Проработка дикции. Задание «диктофон» и две эффективнейшие техники для улучшения речи и дикции


Для людей, которые занимают руководящие должности или по профессии много выступающие на публику, важно иметь правильную дикцию. Скорректировать четкость произношения можно, выполняя специальные упражнения.

Способы развития дикции

Прежде всего, следует выявить круг проблем, с которыми вам предстоит бороться.

Если это конкретный дефект речи (картавость, шепелявость, заикание), то необходима помощь специалиста.

Картавое или шепелявое произношение исправляется следующими методами:

  • человеку разъясняется правильная постановка языка и губ, которые отвечают за правильное
    воспроизведение звуков;
  • далее следует заниматься тренировкой речевого аппарата, для чего необходимо повторять скороговорки;
  • требуется постоянно контролировать свою речь, чтобы дефект не возвращался.


Такие тренировки помогут научиться правильно произносить звуки и выговаривать слова. Но стоит быть готовым, что такой труд потребует очень больших усилий.

Что касается заиканий, то тут работа будет сложнее. Основная проблема кроется в психике.

Очень часто получается так, что в повседневной жизни человек имеет хорошую постановку речи, а когда дойдет дело до публичных выступлений, оратор начинает заикаться.

Если проблема в глотании окончаний или же в нечетком произношении звуков при быстром говоре, с ней можно справиться самостоятельно.

Коррекцию речи производят следующим образом:


  1. В первую очередь необходимо определить конкретные дефекты. Для этого следует записать голос на диктофон. Лучше всего записать беседу с кем-то, ведь если специально начитывать текст, то человек не произвольно будет стараться исправлять свои ошибки в речи.
  2. Оценивая свой голос, обратите внимание, получается ли произносить фразу на одном дыхании, а также силу звучания. Если их не хватает, необходимо поработать над дыханием. Для этого есть несложное упражнение: следует принять вертикальное прямое положение, одна рука ложится на живот, а вторая на грудную клетку. Ноги ставятся на ширину плеч. Вдох идет через нос, таким образом, чтобы нижняя часть грудной клетки наполнялась кислородом. Выдох идет через рот. Такое упражнение помогает разработать диафрагму.
  3. Необходимо поработать над
    произношением отдельных букв. Встаньте перед зеркалом и медленно проговаривайте гласные буквы. Произношение должно происходить на выдохе. Звук должен быть громким и по максимуму долгим. Можно попробовать гласные напевать.
  4. Скороговорки также помогают развить хорошую дикцию и четкость произношения. Но перед тем, как приниматься за них, следует размять лицо. Самый эффектный способ – кривляние. В этом процессе должны быть задействованы все лицевые мышцы, а также губы и язык. Такая процедура должна длиться не менее 10-15 минут. Подобная разминка необходима перед каждым публичным выступлением.
  5. Важна и эмоциональная насыщенность речи. Для этого в своем выступлении необходимо продумать все интонации и паузы.
  6. Психологический комфорт играет не последнюю роль для четкого произношения. Часто человек имеет хорошую дикцию и владеет своей речью, но находясь на глазах у враждебно настроенной публики, начинает теряться и мямлить. Тут уж одни скороговорки не помогут. Необходимо развивать уверенность в себе.

Речевые Упражнения


Что касается четкой артикуляции, ее можно развить при помощи других упражнений:


  • разминаем и развиваем лицевые мышцы при помощи кривляния;
  • нижней челюстью выполнять движения вверх-вниз и влево-вправо;
  • яыком пересчитываются все зубы, но их предварительно необходимо крепко сжать;
  • растянуть рот в полную улыбку, полноценно задействовав губы, а затем, собрав их в трубочку;
  • корпус тела наклоняется вперед, руки складываются на груди и произносятся звуки «у» , «о» , «а» .

Все эти упражнения помогут развить дикцию, внятность речи и правильную артикуляцию. Если самостоятельно справиться с проблемой не получается, всегда можно обратиться за помощью к логопеду.

Когда вы слушаете другого человека, первое, что воспринимает и анализирует ваш мозг, – это не слова, не смысл сказанного, а интонация, тембр и скорость речи. Если голос неприятный, что бы ни говорил собеседник, вы будете отгораживаться от него, относиться к сказанному им с сомнением и недоверием, воспринимать сказанное в штыки. Если интонации неуверенные, то собеседник не убедит вас в своей правоте, даже если на его стороне – сотня блестящих аргументов. Мы устроены так, что считываем невербальную информацию намного быстрее вербальной, и невербальное восприятие влияет на нас даже сильнее, чем мы можем себе представить. В конце концов, с точки зрения эволюции умение человека общаться словами – новинка. А вот восприятие интонации, тембра, мимики и жестов глубоко укоренено в нашей природе. Ребенка нужно учить говорить, но его не нужно учить понимать, что мама с папой злятся. Поэтому, если вы хотите стать хорошим оратором, работайте над звучанием голоса, интонациями, тембром и темпом речи.

Почему слушатели вам не верят

Вы провели презентацию: написали хороший текст, подобрали яркую визуальную составляющую, надели лучший костюм, долго готовились. Но аудиторию не убедили, потому что ваш голос звучал неуверенно. Подсознательно люди воспринимают как неуверенность или неискренность такие невербальные сигналы:
  • Частое покашливание.
  • Спазмы голоса.
  • Нервные смешки.
  • Выражение лица и интонации, которые не соответствуют сказанному.
Вы кашляли, потому что были простужены. Голос срывался из-за того, что вы устали. Шутками и смешками вы хотели разрядить обстановку. Объяснения не имеют значения для слушателей. Они сами не поняли, почему не поверили вам. Как бы ни складывались обстоятельства, избегайте четырех перечисленных сигналов, а для этого работайте над своими голосовыми возможностями. Слово – ваш инструмент, и он всегда должен быть всегда в хорошем состоянии.

