Философия и общественные науки в Новое, и Новейшее время. Презентация на тему "философия и общественные науки в новое и новейшее время"


Эпоху, пришедшую на смену Средневековью, не случайно назвали Новой. Она принесла с собой глубокие перемены во все сферы жизни общества. Стало формироваться и новое понимание общества и человека в нем. Сначала оно складывалось в рамках философских течений, позднее появились собственно общественные науки, изучающие отдельные стороны жизни общества: социология, политология, экономическая теория и др.

КРИЗИС СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ


  • Постепенно начинает формироваться новое понимание общества и человека в нем.
  • На смену религии начала приходить наука.
  • Распространение гуманизма - исторически изменяющейся системы воззрений, признающей ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающей благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Первые мыслители , разрушившие каноны Средневековья:

  1. Р. Бэккон пришел к мысли о необходимости более четкого разграничения разума и веры. Философ считал, что приобретение нового знания связано скорее с опытом, чем с опорой на авторитет Священного Писания.
  2. У. Оккам утверждал, что реальность Бога нельзя установить логическими средствами (к этому стремился, в частности, Ф. Аквинский), нельзя его познать и через чувственный опыт; единственный путь к Богу — это вера.
  3. М. Лютер считал, что вера не только единственная, но прямая и непосредственная связь с Богом. Церковно-обрядовое понимание спасения было подвергнуто критике. Из курса истории вы знаете, что этот период пересмотра взглядов на роль церкви в спасении души верующего получил название Реформация.

ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВО: НОВЫЙ ВЗГЛЯД

Исходным пунктом рассуждений философов Возрождения и Нового времени об устройстве общественной жизни выступает уже не столько общество как целое, сколько отдельный человек, индивид, который в основе своей эгоистичен. Чтобы обуздать его эгоизм, требуется внешняя сила, которая и приходит в лице государства.

Мыслители :

  1. Н. Маккиавелли Макиавелли создал своего рода учение о механике правления. Целью политики он считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Таким образом, он стоит выше морали и права.
  2. Т. Гоббс исходил из того, что общество и государство должны быть поняты рационально, с научных позиций. Природа человека неизменна, внеисторична. Начало государству кладет общественный договор, который основывается на том, что каждый отказывается от своей свободы в пользу государства. Основанное на договоре и поддерживаемое силой государство — основа жизни общества.
  3. Дж. Локк пришел к выводу о нецелесообразности такой концентрации верховной власти в одних руках либо в одном органе. Локк выдвинул идею разделения законодательной и исполнительной власти.
  4. Ш. Монтескье сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой ветви власти — судебной. Так оформилась и постепенно утвердилась в общественном сознании важнейшая политико-правовая мысль новой эпохи — идея разделения властей. В дальнейшем она нашла практическое воплощение в конституциях многих стран Запада и стала основой политического устройства современных государств.

ПРОСВЕЩЕНИЕ: ВЕРА В РАЗУМ И ПРОГРЕСС

Основные идеи:

  • Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство.
  • Верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания, факты - единственный материал для разума.
  • Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека.
  • Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.

Мыслители :

  1. Ж-Ж. Руссо разделял многие идеи просветителей, но в то же время по ряду важных вопросов выдвигал собственные. Как и просветители, Руссо считал человека добрым по природе. Он считал, что проникающее в сознание и поступки людей зло связано не с их невежеством, а с самой цивилизацией: городская жизнь и науки извращают то естественное, что есть в человеке.

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Мыслители :

  1. А. Смит стал основоположником классической политической экономии. Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности.
  2. О. Конт стремился отделить научное исследование общества от «философских спекуляций», призывал изучать реальные факты общественной жизни. Конт ввел понятия «социальная статика» (состояние общества, его основные структуры) и «социальная динамика» (общественные изменения). Основным фактором развития он считал духовный рост, но при этом не исключал влияния климата, принадлежности к расе, темпов прироста населения и других факторов.
  3. Г. Спенсер первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры. Он выдвинул и обосновал идею об усложнении общественной организации с развитием человечества. Находясь под влиянием учения Ч. Дарвина, Спенсер попытался использовать идею естественного отбора к обществу. Он считал, что преимущества в этой «борьбе за выживание» имеют те, кто наиболее развит в интеллектуальном отношении.

Эпоху, пришедшую на смену Средневековью, не случайно назвали Новой. Она принесла с собой глубокие перемены
во все сферы жизни общества. Стало формироваться и
новое понимание общества и человека в нем. В этот период было выдвинуто много новых идей, оригинальных подходов, призванных помочь глубже осмыслить общественную реальность.

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе

На уроках истории мы узнали, что мировоззрение европейцев в Средние века полностью определялось христианством. Философия была призвана подтверждать религиозные истины, не случайно ее называли «служанкой богословия».

Средневековье имело своих титанов мысли.

