100 1 что растет лесу. Конспект занятия «Что растет в лесу


(НОД с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру)

Подготовила воспитатель «Атемарского д/с №1 «Теремок» Глазкова И.В.

Цель:

Углубить и обобщить представления о лесе. В лесу растут разные растения, живут разные животные. Все нужны друг другу.

Задачи:

Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе осознания, зависимости, жизнедеятельности живых существ от условий среды и обитания.

Формировать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять и отстаивать свои мысли.

Воспитывать интерес к жизни растений, животных в лесу, понимая необходимость сохранять целостность среды для сохранения их жизни.

Материал:

изображение леса (этажи), прорези или кармашки для размещения животных, деревья для леса, кусты, травянистые растения, мох, ягодные кустарники; животные (звери, птицы, насекомые, лягушки и муравьи).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет. /Весна./

Воспитатель: А какое время года сейчас, месяц, который он по счету? Как называют весну? /Весна. Третий месяц. Весну называют утром года./

Воспитатель: Правильно. Весной все просыпается в природе, как после сна.

А теперь послушайте, о чем идет речь в данной загадке:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой.

Таню - костяникой.

Машеньку - орешком.

Петю - сыроежкой.

Васю - хворостинкой. / Лес./

Появляется Незнайка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Кто к нам идет?

Незнайка, ты к нам спешишь в гости?

Незнайка: Нет, я сегодня тороплюсь в лес.

Воспитатель: Ну, и куда ты пойдешь?

Незнайка: Наверное, за зданием детского сада, там лес.

Воспитатель: Нет там леса. Ребята, вы видели за детским садом лес?

А почему это не лес? (Высказывания детей по этому вопросу).

Воспитатель: Надо рассказать Незнайке, что такое лес, иначе он не туда пойдёт.

II часть.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут в лесу?

ответы детей: (Липа, береза, осина, ель, сосна, клен, орешник, дуб, вяз)

Воспитатель: А как отличить деревья друг от друга?

Дети: У липы ствол черный, у березы - белый, листочки мелкие с зубцами.

У осины ствол серо-зелёный; листочки круглые, с одной стороны светлее, с другой - тёмные

Воспитатель: А какое дерево называют сладким? (Липу).

Выберите картинки и поставьте их... Ну, что? Получился у нас лес? Почему не получился?

Дети: Надо, чтобы и кустарники росли.

Воспитатель: Почему нужны кусты? Почему они растут с деревьями в лесу? Выберите кусты и поставьте рядом с деревьями. Что еще растет в лесу?

Дети: Грибы, ягоды, цветы.

Воспитатель: Почему травы так много в лесу? Зачем мох?.. Найдите картинки и поставьте.

Незнайка: Какой красивый лес получился? Чисто, хорошо!

Воспитатель: Дети, а вы как думаете, получился лес? А почему нет?

Дети: Нужны насекомые.

Воспитатель: Выберите насекомых и поселите их. Расскажите Незнайке, где они живут и почему?

Дети находят короеда, комаров, мух, божьих коровок и др.

Незнайка: Ну, наконец-то и получился лес. Растения разные, насекомые, больше никого не надо.

Воспитатель: Ребята, а может быть и прав Незнайка? Может, никого и не надо больше в лесу? Как вы думаете, что будет с лесом, если будут жить только насекомые?

Дети: Они съедят лес.

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Надо поскорей поселить птиц.

Воспитатель: Хорошо. Но, прежде чем расселить птиц, поиграем в "Кузнечики"

Физминутка.

Поднимайте плечики (энергичные движения плечами).

Прыгайте, кузнечики (прыжки).

Прыг-скок, прыг-скок...

Сели (приседания)

Травушку покушали,

Тишину послушали.

После игры дети расселяют птиц.

Воспитатель: А кто знает загадки о птицах?

O тветы детей.

Воспитатель: Что такое лес?

Дети обобщают.

Воспитатель: Ребята, а о ком мы с вами забыли? Кто еще живет в лесу, кроме птиц и насекомых?

Дети: Звери.

Воспитатель. А какие звери живут в лесу? (Дети перечисляют). Kmо знает о животных загадки, стихи?

Чтение стихов, отгадывание загадок.

Воспитатель: А вот вам хитрая задача.

I. У животного по 2 правые,

2 левые ноги,

2 ноги спереди, 2 - сзади.

Сколько ног у животного? / Четыре./

Какой хищник любит малину? / Медведь./

Воспитатель:

2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу на зиму?

3. Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод).

Каких зверей называют косой, косолапый, сохатый? (Заяц, медведь, лось)

А нужны ли нам дикие звери, есть ли от них польза или они приносят вред?

Дети: Они красивые, волк в лесу как санитар, без них было бы в лесу пусто, paзвелось бы в лесу много мышей, больных зверей и т.д.

Воспитатель: Ребята, Давай те поиграем в "Медвежат".

Медвежата в роще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили.

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Игра: «Кто лишний?»

Незнайка: Вы говорите, что все в лесу нужны. А я всё равно в лес не пойду, там деревьев много.

Воспитатель: Ребята, может ли быть лес без деревьев? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, что такое лес? Ответы детей

Решение кроссворда "Дары леса".

Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое лес и что он дарит людям, животным?

Незнайка: Все понял, только в лес и всё равно не пойду. Что там хорошего?

Воспитатель: Дети, так ли это? Почему люди ходят в лес? Чем можно полюбоваться в лесу? Почему в лесу так хорошо?

Дети: В лесу дышится легко, т.к. растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Поют птицы, пахнет цветами, есть ягоды, очень красиво.

Воспитатель: А какие поговорки и пословицы вы знаете о лесе?

1. Лес - богатство и краса. Береги свои леса.

2. Много леса - не губи. Мало леса - береги. Нет леса - посади.

Воспитатель: А какие правила вежливого поведения в лесу ты знаешь?

Дети: - Не калечить деревья, не ломать ветки, ни травинку, ни лист, ни цветочка зря не рвать. Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Звери всякие нужны. Каждый из них делал в природе свое полезное дело.

