«Прогулка в зимний лес», комплексное занятие в средней группе. Прогулка в зимний лес Развлечение прогулка в зимний лес средняя группа


Утверждаю

Заведующий МБДОУ д/с № 101

Л. Н. Саврасова

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром.

Прогулка в зимний лес (средняя группа)

Цели:

1 .Расширять и обогащать знания детей о том, как проводят зиму звери, чем они питаются в зимнее время года.

2 .Познакомить детей с правилами поведения в природе.

3 .Формировать у детей основы экологической культуры.

4 .Воспитывать заботливое отношение к животным.

Воспитатель: -Сегодня я хочу пригласить вас в зимний лес. Давайте закроем глаза и скажем: -1,2,3-в зимнем лесу очутись. Открывайте глаза. (звучит музыка «Звуки леса»)

Слайд1 .Посмотрите какой лес. Все покрыто снегом. Кругом так тихо, спокойно.

Ребята, а вы знаете как нужно себя вести в лесу?

Дети: не шуметь, нельзя ломать деревья, рвать траву, тревожить зверей и птиц, нельзя оставлять мусор после себя.

Воспитатель: -Давайте запомним эти правила поведения в лесу и постараемся не нарушать, будем вести себя тихо и осторожно.

Ребята,послушайте как в лесу тихо, может быть никого нет?

Слайд2 .Что я вижу, на снегу кто-то оставил следы? Как вы думаете, какой зверь оставил этот след?

Ответы детей.

Слайд3.

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, это лиса. Это она оставила след на снегу. -Ребята расскажите о лисе, какая она?

Ответы детей .

Посмотрите,какой у нее пушистый хвост. А для чего лисе такой хвост?

Ответы детей.

Ребята, а какого цвета у нее шерсть зимой? Почему лиса меняет ее?

Ответы детей.

Ребята, посмотрите, какие у нее уши и лапы?А кто знает, чем питается лиса зимой?

Ответы детей.

Слайд4.

Ребята,а вот еще чьи-то следы, посмотрите? Как вы думаете, кто их оставил?

Ответы детей .

Этот след оставил заяц. А вот и он сам.

Слайд5.

Наверно, он от кого-то прячется? Как вы думаете зайцу холодно зимой? Как зайцу защитится зимой? Ответы детей.

Ребята,а чем питается заяц зимой? Ответы детей.

Воспитатель: -Давайте представим, что все мы зайцы, немного погреемся на поляне.

Физминутка:

Зайка беленький сидит,и ушами шевелит(показываем руками уши зайца)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть(гладим и трем руки )

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать(прыгаем на месте)

Зайку волк испугал, зайка тут же убежал(убегаем на место).

Воспитатель:- Ребята,посмотрите что я нашла на дереве?

Слайд6.

Как вы думаете что это такое? Кто его оставил?

Ответы детей.

Слайд7.

А вот и сама белка. Посмотрите какая она красивая, пушистая. Ребята,говорят, белка рыжая,а здесь она серая? Почему? Посмотрите какие у нее необычные ушки?А какой пушистый хвост? А для чего белки такой большой хвост? Чем белки питаются зимой?

Ответы детей.

Ребята, а можем мы зимой увидеть медведя?

Ответы детей.

Слайд8.

Зимой медведь впадает в спячку в берлоге. А что такое берлога? Почему медведь всю зиму спит? Чем медведь питается летом?

Ответы детей.

Слайд9.

Воспитатель: -Вот мы и побывали в зимнем лесу. Посмотрели как живут и зимуют звери, чем они питаются зимой. Давайте послушаем: в лесу опять стало тихо и только снег идет и покрывает землю пушистой пеленой.

Мы с вами старались и не нарушили правила поведения в лесу, за это нам звери благодарны. Нам пора в детский сад.

Давайте встанем и скажем:1,2.3-вокруг себя повернись и снова в группе окажись. Мы снова в группе.

Ребята вам понравилось в лесу? Что нового и интересного вы узнали? В какое путешествие вы бы отправились в следующий раз?