Что делать, чтобы вам верили: голосовые упражнения

1.Читайте четверостишия «с умом». Выбирайте любые четверостишия, которые вам нравятся, и читайте их вслух. Сначала произносите каждую строку на одном выдохе, а между строками добирайте воздух. Потом читайте по две строки на выдохе. Наконец, произносите четверостишие на одном выдохе. Выполняйте упражнение в строгой последовательности: одна строка, две строки, четыре строки на одном выдохе. Читайте без напряжения, пускай слова льются свободно и естественно, в комфортном для вас темпе.

Примеры четверостиший для тренировок:

Я боюсь потерять это светлое чудо, что в глазах твоих влажных застыло в молчанье, я боюсь этой ночи, в которой не буду прикасаться лицом к твоей розе дыханья. (Федерико Гарсиа Лорка) Луна не знает, что она луна, И светится, не ведая об этом. Песок песку непостижим. Предметам Не осознать, что форма им дана. (Хорхе Луис Борхес) Забыть ли старую любовь И не грустить о ней? Забыть ли старую любовь И дружбу прежних дней? (Роберт Бернс) 2.Читайте вслух стихи, на полтора тона повышая каждую строку. Громкость и интонация должны подниматься вверх по строчкам, как по ступенькам. Лучше, если стихотворение будет завершаться восклицательным предложением, но это не обязательно. Для начала подбирайте короткие стихи, потом можете читать таким образом длинные, но заранее рассчитывайте начальную громкость, чтобы на последней строке речь не срывалась. Пример стихотворения: Где-то в пещере, в прибрежном краю, Горе свое от людей утаю. Там я обдумаю Злую судьбу мою, Злую, угрюмую участь мою. Лживая женщина, клятвам твоим Время пришло разлететься как дым. Смейся с возлюбленным Ты над загубленным, Над обесславленным счастьем моим! (Роберт Бернс) 3.Выберите для тренировок текст, содержание которого даст вам возможность продемонстрировать разные выразительные средства: силу, высоту, тембр, изменения темпа. Я не буду приводить отрывок, потому что он должен быть достаточно большим: не меньше страницы стихотворного текста и не меньше половины страницы прозы. Сначала прочитайте текст про себя, проанализируйте его: о чем текст, с какой интонацией его следует читать. Желательно, чтобы в отрывке были диалоги: авторский текст читайте спокойно, а вот каждому персонажу, который высказывается, придумайте свой тембр, регистр и интонации. Отработайте отрывок, чтобы он звучал одновременно и выразительно, и без напряжения. 4.Используйте упражнения, построенные на междометиях. Профессиональные дикторы используют такие понятия, как «опора звука», «звонкость», «свобода мышц нижней челюсти». Все это компоненты благозвучного звучания речи, и все они тренируются с помощью междометий. Дело в том, что междометия произносятся естественно и непринужденно, это помогает найти основной тон своего голоса. Поэтому читайте короткие стихи с междометиями: Например: Ах! Свободный я какой! Так и льется голос мой! 5.Тренируйте правильное направление звука и четкость произношение. Для этого используйте скороговорки для каждого согласного звука. Не забывайте, что скороговорки нужно читать медленно, с преувеличенно четкой, нарочитой артикуляцией. Даже если можете произнести скороговорку быстро, сначала прочтите ее намного медленнее естественного темпа. Подбирайте скороговорки группами для постановки похожих звуков: «б» и «п», «з» и «с», «д» и «т». В беглой речи эти звуки звучат похоже, и если у вас плохая дикция, слушатели будут их путать.

Для тренировки звуков «б» и «п»:

Был бы бык, а мясо будет. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Для четкого произношения «в» и «ф»:

Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, пойдет к Лавру – Лавру про Фрола наврет.

Для правильного произношения «г», «к» и «х»:

Хихоньки да хахоньки – доходишки махоньки. Ни себе не гож, ни людям не пригож.

Для звуков «л» и «ль»:

Маленькое дело лучше любого безделья. Клава клала лук на полку, угощала им Николку.

Для звуков «ч» и «щ»:

Чешуя у щучки, щетинки у чушки. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

