Методика массовой работы учреждений культуры. Массовое мероприятие - это что такое? Инструкция по организации Виды массовых мероприятий


Одним из важнейших направлений воспитательной работы является развитие творческого потенциала сотрудников и организация досуга в не служебное время. Для этого создаются культурно-досуговые центры (КДЦ).

Целью деятельности КДЦ является:

Развитие творческого начала личности, содействие формированию интереса к системе творческих объединений, к участию в смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках и т. д.

Задачи КДЦ:

Удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

Организация досуга;

Создание локальной культуры правоохранительных органов, спо-собствование укреплению его имиджа на всех уровнях;

Создание программы вторичной занятости сотрудников правоох ра-нительных органов;

Реализация и укрепление взаимодействия правоохранительных ор-ганов, других общественных организаций, клубов и объединений, а также содействие их работе и развитию.

В результате реализации культурно-массовой работы с сотрудниками правоохранительных органов должны быть сформированы такие качества личности как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские и организационные качества.

Деятельность КДЦ реализуется по следующим направлениям:

Организация праздничных мероприятий.

Организация соревнований.

Организация творческих конкурсов.

Организация экскурсий, посещение театров, концертов, выставок.

Таким образом, целями и задачами культурно-массовой работы является:

1. Поднятие культурного уровня сотрудников в целях формирования у них нравственных, духовных, культурных ценностей и потребностей, а также этических норм поведения в обществе.

2. Развитие и стимулирование художественной самодеятельности среди сотрудников.

3. Создание условий для творческой самореализации сотрудников че-рез художественную самодеятельность и культурно-массовую работу.

4. Создание единого административного аппарата способного скоординировать и оптимизировать взаимодействие командования органов со всем спектром творческих коллективов сотрудников.

5. Информационная, организационная и административная поддержка, как существующих творческих коллективов сотрудников, так и вновь создающихся.

6. Участие творческих коллективов сотрудников и отдельных исполнителей в фестивалях и конкурсах.

7. Организация культурного досуга сотрудников через массовые мероприятия, в проведении которых принимает участие большое число самих сотрудников.

8. Организация и проведение концертов и творческих встреч с сотрудниками профессиональных коллективов и исполнителей.

Практическое решение многообразных и сложных задач учреждения культуры осуществляют преимущественно в массовых формах культурно-досуговых программ, на кото­рых, как правило, присутствует смешанная аудитория. Смешанная аудитория отличается, как правило, пестрым

спектром довольно противоречивых личностно-ценностных установок, уровнем развития общей культуры, сознания и возрастных интересов, сложившейся системой взглядов и убеждений.

Следовательно, специалисту учреждения культуры не­обходимо обладать универсальными знаниями и навыками, как этого требует от него специфика работы со смешанной массовой аудиторией.

Овладение методикой подготовки и проведения массо­вых форм культурно-досуговой деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей спе­циалистов учреждений культуры, позволяет определить и уровень научной организации труда, проверить правиль­ность технологического процесса самых трудоемких и мас­штабных культурно-досуговых программ.

Многофункциональный, комплексный характер техно­логического процесса подготовки массовых форм культур­но-досуговой деятельности характеризуется сложностью, многослойностью, зависимостью от множества объектив­ных и субъективных факторов. Это объясняется тем, что они видоизменяются от происходящих перемен в общест­венной жизни и психологии, что оказывает непосредствен­ное влияние на их подготовку и проведение. Массовые формы культурно-досуговой деятельности носят активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного творчества масс.

Сложность и многоплановость массовых форм культур­но-досуговой деятельности требуют от специалистов глубо­кого понимания механизма их действия. Исходной точкой технологического процесса является определение цели, ра­ди чего создается та или иная форма культурно-досуговой деятельности.

Цель, поставленная перед организаторами массовой формы культурно-досуговой деятельности, включает в себя изучение состояния социальной среды, которая образует совокупность конкретно-исторических общественных отно­шений, объективных и субъективных условий и факторов.

Введение в структуру массовых форм культурно-досуговой деятельности различных видов искусства и ху­дожественно-образных элементов способствует повышению эффективности их воздействия.

