Израиль устанавливает отношения с саудовской аравией.


В отличие от многих арабских республик, ни одна арабская монархия не упала вследствие «арабской весны», и только одна, Бахрейн, пережила что-то наподобие политического кризиса, способного всколыхнуть режим. Тем не менее, эти монархии получают удары от геополитических сил, которые сейчас очень неблагосклонны к их стабильности, и больше всех – Саудовская Аравия.

Три независимых фактора, взятые вместе, привели к тому, что может оказаться одной из самых больших проблем для стабильности Саудовской Аравии за всю историю королевства. Во-первых, ядерное соглашение по Ирану, усилившее шиитскую ось в регионе и обеспокоенность Саудовской Аравии относительно планов Ирана на гегемонию в регионе; во-вторых, энергетическая независимость США, подорвавшая значение Эр-Рияда в Вашингтоне; и в-третьих, резкое падение цен на нефть (и газ), которое оказало разрушительное воздействие на доходы страны. Однако стоит отметить, что Саудовская Аравия частично ответственна за нефтяное недомогание из-за своей настойчивости поддерживать высокую добычу нефти, частично с целью навредить своему врагу и конкуренту по нефтяному рынку – Ирану.

Эти тенденции и события вынудили саудитов – правящую королевскую семью Саудовской Аравии – пересмотреть свою традиционную политику внутри страны и за рубежом, как показали несколько последних недель.

На внутреннем фронте низкие цены на нефть вызвали бюджетный дефицит в 100 миллиардов долларов. Эта огромная сумма дефицита уже заставила королевство сократить субсидии и получить первую внешнюю ссуду за десятилетие. По мере того как граждане Саудовской Аравии, ранее наслаждавшиеся хорошей работой, начинают сталкиваться с неизвестностью, народные настроения резко меняются.

По этой причине Саудовская Аравия представила экспансивную программу экономических реформ под названием Vision-2030, нацеленную на изменение экономики страны таким образом, чтобы она могла выжить во времена дешевой нефти. На данный момент почти 75% бюджета Саудовская Аравия получает от продажи нефти, но новая реформа нацелена на прекращение саудовской зависимости от нефтяных доходов в течение четырех лет. План также предусматривает развитие частного сектора Саудовской Аравии, с ростом от 40 до 60% ВВП в 2030 году, а также снижение уровня безработицы и увеличение количества работающих женщин.

Большая часть плана зависит от приватизации государственных активов – что самое главное, национальной нефтяной компании Saudi Aramco. Согласно плану, Aramco превратится в холдинговую компанию, 5% которой будут котироваться на биржах Эр-Рияда и одного из зарубежных городов. Aramco стоит от 2 до 3 триллионов долларов, а это означает, что от первичного размещения акций Эр-Рияд может получить до 150 миллиардов. Несмотря на то, что план Vision-2030, в основном, одобрен финансовыми аналитиками, многие сомневаются, что предложенные планом часовые рамки реалистичны.

Несомненно, королевская семья понимает, что успех экономических реформ в стране будет зависеть, по крайней мере, частично, от изменений общественных и политических настроений по всему королевству. В этом направлении есть некоторые признаки прогресса, хоть и очень постепенного. К примеру, в недавнее время улучшилась ситуация с правами женщин, после того как власти разрешили женщинам голосовать и принимать участие в местных выборах в конце прошлого года, впервые за всю историю Саудовской Аравии.

Власти страны также сократили некоторые правовые полномочия саудовских мужчин в отношении своих родственниц, и только в прошлом месяце кабинет лишил свою часто критикуемую религиозную полицию права арестовывать, призывая их действовать «мягко и по-доброму» для обеспечения соблюдения исламских правил. Согласно изменениям, принятым кабинетом, религиозные офицеры больше не могут задерживать людей. Вместо этого они должны передавать информацию о нарушителях полиции или отряду по борьбе с наркотиками.

Какие бы проблемы ни стояли перед королевством внутри страны, его внешние вызовы не менее сложны. И хотя визит президента Обамы в Эр-Рияд в прошлом месяце был призван засвидетельствовать, что две страны вернулись к «своим обычным делам», саудовцы решили не играть в мяч.

Все началось не очень хорошо, когда король Салман решил не встречать американского президента в аэропорту, а освещение визита Обамы в саудовских СМИ, которые нещадно его критиковали и набросились на него за то, что забыл, кто его настоящие союзники в регионе, казалось, довело до сознания недовольство саудовцев. На самом деле, американо-саудовские отношения находятся в нижней точке за многие годы. Поскольку США больше не зависят от саудовской нефти, может быть, Обама считает, будто Иран является более привлекательным партнером для решения вопросов по Ближнему Востоку, особенно в том, что касается будущего Сирии, Ирака и Йемена, а также борьбы с ИГИЛ.

Этим можно объяснить критику Обамой саудовцев в его недавнем интервью для The Atlantic , в котором он раскритиковал королевство за то, что они «халявщики», и обвинил в разжигании неприязни между суннитами и шиитами на Ближнем Востоке, тем самым предполагая, что Эр-Рияд каким-то образом несет ответственность за волнения, сотрясающие регион от Ирака до Сирии.

Тем временем, пока Обама был в Саудовской Аравии, американские законодатели продолжили двигать вперед расследование, направленное на выяснение, были ли причастны саудовские чиновники к атакам 11 сентября. Саудовцы, со своей стороны, пригрозили, что если Конгресс – и потенциально, вся система правосудия США – продолжат расследовать данный вопрос или нацелятся на саудовские активы в качестве реституции для семей жертв, Эр-Рияд нанесет ответный удар, забрав свои значительные запасы из США – потенциально сильный удар по американской экономике.

Учитывая все большее расстояние между США и Саудовской Аравией, а также надвигающуюся угрозу от Ирана, у королевства не осталось выбора, кроме как усилить существующие альянсы в регионе и начать формировать новые отношения. В этом срезе визит короля Салмана в Каир в прошлом месяце должен рассматриваться как начало возобновленного партнерства между Саудовской Аравией и Египтом, в котором также содержится интересный поворот в сторону Израиля.