К их числу следует отнести в первую очередь

Августина (354—430 гг.),

создавшего учение о «Божьем Граде и Граде Земном»


Своего рода синтез учения Аристотеля и христианства

предложил другой выдающийся мыслитель той эпохи

Фома Аквинский (1225(26)—1274 гг.).

Благодаря разуму человек в состоянии распознавать

универсальные сущности в вещах.



Первые удары по средневековому образу
мышления нанесли те, кто совсем
не желали подрывать духовный

францисканцы Р.Бэкон (1214—1292 гг.)

и У. Оккам (1285—1349 гг.).

Бэкон пришел к мысли о необходимости более четкого разграничения разума и веры, что неизбежно вело к ослаблению зависимости классической философии от теологии.
У. Оккам утверждал, что реальность Бога нельзя установить логическими средствами, нельзя его познать и через чувственный опыт; единственный путь к Богу — это вера.

Новую брешь в традиционных представлениях
пробили М. Лютер (1483—1546 гг.)
и его сторонники. Вера не только единственная,
но прямая инепосредственная связь с Богом.

Церковно-обрядовое понимание спасения было
подвергнуто критике.

Развитие эмпирических исследований привело
вскоре к исключительным успехам в области
науки. Н. Коперник предложил новую
астрономическую модель с Солнцем

в центре планетной системы.

Огромный вклад в развитие математики и
естествознания внесли Г.Галилей и И. Ньютон.
Наука, становится верховным

авторитетом в вопросах истины. Поиски более
светских обоснований захватили и философские
исследования, направленные на осмысление
общества и его институтов.

Политика и государство: новый взгляд

Исходным пунктом рассуждений философов Возрождения и Нового времени об устройстве общественной жизни выступает уже не столько общество как целое, сколько отдельный человек, индивид, который в основе своей эгоистичен. Чтобы обуздать его эгоизм, требуется внешняя сила, которая и приходит в лице государства.

Именно из этих посылок исходят такие
мыслители, как Н. Макиавелли (1469—1527 гг.).

Макиавелли создал своего рода учение

о механике правления. Целью политики он считал
приход к власти и ее сохранение, создание стабильного
государства. Суверенный государь сам устанавливает
законы и моральные нормы.
Таким образом, он стоит выше морали и права.

Другой английский философ — Дж. Локк (1632—1704 гг.),

развивавший идеи Гоббса, пришел к выводу о

нецелесообразности такой концентрации верховной
власти в одних руках либо в одном органе.
Локк выдвинул идею разделения законодательной
и исполнительной власти.


Позднее французский философ Ш. Монтескье (1689—1755 гг.)

сделал вывод о необходимости выделения третьей
независимой ветви власти — судебной.
Так оформилась и постепенно утвердилась
в общественном сознании важнейшая
политико- правовая мысль новой эпохи —
идея разделения властей.




Просвещение: вера в разум и прогресс

Яркий период, вошедший в историю как эпоха Просвещения, выдвинул целую плеяду выдающихся мыслителей. Философы-просветители возвышали человека.


«Из всех живых существ человек наиболее совершенен»,

— утверждал французский философ Вольтер (1694— 1778 гг.).

Философы того времени полагали, что люди по своей природе добры и стремятся не столько к блаженству в загробном мире, сколько к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. И эта цель достижима при опоре на науку и просвещение. Последнее поможет преодолеть существующие в обществе суеверия, невежество, нетерпимость. Просвещенные, образованные люди неизбежно становятся и более нравственными. Сама возможность для общества перейти в новое, лучшее состояние говорит о прогрессивном характере общественного развития. Таким образом, взгляд на общественно-исторический процесс вновь изменился: от идеи круговорота к постулату о линейном движении общества по основным вехам библейской истории, а затем к тезису о поступательном движении человечества к развитому обществу.


Особо следует сказать о взглядах французского

философа Ж.-Ж. Руссо (1712—1778 гг.), который

разделял многие идеи просветителей, но в то же

время по ряду важных вопросов выдвигал собственные.

Как и просветители, Руссо считал человека добрым по природе. Он считал, что проникающее в сознание и поступки людей зло связано не с их невежеством, а с самой цивилизацией: городская жизнь и науки извращают то естественное, что есть в человеке.

Становление общественных наук

Многие столетия, как уже отмечалось, взгляды на общество, на природу формировались в рамках философии. В XVII в. естественные науки обрели самостоятельный статус. В конце XVIII—XIX в. шло становление научного обществознания.

Экономическую теорию на научном уровне

впервые изложил в своих трудах английский философ,

экономист А. Смит (1723—1790 гг.).

Он исследовал влияние разделения труда на эффективность

производства, развил идею о труде как главном источнике

общественного богатства, обосновал теорию стоимости.


Термин «социология» ввел Конт (1798—1857гг.).

Он стремился отделить научное исследование

общества от «философских спекуляций», призывал

изучать реальные факты общественной жизни.

