Арктические зоны. Замороженные границы: как страны делят Арктику Вопросы, связанные с выделением арктических секторов


Мы привыкли к тому, что к арктическим государствам всегда относили Россию, США, Норвегию, Канаду, Данию (Гренландию), что по взаимной договоренности за каждым из указанных государств были закреплены соответствующие секторы Арктики, образуемые меридианами от крайних точек северных границ этих государств до Северного полюса планеты. И пока Арктика представлялась всем ледяной пустыней, такое деление всех устраивало, претензий никто ни к кому не предъявлял.

С открытием в этом регионе больших запасов углеводородов и других полезных ископаемых военно-политические руководства ряда зарубежных стран стали активно разрабатывать новые стратегии продвижения своих национальных интересов в зоне Арктики.

Американская многоцелевая атомная подводная лодка «Хэмптон» на Северном полюсе

В настоящее время на Арктический регион в дополнение к пяти претендуют еще 12 государств : Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Исландия, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша, Финляндия, Швеция, Эстония . Некоторые авторы настаивают, что на самом деле претендентов более 20 стран, включая Японию и Китай. Китай уже имеет наземную базу на Шпицбергене, а в 2012–2015 годах планирует провести три серьезные экспедиции в Арктику и построить второй ледокол водоизмещением около 8000 тонн. Первый ледокол такого типа уже несет службу в арктических районах.

РАЗНОГЛАСИЯ В ЕДИНСТВЕ

Не опровергая цифру 20, сосредоточимся пока только на 17 странах, претендующих на долю Арктики. Большая часть входит в блок НАТО: США, Великобритания, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Нидерланды. Они выступают единым фронтом, участвуя в других межгосударственных образованиях (советах), решающих вопросы Арктики. К таким в первую очередь относятся:
— Арктический совет
— Совет Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР)
— Комиссия Европейских сообществ
— Совет министров Северных стран (Северный совет) и другие.

В Арктический совет входят восемь арктических государств: США, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Россия . Отдельные страны также хотят участвовать в Арктическом совете в качестве постоянных наблюдателей. Китай уже подал заявку на приобретение такого статуса.

В Совете Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР) – Дания, Исландия, Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Девять государств – Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония – имеют статус наблюдателей.

В Северный совет входят члены Совета министров северных стран. Это Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, автономные территории: Фарерские острова (Дания), Гренландия (Дания), Аландские острова (Финляндия).

При этом практически все эти страны имеют претензии к друг другу по поводу тех или иных территорий, входящих в зону Арктики . Так, например, Канада спорит с Данией, и на границе между Данией и Канадой может разгореться первый нецивилизованный конфликт приарктических государств. Вот уже три десятка лет эти страны не могут поделить крошечный каменистый островок Ханса (Туркупалук), расположенный во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Собственно, остров представляет собой всего лишь трехкилометровую полосу обледенелых скал.

До сих пор за скалу в океане шла флажная война. Экспедиции Дании и Канады по очереди водружали свои стяги на острове Ханса. Однако в последние годы конфликт обострился. Канада провела в районе острова военные маневры, глава Министерства обороны этой страны высадился на спорной территории, вызвав своими действиями протест Копенгагена. Дания уже выслала к острову патрульный арктический катер «Тулугак», который должен обозначить военное присутствие королевских ВМС в регионе.

Бельгия спорит с Ирландией, а Великобритания спорит за континентальный шельф с Данией, Исландией и Ирландией. Канада спорит с США из-за морской границы в море Бофорта, пролив Хуан-де-Фука, остров Мачиас-Сил. Ирландия не разрешила до конца вопросы с Данией, Великобританией и Исландией по континентальному шельфу Фарерских островов за пределами 200-мильной зоны.

Исландия спорит за континентальный шельф Роколл с Данией и Великобританией, а также с Данией – о средней линии рыболовства между Исландией и Фарерскими островами. Дания спорит по поводу континентального шельфа Роколл с Исландией, Ирландией и Великобританией, кроме того, с Исландией – о средней линии рыболовства между Исландией и Фарерскими островами и спорит с Канадой за остров Ханса.

Норвегия имеет особые претензии к России (территориальные притязания в Антарктике – Земля Королевы Мод, Свальбард (Шпицберген) и другие. Даже подписанный в 2010 году руководителями двух стран договор о разграничении примерно 175 тыс. кв. км богатой нефтью и газом приграничной акватории, по мнению отдельных экспертов, является той уступкой со стороны России, которая не решит проблемы.

США претендуют на районы, которые Россия считает своими, и устремлены к установлению контроля за Северным морским путем . США спорят с Канадой из-за морской границы в море Бофорта, из-за пролива Хуан-де-Фука, острова Макиас-Сил. Даже такой неполный перечень причин и возможных участников дестабилизации в Арктическом регионе заставляет сосредоточить внимание мирового сообщества на решении проблем Арктики. Ведь с известной долей условности можно утверждать, что она на сегодняшний день является источником не только новых информационных, но и «горячих» войн, способных перерасти в мировой конфликт.

Корреспондент британской Times Тони Халпин также считает, что вопрос о том, кому принадлежит Арктика, может спровоцировать новую мировую войну . Трудно спорить с экспертами, утверждающими, что начало активной фазы арктического противостояния приходится на 90-е годы. В то время Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву и согласилась с установлением ей 200-мильной зоны без признания приоритета России над остальными территориями арктического сектора (по меридианам к Северному полюсу), ранее относящегося к России, и усиление противоречий приходится именно на эти годы. Кстати, Америка до сих пор не ратифицировала указанную конвенцию, что помогает ей в решении своих арктических вопросов.

АМЕРИКА ДВИЖЕТСЯ К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ

Неоднократно высокопоставленные чиновники из правительства и администрации президента США делали официальные заявления о планах США в отношении Арктики. Их заявления надо расценивать как указания соответствующим структурам Соединенных Штатов, а также их иностранным партнерам. Сенатом США принято положение об определении границ морской экономической зоны и континентального шельфа Америки.