Ответы детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» № 166

г. Кемерово

Савельева Елена Николаевна ,

учитель – логопед

Тема: «Прогулка в зимний лес»

(конспект занятия-игры по логопедии в средней группе)

Цель: Создание игровой ситуации, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

Активизация и актуализация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя.

Совершенствование навыков звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной моторики, координации движения, творческого воображения. Обучение детей приемам эмпатии.

Воспитательные задачи:

Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи, бережного отношения к природе. Воспитывать совершенное чувство прекрасного от общения с природой.

Предварительная работа:

На познавательных занятиях проводится беседа об образовании снежинок (из водяных капелек), о форме снежинок (у них всегда 6 концов). Дыхательное упражнение «Снежинки» (координация речи с движением, развитие воображения). Н.В. Нищева (конспекты логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР).

Слушание музыки: «Уж ты, зимушка-зима», симфония П.И. Чайковского «Зимние грёза», пьесы из цикла «Времена года».

Изобразительная деятельность: рисование елочки в снегу, снежинки.

Чтение художественной литературы о зиме: рассказ про зайца.

Стихи: предлагаемые Н.В. Нищевой. «Зима пришла», «Снежинки», «Первый снег», «Всё злее…..», загадки о зиме, зимних забавах.(Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2001.-55-56 c.)

Игры и упражнения: Н.В. Нищева «Снежная баба» (координация слова с движением, развитие творческого воображения), пальчиковая гимнастика: «Снежок» (координация речи с движением, развитие воображения).

(Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2001.-57 c.)

Речевая игра: «Зимой».

Оборудование:

Музыка П.И. Чайковского из концерта «Времена года» - «Русская зима».

Вешалка с зимней одеждой. Фланелеграф – на нем кубики-сугробы, снежинки. Зимний лес-панно, ёлки, зимующие птички (снегири, синички). Игрушки: зайчик беленький, мишка. Маски. Картинки: зимний лес, лыжи, зимняя шапка, зимняя куртка, зимние сапоги, зимний шарф, деревья, полянки, ёлочки, кусты, снежинки. Пиктограммы, дерево обгрызанное. кустики, снежинки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Звучит музыка П.И. Чайковского из концерта «Времена года». (дети входят под музыку).

Л : Дети, к нам пришли в гости наши друзья. Поздоровайтесь. Здравствуйте гости дорогие!

Введение в тему:

Л : Дети, Зимушка-зима пригласила нас на прогулку в зимний лес.

На чем бы вы хотели туда отправиться?

Д : На лыжах, на санках, на машине, на коньках (выбор).

Л : Какую одежду наденете?

Д : Зимнюю одежду.

Л : Правильно, зимнюю одежду (подчеркивается голосом - зимнюю). Какие сапоги обуете? (зимние сапоги).

Какую шапку наденете? (зимнюю шапку).

Л : Оделись, молодцы! Встали на лыжи, взяли палки. В путь. По какой дороге поедем?

Д : По зимней дороге (имитируют езду на лыжах). Панно зимнего леса.

Л : (ежится). А вот и зимний, сказочный, волшебный лес. Как в лесу?

Д : Холодно. Мы замерзли.

Л : Да, ребята Мороз не велик, а стоять не велит. Чем покрыты все деревья?

Д : Пушистым, мягким, белым, чистым, мохнатым, холодным снегом.

Л : А еще, что покрыл снег?

Д : Ёлочки, кустики, полянки.

Л : А из чего состоит снег?

Д : Из снежинок.

Л : Подул ветерок на снежинки. Снежинки? Что снежинки делают? (снежинки – полетели,стали кружиться, падать, на землю ложиться).

Д : Кружатся, вьются, летят, падают, на землю ложатся.

Л : Хорошо зима. А чем хороша зима?

Д : Зимой можно кататься на ледянках, на лыжах, строить снежную крепость, лепить снеговика, играть в снежки.

Л : А чем зимой плохо?

Д : Бывает сильно холодно, дуют мотели, долго одеваться на улицу, тяжело ходить в теплой одежде, нужно сушить одежду, зимой простываем и болеем.