Справедливое общество и пути к нему

Немало мыслителей выдвигали свои проекты идеального общественного или государственного устройства. В предыдущем параграфе речь шла о «правильном государстве» Конфуция и идеальном государстве Платона.
Идеи вторых основоположники марксизма назвали утопическим социализмом за то, что путь к новому обществу, по мнению французских философов, лежал через развитие производства, науки, просвещения народа.

Марксисткое учение об обществе

Из курса истории мы знаем, какие значительные изменения во всех сферах жизни произошли в государствах, вступивших в индустриальную (капиталистическую) стадию развития. Свое теоретическое объяснение этим трансформациям, свой прогноз относительно тенденций дальнейшего общественного развития дали К. Маркс (1818—1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820—1895 гг.).
Производительные силы и производственные отношения образуют в совокупности способ производства, который служит основой общественно-экономической формации. Производственные отношения— это базис общества, определяющий его надстройку: государственный строй, правовые формы, политические, философские теории, нравственные установки, религиозные воззрения.
Классики марксизма полагали, что на смену капитализму должна прийти новая формация — коммунистическая, основанная на общественной собственности, подлинно справедливом распределении материальных благ (сначала «по труду», а затем «по потребностям»). «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством к жизни, а сам станет первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет преодолеть узкий горизонт буржуазного права и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый — по способностям, каждому — по потребностям!»



В. И. Ленин (1870—1924 гг.), в отличие от социалистов

- утопистов, считали, что только острое классовое

противоборство, социальная революция могут

открыть дорогу к новому строю.

Социально-философская мысль XX в.

Марксистское учение стало одним из наиболее влиятельных в XX столетии. При этом оно существовало как в радикальном варианте, сторонники которого особое значение придавали его революционным аспектам, так и в более умеренном, реформистском виде. Первой трактовки марксизма придерживались российские революционеры во главе с Лениным, вторую точку зрения исповедовали западноевропейские социал-демократы. Помимо новых «версий» марксизма, в западном обществознании появился и получил развитие ряд теорий общественного развития.
Одним из направлений общественной мысли стал технократизм. Его сторонники исходят из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступают техника, производственные технологии.




Идеи технократизма отражены в трудах

американского экономиста Дж.Гэлбрейта.

Появление компьютерной техники вызвало новый всплеск интереса к технократическим идеям. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии обусловило варварское отношение к природе и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль таких важных сторон в жизни общества, как духовная культура.
Влиятельным философским направлением в XX в. стал экзистенциализм. Его сторонники видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться. Вместе с тем человек в состоянии выйти за отведенные ему временем, конкретной ситуацией пределы и стать свободным. Свободу можно обрести направленностью своей жизни на нечто, выходящее за границы диктующей свои правила ситуации.
Из этой темы, мы можем вывести несколько основных понятий и терминов: гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, марксизм, технократизм, экзистенциализм;
социальная статика, социальная динамика.

Cлайд 1

Повторение домашнего задания Эссе. Древнегреческая философия Вопросы 1-5 на с. 24.

Cлайд 2

Домашнее задание §3 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 37, ответы письменно, Тест «»

Cлайд 3

Cлайд 4

1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Средневековье - это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии «Философия – служанка богословия» Её основная функция - истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога VIII-XV века – господствует схола стика (греч. σχολαστικός - учёный школьный) - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Основные проблемы Вера и знание Доказательство бытия Бога

Cлайд 5

1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Аврелий Августин (354-430) Учение о соотношении свободы воли человека, божественной благодати Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога. Главная цель человека - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви

Cлайд 6

1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Фома Аквинский (1225-1274) Индивидуальность человека - личностное единство души и тела Конечная цель жизни человека - достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире По своему положению человек - промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий - он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы - разум

Cлайд 7

1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Роджер Бэкон (1214-1292) 1. Считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. 2. Выделил три способа познания: веру - религия, рассуждения - философия; опыт - наука. Уильям О ккам (1285-1349) Реальность Бога нельзя установить логическими средствами или через чувственный опыт; 2. Единственный путь к Богу – вера.

Cлайд 8

1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Мартин Лютер (1483-1546) Sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией); 2. В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога 3. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного. 4. Священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру»

Cлайд 9

1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Гуманизм - европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV в., существовало до середины XVI в. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека. Человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой Теоцентризм Антропоцентризм

Cлайд 10

2. Политика и государство: новый взгляд Никколо Макиаве лли (1469-1527) В основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели 2. Лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители 3. Н. Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности

Cлайд 11

2. Политика и государство: новый взгляд Томас Гоббс (1588-1679) Гоббс - один из основателей «договорной» теории происхождения государства. Государство - результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». 2. Гоббс - сторонник монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа 3. Основой нравственности он считал «естественный закон» - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Человеческие добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует достижению блага

Cлайд 12

2. Политика и государство: новый взгляд Джон Локк (1632-1704) Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора 2. Теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону) 3. Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную 4. Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы

Cлайд 13

2. Политика и государство: новый взгляд Шарль Монтескье (1689-1755) Свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами» 2. Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью. 3. Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. «Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах. В первом случае они равны, потому что они - все, во втором - потому, что они ничто»

Cлайд 14

3. Просвещение: вера и разум Вольтер (1694-1778) Эпоха Просвещения - интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма, Возрождения и рационализма начала Нового времени Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни По социальным воззрениям Вольтер - сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять» Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом

Cлайд 15

3. Просвещение: вера и разум Жан-Жак Руссо (1612-1778) Государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. 2. Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона 3. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства 4. Руссо считал человека добрым по природе. Цивилизация пагубно сказывается на человеке

Cлайд 16

4. Становление общественных наук Адам Смит (1723-1790) В конце XVIII-XIX в. шло становление научного обществознания Отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества («невидимая рука рынка») Таким образом производителей рынок «подталкивает» к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества К основным условиям экономического процветания Смит относил господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы

Cлайд 17

4. Становление общественных наук Огюст Конт (1798-1857) XIX век – зарождение социологии 1. Стремился отделить научное исследование общества от «философских спекуляций», призывал изучать реальные факты общественной жизни 2. Основным фактором развития он считал духовный рост, но при этом не исключал влияния климата, принадлежности к расе, темпов прироста населения и других факторов 3. Назначение государства - «объединять частные силы для общей цели»

Cлайд 18

4. Становление общественных наук Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) Первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры 2. Выдвинул и обосновал идею об усложнении общественной организации с развитием человечества 3. Считал, что преимущества в «борьбе за выживание» в ходе естественного отбора имеют те, кто наиболее развит в интеллектуальном отношении. 4. Важнейший принцип его социологии - уподобление общества организму

Предварительный просмотр:

Вариант I

1. Кто из мыслителей развивал теорию общественного договора?

а) А.Смит, Р.Оуэн, Т.Гоббс в) А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн

б) Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Монтескье г) Т.Мор, Маркс, Ф.Энгельс

2. Кто выдвинул идею разделения законодательной и исполнительной власти?

а) Т.Гоббс б) Т.Мор в) Т.Кампанелла г) Дж.Локк

3*. Какие взгляды на общественный договор высказывал Дж.Локк?

а) причиной перехода к гражданскому обществу считал необходимость защиты естественных прав человека

б) естественное состояние общества характеризовал как «войну всех против всех»

в) причиной перехода к гражданскому обществу определял стремление установить мир

г) правительство, не соблюдающее общественный договор, незаконно, что даёт право гражданам на его смещение (но не в революционных формах)

д) идеалом государственного устройства после заключения общественного договора считал неограниченную власть монарха

е) являлся сторонником неограниченной монархии, полагал, что государство должно следовать законам

ж) утверждал, что личность обладает естественными и неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу, собственность

з) считал, что народ, заключив общественный договор не может и не должен претендовать на ограничение власти монарха, что воля монарха – высший закон

а) Августин б) У.Оккам в) Ф.Аквинский г) М.Лютер

5*.Французские философы-просветители считали, что

а) критерием прогресса является развитие науки, культуры, разума, просвещение народа

б) первоосновой общественного развития является производственная деятельность людей

в) единство мира определяется не Божественным началом, а развитием человеческого разума

г) общество неуклонно движется по пути, ведущему к основанному на законе и разуме порядку

д) дорогу к новому обществу откроет только социальная революция

6. Кем впервые был введен термин «социология»?

а) Т.Мором б) О.Контом в) К.Марксом г) Р.Бэконом

7. Соотнесите начало и завершение фраз, принадлежащих А.Смиту

1) «первой ценой, первоначальным платёжным средством, каким было заплачено за все вещи был … а) …разделения труда»

2) «колесо обращения – это … б) …труд»

3) «общество возникает из … в) …деньги»

8. По мысли Смита, частный интерес и общее благо обеспечивает «невидимая рука». Что понимал он под нею?

а) государственное регулирование в) свободную конкуренцию

б) естественные рыночные механизмы г) государственное распределение

9.Производительным трудом А.Смит считал

а) труд наёмных рабочих в) труд наёмных рабочих и крестьян

б) труд всех работников, занятых в производстве г)труд наёмных рабочих и буржуазии

10*. Какие взгляды на предмет социологии выражал Г.Спенсер?