Если увидишь мусор, надо подобрать.

Ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, нечаянно не наступить на жуков, муравьев.

Воспитатель: Вы рассказали, что все в природе необходимо, нельзя обижать ни больших зверей, ни маленьких муравьев. Вот давайте и послушаем песню:

"Не обижайте муравья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО РАСТЁТ И КТО ЖИВЕТ В ЛЕСУ.

(НОД с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру)

Подготовила воспитатель «Атемарского д/с №1 «Теремок» Глазкова И.В.

Цель:

Углубить и обобщить представления о лесе. В лесу растут разные растения, живут разные животные. Все нужны друг другу.

Задачи:

Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе осознания, зависимости, жизнедеятельности живых существ от условий среды и обитания.

Формировать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять и отстаивать свои мысли.

Воспитывать интерес к жизни растений, животных в лесу, понимая необходимость сохранять целостность среды для сохранения их жизни.

Материал:

изображение леса (этажи), прорези или кармашки для размещения животных, деревья для леса, кусты, травянистые растения, мох, ягодные кустарники; животные (звери, птицы, насекомые, лягушки и муравьи).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет. /Весна./

Воспитатель: А какое время года сейчас, месяц, который он по счету? Как называют весну? /Весна. Третий месяц . Весну называют утром года./

Воспитатель: Правильно. Весной все просыпается в природе, как после сна.

А теперь послушайте, о чем идет речь в данной загадке:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой.

Таню - костяникой.

Машеньку - орешком.

Петю - сыроежкой.

Васю - хворостинкой. / Лес./

Появляется Незнайка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Кто к нам идет?

Незнайка, ты к нам спешишь в гости?

Незнайка: Нет, я сегодня тороплюсь в лес.

Воспитатель: Ну, и куда ты пойдешь?

Незнайка: Наверное, за зданием детского сада, там лес.

Воспитатель: Нет там леса. Ребята, вы видели за детским садом лес?

А почему это не лес? (Высказывания детей по этому вопросу).

Воспитатель: Надо рассказать Незнайке, что такое лес, иначе он не туда пойдёт.

II часть.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут в лесу?

ответы детей: (Липа, береза, осина, ель, сосна, клен, орешник, дуб, вяз)

Воспитатель: А как отличить деревья друг от друга?

Дети: У липы ствол черный, у березы - белый, листочки мелкие с зубцами.

У осины ствол серо-зелёный; листочки круглые, с одной стороны светлее, с другой - тёмные

Воспитатель: А какое дерево называют сладким? (Липу).

Выберите картинки и поставьте их... Ну, что? Получился у нас лес? Почему не получился?

Дети: Надо, чтобы и кустарники росли.

Воспитатель: Почему нужны кусты? Почему они растут с деревьями в лесу? Выберите кусты и поставьте рядом с деревьями. Что еще растет в лесу?

Дети: Грибы, ягоды, цветы.

Воспитатель: Почему травы так много в лесу? Зачем мох?.. Найдите картинки и поставьте.

Незнайка: Какой красивый лес получился? Чисто, хорошо!

Воспитатель: Дети, а вы как думаете, получился лес? А почему нет?

Дети: Нужны насекомые.

Воспитатель: Выберите насекомых и поселите их. Расскажите Незнайке, где они живут и почему?

Дети находят короеда, комаров, мух, божьих коровок и др.

Незнайка: Ну, наконец-то и получился лес. Растения разные, насекомые, больше никого не надо.

Воспитатель: Ребята, а может быть и прав Незнайка? Может, никого и не надо больше в лесу? Как вы думаете, что будет с лесом, если будут жить только насекомые?

Дети: Они съедят лес.

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Надо поскорей поселить птиц.

Воспитатель: Хорошо. Но, прежде чем расселить птиц, поиграем в "Кузнечики"

Физминутка.

Поднимайте плечики (энергичные движения плечами).

Прыгайте, кузнечики (прыжки).

Прыг-скок, прыг-скок...

Сели (приседания)

Травушку покушали,

Тишину послушали.

После игры дети расселяют птиц.

Воспитатель: А кто знает загадки о птицах?

Oтветы детей.

Воспитатель: Что такое лес?

Дети обобщают.

Воспитатель: Ребята, а о ком мы с вами забыли? Кто еще живет в лесу, кроме птиц и насекомых?

Дети: Звери.

Воспитатель. А какие звери живут в лесу? (Дети перечисляют). Kmо знает о животных загадки, стихи?

Чтение стихов, отгадывание загадок.

Воспитатель: А вот вам хитрая задача.

I. У животного по 2 правые,

2 левые ноги,

2 ноги спереди, 2 - сзади.

Сколько ног у животного? / Четыре./

Какой хищник любит малину? / Медведь./

Воспитатель:

2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу на зиму?

3. Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод).

Каких зверей называют косой, косолапый, сохатый? (Заяц, медведь, лось)

А нужны ли нам дикие звери, есть ли от них польза или они приносят вред?

Дети: Они красивые, волк в лесу как санитар, без них было бы в лесу пусто, paзвелось бы в лесу много мышей, больных зверей и т.д.

Воспитатель: Ребята, Давай те поиграем в "Медвежат".

Медвежата в роще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили.

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Игра: «Кто лишний?»

Незнайка: Вы говорите, что все в лесу нужны. А я всё равно в лес не пойду, там деревьев много.

Воспитатель: Ребята, может ли быть лес без деревьев? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, что такое лес? Ответы детей

Решение кроссворда "Дары леса".

Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое лес и что он дарит людям, животным?

Незнайка: Все понял, только в лес и всё равно не пойду. Что там хорошего?

Воспитатель: Дети, так ли это? П очему люди ходят в лес? Чем можно полюбоваться в лесу? Почему в лесу так хорошо?

Дети: В лесу дышится легко, т.к. растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Поют птицы, пахнет цветами, есть ягоды, очень красиво.

Воспитатель: А какие поговорки и пословицы вы знаете о лесе?

