В древнем риме был домашним. Как долго жили древние римляне? Жизнь людей в Риме, плюсы и минусы


При императоре Траяне (нач. 2-го в.) население Римской империи по сравнению со тогдашним населением Земли было относительно больше, чем сегодняшнее суммарное население Китая, России и США и, соответственно, остального человечества.

Для подведения глаз римлянке использовали чернильную жидкость каракатиц, сурьму, сажу выгоревшей финиковой пальмы или даже специальную пасту, основным ингредиентом которой были жареные муравьи. Для подкрашивания губ годились красный свинец и красный сульфид ртути. О том, что это высокотоксичные вещества, никто тогда не знал. Богатые дамы раскрашивали красным пятки и ладони, на соски наносилась золотая пыль. Для чистки зубов по утрам испльзовались паста на основе бикарбоната натрия или моча.

Лежа ели только по особым случаям: на банкетах и по праздникам. В обычные дни ели, как мы, сидя за столом.

Продавать и покупать – не женское дело. Подбно рынкам во многих исламских странах, вы не увидели бы торгующуюся с лавочником женщину. За нее это делает муж, слуга или раб.

Поговорка «Деньги не пахнут» (pecunia non olet) действительно связана с императорм Веспасианом, но он ввел не плату за места общего пользования, а налог на прачечные, которые брали для стирки мочу из общественных туалетов.

За особо тяжкие и циничные преступления приговаривали к съедению львом на арене в присутствии десятков тысяч зрителей. Подвешивая осужденного особым образом, могли продлить ему жизнь, пока лев объедал его снизу. Или инсценировали миф о Прометее, используя вместо орла медведя-людоеда. Смертью несчастной закончилась постановка при Нероне мифа о Пасифае, совокупляющейся с быком.

Ипподром Circus Maximus в Риме вмещал почти 400 тыс зрителей, театр Помпея – 25 тыс.

Главное назначение круглого отверстия в куполе Пантеона состояло не в том, чтобы на небесах обоняли воскуриваемый в храме фимиам, а просто-напросто в сборе дождевой воды. Так строили и обычные жилые дома.

Рим был пестрым, многоцветным. Наши белые стены казались бы чем-то вроде пустого холста в раме, о наших памятниках римлянин спрашивал бы, почему их не покрасили.

Римляне ходили в баню ежедневно, но меняли тунику и набедренную повязку (subligar, вид нижнего белья) значительно реже, примерно раз в неделю.

Женщины не носили тогу, за исключением осужденных за супружескую измену или проституток. Обычной женской одеждой была длинная, почти до пят шаль, которой покрывали и голову. Кроме дамской версии нижнего белья, женщины надевали подобие бюстгальтера – strophium, или mamillare. Бикини – древнеримское изобретение.

Спрос на шелк из Китая приводил к тому, что огромные деньги оседали в руках злейших врагов Рима – персов. Императоры пытались этому воспрепятствовать, но безуспешно. Тутовый шелкопряд и вся технология были импотрированы в Константинополь только при импеарторе Юстиниане (6 в.), после падения Западной Римской цивилизации.

Для подведения глаз римлянки использовали чернильную жидкость каракатиц, сурьму, сажу выгоревшей финиковой пальмы или даже специальную пасту, основным ингредиентом которой были жареные муравьи. Для подкрашивания губ годились красный свинец и красный сульфид ртути. О том, что это высокотоксичные вещества, никто тогда не знал. Богатые дамы раскрашивали красным пятки и ладони, на соски наносилась золотая пыль. Для чистки зубов по утрам использовались паста на основе бикарбоната натрия или моча.

В ходу были наручные солнечные часы – solaria. Они имели вогнутую поверхность и напоминали сегодняшние подставеки для яиц. Луч света проходил сквозь крошечное отверстие, и по светящейся точке на своеобразном циферблате можно было считывать время. Часы рассчитаны были на географическую долготу Рима, брать их с собой в дальнюю поездку не имело смысла.

Одежду, скатерти и простыни стирали в водном растворе соды, особой глины и человеческой мочи. Для сбора последней в городах устнавливались специальные амфоры, куда мог облегчиться любой прохожий и куда сливалась моча из окрестных жилищ.

При Септимиусе Севере (2 в.) в столице было 46602 многоэтажных жилых дома и 1797 частных построек (domus).

Образцы надписей на внутренних стенах многоквартирных домов:

Многих женщин обманул Реститутус

Маркус любит Домицию

Гречанка Эвтихида, с хорошими манерами, отдастся за два аса

Копилки из терракоты были точь-в-точь как сегодняшние.

Вилок не было, их изобретут через много веков во Флоренции. (Надо уточнить: вилки были, но не как часть столового прибора, они использовались в кулинарии и при сервировке; очевидно, первые столовые вилки в Европе появились не позднее 4 в Восточной Римской империию – buzhor). Ели ложками, ножами, а в основном руками.

Повсюду были изображения эрегированного фаллоса: в нишах на улицах, у входов в лавки, инкрустированные в тротуар. Считалось, что увидеть или потрогать такое изображение принесет удачу.

Обычная продолжительность рабочего дня – 6 часов с утра до обеда. Исключение составляли, например, торговцы и брадобреи, к ним клиенты приходили и после обеда.

Еженедельных регулярных выходных не было. Не работали в праздничнве дни (около 30 днй в году).

Птицы, летящие на восток – хороший знак, летящие на запад – плохой.

В государстве поддерживалась свобода вероисповедания. Христиан преследовали за отказ признавать божественную сущность императора. Их никогда не убивали на арене Колизея. Наиболее кровожадные казни были при Нероне, когда Колизея еще не было. Местом проведения был личный ипподром Нерона рядом с нынешним Ватиканом.

Древние римляне не знали стремен, последние появились только в Средние века.

Азартные игры, как и денежные пари, были запрещены, уличенные в этом должны были внести в казну в 4 раза больше, чем находилось на кону; тем не менее все играли и бились об заклад. Чаще всего играли в кости и duodecim scripta – нарды. Император Август как-то проиграл в один день 200 тыс сестерциев.

Точных данных о количестве грамотных нет, можно предположить, что значительное большинство свободных граждан умели читать, писать и считать. Только самые бедные не могли платить за обучение своих детей. Для сравнения: в 1875 г. 66% итальянцев не умели читать и писать.

Левой руки хватало, чтобы показать числа от 1 до 100. Для круглых сотен и тысяч использовалась правая рука. Обозначению сотен тысяч служили другие части тела. Два пальца обеих рук, соединенные над головой – 1 миллион. Статуя Януса, по свидетельству Плиния, простирала обе руки, которые показывали число дней в году – 365. Бенедектинский монах Беда в 8 в. срисовал этот «ручной счет» со старинной рукописи и сохранил его для нас.

Сегодняшний холм Тестаччо в Риме на самом деле представлял собой кучу мусора почти 40 метров в высоту. Мусор образован исключительно разбитыми амфорами – более 40 мл осколков.

Не менее 60% населения столицы не были местными уроженцами.

Список наиболее острых проблем столицы (согл. проф. Стаччоли):

пробки на дорогах;
шум и хаос на улицах;
грязь и мусор;
нехватка жилплощади и запредельные цены на нее;
некачетвенное строительство, гибель людей при падении домов;
бесконтрольная иммиграция;
криминогенная обстановка после наступления темноты.

В империи не было расизма. Население имело разные права в зависимости от социального статуса: граждане Рима; иностранцы; рабы.

Рабами становились военнопленные, осужденные преступники, подкидыши. Рабов покупали также у работорговцев из Восточной Европы, Азии или Африки. Несостоятельные кредиторы могли попасть в рабство, но закон отличал их от других рабов. Впавший в нищету свободный гражданин мог продать себя в рабство по собственной воле. Хозяин мог безнаказанно пытать раба, наносить ему увечья и даже убить.

Наибольший ущерб памятникам античной архитектуры в Риме причинил папа Юлия II (16 в). Во исполнение своего плана реконструкции города он приказал использовать древние форумы в качестве источника строительного материала. По свидетельству современников, многие здания находились в прекрасном состоянии, но месяца хватило, чтобы их демонтировать и уничтожить. Протесты Микеланджело и Рафаэля не возымели действия.

Завоевав Дакию и захватив там огромное количество золота и серебра, император Траян (2 в.) ликвидировал налоговые задолженности римлян. Все таблички и свитки с написанными на них долговыми обязательствами торжественно сожгли на центральной площади.

На арену для схватки с гладиатором выгоняли леопарда, которого предварительно до смертельного исхода натаскивали на безоружных рабах.

Детей рожали в положении сидя.

В 1 в. эквивалент 6 кг пшеницы стоил 3 сестерция. В конце 3 в. – 240 сестерциев.

Мало кто умел плавать, плавание не было спортом или развлечением.

Вход в бани был бесплатным для солдат, детей и рабов.

Победу Траяна над даками отметили на арене Колизея играми, которые длились 120 дней подряд. Были убиты 11 тыс животных и 10 тыс гладиаторов. 4 с половиной века существования Колизея до запрета на игры при христианах сделали его местом наибольшей концентрации смертности за всю историю человечества. По осторожным оценкам на этой арене убили около 1 млн человек. Сопоставимую цифру дает Освенцим, занимавший, однако, значительно большую территорию.