Пребывание короля Салмана в Каире увенчалось объявлением, что Египет перенесет свои морские границы, в результате чего суверенность двух островов в стратегическом проливе Эт-Тиран перейдет к Саудовской Аравии. Однако, для того чтобы финализировать эту договоренность, двум странам нужно одобрение Израиля, поскольку передача суверенности повлияет на мирный договор Израиля с Египтом 1979 года. На счастье для Саудовской Аравии и Египта, Иерусалим разделяет их чувства по поводу того, что Вашингтон пренебрежительно обходится с ними под администрацией Обамы и что они должны сотрудничать, чтобы вместе преодолеть потерю американской поддержки и бороться с восстающей шиитской осью в регионе. Таким образом, Иерусалим с большим удовольствием удовлетворил просьбу, а это включает в себя прямые и непрямые контакты между Израилем и Саудовской Аравией.

Непрямое вхождение Саудовской Аравии в рамки мирного договора между Израилем и Египтом обозначает значительное достижение в развитии отношений между Израилем и суннитским табором под руководством Саудовской Аравии. Путем передачи Египтом суверенности двух островов Саудовской Аравии и благодаря заверениям последней Израиля, что его права, согласно с мирным договором с Египтом, в результате не пострадают, саудовцы успешно стали молчаливыми партнерами израильско-египетского договора. Что интересно, Турция, которая стоит перед собственными политическими и экономическими вызовами под железным правлением авторитарного президента Эрдогана, была вынуждена также улучшить отношения с Израилем.

Конечно, любое публичное признание дипломатических связей между Саудовской Аравией и Израилем – прямых или других – скорее всего, лишь усугубит беды королевства, в котором теперешний набор экономической слабости, регионального хаоса и напряженных отношений с Вашингтоном и без того является самой большой угрозой для саудовской монархии с момента ее создания. Однако, если королевство проведет необходимые экономические и социальные реформы и будет придерживаться осторожной внешней политики, есть неплохие шансы, что оно успешно переживет текущие невзгоды.

Один из способов, с помощью которого Саудовская Аравия может попытаться преодолеть свои экономические потрясения и модернизировать экономику, является принятие предложений от реформатора-заместителя наследного принца ибн Салмана аль Сауда, известного своим жестким активным мировоззрением. Большая часть ответственности за модернизацию королевства легла на его плечи, поскольку скоро он будет управлять своим народом. Вполне возможно, что некоторые самые прогрессивные элементы реформ – такие, как право женщин голосовать и баллотироваться на выборах – вышли из табора ибн Салмана аль Сауда. Также возможно – и это только гипотеза – что типично консервативная и осторожная традиция Саудовской Аравии сейчас вытесняется амбициозным и прогрессивным молодым монархом. Только время покажет, какую роль сыграет ибн Салман в своем королевстве.

Саудовская Аравия уже более двух лет находится в трудном положении из-за военной операции в Йемене, заставляющей ее погрузиться в поиски любого союзника, который мог бы помочь ей в этой войне, даже если этот союзник — Израиль!

По данным осведомленных источников, Эр-Рияд стремится к сотрудничеству с Тель-Авивом для создания системы противоракетной обороны, аналогичной израильской системе «Железный купол», которую Саудовская Аравия считает самой эффективной системой противоракетной обороны в мире.

Российская газета «Правда» сообщает, что Саудовская Аравия заинтересована в изучении израильского опыта борьбы с ракетной угрозой. В связи с этим, Саудовская Аравия может купить израильскую систему «Железный купол».

Главная система противоракетной обороны Израиля — комплекс «Железный купол». Он был разработан для защиты от неуправляемых тактических ракет с дальностью полета от 4 до 70 километров.

Контекст

Чего ждать Израилю от Москвы и Эр-Рияда

The Jerusalem Post 09.10.2017

Нетаньяху боится разозлить Трампа

Maariv 22.05.2017

Тайный союз между Израилем, Египтом и Саудовской Аравией

Maariv 14.04.2016 «И хотя саудовским силам ПВО удалось сбить ракету, есть серьезные сомнения в том, что в случае массированного ракетного удара Эр-Рияд сможет защитить свою территорию от внешней агрессии. В Эр-Рияде обсуждают возможность сближения с Израилем в сфере создания системы ПРО», — сообщает газета.

«В последние месяцы произошло беспрецедентное сближение между Саудовской Аравией и Израилем. Израильские официальные лица делают осторожные заявления о возможном сближении двух стран. В случае войны между двумя странами иранские ракеты могут стать источником опасности для Саудовской Аравии. Вместе с тем, Саудовская Аравия находится под угрозой баллистических ракет большой дальности, которые запускаются с территории Йемена хуситами в последние месяцы», — сообщает газета.

Новое военное сотрудничество между Саудовской Аравией и Израилем не является первым в своем роде. Война в Персидском заливе в 1991 году стала важным поворотным моментом в истории сотрудничества двух стран. Саудовская Аравия приобрела у Израиля ракетные комплексы «Томагавк», противотанковые ракеты, беспилотные самолеты-разведчики, навигационные устройства, приборы ночного видения, оборудование для минирования и 14 военных мостов, построенных израильской компанией «ТААС». Стоимость одного такого моста составила миллион долларов.

Согласно израильскому новостному агентству News One, сближение между Саудовской Аравией и Израилем происходит на фоне регионального противостояния с Ираном. И здесь возникает закономерный вопрос: смогут ли отношения двух стран улучшиться до такой степени, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетит Саудовскую Аравию и будет гостем в королевском дворце?

Израильский журналист Ами Дор-Он предсказывает, что однажды мы проснемся и услышим удивительные новости о том, что Нетаньяху посетил Эр-Рияд. «Он будет сидеть на золотом стуле и обмениваться улыбками со своими гостеприимными саудовскими товарищами», — сообщает журналист в своей статье.

«Это не дикая фантазия, а возможная реальность, свидетельствующая о новых изменениях на Ближнем Востоке в соответствии с существующими интересами двух стран», — заявляет он.

История тайных контактов и нормализация торговли

Торговые отношения между двумя странами очень разнообразны и имеют глубокие корни. Многие источники отмечают, что маршрут транспортировки саудовской нефти меняется после того, как она покидает саудовские порты и достигает моря, при этом подделываются документы и груз передается в израильские порты. Это происходит с 1990-х годов и тайно продолжается до сих пор.

По данным британского журнала , Израиль защищает саудовскую нефть, перекачиваемую из порта Янбу на Красном море. В соответствии с секретным соглашением между Израилем и Саудовской Аравией, Израиль защищает северный сектор Красного моря, в то время как Египет защищает южный и западный сектора в обмен на финансовую помощь Саудовской Аравии.