Создана комиссия, в задачу которой входит составление точной карты территориальных вод. Идет милитаризация региона. Так, на Аляске дислоцированы три базы армии (Сухопутных войск) и три – ВВС, а также несколько объектов береговой охраны с общей численностью 24 тыс. военнослужащих. Однако считается, что этих сил и возможностей недостаточно.

Министерством ВМС США был принят документ под названием «Арктический план действий ВМС». «У Соединенных Штатов есть широкие и фундаментальные интересы в Арктическом регионе , – говорится в документе, – и Вашингтон готов действовать либо независимо, либо совместно с другими государствами, чтобы обезопасить эти интересы. Среди этих интересов – такие вопросы, как противоракетная оборона и системы раннего оповещения; развертывание морских и воздушных систем для стратегических морских перевозок, стратегического сдерживания, присутствия на морях и операций морской безопасности; а также вытекающая из этого свобода навигации и пролета над территорией ».

Далее в этом источнике сообщается о задаче «сохранения глобальной мобильности американских военных и гражданских судов и самолетов по всей площади Арктического региона». В свете принятого плана ВМС США приступили к развертыванию военно-морской базы передового базирования в Арктике.

Предпринимаются меры по усилению непосредственного американского военного присутствия в Арктике . Так, в Норвегии, в непосредственной близости от границ с Россией, в городе Варде размещен радар ПРО США Globus II. Ранее Globus II находился на базе ВВС США «Ванденберг» в Калифорнии. Он был разработан для получения разведданных о баллистических ракетах. Теперь его местоположение идеально подходит для того, чтобы следить за запусками наших межконтинентальных ракет на пространстве от Плесецка до Камчатки.

Важным событием стало подписание нового Плана объединенных военных командований США, который усиливает централизацию, обеспечивает тесное сотрудничество между Европейским командованием и НАТО и «будет иметь решающее значение для обеспечения национальной безопасности США в процессе выдвижения странами региона своих территориальных и экономических претензий в отношении Арктики ».

ВМС США являются главной силой решения основных проблем Арктики . Командование ОВС США надеется иметь к 2020 году в основном надводном боевом корабельном составе ВМС не менее 92 единиц: 11 авианосцев, 19 крейсеров УРО CG (X), 62 эсминца УРО (DOG). Кроме того, до 2015 года ВМС США приобретут 55 кораблей нового проекта LCS типа Freedom и Independence (Littoral Combat Ship – прибрежной зоны). В течение 10–15 лет Соединенные Штаты примут на вооружение семь эскадренных миноносцев DD (X) с улучшенными мореходными качествами для использования в прибрежных акваториях.

Нетрудно догадаться, против кого будут направлены эти силы. Кстати, в Исландии была проведена встреча с участием генерального секретаря Альянса и высокопоставленных военных США, Канады, Дании, Норвегии. Участники встречи, получившей название «Семинар по перспективам безопасности на Крайнем Севере», поддержали арктическую инициативу Америки. Россию не пригласили на этот семинар даже в качестве наблюдателя. Принимая во внимание тот факт, что все арктические приморские страны, кроме России, входят в НАТО, вполне очевидно, кого альянс считает своим соперником в этом регионе.

Небезынтересно отметить, что Соединенные Штаты, укрепляя и развивая свои Вооруженные силы, заботятся о том, чтобы окружающие их страны воспринимали это как необходимость и для самих Штатов, и для всего Запада . В этом смысле и проблема расширения владений в Арктике также облекается в различные формы. Так, в начале этого века была разработана новая теория, называемая «концепцией стратегических коммуникаций». Министерство обороны США в интересах развития этой концепции провело конференцию в Норфолке. На конференции были определены основные принципы «стратегических коммуникаций» (СК): квалифицированное руководство, правдоподобие, доступность, диалог, масштабность, согласованность, целенаправленность, оперативность и непрерывность. Для уточнения концепции СК планируется каждые два года корректировать их.

КАНАДА ПРЕТЕНДУЕТ НА ХРЕБЕТ ЛОМОНОСОВА

В 2008 году премьер-министр Канады, вместе с кабинетом министров, проинспектировал север страны (город Инувик). Основная цель поездки, по данным канадских СМИ, – усилить милитаризацию Арктики. Эксперты не сомневаются, что процесс передела мира в Арктике будет развиваться очень быстро, так как углеводороды подходят к концу, а доступ к залежам нефти и газа на Северном полюсе по мере таяния льдов из-за глобального потепления будет облегчаться. Канада, не обладая военной мощью России или США, пытается подготовиться к переделу, бросив на это немалые силы.

Официальный нынешний курс провозгласил глава канадского правительства Стивен Харпер, заявив о расширении юрисдикции Оттавы в Арктике на расстояние до 200 миль от побережья. Главная цель этого шага – установление контроля над Северо-Западным морским путем, до сих пор считающегося международным . Отныне все иностранные корабли, находящиеся ближе 200 миль от берегов Канады, обязаны будут уведомлять канадскую береговую охрану о своем присутствии.

По словам Стивена Харпера, все больше стран проявляют заинтересованность в морских путях в канадской части Арктики. «Меры, принимаемые нами, станут ясным посылом миру: Канада берет полную ответственность за охрану окружающей среды и юрисдикцию в своих арктических водах », – заявил Харпер. Речь идет о расширении географии действия (до 233 миль) канадского закона о предотвращении загрязнения арктических вод (до сих пор он работал лишь в 100 милях от побережья Канады), а также о расширении закона о судоходстве, согласно которому, в 200 милях регистрация иностранных кораблей будет обязательной.