Гладиаторы получали увольнительные, им разрешалось жениться и заводить детей. Приз за победу мог составить немалую сумму, и ее дозволялось тратить по своему усмотрению. Трудно сказать, сколько оставалось в живых, но это были не единичные случаи. Некто Максимус в 1 в. был отпущен на волю после 40 побед кряду. По традиции ему вместо боевого меча (gladius) был вручен деревянный (rudus) – символ свободной мирной жизни.

Вопреки расхожему мифу, фраза Ave Caesare, morituri te salutant была произнесена один-единственный раз при императоре Клавдии (1 в), и Колизея тогда еще не было.

Игры проходили под аккомпанемент оркестров.

Чаще всего судьбу поверженного трибуны решали не положением большого пальца, а криками mitte («освободи его») или iugula («перережь ему горло»).

Бои со смертным исходом случались не так часто, как принято считать, ввиду огромной стоимости каждой боевой единицы, с учетом времени на ее подготовку. Кроме того, гладиатор «должен был» какое-то время жить, чтобы поддерживать своеобразный тотализатор на трибунах.

В цене была кровь гладиаторов. Римляне верили, что она помогает при эпилепсии и половом бессилии. Смертельно раненого гладиатора быстро уволакивали, умерщвляли в особом помещении с закругленными углами (чтобы легче было мыть пол и стены), спускали и затем продавали его кровь.

Среднестатистический богатый и знатный римлянин – это хорошо тренированный, отнюдь не полный, темноволосый мужчина с голубыми глазами.

Без помидор и моццареллы(первые привезли намного позднее из Америки; вторая стала возможна только с появлением азиатских буйволиц, скорее всего, уже при лангобардах) не могло быть и пиццы. Не было спагетти и другой пасты.

Отрыжка во время еды считалась хорошим тоном, портить воздух не возбранялось.

Жена хранила верность мужу, мужу дозволялось иметь связи на стороне. Общественная мораль, однако, требовала, чтобы эти связи были с особами низшими по статусу, т.е. рабынями или рабами мужского пола. С изменением экономического положения женщины (она наследовала состояние отца и в случае развода сохраняла права на это наследство), к неверности жен стали относиться терпимее. С 1 в. до н.э. для развода достаточно было волеизъявления любого из супругов.

Билл Клинтон в ситуации с Моникой Левински, живи они в Древнем Риме, не вызвал бы ни у кого возмущения. Во-первых, имела место интимная связь с низшим по статусу, что не слишком осуждалось; во-вторых, в оральном сексе неприглядно выглядела только сторона, чья ротовая полость «осквернялась». Был моральный запрет на оральный секс мужчины с мужчиной, независимо от того, как распределялись активная и пассивная роли, и cunninlingus. Возраст не имел значения.

Свободный гражданин, уличенный в пассивной роли в анальном сексе с другим мужчиной, осуждался в любом случае. Он ущемлялся в правах, как гладиатор, проститутка или актер: не мог голосовать и выступать в свою защиту в суде.

Порнография в сегодняшнем смысле не существовала. Эротические сцены воспроизводились на стенах обычных домов и на посуде; секс не был запретной темой при детях.

Из книги Альберто Анджела

Героические мужчины в золотых доспехах и на колесницах, очаровательные дамы в туниках и императоры-демократы, вкушали виноград в креслах для отдыха.

Но реальность в Древнем Риме, как свидетельствуют историки, была не такой радужной и гламурной. Санитария и медицина находились на зачаточном уровне, а это не могло не отражаться на быте римских граждан.

Полоскание рта

В Древнем Риме малая нужда было настолько развитым бизнесом, что правительство ввело специальные налоги на продажу мочи. Были люди, которые зарабатывали на жизнь только сбором мочи. Некоторые собирали ее в общественных писсуарах, а другие ходили по домам с большим чаном и просили людей заполнить его. Способы использования собранной мочи сегодня даже трудно представить себе. Например, ей чистили одежду.

Рабочие заполняли чан одеждой, после чего заливали ее мочой. После этого один человек залезал в чан и топтался по одежде, чтобы отстирать ее. Но это ничто по сравнению с тем, как римляне чистили зубы . В некоторых районах люди использовали мочу в качестве жидкости для полоскания рта. Утверждалось, что это делает зубы блестящими и белыми.

Общая губка

На самом деле, римляне при походе в туалет брали с собой специальные гребни, предназначенные для вычесывания вшей. А самое худшее случалось после того, как люди справляли большую нужду. В каждом общественном туалете, который обычно одновременно посещали десятки других людей, была только одна губка на палке , которую использовали для подтирания. При этом губку никогда не чистили и использовали все посетители.

Кровь гладиаторов

В римской медицине было немало чудачеств. Несколько римских авторов писали о том, что после гладиаторских боев зачастую собирали кровь мертвых гладиаторов и продавали ее как лекарство. Римляне считали, что гладиаторская кровь могла вылечить эпилепсию и пили ее как лекарство.

И это был еще относительно цивилизованный пример. В других случаях и вовсе вырезали печень мертвых гладиаторов и ели ее в сыром виде. Как ни странно, некоторые римские врачи фактически сообщают, что это лечение работало. Они утверждают, что видели людей, которые пили человеческую кровь и излечивались от эпилептических припадков.

Косметика из мертвой плоти

В то время, как побежденные гладиаторы становились лекарством для эпилептиков, победители становились . В римские времена мыло было довольно редким явлением, поэтому спортсмены чистили себя, покрывая тела маслом и соскабливая отмершие клетки кожи, а также пот и грязь с помощью инструмента, называемого стригиль.

Как правило, эту всю грязь просто выбрасывали, но только не в случае с гладиаторами. Их соскобы грязи и отмершей кожи расфасовывали в бутылки и продавали женщинам в качестве афродизиака. Также часто эту смесь добавляли в крем для лица, которым пользовались женщины в надежде, что станут неотразимыми для мужчин.

Эротическое искусство

Извержение вулкана, которое похоронило Помпеи, оставило этот город прекрасно сохранившимся для археологов. Когда ученые впервые начали проводить раскопки в Помпеях, они нашли вещи, которые были настолько непристойными, что их скрыли от общественности на долгие годы.

Город был полон эротического искусства в самых сумасшедших формах.
К примеру, можно было увидеть статую Пана, который совокупляется с козлом. Кроме того, в городе было полным-полно проституток, что нашло отражение на… тротуарах. И сегодня можно посетить развалины Помпей и увидеть то, что римляне видели каждый день - пенисы, высеченные в дорогах, которые указывали путь к ближайшему борделю.

Пенисы «на удачу»

Тема пенисов была довольно популярна в Риме, в отличие от современного общества. Их изображения можно было встретить буквально везде, их даже часто носили на шее. В Риме считалось модным среди юношей носить медные пенисы на ожерелье. Считалось, что они не только модные и стильные, но и могли «предотвратить вред», который могли нанести людям, которые носили их.

Также пенисы «на удачу» рисовали в опасных местах, чтобы обезопасить путешественников. К примеру, на ветхих и шатких мостах в Риме почти везде были нарисованы изображения пенисов.

Обнажение ягодиц

Рим уникален в том, что в нем первый раз в истории было зафиксировано письменное свидетельство обнажения ягодиц . Еврейский священник Иосиф Флавий впервые описал демонстрацию ягодиц во время бунта в Иерусалиме. Во время Песаха римских солдат направили к стенам Иерусалима, чтобы они наблюдали, не случится ли восстания.

Один из этих солдат, по словам Иосифа Флавия, «повернулся задом к стене города, приспустил штаны, нагнулся и испустил бесстыдный звук». Евреи были в ярости. Они потребовали, чтобы солдата наказали, а затем начали бросать камни в римских солдат. Вскоре в Иерусалиме вспыхнули беспорядки, а жест так и сохранился на тысячи лет.

Искусственная рвота

Римляне вывели понятие избытка во всем на новый уровень. По словам Сенеки, римляне на банкетах ели до тех пор, пока в них просто «не лезло больше», а потом искусственно вызывали рвоту , чтобы продолжать есть. Некоторые люди тошнили в миски, которые они держали возле стола, но другие не «заморачивались» и рвали прямо на пол рядом со столом, после чего продолжали есть.

Напиток из козьего навоза

У римлян не было бинтов, но они нашли оригинальный способ останавливать кровотечение из ран. По словам Плиния Старшего, люди в Риме замазывали свои ссадины и раны козьим навозом. Плиний писал, что лучший козий помет собирали в течение весны и сушили, но в чрезвычайных ситуациях подходил и свежий козий помет. Но это далеко не самый отвратительный способ, которым римляне использовали этот «продукт».

Колесничие пили его в качестве источника энергии. Они или разводили вареный козий помет в уксусе или размешивали его в своих напитках. Причем, это делали не только бедные люди. По словам Плиния, самым большим фанатиком питья козьего помета был император Нерон.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Ранним утром на рассвете в римских домах раздавались первые звуки нового дня. Рабы натирали мраморные полы пчелиным воском, гремели посудой в столовой, зажигали огонь в печи, открывали ставни и готовили детали дневного туалета господ. Все римские дома были счастливы по-разному, в зависимости от достатка хозяев. Сами хозяева тоже просыпались рано, за вычетом тех случаев, когда вечеринки переходили в ночные гуляния с друзьями.

Римляне торопились на работу. Правда, работали они до полудня и день через два, поскольку праздники в Древнем Риме преобладали над буднями, а в будние дни после обеда римляне сами себе устраивали праздники. Как?