Массовые формы культурно-досуговой деятельности по возможности использования выразительных средств и мас­штабам вовлекаемых людей стали эффективным способом организационно-творческой деятельности людей.

Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности предполагает систему знаний как об отборе содержания, так и о характере, специ­фике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения в соответствии с задачей единства содержания и формы. И здесь существуют два критерия: правда и выра­зительность. Если в массовых формах культурно-досуговой деятельности нет жизненной и художественной правды, то она попросту бесцельна. Но она бесполезна и в том случае, если нет выразительности в передаче содержа­ния. «Содержание, - писал Гегель, - есть не что иное, как переход формы в содержание, и форма есть не что иное, как переход содержания в форму» 1 .


В каждой массовой форме культурно-досуговой дея­тельности имеются четыре основных компонента: а) содер­жание; б) композиция; в) набор средств художественного воздействия; г) аудитория и ее расположение в пространст­ве.

Среди массовых форм наиболее популярны праздники, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, яр­марка, шоу-программы и т.д. - каждая из этих форм в от­дельности, тем более цикл, несет огромный смысловой и эмоциональный заряд. В крупномасштабных формах, таких,

1 Гегель. Соч. - М.; Л., 1930. - Т. 1. - С. 224.

например, как праздники, поднимаются темы истинно на­родные. В них конкретные, местные факты подаются мак­симально обобщенно. В силу этого они выдвигают свои, только им присущие формы сценической выразительности, особые методы, средства и способы сценического отобра­жения. В основе крупномасштабных форм - торжественно-патетическая тема, свободное оперирование пространствен­ными и временными представлениями, логика построения действия, трактуемого в условно-обобщенных категориях.

Свойственная этой форме воздействия коллективная эмоциональность вызывает большой заряд коллективной созидательной энергии, которую необходимо умело направ­лять, на основе регулирования межличностного общения и социально-психологического механизма воздействия.

Процесс общения является исходной предпосылкой по­строения технологического процесса во всех массовых формах культурно-досуговой деятельности. Общение как своеобразное проявление социальной активности людей вы­зывает к жизни всю совокупность человеческих связей, ос­нову которых составляют производственные отношения.

Общение людей различных интересов - сложный и мно­гогранный процесс, способствующий сопереживанию, а следовательно, и взаимопониманию людей. Высокий эмо­циональный подъем в процессе общения усиливает степень мобилизации выразительных средств. Поэтому общение яв­ляется важнейшим инструментом создания условий, кото­рые способствуют в массовых формах культурно-досуговой программы нарастанию эмоциональных переживаний и со­переживаний, настроений и чувств людей. Общение, как и все остальные элементы, должно быть в общих чертах за­программировано в сценарии массовой формы культурно-досуговой программы, т.е. возможности учреждений куль­туры и их спонсоров в материальном обеспечении, привле­чении художественных сил для решения конкретных задач.

Эта работа позволяет определить, во-первых, форму бу­дущей массовой культурно-досуговой программы (театра­лизованное представление, массово-зрелищное, тематиче­ский вечер, обряд и т.п.), что очень важно знать при состав­лении сценария, а во-вторых, методику его подготовки и проведения с учетом ориентации на определенную аудито­рию, для которой она будет осуществлена. Затем происхо­дит написание режиссерского сценария, утверждение и уточнение программы на художественном совете и распре­деление функций каждого специалиста в целях обеспечения четкой организации технологического процесса подготовки и проведения программы в учреждении культуры.

Составление и утверждение сметы расходов на подго­товку и проведение массовой формы культурно-досуговой программы контролируются членами совета учреждения культуры.

Успех здесь во многом зависит от того, насколько в тех­нологическом процессе точно учитывались социально-психологические механизмы объединения людей, имеющие интенсивную эмоциональную окраску и активный характер.

Важное значение в подготовке массовой формы куль­турно-досуговой программы имеет умелый подбор творче­ских работников, прежде всего, сценариста-режиссера.

Однако немногочисленность кадров, способных квали­фицированно подготовить и провести культурно-досуговую программу, тормозит поиск новых творческих решений.

