«Циркон»: «Убийца авианосцев» стал неуязвим для американской ПРО. Гиперзвуковая эра: ракета «Циркон» сделает бессмысленным существование ПРО врага Российская гиперзвуковая ракета циркон


Гиперзвуковые технологии, которые воплотились в российской ракете «Циркон», это новое слово в военной сфере. Признают этот факт и русские, и зарубежные эксперты. В «Цирконе» удалось достигнуть высочайшей технологичности. И пусть проект засекречен, уже известно об удачных испытаниях.

Судя по заявленным характеристикам, главный козырь этого оружия – скорость. Около 8 М, это более 9000 км/час, которые зафиксировали на пике траектории – это гарантия того, что перехватить ракету существующими средствами защиты абсолютно невозможно.

История гиперзвуковых ракет

Эру гиперзвуковых ракет можно отсчитывать с появления первых прототипов. Уже нацистская Германия вела такие разработки, но, очевидно, технологии не были развиты настолько, чтобы подготовить успешное решение. Гиперзвук всегда привлекал внимание ведущих военных держав мира. Обладание таким вооружением гарантировало весомое преимущество в любом возможном конфликте.

Первых успехов пришлось ждать долго. Советский Союз получил удавшийся проект только в 80-е годы двадцатого столетия. Ракета Х-90 ГЭЛА смогла достичь примерно 3000 км/ч. Но разработки были экстренно свернуты по причине развала страны и катастрофической нехватки бюджета.

Х-90 ГЭЛА получилась очень успешным оружием.

Она могла нести две ядерные боеголовки, из-за образующегося вокруг нее плазменного облака – оставаться незаметной для систем обнаружения. Главные же козыри – скорость в 2,5 М и еще способность маневрировать – делали перехват ракеты очень сложным занятием. Напомним, что скорость М – это скорость Маха, или число Маха. По сути это скорость распространения звука, она разная на разных высотах: у земли это 1224 км/ч, на высоте 20 км – 1062 км/ч

Второй виток разработки гиперзвукового оружия стартовал уже в новой стране, России. Предположительно, испытания начали проводиться в середине 00-х годов. Уже в 2011 году проект начал дорабатываться и совершенствоваться. Новая ракета получила название 3К22 «Циркон». Испытания и доработки прошли достаточно быстро. На это потребовалось лишь несколько лет, с 2012 по конец 2013 года. Уже в 2016 году было объявлено, что проект признан успешным и будет поступать на вооружение.

Основные сложности на гиперзвуковых скоростях

Гиперзвуковые и сверхзвуковые технологии так долго разрабатывались по той простой причине, что для их внедрения потребовались самые новые идеи и уникальные инженерные решения.

Сегодня повсеместно используются противокорабельные ракеты, которые развивают скорость в 3-4 тыс. км/час или 2,5-3 М. Но у такого крылатого вооружения есть свои минусы. Так, они запускаются в направлении цели, лишены возможности эффективно маневрировать. Ракеты набирают большую высоту, что практически сразу позволяет их обнаружить и вычислить траекторию движения. У атакуемого объекта появляется больше шансов успешно покинуть зону поражения.

Более высокие скорости (которые сейчас развивает «Циркон») привели к понятным трудностям.

Полеты даже в верхних слоях атмосферы (около 20 км) с более чем 3 М скорости ознаменовались возникновением теплового барьера. Из-за сопротивления воздуха основные детали подвергались серьезному нагреву. Так, воздухозаборники достигали 3000С, а другие части даже с прекрасными качествами обтекаемости разогревались до 2500.


В ходе испытаний стало понятно, что:

  • достаточно широко применяемые в авиации дюралюминиевые элементы сильно теряют в прочности уже на 2300;
  • при 5200 начинает деформироваться титан и его сплавы;
  • при 6500 начинается плавление магния и алюминия, даже жаропрочная сталь значительно теряет в своей жесткости.

Если же говорить о высоте полета меньшей, чем 20 км (что привело бы к сложностям в обнаружении и перехвате), то нагрев обшивки достигал бы10000С, чего не выдерживает ни один известный металл. Температура – основная проблема гиперзвуковых скоростей.

Даже если не учитывать огромный разогрев металла и необходимых для наведения частей, топливо начинает закипать и разлагаться, теряя свои свойства.

Решить проблему можно было с использованием водорода. Но в жидком виде он достаточно опасен и сложен в хранении. А в газообразном занимает большой объем и имеет низкий КПД. Серьезных и долгих разработок потребовала антенна, работающая на радиочастоте. Классические приемники сигнала непременно сгорали за считанные секунды полета на гиперзвуке. Отсутствие же связи с центром привело бы к неуправляемости оружия и потере очень важных преимуществ.

Гиперзвуковая ракета «Циркон»

Решения, применяемые на гиперзвуковой ракете «Циркон» были опробованы еще на Х-90 ГЭЛА. Тогда уникальные разработки позволили существенно увеличить максимальную скорость нового носителя. Например, для того, чтобы ловить радиосигнал стали использовать плазменное облако, которое образовывалось в полете.

Для того чтобы уменьшить нагрев всех частей ракеты, было принято решение использовать топливо с большим содержанием водорода с примесями воды и керосина. Суть сводилась к тому, что смесь нагревалась и подавалась в мини-реактор, где и выделялся водород для разгона. Сама же реакция сопровождалась снижением температуры, что позволяло охлаждать оболочку и детали. Все эти идеи дали возможность вплотную приблизиться к достижению даже сверхзвука.

Известные технические характеристики 3К22 «Циркон»

Скорость «Циркона» позволяет ему беспрепятственно обходить все существующие на данный момент средства ПРО и ПВО. В подтверждение этих слов приводятся данные из открытых источников, что передовые американские системы противоракет реагируют на объект за 8-10 секунд. Очевидно, что «Циркон» даже на маршевой скорости преодолеет за это время 15-20 км и превратится в недостижимую цель. Его не получится ни догнать, не перехватить.


О вооружении ракеты известно мало. Однако сегодня «Циркон» позиционируется как комплекс противокорабельных ракет. Вероятно, основными его целями будут хорошо укрепленные авианосцы. Отсюда и второе название – «убийца авианосцев».

Конструкция и где будет использоваться «Циркон»

Ракета «Циркон» долгое время держалась в строжайшем секрете. И сегодня очень немногим людям удалось видеть это вооружение воочию.Тем не менее, можно сделать выводы, что длина ракета достигает 8…10 м. У нее имеется хвостовое оперение, а также обтекатели в средней части.

Характерной особенностью можно назвать носовую часть, которая представляет собой сплюснутый обтекатель, раздающийся в стороны.

Гиперзвуковыми ракетами планируется заменить комплекс П-700 Гранит. На сегодняшний день ими и носителями типа «Оникс», «Калибр» были вооружены флагманы флота – «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий». После их реконструкции, вероятно, основу вооружения составят именно «Цирконы».


Уже в 2018 году «Адмирал Нахимов» должен пройти полную модернизацию. «Петр Великий» – в 2022 году. Новые проекты также рассчитываются для вооружения «Цирконами».
К ним относятся:

  • атомные эсминцы проекта «Лидер»;
  • подводные лодки проектов 885М «Ясень-М» и «Хаски».