Принцип удовольствия 2000 лет назад

В отличие от принципа лишения и страдания, узаконенного несколько веков позже Церковью, язычники древнего Рима следовали принципу удовольствия. Они открыли его задолго до теории Фрейда. Если не было бога, который мог бы стать покровителем удовольствия во всех его формах, римляне его заимствовали или придумывали сами. Они торопились жить. Этот врожденный импульс был созидающим и разрушительным для тех времен, но никто об этом особенно не задумывался.

Ритуал утреннего обмывания совершался над тазом или бронзовой миской, но без мыла - римляне не знали его. Вместо этого использовали пепел бука, измельченную глину и щелок либо бобовую муку. Для гладкости кожу потом смягчали масляным бальзамом. Вытирались льняным полотенцем. Мужчины брились ежедневно, пожилые, как ни странно, не стеснялись красить волосы в черный цвет, а лысые не пренебрегали париками. Рабы и рабыни отвечали за то, чтобы мужчины были гладко выбриты, накрахмалены и одеты в чистую тогу, а женщины - причесаны по моде, гримированы и одеты лучшим образом. У зажиточных римлян были рабы-парикмахеры (тонзоры) и ornatrices для матрон. Волосы закручивали горячим железным стержнем - аналогом бигудей.

Первый завтрак римляне делали наспех, очень часто - по дороге на работу, прикупив в одной из многочисленных лавок холодные или теплые закуски. Женщины после этого либо приступали к домашним заботам, либо навещали подруг и родственников. Работающих женщин в Древнем Риме было немного и заняты они были в основном в ремесленных мастерских.

Римский форум 2000 лет назад - место встречи изменить было нельзя

поначалу являлись местами оживленной торговли или, попросту говоря, обыкновенными рынками. В имперский период они превратились в притягательные центры для римлян. Воздвигались базилики и появлялись сенатские курии. Здесь проходили торжественные шествования завоевателей и демонстрации награбленного на покоренных территориях. Самые последние события можно было узнать только на форумах. Бывшие рынки постепенно превращались в ярмарки, а затем - в культурные и политические центры города.

Простые римляне, жившие в многоэтажных инсулах , часто в - комнатушках без санитарных помещений и воды, с удовольствием устремлялись по утрам к форумам: это был способ приобщиться к благу и почувствовать себя жителем великой империи. Здесь было позволено словоблудие и ораторство в неограниченных количествах и для всех. Любой мог обратиться к толпе с импровизированной трибуны и толкнуть речь на любую тему, кроме тех, которые подвергали сомнению величие империи и статус существующей власти.

Таких форумов в Риме в имперский период было не менее одиннадцати. И хлеб, и зрелища - все можно было дать и получить здесь жителю древнего города в ритме стремительно меняющегося ежедневия. Здесь заключались торговые соглашения, устанавливались цены на ходовые и неходовые товары, а великолепие колоннад и раскрашенных статуй исполняло гордостью и эстетическим удовлетворением сердца жителей и гостей Рима. После работы (примерно к часу дня) римляне, умывшись и переодевшись, стекались к площадям в надежде получить шанс, выгодное предложение или купить по лучшей цене заморский товар первого качества.

Полезно :

Римские купания 2000 лет назад

Древние римляне считали, что истина в воде. Они даже поклонялись богине Veritas, дочери Сатурна, которая, как считалось, жила в глубинах колодцев. Однако римские императоры с помощью многотысячной армии рабов и знатных мастеров позволили жителям древнего мегаполиса буквально купаться в истинной влаге блаженства. Были построены акведуки и термы, которые полностью изменили представление римлян о свойствах воды и ее политической значимости.

Знаменитые термы императоров стали средоточием новой культуры и образа жизни в Древнем Риме. Термы Диоклетиана и Каракаллы ежедневно посещали тысячи римлян от мала до велика. Библиотеки, площадки для игры, оздоровительные процедуры по примеру древних этрусков чередовались с отдыхом и солнечными процедурами, а "в кулуарах" терм или напрямую в бассейнах решались судьбы республики.

Термы в послеобеденное время стали альтернативой форумам и циркам. Особенно после величайшего решения Агриппы сделать их бесплатными для всех. Можно было увидеть мимов, плясунов, продавцов цветов и амулетов, можно было вдоволь поесть-попить, можно было сделать ставки на гладиаторов, закрутить любовную интригу или просто выбрать одну из жриц любви. Можно было заняться спортом или почитать древние рукописи.

Изощренный механизм водных процедур в наши дни по соображениям экономии сохранился лишь частично. Между тем, в римских термах были свои правила наслаждения водой. Сначала посетители входили в тиепидариум - просторный бассейн со слегка подогретой водой, в котором они пребывали около часа. Затем наступала очередь кальдариума : здесь воду разогревали до температуры прим. 40° C. Наконец, купальщик выбирал лаконикум (laconicum) - бассейн с горячей водой в помещении с разогретым воздухом (прообраз сауны). Для финальной закалки служил тонизирующий фригидариум с холодной водой.

Колизей и цирки 2000 лет назад

Все новое - это хорошо забытое старое. За две тысячи лет до появления современного бокса, борьбы, фехтования, скачек и даже футбола римская цивилизация наслаждалась противоборством мужской силы в самом грубом виде на многочисленных аренах и стадионах. Вид и запах крови будоражил и опьянял многотысячные толпы зрителей , а гладиаторы-победители становились кумирами. Вопреки распространенному мнению, смерть гладиатора на арене Колизея была не частым явлением. Римляне были по-своему милосердны, но вместе с тем практичны: покупка и обучение гладиатора стоили немалых денег.

Римские обыватели, к сожалению, не испытывали такого же чувства сострадания к диким зверям, которые включались в спектакли Колизея. По свидетельству современников известно, что не менее 5.000 хищных зверей было убито за 100 дней праздника в честь открытия Колизея.

Большой Цирк , или Чирко Массимо, который мог вместить до 300 тысяч зрителей, сотрясал возгласами и ревом восторженной публики римское небо почти ежедневно. Если верить легенде, то похищение сабинянок и последующее столкновение латинов и сабинян, которое чудом закончилось крепким союзом двух племен, произошло как раз после одного из конных состязаний на арене Большого Цирка.

А ведь это было лишь малой частью индустрии развлечений в Древнем Риме. Существовали стадионы - сооружения с чисто спортивной направленностью, среди которых - известный стадион Домициана, точной копией которого является нынешняя жемчужина Рима - площадь Навона. Существовали цирки, в которых проводились сражения на воде и на кораблях в натуральную величину. Среди них - Наумахия Августа в районе нынешнего квартала Трастевере.

Конец дня и ужин в Риме 2000 лет назад

Утомленные солнцем и празднованиями римляне перед сном забегали в таверны (аналог нынешнего фастфуда - быстрого питания) либо торопились домой, где их ждал подогретый рабами ужин. Ужинали нередко в присутствии рабов, кучкующихся в углу трапезарии. Если принимали гостей, по всем правилам ужин становился понятием растяжимым. Забота рабов состояла в том, чтобы проводить довольных гостей, осветить дорогу факелом или запрячься лично в повозку.

После ужина супруги удалялись в свои покои. В римских семьях, если была такая возможность, супруги спали отдельно и лишь по мере надобности ночевали в спальне с широкой кроватью. Это одна из загадок Вечного города. Но ведь утро вечера мудренее.

По легенде, Ромул, один из основателей Рима, жил в соломенной хижине на холме Палатин. Раскопки подтвердили, что римляне действительно когда-то жили в хижинах из тростника, обмазанных глиной. Они выращивали пшеницу и бобы, разводили скот, ткали одежду из шерсти и льна.

В VI в. до н.э. появляются каменные дома, в основном из туфа.

На рубеже старой и новой эры основатель Римской империи Октавиан Август повелел создать в Риме новую площадь - Форум. На Форуме Черным камнем отмечено место, где, по преданию, похоронен Ромул.

Главной святыней Древнего Рима считается храм Юпитера на Капитолийском холме, освещенный в VI в. до н.э. В IV в. до н. э. римляне построили храмы, мощенные камнем дороги из Рима в капую, мосты, водопроводы, склады, каменную сточную трубу (ее называли Большая клоака) и цирки - круглые арены для зрелищ. Дворцы в Риме появились в III в. до н. э., когда Рим начал покорять и грабить богатые государства Средиземноморья, а улицы Рима впервые вымостили камнем только в 174г. до н.э. Любимым развлечением римлян были кулачные бои и представления канатоходцев, а позже - бои гладиаторов. Первый каменный театр в Риме появился только в середине I в. до н.э. на Марсовом поле.

Улицы Рима всегда были полны народу. По городу ходили пешком, а знатных людей носили на носилках. Ночью в Риме было темно, и прохожие освещали путь факелами или свечами.

В конце III в. до н. э. появились многоквартирные дома в несколько этажей - инсулы. В квартирах было несколько комнат и кухня. Бедняки нередко сообща снимали одну квартиру. Водопровода в инсулах не было, и римляне брали воду из фонтанов. В начале IV в. н.э. в Риме было 800 фонтанов и более 100 общественных бань.

Основатель Римской империи Октавиан Август построил много общественных зданий. Весь город он разделил на районы и кварталы и назначил людей, ответственных за них.