а) объектом изучения социологии считал факты общественной жизни

б) попытался использовать идею естественного отбора к обществу

в) разделил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику

г) считал основным фактором развития духовный рост

д) использовал понятия системы, института, структуры применительно к обществу

е) выдвинул идею об усложнении общественной организации с развитием человеческого общества

11. Т.Мор назвал книгу об идеальном государственном устройстве

а) «Город Солнца» в) «Утопия»

б) «О духе законов» г) «Государство»

12. Какая идея является общей для всех социалистических учений

а) идея диктатуры пролетариата в) идея социалистической революции

б) идея равенства г)

13. Назовите имя социалиста-утописта, который попытался на практике реализовать свои идеи

а) Р.Оуэн б) Т.Кампанелла в) А.Сен-Симон г) Ш.Фурье

14. Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, называется в марксистской теории

а) политической надстройкой в) цивилизацией

б) общественно-экономической формацией г) экономическим базисом

15. По мысли К.Маркса система общественных отношений определяется

а) отношениями обмена в) отношениями распределения

б) отношениями собственности г) отношениями планирования

16*. К.Маркс сформулировал следующие законы общественного развития

а) о решающей роли материального производства в жизни общества

б) об определяющем воздействии экономического базиса на всё многообразие надстроечных явлений

в) об историчности существования человека

г) об особой роли в обществе людей, владеющих научно-техническими познаниями

д) о неизбежности перехода от одной общественно-экономической формации к другой

17. Закончите определение: «Направление в марксизме, сторонники которого доказывали, что путь к социализму лежит через отказ от разжигания классовой борьбы – это …»:

а) легальный марксизм в) ревизионизм

б) ленинизм г) реформизм

18. Какое положение является главным в теории технократизма?

а) неизбежность подчинения биологических, природных факторов жизни общества компьютерной технике

б) особая роль людей, владеющих научно-техническими знаниями, - технократов

в) признание труда главным источником общественного богатства

г) историчность существования человека, необходимость считаться с определенной ситуацией

19**. Приведите в соответствие названия работ и их авторов

1) «Государство» а) Аристотель

2) «Политика» б) Т.Кампанелла

3) «О гражданине» в) К.Маркс

4) «Исследование о природе и причинах богатства г) Т.Мор

Народов»

5) «Город Солнца» д) А.Смит

6) «Утопия» е) Т.Гоббс

7) «Об общественном договоре» ж) Ж.Ж.Руссо

8) «Капитал» з) Платон

20**. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания

1) Конфуций 2) В.И.Ленин 3) Т.Гоббс

а) «…дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно»

б) « …без революционного насилия невозможно сломить сопротивление эксплуататоров»

в) «нельзя отрицать, что естественным состоянием людей до образования общества была война, и не только война, но война всех против всех»

г) «будь великодушен, не делай другим того, чего себе не желаешь»

д) «возьмите определенную ступень развития общества, обмена и потребления, и вы

Получите определенный общественный строй»

е) «верую, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить»


Философия и

общественные науки

в Новое и Новейшее время

Обществознание 10 класс профильный уровень 7-9 уроки

Составила: Масленникова Г.В.

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №2» г.Усолье-Сибирское

План урока:

  • Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
  • Политика и государства: новый взгляд.
  • Просвещение: вера в разум и прогресс.
  • Становление общественных наук.
  • Справедливое общество и пути к нему.
  • Марксистское учение об обществе.
  • Социально-философская мысль XX в.

Два периода философии

Средневековья

«Патристика»

(IV-VIII в.) - от лат. Pater – отец.

«Схоластика» (VI- XVв.)

– «школьная

философия»)

Система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства

Постепенно соединила теологию и философию. Ее целью было рациональное, опирающееся нам доводы разума обоснование веры.

Средневековая философия Патристика
  • Философское осмысление христианской догматики
    • Проблема триединства Бога
    • Проблема Боговоплощения
    • Проблема иконопочитания
  • Проблема теодицеи
    • Зло как недостаток блага
    • Иллюзия зла как следствие абсолютизации частной точки зрения
    • Зло как злоупотребление свободой воли
  • Философия истории
    • Смена цикличной парадигмы линейной
    • История как мистическая драма

Известные деятели

Патристика

Схоластика

Климентий Александровский

Григорий Нисский

Августин Блаженный

Иоанн Златоуст

Альберт Великий

Бренсис Бэкон

Фома Аквинский

Сигер Брабантский

Патристика

Карфаген

Александрия

Константинополь

Иерусалим

Схоластика

Баньореджо

Лауинген

Лумеллоньо

Патристика

  • Августин. Против академиков.
  • Августин. О порядке.
  • Августин. Исповедь.
  • Августин. О граде Божием.
  • Боэций. Комментарии к Порфирию.
  • Боэций. Утешение философией.
  • Псевдо-Дионисий. Ареопагитики:
    • Об именах Божиих
    • Таинственное богословие
    • О небесной иерархии
    • О церковной иерархии
  • Иоанн Дамаскин. Источник знания:
    • Диалектика
    • Точное изложение православной веры

Основные сочинения

Аврелий Августин

Иоанн Дамаскин

Северин Боэций

Псевдо-Дионисий

Схоластика

  • Ансельм. Монологион.
  • Ансельм. Прослогион.
  • Абеляр. Да и Нет.
  • Абеляр. Логика «для начинающих».
  • Абеляр. Теология «Высшего блага».
  • Пётр Ломбардский. Сентенции.
  • Фома Аквинский. Сумма против язычников.
  • Фома Аквинский. Сумма теологии.
  • Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
  • Оккам. Сумма логики.
  • Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий.
  • Оккам. Quadlibeta.