Почему пора поработать над дикцией

Дикция – правильное произношение звуков и слов. Еще совсем недавно артикуляцию называли «вежливостью актера». Но сейчас можно слыть хорошим оратором, даже если у вас есть дефекты дикции: если уж популярные актеры и вокалисты не всегда исправляют дикцию, то чего требовать от людей, чья работа не связана напрямую с речью? Но если вы не выговариваете отдельные звуки, вас сложнее понять. А значит, потребуется больше усилий, фантазии, опыта, чтобы завладеть вниманием аудитории и расположить ее к себе. Поэтому я всегда рекомендую исправить дефекты произношения. Иногда исправить дикцию можно только под руководством логопеда. У большинства дефектов – физиологические или психологические причины. Если вы физически не в состоянии произнести «л», «р» или другой звук, помочь может только логопед. Но если в целом вы способны произвести звук, только в разговоре часто его глотаете или произносите неправильно, исправить положение помогут специальные упражнения для дикции:
  • Упражнение для постановки гласных звуков. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на долю секунды и на выдохе произносите согласные звуки, делая небольшую паузу после каждого: «а», «и», «о», «у», «ы», «э». Сначала артикулируйте звуки беззвучно, затем шепотом, тихо, громче и громко. Так же тренируйтесь и с йотированными звуками «е», «ё», «ю» и «я».
  • Упражнение для постановки согласных звуков. Согласные отрабатываются в слогах с гласными: «ба», «би», «бо», «бу». Принцип тот же: сделайте глубокий вдох, после короткой задержки дыхания на выдохе произносите слоги, делая между ними небольшие паузы. Постепенно присоединяйте к слогам второй и третий согласный: «бом», «бам», «бум» и так далее. Наконец, выпишите и проговаривайте по такому же принципу слова со сложными сочетаниями звуков. Сложные сочетания – это, например, три согласных подряд: взлет, брандспойт.
  • Упражнение для улучшения дикции со сложными сочетаниями согласных. Есть несколько вариантов упражнений со сложными сочетаниями звуков. Кроме того, что они тренируют дикцию, они развивают певческий голос. Вы возразите, что не собираетесь заниматься вокалом, но дело не в пении: чем лучше развиты ваши голосовые навыки, тем лучше звучат ваши выступления. И тем интереснее аудитории вас слушать. Поэтому тренируйтесь, например, с такими сочетаниями звуков:дли-тли-А тли-дли-А лилл–А (Будь внимательны, тяните второй звук «л» в сочетании). ли-лилл-А гли-А дли тли зжд (Произносите слитно, как слово, а не набор звуков). зжди-А зждр зждрр зждррр зждри-А
  • Читайте скороговорки. В отличие от упражнений на постановку правильного направления звука, чтобы улучшить дикцию, нужно проговаривать скороговорки так же, как и отдельные звуки: сначала беззвучно, затем шепотом, тихо, громче, громко. Темп наращивайте постепенно: сначала читайте скороговорку преувеличенно медленно, затем медленно, в естественном темпе, быстрее и быстро. Прорабатывайте скороговорки на все согласные звуки.

Как снять напряжение с дыхательной и окологортанной мускулатуры?

Вернемся к невербальным сигналам, которые мешает слушателям поверить вам: покашливание, срывающийся, слишком тихий или высокий голос, неуверенный тон – это часто результат чрезмерного напряжения мускулатуры. Для улучшения дикции и развития своих ораторских навыков используйте не только упражнения, но и специальную гимнастику.
  • Упражнение «Тяну канат». Ноги на ширине плеч. Представьте, что над вами висит канат: поднимите руки, станьте на цыпочки, сделайте вдох, а на долгом выдохе тяните невидимый канат вниз. Делайте это с усилием, сгибая руки и приседая. Должно возникнуть напряжение в мышцах шеи и грудной клетки. Повторите 3 раза беззвучно, а затем на расслаблении произносите «Ба-ба-баба».
  • «Стекает лицо». Эту гимнастику используют актеры. Представьте, что ваше лицо потекло: челюсть, язык, щеки и губы стекают вниз. Язык при этом ложится на нижнюю губу. Проведите рукой по лицу, чтобы почувствовать, насколько расслаблена нижняя челюсть. Затем наклоните голову и потрясите ей, чтобы губы и щеки завибрировали. Сначала делайте это беззвучно, а когда станет хорошо получаться, произносите «Амба-ба-ба-ба», чтобы проверить, насколько свободно звучите.
Развитие ораторских навыков и произношения зависит от вашего физического состояния, поэтому не пренебрегайте гигиеническим массажем лица, обращайте внимание на положение тела, позу. Когда вы говорите, плечи должны быть развернуты, но без напряжения, голова поднята. Неправильная поза тоже способна создавать «зажимы» мускулатуры, которые мешают свободному звучанию. Работа над развитием произношения должна быть систематической. Лучше заниматься 15-30 минут каждые 6 дней в неделю, чем по 2 часа раз в неделю. Самостоятельно тренироваться сложно: каждому человеку нужен индивидуальный комплекс занятий. Поэтому приходите в мою Школу ораторского искусства «Ораторис», и я составлю для вас подходящий план занятий. Я провожу индивидуальные и групповые уроки: на них вы узнаете не только о том, как улучшить произношение, но и как написать успешный текст выступления, как побороть страх сцены и научиться убеждать слушателей.

Дикция. Упражнения.

Хотите научиться говорить так, чтобы вам внимали с открытым ртом и восхищенным взглядом? А может, вы хотите с успехом выступить в аудитории или даже блестяще пройти конкурс на диктора? Может быть, вы хотели иметь такую специальность, в которой очень важна постановка голоса и красивое звучание, но в силу неразвитости и бедной окраски тембра своего голоса даже и не пытаетесь осваивать желанные просторы?

Не огорчайтесь! С помощью упражнений, предложенных в статье, вы можете поработать над своим речевым аппаратом и добиться объемного и полного звучания собственного голоса, красивого по тембру, с большим диапазоном. И что очень важно – улучшив дикцию речи, вы почувствуете уверенность в себе и повысите свою самооценку. Ваши шансы найти высокооплачиваемую работу, предполагающую широкие контакты с людьми различных социальных групп и лидеров верхушки, заключение всевозможных сделок и договоров, продвижение какого-либо продукта существенно возрастут, поскольку приятный и легко модулирующий голос, принимающий в нужной ситуации определенные оттенки, быстрее расположит к вам слушающего человека.

Вводные упражнения:
Прежде чем начинать выполнение упражнений, позаботьтесь о соответствующей обстановке. Выберите достаточно просторное место или комнату, чтобы ничего не отвлекало вас и не мешало, даже было бы неплохо убрать лишние вещи, чтобы обеспечить достаточную акустику.

Рекомендуем отвести на выполнение каждого из упражнений по развитию дикции 5-10 минут и переходить к следующему только после того, как достаточно хорошо освоили текущее.
В первую очередь надо поработать над дыханием. Во время выполнения этого упражнения вы должны постоянно дышать через нос, следите за этим.