В I в. н.э. не только Рим, но и по всей Италии богатые люди стали строить себе роскошные дома. Из императорских дворцов самым знаменитым был Золотой дом Нерона. Римский историк Светоний оставил его описание: «… внутри находился пруд, подобный морю, окруженный строениями, подобными городам, а затем поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и виноградниками…В остальных покоях все было покрыто золотом, украшено драгоценными камнями и перламутровыми раковинами; в обеденных залах потолки были… с поворотными плитами, рассеивать ароматы; главный зал был круглый и днем и ночью вращался вслед небосводу; в купальнях текли соленые и серные воды». Северное крыло Золотого дома сохранилось, и теперь там музей.

В 64г. н.э. в Риме был грандиозный пожар. Из 14 районов уцелели только 4. Город был подожжен по приказанию известного своею жестокостью императора Нерона. Даже сенаторы ловили у себя дома слуг Нерона с факелами, но не осмеливались их трогать. Нерон сидел на Меценатовой башне и наслаждался, по его словам, великолепным пламенем.

После пожара Нерон дал свой план восстановления города: точно отмеренные кварталы и широкие улицы между ними, дома одинаковой высоты из туфа. Свалки мусора вблизи Тибра, чтобы уходящие суда забирали его.

Но в 68г. Нерона свергли с престола, и он покончил с собой. А в 69г. на Тибре было такое сильное наводнение, что многие жилые многоэтажные дома рухнули. Новый император Веспасиан Флавий, человек простой и очень энергичный, взялся за восстановление Рима.

Римские нравы, быт и повседневная жизнь

Как проводили они свободное время? Обратимся к книге П. Гиро «Быт и нравы древних римлян». В Риме, столице огромной Империи, всегда было шумно. Тут можно увидеть кого угодно – торговцев, ремесленников, военных, ученых, раба, учителя, знатного всадника, сенатора и т. п. К дому римских аристократов уже с раннего утра стекались толпы просителей. Тут было больше все же знатных и важных людей, добивавшихся новой должности или почестей. Но можно было видеть бедного учителя или ученого, ищущего место наставника, воспитателя в знатной семье, желающего разделить трапезу с известным лицом (может, и ему перепадет кое-что). Одним словом, тут собирались целые стаи людей. Плутарх сравнил их с назойливыми мухами. Такое бывало и у нас. Вспомним Некрасова: «Вот парадный подъезд… По торжественным дням, одержимый холопским недугом, целый город с каким-то испугом подъезжает к заветным дверям».

Перистиль в доме Менандра. Помпеи

Конечно, среди этих толп были и обычные друзья. Рим ничем не отличался от других городов мира. Дружба, настоящая дружба ценилась тут высоко, выше закона… Там, где люди умеют поддерживать и сохранять дружеские связи, там царит атмосфера тепла и привязанности. Жизнь тут красна, и даже горе не столь горько. Римляне такую дружбу ценили и в честь согласия и дружбы справляли специальный праздник – Харистии (Charistia). Течение жизни шло по раз и навсегда заведенному кругу: сражения, походы, политика и постоянные общения с друзьями (визиты, застолья, беседы, участие в событиях близких им семейств, рекомендации, просьбы, консультации, приемы гостей и т. д.). Порой это было довольно обременительно, как признавал Цицерон. Однако отказаться от этой традиции было невозможно, ибо она пронизывала всю вертикаль и горизонталь общества, скрепляя его сверху донизу. Разумеется, в основе дружеских связей лежали и узы родства, но были и иного рода скрепы. Они порой оказывались во много раз прочнее родственных. Это и служебные, и деловые взаимоотношения. Всё шло с самого верха, с администрации принцепса, где существовал институт «amici Augusti» (друзья принцепса). Причем такого рода дружеские связи носят почти что официальный характер. Пред нами своего рода заключение пакта о мире и дружбе или же, напротив, о враждебности и войне… Валерий Максим сообщает, как об inimicitia (вражде) объявлялось в народном собрании. Личные враги Эмилий Лепид и Фульвий Флакк, будучи избраны цензорами, поспешили публично, в народном собрании, заключить дружеский союз, дабы тем самым всем показать их намерения. Сципион Африканский и Тиберий Гракх, наоборот, публично расторгли узы дружбы, но затем, оказавшись на соседних местах на Капитолии, за пиршественным столом на празднестве в честь Юпитера, вновь заключили дружеский союз, особо отмечая соединение десниц («dexteras eorum concentibus»), что является своего рода символом достижения людьми согласия.

Перистиль в доме Веттиев. Помпеи

Что лежало в основе такого рода дружеских союзов? Более всего и чаще всего то же, что и сегодня, – оказание участвующими в содружестве сторонами друг другу взаимных услуг. Согласно разъяснениям Цицерона, дружба крепится не только узами товарищества или сердечной привязанностью, но и «лучшими услугами со стороны каждого из нас». Он сравнивает их с «брачным союзом», относя сюда как родню и друзей, так и товарищей «в публичных делах». Для поддержания дружбы, по его словам, необходимы такие лучшие качества, как благочестие, доброта, благородство души, благосклонность и обходительность. Демокрит считал дружбу эквивалентом социального бытия («не достоин жить тот, кто не имеет настоящего друга»), а Сократ подчеркивал, что дружба – это важнейший институт взаимовыручки и взаимопомощи («друг доставляет то, чего не хватает другу»). Древние отдавали дань встречающимся рациональным или прагматическим началам в дружбе. Аристотель подчеркивал необходимость того, чтобы в дружбе обе стороны отвечали друг другу взаимностью. Только тогда «добродетель называется дружбой, если есть отплата». Впрочем, древние также разграничивали понятия идеальной дружбы ради удовольствия и дружбы материальной, ради выгоды. Диоген Лаэртский собрал высказывания людей (киренаиков), что на первое место ставили утилитарно-прагматические цели в дружеских союзах. Аристипп говорил: «Друга имеют ради собственной пользы, как член тела, пока он при тебе». Эгесий (Гегесий) и вовсе довольно цинично заявлял: «Нет ни почтительности, ни дружбы, ни добродетели, поскольку их изыскивают отнюдь не ради них самих, но ради той пользы, что они нам доставляют: если нет выгоды, они исчезают». Иначе говоря, дружба – это всегда обмен, хотя и не всегда товарообмен. Впрочем, многие не соглашались со столь приземленной трактовкой этого высокого, важного общечеловеческого чувства.

Одиссей и Пенелопа

В корне неверно определять дружбу, базируясь исключительно на социально-экономических интересах. Ведь есть еще много аспектов людских отношений и связей, которые не исчерпываются областью выгоды. Цицерон о дружбе сказал: «Как мы добродетельны и щедры не в ожидании благодарности (ведь мы не пускаем добродетель в рост, но подвигаемы к щедрости природой), так и дружбу мы считаем желанной не в надежде на вознаграждение, но потому, что вся ее выгода заключается в самой любви». Кроме всего прочего, в дружбе, в высокой дружбе воплощается лучшая сторона личности человека. Такая дружба зачастую ведет к подвигу, к культурному или же этическому совершенству. Так, Эпикур считал, что она ценна и сама по себе. Взаимная привязанность очищает людские отношения от всяких эгоистических расчетов. «Из того, что доставляет мудрость, делая счастливейшей жизнь в целом, величайшим благом является обладание дружбой». В дружбе находим укрытие от всяческих бурь житейских.

Общий вид площади перед Пантеоном

На улицах и площадях Рима, да и других городов можно встретить множество людей, составивших некий особый класс под названием «праздношатающихся». Современный Тиберию поэт писал, что они «ничего не делают и всегда заняты, выбиваются из сил из-за пустяков, находятся в постоянном движении и никогда ничего не достигают, вечно суетятся и в результате только всем надоедают». Сенека сравнивал их с муравьями, которые без плана и цели бегают по дереву то туда, то сюда (сравнение неудачное, ибо муравьи трудолюбивее большинства людей и их никак не отнесешь к праздношатающимся). Такого рода люди есть и в Москве, и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Токио, и в Пекине, и в нынешнем Риме или Берлине. «Столица была настоящим центром суетливого безделья, которое и процветало в ней больше, чем в каком-либо другом городе». Одни спешили нанести ненужный визит, другие – на глупую встречу, третьи желали принять участие в попойке, четвертые сделать очередную, и скорее всего совершенно ненужную, покупку, пятые посещали даму, не доставляя ни ей, ни себе большого удовольствия. Среди них немало и тех, кто все время стремился попасть на какие-то пустые официальные церемонии. Себя показать и на людей посмотреть. Галиен так описал день римлянина: «Ранним утром каждый делает визиты; потом многие идут на форум послушать судебные прения; еще большая толпа направляется полюбоваться бегом колесниц и пантомимами; многие проводят время в банях за игрой в кости, за пьянством или среди удовольствий, пока не очутятся вечером на пиру, где развлекаются не музыкой и не серьезными удовольствиями, а предаются оргиям и разврату, засиживаясь часто до следующего дня». Большинство высших чиновников в Риме (как и повсюду) суетились не просто из потребности куда-то бежать или двигаться, нет, они хотели заработать, получить выгоду. Ненасытная жажда богатств одолевала их и была главной причиной суеты, наполнявшей собой улицы, площади, дворцы Италии. Давая людям положение, отличия, почести, богатство, влияние, деньги считались высшим благом. Они – бог Юпитер, которому поклоняются и служат.