Некоторые саудовские компании и правительство Саудовской Аравии закупали израильскую технику для орошения королевских садов и общественных парков, а также заключили ряд официальных соглашений об экспорте цитрусов из Израиля через Иорданию в Саудовскую Аравию. Одна из саудовских компания связалась с канцелярией местного совета поселения Карней-Шомрон и выразила готовность купить там квартиры.

Саудовская Аравия стремится к нормализации

Аналитики считают, что после такой долгой истории тайных отношений и контактов между двумя сторонами, новое руководство Саудовской Аравии продолжит двигаться в этом направлении, но на этот раз открыто и публично. Все показатели подтверждают, что ситуация нормализуется не только между Саудовской Аравией и Израилем, но и между Израилем и многими другими арабскими странами. Ясно, что наследный принц Саудовской Аравии таким образом проявляет инициативу и недавно проскользнувшая информация в СМИ о его визите в Израиль, подтверждает это.

Стремление Саудовской Аравии нормализовать отношения с Израилем воспринимается многими арабскими странами как позор, поскольку оно исходит от государства, которое защищает две священные мечети и святые места мусульман, а теперь оно хочет сотрудничать с теми, кто оскверняет святые места в Палестине и издевается над правами палестинцев с 1948 года по сегодняшний день.

Статьи по теме

Эр-Рияд может втянуть Израиль в войну

Polosa 11.02.2016

Израиль и Саудовская Аравия в одной лодке

NRG 20.01.2016

Неожиданное сближение Саудовской Аравии и Израиля

Slate.fr 29.03.2011 Тайные отношения начались по арабской инициативе

Блокада Катара открывает двери для нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем.

Значительные шаги были сделаны в направлении нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем за последние несколько месяцев, с момента введения блокады против Катара. Они включают в себя обмен информацией и координацию действий против «Движения сопротивления» («Хезболлы» — прим. ред .) и Ирана. Также раскрыты важные подробности визитов студентов и ученых для укрепления отношений и для их изменения с официального уровня до общественного. Знаменитый сайт Wikileaks опубликовал документы, подтверждающие нормализацию отношений между двумя странами, и это вопрос долгих лет, а не дней или месяцев. В просочившихся документах находится информация об этапах сближения между двумя странами, которое началось с того, что Саудовская Аравия подняла вопрос о нормализации отношений с Израилем и выдвинула мирную инициативу в 2002 году, которая была принята ЛАГ на саммите в Бейруте в том же году. В 2006 году саудовцы стали публично заявлять, что Израиль больше не является врагом Саудовской Аравии, а близок к неофициальному союзнику. Это заявление привело к инициативам Саудовской Аравии по сближению с Израилем в 2008 году и это сближение продолжается до сих пор. 27 апреля 2005 года заместителем министра иностранных дел по экономическим и культурным вопросам была направлена телеграмма министру иностранных дел Саудовской Аравии, в которой указывается объем выполненной работы по нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем. Министерство получило телеграмму от главы кабинета министров Саудовской Аравии в которой упоминается юридическая и дипломатическая позиция относительно поведения Саудовской Аравии с иностранными компаниями, тесно связанных с правительством Израиля.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху говорит о сдвиге в отношениях с арабским миром и сближении с «умеренными арабскими государствами» в противостоянии Ирану и «Исламскому государству» (ИГ). Предполагается, что он имеет в виду Саудовскую Аравию и другие монархии Персидского залива.

Скрытые отношения, которые Израиль имеет с Саудовской Аравией и странами Персидского залива, уже не секрет. Начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) генерал Гади Айзенкот 15 ноября в своём первом интервью саудовским СМИ выразил готовность Израиля делиться с арабскими странами разведывательной информацией об иранской угрозе. «Между нами существует много взаимных интересов», – говорит глава Генштаба ЦАХАЛ. В комментарии CNN отмечается, что это интервью генерала «было попыткой установить общий язык между Израилем и арабским миром и заложить основу для дальнейших отношений, делая один крошечный шаг за другим».

Однако израильские шаги навстречу Саудовской Аравии уже не выглядят как «крошечные». К примеру, МИД Израиля в начале ноября поручил своим зарубежным представительствам поддержать действия Эр-Рияда по дестабилизации Ливана. Эксперты оценили это как официальное подтверждение слухов о том, что Израиль и Саудовская Аравия вступают в сговор с целью разжигания напряжённости в регионе.

Ранее подобных дипломатических мер Израиль не предпринимал. Бывший посол США в Израиле Даниэль Шапиро усматривает в изменении израильской политики стремление к установлению нового регионального порядка. По его мнению, саудиты пытаются вывести поле битвы из Сирии в Ливан. А после того как они не смогли свергнуть президента Башара Асада, им нужна израильская поддержка. При этом Тель-Авив рискует быть втянутым в опасную конфронтацию с «Хезболлой», что может перерасти в региональную войну. Пока Израиль к этому не готов. Начальник Генштаба ЦАХАЛ считает, что нужны новая международная коалиция и «крупный план», чтобы остановить иранскую угрозу. По его мнению, нужно вернуться к тотальному давлению на Тегеран. Однако насчёт эффективности американской поддержки в этом давлении есть основания сомневаться.

На первый взгляд ни Саудовская Аравия, ни Израиль не должны жаловаться на новую администрацию в Вашингтоне. Дональд Трамп поддержал позицию Саудовской Аравии по Ирану, положил конец критике Эр-Рияда за войну в Йемене и одобрил новые продажи странам Персидского залива современных видов вооружений. США стали на сторону Эр-Рияда в конфликте с Катаром. Наследный принц Мухаммед бин Салман получил моральную поддержку от президента США в стремлении сосредоточить власть в стране в своих руках. Однако перспектива союза Саудовской Аравии с Израилем зависит не только от этого.

В частности, дальнейшее развитие отношений Израиля с арабским миром связано с решением палестинского вопроса. Открытый альянс королевства и еврейского государства до мирного соглашения Тель-Авива с палестинцами сложно представить даже на фоне враждебности обоих государств к Ирану. В США это тоже понимают. Белый дом занят разработкой нового плана выхода из тупика в палестинском вопросе, хотя весомых результатов пока не заметно. Подтолкнуть израильтян и палестинцев к принятию американского плана не удаётся. Исправить положение взялся наследный принц Саудовской Аравии, который открыл новый фронт в попытках изменить Ближний Восток, вмешавшись в политику руководства Палестины. Президент Махмуд Аббас был в начале ноября приглашён в Эр-Рияд, где ему рекомендовали принять план, представленный администрацией Трампа.