1. Лес - богатство и краса. Береги свои леса.

2. Много леса - не губи. Мало леса - береги. Нет леса - посади.

Воспитатель: А какие правила вежливого поведения в лесу ты знаешь?

Дети: - Не калечить деревья, не ломать ветки, ни травинку, ни лист, ни цветочка зря не рвать. Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Звери всякие нужны. Каждый из них делал в природе свое полезное дело.

Если увидишь мусор, надо подобрать.

Ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, нечаянно не наступить на жуков, муравьев.

Воспитатель: Вы рассказали, что все в природе необходимо, нельзя обижать ни больших зверей, ни маленьких муравьев. Вот давайте и послушаем песню:

"Не обижайте муравья".


Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

ЧТО РАСТЁТ И КТО ЖИВЕТ В ЛЕСУ.

Программное содержание .

1. Углубить и обобщить представления о лесе. В лесу растут разные растения, живут разные животные. Все нужны друг другу.

2. Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе осознания, зависимости, жизнедеятельности живых существ от условий среды и обитания.

3. Формировать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять и отстаивать свои мысли.

4. Воспитывать интерес к жизни растений, животных в лесу, понимая необходимость сохранять целостность среды для сохранения их жизни.

Материал; изображение леса (этажи), прорези или кармашки для размещения животных, деревья для леса, кусты, травянистые растения, мох, ягодные кустарники; животные (звери, птицы, насекомые, лягушки и муравьи).

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет. /Весна./

Воспитатель: А какое время года сейчас, месяц, который он по счету? Как называют весну? /Весна. Третий месяц. Весну называют утром года./

Воспи т атель : Правильно. Весной все просыпается в природе, как после сна.

А теперь послушайте, о чем идет речь в данной загадке:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой.

Таню - костяникой.

Машеньку - орешком.

Петю - сыроежкой.

Васю - хворостинкой. / Лес./

Появляется Незнайка.

Воспитатель : Ребята, посмотрите. Кто к нам идет?

Незнайка, ты к нам спешишь в гости?

Незнайка : Нет, я сегодня тороплюсь в лес.

Воспитатель : Ну, и куда ты пойдешь?

Незнайка : Наверное, за зданием детского сада, там лес.

Воспитатель : Нет там леса. Ребята, вы видели за детским садом лес?

А почему это не лес? (Высказывания детей по этому вопросу).

Воспитатель : Надо рассказать Незнайке, что такое лес, иначе он не туда пойдёт.

Воспитатель : Ребята, а какие деревья растут в лесу?

ответы детей : (Липа, береза, осина, ель, сосна, клен, орешник, дуб, вяз)

Воспитатель : А как отличить деревья друг от друга?

Дети : У липы ствол черный, у березы - белый, листочки мелкие с зубцами.

У осины ствол серо-зелёный; листочки круглые, с одной стороны светлее, с другой - тёмные

Воспитатель : А какое дерево называют сладким? (Липу).

Выберите картинки и поставьте их... Ну, что? Получился у нас лес? Почему не получился?

Дети : Надо, чтобы и кустарники росли.

Воспитатель : Почему нужны кусты? Почему они растут с деревьями в лесу? Выберите кусты и поставьте рядом с деревьями. Что еще растет в лесу?

Доги : Грибы, ягоды, цветы.

Воспитатель : Почему травы так много в лесу? Зачем мох?.. Найдите картинки и поставьте.

Незнайка : Какой красивый лес получился? Чисто, хорошо!

Воспитатель : Дети, а вы как думаете, получился лес? А почему нет?

Дети : Нужны насекомые.

Воспитатель : Выберите насекомых и поселите их. Расскажите Незнайке, где они живут и почему?

Дети находят короеда, комаров, мух, божьих коровок и др.

Незнайка : Ну, наконец-то и получился лес. Растения разные, насекомые, больше никого не надо.

Воспитатель : Ребята, а может быть и прав Незнайка? Может, никого и не надо больше в лесу? Как вы думаете, что будет с лесом, если будут жить только насекомые?

Дети : Они съедят лес.

Воспитатель : Что же делать?

Дети : Надо поскорей поселить птиц.

Воспитатель : Хорошо. Но, прежде чем расселить птиц, поиграем в "Кузнечики" Физминутка .

Поднимайте плечики (энергичные движения плечами).

Прыгайте, кузнечики (прыжки).

Прыг-скок, прыг-скок...

Сели (приседания)

Травушку покушали,

Тишину послушали.

После игры дети расселяют птиц.

Воспитатель: А кто знает загадки о птицах?

O тветы детей.

Воспитатель : Что такое лес?

Дети обобщают.

Воспитатель : Ребята, а о ком мы с вами забыли? Кто еще живет в лесу, кроме птиц и насекомых?

Дети: Звери.

Воспитатель . А какие звери живут в лесу (Дети перечисляют). Kmо знает о животных загадки, стихи?

Чтение стихов, отгадывание загадок.

Воспитатель : А вот вам хитрая задача.

I. У животного по 2 правые,

2 левые ноги,

2 ноги спереди, 2 - сзади.

Сколько ног у животного? / Четыре./

Какой хищник любит малину? / Медведь./

Воспитатель :

2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу на зиму?

3. Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод).

Каких зверей называют косой, косолапый, сохатый? (Заяц, медведь, лось)

А нужны ли нам дикие звери, есть ли от них польза или они приносят вред?

Дети: Они красивые, волк в лесу как санитар, без них было бы в лесу пусто, paзвелось бы в лесу много мышей, больных зверей и т. д.

Воспитатель : Ребята, Давай го поиграем в "Медвежат".

Медвежата в роще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили.

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Игра : « Кто лишний

Незнайка : Вы говорите, что все в лесу нужны. А я всё равно в лес не пойду, там деревьев много.

Воспитатель : Ребята, может ли быть лес без деревьев? Ответы детей

Воспитатель : Ребята, расскажите Незнайке, что такое лес? Ответы детей

Решение кроссворда "Дары леса".