Канада отвергает претензии России на расположенный в Арктике хребет Ломоносова и намерена доказать, что он является частью канадской территории . «Есть территории, которые принадлежат нам, где наш континентальный шельф подлежит расширению, например – хребет Ломоносова, который является продолжением нашей территории. Мы это докажем », – сказал глава МИД Канады Лоуренс Кэннон, выступая с лекцией в московской Дипломатической академии России. По словам Кэннона, Канада намерена подать соответствующую заявку на расширение национального сегмента континентального шельфа в Арктике в Комиссию ООН по морскому праву до 2013 года . Фактически этим и рядом других заявлений Канада объявила значительные территории Арктики (практически 30%) своей собственностью.

По сведениям отдельных источников, Канада, назначенная на роль передового отряда в грядущей борьбе с Россией за Арктику (главным предметом спора тут является хребет Ломоносова, тянущийся на 1800 км от Новосибирских островов России, через центр Арктического океана до канадского острова Элсмир, расположенного в Канадском Арктическом архипелаге), провела крупнейшие в истории военные учения, открыла новые базы и продемонстрировала растущую грубость и бряцание оружием в сторону России.

Раньше советский ледокол в Арктике означал, что рядом подо льдом – атомная субмарина, сейчас – что туристов везут к полюсу

ЕВРОПА В ЗАПОЛЯРЬЕ

Норвегия стала первой страной, разместившей операционное командование Вооруженными силами в арктических широтах, в непосредственной близости от района возможных конфликтов за обладание ресурсами Арктического района. Одновременно с передвижением Центра оперативного командования в Арктику Норвегия закупила 48 боевых самолетов Lockheed F-35 для арктического патрулирования. Кроме того, наша северная соседка стремится:

— сократить иностранную экономическую и научную деятельность на Шпицбергене, поставив ее под полный национальный контроль и управление;
— установить одностороннее норвежское регулирование над прилегающей к архипелагу акваторией и шельфом;
— использовать неоднозначность толкования норм Парижского договора от 2 февраля 1920 года в своих интересах.

Норвежцами разработана программа развития северных территорий, получившая название «Баренц-2020». Данный план станет основным, определяющим политику Норвегии в арктических районах. Его целью является укрепление координирующей, руководящей и направляющей роли Осло в развитии Арктики. Хотя даже союзники Норвегии по НАТО выражают неприятие такой политики.

На территории Швеции ежегодно проходят учения сил НАТО под кодовым названием Loyal Arrow («Верная стрела»), в которых принимают участие тысячи военнослужащих из разных стран, как членов НАТО, так и стран, не являющихся членами НАТО (Финляндия, Швеция). Основные силы, задействованные в учениях, как правило, дислоцируются на шведской авиабазе Lulea, норвежской Bodo и финской Oulu. К учениям привлекаются военно-воздушные и военно-морские силы стран НАТО. Основная задача – отработка приемов ведения военных действий в условиях Крайнего Севера.

По сценарию маневров, проходящих неподалеку от российской границы с Норвегией и Финляндией, две выдуманные североевропейские страны ссорятся из-за запасов нефти и газа на спорной территории. В конфликт на стороне одного из участников вступает НАТО. Намек для противников втягивания нейтральной Швеции в игры Североатлантического альянса более чем прозрачный.

«Верная стрела» – не только самые крупные учения ВВС и ВМС на территории Швеции, но и «самые натовские». Все прежние маневры с участием альянса на территории нейтрального королевства проходили под эгидой ООН и были нацелены на предотвращение гуманитарных катастроф. Нынешние же целиком спланированы НАТО. Предположение, что на борту принимавшего участие в учениях британского авианосца имелось ядерное оружие, заставляет критиков учений (в парламенте это Левая партия и Партия зеленых) говорить о нарушении правительством Швеции сразу двух принципов: нейтралитета и запрета на присутствие на территории страны ядерного оружия.

Россию в отличие от предыдущих маневров с участием НАТО на территории Швеции не пригласили поучаствовать. Военный атташе посольства РФ в Стокгольме, как сообщает «Шведское радио», мог приехать в качестве наблюдателя, но Москва ответила отказом.

Большое внимание Арктике уделяет Дания . Парламентом страны принят план безопасности Дании на период 2010–2014 годов. Значительная часть этого плана посвящена Арктическому региону. В документе, в частности, говорится: «Возрастающая активность в Арктике изменит геополитическое значение региона и в долгосрочном плане создаст больше вызовов для датских вооруженных сил».

Дания собирается разместить в Арктике воинскую часть реагирования и командный пост. Согласно плану, на нужды вооруженных сил в этот период будут ежегодно выделяться дополнительные 600 млн. датских крон. Объявлено о планах создать универсальное арктическое командование и арктические силы реагирования, а также усилить военное присутствие на авиабазе «Туле» в Гренландии, которая также будет открыта для союзников по НАТО.

В докладе военной разведки Дании (FE) подчеркивается: «В ближайшие 10 лет в Арктике могут иметь место военные столкновения небольшого масштаба ». Приводились также некоторые подробности: «Конфликты могут быть вызваны вооруженными силами третьих государств, гражданскими акциями либо разработкой природных ресурсов – поисками нефти или рыболовством на оспариваемых территориях, а также поблизости таких спорных территорий ».

Великобритания участвует в учениях сил НАТО под кодовым названием Loyal Arrow («Верная стрела»), выделяя для этих целей свои авианосцы и десятки самолетов ежегодно. В 2012 году боевые корабли и авиация Великобритании приняли участие в крупномасштабных учениях Сold Response-2012, в которых было задействовано свыше 16 000 военнослужащих из 14 стран НАТО.

«Четыре из пяти сил, борющихся за Арктику, – члены НАТО, и мы должны быть уверены, что НАТО обладает желанием и возможностями, чтобы не допустить действий России в Арктике, идущих вразрез с международными соглашениями », – заявил в интервью Daily Telegraph министр обороны теневого кабинета Великобритании Лиам Фокс.

