали, что помочь уже не смогут. И я стала просто молиться. Через 3 месяца у меня ничего не обнаружили. Как тут не верить?

Михаил:

Забыли заповеди? «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».

Катерина:

Хотят люди верить - пусть верят, это их право! По крайней мере, православие не нуждается в жертвоприношении…

Алексей:

А мы приехали поклониться Поясу Пресвятой Богородицы вечером в воскресенье и простояли в очереди на улице всего 15 минут, потому что народу было мало!

Ответ спецкора «КП» Евгении Супрычевой, стоявшей в очереди к Поясу Богородицы:

Сомнительно. В выходные, наоборот, толпа была в два раза больше, чем в будни. Но отчасти Вы правы, если приехать после часа ночи, то можно«проскочить» за 2-3 часа.

Лариса:

Однажды ночью, в углу комнаты, я увидала образ Пресвятой Богородицы. А через месяц узнала, что беременна. Это была моя единственная, долгожданная беременность. С тех пор я верю во все это.

Нина:

Помогает не Пояс, не икона, а ВЕРА.

Ответ спецкора «КП» Евгении Супрычевой:

Это точно. Многие стояли в очереди, отбывая повинность. Дескать, главное – прикоснуться, и чудо гарантировано. А на самом деле ничего ведь не гарантировано...

Евгений:

Поражает то, что верующих стало больше, а зло и ненависть друг к другу никуда не делись…

Ответ спецкора «КП» Евгении Супрычевой :

Номинально стало больше, а фактически - нет. Если человек ходит по праздникам в церковь и красит яйца на Пасху, это не означает что он верующий. Просто он поступает так, как принято.

Лара:

Все это, конечно, хорошо - подумать о душе... Но перекрыли дороги, на работу не добраться. Сотни опоздавших… Нужно было продумать все.

13 сентября православные отмечают положение честного Пояса Пресвятой Богородицы. История обретения, путешествий и чудес этой святыни захватывает дух.

Утешение апостола Фомы

Как известно, апостол Фома не участвовал в погребении Девы Марии - в это время он был в районе Индии и распространял там Благую Весть. Только на третий день он прибыл в Иерусалим. Скорбя и желая проститься с Богородицей, он просил апостолов открыть ее гробницу. Открыв же, апостолы изумились, потому что гробница оказалась пуста. В ней остались лишь погребальные пелены, от которых шло дивное благоухание. "Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?" - пишет Дмитрий Ростовский. В ответ на их вопрошание, Богородица явилась апостолам за вечерей и приветствовала их словами: «Радуйтесь! - ибо Я с вами во все дни».

Однако существует предание, что на третий день, то есть до этого явления, Богородица явилась апостолу Фоме по его молитве. Чтобы утешить его, она бросила ему свой пояс с неба. Это предание запечатлено на православных иконах, а на святой горе Афон есть фреска VI века с изображением Фомы, приносящего пояс остальным ученикам.

Императрица Зоя и нечистый дух

Золотой ковчег, в который долгое время был заключен почитавшийся как великая святыня пояс, впервые был открыт в конце IX - начале X века в царствование императора Льва Мудрого. Сделано это было с разрешения патриарха для жены императора Зои, обуреваемой нечистым духом. Император молился Богу об исцелении своей жены. И произошло видение, что та излечится от своей слабости, если на нее положат пояс Богородицы. Когда ковчег был вскрыт, оказалось, что пояс, пролежавший в нем почти десять веков, не истлел. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от нечистого духа. В знак благодарности Божией Матери Зоя вышила весь Пояс золотой нитью. После этих событий святой Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский, составил Слово в «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего».

Разделение пояса

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса).

Елена, племянница византийского императора Романа III Аргира (Аргиропуло), получила исцеление от пояса Богородицы. Когда в 1028 году после войны с Грузией император заключил с ней мир, он выдал Елену за грузинского царя Баграта IV Куропалата, чтобы скрепить политический союз. С разрешения императора невеста привезла с собой в дальнюю страну часть Пояса. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I. Удивительна реакция российского царя. Украсив ковчег драгоценными камнями, он послал его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения святыни. И доныне эта часть Пояса хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

Ватопедский монастырь

В Ватопедском мужском монастыре на Святой горе Афон в Греции хранится часть пояса Пресвятой Богородицы, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую когда-то отбили у византийцев болгары. Это - дар сербского князя Лазаря Хребеляновича, правившего в XIV веке - последнего независимого правителя Сербии. Этот князь прославлен в лике святых Сербской православной церкви как великомученик.