Воспитатель : Незнайка, ты понял, что такое лес и что он дарит людям, животным?

Незнайка : Все понял, только в лес и всё равно не пойду. Что там хорошего?

Воспитатель : Дети, так ли это? Почему люди ходят в лес? Чем можно полюбоваться в лесу? Почему в лесу так хорошо?

Дети : В лесу дышится легко, т. к. растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Поют птицы, пахнет цветами, есть ягоды, очень красиво.

Воспитатель : А какие поговорки и пословицы вы знаете о лесе?

1. Лес - богатство и краса. Береги свои леса.

2. Много леса - не губи. Мало леса - береги. Нет леса - посади.

Воспи тател ь : А какие правила вежливого поведения в лесу ты знаешь?

Дети : - Не калечить деревья, не ломать ветки, ни травинку, ни лист, ни цветочка зря не рвать. Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Звери всякие нужны. Каждый из них делал в природе свое полезное дело.

Если увидишь мусор, надо подобрать.

Ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, нечаянно не наступить на жуков, муравьев.

Воспитатель : Вы рассказали, что все в природе необходимо, нельзя обижать ни больших зверей, ни маленьких муравьев. Вот давайте и споем об этом песню

Песня "Не обижайте муравья".

Игра: « Старичок – годовичок»

Ведущая выбирает старичка – годовичка:

Начинаем мы играть.

Ты скорей выходи

И нам месяц говори:

На кого показывает, тот называет месяц, например: «Сентябрь».

Игру продолжает ребёнок:

«Я старик – годовик

По кругу иду,

Счет месяцам веду»

Старичок – годовичок начинает счёт месяцев, на кого покажет «сентябрь», тот ребёнок рассказывает о себе: «Я, сентябрь, первый осенний месяц, я смотрю, как люди собирают урожай, как птицы собираются в тёплые края…»

Игра продолжается: сентябрь выбирает старичка – годовичка…

Знаем ли мы, что в лесу растет?Казалось бы, очень простой вопрос, но многие совершенно теряются, услышав его. А если усложнить? Например, спросить, какой бывает лес, и какие животные и птицы обитают в каждом из его типов?

После прочтения статьи вы будете знать ответы на многие вопросы о видах леса и его обитателях, а также о растениях и деревьях. А в последнем разделе мы поговорим об опасных обитателях леса.

Что такое лес?

Прежде чем узнать, что в лесу растет, не помешает определить, что же такое лес вообще.

Как только ни именуют лес различные научные источники. И экосистемой, и "местом, и сложным сочетанием различных растений, и "легкими планеты". Какое же название наиболее точное? Все варианты в совокупности дадут наиболее правильный ответ. Попробуем сформулировать определение - это место, в котором растут деревья и травы, живут птицы и животные, насекомые и микроорганизмы. Все они в совокупности составляют сложную экологическую систему, с цепочками питания и совместного обитания на одной территории. Ну а вся эта экосистема в совокупности со множеством таких же действительно является легкими нашей планеты. А какая функция легких? Ответ простой - дышать, обогащать кислородом организм человека или животного. Этим занимаются леса, они очищают загрязненный воздух, высвобождают кислород, что очень ценно и полезно для нас с вами. Замечали ли вы, какой чистый и свежий воздух в лесу? Как приятно и легко там дышать? Поэтому прогулки в лесу так полезны в наше время развития промышленности и химических отраслей.

Какие бывают леса?

Что в лесу растет, зависит еще и от вида леса. Выбрать какой-то один признак для классификации непросто, так как природа любит разнообразие. Можно разделить леса по месту их "обитания" на восточные, южные или экваториальные, а можно по их сезонному "поведению", например:

  • Вечнозеленые (леса, деревья в которых меняют свои листья подобно человеческому волосу - слабые опадают, а на их месте вырастают новые).
  • Листопадные (те, листья которых опадают на зиму, а весной вырастают новые).
  • Хвойные (те, в которых растут хвойные деревья - ели и кедры, сосны и кипарисы).
  • Смешанные, или полулистопадные.

Мы с вами будем говорить о лиственных и хвойных лесах, а также расскажем про сосновый бор и его обитателей. В каждом лесу свои растения и, соответственно, жители. Флора (то есть растительный мир) тоже уникальна для каждого вида.

Обитатели и растения хвойного леса

Часто называют тайгой. Это суровые вечнозеленые таежные дома для множества животных. Обитают тут животные с роскошным мехом. Иначе они бы просто замерзли, так как зима в тайге очень долгая, снежная и суровая, а лето хоть и теплое, но достаточно короткое.

Здесь, на заснеженных ветках елей и кедров можно увидеть шишкаря (что получил свое название потому, что питается шишками, раскалывая их своим необычным клювом наперекрест) и больших глухарей с огромными перьями. Из небольших зверушек здесь живут пушистые бурундуки и горностаи, безумно красивые соболя, чей мех всегда очень высоко ценился. Обитает в таежных лесах красавица-рысь, громадный бурый медведь и большие лоси, а также довольно редкая росомаха.

Растительный мир таежных лесов небогат. Верхний ярус составляют хвойные деревья - величественные кедры и кипарисы, можжевельники, лиственницы и сосны. И, конечно же, ели. Елочка в лесу, из известной песенки, скорее всего, родилась именно в такой вот тайге.

Из трав здесь растет не много видов, и их, чаще всего, в других лесах не найти. Все потому, что верхний ярус леса очень высок и пропускает мало солнечного света, поэтому выживает в этих условиях разве что неприхотливый мох да лишайник разных видов. Отдельное внимание стоит уделить мхам, здесь их много, они роскошны и разнообразны и кормят своими сочными стеблями многих животных даже зимой, прекрасно чувствуя себя даже под заледенелым снегом.

Кто живет в сосновом бору?

Сосновый бор - лес? Да, это лес, в котором преобладают сосны. По своему наполнению эти леса похожи на таежные. Кроме сосны здесь растут черемша и черемуха, осина и голубика, которую еще называют черной малиной. Хвойно-лиственный лес - второе название смешанного соснового бора.