Американский план разработан зятем президента Джаредом Кушнером и содержит явное противоречие: разрешить создать палестинское государство и позволить Израилю оставить еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан. Палестинцы назвали план Кушнера «дорожной картой без определённой дороги». В нём нет предложений по решению спорных вопросов о границах, не предусмотрены условия возвращения палестинских беженцев, умалчивается проблема статуса Иерусалима и др.

Однако вместо того чтобы доработать план и попытаться восстановить доверие палестинцев, администрация Трампа прибегла к принуждению. Государственный департамент не продлил разрешение на деятельность в США дипломатического представительства Палестины. В ответ президент Махмуд Аббас отказался от дальнейших контактов с представителями Трампа.

Саудовская Аравия заняла в этой ситуации позицию США, оставив в стороне интересы палестинцев. Бывший советник по национальной безопасности премьер-министра Нетаньяху бригадный генерал Яков Нагель уверен, что саудиты не заботятся о параметрах мирного соглашения. «Для Эр-Рияда было бы достаточно, если бы израильтяне и палестинцы взяли стихотворение Натана Альтермана, подписали его внизу и назвали это мирным договором», – пошутил он. «Они просто должны сказать, что между Израилем и Палестиной существует соглашение. Им все равно, им наплевать, каково будет соглашение», – делает вывод генерал Нагель. Действительно, для Саудовской Аравии на первый план выходит устранение палестинского препятствия для нормализации отношений с Израилем. Ещё одна региональная проблема поставлена в зависимость от стремления Эр-Рияда ограничить влияние Ирана.

В стратегическом контексте саудовско-израильское сближение можно оценить как новый шаг к разделению Ближнего Востока на два враждебных лагеря. Борьба с Ираном за региональную гегемонию может в конечном итоге привести к крупномасштабному военному противостоянию. Ведь для того чтобы изолировать Исламскую Республику, Соединённым Штатам и их союзникам придётся вести войну от Средиземного моря до Персидского залива.

Ливан, Сирия и Ирак сегодня прочно удерживаются на иранской орбите, в том числе при использовании Тегераном военных формирований шиитского ополчения. В течение последних шести лет иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) подготовил тысячи добровольцев из разных стран, применяя их в Сирии и Ираке. В боях на стороне сирийской армии участвуют, к примеру, отряды афганского ополчения Fatemiyoun численностью 20 тысяч бойцов. У «Хезболлы», больше похожей на регулярную армию, чем на ополчение, численность вооружённых формирований приблизилась к 50 тысячам человек. Иракское шиитское ополчение по своей боевой мощи не уступает ливанской проиранской группировке в Ливане.

Причудливый альянс Израиля и Саудовской Аравии может дать толчок к формированию новой региональной парадигмы.

Избрание новым наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана , 31-летнего сына короля Салмана ибн Абдул-Азиза аль-Сауда , в США назвали «воплощением мечты Израиля». С такой образной оценкой недавно выступил один из ведущих американских знатоков Ближнего Востока, бывший посол США в Израиле (2011−2017) и советник предыдущего хозяина Белого дома по ближневосточным вопросам (2008−2011) Даниэль Шапиро .

Израильская мечта обрести последовательного партнёра в лице крупнейшей арабской монархии постепенно становится реальностью. На нынешнем историческом рубеже интересы ближневосточной демократии и аравийского королевства стали сходиться в одной точке. Их также сближает ощущение угроз, исходящих от одной региональной державы, к которой израильские власти и семья аль-Сауд испытывают практически идентичную неприязнь.

Выдвижение принца Мухаммеда стало желаемым для израильтян результатом, прежде всего, с прицелом на закрепление ситуации геополитического противостояния с Ираном. Амбициозный наследник престола, будущий король, фактически уже исполняющий функции монарха, стал просто находкой для Израиля и администрации США. В Вашингтоне сейчас царит редкое единодушие между демократами и республиканцами в том, что назревающий союз Израиля и Саудовской Аравии следует всячески поддерживать. Оценки дипломата Шапиро, назначенного на пост главы американской дипмиссии в Тель-Авиве при администрации Барака Обамы , подчёркивает этот тренд.

Между тем, среди вашингтонских дипломатов и аналитиков присутствует твёрдое убеждение в том, что на одной враждебности к Ирану прочный израильско-саудовский альянс, с возможным включением в него ещё нескольких суннитских стран региона, не выстроишь. Фундаментом такого антииранского союза может стать историческое соглашение между Тель-Авивом и Эр-Риядом, которое президент США Дональд Трамп в присущей ему манере любит многозначительно именовать «большой сделкой». Сохраняющийся между еврейским государством и арабским миром «болевой синдром» обусловлен палестинской проблемой. Её решение, пусть и носящее промежуточный характер, призвано стать тем самым фундаментом для выхода альянса Израиля и Саудовской Аравии из тени.

Что в связи с этим предлагает Трамп, продвигающий свою «большую сделку»? По сути, ничего нового, только несколько корректировок так называемой Арабской мирной инициативы 2002 года, которую предполагается адаптировать к ближневосточным реалиям с учётом изменений за прошедшие 15 лет (1).

В Вашингтоне молодого наследника саудовского престола называют ярым сторонником снятия табу с отношений арабского мира и Израиля именно на основе Арабской инициативы 2002. Её рамки предполагается несколько расширить и одновременно сделать более гибкими, привести в соответствие с текущей динамикой процессов в регионе. У арабов Персидского залива на поверку весьма ограниченный инструментарий, чтобы привлечь внимание израильтян к своей инициативе. Об этом пока говорится в полголоса, но «большая сделка» Трампа, к которой склоняются и в саудовском Королевстве, может стать одновременно прорывной и реализуемой при включении в неё одного важного для Израиля элемента. Это признание за ним суверенитета над Голанскими высотами, контроль над которыми израильская армия установила после выигранной 50 лет назад «шестидневной войны». Голанские высоты по Арабской инициативе 2002 следует вернуть Сирии. Но самой Сирии сейчас как таковой нет. Сирию Башара Асада ещё в 2011 году исключили из Лиги арабских государств, с ней ни одна арабская монархия Залива не пойдёт на нормализацию отношений. Асад «уступил» арабскую республику иранцам, зачем тогда нам беречь крошечную территорию Голан (около 1200 кв. км) под эфемерным сирийским суверенитетом, примерно так ныне рассуждают в Эр-Рияде и других арабских столицах.