Харчевня

Простонародье с неизменным удовольствием посещало не приемы (его туда не пускали), а кабачки, таверны, трактиры. Ведь в тавернах за два асса можно было получить баранью голову, сосиски, сдобренные чесноком, луком и приправами; бобы, чечевицу, сырую капусту, другие овощи, печеные орехи, свеклу и кашу. Ели все эти кушанья с грубым ржаным или ячменным хлебом, известным под названием плебейского хлеба. В этих заведениях, правда, стояла невыносимая жара и царила непролазная грязь. Но вино скрашивало все эти неудобства. Тут пили вино (вареное критское) и мёд, ели пирожки с сыром, поигрывали в кости, передавали друг другу последние новости и сплетни, злословили о господах. В этих стенах аристократов и сенаторов не было, хотя полно было беглых рабов, воров, убийц, гробовщиков, матросов, ремесленников и даже жрецов Кибелы.

Конечно, были кое-какие развлечения для интеллектуалов, тех, кто увлекался литературой, поэзией, музыкой и т. д. Скажем, во второй половине I в. (уже при Августе) в моду вошли публичные чтения, которые устраивал Азиний Поллион. Литератор обращался со своим произведением к аудитории, читая ей отрывки или весь трактат (в зависимости от терпения и расположения). Эти чтения шли или в залах, или даже в столовых (видимо, чтобы удобнее от пищи духовной перейти к пищи физической). Правда, это занятие недолго прельщало римлян. Уже к концу I в. публичные чтения стали приходить в упадок и превратились в тяжелую повинность. Слушатели пытались от нее отлынивать как только могли.

Те, кто предпочитал жизни политика или деятеля (vita activa) – созерцательно-философский образ жизни (vita contemplative) или книги, погружались в тиши кабинета в библиотеки в своих виллах и поместьях… Они полагали: «Мудрец не должен заниматься общественными делами за исключением крайней необходимости». Так понимали жизнь иные обитатели аристократических вилл, наподобие дома Веттиев в Помпеях, дома Оленей, виллы дома Телефа и виллы Папирусов в Геркулануме… Обнаруженная только в XVIII в. вилла Папирусов принадлежала кому-то из римских аристократов. Первые искатели сокровищ проникли в ее парадные покои, библиотеку, перистили, сад, прорыли тут шахты и галереи, затем все это забросили. Возможно, вилла создавалась во времена Нерона и Флавиев. На этой вилле хранилась коллекция папирусов, небольшая прекрасно подобранная библиотека. В маленькой комнатке обнаружили редкие свитки папирусов, содержавшие творения известных авторов. Не исключено, что первым владельцем виллы был Пизон, отец жены Юлия Цезаря. По своему богатству собранные на вилле папирусы не уступали библиотекам императоров. От раскаленной грязи (города погребены под потоками огненной лавы) книги почернели и обуглились, но полностью не сгорели. Хотя речь в данном случае идет о вилле римлян, таковы же были и библиотеки самых известных и богатых греков. В США создали копию виллы Папирусов в Калифорнии, ее владельцем стал американский миллионер Гетти, разместивший тут коллекцию (1970 г.).

Я. Йорданс. Пан и Сиринга. Брюссель

Когда стало наблюдаться общее падение нравов? У античных авторов на сей счет разные мнения. По словам Страбона, Фабий Пиктор считал, что римляне впервые вкусили роскошь (или, как он выражается, «попробовали богатства») еще во времена 3-й Самнитской войны. После этого, т. е. примерно к 201 г. до н. э., после 2-й Пунической войны и поражения Филиппа Македонского, они стали проявлять склонность к менее строгому образу жизни (Валерий Максим). Тит Ливий полагал, что привычку к расточительности занесло в Рим войско после возвращения из глубин Азии, где оно оккупировало богатые страны (187 г. до н. э.). Полибий относит исчезновение былой скромности и бережливости римлян ко времени войны с Персеем (168 г. до н. э.). Посидоний и Саллюстий датируют начало эпохи упадка с разрушения Римом Карфагена (146 г. до н. э.). Иные относят дату начала эры де-градации и упадка Рима к длительному периоду (II в. до н. э. – II в. н. э.). Вероятно, они правы: сей процесс был длительным и постоянным.

Гробница в Казанлыке

Вот как объяснял истоки начавшейся деградации Рима Гай Саллюстий Крисп в его «Войне с Югуртой». Римский историк писал: «Заметим, что привычка к разделению на враждующие страны со всеми дурными отсюда последствиями возникла в Риме лишь немногими годами ранее, и породили ее праздная жизнь и обилие тех благ, которые люди ценят всего выше. И правда, вплоть до разрушения Карфагена римский народ и сенат вели дела государства дружно и спокойно, не было меж гражданами борьбы за славу и господство: страх перед врагом поддерживал добрые порядки в городе. Но стоило сердцам избавиться от этого опасения, как место его заняли разнузданность и высокомерие – успех охотно приводит их за собою. И вышло так, что мирная праздность, о которой мечтали в разгар бедствий, оказалась хуже и горше самих бедствий. Знатные мало-помалу обратили в произвол высокое свое положение, народ – свою свободу, всяк рвал и тянул в свою сторону. Все раскололось на два стана, и государство, которое прежде было общим достоянием, растерзали на клочья. Преимущество, однако же, было на стороне знати – по причине ее сплоченности, силы же народа, разрозненные, раздробленные меж многими, преимущества этого не имели. Произволом горстки людей вершились мир и война, одни и те же руки держали казначейство, провинции, высшие должности, славу, триумфы, а народ изнемогал под бременем военной службы и нужды. А между тем как командующие со своими приближенными расхищали добычу, солдатских родителей и малых детей сгоняли с насиженного места, если случался рядом сильный сосед. Так бок о бок с мощью явилась алчность, безмерная и ненасытная, она сквернила и крушила все, ни о чем не тревожилась и ничем не дорожила, пока сама не сломала себе шею». Пока приходилось сражаться с грозным противником, пока страх и инстинкт выживания скреплял интересы всех римлян прочнее дружбы и законов, Рим, как и СССР, являл собой единое сплоченное государство. Когда же исчезла внешняя угроза, началась ничуть не менее страшная внутренняя война за обладание всем, чем владел Рим. И тут уж не было среди соперников ни друзей, ни врагов, ибо каждый в силу животной стадности старался у другого вырвать кусок, захватить земли, ценности, рабов, поместья.

Жены. Росписи виллы в Боскореале

Бесконечные войны существенно изменили экономику Италии, да и армии Ганнибала нанесли огромный ущерб. Сель-ское хозяйство приходило в упадок. Дешевый привозной хлеб сделал нерентабельным производство хлеба в самой Италии. Хотя тут стоит вспомнить и замечание Вебера о том, что «Рим никогда с того времени, как он вообще был полисом, не был вынужден и не был в состоянии жить продуктами собственного земледелия» (обрабатываемая для получения хлеба площадь, видимо, составляла около 15 %). К тому же войны отвлекали производительную часть граждан от дел. Знать жила в роскоши, а значительная часть населения бедствовала. В одном только Риме насчитывалось около 150 000 безработных. Их власти содержали так сказать на общественный счет. Примерно столько же людей, если не больше, работали только до обеда. Всех их приходилось как-то успокаивать, отвлекать от самых насущных, острых проблем, чтобы они не возникали и не задавали вопросов. Цезарь признал право масс на хлеб и зрелища. Сатирик Ювенал (ок. 60-140 гг. н. э.) по этому поводу возмущенно писал: «Этот народ уж давно, с той поры, как свои голоса мы не продаем, все заботы забыл, и Рим, что когда-то все раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки, сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает: хлеба и зрелищ!» Чиновники должны беспрекословно следовать этим правилам.

Сатирик Марциал в одной из эпиграмм говорил, что жена одного из преторов была вынуждена даже подать на развод из-за огромных расходов, которые вынужден был нести ее муж. Дело в том, что должность мужа и предъявляемые к ней требования катастрофически отразилась на бюджете семьи: «Знаю: он претором стал, и обошелся б его мегалезский пурпур в сто тысяч, как ни скупилась бы ты на устроение игр; тысяч бы двадцать еще пришлось и на праздник народный». Но чиновникам часто просто некуда было деваться. Ведь их судьба и карьера, а зачастую и сама жизнь находились в руках императора. К тому же порой расплата за неудачное или же бедно организованное чиновником зрелище была чрезвычайно суровой. Калигула (37–41 гг. н. э.) приказал одного непонравившегося ему надсмотрщика над гладиаторскими битвами и травлями несколько дней подряд бить цепями у него на глазах. Беднягу умертвили только после того, как все почувствовали «вонь гниющего мозга» (Светоний). После устроенных Августом с присущим ему размахом игр все его преемники (кроме Тиберия) стали соревноваться друг с другом в организации гладиаторских игр. Ради рекламы и сохранения политического лица чиновник должен был залезать в долги и в собственный карман (особенно после ликвидации государственных доплат организаторам игр при Августе). Всех превзошел император Траян (98-117 гг. н. э.), зрелища которого многие сравнивали с забавами самого Юпитера. Причем эти забавы зачастую сопровождались массовой бойней людей и зверей.