Сосны в таких лесах растут очень высокими и стройными. Обусловлено это тем, что они, как и любое дерево, стремятся к солнечному свету, и вытягиваются вверх, чтобы пробиться к теплым лучам мимо крон своих собратьев.

Сосновый бор богат грибами, которые прекрасно себя чувствуют на почве, щедро сдобренной опавшей хвоей. Под высокими деревьями в нежной травушке прячутся грузди и опята, маслята и подберезовики.

К сожалению, чистые не слишком богаты обитателями, потому что для них здесь мало кормов. А вот в живет множество зайцев, кабанов и лисиц. Косули и лоси тоже находят здесь себе неплохой дом. Кроме того, мы можем увидеть между соснами серьезных ежей и быстрых как молнии куниц.

Кого можно увидеть в лиственном лесу?

Лиственный лес - это тот, в котором преобладают деревья и кустарники лиственных пород. Также такой лес можно назвать листопадным, потому что к зиме листья его опадают, а весной вырастают новые.

Растения, растущие в лесу (травы, цветы, ягоды), составляют его нижний ярус. Средний ярус - это кусты, а высокий - деревья. В основном это ясени и вязы, дубы и липы, березы и ольха.

В траве (нижнем ярусе) и почве обитает множество мелких насекомых и их личинок, а также вездесущие мыши.

Животный мир лиственных лесов не очень разнообразен, но интересен. Составляют его колючие ежики, быстрые белки, лисы и волки, дикие кабаны и лоси, лесные куницы и бурундуки, барсуки и хорьки. В высоких кронах деревьев вьют свои гнезда дятлы и щеглы, соловьи и чижики.

Растут здесь названия и описание которых стоит знать, чтобы случайно не сорвать несъедобную ягодку и не отравиться. Съедобные здесь брусника и земляника, также можно найти чернику и уже не в траве, а на низкорослых кустах ежевику и рябину.

Составляют лиственные леса около 25 % всех лесов Европы, что совсем не мало.

Осенний лес и зимний лес

Осень и зима - немного грустное время для леса и его обитателей. Осенью запасливые зверьки собирают запасы, которые помогут им выжить зимой. Например, белочки запасают орехи, мыши сносят в норы зерна, животные, которые будут впадать в спячку, нагуливают жир, то есть усиленно питаются - с запасом. Это поможет не отощать им долгие три месяца, пока они будут спать в своих "домах".

Осень - пора сбора урожая. Грибы и корешки, растения для гербариев и полезные, лечебные травы и листья, орехи, желуди и шишки - все это "богатство" дозревает осенью.

Лес зимой суров и молчалив. Не слышно певчих птиц, они улетели на юг и вернутся только весной. Не шумит листва, разве что под ногами шелестят опавшие листья. Пения птиц не слышно, большинство из них до наступления холодов улетели в теплые края.

Грибы, ягоды и прочее лесное добро зимой, конечно, не найти, но подышать морозным воздухом, насладиться зимней прогулкой, полюбоваться деревьями в серебряном инее очень приятно, да и полезно.

Весна и лето в лесу

Весна и лето - лучшее время для леса.

Весна в лесу - это период пробуждения от зимнего сна и восстановления природы. К тому же именно весной, когда еще не распустились полностью листья, можно хорошо рассмотреть особенности растений и кустов. Внимание тех, кому интересна природа, могут привлечь почки. На разных деревьях они могут быть разной степени зрелости. То есть на более ранних деревьях мы можем увидеть нежные листики в зародыше, а на еще "спящих" - тугие темные почки. К тому же когда ветки совсем голые, больше шансов увидеть интересных, но очень осторожных лесных обитателей.

Собирать в весеннем лесу еще, конечно, нечего. Но это касается ягод, грибов. А вот полезные коренья и растения для пересадки выкапывать вполне можно.

Животные весной тоже начинают новый цикл жизни. Некоторые выходят из зимней спячки (медведи, ежи), другие ищут себе пару для продолжения рода. Возвращаются из теплых стран перелетные птицы, и весенний молодой лес медленно наполняется птичьими трелями.

Летний лес предстает перед нами во всей своей красе и богатстве убранства. Шуршат в траве мышки-полевки, по стебелькам ползают трудолюбивые муравьи, а над головой пролетают сердитые и занятые своими делами жучки и шмели. Уже дозревают в траве, краснея, будто драгоценный рубин, ягодки земляники. Летний лес прекрасен.

Что дает нам лес?

То, что в лесу растет, может быть весьма полезным и вкусным.

Расскажем о полезных дарах каждого из рассмотренных нами видов леса.

Лиственный лес дает много видов съедобных грибов. Есть в нем и несъедобные, поэтому нужно быть осторожным, и не собирать грибы, если плохо знаете их.

Ягоды в лиственном лесу тоже есть. Весной и летом это земляника, осенний лес угощает спелой ежевикой и очень полезным шиповником. К осени спеют также лесные орехи - вкусное и, к сожалению, уже довольно редкое лакомство.

Ну и, конечно, лекарственные растения, например, тысячелистник, пустырник.

Таежный лес (или хвойный) богат кедровыми орешками. Они очень вкусные, легко усваиваются и богаты питательными веществами.

Сосновый бор дает нам такие ценные и полезные растения, как тимьян (именно из него делают вкусную и эффективную микстуру от кашля) и кладония, которую называют еще оленьим лишайником.

Опасные жители леса

Несмотря на красоту леса, не стоит забывать, что здесь может быть и опасно. Прежде чем отправится в лес, стоит узнать о возможных опасностях.