Голаны вкупе с другими пожеланиями Израиля (в частности, создание конфедеративного Государства Палестина при гарантиях Египта, Иордании, Саудовской Аравии и перенос вопроса Иерусалима на самую последнюю стадию решения палестино-изрильского конфликта) представляются саудовцам всё более рациональными. Израильская армия на Голанских высотах - на сегодня одно из лучших решений задачи разрушения сплошной «шиитской оси» от западных границ Ирана до ливанского побережья Средиземного моря (Иран - Ирак ­ Сирия - Ливан).

Под эту цель подходят и самые последние договорённости о создании в юго-западной Сирии зоны деэскалации. Израиль называет это «буфером», и приложил большие усилия для появления на территориях сирийских провинций Кунейтра, Сувейда и Дераа такой «прослойки» зоны безопасности на подступах к своим восточным границам. Примерно за 24 часа до поступления 7 июля сообщений о достигнутом Россией и США при участии Иордании соглашении о южной зоне деэскалации в западных изданиях «презентовали» идею буфера между Израилем и Сирией (2).

Иллюстрация: thetimes.co.uk

Очевидно, «заморозка» ситуации на юге Сирии отвечает интересам Израиля и Саудовской Аравии в большей степени, чем опосредованно присутствующему на сирийском юго-западе (через союзные группировки) Ирану. Тегеран может быть не в восторге от российско-американского соглашения как минимум в силу его «сепаратного» характера, без привлечения иранцев к разработке договорённостей.

Точки сближения позиций Израиля и Саудовской Аравии выходят за рамки Арабской инициативы и палестинского вопроса в целом. География подобного взаимного тяготения двух мощных сил региона впечатляет. В Ливане у них один общий враг - шиитское движение «Хизбалла», пользующееся всемерной поддержкой Ирана. С опорой на «Партию Аллаха» иранцы проецируют собственное влияние на всю линию соприкосновения Израиля с Ливаном и Сирией. Трасса Дамаск - Бейрут под совместным контролем иранских «военных советников», бойцов «Хизбаллы» и сирийской армии стала раздражителем и для израильтян, и для саудовцев.

У последних в Сирии осталась фактически одна опорная точка в лице группировки «Джейш аль-Ислам» («Армия Ислама»), базирующейся в пригороде сирийской столицы Восточная Гута. За неё Эр-Рияд держится всеми силами и в этом ему своё плечо подставляет Тель-Авив. Удары израильской армии вглубь сирийской территории, которые с начала лета участились и приняли более плотный огневой характер, не в последнюю очередь направлены на ослабление противников «Армии Ислама», окруживших её анклав Восточная Гута со всех сторон. Израильская внешняя и военная разведки установили скрытый канал обмена информацией с коллегами из саудовской Службы общей разведки по вопросам, имеющим привязку к активности «Хизбаллы» и непосредственно иранских «советников» в Сирии.

В Ираке у Израиля и Саудовской Аравии та же общая мишень и разделяемая установка на недопущение роста иранского влияния. Руководство шиитского ополчения Ирака «Хашд аль-Шааби» находится под пристальным вниманием спецслужб двух стран. Отслеживается любая активность проиранских группировок Ирака, к чему подключены и ресурсы развесообщества США.

Чтобы исключить попадание правительства шиитского большинства в Багдаде под определяющее влияние Тегерана, «ближневосточный триумвират» в лице США, Израиля и Саудовской Аравии использует и фактор Иракского Курдистана. Постановка курдами на севере Ирака вопроса отделения от «метрополии» каждый раз находится в прямой зависимости от получения разведками трёх указанных стран информации о сближении Багдада и Тегерана. Угроза референдума курдов и сохранение на теле Ирака болевых точек борьбы с террористической ДАИШ («Исламское государство», ИГ, ИГИЛ) - старательно используемые «триумвираторами» рычаги давления на центральное иракское правительство.

В Йемене, где саудовская коалиция ведёт крайне невнятную военную кампанию против местных шиитских повстанцев-хуситов, израильтяне также готовы предложить потенциальному союзнику свои услуги. Сдерживание иранцев от проникновения в беднейшую страну на Аравийском полуострове с моря стало одной из приоритетных целей Королевства. А чтобы закрыть для иранских военно-морских сил доступ к йеменским мятежникам, саудовцам без координации с Израилем и США не обойтись. Уступка Египтом в пользу Саудовской Аравии двух островов в Красном море, при закулисной роли в этой сделке США и Израиля, полностью укладывается в логику блокирования активности ВМС Ирана на подступах к Йемену.

Здесь следует указать на проработку саудовцами одной из важных точек легитимизации будущего альянса с Израилем. Лоббисты сближения с еврейским государством в Королевстве стали указывать на фактическое расширение мирного договора между Израилем и Египтом 1979 года до вида «многостороннего соглашения». Например, по версии бывшего генерала ВС Саудовской Аравии, экс-советника главы королевской Службы общей разведки Анвара Эшки (ныне является директором базируюшегося в саудовской Джидде Ближневосточного центра стратегических исследований), передача египетской стороной суверенитета над островами Тиран и Санафир ведёт к де-факто признанию Эр-Риядом Кэмп-Дэвидских соглашений 1978 года. Таким образом создаётся международно-правой фундамент по выводу израильско-саудовских отношений при поддержке со стороны Египта и США из регионального «андеграунда».

Если Саудовская Аравия признаёт «Кэмп-Дэвид», это становится первым шагом на пути официального признания права еврейского государства на существование. Что важно подчеркнуть, подобный шаг Королевство делает до каких-либо серьёзных подвижек в процессе палестино-израильского урегулирования. Хотя буква и дух Арабской инициативы зиждятся именно на том, что пока Израиль не вернётся к границам 1967 года, его признание авторами Инициативы невозможно.

В июле 2016 года в Израиле побывала делегация из Саудовской Аравии, возглавляемая Анваром Эшки. Это не стало особой сенсацией, учитывая серию уже состоявшихся до того контактов двух стран по различным вопросам ближневосточной повестки. Но эмиссары Саудовской Аравии, пусть и на неофициальном уровне экспертов и бизнесменов, впервые в публичном режиме прибыли в Израиль обменяться мнениями. В состав делегации вошли представители академических и предпринимательских кругов Саудовской Аравии. В ходе визита делегация встретилась в Иерусалиме с генеральным директором МИД Израиля Дори Гольдом , координатором операций Армии обороны Израиля в Иудее и Самарии (Западный берег Иордана) генерал-майором Йоавом Мордехаем , а также с группой депутатов Кнессета от оппозиции. Заявленной целью визита стало продвижение Арабской мирной инициативы в урегулировании палестино-израильского конфликта.