Раненый лев

Народ получил бесплатный доступ на форум, но он жаждал крови и зрелищ. Те становились все более кровавыми и жестокими. Как все изменилось. Когда-то, еще в цензорство Катона Старшего (184 г. до н. э.), знатного римлянина Л. Квинкция Фламинина (консул 192 г. до н. э.) наказали за неоправданную жестокость, так как он позволил поступок, порочащий честь Рима. Проконсул Фламинин за обедом (по просьбе блудницы, которая никогда не видела, как обезглавливают человека) убил одного из осужденных. Его обвинили в оскорблении величия римского народа. Расказанный Ливием эпизод указывает на то, что в старые времена римляне все же старались не допускать излишней жестокости. Теперь же убивали десятками и сотнями открыто – на глазах у народа. Рим перестал стесняться палачества и рукоплескал палачам… Стоит упомянуть и о том, что число праздничных дней в году возросло во II в. н. э. до 130, то есть фактически удвоилось по сравнению с эрой республики. Римляне увлеклись зрелищами. Почти весь Рим собирался в огромном цирке на 200 000 мест. Азарт бегов был непонятен умным и просвещенным людям. «Не понимаю, – недоумевал писатель Плиний Младший, – как можно увлекаться таким скучным зрелищем».

Схватка гладиаторов со львами на арене

Если бы их еще привлекала быстрота коней или искусство людей, то в этом был бы некоторый смысл; но они благоволят тряпкам, тряпку любят, и если бы во время бегов в середине состязания «этот цвет перенести туда, а тот сюда, то вместе с ней перейдет и страстное сочувствие людей». И далее Плиний продолжает: когда смотрю на тех людей, что увлечены столь пошлым и пустым делом, я испытываю огромное удовлетворение от того, что я им не охвачен. Пока чернь и те, кто считают себя серьезными, отдают время безделью, я с огромным наслаждением отдаю весь свой досуг литературе. Увы, оказалось, что куда легче привлечь диких животных звуками лиры, как это делал некогда Орфей, чем обратить взоры иных людей на высокую литературу, историю или философию. Гортензию, создателю поэмы о воспитании диких животных, впору было бы написать поэму о том, как можно перевоспитывать римлян, ведущих себя подобно диким тварям. Нам невольно вспомнился историк Тимей, который, описывая жизнь римского народа, считал (как и Варрон), что и само название Италии произошло от греческого слова, означающего «рогатый скот» (которого тут всегда множество). Впрочем, известна и другая версия: страна была названа по имени быка Итала, якобы перевезшего Геракла из Сицилии.

Забавы богаче

Вспоминаются и острые слова Шарля Монтескье из труда «О духе законов»: «Чтобы победить внушаемую климатом лень, законы должны были бы лишить людей всякой возможности жить не работая. Но на юге Европы они действуют в обратном направлении: они ставят людей, желающих быть праздными, в положение, благоприятствующее созерцательной жизни, и связывают с этим положением огромные богатства. Эти люди, живя в таком изобилии, которое даже тяготит их, естественно, уделяют свои излишки простому народу. Последний утратил собственность; они вознаграждают его за это возможностью наслаждаться праздностью; и он в конце концов начинает любить даже свою нищету». В самом деле, а есть ли разница? У них была Коммодиана, у нас – комедиана! Комедия, которая на глазах у всего мира превращается в трагедию.

Во времена Римской республики существовал закон, осуждавший роскошь, сурово наказывавший тех, кто решился бы бросить вызов общественному мнению. Среди предметов позволялось иметь только солонку и жертвенную чашу из серебра. Один из знатных сенаторов даже лишился своего места только за то, что у него оказалось серебряной посуды на 10 фунтов. Но времена изменились, и вот даже у народного трибуна Марка Друза (слуги народа) серебряной посуды накопилось более чем на 10 тысяч фунтов. Это были баснословные деньги. При диктаторах и императорах богатство знати стало и вовсе вызывающим, но это воспринималось уже в порядке вещей. Богатые люди не считались с затратами, желая блеснуть богатством. Они платили бешеные деньги за серебряные и золотые вещи (при этом стоимость работ часто превосходила в 20 раз стоимость самого материала). В домах римской знати скапливались немыслимые сокровища. Так, у Тита Петрония был ковш, которым черпали вино из кратер, стоимость которого равнялась 350 000 золотых рублей.

Серебряная посуда времен цезаризма

Правда, одно время Катон Цензор попытался остановить сей процесс. Он даже изгнал из сената многих сторонников неумеренной роскоши, в том числе Луция Квинтия, бывшего консула, и брата знаменитого «освободителя» Греции – Тита Фламинина. Пострадали и некоторые известные всадники – у брата Сципиона Африканского был отнят equus publicus. Но наибольшую (и почти скандальную известность) имели в обществе шаги Катона, направленные против роскоши, спекуляций, наживы. Он увеличил налоги на богатство, настоял на повышении цен на женские украшения, одежду, богатую домашнюю утварь, высоко поднял цену откупов и т. д. Плутарх подчеркивает, что этими своими действиями он заслужил особую ненависть богатых людей. Однако – и это следует помнить и нам – эти решительные меры завоевали ему глубокую признательность народа.

Многие даже хвалили цензора за такую строгость. В благодарность за заслуги перед народом ему воздвигли статую. «Таким образом, не может быть сомнения в том, что luxuria в Катоновой шкале – это luxuria богачей, ambitus и avaritia – пороки знатных и богатых людей, superbia, crudelitas – тоже пороки знати, impudentia и duritudo – результат разлагающих чужеземных влияний, а desidia – типичная черта тех, кого развратил длительный досуг (otium) и кого такие условия приучили свои личные дела и свои commoda ставить выше интересов res publica. В заключение небезынтересно отметить, что если Катонов набор virtutes (то есть добродетелей) проступает крайне неявно и скорее всего подразумевается действенным для полулегендарных времен господства mores maiorum (нравов большинства), то все vitia (пороки) (nova flagitia – нуворишей) – вполне реальны и «имеют точный адрес»: они характеризуют именно те, пока еще сравнительно узкие (но, конечно, самые высшие!), слои римского общества, которые развращены чужеземными влияниями, стремятся вести или ведут роскошный образ жизни и в конечном счете пренебрегают интересами и нуждами общества в целом». Речь шла об определенной части высших кругов.

Среди наложниц. Восточная сценка

Подобное роскошество, все эти бесчисленные дорогие забавы и удовольствия стоили государству огромных денег. И, как следствие, к концу существования Рим-ской империи налоги возрастали непрерывно. Феодосий I заявил в 383 г. н. э. о том, что никто не может владеть собственностью, не облагаемой налогами. Возникло огромное число регулирующих и контролирующих актов. Получался какой-то заколодованный круг: политическая структура трещала по швам, стала разваливаться армия. Чтобы как-то поддержать все это, сохранить хотя бы их основы и пополнить казну, приходилось увеличивать налоги. Налоги на богачей при этом уменьшались, что ухудшало и без того тяжелое положение простого народа. На обычных граждан налагалась масса обязанностей, напоминавших самую откровенную барщину. Те должны были поставлять уголь, дрова для арсеналов и монетных дворов, поддерживать в приличном состоянии мосты, дороги и здания, да и вообще предоставлять государству свой опыт и труд без какого бы то ни было вознаграждения с его стороны. Служба в стране, говорили в Риме, превратилась «в нечто типа принудительного найма». Высшие классы от всего этого освобождались. Процветала и коррупция среди чиновничества.

Т. Шассерио. Одевание наложницы

Не верится, что до подобных вкусов могла опуститься цивилизация, когда-то восхищавшаяся классической греческой литературой, историей, философией? Хотя вряд ли стоит преувеличивать культурный уровень широких народных масс. Культура их подобна тонкому слою, который очень быстро исчезает, если общество вдруг плюхается в грязь… Часть римского общества все еще пыталась следовать идеалам древних греков. Любители спорта поддерживали физическе здоровье в гимнасиях и палестрах. Некоторые граждане, подобно Цицерону, проводили время в гимнастических залах, занимались борьбой, упражнялись в езде на колесницах и верховой езде, плавали или увлекались греблей. «Каждое проявление ловкости и силы зрители встречали аплодисментами», – писали хроникеры. Но то были исключения. Когда страна, восхищавшаяся историей, философией, поэзией, литературой, так деградирует, то и свобода становится фикцией и пустым звуком. Понятно, что никто не сказал и слова протеста, когда 94 г. н. э. казнили двух сенаторов, написавших воспоминания о поборниках свободы Тразее Пете и Гельвидии Приске. Воспоминания император Домициан тут же приказал сжечь. «Отдавшие это распоряжение, разумеется, полагали, что подобный костер заставит умолкнуть римский народ, пресечет вольнолюбивые речи в сенате, задушит самую совесть рода людского. Сверх того, были изгнаны учителя философии и наложен запрет на все прочие возвышенные науки, дабы впредь нигде более не встречалось ничего честного. Мы же явили поистине великий пример терпения. И если былые поколения видели, что представляет собою ничем не ограниченная свобода, то мы (видим) – (что) такое (наше) порабощение, ибо нескончаемые преследования отняли у нас возможность общаться, высказывать свои мысли и слушать других. И вместе с голосом мы бы утратили также самую память, если бы (только право) забывать было столько же в нашей власти, как безмолвствовать». Конечно, иные продолжали любить книги, но их было меньшинство. Толпа же возлюбила вино и женщин. У Гордиана II была великолепная библиотека – 62 тысячи книг. Однако больше времени проводил он за бокалом вина, в садах, банях, в рощах, везде принося себя в жертву 22 наложницам, от каждой из которых он и оставил по 3–4 дитяти.