Все большую роль в подготовке массовых форм куль­турно-досуговой деятельности стала играть группа техниче­ского обеспечения, которая осуществляет звуковое и свето­вое оформление, радиофикацию, отвечает за транспорт, и группа материально-хозяйственного обеспечения, которая организует обеспечение питания и торгового обслуживания сувенирами, охрану порядка и медобслуживание.

Массовые формы культурно-досуговой деятельности классифицируются по двум признакам: содержанию и дра­матургической организации материала.

Многолетняя практика передовых учреждений культуры Российской Федерации показывает, что наиболее популяр­ными и действенными являются следующие типы вечеров: вечер отдыха, вечер-встреча, вечер-конкурс (интеллекту­альный, спортивный), традиционный новогодний праздник, киновечер, выпускной вечер, вечер поэзии, семейный вечер, вечер песни, музыкальный вечер, вечера-комментарии, ве­чера вопросов и ответов: «Что нового, господин дирек­тор?»;, «Формула рабочего дня» и др. В общей сложности подобных типов вечеров насчитывается свыше тридцати.

У каждого типа вечеров своя специфика и методика подготовки и проведения. Если понятие «вечер» употребля­ется в привычном, буквальном значении, то его опреде­ляющей характеристикой является вторая часть термина -«митинг», «смотр», «отчет» и т.п. Это, по сути дела, и обу­словливает отбор содержания, указывает на приемы и спо­собы достижения цели.

Для методики и проведения вечера, кроме точного опре­деления типа вечера, не менее важно определить его жанр. Достаточно сказать, что только вечер-митинг может быть и торжественный, и траурный, и митинг протеста, и митинг поддержки, и митинг солидарности и т.д.

Игнорирование жанрового определения в подготовке и проведении вечера решающим образом сказывается на его качестве. На практике, как правило, не удается реализовать все.жанровое многообразие вечеров, что, в свою очередь, может исказить смысл содержания. При этом никакая кон­центрация выразительных средств сама по себе не гаранти­рует качества. Дело не столько в обилии разнообразных ху­дожественных приемов, сколько в умелом и оправданном их использовании.

Несмотря на развитие средств массовой информации не утратила своей значимости и такая форма культурно-досуговой деятельности, как устный журнал.

Возникнув как оперативная, информационная форма клубной работы, устный журнал не только сохранил эту специфику до наших дней, но и получил дальнейшее разви­тие. Следует уметь различать общую и конкретную инфор­мацию, которую несет устный журнал, акцентировать вни­мание на необходимости использования новых материалов.

При организации работы редколлегии журнала учиты­вают следующие моменты: планирование работы редколле­гии, распределение обязанностей между ее членами, работа по отбору материала, с выступающими, ведущими, подго­товка связок между страницами и их организация в единое целое, художественное оформление устного журнала. За­конченность каждой страницы, обзорно-комментаторский способ освещения событий, введение методов иллюстриро­вания и театрализации позволяют специалистам эффектив­но использовать устный журнал в культурно-досуговой дея­тельности и в современных условиях.

Итак, методика массовых форм культурно-досуговых программ включает:

Четкое осмысление и понимание цели всеми участни­ками;

Анализ вида, типа и жанра массовой формы;

Определение содержания, соответствующего цели программы;

Органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих творческий процесс (познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный);

Создание условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;

Выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, для которой оно проводится, обеспечение максимальной активности зрителей, слушателей.

Таким образом, массовая форма культурно-досуговой программы - это и способ организации содержания и его донесения до зрителей, и методика организации восприятия материала на основе культурного общения.

Подготовка и проведение социально-культурных мероприятий различного рода фестивалей, праздников, смотров и т.п. в масштабе города, региона или страны имеют свои особенности. Связано это как с их масштабами, так и с их многопрофильностью и многоплановостью. При организации такого рода мероприятий требуется координация действий различных служб и учреждений.

Прежде всего, создается оргкомитет по подготовке и проведению мероприятия под председательством представителя соответствующего органа власти. В состав оргкомитета включаются представители других властных структур, отвечающих за различные участки работы в том числе транспорт, торговлю, обеспечение общественного порядка и т.д. Организационный комитет составляет план работы, определяет общий замысел мероприятия. Одной из обязанностей оргкомитета является нахождение источников финансирования мероприятия и утверждение сметы расходов.