1. Работа над вдохом-выдохом
Одним из первых упражнений для улучшения дикции является правильное дыхание Выдох: расставьте ноги на ширине плеч, руки на пояс и сделайте медленный выдох через маленькое отверстие в губах так, чтобы ощущалось сопротивление воздуха губами. При этом мысленно проговаривайте любое четверостишие, какое придет в голову.
Проделайте такое упражнение в сочетании с ходьбой, бегом, имитацией кошения травы, колки дров, подметания веником и т.д.
Правильный выдох будет ровным, эластичным, он не должен сбиваться при различном положении тела и вы ощутите напряжение нижереберных мышц, тренируя которых, добьетесь нужного выдоха.
Вдох: наклонитесь медленно вперед так, чтобы спина была прямой и сделайте вдох; выпрямляясь назад, сделайте выдох и тяните звуки «ги-м-м-м…» с одновременной ходьбой.
Теперь вернитесь к начальному положению, снова неторопливо наклонитесь на вдохе, раскиньте руки в стороны и сведите их за головой. В таком положении выпрямляйтесь на выдохе и тяните: «гн-н-н…» с одновременной ходьбой.
Вслед за этим необходимо выполнить еще одно упражнение для улучшения носового дыхания.
При закрытом рте делаем короткий вдох носом, расширяя ноздри, а при выдохе похлопываем по ним своими пальцами.
Повторяя предыдущее упражнение, на выдохе тянем звуки «М» и «Н» и постукиваем кончиками пальцев по ноздрям в порядке очередности каждую.
При открытом рте делаем вдох через нос и медленно выдыхаем через рот, так повторяем несколько раз, не закрывая рта.
Теперь сделайте массаж: нажимая, поглаживайте межреберные мышцы, затем мышцы живота синхронными круговыми движениями рук, что поможет улучшить кровообращение в мышцах и подготовит их к дальнейшим упражнениям.

2. Тренировка мышц неба
Неторопливо произнесите 3 раза подряд согласные «К» и «Г», потом почти не открывая рта, но при открытом зеве без голоса произнесите 3 раза гласные «А», «О», «Э».
Прополоскайте рот воздухом так, как вы это делаете водой, проследите, чтобы ощущения были схожими.
Раскройте рот на ширине двух пальцев между зубами и произнесите «АММ…АММ» так, чтобы «А» было шепотом, а «М» – звонким и так повторяйте несколько раз.

3. Тренировка губ и языка
Тренировка губ и языка Для тренировки верхней губы произнесите «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», а для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
Придайте расслабленному языку форму лопаты и положив его на нижнюю губу, произнесите «И», «Э», повторите несколько раз.
Придайте языку форму изогнутого крючка и проведите острием по небу, одновременно произнося «О», «У».
Тяните звук «М» при закрытом рте и внутренних движениях языка по небу, щекам и губам.

4. Упражнения для выявления и закрепления центрального речевого голоса, освобождение от мышечных зажимов
Произнесите любую скороговорку с помощью согласных звуков, гласные должны быть беззвучными и длительными.
Затем проговорите то же самое в полный голос, внимательно прислушиваясь к себе, вы почувствуете свой центр речевого голоса, т.е. определите, при каком положении артикуляционного аппарата он будет звучать легко и непринужденно.
То же самое проделайте с наклонами головы, поочередно вперед-назад и влево-вправо.
Прочтите скороговорку указанным способом, но выдвигая язык на губы, упуская и заменяя тем самым произношение гласных.
Глубоко вдохните и задержите дыхание (лучше зажать нос пальцами) и громко читайте любой текст. Выдохните и снова вдохните через нос в тех местах текста, где это нужно по смыслу и грамматическим паузам (и так выполняйте во всех положениях тела).
После этих упражнений прочтите текст еще раз уже естественным голосом, и прислушайтесь к его звучанию, отметив разницу в дикции до и после упражнений.

Упражнения для улучшения дикции:

После выполнения всего вышеописанного можно переходить к упражнениям, улучшающим дикцию. Они направлены на устранение наиболее распространенных погрешностей в произношении, обусловленные неразвитостью речевого аппарата.

1. Слабая нижняя челюсть
Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» и т.д. При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается. После повторения проделайте их в естественном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.
То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч. На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение.

2. Мягкое небо
Откиньте голову и полощите горло воздухом, выговаривая протяженно букву «М», но не выдвигайте нижнюю челюсть.
Попытайтесь зевнуть при закрытом рте.
Вдох через нос с втягиванием щек, причем челюсть опущена и губы сжаты, на выдохе тяните звук «М».

3. Вялый язык и губы
Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз.

проговаривайте «БЯ» , положив язык на нижнюю губу;
произносите звуки «АС» , быстро высовывая и убирая язык за зубы;
произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ» ;
для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.;
сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М» , затем улыбнитесь.

4. Исправление недостатка звука в резонирующей полости рта
При прямом и естественном положении тела на медленном выдохе произнесите «СССССССССС….», «ШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРРРР», «РЬРЬРЬ…».

При текущем положении тела на интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!» , которое переходит в непрерывный звук «ФФФФФ…».
Зажмите рукой рот, нос, в этом положении попытайтесь проговорить звук «М» , затем, убрав руку, прочитайте любой текст с большим количеством «М» или «Н».

5. Преодоление неразвитости грудного звучания, мышечных зажимов
Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УУУУ» ) – теплый вдох. Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.
Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.
Каждое последующее упражнение увеличивает число ударений на единицу и, таким образом, вы доводите до пяти ударений подряд.