УЖЕ НЕ СПЯТ ПОДО ЛЬДОМ МОРЯ

Россия в 2001 году подала заявку в ООН на расширение своей экономической зоны, но получила отказ «за недостаточностью доказательств». Поэтому в 2007 году мы направили в Арктику специальную экспедицию для глубоководных исследований в районе Северного полюса и поиска доказательств того, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением Сибирской континентальной платформы. На этом основании наша страна претендует на треугольный участок океана, простирающийся до Северного полюса. При этом экспедиция установила на дне сделанный из титана флаг России.

В случае положительного решения специальной Комиссии ООН по шельфу, площадь российского Арктического континентального шельфа за пределами 200-мильной экономической зоны может составить около 1,2 млн. кв. км. По оценкам специалистов, здесь сосредоточено от 83 до 110 млрд. т углеводородов в нефтяном эквиваленте (16 млрд. т нефти и более 82 трлн. куб. м газа). Они распределены в 16 крупных морских нефтегазоносных провинциях и бассейнах. Основная часть этих ресурсов – около 66,5% – приходится на шельфы северных морей: Баренцева, Печорского и Карского.

В 2009 году Совет безопасности Российской Федерации принял «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу ». В этом документе среди прочего поставлена задача «создать группировку войск (сил) общего назначения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в арктической зоне РФ, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки».

В таблице представлены экспертные данные по общему количественному составу военно-морских сил и средств, теоретически имевших возможность защищать национальные интересы России в Арктике в последнее десятилетие прошлого века и в начале нынешнего. Из приведенных данных следует :

— военно-морская деятельность Российской Федерации все эти годы неуклонно снижалась;
— корабельный состав России был сокращен почти в 8 раз;
— среднее количество ежегодно проводимых военно-морских учений уменьшено более чем в 6 раз;
— масштабность учений снижена почти в 5 раз.

Последствия такого «разоружения» немедленно были расценены соседями как слабость, которой можно воспользоваться в своих интересах . Так, Норвегия стала бесцеремонно задерживать и подвергать проверке рыболовные суда Российской Федерации в тех районах Баренцева моря, которые во все времена считались районами совместного лова. Более того, в отдельных эпизодах российские суда подвергались аресту и препровождались в норвежские порты. Таким образом, ближайший арктический сосед, используя ослабление военно-морской деятельности России в северных широтах, решил утвердить себя в расширенных правах на определенные территории Арктики.

Можно предположить, что, когда речь пойдет о более серьезных ресурсах, чем рыба, соседи России совместно с другими членами Северо-Атлантического союза, будут прибегать к еще более решительным мерам, используя свое военно-морское превосходство.

СИТУАЦИОННЫЕ СЦЕНАРИИ

В настоящее время арктические территории регулируются Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, которая предоставляет прибрежным государствам контроль над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства). При этом, согласно 76-й статье Конвенции, никакая страна не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но имеющие выход к Ледовитому океану государства могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что Арктический шельф является продолжением ее сухопутной территории.

В своей экономической зоне прибрежное государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых. До 1982 года вся Арктика делилась лишь пятью странами – СССР, Норвегией, Данией, США и Канадой – на секторы, вершинами которых был Северный полюс, основаниями – обращенные к полюсу северные границы этих государств, а боковыми сторонами служили географические долготы. Однако это деление утратило силу после ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Принимая во внимание уже сделанные заявления и реальные шаги основных претендентов на Арктику, можно предположить, что Соединенные Штаты постараются организовать мощное информационное воздействие на все заинтересованные в Арктическом регионе страны с целью доказать несостоятельность позиций России.

США и многие другие страны пересматривают свои взгляды на формы и способы ведения информационной войны (ИВ). По оценке американских специалистов, ущерб, нанесенный противнику на идеологическом фронте, может существенно превысить прямую выгоду, полученную в ходе военных действий. Рационально используя информационные ресурсы, можно управлять общественным мнением вплоть до изменения системы ценностей. Манипуляции информацией позволяют даже добиться эффекта, когда реципиент «перепутает» военную победу с поражением.

В мирное время подобные методы маскируются под различного вида концепции. Так, в США появились понятия «информационные операции» и «стратегические коммуникации» (СК). Стратегические коммуникации – не просто новое направление в информационных войнах, это новая концепция самих ИВ, принятая в развитие теории информационных операций, которая активно разрабатывалась Госдепартаментом, Министерством обороны, другими правительственными и неправительственными учреждениями и организациями Соединенных Штатов. Под ней понимается комплекс мероприятий по целенаправленному воздействию на военно-политическое руководство, различные общественно-политические силы, международные организации, то есть на так называемую целевую аудиторию (ЦА) других стран (как враждебных, так союзных и нейтральных), предпринимаемых различными правительственными и неправительственными учреждениями и организациями США, а также их союзниками.

В Соединенных Штатах к основным структурам, реализующим концепцию СК, относятся Госдепартамент, Министерство обороны, боевые командования ВС США, Агентство США по международному развитию, инженерные войска СВ, неправительственные организации. В американском Госдепартаменте понятие «стратегические коммуникации» подменяют термином «публичная дипломатия». Однако «публичная дипломатия» на самом деле является составным компонентом СК.

В результате реализации американских концепций уже начинают звучать призывы начать обсуждение вопросов об уменьшении военно-морской деятельности России в Арктике без учета ее исторически сложившихся реалий и национальных интересов . Цель таких призывов известна – это окончательно лишить Россию возможностей защищать свои национальные интересы на обширном участке прилегающих акваторий и шельфов.