На регулярно проводимых заседаниях оргкомитета заслушивается информация о ходе подготовки мероприятия по каждому из направлений, выезды на места, оказание помощи в установлении связи между родственными учреждениями и организациями.

Наряду с головным оргкомитетом могут создаваться региональные оргкомитеты, а также штабы, дирекции, рабочие группы по отдельным направлениям общей программы, имеющие соответствующие планы. В этих планах детально прорабатывается профильная часть программы мероприятия, включая сценарную основу, режиссерско-постановочный план, подбор исполнителей и коллективов, оборудование сценических и игровых площадок и т.д. Работа членов оргкомитета не заканчивается с началом мероприятия. В ходе его проведения члены оргкомитета наблюдают за его ходом и оказывают необходимую помощь. Оргкомитет заканчивает свою деятельность анализом проделанной работы.

Своя специфика есть в организации различного рода конкурсов и смотров. В период подготовительной работы создается организационный комитет, решаются финансовые вопросы, разрабатываются условия конкурса, осуществляется оповещение о нем и предварительный отбор участников. В процессе конкурсной программы важная роль отводиться жюри. Конкурс или смотр заканчивается подведением итогов, включая награждение победителей. Так при подготовке и проведении массового культурно-досугового мероприятия выстраивается следующая организационная цепочка: создание инициативной или рабочей группы, уточнение целей и задач, составление плана подготовки и назначение ответственных за его разделы, подбор исполнителей, подготовка сценарной основы, репетиционно-постановочные действия, проведение самого мероприятия, анализ полученного результата, подведение итогов.


Культурно-массовые формы СКД - это особый вид социально - культурной деятельности, который благодаря своему содержанию, использованию средств и методов эмоционального воздействия на людей, охватывает духовную жизнь максимально широкого круга населения с целью его всестороннего духовного развития. Универсальность культурно - массовой деятельности обусловлена, прежде всего, богатством её предметного и видового разнообразия.

К основным функциям культурно-массовой работы относятся :

Гедонистическая - это развлечения, носят характер забавы с тем, чтобы отвлечь от насущных проблем и дать им компенсацию за нереализованные устремления в социально значимой деятельности.

Образовательная - это освоение нового, это система непрерывного дополнительного образования и самообразования.

Воспитательная и развивающая - культурно-массовые мероприятия направлены на воспитание эстетического вкуса и развитие творческих способностей личности, способность к самоорганизации, к самооценке, к умению возрождать и нести в себе духовные ценности.

Социализация личности - стимулирование социальной активности людей и формирование системы духовных ценностей. Функция возрождения народных традиций - осуществляется передача народного опыта как от одного поколения к другому, так и в синхронном разрезе внутри общества, между странами и народами.

Художественно-творческая активность - эффективное стимулирование включения личности в культурно - творческий процесс. Под технологией организации культурно - массовых форм СКД, понимают процесс, где совокупность операций выстроена по определённым этапам, где каждый этап представляет собой совокупность действий, отражающих закономерную последовательность их осуществления.

Технология организации и проведения культурно-массового мероприятия:

1. Анализ обстановки , определение темы мероприятия (о чём?), определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?), определение масштаба мероприятия, выбор формы воплощения замысла, сбор первоначальной информации и формулировка цели, составлении сметы расходов. Цель организаторов культурно-массового мероприятия - соединить в единый технологический процесс организаторский и методический виды деятельности.

· Создание сценарной, режиссёрской и организаторской групп для подготовки и проведения программы, Перед организаторами встаёт задача добиться понимания целесообразности общей деятельности, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении поставленной задачи, нацелить на самостоятельное решение возникших вопросов, наладить информацию о положении дел.

· Создание организационно педагогических условий для творческого процесса. Выработка у участников мероприятия и актива чувства ответственности за порученное дело, умение соизмерять свои силы и возможности других в предстоящей работе.