По возможному количеству ракет предполагается установка до 60 «Цирконов» на корабли «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий».

Гиперзвуковые проекты США и других стран

Ведущие аналитики мира признают, что России удалось практически невозможное, преодолев скорость в 7 М. Еще недавно такой разгон считался недостижимым. «Циркон» же летит на скорости 8 М.

Конкуренты «Циркона»

Главным конкурентом «Циркона» считаются проект США AHW, который способен разгоняться до 7,5 Мах. Он так же, как и русская разработка, находится в секрете. Известно только, что испытания у него проходят с переменным успехом. На 2011 год из двух запусков, один закончился взрывом. В 2014 году американцы, предположительно, тоже потерпели неудачу.


Еще одно направление – ракеты Х-43А и Х-51 Wave Ryder выдают 9,65 и 5,1 М соответственно. Но первые испытания показали, что двигатель на X-43 работал не больше 11 секунд, а на X-51 – 6 минут. Серьезную конкуренцию России и США навязывает Китай. КНР разрабатывает проект DF-ZF. Считается, что скорость ракеты колеблется в диапазоне 5…10 М. Серьезное преимущество китайцев заключается в том, что они планируют разработать гиперзвуковое оружие для установки на самолеты.

Будущее проекта 3К22 при удачной реализации очевидно.

Если этот суперсекретный проект и правда выдает заявленные характеристики по скорости и дальности поражения, то подобный вид оружия опередил свое время на десятилетия. Эксперты полагают, что нивелировать достоинства «Циркона» самые передовые державы смогут не раньше, чем через 30…50 лет.

Принятые на вооружение ракеты обеспечат преимущество России на море. Базируясь на борту подводных лодок, они защитят ближайшие границы нашей страны, угрожая крупным морским соединениям врага.

Видео

В последние годы Соединенные Штаты интенсивно развивают свою национальную систему противоракетной обороны. Стремление правительства США расположить некоторые элементы своей ПРО в Восточной Европе стало причиной начала гонки ракетно-ядерного вооружения между Америкой и Россией.

Актуальность создания нового сверхзвукового вооружения

Ввиду интенсивного усиления американских систем ПРО возле границ России, Министерством обороны страны было принято стратегическое решение активно противостоять этому при помощи создания новых гиперзвуковых ракет. Одной из них является ЗК-22 - гиперзвуковая ракета “Циркон”. Россия, по мнению ее военных специалистов, сможет эффективно противостоять любому потенциальному агрессору только в том случае, если срочно модернизирует свою армию и флот.

Сущность модернизации ВМФ России

С 2011 года, согласно плану Министерства обороны России, проводятся работы по созданию такого уникального оружия, как ракета “Циркон”. Характеристики сверхзвуковых ракет отличает одно общее качество - высочайшая скорость. Они обладают такой скоростью, что у противника могут возникнуть трудности не только в плане их перехвата, но при попытке обнаружения. По мнению военных экспертов, очень эффективным и сдерживающим любую агрессию средством сегодня является крылатая ракета “Циркон”. Характеристики изделия позволяют считать данное оружие современным гиперзвуковым мечом воздушно-морского флота России.

Заявления в СМИ

Впервые заявления о начале разработок комплекса с гиперзвуковой крылатой ракетой "Циркон" морского базирования появились в СМИ в феврале 2011 года. Оружие стало новейшей комплексной разработкой российских конструкторов.

Предположительным обозначением стала аббревиатура 3К-22.

В августе 2011-го гендиректором концерна "Тактическое ракетное вооружение" Борисом Обносовым было заявлено, что корпорация начала разработку ракеты, которая будет развивать скорость до 13 Махов, превышая скорость звука в 12-13 раз. (Для сравнения: сегодня скорость ударных ракет ВМФ России - до 2,5 Маха).

В 2012-м замминистра обороны РФ было заявлено, что в ближайшей перспективе ожидается первое испытание созданной гиперзвуковой ракеты.

Открытые источники сообщили, что разработка корабельного комплекса с гиперзвуковой ракетой "Циркон" была поручена "НПО Машиностроения". Известно, что информация о технических характеристиках установки засекречена, сообщались предположительные данные: дальность - 300-400 км, скорость - 5-6 Мах.

Имеются неподтвержденные сведения, согласно которым ракета представляет собой гиперзвуковой вариант "БраМоса", сверхзвуковой крылатой ракеты, которая была разработана российскими конструкторами совместно с индийскими специалистами на базе ракеты "Оникс" П-800. В 2016-м (февраль) компанией BrahMos Aerospace было заявлено, что гиперзвуковой двигатель для ее детища может быть разработан в течение 3-4 лет.

В марте 2016-го СМИ известили о начале испытаний гиперзвуковой ракеты "Циркон", которые осуществлялись с наземного комплекса старта.

В перспективе планировалось установить "Циркон" на новейших российских подлодках "Хаски". В данное время указанные многоцелевые атомные подлодки 5 поколения разрабатываются конструкторским бюро "Малахит".

Тогда же в СМИ была обнародована информация, что государственные летно-конструкторские испытания ракеты идут полным ходом. По их завершении ожидается вынесение решения о принятии "Циркона" на вооружение ВМФ России. В апреле 2016 г. Была публикована информация, что испытания ракеты "Циркон" будут завершены к 2017 году, а в 2018-м предполагается запуск установки в серийное производство.

Разработки и испытания

В 2011 году концерн “Тактическое ракетное вооружение” начал проектировать гиперзвуковые противокорабельные ракеты “Циркон”. Характеристики нового вооружения, по мнению экспертов, имеют много общего с уже имеющимся комплексом “Болид”.

В 2012 и в 2013 годах на полигоне в Ахтубинске было проведено тестирование новой ракеты. В качестве носителя использовался Результатом проведенных испытаний стали выводы о причине неудачного пуска и кратковременного полета боеголовки. Последующее тестирование проводилось в 2015 году с использованием в роли носителя наземного комплекса старта. Теперь с аварийного пуска была запущена ракета "Циркон". Характеристики 2016 года при тестировании дали положительный результат, что подтолкнуло разработчиков объявить в СМИ о создании нового гиперзвукового ракетного оружия.

Где планируется применять новые ракеты?

После окончания дальнейших запланированных государственных испытаний гиперзвуковыми ракетами будут оснащаться “Хаски” (многоцелевые атомные подлодки), крейсеры “Лидер” и модернизированные атомные крейсеры “Орлан” и “Петр Великий”. На тяжелом атомном крейсере “Адмирал Нахимов” также будет установлена противокорабельная ракета “Циркон”. Характеристики нового сверхскоростного оружия намного превосходят аналогичные ему модели - например, такие, как комплекс “Гранит”. Со временем он будет заменен на ЗК-22. Исключительно перспективными и модернизированными подводными лодками и надводными суднами будет использоваться ракета “Циркон”.

Технические характеристики

  • Дальность полета ракеты составляет 1500 км.
  • Установка обладает скоростью около 6 Мах. (1 Мах равняется 331 метру в секунду).
  • Боевая часть ЗК-22 весит не менее 200 кг.
  • 500 км - радиус поражения, который имеет гиперзвуковая ракета “Циркон”.