6. Преодоление чувства задыхания при быстром разговоре или одновременном разговоре и ходьбе
В наклонном положении вы ходите и ищите воображаемый предмет, одновременно проговаривая вслух любое четверостишие, но следите за тем, чтобы дыхание было ровное.
Упражнения для улучшения дикции Прыгайте через скакалку и проговаривайте несложный стихотворный текст таким образом, чтобы прыжки совпадали со слогами слов. Если упражнение поначалу покажется сложным, будет сбиваться речь и дыхание, МирСоветов рекомендует снизить темпы и постепенно их увеличивать, доводя до максимума.

7. Развитие диапазона и усиление голоса
Возьмите любой стихотворный текст, состоящий из 8 и более строчек и начните проговаривать его таким образом, чтобы на начало строчки пришелся низкий уровень вашего диапазона и с каждой строчкой он постепенно повышался, достигнув максимального на последней.
После того, как вы овладели этим заданием, начните с высокого и заканчивайте низким диапазоном вашего голоса.
По мере успешности выполнения увеличивайте число строчек стихотворения.

Ещё один ряд очень полезных упражнений, выполнение которых в короткие сроки даст ощутимый результат:

1. Произносите поочередно следующие гласные звуки, стараясь максимально удлинять каждый звук на одном выдохе:

А – О – У – Э – Ы – И

Сначала после каждого звука добирайте дыхание. Затем на одном дыхании произносите три звука: А-О-У, добирайте воздух и продолжайте Э-Ы-И, а потом добивайтесь того, чтобы все звуки произносить подряд на одном дыхании.

2. Затем следуют упражнения на звукосочетания:

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ­ -П ТИ
ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ­ -ХТИ
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ­ -КТИ
Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ­ -Т-ТЫ-Т-ТИ
НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ­ -НТИ
МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ­ -МТИ
ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ­ -ФТИ
РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ­ -РТИ

3. Следующие строфы из В.БРЮСОВА следует читать сначала медленно, артикулируя каждый звук, и постепенно переходить к скороговорке:

ПЕРЕКИДЫВАЕМЫЕ, ОПРОКИДЫВАЕМЫЕ
РАЗОЗЛИЛИСЬ, РАЗБЕСИЛИСЬ БЕЛОУСЫЕ УГРИ.
ВНИЗ ОТБРАСЫВАЕМЫЕ, КВЕРХУ ВСКИДЫВАЕМЫЕ
РАСПЛЕТАЛИСЬ И СПЛЕТАЛИСЬ ОТ ЗАРИ И ДО ЗАРИ.
ЗМЕИ ВЗДРАГИВАЮЩИЕ, ЗМЕИ ВЗВИЗГИВАЮЩИЕ,
ЧТО ЗА ПЛЯСКУ, ЧТО ЗА СКАЗКУ ВЫ ЗАТЕЯЛИ ВО МГЛЕ
МГЛАМИ ВЗВИХРИВАЕМЫМИ ПУТЬ ЗАБРЫЗГИВАЮЩИЕ,
ВЫ ЗАКРЫЛИ, ЗАСЛОНИЛИ ВСЕ ФАРВАТЕРЫ К ЗЕМЛЕ.
ТЬМАМИ ВСАСЫВАЮЩИМИ ОПОЯСЫВАЕМЫЕ,
ЗАМЕТАЛИСЬ, ЗАТЕРЯЛИСЬ В ОКЕАНЕ КОРАБЛИ,
С НЕУДЕРЖИВАЕМОСТЬЮ ПЕРЕБРАСЫВАЕМЫЕ,
ВОДОЗМЕИ, ОГНЕЗМЕИ ИХ В ПУЧИНУ ЗАВЛЕКЛИ.
ЧЕМ ОБМАНЫВАЕТЕ ВЫ? НЕ СТРЕМИТЕЛЬНОСТЯМИ ЛИ
ИЗГИБАНИЙ, ИЗВИВАНИЙ ДЛИННОВЫТЯНУТЫХ ТЕЛ?
И ЗАЛАСКИВАЕТЕ ВЫ НЕ МЕДЛИТЕЛЬНОСТЯМИ ЛИ
ЛАСК ПЬЯНЯЩИХ, УВОДЯЩИХ В НЕИЗВЕДАННЫЙ ПРЕДЕЛ?

Скороговорки (ещё больше скороговорок Вы можете найти на нашем сайте ):

У быка бела губа была тупа;
Обычай бычий, ум телячий;
Купи кипу пик;
От топота копыт пыль по полю летит;
Пол четверти четверика гороху без червоточинки;
Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои;
На дворе трава, на траве дрова Раз дрова, два дрова, три дрова;
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши;
Под жгуче-желтым абажуром жук летает и жужжит;
Король-орел, орел-король;
Топоры остры до поры, до поры остры топоры;
Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши;
Прозаседавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшим­ ся в Константинополе;
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Гекзаметры:

1. Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;
Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;
Платье надев, изощренный свой меч на плечо он повесил;
После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,
Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный.
Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он
Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян;
Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же
Все собралися они и собрание сделалось полным,
С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился –
Был не один, две лихие за ним прибежали собаки.
Образ его несказанной красой озарила Афина,
Так что дивилися люди, его подходящего видя.
Старцы пред ним раздалися, и сел он на месте отцовом.

2. Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

3. Помни, товарищ, что нужно всегда перед речью сначала.
Воздуха сделать запас, расширивши клетку грудную,
Низ живота подтянуть, чтоб для звука имелась опора.
Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
Воздуха зря не расходуй, всегда насыщай его звуком.
Каждый из этих стихов говори на одном выдыханьи,
И говори, сохраняя расширенной клетку грудную,
И в положеньи подтянутом низ живота оставляя.
Чтенье окончив строки, - иль стиха, как её называют, -
Паузу краткую выдержи точно, во время которой
Воздуха часть добери, только пользуясь нижним дыханьем.
Строго всегда наблюдай, чтобы слово отчетливо было:
Гласные звуки, согласные правильно артикулируй;
Рот не ленись раскрывать, чтобы речь не цедилась сквозь зубы,
Звук же вперед направляй, дабы он резонировал “в маске”.
Прежде чем тон изменять по высотам, длиннотам и силе,
В ровности ты укрепись и в достаточной громкости звука;
Слушай себя и следи, чтобы голос не слабнул, не падал;
Чтоб равномерно звучали стихи и в конце и в начале.
Медленно, мерно, отчётливо ясно, без крика, но звучно –
Вот как на первых порах надлежит проводить упражненья.