Основные сочинения

Ансельм Кентерберийский

Дунс Скот

Фома Аквинский

Пьер Абеляр

Особенности Средневековой философии

Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего возглавлялся Бог. Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была признана обслуживать ее интересы (становясь «служанкой» теологии).

Одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат. Creatio – создание), согласно которому Вселенная была сотворена Богом.

В основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат. Providentia – провидение, Божий промысел) – миром управляет божественное провидение.

Основным способом познания мира был признан мистический: познание через божественное откровение. Крупнейшими мыслителями Средневековья по праву считаются Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский (1225-1274)

Аврелий Августин

Разработал теорию гармонии веры и разума. Согласно ей человек может приобщаться к вере посредством нерациональных источников: чувств, желаний, воли. Возможен, однако, и другой путь к религии – через мышление, философствование (так называемый рациональный). Абсолютное предпочтение Аврелий Августин отдавал нерациональным источникам, считал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами. Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но не в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание мыслителя: «Верую, чтобы понимать».

Фома Аквинский

Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры разума внес Фома Аквинский. Его учения составляет основу официальной доктрины католической церкви. Фома Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, кроме того некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Он приводил 5 доказательств существования Бога:

первое доказательство: в мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог;

второе доказательство: бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей; значит, должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог;

третье доказательство: мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закон мог быть только Бог;

четвертое доказательство: мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог;

пятое доказательство: мир един, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог.

Вопросы и задания к тексту
  • Дайте характеристику средневековой философии.
  • Какие два периода можно выделить в философии Средневековья?
  • Какие особенности отличают средневековую философию? Дайте характеристику и проанализируйте взгляды Аврелия Августина.
  • Дайте характеристику и проанализируйте взгляды Фомы Аквинского.
  • Что объединяет два средневековых периода?
  • Как в целом изменились взгляды на человека в период Средневековья?
  • Кто и как нанес удары по средневековому образу мышления? Какую роль в развитии философии сыграл М. Лютер?
  • Какие изменения привнесла эпоха Возрождения? Какие последствия это имело?
Средневековые представления о человеке и общество и их кризис

Античность

Культ красоты человека

Средневековье

Религиозная философия

Отрицание

Два периода в философии Средневековья

«Патристика»

«Схоластика»

Августин (354-430) «Без веры нет знания, нет истины»

Фома Аквинский (1226-1274) . Бог. Мир неподвижен. Вера-разум.

Кризис средневековой философии Удары по ней нанесли:

Р.Бэкон (1214-1292) Разум не есть вера

У. Оккам (1285-1349) Реальность Бога нельзя доказать

(1483-1546) Критика церкви

Последствия

Гуманизм

Успехи в развитии наук, поиски светских обоснований

Н. Макиавелли

Н. Макиавелли в своих трактатах «Государь» (1513) и «Размышлении; о первой декаде Тита Ливия» (1520) различал понятия «общество» и «государство». Обозначая государство термином «stato», он рассматривал его как политическую форму организации общества.

Целью политики философ считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Монарх стоит выше морали и права.

Макиавелли отделил политику от морали. Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом».

Н. Макиавелли
  • Политика, по мнению Н. Макиавелли, не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, no H. Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике.
Английские философы

Теория общественного договора

война всех против всех

Часть прав государству,

чтобы остальные сох-

ранить за собой

Общественный договор отрицал.

Идея разделения властей на зако-

нодательную и исполнительную

Шарль Луи де Монтескьё Вопросы и задания к тексту - Какие изменения произошли в рассуждениях эпохи Возрождения и Нового времени? - Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Н. Макиавелли.

  • Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Т. Гоббса.
  • Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Политика и государство: новый взгляд Исходные рассуждения

Гумманизм

Гармоничность человека

Возрастание роли государства

Философы

Н.Макиавелли

Ш.Монтескье

Учение о механике, теория «общественного договора, разделение властей»

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Французский философ Франсуа Мари Аруэ Вольтер утверждал, что «Из всех живых существ человек наиболее совершенен». Он критикует peлигиозные воззрения и требует религиозной свободы. Источниками религии, по его представлениям, являются невежество, фанатизм и обман. Вольтер понимал человека как существо общественное. Он утверждал, что люди должны стремиться не к загробному миру, а к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. Эта цель достижима при опоре на науку и просвещение.

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Он мечтает о просвещенном правителе.

Вольтер выражает одно из основных требований восходящей буржуазии - равенство людей. Но он понимает это равенство лишь как политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества

Жан Жак Руссо

Жан Жак Руссо был представителем самых низших слоев. Он критикует («временную ему цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов. Это не значит, что он отвергает науку и культуру как таковые. «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель».

Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости - утверждает философ. Человек по природе добр. Городская жизнь извращает человека. Отсюда его призыв: назад к природе! Но он не против общества. Он за обновленное общество.