Л : А звери в лесу не мерзнут. Почему?

Д : У них теплые шубки.

Л : А кто под елочкой сидит

И ушами шевелит.

Прыгает он ловко.

И грызет морковку.

Д : (посмотрели под елочку и увидели зайчонка). Ой, это зайчонок, заинька, зайчишка.

Л : Как вы думаете, с каким настроением, он нас встречает? (веселым, радостным). Выберете маску, которая подходит настроению зайчика. (выбирают на ковре).

Какой он?

Д : Ушки длинные, хвостик короткий, носик розовый, шубка белая. Зимой он белый, а летом серый.

Л : Кто обгрыз кору дерева, дети?

Д : Зайка. Он зимой грызет не морковку, а кору деревьев.

Л : А мы то думали,он морковку ест.

Речевая игра: «Зимой» (Рождественская В.И. и Павлова А.И. игры и упражнения для исправления заикания. Изд. «Просвещение», 1978 г. с. 23)

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так.

Мишка зайку испугал

Зайка прыг и ускакал.

Вот так, вот так.

Л : Куда ускакал зайка?

Д : За пенек, под кустик, за дерево, под елочку, за сугроб.

Рассказ (самостоятельное рассказывание с опорой на картинки).

Давайте вспомним, что мы сегодня делали?

Выкладываются картинки. Логопед начинает, а дети продолжают.

Мы ходили на прогулку в зимний лес на лыжах.

Мы оделись по-зимнему.

Надели зимнюю шапку.

Зимнюю куртку.

Зимние сапоги.

Зимний шарф.

Нас встретил волшебный, сказочный, зимний лес.

Все деревья, полянки, кусты он покрыл белым. Пушистым, мохнатым, холодным, чистым снегом.

Подул ветерок и снежинки закружились, полетели, упали на землю.

Мы встретили пушистого, белого зайку, с длинными ушами.

Он сидел под елочкой.

Мы с ним подружились.

Итог занятия:

Л: Ой, ребята, Зима подарила на прощанье снежинки (поднимают снежинки, а к ним привязаны конфеты «снежинка». Конфета называется «снежинка». А от какого слова образовалось? (от слова «снег»).

Давайте скажем нашим гостям – до свидание.


  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.

  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.

  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
4. Н.В. Нищева. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2001 г.

Описание материала: предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Прогулка в зимний лес». Материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к родной природе.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по теме «ПРОГУЛКА В ЗИМНИЙ ЛЕС»

Интеграция областей «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация».
Программное содержание:
1) Создать у детей образ леса, лесных зверей различными видами искусства; вызвать эмоциональный отклик. Обогатить словарный запас: - зимний лес, деревья -голые, развесистые, заиндевелые, заснеженные. Снег - пушистый, мягкий, глубокий, рыхлый. Заяц белый, пушистый, трусливый, быстрый, осторожный. Лиса – длиннохвостая, хитрая, рыжая. Спящий медведь, берлога.
2) Продолжать учить внимательно слушать музыкальные произведения, чувствуя их характер; выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с ритмом музыкального произведения.
3) Учить детей нарезать и наклеивать ёлку (предмет из нескольких частей). развивать технические навыки, воображение, творческие способности.
Материал: мольберты, картины с пейзажем зимнего леса, альбомные листы, кисточки с клеем, салфетки, клеёнки, ножницы. Квадратики для ёлки, шапочки зайцев и медведя, бревно, пенёчки, колокольчик.

Ход занятия.