Заметим, Дори Гольд встречался с Анваром Эшки летом 2015 года в США, впритык к тому времени, когда заключение соглашения мировых держав с Ираном по его ядерной программе вышло на финишную прямую. Это и многое другое наводит на мысль, что палестинская тема важна для Тель-Авива и Эр-Рияда для нахождения точек сближения. Но Иран куда актуальнее для двух ближневосточных столиц, имеющих с ним свои особые счёты.

В последние годы Израиль не сделал ни одного враждебного шага непосредственно против Саудовской Аравии. Та ответила ему взаимностью. Одного этого достаточно для подготовки почвы, на которой семена антииранского настроя двух региональных держав могут уже в ближайшее время дать свои «геополитические всходы».

Однако, перспективы формирования израильско-саудовского альянса не так очевидны, как может показаться при поверхностном взгляде. Тот же американский знаток Ближнего Востока Даниэль Шапиро предупреждает действующую американскую администрацию о чреватости завышенных ожиданий от нового наследника саудовского престола. Молодой принц слишком импульсивен и одновременно неопытен. На это наслаивается фактор его огромных амбиций диктовать условия Эр-Рияда всему арабскому миру, что уже создало американцам ряд проблем в разразившемся в начале лета кризисе вокруг Катара. Шапиро и другие сторонники прагматичного ближневосточного курса в Вашингтоне предлагают администрации Трампа сделать Мухаммеду бин Салману «сильное предупреждение» в том, чтобы его «шаги впредь не ставили под удар интересы Америки».

Союз Израиля и Саудовской Аравии уже существует примерно с того времени, когда шесть мировых держав в июле 2015 года заключили ядерную сделку с Ираном. «Отыграть назад» шаг тогдашней администрации Белого дома израильтяне не смогли, но они быстро нашли себе партнёра в деле фронтального сдерживания Ирана. За прошедшие два года, особенно с учётом изменений во властных коридорах Вашингтона, Израиль приблизился к заветной цели создания пусть и во многом ситуативного, но альянса по интересам с крупными арабскими странами.

Разделение труда в рамках антииранского союза Израиля и суннитских арабских государств Ближнего Востока просматривается достаточно чётко. Аравийцы заинтересованы в задействовании на треке конфронтации с Ираном силовых потенциалов Египта и Израиля. У египтян одни из сильнейших вооружённых сил региона, у них сравнительно мощный надводный флот, который призван в случае острой необходимости поставить заслон иранским боевым кораблям в акватории Красного моря. Израильтяне располагают не только высокомобильной армией с сокрушающей огневой мощью, дополненной недавно (в декабре 2016 года) принятием на вооружение многоцелевых истребителей F-35. Один только подводный флот ВМС Израиля способен решать такие задачи по сдерживанию Ирана, которые на десятилетия вперёд непосильны для всех арабских стран региона вместе взятых. В арсенале еврейского государства лучшие спецслужбы на Ближнем Востоке, одна из наиболее разветвлённых сетей сбора информации, в том числе и с опорой на агентурную разведку.

С приходом в Белый дом Дональда Трампа позиции Израиля в администрации и Конгрессе США претерпели значительное усиление. Это представляет для арабских монархий большой интерес, который уже выдал конкретный результат в виде первого зарубежного турне 45-го американского президента, посетившего в мае только две страны региона - Саудовскую Аравию и Израиль.

У Израиля и ведущих игроков арабского мира появляется всё больше общих врагов и неуклонно сужается поле предыдущих разногласий принципиального характера. Общая враждебность к Ирану, «сирийскому режиму», ливанской «Хизбалле», иракскому ополчению «Хашд аль-Шааби», йеменским повстанцам-шиитам, исламистской организации «Братья-мусульмане» перевешивает сохраняющееся расхождение позиций в палестинском вопросе. И те, и другие открыты к интенсивному диалогу и координации действий, по итогам которых на переформатируемой карте Ближнего Востока может появиться совершенно новый альянс.

(1) Арабская мирная инициатива была предложена предыдущим королем Саудовской Аравии Абдаллой ибн Абдул-Азизом аль-Саудом в 2002 году. Она предусматривает уход Израиля со всех оккупированных палестинских территорий и возвращение к границам 1967 года. Согласно инициативе, Израиль признает суверенное палестинское государство со столицей в Восточном Иерусалиме. Кроме того, инициатива оговаривает справедливое решение проблемы палестинских беженцев. В случае выполнения всех этих условий, арабские государства будут считать конфликт с Израилем исчерпанным и установят с ним отношения в рамках всеобъемлющего мира.

(2) Израиль «подталкивает» Россию и США к созданию «буферной зоны» в южной Сирии, которая бы гарантировала безопасность восточных рубежей еврейского государства. Израильтяне добиваются для себя гарантий в том, что боевикам ливанской «Хизбаллы» и других поддерживаемых Ираном группировок не будет позволено вести военные действия в данной зоне. Об этом со ссылкой на свои ближневосточные источники 6 июля сообщила британская The Times. По данным издания, представители Израиля присутствовали «в кулуарах» ранее состоявшихся в иорданском Аммане встреч между США и Россией, на которых обсуждался вопрос «будущего южной Сирии». Британской газете стали известны примерные очертания «буфера». Он протянется на более чем 50 км к востоку от района Голанских высот на израильско-сирийской границе до города Дераа (административный центр одноимённой сирийской провинции). «Буферная зона» далее дойдёт до предместий города Сувейда, находящегося под контролем правительственных войск.

«Я верю, что вместе мы можем отразить иранский марш агрессии и террора в регионе и расстроить безудержное стремление Ирана стать ядерной державой», — заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, приветствуя президента США Дональда Трампа в Иерусалиме. Единственный раз слово «террор» прозвучало в выступлении израильского политика именно применительно к Ирану.

Эту державу израильский и американский лидеры упоминали в своих речах чаще, чем какую бы то ни было другую, демонстрируя, что, как и в ходе визита в Саудовскую Аравию, одна из главных задач поездки Трампа в Израиль — создание антииранской оси Тель-Авива и Эр-Рияда под патронатом США.