История обители настолько тесно переплетена с историей Пояса, что уже не мыслится отдельно от нее. Об этом свидетельствует и прозвище «агиазониты» (то есть «святопоясники»), данное на Афоне ватопедским монахам.

Храм Пояса Богородицы в Сирии

В городе Хомс (древней Эмесе) существует храм, посвященные Поясу пресвятой Богородицы, знаменитый "Умм Зуннар". По традиции этих мест, святыню поместили в серебряный цветок на ножке-подставке. В центре растения, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 сантиметров. По преданию, это часть пояса Богородицы. Обрели ее в 1953 году после того, как в монастыре в Мардине (современная Турция) был обнаружен старинный манускрипт на арамейском языке. В этом манускрипте и было указано место, где хранится половина пояса, которую Фома взял с собой. От этой части святыни также происходят многочисленные исцеления по молитвам верующих. В "Умм Зуннаре", рядом с украшенной живыми цветами нишей, где хранится Пояс Богородицы, стоит кувшин. В него верующие люди бросают записки, адресованные Небесной Заступнице.

Много поясков

Православные верят, что список с чудотворной иконы так же свят, как и оригинал, что камень из святого места, привезенный домой, может сотворить чудо по вере паломника. Так и маленькие пояски, сделанные монахами Ватопедского монастыря и освященные на поясе пресвятой Богородицы, обладают той же силой, что и сам пояс - силой веры молящегося. Эти пояски люди передают друг другу, делят на части, посылают в разные страны. Многие пишут об исцелениях не только по "оригиналу", но и через эти посланные им простые пояски и их части. Считается, что в паломничестве важен путь, в очереди к святыне - молитвенное (пред)стояние в этой очереди - то есть подготовка, молитва и встреча со святыней - одно.

Божественная мера и чудо исцеления

Пояс Пресвятой Богородицы - не только реликвия и святыня, но и эталон, божественная мера, которая использовалась при строительстве соборов. Например, пропорции Благовещенского собора Дивеевского монастыря определены поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют двадцать поясов в ширину (24 м.), тридцать в длину (36 м.), пятьдесят в высоту (60 м.). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам. Пояс стал мерой для постройки целого ряда Богородичных храмов на Руси, в том числе Успенской церкви в Ростове и Успенской церкви в Суздале.

Множество свидетельств о чудесных исцелениях от пояса Богородицы известно с давних времен. Продолжаются чудеса и в наше время. По молитвам людей разрешаются их беды самого разного рода. Но больше всего свидетельств, связанных с поясом, поступает от людей, страдавших бесплодием и излечившихся (в Ватопедский монастырь не иссякает поток писем с фотографиями новорожденных) и от тех, кто исцелился от тяжелейших болезней, в том числе онкологических.

В России части пояса Богородицы хранятся в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой лавры, в Казанском соборе в Петербурге и в храме Илии-Пророка в Обыденском переулке в Москве, где к ним можно приложиться в любое время.

31 августа/13 сентября Православная Церковь празднует Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Пояс Божией Матери – одна из величайших святынь христианства. Он является для нас, христиан, особой милостью Пресвятой Божией Матери. Незадолго до Успения Пресвятой Богородицы Пояс и Риза Ее были переданы двум благочестивым иерусалимским женщинам. До этого Сама Пресвятая Божия Матерь отдала свои Пояс и Ризу апостолу Фоме.

Ковчег с поясом Пресвятой Богородицы в монастыре Ватопед, на Афоне

Существуют разные мнения про то, где находилась эта священная для всех реликвия. По одной из версии пояс был перенесен в Константинополь уже при Аркадии (император Восточной Римской Империи, 395-408 гг.). Его поместили в чудесный ларец и положили в одном из Богородичных Храмов – Халкопратийскую церковь. Существует другое мнение, что Пояс находился в другом Храме – Влахернском. Тогда как во Влахернском Храме хранилась Риза Божией Матери. Возможно, Святыни переносились из одного Храма в другой для совершения Богослужений. В связи с этим и могла возникнуть путаница.
Пять веков Пояс хранился нетронутым, раку с ним не открывали. Но однажды, жене императора Льва VI Мудрого, Зое Карбонопсине, было откровение, что избавиться от мучения нечистым духом она сможет, если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы.