Характеристики орудия дают основания судить о превосходстве владеющей им армии над противником, не обладающим подобным вооружением.

Двигатель и топливо

Гиперзвуковым или сверхскоростным считается тот объект, скорость которого составляет не менее 4500 км/час. При создании такого оружия разработчики сталкиваются со многими научно-техническими проблемами. Среди них очень актуальными является вопросы о том, как осуществить разгон ракеты, используя традиционный реактивный двигатель и какое топливо использовать? Российскими учеными-разработчиками было принято решение: для разгона ЗК-22 использовать специальный ракетно-прямоточный двигатель, для которого характерно сверхзвуковое горение. Работают данные двигатели на новом топливе “Децилин - М”, для которого присуща увеличенная энергоемкость (20%).

Области науки, задействованные в разработке

Высокая температура является обычной средой, в которой осуществляет после разгона свой маневренный полет ракета “Циркон”. Характеристики системы самонаведения на сверхзвуковой скорости в процессе полета могут существенно искажаться. Причиной этого является возникновение облака плазмы, которое может закрыть от системы цель и повредить датчик, антенну и средства контроля. Для полета на гиперзвуковых скоростях ракеты должны быть оснащены более совершенным бортовым радиоэлектронным оборудованием. В серийное производство ЗК-22 вовлечены такие науки, как материаловедение, двигателестроение, электроника, аэродинамика и другие.

С какой целью была создана ракета “Циркон” (Россия)?

Характеристики, полученные после государственных испытаний, дают основания полагать, что данные сверхзвуковые объекты легко могут преодолеть противотанковую оборону противника. Это стало возможным за счет двух особенностей, присущих ЗК-22:

  • Скорость боеголовки на высоте 100 км составляет 15 Мах, т. е. 7 км/сек.
  • Находясь в плотном атмосферном слое, уже перед приближением к своей цели боеголовка выполняет сложные маневры, чем затрудняет работу ПРО врага.

Многие военные специалисты, как российские, так и зарубежные, считают, что достижение военно-стратегического паритета напрямую зависит от наличия гиперзвуковых ракет.

О перспективах

В СМИ активно муссируется информация об отставании США от России в плане разработки гиперзвуковых ракет. В своих утверждениях журналисты ссылаются на данные американских военных исследований. Появление на вооружении армии РФ еще более современного, нежели ракета "Циркон", гиперзвукового оружия ожидается к 2020 году. Для ПРО США, считающейся одной из наиболее развитых систем в мире, появление экстремального скоростного ядерного вооружения в российских ВВС станет, по мнению журналистов, настоящим вызовом.

В мире продолжается необъявленная гонка высокотехнологичных вооружений. относят к новейшим технологиям, которые в 21 веке будут играть решающую роль в исходе войны. Не случайно в 2000 годах президентом США Дж. Бушем-младшим была подписана директива, превращающая в реальность возможность нанесения быстрого глобального удара при помощи гиперзвуковых высокоточных крылатых ракет.

Несложно догадаться, для кого это было предназначено. Вероятно, именно поэтому в октябре 2016-го министром обороны РФ Сергеем Шойгу было заявлено о применении в X-101 - новейших крылатых ракет, дальность действия которых - около 4500 км.

Гиперзвуковая ракета «Циркон», характеристики которой гарантируют колоссальное преимущество в вооружении обладающей ею армии, является «золотой мечтой» любого генерала, министра и президента. Наличие подобного оружия может стать существенным сдерживающим фактором в любом военном конфликте.

Полеты “трёхмаховых” летательных аппаратов сопровождались бешеным нагревом конструкции. Температура кромок воздухозаборников и передней кромки крыла достигала 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К. О последствиях такого нагрева свидетельствует тот факт, что уже при температуре 370 К размягчается органическое стекло, используемое при остеклении кабин, и начинает закипать топливо. При 400 К уменьшается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений. При 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. При температурах свыше 900 К плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь.


Полеты проводились в стратосфере на высоте 20 000 метров в сильно разреженном воздухе. Достижение скорости 3М на меньших высотах не представлялось возможным: температура обшивки достигла бы четырехзначных значений.

За последующие полвека был предложен целый ряд мер по борьбе с обжигающей яростью атмосферного нагрева. Бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий...

Несмотря на достигнутые успехи, тепловой барьер по-прежнему остается серьезным препятствием на пути к гиперзвуку. Препятствием обязательным, но не единственным.

Сверхзвуковой режим полета чрезвычайно затратен с точки зрения потребной тяги и расхода топлива. И уровень сложности данной проблемы стремительно нарастает с уменьшением высоты полета.

На сегодняшний день ни один из существующих типов самолетов и крылатых ракет не смог развить скорость = 3М на уровне моря.

Рекордсменом среди пилотируемых ЛА стал МиГ-23. Благодаря своим относительно малым размерам, крылу изменяемой стреловидности и мощному двигателю Р-29-300, он смог развить 1700 км/ч у самой земли. Больше, чем кто-либо в мире!

Крылатые ракеты показали несколько лучший результат, но также не смогли взять “планку” в 3 Маха.

Среди всего многообразия противокорабельного ракетного во всем мире лишь четыре ПКР могут летать вдвое быстрее скорости звука на уровне моря. Среди них:

ЗМ80 “Москит” (стартовая масса 4 тонны, макс. скорость на высоте 14 километров - 2,8М, на уровне моря - 2М).

ЗМ55 “Оникс” (стартовая масса 3 тонны, макс. скорость на высоте 14 км - 2,6М).

ЗМ54 “Калибр”.

И, наконец, российско-индийский “БраМос” (стартовая масса 3 тонны, расчетная скорость на малой высоте 2М).

Наиболее близко к заветным 3М подобрался перспективный “Калибр”. Благодаря многоступенчатой компоновке его отделяемая боевая часть (которая сама же и является третьей ступенью) способна развить на финише скорость 2,9М. Впрочем, ненадолго: отделение и разгон БЧ производится в непосредственной близости от цели. На маршевом участке ЗМ54 летит на дозвуке.

Стоит заметить, что какая-либо информация об испытаниях и отработке на практике алгоритма разделения ЗМ54 отсутствует. Несмотря на общее название, ракета ЗМ54 имеет мало общего с теми “Калибрами”, устроившими незабываемый фейерверк в небе над Каспием осенью прошлого года (дозвуковая КР для ударов по сухопутным объектам, индекс ЗМ14).

Можно констатировать, что ракета, развивающая скорость > 2М на малой высоте, в прямом смысле еще только завтрашний день.

Вы уже обратили внимание, что каждая из трёх ПКР, способных развивать 2М на маршевом участке полета (“Москит”, “Оникс”, “Брамос”), отличается исключительными массогабаритными характеристиками. Длина 8-10 метров, стартовая масса в 7-8 раз превосходит показатели дозвуковых ПКР. При этом, их боевые части относительно невелики, на их долю приходится около 8% от стартовой массы ракеты. А дальность полета на малой высоте едва достигает 100 км.

Возможность авиационного базирования этих ракет остается под вопросом. Из-за слишком большой длины “Москит” и “Брамос” не помещаются в УВП, им требуются отдельные пусковые установки на палубах кораблей. Как результат - число носителей сверхзвуковых ПКР можно пересчитать по пальцам одной руки.