Американский президент во время визита в Израиль говорил об этой цели открытым текстом. Так, рассказывая Нетаньяху о своей поездке в Эр-Рияд, он не смог не упомянуть об иранской проблеме.

«Во время моего визита в Саудовскую Аравию я встречался со многими лидерами арабского и исламского мира, включая короля Сальмана. <…> Эти лидеры выражали ту же озабоченность, которую разделяем и мы, — относительно ИГИЛ*, возрастающих амбиций Ирана <…> и опасности экстремизма», — заявил Трамп.

Ранее на совместной пресс-конференции с президентом Израиля Реувеном Ривлином Трамп выразился ещё яснее: «Среди ваших арабских лидеров растёт понимание того, что у них с вами есть общая точка соприкосновения интересов, — угроза, которую представляет Иран. То, что происходит с Ираном, привлекает многих на Ближнем Востоке на сторону Израиля», — заявил американский президент.

Как член Лиги арабских государств, Саудовская Аравия формально поддерживает право палестинцев на самоопределение и выступает за возвращение Израиля к границам 1967 года. Между двумя государствами даже нет официальных дипломатических связей. Однако на практике, на фоне роста политического и военного потенциала шиитского Ирана, оппонирующего как ваххабитскому режиму в Саудовской Аравии, так и Израилю, отношения между Эр-Риядом и Тель-Авивом в последние годы улучшились.

«По своему мировоззрению Трамп очень близок к позиции Израиля, то есть считает Иран террористическим государством, которое поддерживает террористические организации», — прокомментировала взгляды американского лидера в интервью RT кандидат исторических наук, эксперт Центра Среднего Востока Института востоковедения РАН Ирина Федотова. — Поэтому президент Трамп открыто говорит о том, что надо противостоять угрозе Ирана».

  • Президент Ирана Хасан Роухани
  • Reuters

Нефтью и сталью

Чтобы создать антииранский союз, необходимо было сделать Саудовскую Аравию и ряд других государств партнёрами под стать Израилю. Поскольку королевство и наиболее боеспособные страны залива — ОАЭ и Катар — понесли серьёзные потери во время йеменской кампании, нужно было их усилить в военном плане. При этом администрация Трампа не преминула воспользоваться тяжёлой ситуацией союзников, затребовав от них выгодные США контракты и инвестиции.

Визит Дональда Трампа в Саудовскую Аравию ознаменовался заключением масштабных контрактов на общую сумму более $380 млрд. Это крупнейший пакет сделок за всю историю отношений двух стран. Самая крупная — соглашение о поставке вооружений в Саудовскую Аравию на сумму $110 млрд. Документ подразумевает продажу Саудовской Аравии американских разработок в области кибербезопасности, танков, артиллерии, военных кораблей, вертолётов, систем ПВО и американской системы ПРО THAAD. По сообщению The New York Times, активным сторонником заключения оборонного соглашения выступил зять Трампа Джаред Кушнер.

  • Reuters

Кроме того, американский оборонный гигант Lockheed Martin подписал с саудовским правительством дополнительное соглашение на $6 млрд о сборке 150 вертолётов Black Hawk. Представители американской нефтегазовой индустрии заключили со своими саудовскими коллегами несколько сделок на сумму в $22 млрд. Как сообщает Blumberg, Saudi Aramco подписала 16 соглашений на общую сумму $50 млрд с 11 американскими компаниями. Только стоимость сделки с General Electric Co. составляет $15 млрд.

Наконец, государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии и американский частный фонд Blackstone Group LP договорились о создании совместного фонда инвестиций с капиталом в $40 млрд. Половину этой суммы внесут саудовцы, но большая часть средств будет инвестирована в инфраструктуру США. Как передаёт CNBC, президент Blackstone Гамильтон Джеймс заявил, что эта инициатива «создаст хорошо оплачиваемые рабочие места в США и основу для стабильного и долгосрочного экономического роста».

«Это был грандиозный день. Грандиозные инвестиции в Соединённые Штаты… Сотни миллиардов долларов инвестиций в Соединённые Штаты и рабочие места, рабочие места, рабочие места!» — прокомментировал американский лидер экономические итоги своей поездки.

По словам министра иностранных дел Саудовской Аравии Аделя Аль-Джубейра, визит Трампа знаменует «начало поворотного момента» в отношениях с арабским миром.

Оружейный вопрос

Помимо саудовских лидеров в Эр-Рияде Трамп встретился с некоторыми главами государств, прибывшими на заседание Совета сотрудничества государств Персидского залива, и участниками Арабо-исламско-американского саммита. В частности, он провёл переговоры с президентом Египта, королём Бахрейна, эмирами Катара и Кувейта и возглавлявшим делегацию Объединённых Арабских Эмиратов наследным принцем Абу-Даби. И если в беседе с президентом Египта фельдмаршалом ас-Сиси речь шла о борьбе с терроризмом и будущем визите Трампа в Египет, то в разговорах с лидерами ближневосточных монархий Трамп не скрывал коммерческого интереса.

По словам президента США, главной темой переговоров с эмиром Катара Тамимом бин Хамадом Аль Тани должно было стать «приобретение большого количества прекрасной военной техники, потому что никто не делает её лучше, чем Соединённые Штаты». Во время встречи с эмиром Кувейта шейхом Сабахом аль-Ахмедом аль-Джабером ас-Сабахом американский лидер поблагодарил своего визави за покупку «потрясающего количества американского вооружения».

«Благодаря подписанным контрактам страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива получают дополнительную помощь в том, что касается обеспечения их безопасности и уровня вооружённости их армий, и полностью покрывают свои потребности», — прокомментировал RT успехи Трампа в сфере продажи оружия профессор кафедры современного Востока Российского государственного гуманитарного университета Григорий Косач.

Израиль может не беспокоиться

Многомиллиардный пакет соглашений с Саудовской Аравией, и в первую очередь его военно-техническая составляющая, вызвали озабоченность в части правящих кругов Израиля. Так, министр энергетики этой страны Юваль Штайниц, представляющий правую партию «Ликуд», заявил: «Саудовская Аравия не та страна, с которой у нас есть дипломатические отношения, она по-прежнему враждебна для нас, и никто не знает, что будет в будущем!» Свою озабоченность высказали также Аюб Кара — министр без портфеля в правительстве Нетаньяху и министр разведки Исраэль Катц.