Дети свободно входят в зал, здороваются со взрослыми. Воспитатель объясняет детям, что занятия они сегодня проведут в «зимнем лесу». Наше занятие так и называется: «В зимнем лесу».
В зимнем лесу много снега, мы можем добраться до лесной поляночки только на саночках: (под пение взрослых или музыкального руководителя песни «Саночки» музыка Филлипенко) – дети с воспитателем объезжают по кругу и останавливаются на полянке.
Воспитатель обращает внимание на картины с пейзажем зимнего леса. Вопросы:- Какие стоят деревья в лесу? Какой снег? Что вы можете сказать о лисе, которая что- то ищет в лесу? Какая она? А что делает зимой медведь? А кто знает стихи о красоте зимней природы? (чтение стихов: Токмакова «Снег», Дрожжина – «Улицей гуляют» Есенина – «Берёза».
Посмотрите, а на этой поляне зайчики! Какие они? Давайте посидим на поляне на брёвнышках и пенёчках (садятся). Загадка от зайца.
Музыкальный руководитель:- Сегодня, ребята, мы послушаем знакомую вам песню. Эту песню написал композитор Красев, называется она «Песенка зайчиков». Песенка подвижного характера. Музыка и песня расскажут вам о весёлых, быстрых, радующихся приходу зимы зайчиках. Им очень весело прыгать по лесной полянке, они охотно собираются в гости друг к другу. Послушайте её и скажите какой характер у этой песни; какие зайчики в этой песне?
Слушание: - «Песенка зайчиков» музыка Красева. Вопросы:- Какой характер, какие зайчики, как называется эта песенка?
Воспитатель: - Отдохнули на лесной поляне, а теперь дальше поедем по зимнему лесу. (дети переходят цепочкой под пение взрослых на другую сторону зала). Там стоят столы, приготовленные для аппликации. Посмотрите, ребята, здесь совсем другая поляна. Пустая, нет ни одного деревца. Негде спрятаться от холода и голода птицам и зверям. Давайте на этой поляне посадим много ёлочек. Садитесь за столы. Как вы думаете, какого цвета будут наши ёлочки? А вырезать мы их будем из квадрата. Его надо разрезать с угла на угол по диагонали, и получится у нас, что? Правильно – треугольники. Их нужно наклеить один на другой, чтобы получилась ёлочка. Кто покажет, как из квадрата получить треугольники? С чего вы начнёте работу?
В процессе самостоятельной работы детей, воспитатель следит за правильным пользованием ножницами, за расположением деталей ёлочки.
Кто наклеил ёлочку наводит порядок на столе и правильно садится.
Анализ: (дети встают около столов сбоку, чтобы воспитателю было видно работы товарищей)- Посмотрите ребята, какая красивая поляна получилась у нас. Какие ёлки здесь выросли? (большие и маленькие, пушистые и зелёные)
Чем вам нравится наша поляна? Да, дети, теперь на этой поляне смогут укрыться от ветра и мороза птицы и звери, которые зимой живут в лесу. (Можно разместить на ёлках и под ёлками силуэты птиц и зверей)
Дети, на нашу поляну вышел мишка, он хочет с нами поиграть. Игра: «Зайцы и медведь»
Дети, мы сегодня провели прогулку в зимний лес. Слушали «песенку зайцев», играли с мишкой, украсили снежную поляну ёлочками.
Что вам больше понравилось в занятии? Почему?
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.


Цель занятия

: Обогатить знания детей о жизни животных в лесу в

зимнее время года.

Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности

внешнего облика животных, образа их жизни.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты,

сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному,

что нас окружает.

Учить детей вживаться в игровую ситуацию, создавая нужные

образы.

Продолжать закладывать основы экологического воспитания.

Предварительная работа

: Разучивание песен, игр, рассматривание

изображений животных (картинки). Чтение русской народной сказки

«Зимовье зверей».

Наглядный материал

волк, заяц, ёжик.

Комплексное занятие в средней группе

На тему: «Прогулка в зимний лес»

Цель занятия:

Закрепить и обогатить знания детей о зиме и жизни

диких животных в зимнем лесу. Развивать творческие способности

детей. Провести музыкально-игровое занятие с использованием

музыкально-ритмических движений и инсценированием песен.

Задачи:

Воспитывать в детях любовь к природе, животным.

Учить передавать в движении содержание текста песни,

особенности игрового образа.

Воспитывать у детей доброжелательность и искренность

Развивать умение передавать характер персонажей через

выразительные движения в музыке.

Петь соответственно характеру песни.