  • Змеи. Эти опасные пресмыкающиеся таят в себе серьезную угрозу здоровью нерадивых гостей. Есть они почти в каждом из видов леса. Поэтому, если вы собрались в лес, обязательно позаботьтесь о закрытой обуви из плотных материалов. Она убережет ваши ноги не только от возможного укуса змеи, но и от проколов и царапин острыми веточками.
  • Пауки. Они, как и змеи, тоже обитают практически везде. Лучшая защита от них - ваша осторожность. Обходите стороной большие кружева из паутины.
  • Клещи. Они могут быть очень опасными и не только доставить неприятные ощущения, но и нанести серьезный вред вашему здоровью. Все потому, что некоторые из них могут быть переносчиками страшного заболевания - энцефалита. Поэтому лучше, собираясь на лесную прогулку, надеть закрытую натуральную одежду, а дома внимательно осмотреть себя и своих близких на наличие клещей. Если это вредное насекомое обнаружено, необходимо обратиться к доктору. Он удалит клеща, а его тельце отправит на экспертизу, чтобы убедиться, не является ли он энцефалитным.
  • Комары. Оказывается, комары тоже могут наносить вред здоровью. Даже если у вас нет аллергии на их укусы, лучше обработать открытые участки тела (лицо, кисти рук) специальными спреями или кремами.
  • Дикие пчелы и осы представляют опасность в период образования роев или при случайном или умышленном разрушении их гнезд. В целях безопасности также лучше пользоваться перед походом в лес специальными средствами.
  • Несъедобные грибы погубили много жизней неосторожных грибников. А те, которые выжили после случайного употребления их в пищу, вряд ли могут похвастаться хорошим здоровьем. Не собирайте грибы, если плохо разбираетесь в их видах, и помните, что даже съедобные виды могут быть ядовитыми, если вы сорвете их в загрязненных отходами местах или вблизи оживленных дорог.
  • Ядовитые растения. Кроме грибов, в лесу вы можете встретиться с Например, растут у нас красивые и аппетитные на вид «волчьи ягоды». Есть их, несмотря на внешнюю привлекательность нельзя, так как это чревато серьезным отравлением и интоксикацией организма.
  • Кабаны. Дикие кабаны - очень опасные животные. Особенно агрессивными могут быть самки, которые защищают своих поросят. Если увидели кабаний выводок в лесу, оптимальный вариант или бегство, или высокое дерево, что послужит защитой от разъяренной мамочки.
  • Хищники. Хищные животные обитают не во всех лесах. Поэтому особо останавливаться на них не будем. Скажем лишь, что в лес, где обитают хищники лучше не ходить ночью, потому что именно в это время суток они предпочитают охотиться.

В заключение

Лес - это богатство земли, которое трудно переоценить. Он дает нам много полезных растений, ягод и грибов. Также это дом многих обитателей: животных и птиц, насекомых и микроорганизмов.

Существует несколько видов леса: наиболее популярные в наших широтах лиственные, хвойные (которые часто называют тундрой) и смешанные. В каждом из них обитают свои жители, которым комфортно именно в данных условиях.

Лес в разные времена года меняет свой образ жизни. Так, лес зимой прекрасен и наполнен сказочным очарованием, а летом - пением птиц и вкусными ягодами.

Несмотря на очарование леса, поджидать неосторожных путешественников в нем могут и опасности. Это как ядовитые растения, так и змеи или насекомые. Собираясь на прогулку, стоит внимательно отнестись к своей одежде и обуви, при необходимости пользуйтесь репеллентами. Это поможет сохранить здоровье и убережет от многих неприятнотей.

Лес - это легкие земли, он очищает воздух, что очень полезно. Проводите больше времени в лесу, на пикниках или прогулках - и это положительно отразится не только на вашем здоровье, но и на настроении. Но не забывайте и о правилах поведения. Не ломайте молодые деревья, не разрушайте муравейники и птичьи гнезда и, что очень важно, не оставляйте после своей прогулки горы мусора. Это не только некрасиво, но и опасно для многих обитателей леса, что могут пораниться о банки и бутылки или съесть целлофановые обертки и погибнуть. Уважайте и любите природу, если хотите, чтобы ваша жизнь была здоровой.

Что в лесу растет

Под побочным пользованием лесами понимают все пользования, которые не связаны с длительным плановым промышленным и сельскохозяйственным использованием земель лесного фонда. К ним относятся пастьба скота и сенокошение, сбор грибов, ягод, лесных плодов, лекарственных и технических растений, мха, подстилки, добыча поверхностных залежей торфа, песка, камня, глины и других общераспространенных ископаемых непромышленного значения.

Народнохозяйственное значение побочного пользования очень велико. Об этом можно судить по такой цифре: стоимость ежегодно используемых в нашей стране побочных продуктов леса превышает 1 миллиард рублей. Особенно важное значение эти продукты имеют для колхозов и совхозов, для всех сельских жителей. Пользуясь близостью лесов, они имеют возможность за счет лесных угодий пополнить фуражный фонд, заготовить к зиме всевозможные лесные ягоды, орехи, плоды, грибы и таким образом обеспечить себе не только вкусное и разнообразное питание, но пользоваться почти в течение всего года даровыми природными витаминами.

Возьмем, к примеру, пастьбу скота и сенокошение. В лесах нашей страны пастьба скота и сенокошение производятся на площади, превышающей 50 миллионов гектаров. Даже при самой низкой урожайности лесные сенокосные и пастбищные угодья могут служить солидным источником пополнения грубых кормов. Лесное разнотравье заключает в себе сложный букет вкусовых и ароматических веществ, и животные обычно охотно поедают лесное сено и траву. Правда, в затененных местах в лесу попадаются вредные и ядовитые травы - папоротник, хвощ, купена, вороний глаз и др. Выпасать скот и косить сено в таких местах не следует.

Пастьба скота и сенокошение в лесу требуют соблюдения определенных правил, так как беспорядочное проведение их может нанести серьезный урон лесному хозяйству. Животные вытаптывают лесную подстилку, сильно утрамбовывают почву под деревьями. А излишне уплотненная почва плохо впитывает влагу, не пропускает воздух к корням, и деревья слабо растут на таких участках.