Она рассказала о своем видении мужу. Император попросил патриарха Евфимия открыть ковчег с поясом Пресвятой Богородицы. Открыв раку с Поясом, все удивились – он лежал нетронутым, неповрежденным от времени, словно его только-только сюда положили, словно не было этих пяти веков. Пояс был запечатан золотой печатью императора Аркадия. На ней было указаны год Положения Пояса в Царьграде, и точная дата этого события – 31 августа.

Тогда Пояс Пресвятой Богородицы распростерли над женой императора, и она тот час же избавилась от мучительства нечистого духа. Евфимий, который и полагал Пояс Пречистой Богородицы над женой императора Зое, составил Слово в честь праздника нового обретения Пояса. Император и императрица и все присутствующие вознесли хвалу Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери. Зоя в благодарность избавления от недуга вышила Пояс золотыми нитями. Чудесный Пояс Богородицы вновь положили в раку, и праздник Положения Пояса стал еще более торжественным.


Зоя Карбонопсина

После падения Константинополя, святыня покинула город на время. Это произошло в 1204 году, а в 1453 году она покинула город окончательно. Но не исчезла. Части этой древней и чудесной Святыни теперь хранятся в Монастыре Ватопед на Святой горе Афон. И не зря. Афон считается уделом Божией Матери. Также части Святого Пояса положены и в монастыре Троодитисса на Кипре. Множество исцелений происходит от этих Святынь. Так, освящаемые на частях Пояса Пресвятой Богородицы пояски раздаются верующим женщинам. Многие женщины, которые не могли зачать, благодаря молитвам Божией Матери чудесным образом становятся матерями. Также исцеляются и многие болезни.

Предстательство Божией Матери всегда ощущается как безусловная любовь, духовное облегчение и услада сердцу. Тогда становится мир на душе и покойно и тихо на сердце, ведь Она – Матерь Божья любит детей своего Сына и Милостью Его нам посылается благодать и Чудеса.


Ватопедский монастырь на святой горе Афон

31 августа/ 13 сентября – это еще и последний день церковного года, который завершается Великим Праздником Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы.
Мне кажется, совсем не случайным, что начало и конец года в Церкви связан с Богоматерью. Начало года Празднуется Рождеством Пресвятой Богородицы, и этого своего рода знаменье для нас, грешных, что отныне сможет прийти Спаситель в Мир. Потому что теперь есть Она. Господь избрал ее через много родов праведников, для того, чтобы привести в мир своего Сына. Эта Она – оказалась такой готовой следовать Воле Божией. Матери Божией свойственно было великое смирение в жизни земной. Она, подательница Света и Жизни Вечной, была красива и внешне и внутренне.

Какой пример для всех православных девушек? Самый лучший! И по Успении своем Она не оставляет нас своим Заступничеством. Она незримо с нами. Так и Праздник Положения Ее честного пояса напоминает нам о тех событиях далеких лет и о тех чудесах, что рассказывают другу другу прихожане о заступничестве Той, что смогла стать достойной, чтобы вместить в себя Невместимого. Ее Пояс, как напоминание о ее земной Жизни и Память о том, что Она всегда с нами, и Вознеслась на Небеса, но Помощь от Нее приходит Незамедлительно.

ТРОПАРЬ И КОНДАК СВЯТОМУ И ПРЕЧЕСТНОМУ ПОЯСУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тропарь, глас 5
Яко некрадомо богатство, пояс Твой честный Присноблаженная, и благих подание имуще, Обитель Ватопедская взывает Ти, препояши со благоговением, притекающия ны к нему, силою его божественною, и крепость льстиваго врага разруши, спасение верным

Кондак, глас 6
Богоприемное Твое чрево Богородице, объемший пояс Твой честный, держава стаду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.