Предварительная работа

: Разучивание игр, песен. Рассматривание

изображений животных (картинки). Изготовление шапочек зверей для

Наглядный материал

: Музыкальный зал оформлен в виде лесной

зимней полянки: расставлены искусственные ёлочки, деревья с

прикрепленными к ним фигурками снегирей, в «берлоге» спит медведь,

под кустиком спрятался зайчик, в норке спит ёж, на ёлочке сидит белка,

под деревом притаилась лиса; «сугробы» сделаны из ваты, бумаги;

«снежинки», свисающие с потолка; шапочки зверей: медведь, лиса,

волк, заяц, ёжик.

«Прогулка в зимний лес»

Дети заходят в зал, встают полукругом и исполняют песню.

Песня « Раз-снежинка» муз. Л. Олифировой

Ведущий проводит беседу о зиме:

1 Какое время года?

2 Какая бывает зима?

3 Как мы одеваемся, когда холодно?

4 Ребята, а как вы думаете, что делают звери в лесу?

5 А вы хотите узнать, что происходит в лесу зимой? Ответы детей.

Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в сказочный лес, в настоящее зимнее

царство. Там мы будем встречать разных птиц и зверей, давайте возьмём для них

угощение.

Дети берут орешки, семечки, грибы, яблоко, морковку, бочонок мёда, везут угощение

на саночках.

В аудиозаписи звучит фрагмент «Декабрь» из цикла « Времена года» П. И.

Чайковского.

Вед. Слышите, ребята, какая музыка? Это Дед Мороз играет на сосульках.

Показывает на «снежинки»

« Посмотрите – кружится снежинка,

Словно одуванчика пушинка.

Долго наблюдаем мы за ней,

Как она мелькает меж ветвей.

Плавно опустилась на сучок,

Замерла, как белый паучок. С. Пронин.

Дети подходят к снегирям, проводится логоритмическое упражнение на

стихотворение Н. Нищевой « Снегири».

Упражнение « Снегири»

Вед. Вот на ветках, посмотри (дети 4 раза хлопают руками по бокам)

В красных майках снегири (по 4 наклона головы)

Распустили пёрышки,

Греются на солнышке (на первое слово частые потряхивания руками, на второе

– хлопок по бокам).

Головой вертят,

Улететь хотят! (по два поворота головы на каждую строку).

Вед. Ребята, давайте угостим птиц. (дети достают семечки и насыпают в кормушку).

Вед. Вы только посмотрите по сторонам!

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит.

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)

Посмотрите дети, какие красивые снежинки летают в воздухе. Поймаю-ка я одну

снежинку и понюхаю её. (не спеша нюхает « снежинку», несколько раз делая

шумные вдохи и выдохи. Понюхав последний раз, вдыхая, произносит:

- Ах! Аро-мат! Аро-мат! Дивный аромат! Чудесный аромат!

Затем предлагает детям понюхать «снежинку» и произнести хором: « Аро-мат!»

Упражнение повторяется несколько раз.

Вед. А сейчас давайте споём песенку.

Песня « Снег-снежок»

муз. и сл. Е. Макшанцевой

Вед. Ребята, чем пахнет в зимнем лесу? (воздух пахнет свежестью, чистотой,

прохладой).

Зимой в лесу холодно, не слышно весёлого щебетанья птиц, не часто можно

встретить на тропинках лесных зверей. Сейчас уже холодно. Но до этого всю осень

звери трудились – утепляли себе норки, делали запасы, меняли шубки. Хотите

посмотреть, как зимуют звери? (ответ детей)

Ведущая с детьми подходит к первому « сугробу» - берлоге медведя.

Вед. Кто там в шубе меховой

Спит холодною зимой?

Он большой, но вот беда –

Лапу в рот кладёт всегда.(ответ детей)

Вед. Дети, а как вы думаете, мы можем разбудить медведя?

Дети: Нет, нет, не надо. Зимой медведи впадают в спячку и тревожить их нельзя.

Вед. Когда медведь выйдет из спячки весной, он будет голодный, совсем без сил.