2. Работа над сценарием (определение сюжетной линии; сверка продолжительности; разбивка на блоки, на которые между эпизодами включаются моменты мотивации; подбор эпизодов мотивации; анализ возможных изменении мотивации).

3. Репетиции программы (разводка по мизансценам; заучивание реплик; работа с реквизитом; адаптация к месту проведения мероприятия). Одна из особенностей массового мероприятия заключается в том, что его нельзя прорепетировать в целом.

4. Проведение мероприятия . Представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью данного мероприятия. Быстрота ориентировки даёт специалистам возможность не растеряться в непредвиденной ситуации при неожиданной реакции зрителей.

5. Анализ мероприятия . Завершающий этап работы, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность. Качество анализа проведённого мероприятия во многом зависит от качества подготовки последующего мероприятия. Анализ мероприятия завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков в последующей деятельности.

Культурно-массовая работа
Одним из важнейших направлений воспитательной работы является развитие творческого потенциала сотрудников и организация досуга в не служебное время. Для этого создаются культурно-досуговые центры (КДЦ).
Целью деятельности КДЦ является:
развитие творческого начала личности, содействие формированию интереса к системе творческих объединений, к участию в смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках и т.д.
Задачи КДЦ:
. удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
. организация досуга;
. создание локальной культуры правоохранительных органов, спо-собствование укреплению его имиджа на всех уровнях;
. создание программы вторичной занятости сотрудников правоох ра-нительных органов;
. реализация и укрепление взаимодействия правоохранительных ор-ганов, других общественных организаций, клубов и объединений, а также содействие их работе и развитию.
В результате реализации культурно-массовой работы с сотрудниками правоохранительных органов должны быть сформированы такие качества личности как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские и организационные качества.
Деятельность КДЦ реализуется по следующим направлениям:
. Организация праздничных мероприятий.
. Организация соревнований.
. Организация творческих конкурсов.
. Организация экскурсий, посещение театров, концертов, выставок.
Таким образом, целями и задачами культурно-массовой работы является:
1. Поднятие культурного уровня сотрудников в целях формирования у них нравственных, духовных, культурных ценностей и потребностей, а также этических норм поведения в обществе.
2. Развитие и стимулирование художественной самодеятельности среди сотрудников.
3. Создание условий для творческой самореализации сотрудников че-рез художественную самодеятельность и культурно-массовую работу.
4. Создание единого административного аппарата способного скоординировать и оптимизировать взаимодействие командования органов со всем спектром творческих коллективов сотрудников.
5. Информационная, организационная и административная поддержка, как существующих творческих коллективов сотрудников, так и вновь создающихся.
6. Участие творческих коллективов сотрудников и отдельных исполнителей в фестивалях и конкурсах.
7. Организация культурного досуга сотрудников через массовые мероприятия, в проведении которых принимает участие большое число самих сотрудников.
8. Организация и проведение концертов и творческих встреч с сотрудниками профессиональных коллективов и исполнителей. 1

В статье рассматриваются преимущества и недостатки культурно-массовых мероприятий, как одного из способов адаптации иностранного студента к новой среде, а также описываются основные проблемы, возникающие на пути организации тех или иных мероприятий. Актуальность работы заключается в поиске эффективных способов и методов максимально благоприятного погружения иностранного студента в новую образовательную и социально-культурную среду. Цель исследования раскрыть все стороны культурно-массовой деятельности, как одного из наиболее эффективных методов социальной адаптации иностранного студента. В работе использовались методы наблюдения, непосредственного включения в организацию мероприятий для иностранных студентов, метод сбора информации (интервью, фото-видео-репортаж, участие в подготовке к мероприятию), сравнительный метод. Выводы в статье приводятся в качестве наглядных примеров и статистических данных на основе лично проделанной работы с иностранными студентами.

1. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга / ЭВ. Соколов. – Ленинград: Лениздат, 1997 – 207 с.