1. Широко отрыть рот, закрыть рот
Верхнюю губу подтянуть вверх, обнажая зубы
Нижнюю губу подтянуть к нижним деснам, обнажая зубы
Чередовать движение верхней и нижней губ
Открыть рот и делать скользящие движения верхней губы, натягивая ее на зубы
Открыть рот и нижнюю губу натягивать на зубы, затем оттягивать губу вниз, обнажая нижние зубы
Губы вытянуть вперед в трубочку, растянуть в улыбке
Рот открыт, язык вытянут вперед, тянуться языком к кончику носа и подбородку поочередно
Рот полуоткрыт, губы сомкнуты, языком делать «уколы» то в одну, то в другую щеку
Рот полуоткрыт, высовывать язык наружу «жалом», затем вернуть в исходное положение
Губы сомкнуты, вращательное движение языком под губами в одну и в другую сторону
Рот открыт. Присасывание кончика языка к альвеолам (бугоркам на верхнем небе) и резкие отпускания. Должен раздаваться звук «цоканье»

2. Упражнение “Аквалангист”

Это упражнения на развитие грудного дыхания. Нужно стараться произносить слова, первые буквы которых подчеркнуты, как бы изнутри, из живота, на выдохе. Попробуем?


Я становлюсь Аквалангистом
Все ниже опускаюсь, ниже
А дно морское ближе, ближе
И вот уж в царстве я подводном
Хоть опустился глубоко
Но голосом грудным свободным
Распоряжаюсь я легко
Чтоб овладеть грудным регистром
Полезно стать аквалангистом

3. Упражнения для развития дикции. Упражнение А.В. Прянишникова:

Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении
Следует клетку грудную расширить слегка при этом
Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье,
И последи, чтобы грудь не сжималась в течении речи,
Так как при выдохе движется одна диафрагма.
Чтенье, окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздуха сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Четко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных,
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса звук был свободен.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем убрать упражненье на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался. Выдох вести экономно, с расчетом на каждую строку:
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность -
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражнении.

3. Трудновыговариваема­я

Мы все знаем, что в некоторых словах встречаются очень сложные для выговаривания буквосочетания. В этом коротеньком упражнении собраны все самые “трудновыговариваем­ые” слоги. если вы научитесь проговаривать их, вам ничто не страшно.

ЛРИ - РЛИ, ЛРЭ - РЛЭ, ЛРА - РЛА, ЛРО - РЛО, ЛРУ - РЛУ, ЛРЫ - РЛЫ
МНИ - НМИ, МНЕ - НМЕ, МНА - НМА, МНО - НМО, МНУ - НМУ, МНЫ - НМЫ
КПТИ - ГБДИ, КПТЭ - ГБДЭ, КПТА - ГБДА, КПТО - ГБДО, КПТУ - ГБДУ, КПТЫ - ГБДЫ
ПТКИ - ГБДИ, ПТКЭ - ГБДЭ, ПТКА - ГБДА, ПТКО - ГБДО, ПТКУ - ГБДУ, ПТКЫ - ГБДЫ
ЗЖДРИ, ЗЖДРЭ, ЗЖДРА, ЗЖДРО, ЗЖДРУ, ЗЖДРЫ

5. Скороговорки (ещё больше скороговорок Вы найдете на нашем сайте):
Мы все знаем пользу скороговорок, вот небольшая подборка тех, которые мне очень нравятся или по содержанию, или по своей сложности:

От топота копыт, пыль по полю летит
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла
Рыла свинья белорыла пупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла подрыла
У нас на дворе - подворье, погода размокропогодилась
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа
Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали
Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшего­ ся Николку
Интервьюер интервента интервьюировал
Бомбардир бомбардировал Брандербург
Константин констатировал
А мне не до недомагания
Не велик бицепс у эксгибициониста
Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал лорингиты
Из-за пригорка, из-под приподвыподверта зайчик расприподвыподверну­ лся
К Габсбургам из Страсбурга, приехал Вахмистр с Вахмистершей и Ротмистр с Ростмистершей, но Вахмистр с Ротмистершей, а Ротмистр с Вахмистершей из-под Сыктывкара
На мели мы лениво, налима ловили, для меня вы ловили линя. О любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня
Речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку, за скороговорочкой
Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать,­ надо все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить­ и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь
Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу промолчал, а говорил что у гусыни усов не ищи - не сыщещь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола - колокола, что у осы не усы, не усища, а усики
Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшим­ ся в конституционном городе Константинополе и спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные­ пневмомешковыколачи­ ватели

Упражнения для развития мышц языка.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.
Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Прочтите слоги.
1. па, по, пу, пы, пэ
пя, пё, пю, пи, пе
та, то, ту, ты, тэ
тя, тё, тю, ти, те
са, со, су, сы, сэ
ся, сё, сю, си, се
жа, жо, жу, жи, же

2. ап, оп, уп, ып, эп
ат, от, ут, ыт, эт
ас, ос, ус, ыс, эс
аш, ош, уш, ыш, эш

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Для отработки четкости и ясности поизнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки:

Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, да не вылавировали.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь­ .

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.

Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется причтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнеснием согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

01.03.2016

Чтобы улучшить дикцию и речь в домашних условиях, без курсов актерского мастерства и индивидуальной работы с преподавателем, я рекомендую использовать «диктофон», а потом две техники. Одну на 10 минут в день, другую от 10 до 45 минут в день.

Чтобы выполнить задание «Диктофон», которое поможет увидеть себя со стороны, удивиться самому себе и сильно захотеть начать активно работать со своей речью, нам понадобиться сам диктофон. Это может быть отдельное устройство или просто мобильный телефон, который может выполнять функцию записи.

Итак, вооружаемся диктофоном и пишем свои разговоры с другими людьми. После этого слушаем их и в вечернем отчете выкладываем свои выводы в диалог.

После записи себя на диктофон, Вам захочется улучшить свою речь. В помощь Вам две техники.

Первая техника.

Скороговорки 5 минут в день с орехами во рту. Всего лишь пять минут, а результат будет ошеломляющий. Сделайте все в той последовательности, какой я сейчас скажу, чтобы сразу увидеть результат.

1. Берем диктофон и пишем себя на него. Наговариваем, что угодно в течение минуты. Про то, как день прошел или что за окном происходит. Без разницы.

2. Слушаем, что наговорили.

3. Берем орехи в рот. Грецкие, фундук… любые. 5 минут говорим скороговорки.

Наскочил корабль на мель. Матросы две недели карамель на мели ели.

Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека — цап!

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава, на траве дрова, Не руби дрова на траве двора.

Орел на горе, перо на орле, Гора под орлом, орел под пером.

4. Снова берем диктофон и наговариваем туда заново, что угодно. После этого слушаем запись и поражаемся чистотой выговаривание слов и звуков…

Вторая техника.

Читаем книгу вслух. Каждый день от 10 до 30 минут. Сколько сможете, если сможете 45 минут, то будет еще лучше. Естественно делаем это с 200% усердием!

Каждый захочет что-то изменить в своей речи.

Голос, дикция и речь – важные составляющие для любого успешного публичного выступления. Многие люди имеют невнятную речь, тихий голос и хромающую дикцию. Причин этого бесчисленное множество. Ниже мы рассмотрим самые основные причины таких «болезней», а так же рассмотрим способы, которые помогут Вам развить голос, развить дикцию и речь самостоятельно. Если Вас эта тема интересует, просьба читать эту статью внимательно и выполнять все упражнения, изложенные в ней.

Я знаю только несколько причин тихого голоса, плохой дикции и невнятной речи – это неуверенностьв себе, низкая самооценка и закомплексованность. Есть и генетические причины, но их касаться мы не будем. Почему я считаю, что главными причинами всего этого является неуверенность в себе, застенчивость и закомплексованность? А как Вы считаете, уверенные в себе люди, с высокой самооценкой имеют тихий голос? Разве они говорят тихо? У них невнятная речь? В большинстве случаев, такие люди не имеют проблем с речью. Посмотрите на политиков, актеров, певцов. Все они уверенные в себе люди, постоянно выступают перед публикой. Поэтому и речь у них развита, и голос громкий и с дикцией нет никаких проблем.

Теперь возьмем застенчивого человека. Во время общения этот застенчивый человек испытывает неуверенность в себе, он считает, что с ним что-то не так (комплексы), охватывает чувство страха и, как следствие, его голос тих, речь неразборчивая, и его просто невозможно слушать. Поэтому, если Вы хотите развить голос, если Вы хотите развить дикцию, если Вы хотите развить речь, Вам необходимо провести огромную работу над собой. Без труда и голос не станет громким. Теперь мы перейдем к упражнениям, которые помогут Вам добиться того, чего Вы хотите. Начнем всё по порядку.

Итак, как мы уже выяснили, развитие голоса является важной задачей для людей, профессия которых связана с публичными выступлениями. Постановка голоса важна не только для публичных людей. Развитый и громкий голос облегчит Ваше общение в повседневной жизни, и Вас не будут вечно переспрашивать: «Ааа?», «Что?», «Чего?» и прочие раздражающие вопросы. Выполняя ряд упражнений для развития голоса, Вы устраните множество дефектов и недостатков. Итак, приступим.

1) Чтобы голос был звучным, очень важно правильно дышать. Если Вы только начали развивать свой голос, то дыхательные упражнения это первое, чем Вы должны заниматься. Встаньте, выпрямите позвоночник, ноги поставьте на ширине плеч, одну руку положите на грудь, другую на живот. Когда вдыхаете носом, выдвигайте животик вперед (расширяя нижнюю область грудной клетки). Свободно и непринужденно выдыхайте воздух через рот, возвращая живот и грудную клетку в первоначальное положение. Таки образом Вы разрабатываете диафрагму.

2) Второе упражнение на дыхание связано с задержкой воздуха. Быстро вдохните воздух через нос, а затем задержите дыхание на три секунды. Потом выдохните воздух через рот. Проделайте это упражнение 5-10 минут.

3) Вдохните через рот максимум воздуха, затем плавно начните его выдыхать, произнося гласные буквы (а, о, у, и, э, ы). Старайтесь, чтобы звук гласной буквы звучал как можно громче и как можно дольше. Так же Вы можете при выдохе плавно перескакивать с одной гласной буквы с другой – ааааооооуууыыыы.

4) С закрытым ртом во время выдоха начните «мычать» - произнося ммм. Старайтесь мычать так, чтобы была щекотка в губах. Кроме этого обязательно меняйте громкость звука – с тихого звучания на громкое и наоборот. Это упражнение поможет развить артикуляционный аппарат, что придаст силу голосу.

5) Теперь начните рычать, произнося ррррр. Это упражнение тоже разрабатывает артикуляционный аппарат. Меняйте громкость звука, а также интонации от тонкой к грубой.