Давайте мы оставим и ему угощенье. Пусть порадуется нашему сюрпризу. (дети

оставляют бочонок мёда, ведущий предлагает поиграть в игру)

«Игра с Мишкой»

муз. и сл. Л. Олифировой

Дети стоят свободной группой около боковой стены зала. У противоположной стены

на стульчике или лавочке сидит (лежит) Мишка (ребёнок), сладко спит.

Дети подходят к Мишке и поют: «По тропинке, по дорожке мы к берлоге подойдём,

все похлопаем в ладошки и немного подождём». Останавливаются, хлопают в

ладоши и на последний такт прячут руки за спину. Мишка просыпается,

потягивается, встаёт. Мишка поёт, обращаясь то к одному, то к другому ребёнку:

«Ты здесь хлопал, ты здесь топал?». Дети отвечают Мишке, жестами показывая, что

они не шумели: « Нет, не я. Нет, не я». Мишка поёт, сердито топая ногой, дети стоят,

слушают. Мишка поёт, поднимая руки вверх, в стороны: « Ты здесь хлопал, ты здесь

топал! Догоню вас я!». И в конце игры догоняет детей.

Ведущий с детьми подходит к следующему «сугробу» - домику зайца.

Вед. Зимой беленький, а летом серенький.

Никого не обижает, а сам всех боится. (ответ детей)

Вед. Зайчики к зиме меняют шубку, она становится белой. Белый цвет не заметен на

снегу, и зайцам легче скрыться от хищников: волков и лис.

Холодно заиньке, холодно серому

Как же быть мне зимой,

Замерзает хвостик мой.

Вед. А впадают ли зайцы в зимнюю спячку?

Дети: Нет! Они зимой не спят!

Инсценировка песни « Зайка»

Зайка беленький сидит и ушами шевелит (дети присаживаются на корточки,

ручки «лапки» согнуты перед грудью)

Вот так, вот так! Он ушами шевелит. (покачивают « ушками» в такт музыке)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть (дети, обняв себя руками «дрожат

от холода»)

Вот так, вот так! Надо лапочки согреть.(хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать(дети, обняв себя руками « дрожат

от холода»)

Вот так, вот так! Надо зайке поскакать. (легко прыгают на месте)

Вед. Чем питаются зайцы зимой? Делают ли они запасы пищи?

(Зайцы не делают запасов, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки

растений, сухую траву из под снега). Давайте отдадим наше угощение зайчику.(дети

отдают морковку зайчику)

Вед. (указывает на белочку, сидящую на ёлочке)

Что за маленький зверёк

Вверх-вниз по ёлке скок да скок? (ответ детей)

Вед. А вы знаете, где у белочки домик? (в дупле на дереве). А что она делает осенью,

чтобы подготовиться к зиме? (делает запасы: сушит грибы, запасает жёлуди, орехи,

шишки. Утепляет своё жилище)

Игра: «Кто больше соберёт шишек»

Вед. А теперь, дети. Давайте угостим белочку. Что мы принесли для неё? Дети

отдают белочке сушёные грибы, орешки, шишки).

Вед. Ребята, отгадайте ещё загадку:

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт под кустом? (ответ детей)

Ведущая с детьми находят под ёлкой лису.

Вед. Лиса является хищным животным зверем. Это – хитрое животное. Она может

пускаться на различные уловки, чтобы добыть себе пропитание. Лиса питается

полевыми мышами, грызунами, лягушками и дичью.

Инсценировка песни « Рыжая лисичка»

Хоровод, хоровод – хлопки в ладоши

Пляшет маленький народ – приседания

Танцевать, скакать и прыгать – прыжки на месте

Мы готовы круглый год – приседания

Под кустом, под кустом – наклоны туловища

Кто-то с рыженьким хвостом – влево-вправо

Это рыжая лисичка – прыжки на месте

Пол кусточком лисий дом – приседания

Вед. Что-то холодно стало, мороз крепчает, метель дорожки заметает.

Дети: А мы не боимся холода, мы умеем греться.