Развитие культурно-массовой деятельности всегда было неразрывно связано с развитием общества. В течение времени менялись требования и формы проведения культурных мероприятий; на смену старой моде приходило новое. История культурно-массовой деятельности насчитывает тысячелетия в своем развитии. Проводить массовые праздники и концерты было популярно уже с давних времен: Древняя Эллада, карнавалы, средневековые мистерии, театрализованные шествия, празднества французской революции, русские народные гуляния - все это огромный опыт, который и теперь используется в современных массовых формах культурно-массовой деятельности. Культурно-массовые мероприятия являлись и являются зеркальным отражением настроения и атмосферы в той или иной среде, обществе.

Основная функция культурно-массовых мероприятий заключается в формировании гуманистических и духовных качеств личности, обеспечение преемственности и связи поколений, межкультурной связи. Известный российский ученый, философ, профессор Санкт-Петербургского Университета Культуры Эльмар Владимирович Соколов пишет: «Обе стороны процесса культурной преемственности - передача и усвоение культуры - взаимообусловлены. Молодое поколение, чтобы нормально жить, развиваться, удовлетворять свои потребности, должно прилагать усилия для овладения культурным богатством общества. Культурная преемственность осуществляется не автоматически. Для того, чтобы она происходила успешно, нужны усилия, необходима организация стройной и внутренне согласованной системы воспитания и образования, основанной на научном изучении форм, методов, направлений и механизмов развития личности» . Массовые формы культурно-досуговой деятельности имеют большое значение, как художественно-педагогическая система, имеющая свои цели и задачи.

Работая с иностранными студентами в культурно-массовой деятельности, ответственный руководитель должен правильно подбирать темы концертов, работать с ведущими над техникой речи и русским языком, стимулировать студентов на предложение своих собственных идей, правильно организовывать внеучебное время студентов, развивать толерантность среди иностранных студентов, помогать сохранять традиции своих стран, обучаясь заграницей. В основе своей культурно-массовая деятельность имеет педагогические функции: развивающую, образовательную и воспитательную.

Культурно-массовая деятельность является обязательной в университете, как основа правильного и здорового погружения иностранного студента в новую социальную среду. Культурно-массовая деятельность осуществляется путем проведения: концертов, национальных конкурсов танца и песни, творческих конкурсов (живопись, фотография, поэзия, проза), заседания круглых столов, волонтерской деятельности, развивающих и обучающих мероприятий и т.д. Иностранный студент, принимая участие в разных видах мероприятий, имеет возможность раскрыть свой талант, отвлечься от учебной деятельности, дать возможность развиваться своим творческим навыкам, а также занять свою нишу во внеучебной деятельности. Рассмотрим основные задачи и положительные стороны культурно-массовой деятельности более подробно и в интересах иностранных студентов ИМОЯК:

1. Развитие творческого потенциала студента.

2. Повышение уровня владения русским языком.

3. Воспитание и поддержание патриотических чувств и настроений среди студентов (День независимости Монголии, День образования КНР, День независимости Африканских стран, День освобождения на Юге Вьетнама)

4. Возможность продолжать заниматься творчеством за пределами родной страны.

5. Воспитание толерантности среди студентов разных стран мира («Международный день студентов»).

6. Возможность проявить организационные способности.

7. Возможность самовыражения посредством собственных поэм, стихотворения, рассказов и сценариев.

8. Возможность получать бонусы в виде поощрительных наград, повышенных стипендий для иностранных студентов, участвующих в культурно-массовой деятельности и имеющих награды в той или иной области (пение, танцы, театр, фотография, живопись и т.д.)

9. Возможность стать востребованным и авторитетным среди других студентов, а также среди других университетов, получить некий статус и перспективы (всероссийские конкурсы, конкурсы с последующим участием за границей, оплачиваемые конкурсы и т.д.)

10. Правильное, полезное и интересное проведение внеучебного времени.

11. Удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Рассмотрим основные мероприятия, проводимые сотрудниками отдела учебной работы и социализации:

1. Национальные праздники: Новый год по Лунному календарю, День независимости Монголии, День образования КНР, День независимости Африканских государств.

Подобные мероприятия проходят с целью укрепления патриотичного духа среди студентов той или иной страны, а также дают в полной мере раскрыться одной культуре для всех остальных: в концертах используются национальные костюмы, декорации, народные песни и танцы, исторические справки. Кроме того, важная функция подобных концертов заложена в развитии дружественных отношений между Россией и другими странами. Поддерживая инициативу иностранных студентов, ТПУ укрепляет и развивает международные отношения и связи.