На этом месте стоит обратиться к заглавной теме данной статьи.

ЗМ22 “Циркон” - гиперзвуковой меч ВМФ России. Миф или реальность?

Ракета о которой так много говорят, но никто даже не видел её очертаний. Как будет выглядеть это супероружие? Каковы его возможности? И главный вопрос: насколько реалистичны планы по созданию такой ПКР на современном технологическом уровне?

Прочитав длинное вступление о мучениях создателей сверхзвуковых ЛА и КР, многие из читателей, наверняка, обрели сомнения насчет реалистичности существования “Циркона”.

Летящая на границе сверхзвука и гиперзвука огненная стрела, способная поражать морские цели на дальностях 500 и более километров. Чьи габаритные размеры не превышают установленных ограничений при размещении в ячейках УКСК.


Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 - 8-зарядная подпалубная вертикальная ПУ для запуска всего спектра ракет семейства “Калибр”. Макс. длина транспортно-пускового контейнера с ракетой - 8,9 метра. Ограничение по стартовой массе - до трех тонн. Планируется, что десять подобных модулей (80 пусковых шахт) составят основу ударного вооружения на модернизированных атомных “Орланах”.

Перспективное супероружие или очередное неисполненное обещание? Сомнения напрасны.

Появление сверхзвуковой противокорабельной ракеты, способной развивать в полете скорость 4,5М - следующий логичный шаг в совершенствовании ракетного оружия. Любопытно, что схожие по характеристикам ракеты уже лет 30 находятся на вооружении ведущих флотов мира. Достаточно одно индекса, чтобы понять о чем идет речь.

Зенитная ракета 48Н6Е2 в составе морской зенитной системы С-300ФМ “Форт”

Длина и диаметр корпуса - стандартные для всех ЗУР семейства С-300.
Длина = 7,5 м, диаметр ракеты со сложенными крыльями = 0,519 м. Стартовая масса 1,9 тонны.

Боевая часть - осколочно-фугасная весом 180 кг.

Расчетная дальность поражения ВЦ - до 200 км.

Скорость - до 2100 м/с (ШЕСТЬ скоростей звука).


ЗУР 48Н6Е2 в составе сухопутного комплекса С-300ПМУ2 “Фаворит”

Насколько оправданно сравнение зенитных ракет с ПКР?

Концептуальных различий не так уж много. Зенитная 48Н6Е2 и перспективный “Циркон” являются управляемыми реактивными снарядами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Морякам прекрасно известно о скрытых возможностях корабельных ЗРК. Еще полвека назад, в ходе первых стрельб зенитными ракетами, было сделано очевидное открытие: на дальности прямой видимости первыми пойдут в ход ЗУРы. Они имеют меньшую массу боевой части, но время их реакции меньше по сравнению с ПКР в 5-10 раз! Указанная тактика повсеместно применялась в “стычках” на море. Янки повредили “Стандартом” иранский фрегат (1988). Российские моряки с помощью “Осы” расправились с грузинскими катерами.

Суть заключается в том, что если обычная ЗУР с отключенным неконтактным взрывателем может быть использована против кораблей, то почему бы не создать на её базе специальное средство для поражения надводных целей?

Преимуществом станет высокая скорость полета, на рубеже гиперзвука. Основным недостатком - высотный профиль полета, делающий ракету уязвимой при прорыве ПВО противника.

Каковы главные конструктивные различия ЗУР и ПКР?

Система наведения.

Для обнаружения целей за горизонтом противокорабельным ракетам необходима активная радиолокационная ГСН.

Стоит заметить, что в мире давно применяются зенитные ракеты с АРГСН. Первая из них (европейская “Астер”) была принята на вооружение свыше десяти лет назад. Подобная ракета была создана у американцев (Стандарт-6). Отечественным аналогом являются 9М96Е и Е2 - зенитные ракеты корабельного ЗРК “Редут”.

В то же время обнаружить 100-метровый корабль должно быть проще, чем навестись на активно маневрирующий объект точечных размеров (самолет или КР).

Двигатель.

Большинство зенитных ракет оснащены твердотопливным ракетным двигателем, чье время работы ограничено секундами. Время работы маршевого двигателя ракеты 48Н6Е2 составляет всего 12 с, после чего ракета летит по инерции, управляясь аэродинамическими рулями. Как правило, дальность полета ЗУР по квазибаллистической траектории, с маршевым участком высоко в стратосфере, не превышает 200 километров (самые “дальнобойные”), что вполне достаточно для выполнения возложенных на них задач.

Противокорабельное оружие, напротив, оснащается турбореактивными двигателями - для длительного, в течение десятков минут, полета в плотных слоях атмосферы. С гораздо меньшей скоростью, чем принято у зенитных ракет.

Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.

Задача с увеличением дальности полета решается многоступенчатой компоновкой. Для примера: американская ракета-перехватчик Стандарт-3 имеет дальность поражения 700 км, а высота перехвата ограничена низкой околоземной орбитой.

Стандарт-3 является четырехступенчатой ракетой (стартовый ускоритель Mk.72, две маршевые ступени и отделяемый кинетический перехватчик с собственными двигателями для коррекции траектории). После отделения третьей ступени, скорость боевого блока достигает 10 Махов!

Примечательно, что Стандарт-3 является относительно легким компактным оружием, со стартовым весом ~ 1600 кг. Противоракета помещается в стандартную ячейку УВП на борту любого американского эсминца.

Противоракета не имеет боевой части. Главным и единственным поражающим элементом является её четвертая ступень (инфракрасный датчик, компьютер и комплект двигателей), врезающаяся на полной скорости в противника.

Возвращаясь к “Циркону”, автор не видит фундаментальных препятствий тому, чтобы зенитная ракета, имеющая меньшую скорость и более пологую траекторию, чем стандарт-3, после прохождения апогея могла безопасно вернуться в плотные слои атмосферы. После чего обнаружить и атаковать цель, упав звездой на палубу корабля.

Разработка и создание гиперзвуковой ПКР на основе существующих зенитных ракет - наиболее оптимальное решение, с точки зрения минимизации технических рисков и финансовых затрат.

А) Стрельба по движущимся морским целям на дальность свыше 500 км. Из-за высокой скорости полета “Циркона”, его подлетное время сократится до 10-15 минут. Что, автоматически решит проблему устаревания данных.
Ранее, как и сейчас, ПКР запускаются в направлении вероятного нахождения цели. К моменту прибытия в указанный квадрат, цель уже может выйти за его пределы, сделав невозможным её обнаружение ГСН ракеты.

Б) Из предыдущего пункта следует возможность эффективной стрельбы на сверхбольшие дистанции, что сделает ракету “длинной рукой” флота. Возможность нанесения оперативных ударов на огромную дальность. Время реакции такой системы - в десятки раз меньше, чем у крыла авианосца.

В) Выход в атаку со стороны зенита, наряду с неожиданно высокой скоростью полета ракеты (после торможения в плотных слоях атмосферы, она составит около 2М), сделает неэффективными большинство из существующих систем ближней обороны (“Кортики”, “Голкиперы”, RIM-116 и т.д.)