1. Та часть Арктики, которая лежит в пределах местности/страны (Например России)
2. СССР,США, Канада, Норвегия идания
3. Тундры и ледяные пустыни.
4. 47% оледенения в России в Арктике приходиться на острова Северной Земли

1. Потому, что они отличаются флорой и фауной
2. Из за теплый ветров/течений в восточной части
3. На многих островах нет постоянного населения. Здесь расположены лишь полярные научные станции или военные базы со сменным составом. Лишь на нескольких островах - Гренландии, Шпицбергене, Врангеля есть населенные пункты, жители которых заняты в основном морским промыслом и его обслуживанием, охотой и в некоторых местах - добычей полезных ископаемых
4. Растительный мир островной Арктики представлен преимущественно мхами, насчитывающими более 300 видов, и не менее многочисленными лишайниками, встречаются травянистые растения: полярный мак и камнеломка, злаки, лапчатка, дриада, незабудки.
Ближе к субарктическим растительным широтам распространены карликовая ива, береза и другие кустарники. Большое значение имеет ягель, которым питаются олени. Особенности местной растительности Арктики в том, что даже деревья поднимаются над землей не выше нескольких сантиметров.
Растительный объем южного побережья Ледовитого океана насчитывает примерно 350 видов. Тундра в этих местах очень заболочена, поскольку вечная мерзлота начинается очень близко от поверхности. Растительные сообщества состоят из реликта плейстоцена, помимо этого, встречается примерно 40 подвидов и видов сосудистых растений. Некоторые растительные группы являются реликтовыми, ученые их относят к самым малочисленным растительным разновидностям на планете.
Особенности животного мира Арктики проявляются в достаточно скудном видовом разнообразии при большом количестве особей вида. Климат здешних мест позволяет существовать северным оленям, белым медведям, песцам, зайцам, различным видам птиц и т.д., представителям морской фауны Арктики – белухам, нарвалам, моржам, тюленям и пр. В местных водах содержится также обилие растительного и животного планктона.
Особого внимания требуют краснокнижные виды и эндемики, которым грозит не столько холодный климат, сколько человеческая деятельность. Природа и животные на этой территории привлекали людей еще с давних времен. Со временем некоторые представители животного мира стали понемногу исчезать.
Так, новоземельный северный олень встречается только на этих островах, а на о. Врангеля проживает два эндемичных вида леммингов. В Красные Книги различного уровня внесены морж, белый медведь, белый гусь, розовая чайка, лапотень, а также другие животные, птицы, морские млекопитающие, насекомые. К числу особенностей животного мира Арктики следует отнести мохнатых мускусных быков (другое название – овцебык). Представители этого вида сегодня живут только на Шпицбергене и островах Гренландии.
Экологическая ситуация региона в последние годы ухудшается, меняется климат. По вине браконьеров, то и дело наведывающихся в Арктику, сокращается количество животных, растительные ландшафты значительно обедняются из-за всевозможной гусеничной техники. Экологи, занимающиеся Арктикой, призывают обеспечить разумное регулирование деятельности на суше и морских акваториях.

Ответ оставил Гость

1. Та часть Арктики, которая лежит в пределах местности/страны (Например России)
2. СССР,США, Канада, Норвегия идания
3. Тундры и ледяные пустыни.
4. 47% оледенения в России в Арктике приходиться на острова Северной Земли

1. Потому, что они отличаются флорой и фауной
2. Из за теплый ветров/течений в восточной части
3. На многих островах нет постоянного населения. Здесь расположены лишь полярные научные станции или военные базы со сменным составом. Лишь на нескольких островах - Гренландии, Шпицбергене, Врангеля есть населенные пункты, жители которых заняты в основном морским промыслом и его обслуживанием, охотой и в некоторых местах - добычей полезных ископаемых
4. Растительный мир островной Арктики представлен преимущественно мхами, насчитывающими более 300 видов, и не менее многочисленными лишайниками, встречаются травянистые растения: полярный мак и камнеломка, злаки, лапчатка, дриада, незабудки.
Ближе к субарктическим растительным широтам распространены карликовая ива, береза и другие кустарники. Большое значение имеет ягель, которым питаются олени. Особенности местной растительности Арктики в том, что даже деревья поднимаются над землей не выше нескольких сантиметров.
Растительный объем южного побережья Ледовитого океана насчитывает примерно 350 видов. Тундра в этих местах очень заболочена, поскольку вечная мерзлота начинается очень близко от поверхности. Растительные сообщества состоят из реликта плейстоцена, помимо этого, встречается примерно 40 подвидов и видов сосудистых растений. Некоторые растительные группы являются реликтовыми, ученые их относят к самым малочисленным растительным разновидностям на планете.
Особенности животного мира Арктики проявляются в достаточно скудном видовом разнообразии при большом количестве особей вида. Климат здешних мест позволяет существовать северным оленям, белым медведям, песцам, зайцам, различным видам птиц и т.д., представителям морской фауны Арктики – белухам, нарвалам, моржам, тюленям и пр. В местных водах содержится также обилие растительного и животного планктона.
Особого внимания требуют краснокнижные виды и эндемики, которым грозит не столько холодный климат, сколько человеческая деятельность. Природа и животные на этой территории привлекали людей еще с давних времен. Со временем некоторые представители животного мира стали понемногу исчезать.
Так, новоземельный северный олень встречается только на этих островах, а на о. Врангеля проживает два эндемичных вида леммингов. В Красные Книги различного уровня внесены морж, белый медведь, белый гусь, розовая чайка, лапотень, а также другие животные, птицы, морские млекопитающие, насекомые. К числу особенностей животного мира Арктики следует отнести мохнатых мускусных быков (другое название – овцебык). Представители этого вида сегодня живут только на Шпицбергене и островах Гренландии.
Экологическая ситуация региона в последние годы ухудшается, меняется климат. По вине браконьеров, то и дело наведывающихся в Арктику, сокращается количество животных, растительные ландшафты значительно обедняются из-за всевозможной гусеничной техники. Экологи, занимающиеся Арктикой, призывают обеспечить разумное регулирование деятельности на суше и морских акваториях.

Законодательство России и Канады уже на протяжении мно­гих десятилетий предусматривает наиболее разработанные поло­жения об особых правах арктических государств в их соответству­ющих «полярных» секторах. Наличествует молчаливое длительное согласие с этой законодательной практикой большинства госу­дарств мира.