Массажная игра «Зимняя разогревалочка»

(М. Картушиной)

Если замерзают ручки, начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки, как на печке разогреть (медленно растирают одну

ладонь о другую)

Сначала ладошки совсем как ледышки,

Потом как лягушки, потом как подушки (растирают ладошки всё быстрее и

быстрее)

Согрелись ладошки, горят и взаправду, а не понарошку.

Я горю, как от огня, вы потрогайте меня! (вытягивают вперёд раскрытые

ладони).

Вед. Вот мы и побывали с вами в зимнем лесу, накормили всех зверушек!

Понравилась вам наша прогулка? (ответ детей). Весело зимой в лесу. (звучит музыка

метели). Но слышите, ветер засвистел, значит метель начинается и скоро все

тропинки заметёт снегом! Пора нам возвращаться! (дети идут быстро, перешагивая

через « сугробы», ищут тропинку).

Вед. Ребята, посмотрите, а что это за сугроб? Давайте подойдём поближе и

посмотрим. (находят сосульки, а в них завёрнуты шоколадки) Это нам животные

оставили подарки. Мы благодарим их за угощение и обещаем, что будем любить

животных, заботиться о них. Мы будем помнить, что лес живёт по своим законам и

мы не должны нарушать их. И если получится это делать, то ещё многие годы

продлится общение с удивительным и всегда загадочным миром природы. А теперь

нам пора в группу.

Литература:

Музыкальная палитра 2013,2014, 2015 № 7,8

Музыкальный руководитель 2013, 2014 №6,7

Дошкольное воспитание 2012-2014

Подготовили и провели: Запевалова Нина Петровна – воспитатель

Хазарджан Наталья Николаевна – муз. руководитель

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе на тему:

«ПРОГУЛКА В ЗИМНИЙ ЛЕС»

Направление: познавательно-речевое развитие.

Образовательная область: познание.

Цели:

Образовательные : сформировать обобщенное представление детей о зиме как времени года, особенностях живой и неживой природы, особенностях деятельности детей зимой. Расширять представления о том, как зимуют звери и птицы.

Развивающие: развивать познавательную активность детей: устанавливать причинно-следственные связи; развивать диалогическую форму речи.

Воспитательные : воспитывать желание оказывать помощь животным и птицам зимой, позитивное отношение к зиме.

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Оборудование:

Картинки с изображениями зимующих птиц, диких животных, зимних развлечений, изображение дерева.

1.Организационный момент.

Стук в дверь, входит Незнайка с корзинкой в руке.

Незнайка. – Здравствуйте! Ребята, вы узнали меня? (Да). Ребята, я хочу пригласить вас на прогулку в лес. Будем грибы, ягоды собирать.

Воспитатель. – Ребята, хотите пойти в лес с Незнайкой? (Да). А сможем ли мы сейчас найти грибы и ягоды? (Нет). А почему? (Потому что сейчас зима).

Наверное, Незнайка ничего не знает о зиме.

Ребята, давайте отправимся вместе с Незнайкой в зимний лес и расскажем ему о зиме. Но на чём же мы поедем?

Незнайка. – А у меня есть волшебная палочка! Раз, два, три – палочка нас в лес неси!

2.Беседа о зиме.

Воспитатель. – Ну, вот мы и попали в лес. Посмотрите, как тут красиво!

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Воспитатель

Как вы узнали, что сейчас зима?

Какие приметы зимы вы ещё знаете?

А почему зимой холодно? (Солнце плохо греет, дает мало света и тепла, потому что день короткий, а ночь длинная.)

Чем покрыта земля зимой? (Землю покрывает снег.)

Чем покрыты реки и озёра? (льдом).

Какой ветер бывает зимой? (холодный)

Правильно, зимой часто бывают метели. Все покрыто снегом, очень холодно, мало светит солнце, вода замерзла, деревья стоят голые.

Незнайка. – А почему деревья без листьев, они что погибли?

Воспитатель. – Давайте объясним Незнайке, так ли это? (Деревья зимой спят).

А когда на деревьях появятся листья? (Когда наступит весна)

Незнайка. – Как тихо зимой в лесу. Все птицы улетели на юг.