В то же время негативными моментами станут:

1. Высотная траектория полета. Уже через секунду после старта противник заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки.

Скорость = 4,5М здесь не панацея. Характеристики отечественной С-400 позволяют осуществлять перехват воздушных целей, летящих со скоростями до 10М.

Новая американская ЗУР “Стандарт-6” имеет максимальную высоту поражения 30 км. В прошлом году с её помощью был на практике осуществлен самый дальний перехват ВЦ в военно-морской (140+ километров). А мощный радар и вычислительные возможности “Иджиса” позволяют эсминцам поражать цели на околоземных орбитах.

Вторая проблема - слабая боевая часть. Кто-то скажет, что при таких скоростях можно обойтись без неё. Но это не так.


Зенитная ракета “Талос” без боевой части едва не разрубила цель пополам (учения у берегов Калифорнии, 1968 г.).

Основная ступень Талоса весила полторы тонны (больше, чем какая-либо из существующих ракет) и оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем. При попадании в цель сдетонировал неизрасходованный запас керосина. Скорость в момент удара = 2М. Мишенью служил эскортный миноносец времен ВМВ (1100 тонн), чьи габариты соответствовали современному МРК.

Попадание Талоса в крейсер или эсминец (5000-10000 тонн), по логике, не могло привести к тяжелым последствиям. В морской истории известно немало случаев, когда корабли, получив многочисленные сквозные пробоины от бронебойных снарядов, оставались в строю. Так, американский авианосец “Калинин Бэй” в бою у о. Самар был пробит насквозь 12 раз.

Противокорабельной ракете “Циркон” необходима боевая часть. Однако, ввиду необходимости обеспечения скорости 4,5М и ограниченных массогабаритов при размещении в УВП, масса боевой части составит не более 200 кг (оценка дана исходя из примеров существующих ракет).

Презентация новейшей российской крылатой ракеты 3М22 «Циркон»17 марта 2016 года, несмотря на молчание большинства СМИ, не осталась незамеченной для экспертного сообщества и военных. Сразу появились предположения относительно тактико-технических характеристик нового детища Рособоронпрома. Предварительные данные испытаний дали основание считать, что в скором времени на вооружение российского Военно-Морского флота и морской авиации может поступить совершенно новое и мощное оружие. Этими ракетами предполагается перевооружить ТАРКР проекта 1144 типа «Орлан», оснастить строящиеся крейсера проекта «Лидер» и субмарины типа «Хаски».

История создания новейшей ракеты

Данные, полученные в ходе испытаний, свидетельствуют о том, что российская оборонка сумела создать боевую крылатую ракету, достигшую гиперзвуковой скорости (выше скорости звука в 5-6 раз). Гиперзвуковая крылатая ракета 3М22 «Циркон» превращает современные системы ПВО в груду ненужного хлама.

Появление новейшего супероружия имеет свою предысторию, состоящую из цепочки важных фактов. Работы над созданием ракеты, способной летать на гиперзвуковых скоростях, велись в СССР еще в середине 70-х годов. Дубненское конструкторское бюро «Радуга» еще в 70-е годы разрабатывало крылатую ракету Х-90, способную развивать в полете скорость до 3-4 М. Однако с развалом Союза из-за отсутствия финансирования работы были свернуты. Только спустя 20 лет снова вернулись к этой теме, но уже на базе новых технологий.

Первые сведения о разработке нового противокорабельного комплекса, оснащенного крылатыми оперативно-тактическими ракетами, появились в конце 2011 года.

Разработкой прототипа гиперзвуковой ракеты занимался Центральный Институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) в городе Лыткарино Московской области.

Представленный на выставочных стендах макет ПКР разительно отличался своей формой от привычных всем сигарообразных крылатых ракет. Он представлял собой коробчатый корпус с расплющенным лопатовидным обтекателем. На авиасалоне впервые было озвучено и название необычного ракетного комплекса — «Циркон».

Параллельно этому разрабатывались новейший радиовысотомер и автоматический радиокомпас. Научно-производственное предприятие «Гранит-Электрон» активно занимался созданием навигационного оборудования и систем автопилотирования.

Головное предприятие ПО «Стрела», выпускающее ударные противокорабельные комплексы «Оникс», заявило о начале подготовки производственной базы для выпуска новейшей крылатой ракеты. По данным многих источников, новейшая система вооружения сможет кардинально изменить ситуацию на море. Однако после авиасалона «МАКС» почти вся информация о продвижении прогресса по теме «Циркон» исчезла из публичных информационных ресурсов.

Скудная информация, просачивающаяся в СМИ, была явно недостаточна. И только по масштабам вовлеченности в проект «Циркон» крупнейших профильных предприятий можно было судить о свойствах этого проекта.

Чем удивили мир

После первых испытаний стало ясно, что новая ракета способна лететь в два раза быстрее, чем новейшая британская крылатая ракета морского базирования «Sea Ceptor». Стоящие сегодня на вооружении флотов НАТО противоракеты способны успешно бороться с ПКР «Гранит» и аналогичными воздушными аппаратами, скорость которых достигает 2000-2500 км/ч. Против новейшей российской разработки западные противоракеты бессильны. Дальность полета российской ПКР составит ориентировочно 300-400 км, что вполне достаточно для эффективного уничтожения кораблей вне зоны установления радиоконтакта.

Как позже стало известно, ракеты «Циркон» стали модернизированной версией индийской крылатой ракеты морского базирования «Bramos», которая создавалась совместно двумя странами. Основой для разработки новейшего оружия стал противокорабельный комплекс П-800 «Оникс». Акцент при разработке ракеты делался на ее высокой скорости. По мнению экспертов, высокоскоростные противокорабельные ракеты нового поколения представляют большую проблему для систем ПВО. Времени на обнаружение летящего к цели снаряда крайне мало для того, чтобы не только квалифицировать тип угрозы, но и предпринять адекватные меры противодействия.

Российские атомные крейсера проекта 1144, переоснащенные новейшими крылатыми ракетами, снова станут реальной угрозой владычеству американского флота на морях. Первоначально планируется оснастить новыми ракетными комплексами модернизируемый ТАРКР «Адмирал Нахимов» . Позже такая же участь ждет флагман Северного флота ТАРКР «Петр Великий» . В планах — постройка атомных ударных субмарин типа «Хаски», вооруженных гиперзвуковыми крылатыми ракетами, это кардинально сместит баланс мировых военно-морских сил в сторону российского флота.

Основные технические тонкости и нюансы в создании ракеты нового поколения

Потребность в новой противокорабельной ракете возникла не сразу. Имевшиеся на вооружении флота ракетные комплексы П-600 «Гранит» и П-800 «Оникс» продолжают оставаться на сегодняшний день грозной силой. Однако не тратят времени даром и разработчики суперсовременных средств корабельных ПВО. По мнению специалистов в области оперативно-тактического оружия, через пару лет боевые возможности крылатых ракет морского базирования будут исчерпаны ввиду эффективности противоракетной обороны кораблей.