В юридической литературе в этой связи отмечается: «Основ­ным принципом при решении проблемы правового режима Арк­тики следует считать секторальный принцип» . Согласно кон­цепции полярных секторов считается признанным, что неотъ­емлемой частью территории государства, побережье которого выходит к Северному Ледовитому океану, являются земли, в том числе земли островов, к северу от материкового побережья такого государства в пределах сектора, образованного данным побе­режьем и меридианами, сходящимися в точке Северного геогра­фического полюса и проходящими через западную и восточную оконечности такого побережья; соответствующее арктическое государство осуществляет в таком секторе определенную целе­вую юрисдикцию (прежде всего в целях защиты хрупкой аркти­ческой окружающей среды, сохранения биоразнообразия, экосис- темного равновесия и т.д.); в пределах такого сектора за внешней границей территориального моря арктического государства под­водные, ледяные и водные пространства государственную терри­торию не составляют.

Равным образом пределы полярных секторов арктических госу­дарств не являются государственными границами; сектор - это прежде всего зона реализации исторически сложившихся прав, оборонных, экономических, природоресурсных и природоохран­ных интересов конкретного арктического государства.

С 1904 г. на картах Канады, в том числе официальных, такой сектор обозначается между меридианами 60° и 141° западной долготы, т.е. проходящими через восточную и западную оконеч­ности побережья страны, выходящего к Северному Ледовитому океану. В порядке закрепления прав Канады на ее арктический сектор последовали заявления на правительственном уровне, при­нятие в 1907 г. известного закона «О северо-западных террито­риях (The Northwest Territories Act)»; в 1925 г. в соответствии с принятыми поправками к нему Канада установила, что для осу­ществления деятельности в пределах канадского арктического сектора, в том числе в целях разведки и разработки природных ресурсов, требуются соответствующие разрешения канадских властей. В заявлениях должностных лиц Канады, а также в меж­дународно-правовой доктрине неоднократно в прошлом и в наше время разъяснялось, что этот сектор определяет пределы, в кото­рых находятся канадские арктические материковые земли и ост­рова, а также канадский континентальный шельф в Северном Ледовитом океане.

Складывающееся в течение десятилетий согласие большинства государств мира с установлением Канадой и Россией арктических секторов обусловлено прежде всего суровыми климатическими условиями, иными естественными особенностями Арктики. Эти особенности учтены и международной юстицией: Дания, напри­мер, в обоснование своих прав на о. Гренландия (несмотря на то, что датчане не были во всех районах острова) в споре с Норвегией ссылалась именно на естественные особенности районов Арк­тики. Постоянная палата международного правосудия в решении по этому спору в 1933 г. этот довод учла, указав на фактор «недо­ступности арктических районов». В 1924 г. представитель адми­нистрации США отметил, что все территории к северу от Аляски принадлежат США. I

Концепция «арктических полярных секторов», будучи наибо­лее известной, понятной и на практике последовательно приме­няемой Канадой и в свое время СССР, не является вместе с тем единственной. В зарубежной международно-правовой литера­туре и после 1991 г. в российской высказывались и иные мне­ния: например, о том, что Арктика находится в общем пользова­нии всех государств мира или является общим наследием челове­чества; или что следует отказаться от исторически сложившихся прав Канады и России в Арктике и все право, применимое ко дну Северного Ледовитого океана, свести к Конвенции по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.); или что целесооб­разна разработка пятью арктическими государствами для этого региона механизма международного кондоминиума; или что Арктика является «ничейным» пространством. Нормами общего международного права ни одна из этих идей в настоящее время не подкреплена.

Законодательное закрепление прав арктических государств.

В решении Постоянной палаты международного правосудия по спору между Данией и Норвегией о статусе Восточной Гренландии (1933 г.) отмечено: «Законодательство является одной из наибо­лее ясных форм осуществления суверенной власти».

Особую роль национального законодательства арктических государств в правовом режиме Северного Ледовитого океана под­черкивают и некоторые западные правоведы, в том числе Г. Сме- дал (Норвегия), Ч. Ч. Хайд (США) . Приведем и более позднюю точку зрения: «Подлинного регионального режима в Арктике не сложилось, несмотря на общие проблемы, стоящие перед арк­тическими государствами. Вместо этого морское право приме­нялось к полярному северу посредством национальных подхо­дов (Instead, the law of the sea for the polar north has been applied through national approaches). To есть правительство каждого арк­тического государства рассматривает, принимает и осуществляет посредством национального законодательства такие юридиче­ские правила и нормы, которые, по его мнению, лучше всего служат его национальным интересам в его полярных морях (the government of each Arctic State considers, adopts and implements through national legislative means those legal rules and norms that it feels best serve its national interests within the context of its own polar seas). Таким образом, по мере возникновения и развития в XX в. принципов морского права они принимались и применя­лись каждым арктическим государством по-своему в его север­ных водах (they were adopted and applied by each Arctic State, in its own way, to its own northern waters)» .

Как отмечалось, по действующему законодательству Канады (Законы 1925 г.; королевский указ 1926 г.; Закон 1970 г. и др.) ее суверенитет распространяется на «все земли и острова» в преде­лах сектора, образованного северным полюсом, меридианами 60° и 141° западной долготы и северным побережьем Канады. При этом национальное право Канады допускает понимание термина «земли» как означающего подледные и подводные земли в пре­делах канадского сектора. В этих пределах Канада осуществляет также контроль, в том числе над иностранной деятельностью, в целях предотвращения загрязнения «арктических вод». Неко­торыми правительственными заявлениями Канады весь район в пределах указанного канадского сектора полярных владений квалифицирован как «национальное пространство» на основе исторических прав; особых климатических и географических обстоятельств, в том числе фактора прилегания; международно- правовых обязательств Канады о защите от загрязнения окру­жающей среды.