Французские просветители.

Неисчерпаемость разума

и, следовательно общест-

венного прогресса.

Равенство людей

перед законом

и правом.

Человек находится в

гармонии с природой

Рост населения и климат

приводят к соперничест-

ву. Появляется неравен-

Для установления гражданского мира заключается

Общественный договор.

Ф.Вольтер

Вопросы и задания к тексту - Характеристика и анализ взглядов Вольтера. - Характеристика и анализ взглядов Руссо. - Какой вывод о движении общества они сделали? Век Просвещения – философы - просветители Исходные рассуждения

Человек наиболее совершенен!

Достойной жизни – да!

Загробной жизни нет!

Человек добр по природе

Достижения благополучия и богатства в реальной жизни с помощью:

Развития науки

Развития просвещения

Представители философов-просветителей Вывод: От идеи круговорота к постулату о линейном движении общества

Вольтер (1694-1778)

Руссо (1712-1778)

Критика Религии

Идеал- просвещенный государь

Человек добр, зло несет цивилизация

Назад к природе

Сравнительная характеристика экономических учений А. Смит Трудовое общество

Общественные связи между людьми возникают на основе общественного разделения труда.

Источник богатства - стремление человека

к материальному благополучию.

Условия процветания государства:

Частная собственность,

Невмешательство государства в экономику,

Свобода личной инициативы.

Основные классы общества:

Наемные рабочие(заработная плата),

Капиталисты(прибыль),

Крупные землевладельцы(рента),

Столкновения неизбежны!

Огюст Конт, основатель позитивной философии. СПЕНСЕР Герберт (1820 - 1903) - английский философ На пути к научной социологии.

Система наук-

математика-астрономия-физика-

химия-биология-социология

(ввел впервые)

Каждая наука опирается на предшествующую

и оперирует новыми понятиями.

На пути к научной социологии.

Г.Спенсер

Два типа общества-

-«военное»-основано на принуждении

-«промышленное»-добровольное.

Общество не должно поглощать личность!

Общество состоит из 3 систем:

Производящая,

Распределительная,

Регулятивная(социальный контроль

держится на страхе).

Взгляды Адама Смита
  • Общественные связи между людьми на основе общественного разделения труда.
  • Обосновал теорию стоимости, разработал общую теорию рынка.
  • Каждый, работая на себя, вынужден работать на других, и наоборот, работая на других, работает на себя.
  • Следовательно, труд - главный источник общественного богатства.
  • Недостатки общественного разделения труда - усиление односторонности развития людей.
  • Исправить это можно путем введения всеобщего образования.
  • Существует три условия процветания государства:
  • господство частной собственности;
  • невмешательство государства в экономику;
  • отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

Социальная структура общества

Капиталисты

Крупные земельные

собственники

Новые имена в философии

Социология – царица наук.

Изучение законов биологического

развития и законов общественных

явлений, не прибегая к поиску

сверхъестественных причин.

  • «социальная статика»
  • «социальная динамика»
  • Основной фактор развития –

    духовный рост

Эволюция общества. Два типа обществ:

  • «военное»
  • «промышленное».
  • Общество включает три главные

  • Производящая средства для жизни
  • Распределительная
  • Регулятивная
  • Общество не должно поглощать

    личность

Г.Спенсер

«Утопия» Томас Мор «Город солнца» Т.Кампанелла

А.Сен-Симон об этапах развития общества

Первобытность

Рабовладение

Феодальный

сословный строй

Общество индустриалов

идолопоклонство

политеизм

(многобожие)

монотеизм

(единобожие)

мировоззрение

Ш.Фурье об этапах развития общества

  • Периоды, предшествующие производственной деятельности.
  • Раздробленное, обманное, отталкивающее производство варварство, среднее производство, цивилизация, крупное производство.
  • Социетарное, правдивое, привлекательное производство социантизм, простая ассоциация, гармонизм, сложная ассоциация.

Первобытность, дикость

Патриархат,

мелкое производство

Гарантизм,

полуассоциация

Вопросы и задания к тексту

  • В чем вы видите преемственность во взглядах ранних утопистов, Ж.Ж.Руссо и Платона?
  • Что привлекает и что отталкивает вас в нарисованной картине идеального общества?

Справедливое общество и пути к нему

Ранние социалисты-утописты

Т.Мор и Т.Кампанелла

Поздние социалисты-утописты

А.Сен Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн

Мечты о социалистическом

обществе, где:

  • Социальная гармония;
  • Общность интересов всех граждан;
  • Свободный творческий труд;
  • Равноправие;
  • Плановое хозяйство;
  • Распределение по труду;
  • Отсутствие эксплуатации

Остров «Утопия»

«Город солнца»

Ф.Энгельс

Воззрения К.Маркса и Ф.Энгельса

  • Примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
  • Решающая роль материального производства в жизни общества.
  • Необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню производственных сил.