В связи с этим и возникла идея существенной модернизации ВМФ России новыми видами вооружения. Одним из направлений процесса стала разработка нового противокорабельного комплекса с высокоскоростными крылатыми ракетами. Наличие такого вооружения на больших и малых кораблях флота станет эффективным инструментом сдерживания на море. Новая ракета 3М22 имеет уникальные тактико-технические характеристики, однако точных данных о них пока нет. Даже предварительные данные говорят, что новое оружие является серьезным шагом к появлению новых видов и типов вооружений.

Почему новая российская ракета называется гиперзвуковой? Дело в том, что сегодня ударные ракеты имеют скорость полета в среднем 2-2,5 МАХа. Новая разработка должна летать со скоростью не менее 4500 км/ч, превышая в 5-6 раз звуковой барьер. Создать такой стремительный снаряд — задача непростая. Еще на стадии проекта возникли трудности с тем, как добиться необходимого разгона ракеты. Использование для этих целей традиционных ракетных двигателей должно эффекта не даст.

Аппараты, летающие со сверхзвуковой скоростью, принципиально отличаются от аппаратов, летающих на гиперзвуковой скорости. Обычный турбореактивный двигатель после тройного превышения скорости звука теряет тягу — основной показатель эффективности работы авиационного двигателя. К такому виду вооружений, как крылатые ракеты, не подходят ни жидкостный, ни твердотопливный реактивный двигатель. Ракета выполняет во время полета определенные эволюции, которые не могут обеспечить работающие маршевые ЖРД И ТРД с постоянной тягой.

Результатом научно-технических поисков стал прямоточный ракетный двигатель, способный работать в условиях сверхзвукового горения. Для этих целей даже было разработан новый вид ракетного топлива «Децилин-М» с повышенной энергоемкостью.

Во время полета ракеты в воздушном пространстве на высоте 50-200 метров корпус снаряда нагревается до высоких температур, поэтому при изготовлении изделия были использованы новые жароустойчивые сплавы.

Для справки: Первый американский гиперзвуковой самолет «Валькирия» развивал скорость до 3200 км/ч. Планер самолета был изготовлен из титана. Использовать такой дорогой металл для серийного производства ракет было нецелесообразно и дорого.

Не менее трудно было решить проблему самонаведения ракеты на больших скоростях. В отличие от известных аэробаллистических боевых комплексов, способных летать на гиперзвуковых скоростях и на высотах до 100 км, крылатая ракета имеет иную область применения. Основной полет ракеты происходит в плотных слоях атмосферы. В отличие от баллистических ракет, КР имеет пологую траекторию полета и меньшую дальность. Все эти требования ставят перед разработчиками вооружения новые задачи.

В полете на гиперзвуковой скорости из-за возникновения вокруг летящего снаряда облака плазмы, появляется естественное искажение параметров целеуказания. На новую ракету было решено установить совершенное радиоэлектронное оборудование, способное вести снаряд к цели на высокой скорости, не взирая на противодействие мощных электромагнитных полей.

Планы Высшего военно-морского руководства относительно боевых возможностей новой ракеты

Впервые ракета была запущена на летно-испытательном полигоне в Актюбинске в 2012 году. Пуск был осуществлен с борта стратегического ракетоносца «Ту-22М3». Дальнейшие пуски проводили с наземных пусковых установок. Комплекс основных испытаний уже подходит к концу. Остаются еще недоработки в работе двигательной установки и системы наведения, однако это, по мнению создателей ракеты, можно устранить в течение ближайшего времени. Идет подготовка запуска нового вооружения в серию.

Высшее военно-морское командование считает, что один ТАРКР «Петр Великий», вооруженный гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон», сможет в одиночку противостоять целому боевому соединению кораблей вероятного противника. На прибрежных морских театрах российские боевые корабли малого и среднего класса, оснащенные новейшей ракетой, будут в состоянии контролировать всю акваторию. По дальнобойности и по скорости российской ракете нет аналогов ни в турецких ВМС, ни во флотах странах Балтийского бассейна.

Аналогично обстоит ситуация с переоснащением кораблей Тихоокеанского флота. Новое вооружение существенно усилит оперативно-тактические возможности кораблей ТОФ на Тихом океане. Это в некотором роде создаст надежный плацдарм для укрепления обороноспособности дальневосточных рубежей перед реальной угрозой.

В заключение

Последние разработки российских конструкторов поставили в тупик оборонные ведомства США, Великобритании и Китая, которые оценивают появление новейшей гиперзвуковой ракеты как потенциальную угрозу своим ВМС. На сегодняшний день техническая оснащенность российского флота оперативно-тактическим оружием находится в удовлетворенном состоянии, однако постоянный технологический прогресс приводит к быстрому устареванию боевого потенциала современного флота. Еще вчера мощные крылатые ракеты «Гранит» пугали американских адмиралов, но сегодня ракетное вооружение российских кораблей уже нуждается в усовершенствовании.

Гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон» по своим параметрам значительно опережает время. Технологии, которые легли в конструкцию промышленного образца, на годы опережают технологический уровень вооружения и оснащенности флота. Новые подводные лодки, проектируемые в КБ «Малахит», разрабатываются в качестве боевых платформ под вооружение нового поколения.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что новые фрегаты и корветы, представляющие на сегодняшний день основу отечественного ВМФ, будут в дальнейшем вооружаться гиперзвуковыми ракетами.

В Китае подобные разработки также двигаются быстрыми темпами. Последняя китайская противокорабельная ракета DF-21 с дальностью полета до 3000 км, может поступить на вооружение ВМС НОАК в течение 2-3 лет. Американцы стараются не отставать от России и Китая, работая над проектом Х-51А X-51 Wave Rider. Эта гиперзвуковая ракета должна не уступать российской и китайской разработке.

До реального полета американского детища дело не дошло. Китай только планирует завершить работы к 2020 году. На оперативно-тактическом уровне российская гиперзвуковая ракета уже имеет реальные очертания в металле, прошла испытания и готовится к серийному выпуску. Какова будет дальнейшая судьба новейшего оружия, покажет время. Тем не менее, модернизации российского флота и перевооружение кораблей начнутся в ближайшее время.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, во время испытаний ракета смогла развить маршевую скорость в восемь чисел Маха (9,9 тысячи километров в час). Это на два числа Маха больше, чем заявлялось ранее.

Коллаж Андрея Седых


Разработка гиперзвуковой крылатой ракеты ведется с конца 2000-х годов. Новый боеприпас будет использоваться для поражения надводных кораблей противника, оснащенных системами противовоздушной и противоракетной обороны, которые могут эффективно перехватывать современные сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты.

Предположительно «Циркон» — двухступенчатая ракета, в которой для набора скорости используется твердотопливный ракетный двигатель. После выключения твердотопливной установки включается прямоточный воздушно-реактивный двигатель. По неподтвержденным данным, дальность полета ракеты составляет от 400 до тысячи километров.

Гиперзвуковые ракеты «Циркон» планируется включить в состав вооружения атомных подводных лодок пятого поколения проекта «Хаски», разработкой которых занимается Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит». Такие ракеты также включат в номенклатуру вооружений тяжелых атомных ракетных крейсеров «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов» проекта 1144 «Орлан».

В апреле прошлого года сообщалось , что государственные испытания новой ракеты планируется завершить в 2017 году. В будущем году должно начаться серийное производство «Циркона».