Вот почему на пастбищное, сенокосное и другие побочные пользования в лесах лесхозы, леспромхозы или лесничества выдают билеты, как правило сроком на один сезон. А есть районы, где пастьба скота в лесах вообще запрещена. Например, в Московской области пастьба запрещена специальным постановлением облисполкома. Но сено косить здесь можно. Лесные сенокосы при умелом их использовании, особенно в районах с ограниченными естественными кормовыми угодьями, могут существенно пополнить фуражный фонд колхозов и совхозов.

В лесах государственного лесного фонда в отдельных случаях разрешается временное использование свободных земель для выращивания некоторых, главным образом зерновых, культур.

В колхозных и совхозных лесных угодьях выгодно развивать лесное пчеловодство, или бортничество. Мед диких пчел при этом можно получать при наименьших материальных затратах.

Наличие в наших лесах таких обильных медоносов, как липа, клен, осина и другие древесные породы, при правильном их использовании может способствовать и развитию пасечного пчеловодства. К сожалению, эти дары леса также не используются в должной мере.

Грибы, орехи, дикорастущие плоды и ягоды, собираемые в лесу, заготовка лекарственного сырья, а также мха, дубильных материалов, смол (живица) и, наконец, семян древесных пород для новых посевов леса и полезащитных полос тоже могут принести доходы многим колхозам и совхозам. В нашей стране только дикие плодовые насаждения занимают около 7 миллионов гектаров, а площадь ягодников практически сосчитать невозможно. При правильной постановке дела хозяйства могли бы ежегодно получать около 10 миллионов тонн дикорастущих лесных плодов и ягод. Фактически же они не собирают и десятой части этого количества.

Дикорастущая плодово-ягодная и ореховая флора наших лесов чрезвычайно разнообразна. Лесные плоды и ягоды содержат сахар, кислоты, ароматические и дубильные вещества, витамины и поэтому имеют большое значение для здоровья человека. Они широко применяются в медицине.

В необъятных лесах России произрастает немало разновидностей орехоплодных деревьев и кустарников. Сбор орехов в некоторых местах представляет собой специальный вид промысла. Например, в районах Сибири, где организован сбор кедровых орехов, с каждого гектара таких насаждений получают около тонны продукции. В кедровых орехах содержится более 60 процентов жира, много белков, углеводов и витаминов. Масло из этих орехов относится к числу лучших растительных масел, оно широко применяется в кондитерской, парфюмерной и фармацевтической промышленности.

В лесах Средней Азии, Кавказа, Крыма имеются заросли дикого миндаля, фисташки, каштана, грецкого ореха, вкус и питательная ценность которых хорошо известны повсюду. Грецкие орехи, например, содержат много жира, они вкусны, высокопитательны, полезны для здоровья.

В лесах нечерноземной зоны можно встретить заросли орешника (лещина). По вкусовым достоинствам плоды лещины не уступают культурному ореху, известному под названием "фундук".

Лещина относится к семейству березовых. Известно около 20 видов лещины, но наибольшее распространение в нашей зоне получила лещина обыкновенная, или лесной орех.

Лещина предпочитает влажные плодородные почвы, хорошо растет на серых лесных суглинках и черноземах. Плохо развивается на южных черноземах и каштановых почвах. Не выносит заболачивания, зато мирится с сухостью почвы.

Лещина теневыносливая порода и поэтому очень хороша как подлесок в дубовых, буковых, хвойных и смешанных лесах. В качестве подлеска ее высаживают при создании защитных лесных полос, а также сажают по берегам балок и оврагов, используют при облесении водоемов.

В условиях Нечерноземья орехи лещины созревают в конце августа. Ядро ореха содержит до 70 процентов жира, около 22 процентов белка, витамины А, Б, Е, соли железа и кальция.

Урожай орехов лещины в отдельные годы превышает 3 тонны с гектара. Употребляются эти орехи в свежем виде, а также в качестве вкусовых добавок в различные кондитерские изделия. Масло из орехов лещины обладает приятным ароматом и высокими вкусовыми качествами, а жмых используется для приготовления халвы. Листья и кора лещины также идут в дело. Из коры изготовляют желтую краску для кожевенного производства.

Природа щедро наделила наши леса дикорастущими плодовыми деревьями и ягодными кустарниками: их насчитывается около 50 наименований. Большие массивы кавказских, крымских и среднеазиатских лесов занимают дикая яблоня, груша, алыча, кизил, шелковица, терновник. Родоначальница абрикоса - дикая желтая слива - издавна произрастает в лесах Армении. Латинское название абрикоса - прунус арменика - означает "слива армянская".

В горных лесах Казахстана насчитывается свыше 3 миллионов плодовых деревьев - яблонь, слив, груш и др. Они могли бы составить сырьевую базу для многих консервных и вареневарочных предприятий пашей страны.

Дикорастущие ягодники распространены в лесах начиная от сибирской тайги и до субтропиков Причерноморья, полупустынь Средней Азии. Среди них большие площади занимают дикие земляника и малина, ежевика и смородина, брусника и облепиха, княженика и актинидия, черника и голубика, калина и жимолость, барбарис и кизил, ирга, черная бузина, костяника.

Много ягод собирают в лесах Нечерноземья. По лесным берегам подмосковных рек Протвы, Оки, Клязьмы, Москвы-реки в середине осени созревает ежевика. Особенно много ее в лесных топях, в замшелых сосняках приозерных пойм Мещерской низины. Разнообразна ягодная растительность Подмосковья на стыках дубрав и сосновых лесов. В дубравах растут светолюбивые костяника и земляника. А в тени сосновых лесов зреют черника, брусника и голубика (гонобобель). Ягоды эти известны своим прекрасным вкусом, ароматом, богатым содержанием различных витаминов.

Много в Подмосковье и соседних с ним областях лесной рябины. Своими цветами и яркими красными плодами рябина оживляет лесные пейзажи, делает яркими и приятными для глаза осенние краски леса. Русский народ любит рябину, воспевает ее в песнях, слагает про нее стихи. Помните, есенинское: "В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть".