Творческие конкурсы помогают студентам не только проявлять себя, но и собирать свою команду для участия. Как показывает практика такая команда всегда интернациональная. Конкурсы поддерживают здоровую конкуренцию среди студентов, а также дают возможность обмена опытом.

3. Благотворительные акции («Концерт в Доме Ветеранов», «Акция вьетнамская лапша», «День Победы»)

Мероприятия, предполагающие безвозмездное и бескорыстное участие студентов развивают чувство долго и совести. Благотворительные акции направлены на сбор материальных и нематериальных средств, иностранные студенты могут помогать не только своим соотечественникам, но и проявить заботу о другом народе. Участвуя в акциях на волонтерских началах, студенты, как правило, в последующем стараются быть более открытыми к проблемам других, организовать собственные акции.

Культурно-массовая деятельность имеет достаточно положительных сторон, чтобы по праву считаться важной и необходимой для гармоничной социализации иностранного студента в стенах ТПУ. Однако существует ряд проблем, связанных с участием студентов в тех или иных мероприятиях. Самая распространенная проблема это преувеличение роли культурно-массовых мероприятий по сравнению с учебной деятельностью. Студент может находить участие в том или ином концерте более важным, нежели участие в научно-практической конференции, однако Томский политехнический университет является национально-исследовательским и главные задачи, на которые должен ориентироваться любой студент - приобретение знаний путем исследовательской деятельности. Не менее актуальной проблемой является проблема распределения времени на занятия творчеством и учебную деятельность. Участие в подготовке к мероприятию (в особенности, если это концерт в Международном культурном центре), требует достаточно сил и времени, в связи с чем студент становится перед выбором: делать домашнее задание или пойти на репетицию. Чаще всего выбор падает на второе. Кроме того среди основных проблем можно выделить проблему материальной ценности, то есть любое культурно-массовое мероприятие в той или иной мере требует материальных затрат - будь то костюм для респектабельного вида на сцене, заканчивая специально сшитыми на заказ национальными одеждами и атрибутикой. Студенты вкладывают собственные средства в организацию мероприятия, стараясь как можно эффектнее выделиться, далее возникает вопрос: кто должен возмещать затраченные средства? Институт всегда оказывает посильную и адекватную материальную поддержку, однако инициатива студентов иногда превосходит данные материальные компенсации. В качестве серьезной проблемы можно отметить желание Землячеств проводить национальные праздники исключительно среди себе подобных наций и исключительно на своем родном языке. Отношение преподавателей и руководителей подразделений не всегда является положительным относительно культурно-массовой деятельности и занятости в мероприятиях студентов.

Для более наглядного примера рассмотрим культурно-массовую деятельность в цифрах:

Ежегодно отдел учебной работы и социализации ИМОЯК организовывает 13 культурно-массовых мероприятий широко масштаба.

Участие в каждом мероприятии принимают не менее 30 студентов из разных стран мира.

Мероприятия, проводимые в Международном культурном центре ТПУ, собирают более 250 зрителей.

За время одного учебного года иностранные студенты завоевывают более 45 призовых мест в разных конкурсах и фестивалях.

Словарный запас русского языка иностранного студента увеличивается после одного мероприятия в среднем на 30-40 слов (и больше).

Подводя итог, стоит отметить, что культурно-массовые мероприятия, проводимые Институтом международного образования и языковой коммуникации отмечены дипломами разной степени, иностранные студенты неоднократно становились лауреатами и призерами не только внутривузовских конкурсов, но и городских, и даже Всероссийских. Каждое мероприятие требует высокой самоотдачи, выходя на сцену Международного культурного центра ТПУ иностранный студент понимает, что представляет свою страну и несет за это личную ответственность.

Культурно-массовая деятельность имеет положительное влияние на иностранных студентов только в том случае, если ответственный за данный сектор грамотно организует мероприятие.

Библиографическая ссылка

Кирилова Ю.С. КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ СПОСОБОВ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 5-4. – С. 670-672;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7193 (дата обращения: 10.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»