Василий Сычёв

США проиграли России океанский ТВД

Появление серийной гиперзвуковой ракеты означает революцию в военно-морском искусстве: относительный паритет в системе наступление-оборона изменится, потенциал средств нападения радикально превысит возможности обороны.

Вести об успешных испытаниях новейшей российской гиперзвуковой ракеты серьезно обеспокоили военное руководство США. Там, судя по сообщениям СМИ, решили в пожарном порядке вырабатывать меры противодействия. У нас этому событию должного внимания не уделили. Между тем ввод в состав вооружения этой ракеты станет переворотом в военном кораблестроении, существенно изменит соотношение сил на морских и океанских ТВД, сразу выведет в разряд устаревших образцы, пока еще считающиеся вполне современными.

НПО машиностроения ведет уникальную разработку как минимум с 2011 года («Циркон», в пяти Махах от цели»). В открытых источниках достаточно полно для столь перспективного и соответственно закрытого проекта представлена научно-производственная кооперация предприятий и НИУ, привлеченных к его созданию. Но ТТХ ракеты показаны весьма скупо. Известно по сути только две: скорость, которая оценивается с хорошей точностью 5-6 Маха (скоростей звука в приземном слое атмосферы) и весьма приблизительная вероятная дальность 800-1000 километров. Правда, доступны и некоторые другие важные данные, с опорой на которые можно приблизительно оценить остальные характеристики.

На боевых кораблях «Циркон» будет применяться из универсальной пусковой установки вертикального пуска 3С-14, унифицированной для «Калибров» и «Ониксов». Ракета должна быть двухступенчатой. Стартовая ступень - твердотопливный двигатель. В качестве маршевого может быть только ПВРД (прямоточный воздушно-реактивный двигатель). Основными носителями «Цирконов» рассматриваются тяжелые атомные ракетные крейсеры (ТАРКР) проектов 11442 и 11442М, а также перспективная атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) 5-го поколения «Хаски». По неподтвержденным данным, рассматривается создание экспортного варианта - «БраМос-II», модель которой была представлена на выставке DefExpo 2014 в феврале 2014-го.

В начале этого года прошли первые успешные летные испытания ракеты с наземной ПУ. Предполагается, что примут на вооружение с началом поставки на корабли ВМФ РФ еще до конца десятилетия.

Что можно вытянуть из этих данных? Из предположения о размещении в унифицированной ПУ для «Калибров» и «Ониксов» делаем заключение о габаритах и, в частности, о том, что энергетика ГСН «Циркон» не может существенно превышать аналогичные показатели двух упомянутых ракет, то есть составляет 50-80 километров в зависимости от эффективной площади рассеивания (ЭПР) цели. Боевая часть оперативно-тактической ракеты, предназначенной для поражения крупных надводных кораблей, не может быть маленькой. С учетом открытых данных о весе БЧ «Оникса» и «Калибра» ее можно оценить в 250-300 килограммов.

Траектория полета ракеты на гиперзвуке при вероятной дальности 800-1000 километров может быть на основной части маршрута только высотной. Предположительно 30 000 метров, а то и выше. Так достигается большая дальность гиперзвукового полета и существенно снижается эффективность самых современных ЗРК. На конечном участке ракета, вероятно, выполнит противозенитное маневрирование, в частности со снижением на предельно малые высоты.

В системе управления ракеты и ее ГСН, вероятно, будут заложены алгоритмы, позволяющие ей автономно выявить местоположение главной цели в ордере противника. Форма ракеты (судя по модели) выполнена с учетом стелс-технологий. Это означает, что ее ЭПР может быть порядка 0,001 квадратного метра. Дальность обнаружения «Циркона» наиболее мощными РЛС иностранных надводных кораблей и самолетов РЛД - 90-120 километров в свободном пространстве.

Устаревающий «Стандарт»

Этих данных достаточно, чтобы оценить возможности наиболее современной и мощной системы ПВО американских крейсеров типа «Тикондерога» и эсминцев УРО типа «Орли Берк» на основе БИУС «Иджис» с наиболее современными ЗУР «Стандарт-6». Эта ракета (полное наименование RIM-174 SM-6 ERAM) принята на вооружение ВМС США в 2013 году. Основным отличием от предшествующих версий «Стандарта» является применение активной радиолокационной ГСН, что позволяет эффективно поражать цели - «выстрелил и забыл» - без сопровождения стрельбовой РЛС корабля-носителя. Это существенно повышает эффективность ее применения по низколетящим целям, в частности за горизонтом, и позволяет работать по данным внешнего целеуказания, например самолета ДРЛО. При стартовом весе 1500 килограммов «Стандарт-6» бьет на 240 километров, максимальная высота поражения воздушных целей - 33 километра. Скорость полета ракеты - 3,5 М, приблизительно 1000 метров в секунду. Максимальная перегрузка при маневрировании - около 50 единиц. Боевая часть кинетическая (для баллистических целей) или осколочная (для аэродинамических) весом 125 килограммов - вдвое больше, чем в предыдущих сериях ракет. Максимальная скорость аэродинамических целей оценивается в пределах 800 метров в секунду. Вероятность поразить такую цель одной ракетой в полигонных условиях определена в 0,95.

Сопоставление ТТХ «Циркона» и «Стандарта-6» показывает, что наша ракета попадает на границу зоны действия американской ЗУР по высоте и почти вдвое превосходит допустимую для нее максимальную скорость аэродинамических целей - 1500 против 800 метров в секунду. Вывод: поразить нашу «ласточку» американский «Стандарт-6» не может. Однако это не значит, что по гиперзвуковым «Цирконам» не будут стрелять. Система «Иджис» способна обнаружить такую скоростную цель и выдать целеуказание на стрельбу - в ней предусмотрена возможность решения задач ПРО и даже борьбы со спутниками, скорость которых намного выше, чем у ПКР «Циркон». Поэтому стрельба будет вестись. Остается оценить вероятность поражения нашей ракеты американской ЗУР.

Надо заметить, что приводимые в ТТХ ЗУР вероятности поражения обычно даются для полигонных условий. То есть когда цель не маневрирует и движется со скоростью, оптимальной для того, чтобы в нее попасть. В реальных боевых действиях вероятность поражения, как правило, существенно ниже. Связано это с особенностями процесса наведения ЗУР, которые определяют указанные ограничения на допустимую скорость маневрирующей цели и высоту ее поражения. Вдаваться в эти подробности не будем. Важно отметить, что на вероятность поражения ЗУР «Стандарт-6» маневрирующей аэродинамической цели будут влиять дальность обнаружения активной ГСН и точность выхода ракеты в точку захвата цели, допустимая перегрузка ракеты при маневрировании и плотность атмосферы, а также ошибки в месте определения и элементов движения цели по данным РЛС целеуказания и БИУС.

Все эти факторы определяют главное - сможет ли ЗУР «выбрать» с учетом маневрирования цели величину промаха до уровня, при котором боевая часть способна ее поразить.