У подмосковной рябины обыкновенной (таково ее ботаническое название) есть немало "родственников". На Кавказе, например, тоже растет рябина, только ягоды у нее имеют синеватый оттенок. У камчатской рябины форма листьев такая же, как у бузины, поэтому ее и называют рябиной бузинолистной. У крымской рябины крупные грушевидные плоды. В последние годы приобрела широкую известность садовая черноплодная рябина, и не зря: в ее плодах содержится много витаминов, ценных кислот, сахара и других полезных веществ.

Ягоды рябины, после того как их прихватит слегка морозом, теряют терпкость и горечь, становятся сладкими. Ягоды красной рябины содержат яблочную и лимонную кислоты, витамин С, значительное количество каротина (провитамина А), дубильные вещества.. В семенах рябины содержится около 22 процентов так называемого жирного масла. Жирное масло - это продукт растительного происхождения, сложного химического состава. Такой вид масла отличается легкой усвояемостью организмом, нередко и лечебным действием на него.

К жирным маслам относится масло из подсолнечника, арахиса, сои, маслин, масличного льна, горчицы, грецкого ореха, миндаля, кедровых орехов. Рябиновые жиры причисляют к высшим категориям жирного масла.

Ягоды рябины широко применяются для изготовления кондитерских изделий, некоторых сортов чая и кофе, настоек и наливок и для других целей.

В средней полосе России с плодами рябины "конкурируют" плоды другого дерева - калины. На вид ягоды калины очень красивы: они красные, блестящие, будто лаком покрытые. А осенью у калины и листья становятся багровыми, под масть ягодам. Так и просится это дерево в сады и на бульвары людям глаза радовать.

У калины много полезных качеств. Она раннеспелый медонос, дает хороший взяток нектара; экстракт коры находит применение в медицине: из него изготовляют препарат для остановки внутреннего кровотечения; для лесных птиц калина прекрасный корм в осеннее и зимнее время. Ну и кроме всего, из калины можно изготовить джем, повидло, мармелад, если немного добавить других ягод.

Для приготовления варенья, желе, заменителя чая и кофе пригодны также плоды боярышника, богатые эфирными маслами, лимонной кислотой, каротином, витамином С и некоторыми другими полезными веществами. Сорт культурной рябины был получен И. В. Мичуриным в результате скрещивания обыкновенной рябины с боярышником.

Встречаются в нашей зоне также заросли терновника. Округлые, черные с синеватым налетом плоды-костянки имеют кисловато-сладкий вкус. Терпкие вкусовые качества этой ягоды улучшаются после "прихватывания" заморозком.

Обильно плодоносит в лесах Нечерноземья черемуха.

Далеко не всем известно и такое дикорастущее плодовое дерево (или кустарник), как ирга обыкновенная. В настоящее время две формы этого плодового, медоносного и декоративного растения - иргу овальнолистную и иргу ольхолистную - возделывают как садовую культуру. Но и дикая ирга обыкновенная могла бы стать украшением лесных насаждений и полезащитных полос. Ирга обильно и ежегодно приносит урожай вкусных красновато-фиолетовых плодов. Из них готовят пастилу, желе, повидло. Ирга нетребовательна к почвам, плохо растет только на сильно заболоченных или засоленных землях. Она зимостойка и засухоустойчива. Цветет в конце апреля - мае, а плоды ее в виде небольших яблочек созревают в конце июля - августе.

При хорошей освещенности ирга растет довольно быстро, плодоносить начинает в три-четыре года, К 12-15 годам рост ее замедляется, к этому времени кустарник достигает полного развития.

Идет в дело и серая с красноватыми прожилками древесина ирги. Из нее делают трости, ружейные шомпола и другие мелкие изделия. Кора и листья ирги находят применение в медицине.

К сожалению, лесные богатства нашей страны используются еще плохо. Это относится и к ягодам, и к плодам и к грибам.

В подмосковных лесах насчитывается более 100 видов и разновидностей грибов, которые можно собирать с ранней весны до глубокой осени. Но промышленная заготовка грибов почти не организована. Между тем свежие грибы намного питательнее моркови, капусты, лука, многих других продуктов. Килограмм сушеных белых грибов по калорийности равен 3 килограммам мяса или рыбы, 5 килограммам картофеля. Высококалорийны также соленые грибы.

Богаты грибы белками, жирами, сахарами, солями меди, кальция, фосфора, витаминами А, В 1 , В 2 , С, Д, PP. В грибах содержатся экстрактивные вещества, называемые энзимами. Они-то и придают грибным блюдам аромат, приятный вкус, возбуждают аппетит, способствуют лучшему обмену веществ в нашем организме, укрепляют нервную систему.

Ни конца, ни края нет грибным лесам - горьковским, керженским, чувашским, смоленским, ивановским, московским, рязанским, вятским, брянским и многим, многим другим. Грибы растут даже в полярных тундрах. По расчетам специалистов, ежегодный урожай грибов составляет около 5 миллионов тонн, заготовки же пока ничтожны. А между тем достаточно было бы собрать лишь 5 процентов всего урожая грибов, чтобы боровики, рыжики и грузди появились в изобилии на наших столах.

Грибные леса окружают Москву со всех сторон. В любом направлении от Москвы есть грибные места. Многих любителей-грибников привлекают лесные массивы близ города Вереи, возле Голицына и Звенигорода, Рузы, Загорска, Бронниц, Можайска, Клина. По Савеловской дороге грибники ездят до станций Лобня, Луговая, Трудовая. В Ярославском направлении грибные места начинаются со станции Зеленоградская, а по Киевской дороге - со станций Апрелевка, Башкино, Балабановка. Богат грибами массив лесов от Сходни до Поварова. На Павелецком направлении славятся леса в районе Домодедова, Белых Столбов, Барыбина, Михнева. Любят грибники лес вблизи Лопасни, под Стремиловом, куда надо ехать с Курского вокзала.

В Подмосковье грибы можно собирать с ранней весны до поздней осени. Первые грибы - сморчки и строчки - появляются уже в апреле, а опенки и рыжики собирают и в октябре.

Много растительных даров находим мы в лесу. Но они не исчерпывают его богатства.