Законодательство России. Царские указы 1616-1620 гг. пре­дусматривали ряд исключительных прав России в некоторых райо­нах Арктики. В 1821 г. Сенат издал Указ «О приведении в исполне­ние постановления о пределах плавания и о порядке приморских сношений вдоль берегов Восточной Сибири, Северо-Западной Америки и островов Алеутских, Курильских и проч.», согласно которому «право торговли, китовой и рыбной ловли и всякой промышленности на островах, в портах и заливах и вообще по всему северо-западному побережью Америки..., а также по ост­ровам Алеутским и по всем берегам Сибири предоставляется в пользование единственно российским подданным». Права Рос­сии на северные земли и прилегающие к ним моря отражаются в русско-шведских договорах 1806 и 1826 гг., русско-английских конвенциях 1824 и 1825 гг. Согласно Договору, заключенному между Россией и Североамериканскими Соединенными Штатами в Вашингтоне в 1867 г., об уступке Российских Североамерикан­ских колоний (чаще называемому русско-американской конвен­цией 1867 г.

Об уступке Аляски) обозначена граница, к востоку от которой все земли передавались Россией Соединенным Шта­там Америки, а к западу - оставались без изменения под сувере­нитетом России. Это и есть восточная граница российского арк­тического сектора. Договор предусматривает, что указанная гра­ница проходит через точку меридиана, отделяющего в Беринговом проливе «на равном расстоянии острова Крузенштерна или Игна- лукъ от острова Ратманова или Нунарбукъ, и направляется по пря­мой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется въ Ледовитом океане (et remonte en ligne directe, sans limitation, vers le Nord jusqu"à ce qu"elle se perde dans la mer Glaciale) » (ст. I) Инструкция 1893 г. исходит из того, что под суверенитет Рос­сии подпадают все заливы, бухты, рейды «русского побережья Северного Ледовитого океана» и все Белое море к югу от линий, соединяющих входные мысы. Нотой российского МИД от 4 сен­тября 1916 г. земли и острова, открытые экспедицией Вилькиц- кого в 1913-1914 гг., объявляются включенными в территорию России; одновременно подтверждалась принадлежность России ранее открытых островов, которые «вместе с островами Новоси­бирскими, Врангеля и иными, расположенными близ азиатского побережья Империи... составляют продолжение к северу конти­нентального пространства Сибири» .

Советское законодательство об Арктике и, особенно, молчали­вое согласие с ним других государств, обеспечение его выполне­ния в течение десятилетий сыграло значительную роль в призна­нии на уровне международного обычного права действия наци­онального природоохранного законодательства СССР/России в пределах арктического сектора. В 1921 г. Советом Народных Комиссаров Советской России принят декрет «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море». Декрет показал, в частности, что нет протестов со стороны боль­шинства государств мира против российских природоохранных мер в арктических морях. Декретом провозглашались исключи­тельные права РСФСР на эксплуатацию промысловых районов Северного Ледовитого океана, примыкающих к арктическому побережью страны. Декретом устанавливались меры по обеспе­чению его выполнения. В 1924 г. Наркоминдел СССР направил представительствам ряда государств меморандум, в котором кон­статировалось нарушение иностранцами суверенных прав СССР у северного побережья Сибири. При этом подтверждалась дей­ствительность упомянутой нотификации русского правительства от 20 сентября 1916 г. о принадлежности СССР заявленных аркти­ческих территорий; подчеркивалось, что территории, явившиеся объектом посягательств со стороны иностранных граждан, лежат «в водах, омывающих северное побережье Сибири» и «располо­жены к западу от линии, установленной в силу ст. I Вашингтонской конвенции между Россией и Соединенными Штатами Америки 1867 г.». Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 с учетом упоминавшегося канадского законодательного опыта тер­риторией СССР объявлены «все, как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем, земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего постановления признанной правительством СССР территории каких-либо иностранных госу­дарств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР до Северного полюса» в пределах между обо­значенными меридианами, проходящими через западную и вос­точную оконечности побережья страны. Это положение приме­нимо и к тем островам, скалам и т.д., которые могут возникнуть в будущем вследствие геологического развития Земли.

Тем не менее надо констатировать, что термину «земли и ост­рова», использованному в постановлении от 15.04.1926, пра­воведами придавалось разное значение. В обычном значении острова - это тоже земли. Состояла ли воля отечественного (и канадского) законодателя в том, чтобы к территории государ­ства отнести не только острова в пределах арктического сектора, но еще и земли подводные, подледные? Е. А. Коровин истолковал данное постановление.так: речь идет о суверенитете государства в пределах обозначенного арктического сектора над: а) островами; б) ледовыми пространствами; в) морскими пространствами, не спаянными льдом. Ранее толкование этого правового акта было предложено В. Л. Лахтиным, по мнению которого суверенитет каждого государства распространяется не только на наземные районы соответствующего арктического сектора, но такой суве­ренитет еще «может быть распространен на воздушное простран­ство над ним». В международно-правовой литературе предложено, в порядке обобщения, что под термином «земля», используемом в канадском и отечественном законодательстве об арктических секторах, следует понимать не «ледяные глыбы», не воздушное пространство, а только подледные и подводные земли (т.е. в том числе и континентальный шельф) в пределах обозначенного полярного сектора. Термину «острова» в этом законодательстве придается обычное значение.

Западный меридиан, предусмотренный постановлением от 15.04.1926, огибает район действия Договора о Шпицбергене 1920 г.: в ноте полпреда СССР в Норвегии, адресованной премьер- министру иностранных дел Норвегии от 6 мая 1926 г., отмечено: «Само собой разумеется, в соответствии с тем, что мое Правитель­ство ранее признало суверенитет Норвегии над Шпицбергеном, прилагаемое Постановление ни в коей мере не касается никакой части архипелага Шпицберген».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28.02.1984 № 10864-Х «Об экономической зоне СССР» было объявлено об уста­новлении вдоль всего побережья страны, в том числе арктического, 200-мильной исключительной экономической зоны. В пределах этой зоны компетентные органы страны правомочны устанавливать при­менительно к покрытым льдами районам меры по предотвращению загрязнения. Документ предусматривает также условия и порядок установления «особых районов» в этой зоне (где принимаются спе­циальные меры для предотвращения загрязнения с судов); в част­ности, право осуществлять необходимые проверочные действия - затребовать информацию о судне, произвести его осмотр, возбудить разбирательство, задержать судно-нарушитель. Однако, поскольку исходные линии вдоль арктического побережья СССР на тот период обозначены не были, не вполне ясно было, где проходят внешние границы этой 200-мильной зоны в Северном Ледовитом океане.