Производственные

Производственные

отношения

Предмет труда

Орудия труда

Средства труда

Люди с их

умениями

Социально-экономическая формация

Надстройка

Экономический базис

Материально-техническая

производства

Рабочая сила как товар

Потребительская

стоимость

Стоимость

Способность в процессе

труда создавать новую

стоимость

Стоимость средств

существования,

необходимых для

удовлетворения

потребностей рабочего

и его семьи

Вопросы и задания к тексту

  • Какие факторы подготовили учение марксизма?
  • Что нового они привнесли в социально-философское учение?
  • О каком обществе они мечтали?
  • Дайте ему характеристику.
  • Возможно ли вообще существование такого общественного устройства?

Предпосылки возникновения

марксизма

Естественно-

Теоретические

Социально-

экономические

Основные положения учения:
  • примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию;
  • решающая роль материального производства в жизни общества;
  • необходимости соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил;
  • определяющее воздействие экономического базиса на всe многообразие надстроечных явлений;
  • неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции.
Коммунистическое общество:
  • Отсутствие различий между умственным и физическим трудом.
  • Труд - первая необходимость.
  • Каждому по способностям, каждому по потребностям!
  • Отсутствие частной собственности.
Социально-философская мысль XX в. Марксистское учение стало одним из популярных в XX в. Но оно существовало в разных вариантах: 1) радикальном - В.И. Ленин стремился убедить партию и массы в неизбежности социалистической революции на новом витке капитализма и ее возможности в России; 2} умеренном, реформистском - Э. Бернштейи. Марксизм и ревизионизм

Вопросы для сравнения

Взгляды основоположников

Взгляды Бернштейна

Сложение пролетариата при капитализме

Тенденция к абсолютному и относительному обнищанию

Медленный, но неуклонный рост жизненного уровня рабочих

Положение средних слоев общества

Все большая поляризация общества, «размывание» средних слоев

Рост числа собственников, разрастание среднего класса

Отношение к демократии

При капитализме носит узко-классовый характер

Создает условия, при которых ни один класс не пользуется политическими привилегиями

Перспективы капитализма

Неизбежная скорая гибель

Капитализм имеет возможности для развития и саморегулирования

Пути перехода к социализму

Социалистическая, революция

Политика частичных реформ

Американский экономист Дж.Гэлбрейт

Основная задача общества, по мысли Гэлбрейта, -развитие производства. При этом реальная власть распределяется между специалистами проиэводства и управления (менеджерами).

Появление компьютерной техники дало новый всплеск технократических идей. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии послужило обоснованием варварского отношения к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль других важных сторон в жизни общества, таких как культура, не учитывают воздействие на человека и социальную сферу биологических, природных факторов.

Эксистенциализм

М.Хайдеггер

Ж.П.Сартр

Вопросы и задания к тексту

  • Какие направления марксизма развиваются в ХХ веке?
  • Дайте им сравнительную характеристику.
  • Охарактеризуйте и проанализируйте технократизм.
  • Охарактеризуйте и проанализируйте экзистенциализм.

Направления Марксизма в ХХ веке

Радикализм

(В.И.Ленин)

Реформизм

(Л.Бернштейн)

Новые направления общественной мысли

Технократизм

Экзистенциализм

Техника – решающий фактор развития

Человек свободен выйти из жизненной ситуации

Техническая цивилизация - прогресс

Прогресс

Экология,

бездуховность

Развитие знаний об обществе Развитие знаний об обществе

Источник теории

Основные положения

Целители нового времени Т. Гоббс;Дж. Локк (XVI-VII вв.)

Теория «общественного договора». Различия во взглядах Гоббса на природу государства. Идея Локка о разделении властей

Философы-просветители Вольтер, ОК. Руссо

Принцип политического равенства людей. Причины появления теории «общественного договора». Идея социального равенства

Теория трудовой стоимости. Основные условия процветания государства. Социальная структура общества. Роль рынка

Социалисты-утописты: Сен-Симон, Фурье, Оуэн

Основные черты идеального общественного строя (социализма). Критика капитализма. Попытка Оуэна на практике реализовать свои идеи. Утопизм их взглядов

Развитие знаний об обществе

Источник теории

Основные положения

О.Конт, Г. Спенсер

Введение понятия «социология». Выделение двух типов общества: «военного» и «промышленного»

К.Маркс, Ф. Энгельс

Законы общественного развития. Теория прибавочной стоимости. Теория социалистической революции. Учение о высшей фазе общественного развития. Дискуссия о роли марксизма в современном мире

Марксисты

Возникновение различных марксистских течений. Реформистское крыло в марксизме. Радикальное направление в марксизме

Западная философия ХХ в.

Теории, рассматривающие решающие факторы общественного развития. Технократическая теория (Гэлбрейт). Теории, определяющие сущность человека и его удел; экзистенциализм (Сартр)

Домашнее задание
  • § 3, выполнить задания