Как развить дикцию?

Дикция – это качество произношения слов (отчетливость), манера выговаривать слова. Дикция очень важна для актеров, певцов, политиков, преподавателей.

Для развития дикции подойдут скороговорки. Их Вы с легкостью можете найти в интернете. Вот Вам видео для примера!

Для того, чтобы начать развивать дикцию, сначала необходимо размять язык, губы, мышцы лица и артикуляционный аппарат.

1) Начнем с языка. Высунете язык вперед как можно дальше, затем засуньте его назад (только не проглотите его). Начните форсировать языком вперед, а затем назад. Продолжительность упражнения – 5-7 минут.

2) Укалывание щек языком. Начните колоть поочередно свои щеки языком. Сначала уколите левую щеку, потом правую. На выполнение потратьте 7-12 минут. Это отличное упражнение для тренировки языка.

3) Хорошее упражнение на язык – это «Чистка зубов». Вы начинаете по кругу вращать язык. Рот при этом должен быть закрыт. Сделайте 20-30 вращений почасовой и против часовой.

4) Затем, высунете язык и начните крутить его по кругу. Сделайте 10-15 кругов почасовой стрелке, затем против часовой. После этого утритесь (витерите слюни с губ).

5) С губами почти то же самое. Упражнение называется «Трубочка - улыбка». Сначала Вы вытягиваете губы вперед, через 3 секунды Вы начинаете улыбаться как можно шире. Сначала губы вперед, затем назад. Делайте это упражнение минимум 7 минут.

6) Далее, вытяните губы в трубочку и начните поднимать пяточек сначала вверх, затем вниз. Потом начните выполнять то же самое, только налево, направо. Потом начните крутить пятачок по кругу, почасовой и против часовой.

7) Следующее упражнение – «Пузырь». Вы надумаете щеки и начинаете крутить этот пузырь по кругу.

8) Начните покусывать верхнюю губу своими зубками. Делайте это аккуратно, не откусите себе. Затем начните покусывать нижнюю губу. После этого начните верхней губой обтирать верхние зубы. Старайтесь обтирать так, чтобы нижняя губа не двигалась. Это сложно, но возможно. Делайте это упражнение перед зеркалом, чтобы контролировать себя. Затем начните обтирать нижние зубы нижней губой, верхняя губа тоже не должна двигаться.

9) После выполнения этой разминки, встаньте около окна и произнесите следующую фразу: «На улице хорошая погода, а у меня красивая, четкая, внятная речь». Произнесите эту фразу громко, четко и внятно. На улице Вас должны услышать.

10) Для разминки лицевых мышц, начните мять лицо как попало. Корчите рожи, выпучивайте глаза. Со стороны выглядит не красиво, зато смешно и очень эффективно.

11) Чтобы произношения слов были отчетливыми, необходимо проговаривать окончания. Многие люди проглатывают окончания, особенно «ть». Начните проговаривать следующий ряд:

ПТКА - ПТКО - ПТКУ - ПТКЭ - ПТКИ - ПТКЫ

ТПКА - ТПКО - ТПКУ - ТПКЭ - ТПКИ - ТПКЫ

КПТА - КПТО - КПТУ - КПТЭ - КПТИ - КПТЫ

БИ - ПИ - БЭ - ПЭ - БА - ПА - БО - ПО - БУ - ПУ - БЫ - ПЫ

ПИ - БИ - ПЭ - БЭ - ПА - БА - ПО - БО - ПУ - БУ - ПЫ - БЫ

МВСТИ - МВСТЭ - МВСТА - МВСТО - МВСТУ - МВСТЫ

ЗДРИ - ЗДРЭ - ЗДРА - ЗДРО - ЗДРУ - ЗДРЫ

ЖДРИ - ЖДРЭ - ЖДРА - ЖДРО - ЖДРУ - ЖДРЫ

Этот ряд развивает Вашу дикцию. Не забывайте про скороговорки.

Как развить речь?

Для развития речи Вам потребуется дисциплина, осознанный контроль и постоянство. Хорошая речь в наше время встречается все реже и реже. Одного человека можно слушать часами, а от другого хочется сбежать. От качества Вашей речи зависит Ваша профессиональная и личная жизнь. Половина успеха зависит от умения общаться, а чтобы уметь общаться, нужна не только эрудированность, но и развитая речь.

1) Для развития речи, первое, что я Вам советую, это читать газеты, журналы, книги. И читать нужно вслух. Во время чтения, старайтесь форсировать интонациями, не допускайте монотонности. Так же, меняйте скорость и громкость чтения. Проговаривайте все окончания, соблюдайте знаки препинания. Чтение вслух – это основное упражнения для развития речи.

3) В-третьих, как и при чтении вслух, следите за темпом речи. Обогатите её интонациями. Выделяйте паузами важные моменты разговора. Пауза должна быть уместной и не затянутой.

4) Четвертое, пополняйте свой словарный запас. Сделать это можно при просмотре фильмов, тренингов, чтении книг. Если Вы по телевизору услышали выступление президента, или другого политика, почему бы Вам не попробовать сказать то же самое у себя дома. Представьте, что Вы выступаете перед публикой в роли президента. Скажите своему воображаемому народу о политической и экономической обстановке в нашей стране. Это очень увлекательное занятие для развития речи и пополнения словарного запаса.

Тренирую голос, дикцию и речь по вышеизложенной методике, Ваша речь через три месяца преобразится до неузнаваемости. Поэтому не удивляйтесь, если знакомые начнут говорить Вам, что в Вас что-то изменилось. А изменился голос, дикция и речь. Практикуйтесь каждый день и тогда Ваши усилия повлекут за собой награду.