Подкинутый младенец

Римляне (особенно обеспеченные и богатые) все более откровенно стали жить исключительно для себя, заботясь только об удовлетворении своих прихотей и желаний. Собственно римское население стареет и убывает. Его взор и сердце перестают радовать дети. Детей все чаще воспринимают как обременительные хлопоты и обузу. В комедии Плавта «Хвастливый воин» один из персонажей, Периплектомен, принимая за богатым столом его друга, Плевсикла, возражает против слов: «Дело милое – детей иметь». Куда лучше, говорит он, «свободным самому быть – это и того милей». А потому советует ему: «ешь и пей со мною вместе, душу весели свою. Дом свободен, я свободен и хочу свободно жить». Друг продолжает убеждать: мол, было бы неплохо все же завести жену и детей, ведь «воспитать детей: себе и роду это памятник». Периплектомен возражает:

У меня родня большая: в детях что

за надобность?

Счастливо живу, прекрасно я сейчас,

как хочется;

Смерть придет – свое добро я дам в

раздел родне своей,

Будут все ко мне являться, обо мне

заботиться

И следить, как поживаю и чего мне

Чуть рассвет – уж тут с вопросом,

как мне эту ночь спалось.

Вот они детьми и будут. Мне они

подарки шлют;

Жертву ли приносят: часть мне

больше, чем себе, дают,

Приглашают на пирушку, завтракать,

обедать к ним;

Кто прислал подарков меньше,

впасть готов в отчаянье;

Состязаются в даренье меж собой.

На уме: «Раскрыли рот свой на мое

имущество,

Оттого наперерыв так кормят

и дарят меня»…

Да, а будь то дети, сколько с ними

натерпелся бы!

Порочный и преступный Рим все чаще видел в детях лишь обузу. Лучше завести какую-либо экзотическую тварь, завезя ее в свой дом из дальних стран. Все чаще рыбки, собаки, дикие звери, уроды, крокодилы, павлины стали занимать места в семьях богачей (как это происходит ныне в семьях нуворишей в России). Известны факты, когда богачи специально уродовали детей для удовлетворения своего сладострастия, когда на поругание отдавались невинные девушки или юноши.

О. Бердслей. Лишение девственности

Знать погрязла в безделии и пьянстве. Общество в таких условиях деградирует и генетически. Н. Васильева отмечала в «Вопросе о падении Западной Римской империи и античной культуры» (1921) то, что падение нравов сопровождалось и биологическим кризисом. Люди хирели и истощались, семьи редели, число детей уменьшалось. Город уничтожал деревню и растлевал ее обитателей. Хотя до 131 г. до н. э. никто из государственных деятелей Рима не обращал внимания на убыль населения (кажется, кроме Метелла). Семьи и здоровые отношения между мужчиной и женщиной стали немалой редкостью, уйдя на второй план. Рим вырождался, увлекшись, как говорится, нетрадиционными отношениями полов. В литературе, культуре, театре, жизни насаждались разврат и цинизм.

Император Вителлий

Поскольку бедняков становилось все больше и больше, в римском обществе распространенным явлением стало подкидывание детей. Детей часто продавали, ибо подкинутым детям грозила гибель (особенно во время кризиса III–IV вв. н. э.). Продавая же своих детей, бедняки не только обеспечивали им выживание, но и сами получали какую-то сумму денег, которая могла бы быть использована в семье, в том числе для прокормления и существования оставшихся детей. Так, известны случаи продажи детей в качестве средства погашения долга родителей. Некий торговец вином Памонфий, заняв большую сумму денег, не смог ее выплатить. Чтобы вернуть ее архонтам, он продал все свое имущество, включая одежду, однако это позволило выплатить только половину долга. И тогда бессердечные кредиторы отняли всех его детей, включая малолетних, и увели их в рабство… Известен и такой документ, как «Отчуждение дочери». В нем говорится о том, как недавно овдовевшая женщина, не имея возможности прокормить 10-летнюю дочь, уступает ее на вечные времена другой чете, с тем, чтобы та содержала ее в качестве «законной дочери». Законодательством Юстиниана продажа гражданами детей разрешалась только «по причине чрезвычайной бедности, пропитания ради». Кстати, весьма любопытно, что при «христианине» Константине продажа новорожденных детей разрешалась, а вот «гонитель христиан» Диоклетиан строго-настрого запрещал отчуждение детей у родителя посредством продажи, дара, заклада или же любым иным способом.

Портрет императора Коммода

Мы живем «в древнем Риме»: случаи продажи детей обрели массовый характер. Словно на невольничьем базаре, в России продают своих детей в богатые семьи.

Но многие вошли во вкус праздной, развратной и развеселой жизни. «Поэтому масса людей была вынуждена или принести в жертву своим детям наслаждения, соблазн которых повсюду теперь был так силен, или, напротив, им приходилось жертвовать своими детьми в угоду удовольствиям, убивая в зачатке потомство, которое должно было бы продолжать их во времени, и покорно погибая навсегда в конце своего существования для того, чтобы свободнее наслаждаться кратким мгновением жизни. И всего чаще избирали второе решение». Когда государство обрекает себя на гибель и катастрофу? Когда дети элиты, великих и достойных в прошлом родителей стали полными ничтожествами, выродками. Таких примеров в истории Рима немало. Вителлий (69–70 гг.), уморив голодом мать, растерзан народом и сброшен в Тибр. Гальба (68–69 гг.) убит преторианцами. Народ лишался остатков былых свобод, превращаясь в толпу, плебейство, чернь.

Римские гладиаторы приветствуют императора

Императором становится Коммод (180–192 гг. н. э.), старший сын правителя Марка Аврелия, высоконравственного, порядочного и умного человека. После его смерти, якобы от тяжкой заразной болезни (180 г.), сын стал единоличным императором. Какая горькая ирония судьбы… Поклонник философии, высоких и красивых идей не только сам умер от «некрасивой болезни», но еще и был вынужден передать все бразды правления в стране в руки сына, «духовный кругозор коего ограничивался цирком и удовольствиями в уровень со вкусом конюхов и кулачных борцов». Как часто родители не там и не от того оберегают своих сыновей и дочерей. Император не допустил его к постели из-за страха, что тот может заразиться. Но Коммод был уж давно «заражен», будучи склонен к вину и дракам. Говорят, он не был сыном Марка Аврелия. Жена императора Фаустина была дамой «весьма любвеобильной», и о ее «приключениях» ходили упорные слухи. Едва вступив на престол, Коммод вынужден сразу разбираться с заговором, в котором участвует его родная сестра с племянником. Затем следует другой заговор – и вновь приходится казнить виновников. Казни следуют одна за другой. Летят головы сопрефектов, консулов, управляющих и т. д. и т. п. Казнят вместе с семьями (префект Перенн зарублен вместе с женой, сестрой и сыновьями). Император приближает к себе вольноотпущенника отца, Клеандра, который помогает ему осуществить быструю, скорую расправу. Хотя что может быть опаснее, казалось бы, чем доверить личную охрану, командование войском тому, кто продается публично по объявлению глашатая. Коммод пожаловал ему титул «Кинжал». Наступила эра произвола. Клеандр копил деньги и скупал хлеб в огромных количествах, чтобы в нужный момент воспользоваться им как оружием – раздать запасы хлеба голодным толпам и тем самым привлечь народ на свою сторону, а затем с помощью толп захватить в Риме и императорскую власть.

Узнав об этих планах, Коммод расправился с ним. Совершенно очевидно, что столь резкие и необъяснимые перемены в высших эшелонах власти несли угрозу и сенаторам. Стремясь любым способом пополнить казну (которую сам же он и опустошал), император подверг их преследованиям и стал отбирать у них собственность. Но если Марк Аврелий делал это ради блага и здоровья детей и бедняков, сын преспокойно набивал собственные карманы. Вдобавок ко всему его одолела и мания величия. Коммод объявил Рим личной колонией, переименовав его в Коммодиану. Такие же перемены были уготованы римским легионам, новой африканской флотилии, городу Карфагену, даже сенату Рима. Эти столичные «забавы» вызывали восстания и партизанскую войну в провинциях. В Европе к римлянам относились как к захватчикам (и агентам тайной военной полиции).

Картина кутежа аристократов

Трагедией стало и то, что вместо республики в Риме утвердилась олигархия. Это циничное и подлое племя не ведает слова – «отечество». Высшим чиновникам, военчальникам, сенаторам и вождям было наплевать на Платона. Их волновала не философия, а собственное обогащение. Перемены во всем – нравах, одежде, пище, привычках. Знатные римляне отгораживались от своего окружения даже при приеме пище. Раньше, как вы помните, ничего подобного не было. Почти до конца Пунических войн господа делили трапезу со слугами: все ели за одним столом простую пищу. Преимущественно это была зелень и бобовые растения и кисель из пшеничной муки, часто заменявший хлеб. Среди сохранившихся фрагментов ученого и писателя Варрона (I в. до н. э.) имеется упоминание о царивших в раннем Риме вкусах: «У дедов и прадедов хоть слова и дышали чесноком и луком, но высок у них был дух!» Однако вскоре после завоевания Греции и Малой Азии в Рим и Италию широким потоком потекли богатства и яства. Жизнь знатных семей была заполнена удовольствиями и развлечениями. Обжорству, увеселениям, наслаждениям, зрелищам обычно сопутствует лень. В социуме распространилось сибаритство. Однако это не сибаритство художника.

Кто однажды родился художником,

Тот уж в чем-то всегда сибарит…

Так пускай же над медным

треножником

Благовонная мирра горит!