Воспитатель. - Ребята, разве все птицы улетели? (нет) - Каких зимующих птиц вы знаете?

(Воспитатель сажает зимующих птиц на дерево.)

Незнайка. – Наверное, птицы голодают?

Воспитатель. – Ребята, чем же питаются птицы в лесу? (ягодами, семенами растений, шишек). – Как люди помогают птицам перенести сильные морозы? (Подкармливают птиц, вешают кормушки.)

Правильно. Мало корма находят птицы зимой, поэтому они летят ближе к людям. А люди их подкармливают.

Незнайка. - Про птиц я все понял. А давайте поиграем!

Физкультминутка:

Мы на лыжах в лес идем,

Мы взбираемся на холм.

Вдруг поднялся сильный ветер,

Он деревья крутит, вертит.

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По опушке зайчик скачет,

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок –

Вот и скрылся наш дружок!

Хоть приятно здесь кататься,

Надо снова заниматься.

3.Беседа о диких животных.

Незнайка. – А звери все, наверное, убегают в Африку?

Воспитатель. – Ребята, давайте расскажем Незнайке, как животные приспосабливаются к зиме.

Каких животных можно увидеть в зимнем лесу?

Воспитатель. – Ребята, расскажите Незнайке про белку.

Где живет белка? (В дупле)

Ей совсем не холодно, почему? (Она в теплой шубке.)

Белка не голодная. Чем она питается? (Орешками, грибами.)

Как она спасается от опасности? (Быстро перепрыгивает с дерева на дерево, с ветки на ветку.)

Воспитатель.

Ребята, расскажите Незнайке про зайца.

Как заяц зимует? (к зиме у него вырастает теплая белая шерсть)

Чем заяц питается? (Корой деревьев, ветками.)

– Есть ли у зайца враги? Как он от них спасается? (Лиса, волк, спасают быстрые ноги, цвет шерсти.)

Незнайка . В зимнем лесу и на высоких деревьях веточки съедены – ведь зайцу их не достать. Кто бы это мог быть? (Лось)

Воспитатель - А люди помогают лосю перенести тяготы зимы? (Ставят кормушки с сеном, солью.) - Какой у лося враг? (Волк.) - Как он спасается от него? (Либо убегает, либо защищается передними копытами.)

Незнайка. – Ребята, расскажите про волка.

Воспитатель. - Как волк добывает себе пищу? (У него сильные ноги, бегает на большие расстояния в погоне за добычей. Обычно попадаются ему слабые и больные животные. Волк является «санитаром леса».)

Воспитатель. – Лес зимой красивый, сугробы высокие.

Почему из сугроба иногда идет пар? Кто бы это мог быть? (Медведь. Он впадает в спячку.)

Как медведь зимует? (спит в берлоге всю зиму) - Ему холодно?

Незнайка. – А мне нравится лиса. Расскажите мне еще про нее.

Воспитатель. – Где живет лиса? (В норе.) – На кого она охотится? (Лиса охотится за зайцами и мышами, еще она крадет кур.)

Воспитатель: Незнайка, ты понял теперь как зимуют дикие животные?

Незнайка. – Про животных я все понял: они приспособились зимовать в лесу.

Воспитатель. – Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.

Незнайка. – Вот моя волшебная палочка! Раз, два, три – палочка нас в детский сад неси!

4.Беседа о зимних развлечениях.

Воспитатель. – Ребята, а вы любите зиму?

Воспитатель. – А во что мы любим играть зимой?

Дидактическая игра «Зимние игры».

Давайте поиграем:

Мы зимой в снежки играем,

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду летим,

И снегурку лепим мы,

Гостью-Зиму любим мы!

Незнайка.- Как хорошо зимой! Мне так понравилась наша зимняя прогулка.

5.Итог:

– Где мы с вами были?

–Что нового мы узнали?

– Незнайка, теперь ты понял, что такое зима.

Незнайка : Спасибо, ребята! Я всё понял: грибы и ягоды зимой в лесу не найти. Лучше я возьму лыжи и пойду кататься. До свидания.