Израильские политики обеспокоены прежде всего сохранением военного лидерства в регионе и превосходства над любой арабской державой и коалицией стран.

Впрочем, тот факт, что американо-саудовское соглашение продвигалось одним из наиболее активных лоббистов Израиля — зятем Дональда Трампа Джаредом Кушнером, даёт основания полагать, что интересы еврейского государства не пострадают. Бывший советник по национальной безопасности премьер-министра Израиля Яков Амидрор в интервью The Times of Israel отметил: «Администрация США очень чувствительно относится к сохранению военного превосходства Израиля. Так было с предыдущими администрациями, и это верно в отношении нынешней администрации». Косвенно эти слова подтверждает решение руководства США сохранить для Израиля безвозмездные ежегодные гранты на приобретение вооружений, которые для большинства других бывших получателей американской военной помощи заменят военными кредитами.

  • Reuters

Биньямин Нетаньяху неоднократно выступал за сближение с Саудовской Аравией. «Речь идёт о возможности дальнейшего сближения между Саудовской Аравией и странами залива — с одной стороны и Израилем — с другой», — полагает Григорий Косач. Созданный в Эр-Рияде в заключительный день визита Трампа исламский оборонный союз не только не угрожает интересам Израиля, но и предполагает участие в нём американской и израильской сторон, говорит Ирина Федотова. В первоначальных планах «и США, и Израиль не должны были быть членами этого союза, но должны были принимать в нём участие, делиться своими разведданными, информацией», — отмечает она.

Вместе против Ирана

Ещё до визита в Израиль Дональд Трамп обозначил главного противника, «по вине» которого США накачивают оружием Ближний Восток, — это Иран. Традиционный внешнеполитический противник Саудовской Аравии и Израиля не был приглашён на помпезное заседание Арабо-исламско-американского саммита 21 мая под руководством Трампа и короля Сальмана, но упоминался там часто. Лидеры США и Саудовской Аравии заклеймили Иран как главного спонсора мирового терроризма и призвали к изоляции исламской республики.

  • Reuters

«От Ливана до Ирака и Йемена Иран финансирует, вооружает и тренирует террористов, вооружённые формирования и другие группы экстремистов, которые сеют разрушения и хаос в регионе», — заявил, в частности, президент Трамп.

Тот факт, что на встрече, которая, как предполагалось, должна быть нацелена на борьбу с терроризмом, говорили в основном о противодействии Ирану, а в качестве террористических организаций наряду с Аль-Каидой* и ИГ упоминали йеменских хуситов и ливанскую «Хезболлу», даёт основания полагать, что под борьбой с терроризмом США и Саудовская Аравия понимают, в первую очередь, противодействие проиранским силам в регионе.

Это вполне вписывается в израильское понимание приоритетных угроз на Ближнем Востоке. Ещё в 2016 году тогдашний министр обороны страны Моше Яалон ёмко сформулировал его так: «Если бы мне пришлось выбирать между ИГИЛ и Ираном, я бы выбрал ИГИЛ».

Иначе размещение в Саудовской Аравии Международного центра по борьбе с экстремизмом и терроризмом кажется просто фантасмагорическим. Ведь даже американский обыватель знает, что финансирование радикальных исламистских организаций идёт в основном от идеологически близких ваххабитских монархий залива.

По итогам форума арабских и исламских стран в Эр-Рияде была принята декларация о создании до 2018 года стратегического союза стран региона и выделении 34 тыс. военнослужащих для борьбы с терроризмом в Ираке и Сирии.

Больше хаоса

Иран, естественно, не мог не отреагировать на направленные против него инициативы США, Саудовской Аравии и Израиля.

22 мая, в день прибытия Трампа в Израиль, экс-президент Ирана Мохаммед Хаттами подтвердил, что страна продолжит развивать программу строительства баллистических ракет. «Иранская нация решила быть мощной, — передаёт его слова Reuters. — Наши ракеты нужны для мира и обороны. <…> Американские официальные лица должны знать, что когда нам будет необходимо технически испытать ракету, мы сделаем это и не будем ждать их разрешения». Командующий Второй военно-морской зоной Корпуса стражей исламской революции генерал Али Размжоу в этот же день подчеркнул, что Иран обладает превосходством в сфере разведки в регионе Персидского залива, передаёт Farsnews.

Агрессивные действия США, поставки противникам Ирана оружия и создание саудовско-израильского альянса подталкивают и без того продолжающуюся в регионе гонку вооружений.

Как отмечает эксперт Центра Среднего Востока Института востоковедения РАН Ирина Федотова, «те возможности, которые США предоставляют Саудовской Аравии, несоизмеримы с военным потенциалом Ирана». Собеседница RT не считает, что исламская республика может выйти из соглашения по ядерной программе, чтобы компенсировать отставание от Израиля и стран Персидского залива, но уверена, что «усилия по дальнейшему наращиванию своего оборонного потенциала Иран будет предпринимать».

«Иран, если будет вооружаться, то будет вооружаться из других источников (без помощи стран Персидского залива. — RT ), и тогда проблема может переходить на более высокий уровень международной напряжённости», — полагает Григорий Косач, имея в виду Россию. То, что в случае ужесточения американского давления на Иран эта страна будет сдвигаться к более тесному союзу с Россией и Китаем, кажется весьма вероятным и Ирине Федотовой.

В то же время эксперт Центра Среднего востока Института востоковедения РАН полагает, что США не будут в ближайшее время пересматривать договорённости с исламской республикой по её ядерной программе. Основное противостояние будет вынесено на периферию, в уже идущие зоны конфликта, где участвуют, с одной стороны — Иран, а с другой — США, Израиль и Саудовская Аравия. Наиболее явная «жертва» — Сирия.

«Усиление там противоречий будет мешать достижению каких-то договорённостей и мирному урегулированию ситуации в Сирии», — утверждает Федотова.

Но это как раз и есть тайная цель Тель-Авива, уверен другой эксперт — президент Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами Вячеслав Матузов. «У Израиля есть своя точка зрения на события в Сирии, для них неприемлема ни победа Асада над террористами, ни победа террористов над Асадом. Им выгоден полный разгром и тех и других, и чтобы на территории Сирии образовалось множество марионеточных государств, не представляющих никакой угрозы для самого Израиля», — утверждает Матузов в беседе с RT.

* «Аль-Каида», «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) — террористические группировки, запрещённые на территории России.