Открытых данных о дальности действия активной ГСН ЗУР «Стандарт-6» нет. Однако исходя из массогабаритных характеристик ракеты можно предполагать, что истребитель с ЭПР около пяти квадратных метров она сможет увидеть в пределах 15-20 километров. Соответственно по цели с ЭПР 0,001 квадратного метра - ракете «Циркон» - дальность действия ГСН «Стандарт-6» не превышает два-три километра. Стрельба при отражении атакующих ПКР будет вестись, естественно, на встречных курсах. То есть скорость сближения ракет составит около 2300-2500 метров в секунду. На выполнение маневра сближения у ЗУР остается менее одной секунды с момента обнаружения цели. Возможности сокращения величины промаха ничтожны. Особенно если речь идет о перехвате на предельных высотах - около 30 километров, где разреженная атмосфера существенно сокращает возможности маневра ЗУР. Фактически ЗУР «Стандарт-6» для успешного поражения такой цели, как «Циркон», должна быть выведена к ней с ошибкой, не превышающей зону поражения ее боевой части - 8-10 метров.

Топим авианосцы

Расчеты, выполненные с учетом указанных факторов, показывают, что вероятность поражения ракеты «Циркон» одной ЗУР «Стандарт-6» вряд ли превысит 0,02-0,03 при самых благоприятных условиях и целеуказании непосредственно с носителя ЗУР. При стрельбе по данным внешнего целеуказания, например самолета ДРЛО или другого корабля, с учетом ошибок в определении взаимного местоположения, а также времени задержки на обмен информацией ошибка в выводе ЗУР к цели будет больше, а вероятность ее поражения меньше, причем весьма существенно - до 0,005-0,012. В целом можно констатировать, что у «Стандарта-6» - самой эффективной ЗУР западного мира, мизерные возможности поражения «Циркона».

Коллаж Андрея Седых

Мне могут возразить: американцы с крейсера типа «Тикондерога» поразили спутник, летящий со скоростью 27 000 километров в час на высоте около 240 километров. Но он не маневрировал и его положение определили с исключительно высокой точностью после длительного наблюдения, что позволило вывести ракету ПРО к цели без промаха. Таких возможностей при отражении атаки «Циркона» у обороняющейся стороны не будет, к тому же ПКР начнет маневрировать.

Оценим возможности поражения нашей ПКР средствами ПВО крейсера типа «Тикондерога» или эсминца УРО типа «Орли Берк». Прежде всего необходимо отметить, что дальность обнаружения «Циркона» РЛС обзора воздушного пространства этих кораблей можно оценить в пределах 90-120 километров. То есть время подхода ПКР к рубежу выполнения задачи с момента ее появления на локаторе противника не превысит 1,5 минуты. У замкнутого контура ПВО системы «Иджис» на все про все 30-35 секунд. С двух УВП Mk41 реально выпустить не более четырех ЗУР, способных потенциально с учетом оставшегося времени сблизиться с атакующей целью и поразить ее - вероятность поражения «Циркона» основным комплексом ПВО крейсера или эсминца УРО составит не более 0,08-0,12. Возможности ЗАК самообороны корабля - «Вулкан-Фаланкс» в данном случае пренебрежимо малы.

Соответственно два таких корабля даже при полноценном использовании своих средств ПВО против одной ПКР «Циркон» дают вероятность ее уничтожения 0,16-0,23. То есть КУГ из двух крейсеров или эсминцев УРО имеют мало шансов уничтожить даже одиночную ракету «Циркон».

Остаются средства РЭБ. Это активные уводящие и пассивные помехи. Для их постановки времени с момента обнаружения ПКР или работы их ГСН достаточно. Комплексное применение помех может сорвать наведение ракеты на цель с приличной вероятностью, которую с учетом работного времени системы РЭБ корабля можно оценить в 0,3-0,5.

Однако при стрельбе по групповой цели высока вероятность захвата ГСН ПКР другой цели в ордере. Подобно тому, как в боевых действиях у Фолклендов английский авианосец смог, поставив пассивные помехи, отвести идущую на него ПКР «Экзосет». Ее ГСН, потеряв эту цель, захватила контейнеровоз «Атлантик конвейерз», который после поражения ракетой затонул. При скорости «Циркона» другому кораблю ордера, который захватит ГСН ПКР, просто не хватит времени на эффективное применение средств РЭБ.

Из этих оценок вытекает, что залп даже двумя ракетами «Циркон» по КУГ в составе двух крейсеров типа «Тикондерога» или эсминцев УРО типа «Орли Берк» с вероятностью 0,7-0,8 приведет к выводу из строя или потоплению как минимум одного из кораблей КУГ. Четырехракетный залп практически гарантированно позволит уничтожить оба корабля. Поскольку дальность стрельбы «Циркона» почти вдвое больше, чем у ПКР «Томагавк» (около 500 км), шансов у американской КУГ выиграть бой с нашим крейсером, оснащенным ПКР «Циркон», нет никаких. Даже при превосходстве американцев в системах разведки и наблюдения.

Немногим лучше для американского флота и ситуация, когда КУГ РФ во главе с крейсером, оснащенным ПКР «Циркон», противостоит авианосная ударная группа (АУГ). Боевой радиус палубных штурмовиков при действиях группами 30-40 машин не превышает 600-800 километров. Это означает, что для АУГ нанести упреждающий удар по нашему корабельному соединению крупными силами, способными пробить ПВО, будет весьма проблематично. Удары малыми группами палубной авиации - парами и звеньями, способными действовать на удалении до 2000 километров с дозаправкой в воздухе, против нашей КУГ с современными многоканальными ЗРК будут малоэффективны.

Выход же нашей КУГ для залпа и пуск 15-16 ПКР «Циркон» для АУГ будет фатальным. Вероятность вывода из строя или потопления авианосца составит 0,8-0,85 с уничтожением двух-трех кораблей охранения. То есть АУГ таким залпом будет гарантированно разгромлена. По открытым данным, на крейсерах проекта 1144 после модернизации должно быть размещено УВП 3С-14 на 80 ячеек. С таким боекомплектом ПКР «Циркон» наш крейсер может разгромить до трех АУГ США.

Однако никто не помешает в перспективе разместить ПКР «Циркон» и на фрегатах, и на малых ракетных кораблях, которые, как известно, имеют соответственно по 16 и 8 ячеек для КР «Калибр» и «Оникс». Это резко повысит их боевые возможности, сделает серьезным противником даже для авианосных групп.

Отметим, что и в США интенсивно разрабатывают гиперзвуковые СВН. Но основные усилия американцы направили на создание гиперзвуковых ракет стратегического назначения. Данных о разработке в США противокорабельных гиперзвуковых ракет, подобных «Циркону», пока нет, по крайней мере в открытом доступе. Поэтому можно предполагать, что превосходство РФ в этой сфере продержится довольно долго - до 10 и более лет. Вопрос, как мы им воспользуемся? Сможем ли в короткие сроки насытить флот достаточным количеством этих ПКР? При жалком состоянии экономики и секвестре гособоронзаказа - вряд ли.

Появление серийной гиперзвуковой ракеты потребует выработки новых способов и форм ведения борьбы на море, в частности по уничтожению надводных сил противника и обеспечению боевой устойчивости своих. Для адекватного наращивания потенциала средств ПВО кораблей, вероятно, необходим пересмотр концептуальных основ построения таких систем. На это потребуется время - не менее 10-15 лет.