В. Миронов

Рим, население которого превысило миллион, все заметнее и все откровеннее погружался в дрему. Праздная жизнь становилась уделом не только патрициев, но в какой-то мере и плебса. Богачей в Риме, правда, было не так уж и много. Цицерон отмечал, что в Риме, по словам трибуна Филиппа, трудно найти и 2000 хорошо обеспеченных людей (олигархов). Но именно они, пожалуй, определяли погоду и заказывали музыку. В римском обществе победила философия эгоизма и гедонизма. Росло число обслуги: пленные пекари, повара, кондитеры. Ей как-то надо было выделиться. Будущее зависело от того, понравятся ли их блюда новым хозяевам. Возникли конкуренция и зависть. В итоге в городе, недавно вовсе не знавшем, что такое хлеб, вдруг стали продавать несколько его сортов, отличавшихся не только по качеству, но и по вкусу, цвету и форме. К услугам сладкоежек и гурманов были различные печенья и сладости. Примерно около 171 г. до н. э. поваренное искусство возведено в ранг науки. Саллюстий писал, что знать «охватила страсть к распутству, обжорству и иным удовольствиям».

Чтобы разнообразить стол, они «обшаривали землю и море; ложились спать до того, как их начинало клонить ко сну; не ожидали ни чувства голода или жажды, ни холода, ни усталости, но в развращенности своей предупреждали их появление». Закатывались немыслимые пиры. В поместье уже упоминавшегося вольноотпущенника Трималхиона (персонажа комедии Петрония) денег – тьма, земли столько, что и соколу не облететь, упавшие на пол серебряные блюда выбрасываются вместе с мусором, а из брюха зажаренного кабана (к восторгу публики) вылетают живые дрозды. За столом не сидели, а лежали. Чтобы было удобнее вкушать как можно больше пищи, богачи вкушали, раздеваясь до пояса… Украсив себя венками из мирта, плюща, фиалок и роз, они ложились к столу. Рабы снимали обувь, мыли им ноги и руки. Вилок тогда не признавали. Римляне, как и греки, всё ели руками. По обычаю греков, пиры завершались грандиозными попойками. Присутствующие за столом избирали президента. Для увеселения знати приглашались фокусники, актеры, танцовщицы, шлюхи.

Краснофигурная ваза. V в. до н.э.

Автор «Книги сатир», Петроний, описал картину времяпровождения богатых вольноотпущенников… Когда мы наконец возлегли, молодые александрийские рабы облили нам руки снежной водой, омыли ноги и старательно обрезали заусеницы на пальцах. Не прерывая неприятного дела, они пели не смолкая. Когда же он попросил пить, услужливый мальчик исполнил просьбу, распевая так же пронзительно. Пантомима с хором, а не триклиний почтенного дома! Между тем подали изысканную закуску; все возлегли на ложа, исключая самого хозяина Тримальхиона, которому по новой моде оставили самое высшее место за столом. Посреди стола стоял ослик коринфской бронзы с вьюками, в которых лежали белые и черные оливки. Над ослом возвышались два серебряных блюда, по краям были выгравированы имя Тримальхиона и вес серебра. Далее описано, как все наслаждались этой роскошью. Затем внесли под музыку и уложили на маленьких подушечках Тримальхиона. Его бритая голова выглядывала из ярко-красных одеяний, а вокруг закутанной шеи намотан шарф с широкой пурпурной оторочкой и свисающей бахромой. Это всех рассмешило. На руках красовалось большое позолоченное кольцо из чистого золота, с припаянными железными звездочками. Для того чтобы выставить напоказ другие свои драгоценности, он обнажил правую руку, украшенную золотым запястьем и браслетом из слоновой кости. В зубах он ковырял серебряной зубочисткой. Пришедший вслед мальчик принес хрустальные кости на столике терпентинового дерева, где автор заметил нечто утонченное: вместо белых и черных камешков были уложены золотые и серебряные динарии. Затем пришли кудрявые эфиопы с маленькими бурдюками вроде тех, из которых рассыпают песок в амфитеатрах, и омыли нам руки вином, а воды никто не подал. В суматохе упало большое серебряное блюдо: один из мальчиков его поднял. Заметив это, Тримальхион велел надавать рабу затрещин, а блюдо бросить обратно на пол. Явившийся буфетчик стал выметать серебро вместе с прочим сором за дверь. В это время раб принес серебряный скелет, устроенный так, чтобы его сгибы и позвонки свободно двигались во все стороны. Когда его несколько раз бросили на стол, он, благодаря подвижному сцеплению, принимал разнообразные позы. Так все мы пили и удивлялись столь изысканной роскоши. Любопытно, что хозяин дома и пира Тримальхион стал купцом и предпринимателем в новые времена. Некогда он был рабом и таскал на спине бревна, но затем благодаря своей предприимчивости накопил большие капиталы. Он производил шерсть, разводил пчел и даже выписывал из Индии семена шампиньонов. Это же видим мы и в нынешней России, где подобного рода «вольноотпущенники» в недавнем прошлом торговали цветами, селедкой, занимались фарцовкой, были валютчиками, но теперь вот стали министрами, премьерами, депутатами.

Амфора с изображением пира

В итоге богатая и пресыщенная публика не могла достойно ни руководить государством, ни удовлетворить женщину… Петроний в «Сатириконе» рассказывает историю молодого человека, который влюбился в женщину, что «краше всех картин и статуй». Нет слов для описания ее красоты: «глаза – ярче звезд в безлунную ночь», а «ротик подобен устам Дианы, какими придумал их Пракситель». А уж руки, ноги, шея – ну что лебедушка: белизной «они затмевали паросский мрамор». И вот когда «демократу» надо было «явить мужскую силу», исполнилось проклятие Приапа (сексуального божества), его «демиург» вместо боевой позы с позором склонил голову. Тут уж не поможет ни золотая вилка из дворцовой коллекции, ни вилла в Испании. Импотенция поразила Рим, как она поразила «демократов-трансвеститов». Петроний дает совет, как вылечиться: пациент должен придерживаться диеты, обращаться за помощью к божествам (и не лезть в политику), а также взять фаллос, обмазанный маслом с толченым перцем и крапивным семенем и глубоко засунуть его себе в анус. Окружающие во время этой процедуры должны хлестать его крапивой по нижней части голого тела. Говорят, помогает… Эпикурейцы и стоики усиливали настроения декаданса, призывая людей прожигать жизнь легко, незаметно, бездумно, слепо. Совет таков: «Нельзя вносить слишком много разумности в жизнь, не убивая жизни».

Однако пройдет время, и они же сами воспримут в философии Эпикура лишь ее гедоническую, наиболее животную часть, от которой сам философ был далек.

Тициан. Даная, на которую пролился золотой дождь

Да что говорить, если даже великий Цицерон, моралист, республиканец, певец старого уклада и «заветов предков», выступая в суде в защиту некоего Марка Целия Руфа (56 г. до н. э.), типичного молодого римлянина, оратора и политика, восклицал: «А неужто любовь блудниц запретна для юношей? Если кто так думает, то, что уж говорить, он очень строгих правил и чурается не только нашего распущенного века, но и того, что дозволено обычаем предков. В самом деле, когда же было иначе, когда это порицалось, когда запрещалось, когда нельзя было того, что можно? Я готов и определить, что именно, – но не назову никакой женщины, пусть об этом думает кто как хочет. Если какая-нибудь безмужняя особа откроет дом свой всем вожделеющим, если будет жить не таясь как продажная женщина, если будет пировать с чужими мужчинами, и все это в городе, в садах, в многолюдных Байях; если, наконец, и ее походка, и наряд, и свита, и блестящие взгляды, и вольные речи, и объятия, поцелуи, купания, катание по морю, пиры заставляют видеть в ней не просто развратницу, а бесстыдную шлюху, – то скажи, Луций Геренний, когда некий юноша окажется при ней, разве будет он совратителем, а не просто любовником? Разве он посягает на целомудрие, а не просто удовлетворяет желание?» После столь убедительной, страстной речи суд оправдал этого Руфа.

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Из книги Цивилизация классического Китая автора Елисеефф Вадим

Повседневная жизнь Если подъем материальной культуры Китая периода первых правителей мог быть вызван заимствованиями достижений средиземноморского мира, то новая империя, в свою очередь, поднялась на такой высокий и качественно новый уровень техники, что практически в

Из книги Традиционная Япония. Быт, религия, культура автора Данн Чарльз

Глава 8 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ В ЭДО Жизнь в стране регулировалась временами года. В больших городах часы и календарь изменялись. Григорианский календарь, который Япония вместе почти со всем остальным цивилизованным миром использует сегодня, был введен в 1873 году, сразу после

Из книги Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX-XX веков автора Андреевский Георгий Васильевич

Из книги От Эдо до Токио и обратно. Культура, быт и нравы Японии эпохи Токугава автора Прасол Александр Федорович

Из книги Повседневная жизнь современного Парижа автора Семенова Ольга Юлиановна

Семенова О. Ю. Повседневная жизнь современного Парижа Моей

Из книги Эллинистическая цивилизация автора Шаму Франсуа

Из книги Аристократия в Европе, 1815–1914 автора Ливен Доминик

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Повседневная жизнь сюрреалистов. 1917-1932 автора Декс Пьер

Пьер Деке Повседневная жизнь сюрреалистов. 1917–1932 Сюрреализм открывает двери грезы всем тем, для кого ночь слишком скупа. Сюрреализм - это перекресток чарующих сновидений, но он еще и разрушитель цепей… Революция… Революция… Реализм - это подрезать деревья,