Права прибрежных к Северному Ледовитому океану государств исполнять национальное законодательство в пределах соответ­ствующего арктического сектора обосновывали В. Н. Дурденев- ский, Е. Б. Пушуканис, С. А. Вышнепольский, Г. М. Гуслицер и др. Обобщая доктринальные обоснования прав арктического государства в своем полярном секторе, В. Н. Кулебякин пишет: «По многочисленному признанию юристов-международников, Северный Ледовитый океан и его окраинные моря совершенно отличаются от других океанов и морей и представляют собой специфический случай с уникальными особенностями с точки зрения правового регулирования. Главная особенность, которая отличает Северный Ледовитый океан от других океанов, заключа­ется в том, что его территория, за исключением лишь некоторых районов, постоянно либо большую часть года покрыта льдами. Именно комплекс исторических, экономических, политических, географических, экологических и других факторов позволяет сделать вывод, что арктические морские пространства не могут рассматриваться под тем же углом зрения, что и морские про­странства вообще» . Из этого же подхода следует, что «аркти­ческие государства должны и могут принимать соответствую­щие законодательные акты, касающиеся режима своего аркти­ческого сектора без санкций других государств, руководствуясь суверенитетом и другими важнейшими международно-право­выми принципами» .

Еще по теме 8.2. Полярные сектора арктических государств как объект международного обычного права:

  1. 8.4. Права арктических государств на недра дна Северного Ледовитого океана
  2. § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки. § 2. Предмет и методология теории государства и права. § 3. Место теории государства и права в системе юридических наук. § 4. Теория государства и права как учебная дисциплина.
  3. § 1. Иммунитет государства как принцип международного права
  4. § 7. Федеративные государства как субъекты международного права
  5. 1.6. Государство как субъект международного частного права
  6. СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА И НАРОДЫ (НАЦИИ) КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  7. 4.5. Правовое положение государства как субъекта международного частного права
  8. 4.7.Правовое положение государства как субъекта международного частного права

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право -

Арктика все отчетливее превращается в арену столкновения интересов разных стран. Как расценивать в такой ситуации предложения профессора ВШЭ Сергея Медведева об установлении моратория на экономическую деятельность в этом регионе? Насколько российская политика в этом регионе соответствует интересам государства?

Как разделить Арктику?

К Северному Ледовитому океану выходят территории пяти государств: Российской Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии. Исторически сложилось так, что весь Ледовитый океан, вместе со всеми землями и островами, эти страны поделили между собой на сектора. Основанием каждого такого сектора служит побережье этого государства, а боковыми линиями - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства.

Однако в 1982 году была принята Конвенции ООН по морскому праву, которая ввела другие принципы разграничения. Согласно ей, полный суверенитет прибрежного государства распространяется лишь на 12-мильную зону территориальных вод, на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра. Кроме того, устанавливается 200-мильная исключительная экономическая зона. Дно морей и океанов и недра под ними, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества, то есть все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные международные организации заявку на разработку ресурсов морского шельфа. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 1997 году – к этому моменту документ был подписан 159 государствами и в 108 из них ратифицирован. Став 109-м государством, Россия потеряла суверенные права на 1,7 млн кв. км своего арктического сектора.




Изображения с сайта Издательского дома «Первое сентября»

Интересно, что США до сих пор не ратифицировали эту конвенцию, утверждая, что она ущемляет их национальные интересы.

Линии, обозначающие боковые пределы полярных секторов, по современному международному праву, не признаются государственными границами. И за последние пару десятилетий Россия фактически лишилась еще ряда арктических территорий. Так, в 2010 году в Мурманске президент Дмитрий Медведев подписал договор с Норвегией о разделении пополам спорной зоны в Баренцевом море (примерно 175 тыс. кв. км). Фактически этот договор закрепляет наш отказ от значительного территориального сектора в Баренцевом море и сужение акватории для рыболовецкого флота. Недавно выяснилось также, что участок шельфа Баренцева моря, который Россия передала Норвегии по этому соглашению, оказался богатой нефтегазоносной провинцией. По данным Нефтяного директората Норвегии (NPD), два года сейсморазведки показали наличие в районе извлекаемых запасов не менее 1,9 млрд баррелей углеводородов (15% - нефть), что подняло оценку извлекаемых шельфовых запасов Норвегии на 11% – до 18,7 млрд баррелей, сообщает Reuters.

При этом Мурманский договор не упоминает принятые раньше резолюции, устанавливающие демилитаризованный статус Шпицбергена и право на ведение хозяйственной деятельности СССР и его особые экономические права в архипелаге. Отсутствие ссылки на эти соглашения позволяют Норвегии поставить вопрос о пересмотре статуса Шпицбергена, включая ликвидацию российских поселений. Более того, этот неудачный для России договор США восприняли как свидетельство того, что наша страна готова идти на уступки в территориальных спорах. Теперь американские эксперты пытаются применить «мурманскую схему» к решению проблем Берингова моря, а, возможно, и всего «проблемного района» между Восточно-Сибирским морем и Беринговым проливом.

Сегодня государства пытаются расширить свои полярные владения новым способом – доказать, что дно океана является продолжением той части континентальной плиты, на которой расположено государство. Так, Канада, Дания и Россия спорят сегодня за трансарктический хребет Ломоносова. По сути, это трансарктический мост протяженностью 1800 км и шириной 200 км. Если Россия докажет, что этот хребет является продолжением ее континентального шельфа, то это закрепит за нашей страной почти половину поверхности океана, включая Северный полюс.